Введение 6
Глава 1. Понятие “креативности”. Креативная среда как фактор психологического воздействия 10
1.1 Креативность как компонент личностного развития человека 10
1.2 Среда как фактор креативности 12
1.3 Креативность в профессиональной деятельности. Все ли могут творить? 16
1) Социально-организационный контекст и креативность 18
2) Физическое пространство и креативность 20
1.4 Вовлеченность в работу как психологический феномен 23
1) Вовлеченность в работу и ее проявления 23
2) Психологические механизмы вовлеченности 24
3) Психологические и социально-экономические эффекты вовлеченности в
работу 29
1. 5 Психологическое благополучие 32
1) Основные подходы к пониманию психологического благополучия 32
2) Проявления и эффекты психологического благополучия 38
Глава 2. Методы и организация исследования 42
2.1 Описание выборки исследования 43
2.2 Методы исследования 44
2.3 Процедура исследования 49
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 49
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 50
3.1 Контент-анализ определений креативной среды 50
3.2 Психометрическая проверка опросника “Креативная среда” (“Creativity
Development Quick Scan”) 52
3.3 Структура идеальной креативной среды респондентов 54
3.4 Оценка влияния демографических характеристик (пола и возраста) на
показатели оценки креативного потенциала среды, вовлеченность в работу и психологическое благополучие. 58
3.5 Взаимосвязь показателей креативной среды и вовлеченности в работу и
психологического благополучия человека 61
3.6 Структура оценки креативного потенциала рабочей среды компании 71
3.7 Взаимосвязь креативной среды с успешностью компании и оценкой сотрудниками привлекательности рабочей среды
3.8 Обсуждение результатов
Выводы 84
Заключение 86
Список использованных источников 87
Приложения
Психологическое благополучие взрослого человека часто связывается с тем, удается ли ему реализовывать свой творческий потенциал в каждодневной профессиональной деятельности. Удовлетворение потребности в самоактуализации приводит к чувству личностного роста, здоровья, зрелости, личностной автономии (Маслоу, 1999, с. 74).
Кроме того, в настоящее время социально-экономическая ситуация такова, что для компаний на первый план выходит потребность сделать свой продукт уникальным, инновационным, интересным. В этом контексте очень актуальны слова из известной книги Льюиса Кэрролла: “Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!”
Еще в начале двухтысячных годов Richard Florida, американский экономист, урбанист, профессор Торонтского Университета, разработал теорию креативного класса. Согласно этой теории, современное общество, давно ушедшее от индустриального строя, перешло к новому, в центре которого оказался креативный класс, члены которого отличаются своей главной творческой функцией. Именно эти люди создают класс, который движет экономику вперед, так как сейчас это движение обеспечивает не физический труд, не знания, которые мы получаем в школе или других учебных заведениях, не технологии, не услуги, оказываемые населению, а умение нестандартно мыслить, креативность людей (Florida R.., 2007). В современном мире к креативному классу относится порядка 50-60% населения мегаполисов: это предприниматели, разработчики, художники и литераторы, дизайнеры, проектировщики, ученые и другие специалисты. Именно эти люди задают вектор развития компаний, от успеха их креативной деятельности зависит успешность организации, и, если взглянуть шире, экономики страны.
В этой связи крайне важным становится грамотное управление человеческими ресурсами, так как оно играет важную роль в процессе повышения творческого потенциала работников и укреплении инновационного потенциала организации. Безусловно, для успешности компании важным является и подбор соответствующего персонала, обладающего креативным мышлением способностью разрабатывать новые идеи. Однако дальше вступает в игру грамотное выстраивание рабочего процесса и рабочей среды, а также развитие персонала для поддержания и стимулирования их креативности (Florida R., Goodnight J., 2005). Проявления креативности человека определяются не только его индивидуальными характеристиками, но и внешними средовыми факторами. На данный момент существует достаточно большое количество зарубежных исследований, изучающих влияние рабочей среды компании на креативность сотрудников, однако можно отметить недостаток исследований психологических аспектов влияния креативной среды на человека.
Нас интересовал вопрос как среда, обладающая высоким креативным потенциалом, может воздействовать на работников. Как она будет влиять на их интерес и желание работать? Будет ли это влияние благотворно для личности? Если ответ да, то вырисовывается весьма перспективная картина: руководитель компании, создавая соответствующие условия, способствует повышению психологического благополучия сотрудников, их вовлеченности, и как следствие, большей отдачи.
