Введение 4
Глава 1. Социальная идентичность как предмет социально¬психологического анализа 17
1.1. Теоретические подходы к исследованию социальной идентичности 19
1.1.1. Проблема самоидентификации в психоанализе 20
1.1.2. Исследование идентичности в традициях символического интеракционизма 26
1.1.3. Представления о групповой идентичности в бихевиоризме 37
1.1.4. Когнитивный подход. Теория социальной идентичности 43
1.1.5. Конструкционистская модель анализа идентичности 59
1.2.Современные тенденции в исследовании социальной идентичности 69
Глава 2. Феноменология и структура социальной идентичности 85
2.1. Понятие социальной идентичности 86
2.2. Виды и функции социальной идентичности 107
2.3. Мотивационная и ценностно-смысловая основы идентификационных процессов 118
2.4. Проблема анализа структуры социальной идентичности 128
Глава 3. Трансформация идентификационных структур 144
3.1. Роль социокультурной среды в трансформации социальной идентичности 147
3.2. Возрастные и социально-психологические закономерности развития и формирования социальной идентичности 155
3.3. Проблема кризиса социальной идентичности 184
3.4. Основные положения авторской концепции социальной идентичности 202
3
Глава 4. Эмпирическое исследование структуры
социальной
идентичности 214
4.1. Организация исследования 214
4.2. Система социальных конструктов 217
4.3. Когнитивные компоненты 227
4.4. Мотивационные и ценностно-смысловые компоненты 236
Глава 5. Эмпирическое исследование трансформации идентификационных структур в различных социокультурных условиях 261
5.1. Влияние ситуации кризиса социальной идентичности
на особенности идентификационных структур 261
5.2.Особенности социальной идентичности в различных
социокультурных условиях 287
Глава 6. Эмпирическое исследование трансформации социальной идентичности в процессе обучения 300
6.1. Становление социальной идентичности в студенческий период 300
6.2. Проблемы и направления подготовки студентов педагогических
вузов в условиях кризиса социальной идентичности 334
Выводы 355
Литература 360
Приложения 398
"Существовать - значит изменяться, изменяться - значит идти к зрелости, идти к зрелости - значит продолжать создавать себя бесконечно" (Анри Бергсон).
В современных условиях идентичность становится одним из центральных понятий в социальной психологии, поскольку оно связано с наболевшими областями социальной теории и практики (Г.М. Андреева, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, J.C. Deschamps, J.C. Turner). Проблематика социальная идентичности является междисциплинарной, затрагивающей интересы социологии, истории, культурологии, когнитивной психологии, психологии личности и социальной психологии. Однако, долгое время она находилась на периферии научного анализа в психологии. В последние годы она обрела свое место в социальной психологии благодаря многочисленным исследованиям в этой области отечественными и зарубежными учеными (Агеев В.С., Андреева Г.М., Антонова И.В., Барабанова Т.С., Белинская Е.П., Бергер П., Буякас Т.М., Ермолаева Е.П., Заковоротная М.В., Качанов Ю.Л., Лебедева Н.М., Лукман Т., Павленко В.Н., Солдатова Г.У., Соколова В.Ф., Стефаненко Т.Г., Хотинец В.Ю. Цуциев А.А., Шнейдер Л.Б., Ядов В.А., D. Abrams, M. Augustinos, M. B. Brewer, L. Chante, S. Condor, J.C. Deschamps, N. Ellemers, S. Hall, M. Hogg, S. Moscovici, A. Kwiatkowska, H. R. Markus, D. Oysterman, J. M. Salazar, S. Stryker, H. Tajfel, J. Turner, K. Yandley, I. Walker и другие).
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная социальная ситуация ставит перед человечеством серьезный выбор: либо обеспечить свое выживание и дальнейшее развитие либо скатиться к противостоянию, самоуничтожению. Разрушение "социалистического лагеря", создание объединенной Европы, усиление межнациональных конфликтов и терроризма проверяют постоянно подвергают проверке устоявшиеся представления о себе.
