Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРУЖИЕ В МИРЕ СИМВОЛОВ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Работа №70877

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
326
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Виды холодного оружия в Древней Руси и их символическое значение
§ 1 Понятие символ, его виды и характеристика 15
§ 2 Оружие, получившее символическое значение в системе ]
социально-политических отношений.
§ 3 Меч, сабля и боевой топор - как наиболее символизированные древнерусские виды оружия
§ 4 Булова, шестопёр, палица, копьё и лук - как оружие и символический образ
Глава II. Роль отдельных видов холодного оружия в системе религиозно-магических представлений и народном эпосе Древней 42 Руси
§ 1 Меч в системе религиозно-магических представлений. 42
§ 2 Топор и лук в народном эпосе 55
Глава III. Основные христианские тенденции в восприятии и осмыслении символики оружия
§ 1 Представление о войне в системе ценностей христианской Руси 65
§ 2 Символизм холодного оружия и его место в христианизированной м Руси
Заключение 77
Библиографический список
Приложения

Актуальность темы исследования заключается в том, что без понимания символического отношения к оружию в духовной культуре восточных славян изучение и обобщение культурного пространства Древней Руси и России будет неполным. Правильное понимание и трактовка символики оружия, дошедшей до нас в самых различных источниках, позволяет полнее и лучше понять закономерности взаимодействия бытия и сознания человека и общества средневековой Руси.
Война, как известно древнейшая форма человеческих взаимоотношений. Военные и военно-политические столкновения сопровождают человека с глубокой древности. Сложно определить, когда орудия охоты и промысла превратились в инструмент войны. Но, несомненно, что добыча пропитания и защита интересов племени имели одинаковое значение в жизни и быте первобытного общества. Практически во всех религиях и верованиях мира, различных стран и народов мы находим богов войны, в мифологии и легендах повествования о битвах и сражениях.
Отдельное, особое значение получает и сам инструмент охоты и войны - оружие. Без оружия немыслимо ни первое, ни второе, от него во многом зависит добыча, промыслы и исход сражения. Изготовление оружия постепенно становилось отдельным и весьма важным ремеслом, совершенствовались его формы и виды, условия и способы изготовления, многие годы посвящались постижению умения владеть им. Оружие требовало постоянного ухода, почётного отношения и на протяжении всей жизни сопровождало человека, становясь особым по статусу предметом, и, несомненно, наделялось некоторым социальным и сакральным смыслом в жизни людей и его хозяина. На протяжении веков оружие воспевалось в былинах, мифах и летописях, было окружено легендами и почитанием, становилось определенным символом знатного воинского сословия.
Отношение к оружию претерпело изменения в христианском мировоззрении, но книги Ветхого и Нового завета также особо подчеркивают роль оружия в обществе, но придавая ему значение кары Божье за различные проступки людей. На сегодняшний день существует достаточно количество различных библеизмов, в которых также подчеркивается значение оружия в жизни общества.
Таким образом, оружие представлено в виде двух ипостасях. Первое - как непосредственное оружие для ведения деловых действий, второе - как символический аспект жизни древнерусского общества.
Историография. В отечественной науке история и культура вооружения, военного дела и воинства рассматривалась преимущественно как явление ремесленное и социальное. По отношению к древнерусскому материалу вопросы идеологического сопровождения военной техники , вооружения и организации обычно не ставились. Ранее в отечественной науке вооружение, как и военное дело, рассматривалось с материальной точки зрения. Достаточно мало исследований, в которых оружие рассматривалось бы как объект духовной культуры.
Есть отдельные работы по истории древнерусского вооружения в которых предпринимались небольшие попытки рассмотрения оружия с духовной и идеологической стороны, но носили они дополнительный характер к основному материалу исследования, не ставя перед собой специальных задач и целей, ограничивались лишь описательным методом. Комплексного рассмотрения символики оружия в пространственно - временном и содержательном аспекте в большинстве работ не проводилось.
А.В. Арциховский в своей работе «Древнерусские миниатюры как исторический источник» особо уделял внимание изображению оружия на миниатюрах, считая его важным датирующим материалом, и отдельно касался его символического понимания в системе феодальных ценностей.
Описанию оружия, его истории посвящены и другие работы автора.
Особо отметить стоит вопрос об оружии, как социально-политическом символе, поставленный в трудах А.Н. Кирпичникова о вооружении Древней Руси. В контексте становления феодального общества в русском государстве затрагиваются вопросы формирования его жизненных принципов и идеологии, символики с привлечением конкретных археологических памятников, представленных предметами вооружения, их культурным контекстом, отраженным в огромном комплексе письменных и устных источников. У А.Н. Кирпичникова в сравнительном аспекте привлекается так же европейский материал, демонстрируется определенная близость параметров военно-христианской культуры Древней Руси и средневековой Европы.
