ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (МЕЖДУНАРОДНЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 10
РАЗДЕЛ II. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОЦЕНКИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 32
РАЗДЕЛ III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 10
РАЗДЕЛ II. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОЦЕНКИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 32
РАЗДЕЛ III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Актуальность темы исследования. Современные тенденции формирования малого и среднего предпринимательства устанавливают новые требования к личности предпринимателя и характеризуются активным включением молодежи в предпринимательскую среду. Молодежь - часть общества, обладающая креативным мышлением; склонная к ведению собственного дела, инновациям и риску; владеющая на высоком уровне интернет-технологиями. Вовлечение молодежи в предпринимательскую среду способствует решению проблем занятости на рынке труда.
В современных условиях увеличивается значимость эффективного развития не только молодежного предпринимательства, но и предпринимательства в целом, обеспечивающего достижение баланса экономических и социальных целей общественного развития. Решение данной задачи подразумевает собой высокие требования к оценке предпринимательской деятельности как основного элемента экономики, определяющего базу социально-экономического развития региона.
Тенденции развития современного предпринимательства
характеризуются активным участием молодых людей в бизнес процессах. Как на Федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, создаются проекты законов и программ поддержки предпринимательства в молодежной среде, цель которых - создание более широких экономических возможностей для молодых людей, стимулирование развития малого и среднего бизнеса.
Однако, невзирая на возникнувший положительный вектор развития молодежного предпринимательства, еще присутствуют вопросы по социально-экономическому, организационному, технологическому
характеру.
В настоящее время одна из важнейших задач, стоящих перед Россией и Казахстаном - это реализация государственной политики перехода на инновационный путь развития экономики и формирование национальной инновационной системы. Предпринимательская инициатива молодых людей может стать одним из главных условий, благодаря которому можно увеличить уровень инновационной активности экономики наших стран1.
Для разработки адекватных мер развития молодёжного предпринимательства необходима оценка опыта стран, близких по социально-экономическому уровню.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки основных направлений формирования благоприятного предпринимательского климата для молодежи в российских и казахстанских регионах, комплексной оценки и учета его составляющих факторов.
Степень научной разработанности темы исследования. Вплоть до окончания 1980-х годов исследования предпринимательства практически не пользовались спросом (в связи с отсутствием самого предмета изучения). В промежуток 1980-х-1990-х гг. приходится большинство поисковых и описательных исследований предпринимательства, основной задачей которых является поиск основных характеристик нового социального слоя - предпринимателей. Исследования 2000-х гг. отличаются усложнением методологических подходов. На сегодняшний день в России существует достаточно много работ не только по молодежному предпринимательству, но и предпринимательству в целом. В Казахстане имеется меньше публикаций по теме исследования.
Благодаря исследованиям таких ученых как А. В. Безгодова, А. Л. Маршака, В. В. Радаева, А. Ю. Чепуренко и других авторов сформировалась социология предпринимательства .
Проблемы методологии предпринимательской деятельности, особенности и тенденции его развития рассмотрены в трудах Р. М. Ахметшина, Е. Е. Бородавкиной, Г. Ю. Власова, Ф. Хайека, Й. Шумпетера, и др1.
Вопросы взаимодействия малого предпринимательства и органов власти, социального партнерства, преодоления административных барьеров рассмотрены в работах Л. С. Аникина, Е. Галицкого, А. А. Немерюк,
A. В. Чириковой .
Анализ предпринимательского климата, его состояния и динамики в современной России представлен в работах М. П. Аровиной,
B. А. Астафьева, Л. И. Бестаевой, О. Заславской, Г. Р. Имаевой, В. Стародубровского .
Круг научных работ по проблеме участия молодежи в бизнесе представлен такими учеными, как Ю. А. Зубок, А. Ю. Чепуренко .
Также следует отметить работы ученых, посвященных изучению молодежного предпринимательства в Казахстане, которых по сравнению с российскими меньше. Среди ученых можно выделить таких авторов как: А. Н. Тесленко и С. А. Михнова1.