5
В связи с этим в общественных и социально-психологических науках растет интерес к теоретическому осмыслению проблем социального самоопределения. Все большую значимость приобретает личное, продуктивное, творческое, особенное. Субъективное, национальное, социальное выходят на первый план. Более того, многие проблемы хозяйственного, экономического, политического и культурного плана в конечном итоге оказываются вопросами об идентичности. Поэтому понятие идентичности, которое охватывает и субъективное время, и личную деятельность, и национальные особенности становится одной из главных тем в обществе конца ХХ - начала XXI веков.
Интерес к проблеме идентичности отражает реакцию науки на изменение социальных условий. Тема самоопределения проникает в повседневную жизнь, превращая каждого в социального ученого. Осмысление СИ помогает преодолеть фрагментацию сознания, потерю ценностей и жизненных ориентиров, сохранить устойчивость внутреннего духовного опыта личности в нашем сложном, динамичном, наполненном информацией мире [86]. В проблеме идентичности наиболее остро видна общественная сущность человеческого рода, который, по справедливому замечанию В.В. Новикова, "объединен и одновременно разделен тысячами общностей и сообществ. Каждый индивид этого рода несет в себе общие, особенные и единичные характеристики, свойственные людям " [183, с. 20].
Важной особенностью современного общества является его динамичность. Стремительные общественные изменения охватывают сразу все поколения и социальные слои. В самосознании людей отражаются социокультурные противоречия, тенденции глобализации и локального консерватизма, языковые и концепуальные аспекты взаимовлияния западной и отечественной мысли. Все это сопровождается когнитивной неясностью, экзистенциональной противоречивостью, проявляется в потере жизненных
6
ориентиров, разрушении сложившейся системы ценностей и
нетерпимости к "другим". Эта ситуация получила название "кризиса социальной идентичности", который наблюдается на уровне самосознания.
Ситуацию кризиса идентичности предсказывал еще в начале 70-х годов К. Леви-Строс, который утверждал, что кризис идентичности станет новой бедой века, и прогнозировал изменение статуса данной проблемы из социально-философского и психологического в междисциплинарный [148]. Современные психологи отмечают наличие кризиса на уровне самосознания как отдельной личности, так и в рамках целых поколений. (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко, Т.Г. Стефаненко и др.). Особую остроту проблема кризиса идентичности приобретает в странах, где происходят резкие социальные перемены. Социальная идентичность является существенным психологическим основанием для определения новых ориентиров в социальном пространстве, поэтому ее исследования могут помочь преодолеть разрыв между практикой социальных трансформаций и общественной готовностью их принять.
Среди психологов нет единства взглядов на феноменологию, виды, функции, мотивацию социальной идентичности. К этой проблеме часто обращаются, подразумевая социологический смысл этого понятия, а именно, выраженность у респондентов гражданских, политических самоидентификаций, без учета психологических причин и последствий самоидентификации [70, 84, 296, 297]. Также сложным является вопрос о механизмах, которые помогают индивиду соотнести настоящее и будущее, интегрировать различные влияния культуры и найти свое место в сложном динамичном мире [297]. Социальная идентичность - зависимая переменная. С одной стороны, она сама формируется в определенном социальном контексте, с другой - оказывает влияние на процесс адаптации, личностного и профессионального становления человека.
7
В современном мире благодаря развитию системы коммуникаций происходит резкое увеличение субъективной причастности к реальным и виртуальным группам [28, 283, 321, 322]. Поэтому особое значение приобретает изучение соподчиненности и противоречий в структуре идентичности [119, 244, 345, 359 и др.].
В то же время проблема целостного анализа и структуры социальной идентичности остается слабо разработанной. Попытки показать целостность социальной идентичности были сделаны в конце 70-х годов ХХ века А. Тэшфелом и Д. Тернером, затем продолжены в работах других ученых (C. Alexsander, M. Brewer, J.C. Deschamps, G. McCall, M. Jarumovicz, P.J. Oakes, J. Simmons, S. Stryker и др.). Но существующие подходы к исследованию феномена и структуры социальной идентичности не позволяют выйти за пределы устоявшегося деления идентичности на личностную и социальную, отойти от парциальности рассмотрения видов социальной идентичности и перейти к анализу ее общей структуры как целостного и сложно организованного психологического образования; отойти от выделения видов социальной идентичности только по принципу их соответствия реальным группам (профессиональным, этническим, семейным и др.), операционализировать предложенную Тернером иерархическую модель идентичности; продвинуться в понимании мотивации идентификации.
