Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Налоговый учет и контроль расчетов по налогу на приБыль в производственный организациях

Работа №7095

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

бухгалтерский учет, анализ и аудит

Объем работы176стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1007
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 7. Становление и тенденции развития института налогового учета в РФ. 9
1.1. Понятие налогового учета как одного из институтов налоговой систем ы РФ.................................................................................................................. 9
1.2. Развитие правового регулирования налогового учета до введения в действие главы 25 НК РФ 16
1.3. Изменение соотношения налогового и бухгалтерского учета в процессе реформирования налоговой системы РФ 24
Выводы и предложения. 31
ГЛАВА 2. Анализ и характеристика вариантов организации учета для целей налогообложения прибыли 34
2.1. Понятие и принципы налогового учета в соответствии с главой 25 НК РФ 34
2.2. Ведение специального налогового учета как вариант организации налогового учета 41
2.3. Ведение смешанного налогового учета как вариант организации налогового учета.. 62
Выводы и предложения 70
ГЛАВА 3. Методика и организация контроля расчетов по налогу на прибыль 73
3.1. Организация смешанного налогового учета на производственном предприятии 73
3.2. Методика организации налогового учета на производственном предприятии, использующем смешанную модель налогового учета 93
3.3. Методика осуществления контроля расчетов по налогу на прибыль на производственном предприятии, использующем смешанную модель налогового учета 110
Выводы и предложения 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 149
Приложение 1. Сравнительный анализ принципов признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете 161
Приложение 2. Анализ учетной политики для целей исчисления налога на прибыль 171