Региональные исследования, посвященные оценке готовности молодежи к предпринимательской деятельности, рассмотрены в работах таких авторов как Л. В. Герасименко и О. И. Дивиченко .
Проблема исследования заключается в объективной необходимости поддержки развития молодежного предпринимательства как одного из стратегически важных и действенных способов перехода национальной экономики на новый инновационный и рыночно ориентированный уровень и недостаточной изученностью проблем его становления в регионах России и Казахстана.
Объект исследования - молодежное предпринимательство в России и Казахстане.
Предмет исследования - проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в межстрановом контексте.
Цель исследования - анализ существующих проблем становления молодежного предпринимательства в России и Казахстане.
Задачи:
1. Провести теоретико-методологическое обоснование оценки и перспектив развития молодежного предпринимательства.
2. Провести исследование оценки и перспектив развития молодежного предпринимательства.
3. Предложить рекомендации по развитию молодежного предпринимательства.
Теоретико-методологическая база исследования. Теоретической основой исследования являются работы современных отечественных и зарубежных психологов, экономистов, социологов, посвященных проблеме молодежного предпринимательства.
Методологической базой изучения предпринимательства как особого вида деятельности послужили теоретические положения Й. Шумпетера и Ф. Хайека1. При рассмотрении роли и места предпринимательского слоя в современном российском обществе, моделей взаимодействия власти и бизнеса в России использовались теоретические положения исследований российских социологов - Т. И. Заславской и В. В. Радаева. Применялись также теоретические положения, в которых аргументированы концептуальные подходы к исследованию, оценке и формированию предпринимательского климата (Г. Р. Имаева, В. Стародубровский) .
Однако во всех данных работах и исследованиях предпринимательство в молодежной среде, как правило, не вычленяется, а специфические проблемы его рассматриваются частично.
Более пристальное внимание вопросам предпринимательства среди молодых людей уделяется в трудах Ю. А. Зубок, А. Ю. Чепуренко, А. Л. Маршака и других специалистов в области социологии молодежи . Но и здесь данные проблемы рассматриваются чаще всего в контексте общих вопросов положения, жизнедеятельности, социализации и развития молодежи.
Использование общесоциологической методологии и социологических методов предоставило возможность проанализировать эмпирические данные. С целью получения эмпирических данных было проведено анкетирование молодежи, экспертный опрос, а также фокус-группа.
Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологических исследований:
1) авторское исследование А. А. Шлионского в рамках магистерского исследования, проведенное в период с октября по декабрь 2017 года, «Оценка и перспективы развития молодежного предпринимательства (сравнительный анализ на материалах России и Казахстана)», г. Белгород и г. Алматы. Метод сбора информации - анкетный опрос (п = 765), 2 фокус- группы по 7 человек, экспертный опрос (п = 8);
2) результаты вторичного анализа социологического опроса О. И. Дивиченко «Формирование и развитие предпринимательского климата в сфере малого и среднего бизнеса Белгородской области», проведенного автором в январе-марте 2014 г. среди предпринимателей (n = 289, в том числе 138 респондентов, обучающихся основам предпринимательской деятельности)1;
3) результаты вторичного анализа качественного исследования «Изучение барьеров развития молодежного предпринимательства» г. Алматы, апрель-июнь 2015 г. ACT Kazakhstan. Методы сбора информации: анкетный опрос (п = 1000), 2 фокус-группы по 7-8 человек, 8 глубинных интервью с экспертами .
Научно-практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования связана с расширением научных знаний в области возможностей создания и условий функционирования и развития молодежного предпринимательства в России и Казахстане. Основные выводы и положения могут быть использованы при подготовке программ теоретических и прикладных исследований, направленных на изучение молодежного предпринимательства.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Разработка практических рекомендации в вузах для привлечения студентов к предпринимательской деятельности и пр.
2. Материалы исследования можно использовать при подготовке учебных курсов, спецкурсов и методических пособий по общей социологии, социологии бизнеса, социологии управления, социологии коммуникаций, социальной психологии и т.д.
