Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)

Работа №70935

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы108
Год сдачи2018
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
378
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФОРМ И МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 17
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА 40
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, сфера малого и среднего предпринимательства очень важна в системе региональной и муниципальной экономики, поскольку во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, обеспечивает необходимый уровень диверсификации производства, создает конкурентную среду, гибко реагирует на изменение потребностей рынка, позволяет своевременно внедрять технологические и организационные инновации.
Во-вторых, развитие малого и среднего предпринимательства имеет выраженный социальный эффект, учитывая, что от состояния данной сферы, напрямую влияющей на количество и качество регионального и местного рынка труда, зависит модернизация существующих и создание новых рабочих мест. Кроме того, динамика увеличения либо уменьшения числа субъектов малого и среднего предпринимательства на конкретной территории - это показатель личностной самореализации, активной жизненной позиции отдельных граждан и, в целом, деловой активности населения, его социальной энергии.
В-третьих, проблема поддержки малого и среднего предпринимательства имеет научную ценность в методологическом плане, позволяя установить соотношение между данной сферой деятельности органов исполнительной власти и обеспечением развития реального сектора экономики, включая реализацию политики импортозамещения, а также мерами по поддержанию благоприятного инвестиционного климата, созданию и совершенствованию институтов развития, развитию потребительского рынка.
В-четвертых, поддержка малого и среднего предпринимательства представляет интерес как одно из направлений реализации программно - целевого подхода. В этом ключе представляется необходимым провести анализ муниципальных программ в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства. В рамках данной аналитической процедуры будут теоретически осмыслены целевые установки и соответствующие им показатели эффективности в контексте задач стратегического развития территории, а также сделана попытка установить организационную природу и типологию нормативно-правовых и программно-целевых инструментов и механизмов поддержки предпринимательства.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ от 1 декабря 2016 года сформулировал долгосрочные приоритеты развития страны. В отношении перспектив предпринимательской деятельности было обозначено, что представителям бизнеса необходимо более активно включаться в решение макроэкономических задач, чему будут способствовать стабильные, устойчивые, предсказуемые правила ведения предпринимательской деятельности, в том числе зафиксированные в 2014 году на четырехлетний период действующие налоговые условия для бизнеса, а также недопущение нарушения прав предпринимателей контрольно-надзорными органами в ходе проведения проверок. По мнению главы государства, залогом высокого качества деловой среды во всех субъектах Российской Федерации является удобство базовых сервисов для бизнеса: простота получения разрешения на строительство, доступность инфраструктуры и т.д.
Таким образом, актуальность темы нашего исследования определяется ролью сферы малого и среднего предпринимательства в развитии экономики и социальных отношений на территории регионов и муниципальных образований, позиционированием данного направления деятельности в контексте развития реального сектора экономики и потребительского рынка, важностью проработки программно-целевого подхода к управлению данной сферой.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические и практические аспекты предпринимательской деятельности с давних времен находится в центре внимания ученых. Впервые термин «предприниматель» появился в XVIII веке благодаря работам английского экономиста Р. Кантильона. Понятие «предпринимательство» являлось предметом анализа в трудах таких экономистов-классиков, как А. Смит, Д. Риккардо, Ф. Котлер, Д. Паттен.
Классическая теория предпринимательства представлена, в частности, в работах Л. Бретано, М. Вебера, В. Зомбарта, Й. Шумпетера и др. Данная теория является дискриптивно-объясняющей, поскольку раскрывает природу и социальные роли предпринимателей как социальной группы. При этом предприниматель рассматривается, прежде всего, с позиции его функционально-ролевой специфики в производственном процессе, основания для анализа ограничиваются только лишь его хозяйственной функцией как единственной его общественной ролью.
Согласно трактовке В. Зомбарта, предприниматель - это «завоеватель», «организатор», «торговец», основная цель деятельности которого должна заключаться в стремлении к процветанию и росту своего дела, а второстепенная, причем часто неосознанная, - в увеличении доли прибыли.
По мнению теоретиков научно-технического прогресса (К. Фримен) и менеджмента (П. Друкер), последовательная теория предпринимательства была впервые предложена Й. Шумпетером, рассматривавшего предпринимателя в качестве «основного феномена» экономического развития, его главной движущей силы.
Напротив, в работах К. Марса и Т. Веблена предпринимательство трактуется как дисфункциональное явление социальной системы. К. Маркс полностью отождествлял предпринимателя с капиталистом, видел в нем лишь инвестора производственного процесса и эксплуататора пролетариата.
Общие вопросы развития малого и среднего предпринимательства на современном этапе рассматриваются в публикациях А.Ю. Арекеевой, В.Н. Ворониной, Демкович В.И., М.В. Крыловой, В. Малачевой, Д.А. Мешковой и Д.А. Дадашевой, Ю.С. Пиньковецкой, Ю.И. Селиверстова, Т.Н. Черемисиной.