Актуальность темы исследования. Налоговое право как совокупность юридических норм, устанавливающих налоговую систему государства, порядок взимания налогов, ответственность за налоговые правонарушения, занимает особое место в механизме финансового регулирования.
Налоги являются основным инструментом, с помощью которого формируются доходы государственных и местных бюджетов и создаются материальные условия для существования и функционирования публичной власти. В этом заключается их фискальная функция. Играя важную роль в перераспределительных процессах, налоги оказывают значительное влияние на воспроизводство, стимулируя или снижая его темпы, усиливая или сдерживая накопление капитала, расширяя или сужая платежеспособный спрос населения, что составляет содержание регулирующей функции налогового механизма.
Таким образом, налоги - объективная необходимость, обусловливаемая по-требностями развития общества. Однако, правовое регулирование налогообложения в России в настоящее время, к сожалению, находится состоянии, далеком от совершенства. Во многом это обусловлено тем, что реформирование налоговой системы РФ, начавшееся в 1991 г., проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований институтов государства при отсутствии преемственности в области налогового права.
За годы функционирования налоговой системы было внесено значительное количество различных изменений в налоговое законодательство, с целью его приведения в соответствие с протекающими в обществе процессами. Результатом стало несовершенство действующего налогового законодательства, выражающееся, в частности, в отсутствии однозначности трактовок налогового законодательства, во внутренней противоречивости правовых актов, регулирующих налоговые отношения, в существовании правовых пробелов и в отсутствии достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.
С другой стороны, происходящие в России изменения в области политики и экономики, изменение правовых отношений между органами власти и хозяйствующими субъектами, процесс интегрирования российской экономики в мировую требует проведения адекватной налоговой политики, представляющей собой сложный многоплановый комплекс правовых, методологических, организационно-технических мероприятий и имеющей своей целью построение эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы.
Настоящий этап налоговой реформы в РФ характеризуется глубокими преобразованиями налоговой системы государства, включая все ее элементы, использованием новых принципов налогообложения и в первую очередь - кодификацией налогового законодательства. Поэтому для налоговой системы особую значимость приобрел Налоговый кодекс [2], [3] (далее — НК РФ) - систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права. Он выступает как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики.
С вступлением в действие с 01.01.02 Главы 25 НК РФ [19], произошли значительные изменения в исчислении налога на прибыль, затронувшие, в частности, порядок признания дат возникновения доходов и расходов, принимаемых для целей налогообложения, а также классификации объектов, принимаемых для целей налогообложения в специально установленном порядке. Одним из самых существенных изменений стало введение налогового учета как самостоятельного источника данных для исчисления налога на прибыль, принципиально отличающейся от системы бухгалтерского учета особенно в части порядка исчисления производственных расходов.
В связи с этим перед производственными предприятиями встала необходимость в организации налогового учета и контроля правильности осуществления расчетов по налогу на прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой — минимизировать обусловленные этим издержки.
В настоящее время перед предприятиями-налогоплателыциками остро стоит альтернатива выбора между двумя принципиально различными подходами: организации налогового учета как самостоятельной автономной системы и как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета, выступающего в качестве базовой системы. При этом ввиду того, что для бухгалтерских подразделений предприятий практически невозможно самостоятельно разработать методику организации и ведения налогового учета по причине отсутствия методологической поддержки со стороны государства, большое значение приобретает оказание аудиторскими организациями сопутствующих услуг по постановке системы налогового учета.
Учитывая то, что налоговый учет является важным инструментом всей налоговой системы, анализ его принципов неотделим от правовых проблем общего состояния налоговой системы. Поэтому предлагаемое исследование посвящено как анализу состояния, перспектив развития и вопросов функционирования института налогового учета в РФ в целом, так и узкоспециализированным вопросам практики организации налогового учета по налогу на прибыль.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В исследовании поставлены и решены задачи, связанные с анализом современной организации расчетов по налогу на прибыль на производственных предприятиях, а также с разработкой методики осуществления контроля этого раздела учета; рассмотрены нормативная и теоретическая база регулирования налогового учета, тенденции изменения соотношения бухгалтерского и налогового учета и направления модернизации российского налогового законодательства; проанализирован мировой опыт организации налогового учета.
Основные выводы и рекомендации, сделанные по результатам исследования, сводятся к следующему:
1. Поступления от налога на прибыль занимают одно из ведущих мест в до¬ходах бюджета, поэтому его регулирование имеет общенациональное значение как для государства, так и для налогоплательщиков — предприятий и организаций. До 01.01.2002 налоговый учет имел место только в ограниченном перечне случаев по некоторым налогам и налогоплательщикам. С введением 25-й главы НК РФ закреплено легальное определение налогового учета для целей исчисления и уплаты налога на прибыль, в соответствии с которым налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов.
2. Правильная организация налогового учета имеет большое значение для корректного исчисления налога на прибыль, с одной стороны, и для минимизации налоговых платежей предприятия в бюджет, повышения рентабельности капитала - с другой. Искажение расчетов по налогу на прибыль негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия и приводит к недостоверности финансовой отчетности. Особую важность правильная организация налогового учета при¬обретает в связи с тем, что за нарушение правил исчисления налогов предприятия, учреждения, организации несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В связи с этим в настоящее время актуальной проблемой является создание методики организации и контроля расчетов по налогу на прибыль на основе использования данных бухгалтерского учета, позволяющей предприятию-налогоплательщику, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой — минимизировать обусловленные этим затраты.
3. Реформирование налогообложения прибыли в РФ в течение 1990-х— начале 2000-х гг. характеризовалось двумя противоположными тенденциями: 1) использованием смешанной модели «управления по отклонениям»; 2) нарастающей автономизацией правил исчисления налоговой базы от системы бухгалтерского учета. К 2002 г. данное противоречие перешло на новый уровень, что на¬шло свое выражение во введении в действие 25-й главы НК РФ.
4. При принятии главы 25 НК РФ законодатель и налоговые органы пошли по пути отделения налогового учета от бухгалтерского учета, направленного на удовлетворение потребностей неограниченного круга пользователей. В середине 2002 г. в НК РФ были внесены поправки, наделяющие налогоплательщика правом выбирать между двумя моделями организации налогового учета: 1) специальным налоговым учетом (ведением самостоятельных регистры налогового учета); 2) смешанным налоговым учетом (дополнением регистров бухгалтерского учета недостающими реквизитами и формирование тем самым регистров налогового учета).



Нормативные правовые акты
1 Конституция РФ // Российская газета, 1993, №237.
2 Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Федеральный закон от 31.07.1998 №146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. №31. 1998. ст. 3824.
3 Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Федеральный закон от 05.08.2000 №117-ФЗ // Собрание законодательства РФ.2000, №32. ст. 3340.
4 Гражданский кодекс РФ (часть первая). ФЗ № 51-ФЗ от 30.11.94 (с изменениями) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 51, ст. 6288.
5 Гражданский кодекс РФ (часть вторая). ФЗ № 14-ФЗ от 26.01.96 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5, ст. 410.
6 Закон СССР от 14.06.90 № 1560-1 «О налогах с предприятий, объединений и организаций» (в ред. от 10.07.91) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, №27, ст. 522.
7 Закон РСФСР от 01.12.90 «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году За-кона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» (с изм. от 06.12.91).
8 Закон РСФСР от 13.12.91 «О налоге на имущество предприятий» (с изм. и доп.) // Ведо-мости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №12. ст. 599.
9 Закон РФ от 27.12.91 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992г., №11, ст.525.
10 Закон РФ от 27.12.91 «Об основах налоговой системы в РФ» (с изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, №11, ст.527.
11 Закон РФ от 16.07.92 № 3317-1 (ред. от 06.08.01, с изм. от 31.12.02) «О внесении измене¬ний и дополнений в налоговую систему России».
12 Федеральный закон от 03.12.94 № 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (принят ГД ФС РФ 11.11.94).
13 Федеральный закон от 25.04.95 № 64-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (принят ГД ФС РФ 07.04.95).
14 Федеральный закон от 10.01.97 № 13-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (принят ГД ФС РФ 25.12.96).
15 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 (ред. от 10.01.03) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 30, ст. 3619.
16 Федеральный закон от 02.01.00 № Зб-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» (принят ГД ФС РФ 03.12.1999).
17 Федеральный закон от 06.08.01 №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Часть