Для развития исследований в этой области необходимо сделать анализ и обобщение накопленных работ, провести систематизацию подходов и знаний, разработать концептуальную модель социальной идентичности, в которой раскрывается психологическая структура социальной идентичности, ее субъективный и динамический характер. Поэтому в данном диссертационном исследовании мы выделили структуру социальной идентичности в качестве предмета специального анализа.
8
Цель исследования: разработать психологическую концепцию
структуры социальной идентичности, с учетом ее основных функций и особенностей трансформации в различных социальных условиях.
Основные задачи исследования:
1. Проанализировать современные зарубежные и отечественные исследования по проблеме социальной идентичности, а также статус данной проблематики в социальной психологии.
2. Обозначить основные методологические и инструментальные подходы к изучению социальной идентичности.
3. Выявить основные структурные компоненты и функции социальной идентичности как целостного образования.
4. Выявить особенности социальной идентичности в различных социокультурных условиях.
5. .Выявить основные тенденции и детерминанты трансформации идентификационных структур на разных этапах подготовки педагогов. Объект исследования - самосознание личности в условиях
общественных изменений.
С помощью разрабатываемого автором социально-психологического подхода достигнута основная цель диссертационного исследования: выявлены и проанализированы основные функции, структурные компоненты социальной идентичности, общие закономерности ее трансформации и этапы становления в студенческий период.
Основные выводы диссертационного исследования:
1. Разнообразие подходов к пониманию сущности и структуры социальной идентичности является следствием сложности изучаемой проблемы. Современные исследования социальной идентичности осуществляются на стыке нескольких научных направлений: психологии личности, социальной психологии, психологии развития, когнитивной психологии.
2. Существующие подходы к исследованию социальной идентичности не позволяют продвинуться вперед в понимании целостности и сложной психологической организации этого явления. Сочетание теории социальной идентичности и идеями конструктивистского и системного подходов создает условия для решения задачи функционального и структурного анализа социальной идентичности в контексте реальных социальных групп.
3. Благодаря применению авторского подхода, было доказано, что социальная идентичность - это целостное образование, имеющее сложную психологическую структуру, которая будучи достаточно стабильной, реагирует на индивидуальном уровне на изменения социальной среды. Результаты эмпирического исследования позволяют говорить, что социальная идентичность характеризуется сочетанием следующих компонентов: когнитивные (представления о групповой принадлежности), мотивационные (мотивация самоидентификации),
357
ценностные (личностный смысл самоидентификации), а также
параметров: формально-динамические (устойчивость, интенсивность, широта и т.д.), аффективные (оценка качеств собственной группы, отношение к ней, значимость этого членства).
4. Сочетание выделенных компонентов социальной идентичности образует ряд взаимосвязанных функциональных блоков, которые все вместе обеспечивают реализацию основных ее функций: а) "базисный" - узко локализованный, обусловленный преимущественно ситуацией, данной человеку от рождения, который связан с мотивацией самозащиты и стремлением укрепить свои позиции на уровне национальной, региональной и семейной общности; б) "индивидуально-личностный" - проявляется в мотивации самоуважения и направленности на овладение требованиями культуры как узкого, так и более широкого сообщества; в) "профессионально -деятельностный" - проявляется в мотивации самореализации и стремлении к расширению субъективного пространства, а также анализу изменений, происходящих в обществе.
5. В структуре идентичности человека присутствуют все три выделенных функциональных блока. Они находятся в динамичном и уравновешенном соотношении друг с другом, но под влиянием определенных социальных условий происходит изменение соотношения компонентов, что приводит к изменению веса каждого блока в структуре идентичности.
6. В качестве основного стимула трансформации идентичности выступает кризис идентичности, который стимулирует необходимость выбора новой системы координат в социальном мире. Под влиянием кризиса происходит актуализация индивидуально-личностного потенциала человека, благодаря чему включаются механизмы, которые помогают индивиду соотнести настоящее и будущее, интегрировать различные
358
влияния профессиональной, культурной и социальной среды
и найти свое место в сложном динамичном мире. Поэтому самостоятельность и способность делать выбор служат основаниями для более успешного обретения социальной идентичности.