История развития малого и среднего предпринимательства в России рассматривалась такими авторами, как М.П. Улицкий и А.О. Холодова.
Международный опыт развития малого и среднего предпринимательства представлен в статьях С.О. Костыгова, Э.Ю. Петрова и Е.С. Гринберга, М.Н. Яшиной и В. Чиховска.
Правовое положение и правовая регламентация малого и среднего предпринимательства исследовалось И.М. Филатовой и А.С. Федюшиной, Г.З. Хафизовой, Т.А. Хоменко .
Региональные аспекты поддержки и развития малого и среднего предпринимательства становились предметом внимания таких авторов, как Е.С. Мезенцева, А.В. Овчинникова, Ю.С. Пиньковецкая, А.Г. Чепик и Д.А. Чепик, И.Г. Юдаев и Л.Н. Медведева. Состояние малого и среднего предпринимательства в Белгородской области исследовали, в частности, Ю.И. Селиверстов, А.С. Левченко, Н.В. Королёва, В.А. Фетисов.
Вопросам административного содействия малому и среднему предпринимательству на муниципальном уровне посвящены работы С.Е. Рейтера, Н.В. Салтанович.
Институциональная поддержка малого и среднего предпринимательства - объект внимания Т.Ш. Тиникашвили.
Финансовые механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства находятся в поле зрения О.В. Набатовой, Р.О. Никанорова и Л.А. Иванченко, М.В. Палкиной и др .
Трактовки малого и среднего предпринимательства в качестве фактора развития территории представлены в работах Д.А. Иванова и А.С. Мальцева, О.В. Круглова; в качестве фактора формирования благоприятного инвестиционного климата - в работах И.Б. Темирханова, М.Х. Узбекова; в качестве фактора экономической безопасности - в работах В.С. Чеботарева. Производственный аспект деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства затрагивает Ю.С. Пиньковецкая, инновационный аспект - К.А. Савеченкова.
Стратегическое управление малым и средним предпринимательством является объектом внимания Е.М. Бухвальда, А.В. Виленского и И.В. Мальгиной, А.Д. Медкова и др.
Программно-целевому управлению развитием малого и среднего предпринимательства посвящены публикации таких авторов, как B. В. Королев, Д.И. Кравцова и Л.А. Иванченко, Е.В. Лаврова, C. В. Левушкина, С.В. Фрумина.
Этические аспекты предпринимательской деятельности затрагиваются, в частности, в статьях Ю.А. Балдиной, К.А. Высокова .
Несмотря на сравнительно большое число публикаций, предмет внимания которых - различные аспекты функционирования и развития малого и среднего предпринимательства, наблюдается противоречие между множеством работ на тему социальной и экономической значимости предпринимательской деятельности и недостатком социально-управленческих исследований, в которых затрагивались бы, с одной стороны, вопросы более широкого контекста - системный анализ роли малого и среднего бизнеса как элемента муниципальной экономики, а с другой, конкретные нетрадиционные инструменты государственной и муниципальной поддержки данного сектора.
Проблема исследования состоит в противоречии между необходимостью в концептуальном осмыслении целевых ориентиров и практическом внедрении новых инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне и недостаточной теоретической разработанностью данных вопросов.
Вышеизложенное позволяет сформулировать основную гипотезу данного исследования: предположение заключается в том, что недостаточная эффективность мер поддержки малого и среднего предпринимательства может быть обусловлена их недостаточной концептуальной и технологической проработанностью, а также слабой встроенностью в общий контекст развития муниципальной экономики, в частности, сфер производства, включая импортозамещение, инвестиционной деятельности, потребительского рынка.
Объект исследования - реализация государственных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Предмет исследования - управленческие механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию организации поддержки малого и среднего предпринимательства.
Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач исследования:
1. Теоретически обосновать формы и механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства в контексте задач развития муниципальной экономики.
2. Проанализировать практику и проблемы организации поддержки малого и среднего предпринимательства на территории города Белгорода.
3. Предложить направления совершенствования организации поддержки малого и среднего предпринимательства.
Теоретико-методологической основой исследования выступают современные концепции управления развитием социальных систем (В.И. Курбатов, О.А. Курбатова, В.А. Луков) ; методологические и методические аспекты диагностики малого и среднего предпринимательства (С.В. Левушкина, А.А. Савичев) ; методологические основы программно-целевого управления развитием малого и среднего предпринимательства (В.В. Королев, Е.В. Лаврова, С.В. Левушкина, С.В. Фрумина и др.).
При исследовании проблемы были использованы общенаучные методы, такие как анализ нормативно-правовых актов и научных публикаций, метод системного анализа, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы, структурно-функциональный метод анализа систем; сравнительный анализ, представляющий собой сумму специальных знаний, базирующихся на законах функционирования и развития систем.