Апробация исследования. Теоретические положения
исследовательской работы были изложены в международной научно-практической конференции «Современная научная деятельность: теория и практика» 14 июня 2018 г. Воронеж. Название статьи «Оценка и перспективы молодежного предпринимательства».
Структура работы включает в себя введение, три раздела, заключение, список источников и литературы, приложения.
В современных условиях увеличивается значимость эффективного развития не только молодежного предпринимательства, но и предпринимательства в целом, обеспечивающего достижение баланса экономических и социальных целей общественного развития. Решение данной задачи подразумевает собой высокие требования к оценке предпринимательской деятельности как основного элемента экономики, определяющего базу социально-экономического развития региона.
Тенденции развития современного предпринимательства
характеризуются активным участием молодых людей в бизнес процессах. Как на Федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, создаются проекты законов и программ поддержки предпринимательства в молодежной среде, цель которых - создание более широких экономических возможностей для молодых людей, стимулирование развития малого и среднего бизнеса.
Однако, невзирая на возникнувший положительный вектор развития молодежного предпринимательства, еще присутствуют вопросы по социально-экономическому, организационному, технологическому
характеру.
В настоящее время одна из важнейших задач, стоящих перед Россией и Казахстаном - это реализация государственной политики перехода на инновационный путь развития экономики и формирование национальной инновационной системы. Предпринимательская инициатива молодых людей может стать одним из главных условий, благодаря которому можно увеличить уровень инновационной активности экономики наших стран1.
Для разработки адекватных мер развития молодёжного предпринимательства необходима оценка опыта стран, близких по социально-экономическому уровню.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки основных направлений формирования благоприятного предпринимательского климата для молодежи в российских и казахстанских регионах, комплексной оценки и учета его составляющих факторов.
Степень научной разработанности темы исследования. Вплоть до окончания 1980-х годов исследования предпринимательства практически не пользовались спросом (в связи с отсутствием самого предмета изучения). В промежуток 1980-х-1990-х гг. приходится большинство поисковых и описательных исследований предпринимательства, основной задачей которых является поиск основных характеристик нового социального слоя - предпринимателей. Исследования 2000-х гг. отличаются усложнением методологических подходов. На сегодняшний день в России существует достаточно много работ не только по молодежному предпринимательству, но и предпринимательству в целом. В Казахстане имеется меньше публикаций по теме исследования.
Благодаря исследованиям таких ученых как А. В. Безгодова, А. Л. Маршака, В. В. Радаева, А. Ю. Чепуренко и других авторов сформировалась социология предпринимательства .
Проблемы методологии предпринимательской деятельности, особенности и тенденции его развития рассмотрены в трудах Р. М. Ахметшина, Е. Е. Бородавкиной, Г. Ю. Власова, Ф. Хайека, Й. Шумпетера, и др1.
Вопросы взаимодействия малого предпринимательства и органов власти, социального партнерства, преодоления административных барьеров рассмотрены в работах Л. С. Аникина, Е. Галицкого, А. А. Немерюк,
A. В. Чириковой .
Анализ предпринимательского климата, его состояния и динамики в современной России представлен в работах М. П. Аровиной,
B. А. Астафьева, Л. И. Бестаевой, О. Заславской, Г. Р. Имаевой, В. Стародубровского .
Круг научных работ по проблеме участия молодежи в бизнесе представлен такими учеными, как Ю. А. Зубок, А. Ю. Чепуренко .
Также следует отметить работы ученых, посвященных изучению молодежного предпринимательства в Казахстане, которых по сравнению с российскими меньше. Среди ученых можно выделить таких авторов как: А. Н. Тесленко и С. А. Михнова1.
Региональные исследования, посвященные оценке готовности молодежи к предпринимательской деятельности, рассмотрены в работах таких авторов как Л. В. Герасименко и О. И. Дивиченко .
Проблема исследования заключается в объективной необходимости поддержки развития молодежного предпринимательства как одного из стратегически важных и действенных способов перехода национальной экономики на новый инновационный и рыночно ориентированный уровень и недостаточной изученностью проблем его становления в регионах России и Казахстана.
Объект исследования - молодежное предпринимательство в России и Казахстане.