7. Психологическими проявлениями кризиса социальной идентичности являются изменения в структуре идентичности: увеличивается вес индивидуально-личностных компонентов идентичности; социальная идентичность фокусируется на узких, близких субъекту группах (родные, друзья); усиливается коллективизм, но меняется характер групп, имеющих значимость для человека (вместо профессиональных и широких групп - семейные, узкие группы); усиливается роль мотивации самозащиты; снижается толерантность к "не таким как я". Кризис социальной идентичности проявляется в "базисных" и "индивидуально¬личностных" блоков в структуре социальной идентичности.
8. Люди с различной структурой социальной идентичности по-разному воспринимают социальные изменения: с позиции новых возможностей для своего профессионального роста или с позиции новых проблемы, препятствующих эффективной профессионализации. Кризис более успешно преодолевается теми людьми, у которых более выражен "профессионально-деловой" блок в структуре социальной идентичности.
9. Отношение человека к окружающему миру, его ценностный и смысловой потенциал тесно связаны с содержанием идентификационной структуры личности; поведение и прогнозы поведения строятся на основе системы социальных категорий, изначального представления о том, в рамках какой социальной категории человек себя воспринимает. Важным фактором создания системы ценностей, адекватной новым социальным условиям, является конструирование социальной
359
идентичности, взаимосвязанной с той социальной группой,
которая является носителем новой системы ценностей.
10. На примере формирования профессиональной идентичности выявлено, что показателями успешного преодоления кризиса социальной идентичности являются: реализация потребностей в самоуважении и саморазвитии; идентификация с профессиональной группой, позитивное отношение к себе как члену этой группы и другим представителям своей группы, уважительное отношение к представителям других профессиональных общностей, стремление реализовать себя в широком профессиональном сообществе.
11. Получен ряд эмпирических данных, проясняющих специфику формирования профессиональной идентичности в ходе подготовки студентов педагогического вуза. Этот процесс завершается построением реализованной идентичности и включает в себя ряд этапов, которые выделяются в соответствии со следующими критериями: стабильный - нестабильный, реальный - перспективный, узко - широко локализованный; отличаются выраженностью различных идентификационных характеристик, а также их соотношением с мотивационными и ценностно-смысловыми компонентами личности. Кризис более отчетливо проявляется на первом курсе, когда после поступления в вуз происходит смена основной социальной группы (из бывшего ученика в студента и будущего педагога), и затем на четвертом и пятом курсах, когда после прохождения педагогической практики происходит новая смена основной социальной группы (из студента в педагога-практика), проверяющая "на прочность" сложившиеся представления о себе и групповом членстве.
12. В исследовании показано, что специальная деятельность по формированию социальной идентичности помогает студентам
360
преодолеть влияние стереотипов, которые мешают
профессиональному становлению, адекватному новым социально-экономическим условиям. Важными факторами трансформации идентичности на индивидуальном уровне являются: а) восприятие социальной ситуации и ее возможных (как положительных, так и отрицательных) последствий для человека; б) осознание требований, которые предъявляет эта ситуация к человеку; в) анализ собственных возможностей в соответствии с этими требованиями; г) учебно¬профессиональная деятельность студентов, которая будучи связанной с мотивацией самоуважения и саморазвития, способствует поддержанию позитивного образа своей профессиональной группы и стремлению к овладению новыми ценностями образования; д) социальная ситуация, которая отражается в самосознании студентов и проявляется в специфических противоречиях и барьерах в отношении к зарубежному опыту и современным ценностям образования.
1. Абельс Х. Интеракция. Идентификация. Презентация. СПб, 2000
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1998.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,
1980.
4. Абульханова-Славская К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет. М., 1997. С. 7-38.
5. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т15. №4. С.39 -
56.
6. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985.
7. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально- психологические проблемы. М., 1990.
8. Агеев В.С., Толмасова А.К. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации / Психология самосознания. Самара, 2000. С. 624-641.
9. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
10. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М., 2000.
11. Аксенова Г.И. Формирование субъективной позиции личности будущего учителя. Рязань, 1995.
12. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб., 2000.
13. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов. Автореферат дис.... канд психол наук. М., 1985.
14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
15. Андреева Г.М. Психология социального познания, М., 2000.