Целью работы было определение влияния уровня креативного потенциала рабочей среды компаний на вовлеченность в работу и психологическое благополучие сотрудников.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ понятия “креативная среда”, определить элементы и свойства креативной среды, возможности их влияния на психологическое состояние человека (уровень его психологического благополучия) и его вовлеченность в работу компании.
2) Подобрать инструментарий и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи уровня креативного потенциала среды компаний с вовлеченностью в работу и психологическим благополучием их сотрудников.
3) Обработать полученные данные с помощью методов математической статистики и качественного анализа.
4) Определить место полученных результатов в системе психологического знания.
Объект исследования: психологическое влияние уровня креативного потенциала рабочей среды на человека.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня креативного потенциала рабочей среды с вовлеченностью в работу и психологическим благополучием сотрудников.
Гипотезы исследования
Мы предположили, что:
1. Сотрудники компаний, имеющих более креативную среду, больше вовлечены в работу.
2. Сотрудники компаний, имеющих более креативную среду, характеризуются более высокими показателями психологического благополучия.
3. Успешность компаний связана с показателями креативного потенциала среды.
4. Креативная среда оценивается сотрудниками компаний как более привлекательная по сравнению с рабочей средой, обладающей низким креативным потенциалом.
Новизна исследования состоит в том, что впервые креативность среды исследуется в комплексной взаимосвязи с психологическим благополучием и вовлеченностью в работу.
Прежде чем перейти к эмпирическому исследованию данного вопроса, рассмотрим, что такое креативная среда, какие элементы для нее характерны, что такое вовлеченность в работу, как она проявляется и какие выгоды приносит компании, а также что такое психологическое благополучие личности, и почему работодателям стоит уделить внимание вопросам его поддержания.
Представленное исследование посвящено малоизученной проблеме психологического воздействия креативной среды компаний на их сотрудников. В ходе исследования удалось провести теоретический анализ понятия “креативная среда” и проанализировать понимание этого понятия сотрудниками компаний, определить элементы и свойства креативной среды, влияющие на психологическое благополучие человека и его вовлеченность в работу компании.
Было подтверждено наличие взаимосвязи между показателями креативной среды компании и вовлеченностью в работу и психологическим благополучием сотрудников. Структура этой взаимосвязи нуждается в дополнительной проверке и может быть объектом следующих исследований в этой области.
Методика “Creativity Development Quick Scan” рекомендована для полной адаптации на российской выборке. Опросник, разработанный на ее основе, может применяться для диагностики креативной среды компании.
Результаты исследования могут быть использованы на практике руководителями компаний или специалистами отдела персонала для оптимизации рабочей среды компании.
1. Бьюдженталь Д. Наука быть живым. М.: “Класс”. 1998.
2. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 358 с.
3. Голубева Н.М. К проблеме дифференциации понятий психологического и субъективного благополучия личности // Известия саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 3. Т. 3. С. 36-42.
4. Грицанов А. А. Никомахова этика // История философии: Энциклопедия. — М.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — 1376 с.
5. Довжик Л. М., Нартова-Бочавер С. К. Совладание с травмой у профессиональных спортсменов // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. №2. С. 25-28.
6. Дом как жизненная среда человека: психологическое исследование / Отв. ред. С.К. Нартова-Бочавер. М.: Памятники исторической мысли. 2016. 220 c.
7. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики . СПб. 2004.
8. Купченко В.Е., Анфарович Е.В. Взаимосвязь самоконтроля и психологического благополучия личности // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 300-летию г. Омска (Омск, 6- 7 октября 2016 г.). 2016. С. 72-75.
9. Кутузова Д.А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога. Автореферат диссертации на звание кандидата психологических наук. Московский городской психолого-педагогический университет. 2006.
10. Люббарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. М.: «Когито-Центр». 2009. 216 с.
11. Мандрикова Е.Ю. Увлеченность работой: обзор современных зарубежных исследований // Психология в вузе. 2012. № 6. C. 53-64.
12. Мандрикова Е.Ю., Горбунова А.А. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников // Организационная психология. 2012. Т. 2. № 4. С. 2-22.
13. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Перев. с англ. А. М. Татлыбаевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. -СПб.: Евразия. 1999. 432с
14. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия. 1999. 478 с.
15. Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. М.: БФ Онтопсихология. 2009.