Предмет исследования - проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в межстрановом контексте.
Цель исследования - анализ существующих проблем становления молодежного предпринимательства в России и Казахстане.
Задачи:
1. Провести теоретико-методологическое обоснование оценки и перспектив развития молодежного предпринимательства.
2. Провести исследование оценки и перспектив развития молодежного предпринимательства.
3. Предложить рекомендации по развитию молодежного предпринимательства.
Теоретико-методологическая база исследования. Теоретической основой исследования являются работы современных отечественных и зарубежных психологов, экономистов, социологов, посвященных проблеме молодежного предпринимательства.
Методологической базой изучения предпринимательства как особого вида деятельности послужили теоретические положения Й. Шумпетера и Ф. Хайека1. При рассмотрении роли и места предпринимательского слоя в современном российском обществе, моделей взаимодействия власти и бизнеса в России использовались теоретические положения исследований российских социологов - Т. И. Заславской и В. В. Радаева. Применялись также теоретические положения, в которых аргументированы концептуальные подходы к исследованию, оценке и формированию предпринимательского климата (Г. Р. Имаева, В. Стародубровский) .
Однако во всех данных работах и исследованиях предпринимательство в молодежной среде, как правило, не вычленяется, а специфические проблемы его рассматриваются частично.
Более пристальное внимание вопросам предпринимательства среди молодых людей уделяется в трудах Ю. А. Зубок, А. Ю. Чепуренко, А. Л. Маршака и других специалистов в области социологии молодежи . Но и здесь данные проблемы рассматриваются чаще всего в контексте общих вопросов положения, жизнедеятельности, социализации и развития молодежи.
Использование общесоциологической методологии и социологических методов предоставило возможность проанализировать эмпирические данные. С целью получения эмпирических данных было проведено анкетирование молодежи, экспертный опрос, а также фокус-группа.
Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологических исследований:
1) авторское исследование А. А. Шлионского в рамках магистерского исследования, проведенное в период с октября по декабрь 2017 года, «Оценка и перспективы развития молодежного предпринимательства (сравнительный анализ на материалах России и Казахстана)», г. Белгород и г. Алматы. Метод сбора информации - анкетный опрос (п = 765), 2 фокус- группы по 7 человек, экспертный опрос (п = 8);
2) результаты вторичного анализа социологического опроса О. И. Дивиченко «Формирование и развитие предпринимательского климата в сфере малого и среднего бизнеса Белгородской области», проведенного автором в январе-марте 2014 г. среди предпринимателей (n = 289, в том числе 138 респондентов, обучающихся основам предпринимательской деятельности)1;
3) результаты вторичного анализа качественного исследования «Изучение барьеров развития молодежного предпринимательства» г. Алматы, апрель-июнь 2015 г. ACT Kazakhstan. Методы сбора информации: анкетный опрос (п = 1000), 2 фокус-группы по 7-8 человек, 8 глубинных интервью с экспертами .
Научно-практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования связана с расширением научных знаний в области возможностей создания и условий функционирования и развития молодежного предпринимательства в России и Казахстане. Основные выводы и положения могут быть использованы при подготовке программ теоретических и прикладных исследований, направленных на изучение молодежного предпринимательства.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Разработка практических рекомендации в вузах для привлечения студентов к предпринимательской деятельности и пр.
2. Материалы исследования можно использовать при подготовке учебных курсов, спецкурсов и методических пособий по общей социологии, социологии бизнеса, социологии управления, социологии коммуникаций, социальной психологии и т.д.
Апробация исследования. Теоретические положения
исследовательской работы были изложены в международной научно-практической конференции «Современная научная деятельность: теория и практика» 14 июня 2018 г. Воронеж. Название статьи «Оценка и перспективы молодежного предпринимательства».
Структура работы включает в себя введение, три раздела, заключение, список источников и литературы, приложения.
Рассматривая тему молодежного предпринимательства, мы пришли к выводу, что данный феномен носит сложный, дискуссионный характер.
Предпринимательская инициатива молодежи способна стать важным элементом, с помощью которого возрастет уровень экономики России и Казахстана.