16. Андреева Г.М., Шевелева А.Ю. К вопросу о проблеме группы в социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14 Психология. №1. 1998. С. 41 - 47.
362
17. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 2001.
18. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 131 - 143.
19. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
20. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М-Воронеж, 1996.
21. Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Автореф.дис.... канд. психол. наук. М., 1996.
22. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии "социальная идентичность" // Социальная психология. Хрестоматия. М., 1990. С. 356 - 364.
23. Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998. С. 248 - 267.
24. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентичности личности // Психология самосознания. Самара, 2000. С. 602 - 613.
25. Белинская Е.П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности // Трансформации идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 30 - 54.
26. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичность // Мир психологии. 1999. №3. С. 140 - 147.
27. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М- Воронеж, 2000.
28. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.
363
29. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., 1989.
30. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995
31. Бердяев Н.А. Русская идея // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992.
32. Бердяев Н.А. Философия свободы: смысл творчества. М., 1989.
33. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М., 1986.
34. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. №1. С. 3-8.
35. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
36. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995.
37. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
38. Брушлинский А.В. Ментальность российская и региональная (провинциальная) // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С.38 - 44.
39. Будон Р. Место беспорядка: Критика теорий социального изменения. М., 1998.
40. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПБ., 1999.
41. Буякас Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. №1. С.56-62.
42. Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2001. №2. С. 69-77.
43. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. №2. С. 28-39.
364
44. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
45. Вербицкий А. А. Некоторые теоретико-методологические основания необходимости разработки психологии образования как новой ветви психологической науки // Проблемы психологии образования. М., 1992. С. 5-12.
46. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе. Автореферат дис. ... д-ра психол. наук. М., 1991.
47. Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978.
48. Воловикова М., Рязанова Т., Гренкова-Дикевич Л. Особенности религиозной идентификации в современной России // Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков. М., 2001. С. 132 - 141.
49. Воронков В., Освальд И. Введение. Постсоветские этничности // Конструирование этничности. СПб., 1998. С. 6 - 36.
50. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1-4. М., 1981-1984.
51. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал, 1996. №5. С. 69-75.
52. Гаджиева Р.Г. Динамика гендерных стереотипов и их влияние на профессиональную самореализацию личности / Дисс. канд. психол. наук. М., 2000.
53. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности. М., 1989. С. 67 - 89.
54. Герген К. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестоматия. М., 1995.
55. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ века (в поисках практико - ориентированных образовательных концепций). М., 1998.
365
56. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
57. Гнатенко П.И., Павленко В.Н. Идентичность: Философский и психологический анализ. Киев, 1999.
58. Головаха Е.И., Кроник А.А. Конструктивные функции психологии // Психологический журнал. 1989. Т.10. №6. С.24-33.
59. Головаха Е.И., Кроник А.А. Принципы конструктивной психологии // Конструктивная психология - новое направление науки и практики. Красноярск, 1989. С. 6-11.
60. Головаха Е.И., Панина Н.В. Социальное безумие: история, теория и современная практика. М., 1994.
61. Горев В.К., Кудрявцев Ю.А. Образование в условиях рыночных отношений. М., 1994.
62. Гриценко В.В. Русские среди русских: проблемы адаптации вынужденных мигрантов из стран ближнего зарубежья в России. М., 1999.
63. Гриценко В.В. Стремление к самоактуализации как важнейший фактор успешности адаптации вынужденных переселенцев. М., 2002.
64. Громыко Ю.В. Построение общественной практики средствами образования // Вопросы психологии. 1998. №5. С. 37-48.
65. Громыко Ю.В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности. Автореф.дис.... канд. психол. наук. М., 1985.
66. Гулевич О.А., Безменова И.К. Аттитюды и их взаимодействие с поведением. М, 1999.
67. Данилова Е.Н. Проблемы социальной идентификации в постсоветской России // Экономические и социальные перемены. Информационный бюллетень. 1997. №3.
366
68. Джеймс Р. Стратегия развития и осуществления образования в глобальном обществе // Российско-американский семинар по проблемам образования. Екатеринбург. 1993.
69. Джемс С. Психология. М., 1991.
70. Дилигенский Г.Г. Реформы и общественная психология // Журнал Власть,
1998, №5. С.8 - 17.