ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
РАЗДЕЛ II. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА»
РАЗДЕЛ III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломной работы. В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства. Но, в условиях кризиса и ужесточения налогового законодательства малый бизнес уже начал страдать до такой степени, что попросту многие направления становятся не выгодными и в связи с этим владельцы вынуждены продавать свои бизнес-активы. Главная задача на сегодняшний день состоит в том, чтобы повысить имидж малого бизнеса. Сознательно сформировывая положительный образ, наделяя его определенными ценностями, дающими возможность создавать положительные впечатления о малом бизнесе, отношения к нему и его оценки, можно повысить конкурентоспособность малого предпринимательства в условиях сложившегося социально-экономического кризиса. Малый бизнес, с устойчивой репутацией принесет значительную прибыль, чего от него и ожидают. В противном случае недооценка малого бизнеса, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, который в конечном счете может привести к усугублению кризиса российской экономики в целом.
Малый бизнес - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного
На сегодняшний день, по некоторым экспертным оценкам, потенциал малых предприятий остается нереализованным, так как уровень конкурентоспособности остается на низком уровне, что в свою очередь ведет к повышению зависимости российской экономики от зарубежных производителей и влечет за собой ряд негативных социальных последствий.
В последнее время вопросам конкурентоспособности предприятий малого бизнеса уделяется огромное внимание и со стороны государства: совершенствуется законодательная база в области развития малого бизнеса, разрабатываются федеральные и региональные программы поддержки предприятий малого бизнеса, увеличиваются объемы государственного и регионального финансирования, направляемые на развитие этих предприятий.
Степень разработанности темы дипломной работы.
Социологический подход в исследовании проблемы предпринимательства заложен в трудах М. Вебера, П. Сорокина. В частности, М. Вебер определил предпринимательство как порождение культуры протестантского типа.
Большой вклад в изучение предпринимательства внесли также К. Маркс, Й. Шумпетер. Так Й. Шумпетер рассматривал его как новаторство, как особый экономический фактор, в добавление к капиталу, труду и земле.
Среди отечественных исследований последних десятилетий, посвященных анализу социальных и экономических процессов и, в частности, предпринимательству, следует выделить работы социологов и экономистов Л.И. Абалкина, В.А. Абчука, Е.В. Глущенко, И.Г. Минервина,
Малое предпринимательство в России - феномен последних 15-ти лет. Десятки книг и множество статей посвящены относительно новому для нас явлению. Социально-экономические функции малого предпринимательства в переходном обществе исследуются в работах А.О. Блинова, Е.А. Брагина, А.Б. Буянкиной, А.П. Егорушкова, Н.М. Ивановой, А.И. Мишина. Немало работ посвящено практическому аспекту становления малого предпринимательства. Вопросы создания малых предприятий, рекомендации о том, как преуспеть в малом бизнесе изложены в трудах М.М. Левкевича, А.П. Медведева и др.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью повышения привлекательности малого бизнеса и недостаточной развитостью данного сектора экономики.
Объектом дипломной работы являются предприятия малого бизнеса.
Предметом дипломной работы выступает анализ привлекательности малого бизнеса.
1) изучить теоретические аспекты формирования малого бизнеса;
2) составить программу социологического исследования;
3) проанализировать данные исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды ведущих специалистов в области предпринимательского, гражданского, административного права, в частности: Д.Г. Алексеевой, Т.М. Гандилова, Д.И. Дедова, В.А. Семеусова, М.А. Супатаева и др., а так же научные труды экономистов, специалистов в области теории управления, науковедения и других областей знания.
Эмпирической базой исследования являются:
1. Нормативно-правовые акты СССР и РСФСР, регулировавшие деятельность кооперативов, союзов, объединений предпринимателей .
2. Нормативно-правовые акты Российской федерации, с помощью которых осуществляется правовое регулирование субъектов малого предпринимательства .
3. Данные Федеральной службы государственной статистики о развитии малого и среднего бизнеса в России .
4. Информация Департамента промышленности, предпринимательства и торговли Воронежской области .
5. Доклад главы Россошанского муниципального района И.Г. Алейник.
Научно-практическая значимость дипломного исследования заключается в следующем:
1. Расширение научных знаний в области механизмов функционирования малого бизнеса и деятельности предпринимателей в целом.
2. Основные выводы и положения могут быть использованы при подготовке программ теоретических и прикладных исследований, направленных на изучение основных проблем развития малого бизнеса.