Эмпирическая база диссертации включает:
- нормативно-правовые документы, регламентирующие формы и инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства;
- документы стратегического планирования - отраслевые стратегии, государственные и муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства
- ежегодные доклады Уполномоченного по защите прав
предпринимателей в Белгородской области
- статистические материалы, характеризующие динамику состояния сферы малого и среднего предпринимательства в городе Белгороде.
Научная новизна результатов исследования:
1. Систематизированы нормативно-правовые и организационные условия поддержки малого и среднего предпринимательства, развитие которого рассматривается как одно из ключевых условий развития экономики страны.
2. Механизм государственной и муниципальной поддержки малого и
среднего бизнеса трактуется как система взаимодействия властных и общественных структур. В работе выделены три базовые модели взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами малого и среднего предпринимательства: эгалитарная, ограничительная и диспропорциональная.
3. На основе статистических и социологических данных выявлено проблемное поле развития малого и среднего бизнеса, при этом в качестве ведущей проблемы выделяется недоступность инвестиций и дешевых кредитов, что в конечном счете порождает ухудшение целого ряда показателей состояния данного сектора экономики.
4. Предложен проект, предполагающий создание системы многоцелевой поддержки малого и среднего предпринимательства в интересах развития территории муниципального образования.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Развитие малого и среднего предпринимательства справедливо признается одним из ключевых условий обновления экономики страны, реализации творческого потенциала населения. Для развития бизнеса государству недостаточно только лишь декларировать свободу предпринимательской деятельности, необходимо активно поддерживать данный сектор экономики. В настоящее время в целом созданы нормативные и организационные условия поддержки малого и среднего предпринимательства на уровнях стратегического, программно -целевого, проектного и текущего управления: действует Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, запущен приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Политика в области развития малого и среднего предпринимательства рассматривается нами как важная составляющая
социально-экономической политики. В работе выделены три базовые модели взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами малого и среднего предпринимательства: эгалитарная, ограничительная и диспропорциональная. В свою очередь, ответные реакции бизнеса включают конструктивно-деятельностную, клиентскую и откупную модели. В состав инфраструктуры поддержки малого предпринимательства включены не только государственные и муниципальные, но и негосударственные организации. Проанализированы наиболее распространенные виды поддержки малого и среднего предпринимательства: информационная, консультационная, организационная, имущественная, финансовая, налоговая, административная и образовательная. Детально раскрыта роль таких механизмов, как Единый информационный портал поддержки бизнеса, бизнес-акселераторы, лизинг, франчайзинг, венчурное финансирование, гарантийные фонды, ускоренная амортизация.
2. Анализ практики и проблем организации поддержки малого и среднего предпринимательства на территории города Белгорода позволил, в частности, сделать вывод о том, что в настоящее время развитие отечественного малого и среднего бизнеса, несмотря на декларируемые меры поддержки, характеризуется отрицательной динамикой. Анализ статистических данных показал, что индивидуальное предпринимательство не столько свертывается, сколько уходит в тень в связи с ростом налоговых платежей и социальных отчислений от фонда оплаты труда наемных работников. Предпринятый анализ муниципальной программы «Повышение инвестиционной привлекательности города и формирование благоприятного предпринимательского климата» на 2015-2020 годы позволяет говорить о высоком качестве данного программного документа, который, среди прочего, включает реализацию 12 проектов. В то же время на практике эффективность мер поддержки предпринимательства зачастую оставляет желать лучшего, о чем свидетельствует предпринятый нами анализ данных социологического опроса «Развитие малого и среднего бизнеса на территории г. Белгорода:
состояние, проблемы и перспективы» (N = 310). Проблемное поле развития малого и среднего бизнеса составляют, среди прочего, диспропорция между темпами развития торгово-посреднической и производственной деятельности, относительно низкий уровень доходности бизнеса и недостаток оборотных средств, недостаточная эффективность многих предприятий малого и среднего бизнеса, трудности в части доступа к дешевым кредитам и инвестиционным ресурсам.
3. Анализируя направления развития мер поддержки малого и среднего предпринимательства, мы пришли к выводу о том, что органы местного самоуправления, определяя вектор поддержки бизнеса, в качестве важнейшего фактора должны рассматривать не столько размер предприятия, сколько пользу, которую оно может принести своей территории и населению. Субъекты малого и среднего предпринимательства должны быть вовлечены в орбиту социального партнерства «власть - бизнес - население», которое предполагает эквивалентный, взаимовыгодный обмен различными видами капитала: финансового, административного, социального и т.п.