16. Нартова-Бочавер С.К., Резниченко С.И., Брагинец Е.И., Подлипняк М.Б. Образ реального и идеального дома как модератор позитивного функционирования личности // Социальная психология и общество. 2015. Т.
6. № 4. С. 9—22.
17. Резниченко С.И. Привязанность к месту и чувство места: модели и феномены // Социальная психология и общество - МГППУ. 2014. С.15-26
18. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.
19. Рущак Е.А., Мясникова С.В. Копинг-стратегии как ресурсы психологического
благополучия сотрудников организаций малого бизнеса // Петербургский
психологический журнал. 2014. №6.
URL: http://ojs.spbu.ru/index.php/psy/article/view/54/29
Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 132-138.
Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. Автореферат диссертации на звание кандидата психологических наук. Московский городской психолого-педагогический университет, кафедра общей психологии 2005
Фесенко П.П. Психодиагностические возможности русскоязычной версии методики «Шкалы психологического благополучия». // Научные труды аспирантов и докторантов. 2005. 9 (46) / Факультет научно - педагогических кадров Московского гуманитарного университета; Ред. совет: Е.Д.
Катульский и др.; Сост., научн. Ред. В.К. Криворученко. - М.: Изд-во
Московского гуманитарного университета, 2005. - Вып. 46. - 140 с. с. 23-35
Фесенко П.П. Что такое психологическое благополучие? Краткий обзор основных концепций // Научные труды аспирантов и докторантов. Вып. 46.
М.: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2005.
Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — Пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007. 421 с.
Хеллевиг Й. Вовлеченность персонала в России. Предварительная версия. Как построить корпоративную культуру, основанную на вовлеченности
персонала, клиентоориентированности и инновациях. Helsinki: Russia
Advisory Group Oy, 2012. 119 с.
26. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95—123.
27. Ширинская Н.Е. Повышение уровня психологического благополучия посредством психологического тренинга // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVII международной научно-практической конференции. № 12(47). 2014.
28. Ширинская Н.Е. Структура психологического благополучия студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLI международной научно-практической конференции. № 6(41). 2014.
29. Электронный ресурс РИА Новости. Евгений Биятов “Кудрин призвал создать в университетах "креативные пространства"” от 19.11.2016 https://ria.ru/society/20161119/1481722997.html (дата ображения: 08.02.2017).
30. Aiello J.R., DeRisi D.T., Epstein Y.M., Karlin R.A. Crowding and the role of interpersonal distance preference // Sociometry. 1997. № 40. P. 271-82.
31. Alencar E.M.L.S., Bruno-Faria M.F. Characteristics of an organizational environment which stimulate and inhibit creativity // The Journal of Creative Behavior. 1997. № 31. P. 271-281.
32. Amabile T. Componential Theory of Creativity - Working Paper 12-096 Harvard Business School, April 26, 2012 http://www.hbs.edu/faculty/Publication%20Files/12-096.pdf Дата обращения 29.03.2017
33. Amabile T.M., Conti R., Coon H., Lazenby J., Herron M. Assessing the work environment for creativity // Academy of Management Journal. 1996. № 39. P. 1154- 1184.
34. Amabile, T. M. The Social Psychology of Creativity: A Componential Conceptualization // Journal of Personality and Social Psychology. 1983. Vol. 45 (2). P. 357-377.
35. Amabile, T. M., Gryskiewicz N.D. The creative environment scales: Work environment inventory // Creativity Research Journal. 1989. Vol. 2 (4). P. 231-253.
36. Amabile, T. M., Gryskiewicz S. S. Creativity in the R&D Laboratory. Report, Center for Creative Leadership, Greensboro, NC, 1987.
37. Bakker A. B., Bal M. P. Weekly work engagement and performance: A study among starting teachers // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2010. № 83. P. 189-206.
38. Bakker A.B., Demerouti E. Towards a model of work engagement // Career Development International. 2008. Vol. 13. P. 209-223.
39. Bakker A.B., Schaufeli W.B., Leiter M.P., Taris, T.W. Work engagement: An emerging concept in occupational health psychology // Work & Stress. 2008. № 22. P. 187-200.
40. Barsade S. The ripple effect: emotional contagion and its influence on group behavior // Administrative Science Quarterly. 2002. Vol. 47. P. 644-77.
41. Bledow R., Schmitt A., Frese M., Kuhnel J. The Affective Shift Model of Work Engagement // Journal of Applied Psychology. 2011. Vol. 96. № 6. P. 1246-1257.
42. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. 320 p.
43. Carver C. S., Scheier M. F. Origins and functions of positive and negative affect: A control-process view // Psychological Review. 1990. № 97. P. 19-35.
44. Ceylan, C., Dul, J., Aytac, S. Can the offi ce environment stimulate a manager’s creativity? // Human Factors and Ergonomics in Manufacturing. 2008. № 18. P. 589-602.
45. Chen I-S. Work engagement and its antecedents and consequences: A case of lecturers teaching synchronous distance education courses // Computers in Human Behavior. 2016.
46. CIPD Absence management: Annual survey report 2016 // Chartered Institute for Personnel and Development, London. 2016
47. Csikszentmihalyi M. Beyond boredom and anxiety. San Francisco, 1975.
48. De Leede J., Looise J.K. Innovation and HRM: Towards an integrated framework // Creativity and Innovation Management 2005. Vol. 14. P. 108-117.
49. Demerouti E., Bakker A.B., De Jonge J., Janssen P.P.M., Schaufeli, W.B. Burnout and engagement at work as a function of demands and control // Scandinavian Journal of Work, Environment and Health. 2001. Vol. 27. P. 279-286.
50. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. V. 95. P. 542-575.
51. Dul J., Ceylan C. Work environments for employee creativity // Ergonomics. 2011. № 54. P. 12-20.
52. Dul J., Ceylan C., Jaspers J. Knowledge workers’ creativity and the role of the physical work environment // Human Resource Management. 2011. Vol. 50, No. 6, P. 715 - 734.
53. Egan T.M. Factors influencing individual creativity in the workplace: An examination of quantitative empirical research // Advances in Developing Human Resources. 2005. Vol. 7. P. 160-181.
54. Florida R., Goodnight J. Managing for creativity // Harvard Business Review. 2005. Product 1832. 9 p.
55. Fredrickson B.L. What good are positive emotions? // Review of General Psychology. 1998. №2. P. 300-319.
56. Gawke J., Gorgievski M., Bakker A. Employee intrapreneurship and work engagement: A latent change score approach // Journal of Vocational Behavior. 2017. № 100. P. 88 -100.
57. George J. M., Zhou J. Dual tuning in a supportive context: Joint contributions of positive mood, negative mood, and supervisory behaviors to employee creativity // Academy of Management Journal. 2007. № 50. P. 605- 622.
58. George J.M. Creativity in organizations // The Academy of Management Annals. 2008. Vol. 1. P. 439-477.
59. Gilchrist K., Brown C., Montarzino A. Workplace settings and wellbeing Greenspace use and views contribute to employee wellbeing at peri-urban business sites // Landscape And Urban Planning. 2015. № 138. P. 32-40.
60. Gorgievski M., Bakker A.B., Schaufeli W.B. Work engagement and workaholism: Comparing the self-employed and salaried employees // Journal of Positive Psychology. 2010. Vol. 5. P. 83-96.
61. Hallberg U., Schaufeli W. “Same Same” But Different?: Can Work Engagement Be Discriminated from Job Involvement and Organizational Commitment? // European Psychologist. 2006. Vol.11. №2. P. 119-127.
62. Hanaysha J. Testing the Effects of Employee Engagement, Work Environment, and Organizational Learning on Organizational Commitment // Procedia - Social and Behavioral Sciences. № 229. P. 289 - 297.
63. Haner U.-E. Spaces for Creativity and Innovation in Two Established Organizations // Creativity and Innovation Management. 2005. № 14. P. 288-298.
64. Harter, J.K., Schmidt, F.L., Keyes, C.L. Well-Being in the Workplace and its Relationship to Business Outcomes: A Review of the Gallup Studies. / C.L. Keye,
J. Haidt (Eds.), Flourishing: The Positive Person and the Good Life. 2002. P. 205-224.
65. Hunter S.T., Bedell K.E., Mumford M.D. Climate for creativity: A quantitative review // Creativity Research Journal. 2007. Vol. 19. P. 69-90.
66. Hygge S., Knez I. Effects of noise, heat and indoor lighting on cognitive performance and self reported affect // Journal of Environmental Psychology. 2001. № 21. P. 291-299.
67. Jagoda M. Current concepts of positive mental health / M. Jagoda. N.Y.: Basic books. 1958. 232 p.
68. Kahn W.A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work // Academy of Management Journal. 1990. Vol. 33. P. 692-724.