Также необходимо отметить ещё ряд работ А.Н. Кирпичников, в которые посвящены в целом военному делу, а также характеризуют разные виды холодно оружия.
Значение оружия в системе магических, религиозных и нравственных представлений древней Руси рассмотрено в некоторых работах.
Необходимо отметить, что среди немногих значимых исследований такого рода выделяется работа А.Е. Мусина, ведущего научного сотрудника отдела славяно-финской археологии Института истории материальной культуры РАН, специалиста в области истории и археологии Древней Руси, истории христианства и церковной идеологии. Его монография «Milites Christi Древней Руси»6 посвящена реконструкции соотношения воинского и религиозного компонентов в христианской культуре Руси X - XVI вв. Оружию и его отображению в сакральной культуре Древней Руси в своей работе он уделяет особое внимание, считая его важнейшим компонентом духовной воинской идеологии. Привлекая к раскрытию данной темы комплекс письменных источников, также анализируются предметы христианского культа, которые были характерны для дружинного быта и предметы вооружения, несущие на себе христианскую духовную символику.
Рассматривает символику оружия в сравнительно-историческом аспекте, рассматривая влияние на ее становление византийской культуры и западноевропейской, книга демонстрирует изменение отношения русского человека к оружию и воинской службе, рассказывает о сложном переплетении высоких христианских идеалов, жестокой обыденности реальной жизни, всю сложность взаимоотношений человека и общества того времени а также опровергает сложившиеся стереотипы восприятия российской истории.
К изучению темы символического понимания оружия относится ряд публикаций и статей. Все они рассматривают один выбранный вид вооружения или не выходят за рамки довольно узкой темы.
археологии СССР. 1959. № 65. С. 132.; Медведев А.Ф. Ручное метательное оружие (лук, стрелы, самострел) VIII-XIV вв. М., 1966. 184 с.; Скворцов А.Л. Боевые топоры викингов // Тюменский исторический сборник. Вып. 3. Тюмень, 1999. С. 58-59.; Флори Ж. Идеология меча. Предыстория рыцарства. СПб., 1999. 314 с.; Экшотт Э.Р. Археология оружия. М., 2006. 400 с.; Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. 380 с.; Петренко В.П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. СПб., 1994. 138 с.; Рыбаков Б.А. Военное искусство // Очерки русской культуры XIII-XV вв. / под ред. А.В. Арциховского. М., 1969. С. 380-388.; Викинги: Набеги с Севера / Пер. с англ. Л. Флорентьева. М., 1996. 168 с.
Например, имеется ряд публикаций, немалое внимание уделяющих топору, как оружию, наделенному особой сакральной значимостью в древнерусской культуре. Здесь необходимо отметить статью В.П. Даркевича «Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве», так же привлекающую к своей работе разнообразный археологический и этнографический материал.
Культовое значение оружия рассмотрено в статьях работы В.И. Кулакова, специалиста по археологии и истории пруссов, «Культовое оружие балтов и славян». Автор проводит сравнение орнаментированных древнерусских топориков с аналогичным культовым оружием древних балтов и рассматривает в целом становление культового оружия и его социального значения. Примечательна так же работа историка из Удмуртского государственного университета, кандидата исторических наук - В.В. Долгова. Она носит название «Волшебные мечи» в контексте религиозных мировоззрений человека Древней Руси». Это небольшая статья рассматривает только меч, однако в ней используется ряд древнерусских фольклорных источников, уделяя особое внимание на «волшебство» и необычайные свойства мечей в эпосе и народных сказаниях. Правда, попытки дать объяснение этому и связать их с особенностями древнерусского мировоззрения автором практически не предпринимаются, кроме того, Долгов считает, что представления о волшебном оружии в Древней Руси полностью соответствуют подобным представлениям в Западной Европе и других государствах того времени.
Символике вооружения в духовной культуре Древней Руси уделено так же некоторое внимание и в работах, носящих научно-популярный характер, но, так же затрагивающих интересные стороны трактовки оружия как символа. Здесь следует выделить работы Л.Р. Прозорова, историка, специализирующегося по истории Киевской Руси. Основывая большую часть своих исследований на материале былин, автор затрагивает и особенности отображения различного оружия в них, делая попытку объяснить то или иное отношение к оружию особенностями системы духовно-социальных ценностей древних славян.