Привлечение молодых людей к предпринимательству предполагает не только повышение доли малого бизнеса, но ещё и решение проблемы занятости молодёжи.
Стоит отметить, что в настоящее время создаются различные целевые программы для оказания поддержки молодежному предпринимательству.
Для обеспечения развития молодежного предпринимательства в будущем требуется комплексное регулирование, а также специальная работа по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность.
В магистерском исследовании уточнены и получили развитие теоретические основы и методический инструментарий комплексной оценки условий развития предпринимательства в молодежной среде.
Изучение и анализ отечественных и зарубежных исследований в сфере молодежного предпринимательства позволили нам уточнить понятийный аппарат по данной теме, в том числе понятие «молодежное предпринимательство».
Теоретический анализ понятия «молодежное предпринимательство» предоставляет нам основание определить наше представление молодежного предпринимательства как самостоятельную деловую активность предприимчивых молодых людей, не противоречащую закону и основанную на определенных ресурсах, автономной социально-экономической инициативе, инновационности, личностных качествах и ответственности, нацеленную как на получение прибыли и достижение материального
благополучия, так и на свободную самореализацию и самоутверждение молодого человека.
В ходе исследования нами были изучены, проанализированы и систематизированы теоретические и методические подходы по формированию предпринимательства среди молодых людей. Изучены и проанализированы статистические сведения, имеющиеся мониторинги по развитию предпринимательства в России и Казахстане, а также в субъектах данных стран. В результате исследования нами были решены поставленные цели и задачи.
В диссертационном исследовании мы провели анкетирование молодежи г. Белгорода и г. Алматы. Также в нашей работе мы применили экспертный опрос, в выборку которого попали сотрудники бизнес- организаций. Третьим методом в нашей работе явилась фокус-группа, в которой участвовали молодые предприниматели.
Благодаря анкетированию молодежи Белгорода и Алматы, мы получили следующие результаты: респонденты из обоих городов отмечают в первую очередь предпринимательство как деятельность для создания собственного дела, а также как средство для реализации себя и своих целей. Среди качеств, присущих предпринимателям, респонденты отметили: лидерство и организаторские способности, стрессоустойчивость, целеустремленность, а также трудолюбие. Важно отметить, что у респондентов есть не только инициатива открыть свое дело, но и готовые бизнес-идеи для реализации своих задумок.
Данные, полученные в ходе проведения фокус-групп, позволяют отметить, что основными проблемами, при ведении предпринимательской деятельности молодежью для участников явились: отсутствие или вообще недостаток материального капитала, отсутствие определенных знаний и навыков в бизнесе, а также отсутствие хорошей идеи и неуверенность в себе. Также участники фокус-групп считают, что в будущем (через 10-15 лет) уровень молодежного предпринимательства будет возрастать весьма интенсивно. Участники дискуссии отметили, что на сегодняшний день быть «молодым предпринимателем» модно.
На основе результатов экспертного опроса, мы выделили, что условия для развития молодежного предпринимательства в Белгороде достаточно благоприятные. Но в тоже время участники экспертного опроса добавили, что молодым людям достаточно сложно открыть свое дело. Также эксперты выделили основные барьеры развития молодежного предпринимательства: недостаточное развитие предпринимательских компетенций у молодежи, высокий процент по кредиту в банке, низкий уровень предпринимательской культуры. Участники экспертного опроса отметили, что не хватает таких программ, как: частичная компенсация процентных ставок по банковским кредитам, организация бесплатных консультаций, частичная компенсация затрат на приобретение оборудования и модернизацию. Эксперты предложили решения, которые, по их мнению, должны принять власти для развития молодежного предпринимательства: поддержка на всех уровнях в части образования и развития финансовой грамотности, снижение процентной ставки по кредитам, облегчение бюрократизации.