69. Kaufman J.C., Beghetto R.A. Beyond Big and Little: The Four C Model of Creativity // Review of General Psychology. 2009. Vol. 13, No. 1. P. 1-12.
70. Keyes C.L., Shmotkin D., Ryff C. Optimizing Well-Being: The Empirical Encounter of Two Traditions // Journal of Personality and Social Psychology. 2002, Vol. 82, № 6. P. 1007-1022.
71. Knasko, S.C. Ambient odor's effect on creativity, mood, and perceived health // Chemical Senses. 1992. № 17. P. 27-35.
72. Knez I. Effects of indoor lighting on mood and cognition // Journal of Environmental Psychology. 1995. № 15. P. 39-51.
73. Kuhl J. A functional-design approach to motivation and selfregulation: The dynamics of personality systems interactions // Handbook of selfregulation / Eds. M. Boekaerts, P. R. Pintrich, M. Zeidner. 2000. P. 111-169.
74. Kwallek N., Woodson H., Lewis C.M., C. Sales C. Impact of Three Interior Color Schemes on Worker Mood and Performance Relative to Individual Environmental Sensitivity // Journal of Colour Research and Application. 1997. Vol. 22 (2). P. 121-132.
75. Larsen L., Adams J., Deal B., Kweon B., Tyler E. Plants in the workplace: the effects of plant density on productivity, attitudes, and perceptions // Environment and Behaviour. 1998. Vol. 30. P. 261-282.
76. Maslach C., Jackson S.E., Leiter M.P. Maslach burnout inventory manual (3rd edn.). Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press. 1996.
77. Maslach С., Leiter M.P. The truth about burnout. San Francisco, 1997.
78. McCoy J.M., Evans G.W. The Potential Role of the Physical Environment in Fostering Creativity // Creativity Research Journal. 2002. Vol. 14(3). P. 409-426.
79. Mumford M.D. Managing creative people: Strategies and tactics for innovation // Human Resource Management Review. 2000. Vol. 10. P. 1-29.
80. Mumford M.D., Scott G.M., Gaddis B., Strange, J.M. Leading creative people: Orchestrating expertise and relationships // The Leadership Quarterly. 2002. Vol.
13. P. 705-750.
81. Oldham, G.R., Cummings, A. Employee creativity: personal and contextual factors at work // Academy of Management Journal. 1996. Vol. 39. P. 607-634.
82. Rank J., Pace V.L., Frese, M. Three avenues for future research on creativity, innovation, and initiative // Applied Psychology: An International Review. 2004. Vol. 53. P. 518-528.
83. Rothbard N. P. Enriching or depleting? The dynamics of engagement in work and family roles // Administrative Science Quarterly. 2001. № 46. P. 655-684.
84. Runco M.A. Creativity // Annual Review of Psychology. 2004. Vol. 55. P. 657-687.
85. Ryan R.M., Deci E.L. On happiness and human potential: a review of research on hedonic and eudaimonic well-being. Annual Review Psychology. 2001. № 52. P. 141-166.
86. Ryff C., Keyes C.L. The Structure of Psychological Well-Being Revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. No. 4. P. 719-727.
87. Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current Direction in Psychological Science. 1995. № 4. P. 99—104.
88. Salanova M., Agut S., Piero J. M. Linking organizational resources and work engagement to employee performance and customer loyalty: The mediation of service climate // Journal of Applied Psychology. 2005. № 90. P. 1217-1227.
89. Schaufeli W.B., Bakker A.B. The Utrecht Work Engagement Scale (UWES). Test manual. Utrecht, The Netherlands: Department of Social & Organizational Psychology. 2003. 58 p.
90. Schaufeli W.B., Salanova M., Gonzalez-Roma V., Bakker, A.B. The measurement of burnout and engagement: A confirmatory factor analytic approach // Journal of Happiness Studies. 2002. Vol. 3. P. 71-92.
91. Schweizer S. The Psychology of Novelty-Seeking, Creativity and Innovation: Neurocognitive Aspects Within a Work-Psychological Perspective // Creativity and Innovation Management. 2006. Vol. 15(2). P. 164 - 172.
92. Shalley C. E., Zhou J., Oldham G. R. The effects of personal and contextual characteristics on creativity: Where should we go from here? // Journal of Management. 2004. № 30. P. 933-958.