Так же к научно-популярной литературе относится книга А.С. Мандзяка «Боевая магия славян» , где рассматривается совокупность обрядов и ритуалов, основанных на вере в возможность человека сверхъестественным способом воздействовать на явления природы, других людей и самого себя. Отдельно в книге рассмотрено и оружие, как предмет, наделенный сверхъестественными магическими и волшебными свойствами. Свою работу автор подкрепляет широким кругом самых разнообразных источников как Древней Руси, так и южных славян, Западной и Северной Европы.
Проблемы восприятия различных символов в разные исторические эпохи неоднократно поднимались в работах известного философа К.Г. Юнга
Отдельный блок литературы посвящен различным аспектам восприятия и бытования оружия как один из самых распространенных видов символики.
Традиционно известно, что вышеупомянутая символика составляет раздел культуры того или иного общества и, в целом, можно выделить ряд публикаций, посвященных вышеназванной проблемы.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы были использованы периодические публикации в журналах «Советская археология», «Российская археология», «Исторический журнал», «Новгород и Новгородская земля. История и археология», «Военно-исторический журнал», посвященные теме исследования.
Научно-справочные издания, энциклопедии были использованы при рассмотрении понятий, касающихся видовой характеристике холодного оружия и его символического значения .
Иллюстративный материал и характеристика понятий различных видов оружия Древней Руси, в большей степени, представлен в Большой Советской энциклопедии и других Интернет-ресурсов.
Таким образом, в процессе написания выпускной квалификационной работы были изучены и проанализированы довольно разнообразные исследования.
Обзор источников. В исследовании использованы различные письменные, устные, вещественные и изобразительные источники.
К письменным источникам относятся сведения о различных видах вооружения в разных списках «Повести временных лет» , которая вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических событиях, а так же частично другие летописи времён Древней Руси.
Древнерусская литература различными жанрами, кроме уже упомянутого летописания, интересующую нас информацию можно найти в знаменитом «Слово о полку Игореве» , в котором очень сильная фольклорная основа и, вместе с тем, оно тесно связано с книжностью того времени. Кроме того, «Слово о полку Игореве» - крупнейший источник военной лексики и понятий того времени.
Отдельно были рассмотрены произведения древнерусской литературы такие как: «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие Довмонта Псковского», «Повесть о Вавилоне-граде», «Сказание о Еруслане Лазаревиче».
К категории нормативных источников, использованных в работе, относится «Русская правда», которая представлена различными списками и редакциями. Анализ текста документа также упоминает о наличии самых разных видов вооружения, но в большей степени, оно связано было связано с представителями младшей дружины. Которые были вооружены различными видами оружия.
К устным источникам отнесены былины, опубликованные в сборнике Ю.А. Андреева и русские народные сказки из сборника А.Н. Афанасьева.
Народный эпос достаточно ярко отражает мифологические и религиозные представления народа, во многом еще дохристианской, языческой эпохи.
Большое внимание было уделено изобразительным источникам. Прежде всего, это миниатюры Радзивиловской и Никоновской летописей, описанные А.В. Арциховским, а также исследование под редакцией М.В. Кукушкиной. Несмотря на условность изображения, летописные миниатюры являются превосходным источником для изучения оружия и военного дела Древней Руси, они наиболее ярко доносят до нас феодальную символику того времени, позволяя понять систему взаимоотношений человека и общества.
Определенную информацию по видам вооружения и их символическому значению может дать древнерусская иконопись. Репродукции некоторых икон опубликованы в работе В.Н. Лазарева «Русская иконопись от истоков до начала XVI века». Трудность их изучения заключается в том, что древнерусская живопись посвящена исключительно религиозным сюжетам, которые были подчинены строгим иконографическим канонам. Но именно на иконах, в зрительных образах, наиболее ярко и чётко отражен мировоззренческие установки людей того времени.
Специфическим изобразительным источником стали так называемые «воинские граффити», изображенные на стенах Софийского собора, опубликованные в монографии С.А. Высоцкого и некоторые другие.
Так же, в данной работе использованы материалы скандинавских саг.
Отдельным блоком можно выделить данные археологии. Различные артефакты, связанные с оружием дают дополнительный материал, не только, по истории военного дела Древней Руси, но и по истории ремесленного производства, связанного с изготовлением различного вида вооружения. С другой стороны, по роли оружия в различных захоронениях древних людей, а также могут быть рассмотрены пути поступления различных видов вооружения на территорию Восточной Европы.