3. Материалы дипломного исследования можно использовать при подготовке учебных курсов, спецкурсов и методических пособий по социологии предпринимательства, социологии личности, социологии управления, социологии коммуникаций.
4. Разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности предприятий малого бизнеса и их эффективного функционирования.
Апробация дипломного исследования. Выводы и рекомендации дипломного исследования нашли отражение в публикации статьи «Малый бизнес в современных условиях» в сборнике Международной заочной научно-практической конференции «Экономика России и стран СНГ: реалии и перспективы», а так же в статье «Современное состояние малого бизнеса» в электронном журнале NovaInfo.Ru.
В структуру дипломного исследования входят: введение, три раздела, заключение, список источников и литературы, приложения.
В условиях неустойчивой экономической политики государства, тяжелого налогового бремени все большую популярность приобретают предприятия малого бизнеса. В настоящее время, опыт ведущих стран мира доказывает потребность в эффективном малом предпринимательстве для любого высокоразвитого государства, следовательно, возрождение Российской экономики невозможно реализовать без развития малого бизнеса.
В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.
Деятельность малого бизнеса, в настоящий момент, включает фактически все сферы экономики и осуществляет ряд важнейших функций по диверсификации и адаптации производства, развитию сферы услуг, смягчению общественных проблем, и в том числе снижению безработицы. Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Прежде всего, необходимо отметить гибкость и мобильность малого предпринимательства, которые позволяют ему быстро реагировать на запросы рынка, моментально приспосабливаться к изменяющимся условиям. Малый бизнес можно рассматривать, как особый творческий тип экономического поведения, которому характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность.
Почти все характерные особенности становления малого предпринимательства в России непосредственно связаны с основными трудностями, препятствующими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом: высокие налоги, отсутствие защиты со стороны государства, сложности в приобретении кредита и др.
Экономические показатели, характеризующие деятельность малого бизнеса, свидетельствуют о высокой его эффективности и важности для экономики. Громадное социально-экономическое значение малого предпринимательства заключается еще в большей роли, которую он может сыграть в развитии регионов и решении социально-экономических проблем на местном уровне. Деятельность малого бизнеса в малых городах, просто необходима, ведь она ориентирована на удовлетворение нужд в товарах и услугах на местах, а также способствует обеспечению занятости населения и наполнению доходной части скудных местных бюджетов. Необходимо также учесть, что в условиях кризиса малому бизнесу необходима социальная помощь и поддержка. Если она не будет должным образом организованна, можно предвидеть дальнейшее ослабление экономики страны и отсутствие возможностей для решения насущных проблем современного общества. По мнению участников исследования, социальная поддержка малому предпринимательству должна осуществляться не только федеральными властями, но местными органами самоуправления. Таким образом, в целях нормального формирования и функционирования малого бизнеса необходимо создание выгодных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий.
Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без него экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Успех же в развитии малого предпринимательства в России может гарантировать: сокращение и минимизацию «теневого оборота», решение социальных проблем (появление новых рабочих мест, получение дополнительной прибыли и т.д.), образование самонастраивающихся рыночных механизмов, способных привести к улучшению социально-экономической ситуации в стране, а также увеличению числа людей обладающих знаниями и умениями в области предпринимательства, и способных организовать легальный бизнес.
Таким образом, с развитием малого бизнеса даются еще и дополнительные возможности для существенного улучшения условий жизнедеятельности значительной части людей, повышение их уровня жизни, здоровья, совершенствования образовательного и интеллектуального потенциала, решения острых социальных проблем.
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209- ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/. - Систем.
требования: IBM PC, Internet Explorer.
2. Доклад главы Россошанского муниципального района И.Г. Алейник «О результатах деятельности администрации Россошанского муниципального района за 2015 год» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:http://www.rossadm.ru/admrn/glava-administratsii/otcheti-i-dokladi-glavi-administratsii.html.- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный
ресурс] // Режим доступа к изд.:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/.- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
4. Департамент промышленности, предпринимательство и торговли Воронежской области. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://business.govvrn.ru.- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
5. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014: Стат. сб. / Росстат. - M. : Росстат, 2014. - 86 с.
6. Абалкин, Л.И. Россия: поиск самоопределения [Текст] /
Л.И. Абалкин. - М. : Наука, 2005. - 475 с.