93. Shalley C.E., Gilson L.L. What leaders need to know: A review of social and contextual factors that can foster or hinder creativity // The Leadership Quarterly. 2004. Vol. 15. P. 33-53.
94. Shalley C.E., Gilson L.L., Blum T.C. Matching creativity requirements and the work environment: effects on satisfaction and intentions to leave // Academy of Management Journal. 2000. № 43. P. 215-223.
95. Sheldon K.M., Ryan R.M., Deci E.L., Kasser T. The Independent Effects of Goal Contents and Motives on Well-Being: It’s Both What You Pursue and Why You Pursue It // Personality and Social Psychology. 2004. Vol. 30. №4. P. 475-486
96. Shibata S., Suzuki N. Effects of an indoor plant on creative task performance and mood // Scandinavian Journal of Psychology. 2004. Vol. 45. P. 373-81.
97. Shibata S., Suzuki N. Effects of the foliage plant on task performance and mood // Journal of Environmental Psychology. 2002. Vol. 22. P. 265-72.
98. Sonnentag S. Recovery, work engagement, and proactive behavior: A new look at the interface between nonwork and work // Journal of Applied Psychology. 2003. Vol 88. № 3. P. 518-528.
99. Sternberg, R. J., Lubart, T. I. An investment theory of creativity and its development // Human Development. 1991. 34(1). P. 1-31.
100. Sternberg, R. J., Lubart, T. I. Investing in creativity. American Psychologist. 1996. № 51 (7). P. 677-688.
101. Stokols D., Clitheroe C., Zmuidzinas M. Qualities of work environments that promote perceived support for creativity // Creativity Research Journal. 2002. №
14. P. 137-147.
102. Stone N.J, Irvine J.M. Direct or indirect window access, task type, and performance // Journal of Environmental Psychology. 1994. Vol. 14(1). P. 57-63.
103. Stone N.J. Environmental view and color for a simulated telemarketing task // Journal of Environmental Psychology. 2003. Vol. 23. P. 63-78.
104. Stone N.J., English A.J. Task Type, Posters, and Workspace Color on Mood, Satisfaction, and Performance // Journal of Environmental Psychology. 1998. Vol. 18(2). P. 175-185.
105. Sy T., Cote S., Saavedra R. The contagious leader: impact of leader’s affect on group member affect and group processes // Journal of Applied Psychology. 2005. Vol. 90. P. 295-305.
106. Upadyaya K., Vartiainen M., Salmela-Aro K. From Job Demands and Resources to Work Engagement, Burnout, Life Satisfaction, Depressive Symptoms, and Occupational Health // Burnout Research. 2016. Vol. 3 №4. P. 101-108.
107. Wallas G. The Art of Thought. N. Y., 1926.
108. WHO Mental health, resilience and inequalities (by Dr Lynne Friedli). World Health Organisation. Copenhagen. 2009
109. Wirtz N., Rigotti T., Otto K., Loeb C. What About the Leader? Crossover of Emotional Exhaustion and Work Engagement From Followers to Leaders // Journal of Occupational Health Psychology 2017. Vol 22. №1. P. 86-97.
110. Woodman R. W., Schoenfeldt L. F. An interactionist model of creative behavior. Journal of Creative Behavior. 1990. № 24. P. 279-290.
111. Woodman R.W., Sawyer J.E., Griffin R.W. Toward a theory of organizational creativity // Academy of Management Review. 1993. Vol. 18. P. 293-321.
112. Workplace health promotion The workplace: A priority setting for health promotion http://www.who.int/occupational_health/topics/workplace/en/ Дата обращения 13.02.2017
113. Wright, T. A., & Cropanzano, R. Psychological well-being and job satisfaction as predictors of job performance. Journal of Occupational Health Psychology. 2000. № 5. P. 84-94.
114. Xanthopoulou D., Bakker A. B., Demerouti E., Schaufeli W.B. The role of personal resources in the job demands-resources model. // International Journal of Stress Management. 2007. Vol. 14. P. 121-41.
115. Xanthopoulou D., Bakker A., Demerouti E., Schaufeli W., Work engagement and financial returns: A diary study on the role of job and personal resources // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2009. № 82. P. 183-200.
116. Zhou J., Shalley C.E. Research on employee creativity: A critical review and directions for future research. / J. Martocchio (Ed.), Research in personnel and human resource management. Oxford, England: Elsevier. 2003. P. 165-217.