Предложенный нами проект «Создание системы многоцелевой поддержки малого и среднего предпринимательства в интересах развития территории муниципального образования» призван обеспечить взаимоувязку мер в помощь малому бизнесу, с одной стороны, и максимального раскрытия потенциала территории и населения муниципального образования, с другой. Проект направлен на вовлечение в процесс поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства негосударственных организаций, нацеливание малого и среднего бизнеса на развитие реального сектора экономики, а также упорядочение существующих и развитие новых форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Мы полагаем, что среди многочисленных видов и форм предпринимательской деятельности необходимо особо выделять и поддерживать деятельность организаторов использование инновационных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и актуализации нормативно-правовых актов и документов стратегического планирования в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства; при обобщении опыта становления и развития данной сферы в городе Белгороде. Это позволит расширить научные представления о перспективах развития малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне.
Апробация. Основные положения и результаты диссертационного исследования изложены автором в ряде публикаций, представлены в виде докладов и выступлений на научно-практических конференциях.
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и литературы, а также приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей работе была предпринята попытка систематизировать нормативно-правовые и организационные условия поддержки малого и среднего предпринимательства.
Анализ теоретических основ исследования форм и механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства позволил сделать вывод о том, что развитие данного сектора справедливо признается одним из ключевых условий обновления экономики страны, реализации творческого потенциала населения.
Нормативно-правовые условия поддержки предпринимательской деятельности основываются, прежде всего, на положениях Конституцией РФ, которыми декларируется свобода предпринимательской деятельности. При этом специфика малого бизнеса такова, что для его успешного развития требуется не только соблюдение прав предпринимателей, но и активная их поддержка со стороны государственных и иных институтов.
Основы поддержки малого и среднего предпринимательства были заложены с самого начала становления новой российской государственности и постоянно совершенствовались. Базовый закон в данной области претерпел несколько редакций. В настоящее время действует Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. №209-ФЗ.
На протяжении последнего года наблюдается усиленный интерес государства к расширению форм и механизмов поддержки предпринимательства, что выразилось в принятии Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, а также приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Назначение Стратегии состоит в том, чтобы скоординировать действия органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки и обеспечить на этой основе соответствие принимаемых мер ожиданиям бизнеса и общества в целом по отношению к созданию благоприятных и комфортных условий для реализации предпринимательского потенциала граждан. Приоритетный проект содержит ряд конкретных форм поддержки бизнеса: создание Корпорации МСП, запуск Бизнес-навигатора МСП.
Роль малого и среднего предпринимательства в социально - экономическом развитии муниципальных образований состоит в генерации структурных изменений в экономике, усилении процессов специализации и кооперации, активизации делового и творческого потенциала населения, обеспечении наполнения доходной части бюджета за счет налоговых поступлений, создании спроса на инновации и предложения инновационной продукции, развитии потребительского рынка и укреплении материального благосостояния населения.
Политика в области развития малого и среднего предпринимательства рассматривается в работе как важная составляющая социально - экономической политики. При этом механизм государственной и муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса трактуется как система взаимодействия властных и общественных структур.
В работе выделены три базовые модели взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами малого и среднего предпринимательства: 1) эгалитарная - создание равных условий для всех субъектов бизнеса; 2) ограничительная - поощрение одних субъектов и создание барьеров для других в интересах местного сообщества; 3) диспропорциональная - навязывание предпринимателям неформальных правил игры в интересах как муниципального образования, так и отдельных должностных лиц. В свою очередь, характеризуются следующие типы ответных реакций бизнеса на модели воздействия властных структур: конструктивно-деятельностная модель; а также клиентская и откупная модели.
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства показана как совокупность государственных, негосударственных (общественных) и коммерческих организаций, которые оказывают предпринимателям широкий спектр услуг: от консультирования и обучения до финансирования бизнес - проектов. В качестве конечной цели деятельности инфраструктурных организаций нами обозначено создание эффективной деловой среды, ориентированной не только на экономический эффект, но и на интересы общества.
В теоретической части работы нами проанализированы наиболее распространенные виды поддержки малого и среднего предпринимательства: информационная, консультационная, организационная, имущественная, финансовая, налоговая, административная и образовательная. При этом детально раскрыта роль таких механизмов, как Единый информационный портал поддержки бизнеса, бизнес-акселераторы, лизинг, франчайзинг, венчурное финансирование, гарантийные фонды, ускоренная амортизация.
Доказано, что гармоничное сочетание данных видов поддержки бизнеса позволяет получить значительный экономический эффект и при этом обеспечить социальное развитие территории.
Анализ практики и проблем организации поддержки малого и среднего предпринимательства на территории города Белгорода позволил, в частности, сделать вывод о том, что в настоящее время развитие отечественного малого и среднего бизнеса, несмотря на декларируемые меры поддержки, характеризуется отрицательной динамикой.
Так, доля малых и средних предприятий в обороте предприятий по экономике в целом поступательно снижается, численность рабочих мест в данном секторе экономики имеет тенденцию к сокращению.
При этом анализ статистических данных позволяет заключить, что индивидуальное предпринимательство не столько свертывается, сколько уходит в тень в связи с ростом налоговых платежей и социальных отчислений от фонда оплаты труда наемных работников.