Хронологические рамки исследования достаточно велики. Нижняя граница четко не определена, так как она обусловлена временем складывания былинного эпоса, что происходит, возможно, в течении VI - IX вв. Поэтому, нижней рамкой исследования формально можно считать VI в., верхней границей - XVI в., во времена которого еще сохранялись элементы древнерусской культуры.
Объект исследования - место и роль вооружения в жизни древнерусского общества.
Предмет исследования - особенность проявления закономерностей общественного бытия и общественного сознания в Древней Руси на примере отражения в менталитете славян отношения к войне, в целом, и к оружию, в частности.
Целью работы является выявление основных закономерностей и особенностей, а так же тенденций в становлении и эволюции символики оружия в культурном пространстве Древней Руси.
Основные задачи, решаемые в исследовании:
- рассмотреть различные виды холодного оружия в Древней Руси и отметить их символическое значение;
- выделить роль отдельных видов холодного оружия в системе религиозно-магических представлений и народном эпосе Древней Руси;
- охарактеризовать основные христианские тенденции в восприятии и осмыслении символики различных видов вооружения.
Методологическая основа исследования. В работе использован диалектико-материалистический подход к изучению, как наиболее верный и подходящий для данного исследования, так как он доказывает принцип единства и целостности бытия, всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира в их развитии. Комплексный характер работы предполагает так же использование таких общенаучных методов исследования, таких как синтез, анализ, индукция, дедукция, восхождение от конкретного к общему.
Вместе с общенаучными методами, применялись и специфические методы исторического исследования. Историко-типологический и близкий к нему сравнительно-исторический метод, помогающий раскрыть тождество и различие, понять единичное, особенное и общее однотипных и нетипичных фактов в одинаковых исторических условиях или тех же фактов в разных, но совпадающих или различных по времени условиях.
Новизна исследования. Новизна работы заключается в том, что в процессе исследования рассмотрены различные виды холодного оружия в Древней Руси и отметить их символическое значение; определена роль отдельных видов холодного оружия в системе религиозно-магических представлений и народном эпосе Древней Руси; охарактеризованы основные христианские тенденции в восприятии и осмыслении символики различных видов вооружения.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, дается характеристика источников и литературы, определяется предмет и объект исследования, сформулированы основные цели и задачи работы, перечисляются методы, применяемые при исследовании выбранной темы.
В первой главе даётся характеристика видам холодного оружия в Древней Руси и их символическому значению.
Во второй главе описывается роль отдельных видов холодного оружия в системе религиозно-магических представлениях и народном эпосе Древней Руси.
В третьей главе рассматриваются основные христианские тенденции в восприятии и осмыслении символики оружия.
В заключении поводятся итоги выпускной квалификационной работы.
Библиографический список дает информацию по источникам и литературе, которые были использованы для написания работы.
В приложении приведены иллюстрации отдельных видов холодного оружия, наглядно подтверждающих теоретический материал.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении, хотелось бы отметить, что проанализированные в работе факты свидетельствуют о том, что на Руси складывалась своя, во многом своеобразная, оружейная символика.
Наиболее символичным оружием Средневековья являлся меч. Анализ многочисленных миниатюр и летописных упоминаний позволяет сказать, что, как и в Европе это было оружие правящей элиты, ее статусным символом, но на Руси меч имел так же и диалектически противоположную трактовку, являясь, одновременно и символом свободы и национальным символом русского войска - без него не обходится ни одно летописное, поэтическое описание битвы. Это было обусловлено разным социальным развитием по сравнению с Западной Европой, где носителем меча был только король и рыцарь, а на Руси меч мог иметь теоретически не только любой свободный человек (что ярко доказывает Русская Правда), но и более многочисленная, чем рыцарство, Западная Европа.
Поэтому в источниках меч, с одной стороны, всегда сопутствует князю, выделяет его на фоне остальных людей, а с другой стороны, меч становится символом русского войска: ни одно поэтическое описание битвы не обходится без упоминания мечей, которые «гремлеши о шеломы» противников. Но еще одной причиной, диктовавшей отличие символики оружия от западноевропейской, было то, что для древнерусского мировоззрения более важным становилось внутреннее содержание, нежели внешняя атрибутика. Больший акцент делался на сам смысл, на действие. Поэтому в средневековой Руси не сложилось столь яркой «идеологии меча», как это было в западноевропейской традиции. Важно и сакрально было само действие, следование определенному воинскому идеалу, а оружие служило подчиненным символом в этой системе ценностей.
С другой стороны, символика оружия проявляет себя в духовной, религиозной культуре. И здесь не стоит проводить черту между язычеством и христианством - конечно же, изменение религиозной составляющей, связанное со становлением эпохи христианства, в общественном сознании происходит на основе традиционной социальной и материальной культуры. Не стоит забывать так же, что все письменные источники, по которым мы судим о языческих традициях, написаны уже в христианскую эпоху.