Эксперты из г. Алматы также отметили, что условия для ведения предпринимательской деятельности весьма благоприятные. Также участники опроса считают, что молодежи достаточно легко открыть свое дело. Барьерами развития молодежного предпринимательства, по мнению экспертов из г. Алматы являются: коррупция, отсутствие начального капитала и низкая квалификация кадров. Вдобавок эксперты из г. Алматы отметили следующие решения, которые должны принять власти для развития молодежного предпринимательства: облегчение бюрократизации подачи необходимой документации для регистрации бизнеса, снижение налогов, создание микро-кредитов и условий льготного кредитования или грантов, без обязательного условия залогового имущества. Также эксперты из г. Алматы отметили нехватку таких программ, как: пропаганда предпринимательской активности среди молодежи, юридическая поддержка, а также частичная компенсация затрат начинающим предпринимателям.
Результаты проведенных исследований предоставили нам возможность определить направления совершенствования развития предпринимательской деятельности среди молодежи и подготовить предложения по увеличению эффективности системы формирования предпринимательства среди молодежи. Среди них:
1. Распространять предпринимательскую деятельность среди молодежи;
2. Массово привлекать молодых людей в предпринимательскую деятельность;
3. Обучать бизнес-образованию молодежь в учебных заведениях;
4. Увеличить финансирование бизнес-проектов молодых предпринимателей;
5. Снизить налоговые и кредитные ставки;
6. Уменьшить административные и нормативно-правовые трудности при ведении предпринимательской деятельности;
7. Предоставить помощь в продвижении производимых субъектами молодежного предпринимательства товаров и услуг.
Таким образом, можно сделать вывод, что молодежное предпринимательство в России и Казахстане с каждым годом будет увеличиваться в масштабах. У молодых людей обеих стран имеется инициатива к ведению предпринимательской деятельности. С каждым годом появляются новые бизнес-организации, проводятся различные тренинги в сфере бизнеса, где молодежь активно себя проявляет. Если будет такими темпами продолжаться положительная тенденция, то в России и Казахстане проявится предпринимательская культура.
Предпринимательская инициатива молодежи способна стать важным элементом, с помощью которого возрастет уровень экономики России и Казахстана.
Привлечение молодых людей к предпринимательству предполагает не только повышение доли малого бизнеса, но ещё и решение проблемы занятости молодёжи.
Стоит отметить, что в настоящее время создаются различные целевые программы для оказания поддержки молодежному предпринимательству.
Для обеспечения развития молодежного предпринимательства в будущем требуется комплексное регулирование, а также специальная работа по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность.
В магистерском исследовании уточнены и получили развитие теоретические основы и методический инструментарий комплексной оценки условий развития предпринимательства в молодежной среде.
Изучение и анализ отечественных и зарубежных исследований в сфере молодежного предпринимательства позволили нам уточнить понятийный аппарат по данной теме, в том числе понятие «молодежное предпринимательство».
Теоретический анализ понятия «молодежное предпринимательство» предоставляет нам основание определить наше представление молодежного предпринимательства как самостоятельную деловую активность предприимчивых молодых людей, не противоречащую закону и основанную на определенных ресурсах, автономной социально-экономической инициативе, инновационности, личностных качествах и ответственности, нацеленную как на получение прибыли и достижение материального
благополучия, так и на свободную самореализацию и самоутверждение молодого человека.
В ходе исследования нами были изучены, проанализированы и систематизированы теоретические и методические подходы по формированию предпринимательства среди молодых людей. Изучены и проанализированы статистические сведения, имеющиеся мониторинги по развитию предпринимательства в России и Казахстане, а также в субъектах данных стран. В результате исследования нами были решены поставленные цели и задачи.
В диссертационном исследовании мы провели анкетирование молодежи г. Белгорода и г. Алматы. Также в нашей работе мы применили экспертный опрос, в выборку которого попали сотрудники бизнес- организаций. Третьим методом в нашей работе явилась фокус-группа, в которой участвовали молодые предприниматели.
Благодаря анкетированию молодежи Белгорода и Алматы, мы получили следующие результаты: респонденты из обоих городов отмечают в первую очередь предпринимательство как деятельность для создания собственного дела, а также как средство для реализации себя и своих целей. Среди качеств, присущих предпринимателям, респонденты отметили: лидерство и организаторские способности, стрессоустойчивость, целеустремленность, а также трудолюбие. Важно отметить, что у респондентов есть не только инициатива открыть свое дело, но и готовые бизнес-идеи для реализации своих задумок.