Малые предприятия зачастую создаются либо для оптимизации налогообложения крупных компаний, либо для вывода заработной платы в теневой сектор.
В рамках практической части работы нами был предпринят анализ муниципальной программы «Повышение инвестиционной привлекательности города и формирование благоприятного предпринимательского климата» на 2015-2020 годы. Данная программа имеет комплексный характер и направлена, во-первых, на развитие экономического потенциала города, а во-вторых, на развитие торговли, услуг и туризма. Сильной стороной данной программы является то, что в составе ее мероприятий реализуется 12 проектов, в том числе непосредственно затрагивающих интересы малого и среднего бизнеса.
Анализ программы показывает, что в ней развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается не как самоцель, а как инструмент формирования благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата на территории города Белгорода. В рамках программы предполагается охватить мерами поддержки 160 субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях выявления состояния сферы малого и среднего предпринимательства нами был проведен социологический опрос «Развитие малого и среднего бизнеса на территории г. Белгорода: состояние, проблемы и перспективы» (N = 310). Результаты исследования показали, что белгородские предприниматели в целом удовлетворены сложившейся ситуацией в сфере их профессиональной деятельности, при этом отметив проблемы, скорее, типичные для России в целом.
Углубленный анализ проблемного поля деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства позволил обозначить такие проблемы функционирования и развития данного сектора экономики, как диспропорция между темпами развития торгово-посреднической и производственной деятельности, относительно низкий уровень доходности бизнеса и недостаток оборотных средств, недостаточная эффективность многих предприятий малого и среднего бизнеса, трудности в части доступа к дешевым кредитам и инвестиционным ресурсам, фрагментарность практикуемых мер поддержки предпринимательства.
Среди актуальных направлений поддержки предпринимательства, предприниматели, принявшие участие в опросе, в первую очередь отметили острую необходимость льготного кредитования и льготного налогообложения малого и среднего бизнеса г. Белгорода.
Анализ социологических данных обнаруживает, что далеко не все предприниматели однозначно положительно воспринимают деятельность по созданию в городе Белгороде технопарков и бизнес-инкубаторов; также определенная степень недоверия наблюдается в отношении независимых общественных организаций, призванных защищать права предпринимателей.
В целом анализ сферы малого и среднего бизнеса показал, что деятельность данных предпринимателей ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах.
Реализованный нами анализ направлений совершенствования организации поддержки малого и среднего предпринимательства позволяет утверждать, что создание системы поддержки малого и среднего предпринимательства не должно быть обособленным видом деятельности органов местного самоуправления. Значительный эффект может быть получен, если данная система будет встроена в процессы стратегического, программно-целевого, проектного и текущего управления развитием муниципального образования.
Мы пришли к выводу о том, что органы местного самоуправления, определяя вектор поддержки бизнеса, в качестве важнейшего фактора должны рассматривать не столько размер предприятия, сколько пользу, которую оно может принести населению и территории, на которой оно ведет свою деятельность.
Субъекты малого и среднего предпринимательства должны быть вовлечены в орбиту социального партнерства «власть - бизнес - население», которое предполагает эквивалентный, взаимовыгодный обмен различными видами капитала: финансового, административного, социального и т.п. В данном контексте поддержка бизнеса должна осуществляться исключительно в обмен на блага, которые он приносит территории - окружающей природной, экономической и социальной среде.
Нами предложен проект «Создание системы многоцелевой поддержки малого и среднего предпринимательства в интересах развития территории муниципального образования», который предполагает взаимоувязку мер в помощь малому бизнесу, с одной стороны, и максимального раскрытия потенциала территории и населения муниципального образования, с другой.
Проект направлен на решение задач вовлечения в процесс поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства негосударственных организаций, нацеливания малого и среднего бизнеса на развитие реального сектора экономики, а также упорядочения существующих и развитие новых форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Существенным блоком мероприятий проекта является поддержка организаторов производства, которые должны стать привилегированной подгруппой малого и среднего бизнеса. Именно от интеллектуальных, организаторских и социальных качеств данной категории предпринимателей зависит будущее российской промышленности как основы национальной экономики.
Соответственно, очень важно обеспечивать организаторов производства, во-первых, инвестиционным и финансовым капиталом, во- вторых, площадками для реализации инвестпроектов, а в-третьих, необходимыми компетенциями, что как раз и предполагает предложенный проект.
В числе инновационных инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства нами в рамках проекта предлагается создание
коворкингового центра, стимулирование развития социального предпринимательства, создание электронных инвестиционных площадок, создание бизнес-карты занятых и свободных рыночных ниш и другие организационные технологии.
В ходе работы над проектом нами были выявлены технические, финансовые, политические, юридические и иные риски, снижение остроты которых будет способствовать росту деловой активности населения, развитию конкуренции, увеличению налоговых поступлений и, в конечном счете, оздоровлению муниципальной экономики.