Мы видим в духовной культуре особое отношение к оружию, подчеркивание воинской атрибутики на иконах и в храме. Оружие становится символичным воплощением воинского идеала, воинского долга. Такое понимание оружия дополняет так же феодальную символику - оружие в руках князя становится еще и сакральным символом, освящая его властные полномочия.
Былины и сказки выражают народное понимание символики оружия. Оружие, ставшее «волшебным» упоминается в сказках, необычайными свойствами наделено оружие былинных богатырей, оно участвует в клятвах, в захоронениях, магических ритуалах. Многие исследования, вопроса волшебности мечей, не находили отличий с легендарными мечами Западной Европы. Но проделанный в работе анализ фольклорных и археологических материалов, позволяет сказать, что кроме наличия таких волшебных свойств, как способность действовать без воли хозяина, в чем проявляется закономерность первобытного мышления, когда оружие или орудие действуют не в силу прилагаемых усилий, а в силу необычайных качеств. Выявлено множество отличий, так же обусловленных историко-географическими и социальными особенностями развития древней Руси. Так, мечи русских сказаний безымянны, не имеют биографии и четко определенных качеств. Вопреки также распространенному мнению, что оружие было одухотворено, являлось как бы самостоятельным существом в сознании средневекового общества, не находит подтверждений в дошедших до нас источниках. Магические свойства оружия всегда активирует воля человека, в захоронениях, сломанное оружие показывает не попытку его «убить», а как и другие сломанные предметы символизирует лишь переход из одного качества в другое, необходимое для перехода вслед за хозяином в иной мир.
В эпосе мы находим древнейшие представления об оружии, как и любом другом орудии, связанные с тем, что оно наделено особой силой, дающей предмету способность действовать независимо от своего хозяина, справедливо вершить суд.
Оружием, символизирующим русское войско, становятся меч и сабля, копье, булава и лук. Конечно же, свой вклад в символику оружия вносит и соседство со степью. Так, особой символикой наделяется лук, воспетый не только летописями и миниатюрами, но и былинами и сказками. В категорию «белого», символичного оружия не попадает боевой топор, что объясняется иным его пониманием, более важным, чем представление о нем, как о символичном воинском атрибуте.
Невозможно провести четкой грани между христианством и языческой культурой. Такое разграничение является искусственным и в основе своей опирается на книжное понимание христианства. Кроме того, следует помнить, что все источники использованные в работе были написаны или прошли в своем становлении через христианскую эпоху. Анализ многочисленного иконографического материала и летописного ярко показывает, что оружие продолжало являться важным символом, христианская культура вносила в символику оружия и новые черты. Оружие освящалось пространством храма и принадлежностью к святым. Во многом, конечно, новая символика диктовалась византийским и, в некоторой степени, европейским влиянием. Так помещение в храмах мемориального оружия было общеевропейским явлением. Среди древнерусских находок это знаменитые мечи Довмонта Псковского и Всеволода Мстиславича, а так же мечи из тайника Десятинной церкви и погребения в Черниговском Спасском соборе. Но во многом оружие в христианской символики было продолжением предыдущей, языческой эпохи, где присутствовало сакральное отношение к оружию, а так же обуславливалось феодальной символикой, именно в христианскую эпоху формируется особый воинский идеал древней Руси.
Рассмотрение оружия как символа в духовной культуре Древней Руси раскрывает перед нами целую систему средневекового мировоззрения, помогает глубже и ярче понять значение войны, религии и символа в жизни людей той эпохи.



1. Арциховский, А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник / А.В. Арциховский. - М.: МГУ, 1944. - 215 с.
2. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки: в 3-х т. / А.Н. Афанасьев. - М.: Наука, Т. 1. 1984. 576 с.; Т. 2. 1984. 485 с.; Т. 3. 1985. 552 с.
3. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах // Библиотека всемирной
литературы / под ред. С. Шлапоберской. - М.: Художественная
литература, 1975. - Т. 9. - С. 364 - 374.
4. Былины / Под ред. Ю.А. Андреева. - Л.: Советский писатель, 1986. - 552 с.
5. Глазырина, Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси. Тексты. Перевод. Комментарии / Г.В. Глазырина. - М.: Ладомир, 1966. - 242 с.
6. Исландские саги. Ирландский эпос // Библиотека Всемирной литературы / под ред. С. Шлапоберской. - М.: Художественная литература, 1973. - 864 с.