Данные, полученные в ходе проведения фокус-групп, позволяют отметить, что основными проблемами, при ведении предпринимательской деятельности молодежью для участников явились: отсутствие или вообще недостаток материального капитала, отсутствие определенных знаний и навыков в бизнесе, а также отсутствие хорошей идеи и неуверенность в себе. Также участники фокус-групп считают, что в будущем (через 10-15 лет) уровень молодежного предпринимательства будет возрастать весьма интенсивно. Участники дискуссии отметили, что на сегодняшний день быть «молодым предпринимателем» модно.
На основе результатов экспертного опроса, мы выделили, что условия для развития молодежного предпринимательства в Белгороде достаточно благоприятные. Но в тоже время участники экспертного опроса добавили, что молодым людям достаточно сложно открыть свое дело. Также эксперты выделили основные барьеры развития молодежного предпринимательства: недостаточное развитие предпринимательских компетенций у молодежи, высокий процент по кредиту в банке, низкий уровень предпринимательской культуры. Участники экспертного опроса отметили, что не хватает таких программ, как: частичная компенсация процентных ставок по банковским кредитам, организация бесплатных консультаций, частичная компенсация затрат на приобретение оборудования и модернизацию. Эксперты предложили решения, которые, по их мнению, должны принять власти для развития молодежного предпринимательства: поддержка на всех уровнях в части образования и развития финансовой грамотности, снижение процентной ставки по кредитам, облегчение бюрократизации.
Эксперты из г. Алматы также отметили, что условия для ведения предпринимательской деятельности весьма благоприятные. Также участники опроса считают, что молодежи достаточно легко открыть свое дело. Барьерами развития молодежного предпринимательства, по мнению экспертов из г. Алматы являются: коррупция, отсутствие начального капитала и низкая квалификация кадров. Вдобавок эксперты из г. Алматы отметили следующие решения, которые должны принять власти для развития молодежного предпринимательства: облегчение бюрократизации подачи необходимой документации для регистрации бизнеса, снижение налогов, создание микро-кредитов и условий льготного кредитования или грантов, без обязательного условия залогового имущества. Также эксперты из г. Алматы отметили нехватку таких программ, как: пропаганда предпринимательской активности среди молодежи, юридическая поддержка, а также частичная компенсация затрат начинающим предпринимателям.
Результаты проведенных исследований предоставили нам возможность определить направления совершенствования развития предпринимательской деятельности среди молодежи и подготовить предложения по увеличению эффективности системы формирования предпринимательства среди молодежи. Среди них:
1. Распространять предпринимательскую деятельность среди молодежи;
2. Массово привлекать молодых людей в предпринимательскую деятельность;
3. Обучать бизнес-образованию молодежь в учебных заведениях;
4. Увеличить финансирование бизнес-проектов молодых предпринимателей;
5. Снизить налоговые и кредитные ставки;
6. Уменьшить административные и нормативно-правовые трудности при ведении предпринимательской деятельности;
7. Предоставить помощь в продвижении производимых субъектами молодежного предпринимательства товаров и услуг.
Таким образом, можно сделать вывод, что молодежное предпринимательство в России и Казахстане с каждым годом будет увеличиваться в масштабах. У молодых людей обеих стран имеется инициатива к ведению предпринимательской деятельности. С каждым годом появляются новые бизнес-организации, проводятся различные тренинги в сфере бизнеса, где молодежь активно себя проявляет. Если будет такими темпами продолжаться положительная тенденция, то в России и Казахстане проявится предпринимательская культура.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ - ВЫПУСКНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2014 - Социальное предпринимательство как фактор социального развития Алтайского края
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Актуальные вопросы трудоустройства отдельных категорий молодежи (Право и организация социального обеспечения, Московский Финансово-Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы и перспективы развития детского туризма в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Государственное управление развитием малого предпринимательства (на примере ООО МК)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020