По результатам исследования нами сформулированы практические рекомендации.
Департаменту экономического развития администрации города Белгорода:
- разработать систему критериев и индикаторов мониторинга состояния сферы поддержки малого и среднего предпринимательства в городском округе «город Белгород»;
- разработать алгоритм мониторинга сферы поддержки малого и среднего предпринимательства, включая его статистический и социологический компоненты;
- создать информационную базу статистической и аналитической информации о состоянии системы поддержки малого и среднего предпринимательства;
- содействовать развитию ассоциаций субъектов малого и среднего предпринимательства, включать представителей данных некоммерческих организаций в состав общественных советов при органах местного самоуправления;
- оказывать информационную, консультационную, имущественную, финансовую, образовательную и иную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в первую очередь занимающимся производственной деятельностью.



1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от
01 декабря 2016 г.: Офиц. текст. - Режим доступа:
http://kremlin.ru/events/president/news/53379
4. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 02 июня 2016 г. № 1083-р (ред. от 08 декабря 2016 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 04 апреля 2016 г. № 265 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. Ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав
предпринимателей в Белгородской области за 2015 год [Электронный ресурс]. - Белгород, 2016. - Режим доступа:
http://www.ombudsmanbiz31.ru/assets/files/publication/doklad-upol-za- 2015_3.pdf
8. Алещенко, В.В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России: пространственные проблемы [Текст] / В.В. Алещенко // Пространственная экономика. - 2015. - № 1. - С. 123-134.
9. Арекеева, А.Ю. О целях и задачах стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст] /
А.Ю. Арекеева // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2015. - № 4. - С. 120-126.
10. Балдина, Ю.А. Социально ответственное поведение субъектов малого и среднего предпринимательства [Текст] / Ю.А. Балдина // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2015. - № 3-4. - С. 10-21.
11. Басиров, М.Б. Малое и среднее предпринимательство в сфере услуг в специфических условиях Юга России [Текст] / М.Б. Басиров // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 33. - С. 17-22.
12. Бухвальд, Е.М. Стратегическое планирование и новые подходы к политике развития и поддержки малого и среднего предпринимательства [Текст] / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский, И.В. Мальгина // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2015. - № 1. - С. 31-39.
13. Вебер, М. Избранные произведения: Пер. с нем. [Текст] / М. Вебер. - М. : Прогресс, 1990. - 808 с.
14. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма [Текст] / М. Вебер // Вебер Макс. Избранные произведения. - М. : Прогресс, 1990. - 232 с.
15. Веблен, Т. Теория праздного класса. Экономическое исследование институтов [Текст] / Т. Веблен. - М. : Прогресс, 1984. - 368 с.
16. Воронина, В.Н. Малое и среднее предпринимательство в России - прошлое, настоящее, будущее [Текст] / В.Н. Воронина // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. - Серия: Социально-экономические науки. - 2012. - № 42. - С. 92-103.
17. Врублевский, Б.И. Поддержка развития малого и среднего предпринимательства [Текст] / Б.И. Врублевский, И.В. Сенько // Потребительская кооперация. - 2015. - № 3 (50). - С. 16-23.
18. Высоков, К.А. Культура и этика российского
предпринимательства [Текст] / К.А. Высоков // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 12 (32). - С. 26-36.
19. Высоцкая, О.А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу [Текст] / О.А. Высоцкая // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2012. - № 2. - С. 94-96.
20. Дабин, С.А. Государственная поддержка развития
предпринимательства в контексте социальных изменений российского общества: Социологический анализ [Текст] : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / С.А. Дабин. - М., 2005. - 177 с.
21. Демкович, В.И. Малое и среднее предпринимательство: современные вызовы [Текст] / В.И. Демкович // Деньги и кредит. - 2015. - № 11. - С. 26-31.
22. Дракер, П. Посткапиталистическое общество [Текст] / П. Дракер // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под. ред.
В.Л. Иноземцева. - М. : Academia, 1999. - С. 57-75.
23. Друкер, П. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы [Текст] / П. Друкер. - М. : Book chamber intern., 1992. - 351 с.
24. Зомбарт, В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека [Текст] / В. Зомбарт. - М. : Наука, 1994. - 176 с.
25. Иванов, Д.А. Малое и среднее предпринимательство как фактор устойчивого развития экономики города [Текст] / Д.А. Иванов, А.С. Мальцев // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. - № 31. - С. 59-63.
26. Иванченко, Л.А. Методологические подходы к оценке результативности региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства [Текст] / Л.А. Иванченко, А.И. Леонидова // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2014. - № 8. -
С. 17-21.
27. Идилова, Ж.Н. Пути повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о малом и среднем предпринимательстве [Текст] / Ж.Н. Идилова // Современное право. - 2012. - № 3. - С. 60.