7. Кельты. Ирландские сказания / Пер. Л. Володарской. - М.: Арт-Флекс, 2000. - 304 с.
8. Повесть временных лет // Хрестоматия по Древнерусской литературе XI - XVIII вв. / Сост. Н.К. Гудзий. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 3 - 30.
9. Повесть временных лет // Хрестоматия по истории России / сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. - М.: Проспект, 2003. - С. 13 - 45.
10. Повесть о Вавилонском царстве // Хрестоматия по Древнерусской литературе XI - XVIII вв. / Сост. Н.К. Гудзий. - М.: Аспект Пресс, 2002. -
С. 218 - 225.
11. Повесть о Петре и Февронии // Хрестоматия по Древнерусской литературе XI - XVIII вв. / Сост. Н.К. Гудзий. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 233 - 241.
12. Правда Русская: в 2-х томах / Под ред. Б.Д. Грекова. - М.-Л.: Издательство АН СССР, - 1940. - Т. 1. - 506 с.
13. Пропп, В.Я. Русский героический эпос / В.Я. Пропп. - М.:
Государственное издательство художественной литературы, 1958. - 604 с.
14. Радзивиловская летопись. Текст. Исследование. Описание миниатюр / Отв. ред. М.В. Кукушкина. - М.: Искусство, 1994. - 936 с.
15. Русская бытовая повесть XV-XVII вв. / Сост., вступ. статья, коммент. А.Н. Ужанкова. - М.: Советская Россия, 1991. - 448 с.
16. Русская Правда в краткой редакции // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. А.Г. Кузьмина, С.В. Перевезенцева. - М.: Гуманитарный и российский центр Владос, 2004. - С. 236 - 259.
17. Русская Правда в краткой редакции. Пространная редакция Русской Правды // Хрестоматия по истории России / сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. - М.: Проспект, 2003. - С. 45 - 56.
18. Слово о полку Игореве // Изборник. Сборник произведений литературы древней Руси // Библиотека всемирной литературы / под. ред. А.М. Козловского. - М., 1969. - Т. 15. - С. 274 - 325.
19. Слово о полку Игореве // Хрестоматия по Древнерусской литературе XI - XVIII вв. / Сост. Н.К. Гудзий. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 57 - 78.
20. Слово о полку Игореве // Хрестоматия по истории России / сост.
А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. - М.: Проспект, 2003. - С. 58 - 63.
21. Тегнер Э. Сага о Фритьофе Смелом / Пер. Б. Айхенвальда,
А. Смирницкого. - М.: Терра, 1996. - 352 с.
II. Литература
22. Аверенцев, С.С. Символ // Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - С. 581-582.
23. Алешковский, М.Х. Курганы русских дружинников XI-XII вв. /
М.Х. Алешковский // Советская археология. - 1960. - № 1. - С. 85.
24. Артемьев, А.Р. Две уникальные булавы из раскопок в Новгороде / А.Р. Артемьев, П.Г. Гайдухов // Новгород и Новгородская земля. История и археология. - 1995. - № 4. - С 202-206
25. Артемьев, А.Р. Кистени и булавы из раскопок Новгорода Великого /
А.Р. Артемьев // Материалы по археологии Новгорода: 1988. - М.:
Новгородская археологическая экспедиция, 1990. - С 5-28.
26. Артемьев, А.Р. О мечах-реликвиях, ошибочно приписываемых псковским князьям Всеволоду-Гавриилу и Довмонту-Тимофею / А.Р. Артемьева // Российская Археология. - 1995. - № 2. - С 66-74.
27. Артемьев, А.Р. Орнаментированные топоры из раскопок средневекового Новгорода / А.Р. Артемьев // Новгород и Новгородская земля. История и археология. - 1994. - № 8. - С. 158.
28. Арциховский, А.В. Оружие / А.В. Арциховский // История культуры Древней Руси / ред. Н.Н. Воронин, М.К. Каргер, М.А. Тиханова. - М.: АН СССР, 1951. -С 417 - 438.
29. Арциховский, А.В. Оружие / А.В. Арциховский // Очерки русской культуры XIII-XV вв. / под ред. А.В. Арциховского. - М.: МГУ, 1969. -
С. 389 - 415
30. Арциховский, А.В. Русская дружина по археологическим данным / А.В. Арциховский // Исторический журнал. - 1939. - № 1. - С. 193-195.
31. Булава // Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия: в 2-х тт. / Автор-сост. В.В. Богуславский. - М.: Олма-Пресс, 2001. - Т. 1. - С. 183.