150
вторую ИК РФ».
18 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.01 (в ред. от 30.12.01) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть 1), ст. 3422.
19 Федеральный закон от 06.08.01 №110-ФЗ (ред. от 08.12.2003) «О внесении изменений и дополнений в Часть вторую НК РФ ...» (принят ГД ФС РФ 06.07.2001) // «Собрание за-конодательства РФ», 13.08.01, № 33 (часть I), ст. 3413.
20 Федеральный закон от 29.05.02 № 57-ФЗ (ред. от 08.12.2003) «О внесении изменений и дополнений в Часть вторую НК РФ ...» (принят ГД ФС РФ 24.05.2002) // «Собрание за-конодательства РФ», 03.06.2002, № 22, ст. 2026.
21 Указ Президента РФ от 22.12.93 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 27.12.1993, № 52, ст. 5076.
22 Указ Президента РФ от 10.08.94 № 1677 «Об уточнении действующего порядка взима¬ния налога на прибыль и налога на добавленную стоимость» // «Собрание законодатель¬ства РФ», 15.08.1994, № 16, ст. 1884.
23 Постановление Правительства РФ от 19.08.94 № 967 (ред. от 24.06.1998) «Об использо-вании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» // «Собрание законодательства РФ», 29.08.1994, № 18, ст. 2093.
24 Постановление Правительства РФ от 05.08.92 №552 «Об утверждении Положения о со¬ставе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в се-бестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результа¬тов, учитываемых при налогообложении прибыли» (с изм. и доп.).
25 Постановление Правительства РФ от 23.09.02 № 696 (с изм. от 04.07.03) «Об утвержде¬нии федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
26 Постановление Правительства РФ от 01.07.95 № 661 «О внесении изменений и дополне¬ний в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, ус¬луг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» // "Собрание законодательства РФ", 10.07.95, № 28, ст. 2686.
27 Постановление Правительства РФ от 11.03.97 № 273 «О внесении изменений в Положе¬ние о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включае¬мых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».
28 Постановление Правительства РФ от 31.12.97 № 1672 «О мерах по совершенствованию порядка и методов определения амортизационных отчислений».
29 Постановление Правительства РФ от 27.05.98 № 509 «О внесении изменения в Положе¬ние о составе затрат...» // «Собрание законодательства РФ», № 22,01.06.1998, ст. 2469.
30 Постановлением Правительства РФ от 24.06.98 № 627 «Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов».

151
31 Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем» (одобрено Ко-миссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ протоколом № 1 от 11.07.00).
32 Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (одобрено Ко-миссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ Протоколом № 6 от 25.12.96).
33 Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости про-дукции на промышленных предприятиях», утв. ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госком¬цен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 №АБ-21-Д
34 Международные стандарты финансовой отчетности. Принципы подготовки и составле¬ния финансовой отчетности
35 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утв.. Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.98 (ред. от 24.03.2000).
36 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н (ред. от 30.12.99) (зарег. в Минюсте РФ 31.12.98 № 1673).
37 Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н.
38 Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.01 № 44н.
39 Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н.
40 Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н.
41 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн.
42 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.00 № 91 н.
43 Приказ Минфина РФ №86н, МНС РФ №БГ-3-04/430 от 13.08.02 «Об утверждении по¬рядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных пред-принимателей» (зарег. в Минюсте РФ 29.08.02 № 3756).
44 Приказ Минфина РФ от 28.07.94 № 100 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия».
45 Приказ Минфина РФ от 22.02.96 № 18 «О форме книги учета доходов и расходов и по¬рядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательст¬ва, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» (зарег. в Минюсте РФ 12.03.96 № 1051).
46 Инструкция Госналогслужбы РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 10.08.1995 №37 (с изменениями и дополнения¬ми) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ, №1, 1996.