28. Исоков, А.А. Проблемы реализации государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в России [Текст] / А.А. Исоков, Д.В. Лебедева // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. - Серия общественных наук. - 2015. - № 1 (1). - С. 61-62.
29. Королев, В.В. Анализ работы региональной программы «развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия до 2014 года» [Текст] / В.В. Королев // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. - 2012. - № 6. - С. 186-188.
30. Костыгов, С.О. Особенности поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом [Текст] / С.О. Костыгов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2015. - № 2 (82). - С. 129-132.
31. Кравцова, Д.И. Оценка региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства [Текст] / Д.И. Кравцова, Л.А. Иванченко // Современные проблемы экономического и социального развития. - 2011. - № 7. - С. 219-223.
32. Круглов, О.В. Малое и среднее предпринимательство как основа развития муниципальных образований в условиях мирового экономического кризиса [Текст] / О.В. Круглов // Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 1-2. - С. 63-67.
33. Крылова, М.В. Малое и среднее предпринимательство в России и проблемы его развития [Текст] / М.В. Крылова // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 2. - С. 215-218.
34. Лаврова, Е.В. Совершенствование методологии разработки региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства как стратегического ресурса регионального экономического роста [Текст] / Е.В. Лаврова // Наука и бизнес: пути развития. - 2015. - № 6. - С. 138-140.
35. Левушкина, С.В. Методический подход к осуществлению хронотопического кластерного анализа развития системы малого и среднего предпринимательства [Текст] / С.В. Левушкина // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 5-4. - С. 753-757.
36. Левушкина, С.В. Потенциальная устойчивость программ развития малого и среднего предпринимательства [Текст] / С.В. Левушкина // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2014. - № 19-2. - С. 180-185.
37. Малачева, В. Механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства в России [Текст] / В. Малачева // Транспортное дело России. - 2015. - № 3. - С. 130-133.
38. Медков, А.Д. Анализ действующей системы управления малым и средним предпринимательством в ХМАО -Югре [Текст] / А.Д. Медков // Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - № 36. - С. 121-130.
39. Медков, А.Д. Формирование механизма стратегического управления малым и средним предпринимательством на региональном уровне [Текст] / А.Д. Медков // Российское предпринимательство. - 2014. - № 13 (259). - С. 145-154.
40. Мезенцева, Е.С. Особенности региональной промышленной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства [Текст] / Е.С. Мезенцева // Экономика, предпринимательство и право. -
2014. - № 3 (24). - С. 49-64.
41. Мешкова, Д.А. Малое и среднее предпринимательство в социально-экономической системе России [Текст] / Д.А. Мешкова, Д.А. Дадашева // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2012. - № 11. - С. 8-17.
42. Набатова, О.В. Финансовая поддержка субъектов среднего и малого предпринимательства: мировой опыт и российская практика [Текст] / О.В. Набатова // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2015. - № 3 (158). - С. 59-64.
43. Никаноров, Р.О. Привлечение финансовых средств государства в малое и среднее предпринимательство [Текст] / Р.О. Никаноров, Л.А. Иванченко // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2013. - Т. 2. - № 9. - С. 336-337.
44. Овчинникова, А.В. Концепция государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях [Текст] / А.В. Овчинникова // Вестник Удмуртского университета. - Серия Экономика и право. - 2015. - Т. 25. - № 2-4. - С. 61¬
68.
45. Палкина, М.В. Финансовый механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне [Текст] / М.В. Палкина // Инновационное развитие экономики. - 2015. - № 3 (27). - С. 37-40.
46. Петров, Э.Ю. Политика развития малого и среднего предпринимательства в ЕС [Текст] / Э.Ю. Петров, Е.С. Гринберг // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 3. - С. 23-35.
47. Пинская, М.Р. Анализ и оценка вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в формирование бюджетов территорий [Текст] / М.Р. Пинская // Вестник Волгоградского государственного университета. - Серия 3: Экономика. Экология. - 2015. - № 2. - С. 88-95.
48. Пиньковецкая, Ю.С. Малое и среднее предпринимательство в регионах: производственные функции [Текст] / Ю.С. Пиньковецкая // Организатор производства. - 2014. - № 1 (60). - С. 88-95.
49. Пиньковецкая, Ю.С. Малое и среднее предпринимательство в регионах: уровень насыщения [Текст] / Ю.С. Пиньковецкая // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2016. - № 2-1. - С. 132-142.
50. Пиньковецкая, Ю.С. Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации: закономерности пространственного распределения [Текст] / Ю.С. Пиньковецкая // Вестник УрФУ. - Серия: Экономика и управление. - 2014. - № 1. - С. 27-36.
51. Пиньковецкая, Ю.С. Малое и среднее предпринимательство: закономерности развития [Текст] / Ю.С. Пиньковецкая // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. - 2012. - Т. 321. - № 6. - С. 91-95.