32. Васильев, Б.Г. Рисунки-граффити церквей XII в. в Старой Ладоге / Б.Г. Васильев // Новгород и Новгородская земля. История и Археология. - Великий Новгород, - 2001. - Вып. 15. - С. 232 - 233.
33. Велецкая, Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов / Н.Н. Велецкая. - М.: Наука, 1978. - 293 с.
34. Викинги: Набеги с Севера / Пер. с англ. Л. Флорентьева. - М.: Терра,
1996. - 168 с.
35. Высоцкий, С.А. Средневековые надписи Софии Киевской (по материалам граффити XI-XVII вв.) / С.А. Высоцкий. - Киев: Наукова думка, 1976. - 456 с.
36. Галенко, А. Лук и ружье в рыцарской символике украинского казачества: парадоксы казацкой идеологии и проблема восточного влияния // Mediaevalia Ucrainica: ментальность и история идей». - 2003. - № 5. - С. 47-50.
37. Горский, А.А. Древнерусская дружина / А.А. Горский. - М.: Прометей МГПИ им. ВИ Ленина, 1989. - 124 с.
38. Гуревич, А.Я. Марк Блок и историческая антропология / А.Я. Гуревич // Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 712 с.
39. Даркевич, В.П. Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве /
В.П. Даркевич // Советская Археология. - 1961. - № 4. - С. 95-96.
40. Демина, Н.А. Отражение поэтической образности в древнерусской живописи / Н.А. Демина // Древнерусское искусство: в 22 тт. Т. 6. Художественная культура домонгольской Руси / редкол. В.Н. Лазарев, Г.К. Вагнер, М.А. Ильин, О.И. Подобедова. - М.: Наука, 1972. - С. 7-24.
41. Долгов, В.В. «Волшебные мечи» в контексте религиозных представлений человека Древней Руси / В.В. Долгов // Вестник УдГУ. Серия «История». - 2005. - С. 118-125.
42. Дрбоглав, Д.А. Загадки латинских клейм на мечах XI-XIV вв. / Д.А. Дрбоглав. - М.: МГУ, 1984. - 137 с.
43. Кардини, Ф. Истоки средневекового рыцарства / Ф. Кардини. - М.: Прогресс, 1987. - 380 с.
44. Кирпичников А.Н. Военное дело Руси IX - XV вв. / А.Н. Кирпичников. - Л.: Наука, 1976. - 201 с.
45. Кирпичников А.Н. Русское оружие ближнего боя. / А.Н. Кирпичников. - М.-Л.: Наука, 1966. - 189 с.
46. Кирпичников, А.Н. Древнерусское оружие. Выпуск 1. Мечи и сабли IX¬XIII вв. / А.Н. Кирпичников. - М.-Л.: Наука, 1966. - 143 с.
47. Кирпичников, А.Н. Древнерусское оружие. Выпуск 2. Копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени IX-XIII вв. / А.Н. Кирпичников. - М.-Л.: Наука, 1966. - 147 с.
48. Кирпичников, А.Н. О начале производства мечей на Руси / А.Н. Кирпичников // Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. - М.: Б.и., 1998. - Т.4. - С. 246-251.
49. Кирпичников, А.Н. Снаряжение всадника и коня на Руси IX - XIII вв. / А.Н. Кирпичников. - СПБ.: Альфарет, 2006. - 140 с.
50. Кирпичников, А.Н. Так называемая сабля Карла Великого /
A. Н. Кирпичников // Советская Археология. - 1965. - № 2. - С. 268-276.
51. Кирпичников, А.Н. Меч с рельефными украшениями рукояти из раскопок гнёздовского могильника / А.Н. Кирпичников, С.Ю. Каинов // Гнёздово. 125 лет исследования памятника. Труды Государственного исторического музея. - М., 2001. - Вып. 124. - С. 68-72.
52. Контамин, Ф. Война в Средние Века / Ф. Контамин. - СПб.: Ювента, 2001. - 414 с.
53. Корзухина, Г.Ф. Из истории древнерусского оружия / Г.Ф. Корзухина // Советская археология. - 1950. - Т. 13. - С. 74-89.
54. Корзухина, Г.Ф. Ладожский топорик / Г.Ф. Корзухина // Культура Древней Руси: Сборник статей, посвященных 40-летию научной деятельности Н.Н. Воронина / отв. ред. А.Л. Монгайт. - М.: Наука, 1966. -
С. 89-96.
55. Кулаков, В.И. Культовое оружие балтов и славян X-XII вв. / В.И. Кулаков // Slavia Antiqua. Т. XXXIII. - Poznan, 1993. - С. 115-130.