7. Абчук, В.А. 12 шагов к собственному бизнесу [Текст] / В.А. Абчук. - М. : Эскмо, 2009. - 106 с.
8. Алексеева, Д.Г. Российское предпринимательское право [Текст] / Д.Г. Алексеева, Л.В. Андреева, В.К. Андреев. - М. : Велби, Проспект, 2010. - 1072 с.
9. Баженов, Ю.К. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса [Текст] / Ю.К. Баженов, А.Ю. Баженов. - М. : ИВЦ Маркетинг, 2010. - 104 с.
10. Басовский, Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности) [Текст] / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева. - М. : ИНФРА - М, 2013. - 208 с.
11. Блинов, А.О. Основные проблемы развития малого предпринимательства и способы их преодоления / А.О. Блинов, Е.Н. Вахромов, Т.В. Рябова // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2007. - №4. - С. 31-38.
12. Блинов, А.О. Малое предпринимательство: Организационные и правовые основы деятельности [Текст] / А.О. Блинов. - М. : Ось-89, 2007. - 336 с.
13. Брагин, Е.А. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации / Е.А. Брагин // Вестник РАН. - 2003. - №3. - С. 41-53.
14. Буров, В.Ю. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе [Текст] / В.Ю. Буров, В.С. Потаев, А.П. Суходолов. - СПб. : Питер, 2011. - 280 с.
15. Буров, В.Ю. Основы предпринимательства [Текст] / В.Ю. Буров. - СПб. : Вестник, 2011. - 441 с.
16. Бусыгин, А.В. Предпринимательство [Текст] / А.В. Бусыгин. - М. : Экзамен, 2010. - 614 с.
17. Бухвальд, Е.М. Предпринимательство, рынок и экономический рост [Текст] / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский. - М. : Вестник, 2009. - 200 с.
18. Буянкина, А.Б. Государственная политика поддержки малого бизнеса [Текст] / А.Б. Буянкина. - М. : РАГС, 2007. - 115 с.
19. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма [Текст] / М. Вебер. - М. : Ист-Вью, 2002. - 178 с.
20. Вечканов, Г.С. Экономическая безопасность [Текст] / Г.С. Вечканов. - СПб. : Питер, 2010. - 384 с.
21. Вечканов, Г.С. Экономическая теория [Текст] / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - М. : Эксмо, 2010. - 448 с.
22. Гандилов, Т.М. Правовые проблемы малого
предпринимательства [Текст] / Т.М. Гандилов. - М. : Экзамен, 2001. - 320 с.
23. Глущенко, Е.В. Основы предпринимательства [Текст] / Е.В. Глущенко. - М. : Экономика, 2007. - 432 с.
24. Грибов, В.Д. Основы бизнеса [Текст] / В.Д. Грибов - М. : Финансы и статистика, 2012. - 466 с.
25. Дедов, Д.И. Соразмерность ограничения свободы
предпринимательства [Текст] / Д.И. Дедов. - М. : Юрист, 2002. - 187 с.
26. Егорова, Н.Е. Малые предприятия: предпринимательские
стратегии и кооперация [Текст] / Н.Е. Егорова, М.А. Маренный. - М. : Спутник, 2010. - 199 с.
27. Егорушков, А.П. Проблема развития малого
предпринимательства в России / А. П. Егорушков // Финансы. - 2004. - № 12. - С. 52-61.
28. Емельянова, О.Ю. Институт предпринимательства как главная составляющая развития современного общества / О.Ю. Емельянова, П.В. Ветров // Вестник Тамбовского университета. - 2010. - №10. - С. 449¬555.
29. Иванова, Л.Н. Занятость в сфере малого предпринимательства / Л.Н. Иванова // Общество и экономика. - 2002. - № 7-8. - С. 138-145.
30. Колесников, А.М. Банковское кредитование малого бизнеса / В.А. Видякина, А.М. Колесников // Известия Тульского государственного университета. - 2014. - №3-1. - С. 292-301.
31. Круглова, Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства) [Текст] / Н.Ю. Круглова. - М. : КНОРУС, 2010. - 544 с.
32. Крутик, А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике / А.Б. Крутик // Проблемы современной экономики. - 2009. - №2. - С. 166-171.
33. Лаврентьев, В.В. Социальная и экономическая сущность малого и среднего предпринимательства / В.В. Лаврентьев // Вестник экономики. - 2011. - №1-3. - С. 41-48.