52. Рейтер, С.Е. Институциональные аспекты проектирования формата административного содействия малому и среднему предпринимательству в муниципальном образовании [Текст] / С.Е. Рейтер // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. - № 8 (68). - С. 22.
53. Савеченкова, К.А. Формирование инфраструктуры поддержки инновационной активности малого и среднего предпринимательства [Текст] / К.А. Савеченкова // Известия Байкальского государственного университета. -
2015. - Т.25. - № 6. - С. 1025-1035.
54. Савичев, А.А. Методика финансово-экономической диагностики при управлении устойчивым развитием малого и среднего предпринимательства [Текст] / А.А. Савичев // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-25. - С. 5649-5654.
55. Салтанович, Н.В. Направления совершенствования
государственной поддержки предпринимательства в малых и средних городских поселениях [Текст] / Н.В. Салтанович // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. - 2013. - № 6. - С. 39-44.
56. Селиверстов, Ю.И. Малый и средний бизнес Белгородской области: современное состояние, государственная поддержка и меры по преодолению кризиса [Текст] / Ю.И. Селиверстов, А.С. Левченко, Н.В. Королёва. - Белгород: Делов. потенциал, 2015. - 71 с.
57. Селивёрстов, Ю.И. Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в условиях экономического кризиса [Текст] / Ю.И. Селивёрстов // Белгородский экономический вестник. - 2015. - № 1 (77). - С. 9-17.
58. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст] / А. Смит. - М. : Соцэкгиз, 1962. - 684 с.
59. Смит, А. Теория нравственных чувств [Текст] / А. Смит. - М. : Республика, 1997. - 351 с.
60. Темирханов, И.Б. Малое и среднее предпринимательство как фактор формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе [Текст] / И.Б. Темирханов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - № 33. - С. 77.
61. Тиникашвили, Т.Ш. Институты развития малого и среднего предпринимательства [Текст] / Т.Ш. Тиникашвили // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2015. - № 2. - С. 178-181.
62. Узбеков, М.Х. Управленческий анализ эффективности инвестиций и инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства [Текст] / М.Х. Узбеков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. - № 4 (22). - С. 331-333.
63. Улицкий, М.П. История развития малого и среднего предпринимательства в России [Текст] / М.П. Улицкий, А.О. Холодова // Международный академический вестник. - 2015. - № 4 (10). - С. 64-68.
64. Фетисов, В.А. О состоянии малого и среднего предпринимательства в Белгородской области [Текст] / В.А. Фетисов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - № 3 (8). - С. 173-177.
65. Филатова, И.М. Правовое положение малого и среднего предпринимательства [Текст] / И.М. Филатова, А.С. Федюшина // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2015. - № 4 (4). - С. 203-210.
66. Фрумина, С.В. О государственных программах, стимулирующих развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст] / С.В. Фрумина // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 7. - С. 98-107.
67. Хафизова, Г.З. Правовая регламентация деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства [Текст] / Г.З. Хафизова // Труд и социальные отношения. - 2015. - № 4. - С. 94-103.
68. Хоменко, Т.А. Проблемы правового регулирования института малого и среднего предпринимательства [Текст] / Т.А. Хоменко // Экономика, управление и финансы в России и за рубежом. - 2015. - № 1. - С. 95-97.
69. Чеботарев, В.С. Малое и среднее предпринимательство как стратегический фактор экономической безопасности России [Текст] / В.С. Чеботарев // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2016. - № 2 (34). - С. 225-230.
70. Чепик, А.Г. Малое и среднее предпринимательство в региональной экономике [Текст] / А.Г. Чепик, Д.А. Чепик // Вестник научных конференций. - 2015. - № 1-1 (1). - С. 147-149.
71. Черемисина, Т.Н. Малое и среднее предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства [Текст] / Т.Н. Черемисина // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 10 (32). - С. 216-220.
72. Шумпетер, Й. Теория экономического развития [Текст] /
Й. Шумпетер. - М. : Прогресс, 1982. - 203 с.
73. Шумпетер, Й.А. Капитализм, социализм и демократия [Текст] / Й.А. Шумпетер. - М. : Экономика, 1995. - 540 с.
74. Юдаев, И.Г. Малое и среднее предпринимательство: региональный аспект [Текст] / И.Г. Юдаев, Л.Н. Медведева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2010. - № 24. - С. 30-33.
75. Ялунер, Е.В. Развитие инфраструктуры для финансовой и
организационной поддержки малого и среднего бизнеса [Текст] / Е.В. Ялунер // Известия Санкт-Петербургского государственного
экономического университета. - 2016. - № 2 (98). - С. 81-84.
76. Яшина, М.Н. Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства России и Словакии [Текст] / М.Н. Яшина, В. Чиховска // Вестник Саратовского государственного социально¬экономического университета. - 2015. - № 3 (57). - С. 77-82.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