152
47 Инструкция Госналогслужбы РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» от 08.06.95 № 33 (с изменениями и дополнениями) // «Бюлле¬тень нормативных актов министерств и ведомств РФ», № 11, 1995.
48 Приказ МНС РФ от 15.06.00 №БГ-3-02/231 «Об утверждении Инструкции МНС РФ № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организа-ций».
49 Приказ МНС РФ от 07.12.01 №БГ-3-02/542 «Об утверждении формы декларации по на¬логу на прибыль организаций» (зарег. в Минюсте РФ 17.12.01 № 3084).
50 Письмо МНС РФ от 15.08.01 №ВГ-6-02/621@ "О методических рекомендациях по про¬верке правильности заполнения приложения №4 к Инструкции №62 от 15.06.00 «О по¬рядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» утвержденные Письмом МНС РФ от 15.08.01№ВГ-6-02/621.
51 Приказ МНС РФ от 20.12.02 №БГ-3-02/729 "Об утверждении методических рекоменда¬ций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" Части второй НК РФ"
52 Рекомендации МНС РФ от 19.12.01 «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 НК РФ»
53 Письмо Минфина РФ, Минэкономики РФ, Госналогслужбы РФ и ЦБ России (зарегист-рировано в Минюсте РФ 19.01.96 № 1011) «Об установлении для целей налогообложе¬ния предельной ставки по уплате процентов по ссудам, полученным в иностранной ва¬люте».
54 Письмо Госналогслужбы РФ от 14.04.95 №ВГ-6-06/214 «О применении штрафных санкций к иностранным юридическим лицам за несвоевременную сдачу расчетов налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда».
Специальная литература
55 Абрамова Н.В., Князев Р.В., Кочкин М.П., Малявкина Л.И., Шишкоедова Н.Н. Налого¬вый учет. - М.: ЗАО «Издательский Дом «Главбух», 2002. - 304 с.
56 Агеева О.А. Учетная политика предприятия как элемент налогового планирования // На-логовое планирование. - 1997. - №3. - С.5.
57 Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - М.: 2002, 192 с.
58 Анашкин А.К. Налог на прибыль предприятий и организаций и его совершенствование в условиях рыночных реформ: Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук:
08.0. 10. -М.: ВЗФЭИ, 1997.
59 Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; под ред.
В.И. Подольского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003. - 583 с.
60 Бакаев А.С. Бухгалтерский учет в 2002 г. И Финансовая газета. - 2002. - №3.
61 Бакаев А.С. Бухгалтерское обеспечение налогообложения прибыли. - М.: Бухгалтерский учет, 1995. - 80 с.
62 Бакаев А.С. Из 25-й главы НК РФ надо исключить статьи о налоговом учете // Россий¬

153
ский налоговый курьер. - 2003. - №8.
63 Бакаев А.С. Налоговый кодекс отменяет бухгалтерский учет? // Российский налоговый курьер, 2001, №9.
64 Бакаев А.С. Неразберихи не избежать // Экономика и жизнь, 2001. - №37.
65 Бакаев А.С. О налоговом учете и базе исчисления данных для налога на прибыль // Бух-галтерский учет, 2002, № 13. - С. 59-61.
66 Бакаев А.С. О реформировании национального бухгалтерского учета: взгляд на пробле¬му. / Бухгалтерский учет, 1996. - №1. - С. 3-7.
67 Бакаев А.С. Тенденции развития бухгалтерского учета в России // Бухгалтерский учет. -
1994. -№8.-С. 13-15.
68 Бачурин А.В. Прибыль и налог с оборота в СССР. - М.: Госфиниздат, 1955. - 174 с.
69 Белобжецкий И.А. Бухгалтерский учет и внутренний аудит. - М.: Бухгалтерский учет,
1994.
70 Берник В .Р., Брызгалин А.В., Брызгалин В.В., Попов О.Н., Головкин А.Н. Комментарий официальных органов к налогу на прибыль. - М.: Аналитика-Пресс, 1998.-200 с.
71 Бондарчук Н.И. Некоторые вопросы организации системы налогового учета на основе данных бухгалтерского учета // Консультант. - 2002. - №19.
72 Брызгалин А.В. Налог на прибыль организаций. Профессиональный комментарий к На-логовому кодексу РФ. - Екб.: Налоги и финансовое право, 2002. - 448 с.
73 Брызгалин А.В. и др. Налоговый учет и налоговая политика предприятия. М.: Аналити¬ка-Пресс, 1997.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