34. Лапуста, М.Г. Предпринимательство [Текст] / М.Г. Лапуста. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 667 с.
35. Левкевич, М.М. Малый бизнес: учет и налогообложение [Текст] / М.М. Левкевич. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 432 с.
36. Мальгин, В.А. Коррупция в системе взаимодействия властных структур и предпринимательства / В.А. Мальгин // Вестник экономики, права и социологии. - 2014. - №4. - С. 59-65.
37. Маркс, К. Капитал. Том 1 [Текст] / К. Маркс. - М. : ИПЛ, 2002. - 626.
38. Мачульская, О.В. Особенности малого предпринимательства в России [Текст] / Е.В. Балацкий, О.В. Мачульская. - М. : Прогресс, 2013. - 361 с.
39. Медведев, А.П. Малый бизнес: с чего начать, как преуспеть [Текст] / А.П. Медведев. - СПб. : Питер, 2013. - 224 с.
40. Минервин, И.Г. Частное предпринимательство: основные
понятия, теория и практика [Текст] / И.Г. Минервин. - М. : Наука, 2004. - 462 с.
41. Мишин, А.И. Инвестиционная поддержка малого бизнеса /
A. И. Мишин // Российский экономический журнал. - 2003. - №5. - С. 84-93.
42. Набатников, В.М. Организация предпринимательской
деятельности [Текст] / В.М. Набатников. - М. : Феникс, 2011. - 256 с.
43. Осипова, Ю.М. Основы предпринимательского дела [Текст] / Ю.М. Осипова. - М. : МГУ, 2002. - 167 с.
44. Поляк, Г.Б. Предпринимательство [Текст] / Г.Б. Поляк,
B. Я. Горфинкель, В.А. Швандар. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 581 с.
45. Радаев, В.В. Экономическая социология: учебник для вузов [Текст] / В.В. Радаев. - М. : ГУ ВШЭ, 2005. - 603 с.
46. Райзберг, Б.А. Азбука предпринимательства [Текст] / Б.А. Райзберг. - М. : МИП, 2009. - 65 с.
47. Самарина, В.П. Основы предпринимательства [Текст] / В.П. Самарина. - М. : КНОРУС, 2009. - 224 с.
48. Семеусов, В.А. Производственный кооператив как субъект предпринимательской деятельности [Текст] / В.А. Семеусов, А.А. Тюкавкин- Плотников. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2006. - 250 с.
49. Сметанин, С.И. История предпринимательства России: курс лекций [Текст] / С.И. Сметанин. - М. : КНОРУС, 2011. - 192 с.
50. Соловьева, А.И. Малый бизнес - альтернатива безработице [Текст] / А.И. Соловьева. - М. : Наука, 2010. - 327 с.
51. Сорокин, П.А. Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства / П.А. Сорокин // Социологические исследования. - 1994. - № 2. - С. 3-15.
52. Старостин, Ю.Л. Малое предпринимательство [Текст] /
Ю.Л. Старостин, М.Г. Лапуста. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 272 с.
53. Супатаев, М.А. Проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве [Текст] / М.А. Супатаев, Т.М. Гандилов. - М. : Экзамен, 2007. - 415.
54. Сущенко, В.А. История российского предпринимательства
[Текст] / В.А. Сущенко. - М. : Вестник, 2011. - 253 с.
55. Тарануха, Ю.В. Предпринимательство. Теория и российская действительность [Текст] / Ю.В. Тарануха. - М. : Русайнс, 2015. - 273 с.
56. Туренко, Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики / Т.А. Туренко // Известия иркутской государственной экономической академии. - 2010. - №5. - С. 223-227.
57. Фадеева, Ю.Л. Индивидуальный предприниматель: практическое руководство [Текст] / Ю.Л. Фадеева. - М. : Эксмо, 2010. - 224 с.
58. Чепуренко, А.Ю. Малое предпринимательство в России / А.Ю. Чепуренко // Мир России. - 2011. - №4. - С. 130-142.
59. Чепуренко, А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде [Текст] / А.Ю. Чепуренко. - М. : Издательский дом Международного университета в Москве, 2009. - 324 с.
60. Шестоперов, О.А. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России / О.А. Шестоперов // Вопросы экономики. - 2010. - №4. - С. 54-65.
61. Шумпетер, Й. Теория экономического развития [Текст] / Й. Шумпетер. - М. : Прогресс, 2003. - 454 с.