56. Лазарев, В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. /
B. Н. Лазарев. - М.: Искусство, 2000. - 540 с.
57. Лосев, А.Ф. История Античной эстетики / А.Ф. Лосев. - М.: Искусство. 1988. - 414 с.
58. Лосев, А.Ф. Проблемы становления символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1976. - 368 с.
59. Лук // Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»: в 6-ти выпусках / Под ред. Б.Л. Богородского, Д.С. Лихачева, О.В. Творогова. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1969. - Вып. 3. - С. 77 - 78.
60. Макаров, Н.А. Декоративные топорики из Белозерья / Н.А. Макаров //
Памятники культуры. Новые открытия. 1987. - М.: Наука, 1988. - С. 455 - 456.
61. Макаров, Н.А. Древнерусские амулеты-топорики / Н.А. Макаров // Российская археология. - 1992. - № 2. - С. 41-56.
62. Мандзяк, А.С. Боевая магия славян / А.С. Мандзяк. - Минск: Харвест, 2007. - 544 с.
63. Медведев, А.Ф. Оружие Новгорода Великого / А.Ф. Медведев // Материалы и исследования по археологии СССР. - 1959. - № 65. - С. 132.
64. Медведев, А.Ф. Ручное метательное оружие (лук, стрелы, самострел) VIII-XIV вв. / А.Ф. Медведев. - М.: Наука, 1966. - 184 с.
65. Медынцева, А.А. Подписные шедевры древнерусского ремесла /
A. А. Медынцева. - М.: Наука, 1991. - 240 с.
66. Меч // Свод русского фольклора. Былины. Словарь: в 25 тт. - М.-СПб.: Наука, 2001. - Т. 2. - С. 583 - 630.
67. Меч // Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»: в 6-ти выпусках / Под ред. Б.Л. Богородского, Д.С. Лихачева, О.В. Творогова. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1969. - Вып. 3. - С. 102 - 103.
68. Мусин, А.Е. Воинская культура русского средневековья в контексте религиозного менталитета / А.Е. Мусин. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. - 368 с.
69. Петренко, В.П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. /
B. П. Петренко. - СПб.: Наука, 1994. - 138 с.
70. Прозоров, Л.Р. Боги и касты языческой Руси / Л.Р. Прозоров. - М.: Эксмо, 2006. - 321 с.
71. Прозоров, Л.Р. Времена русских богатырей. По страницам былин - в глубь времен / Л.Р. Прозоров. - М.: Эксмо, 2006. - 288 с.
72. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 2009. - 336 с.
73. Рыбаков, Б.А. Военное искусство / Б.А. Рыбаков // Очерки русской культуры XIII-XV вв. / под ред. А.В. Арциховского. - М.: Наука, 1969. -
C. 380-388.
74. Седова, М.В. Амулет из древнего Новгорода / М.В. Седова // Советская
археология. - 1957. - № 4. - С. 166-167.
75. Серафимов, Б. Кресты. Формы, награды, символы / Б. Серафимов. - СПб.: Весь, 2003. - 96 с.
76. Скворцов, А.Л. Боевые топоры викингов / А.Л. Скворцов // Тюменский исторический сборник. - Вып. 3. - Тюмень: Издательство Тюменского Государственного Университета, 1999. - С. 58-59.
77. Сухарев, Ю.В. Оружие древней Руси / Ю.В. Сухарев // Военно¬исторический журнал. - 1998. - № 2. - С. 12-16.
78. Тен, Ю.П. Символы России и зарубежных государств / Ю.П. Тен. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 332 с.
79. Топор // Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Под ред. И.И. Соколова. - М.: ИРАН РФ, 2002. - С. 160.
80. Ужанков, А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских / А.Н. Ужанков. - М.: Советская Россия, 1991. - 444 с.
81. Успенский, Б.А. Антиповедение в культуре Древней Руси /
Б.А. Успенский // Проблемы изучения культурного наследия / под. ред. Г.М. Степанова. - М.: Наука, 1985. -С. 326-336.
82. Флори, Ж. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Ж. Флори. - СПб.: Евразия, 1999. - 314 с.
83. Фроянов, И.Я. Былинная история / И.Я. Фроянов, Ю.И. Юдин. - СПб.: Издательский дом СПГУ, 1997. - 450 с.
84.Экшотт, Э.Р. Археология оружия / Э.Р. Экшот. - М.: Центрполиграф, 2006. - 400 с.
85. Юнг, К.Г. Подход к бессознательному / К.Г. Юнг // Человек и его символы / ред. К.Г. Юнг. - СПб.: БСК, 1996. - С. 119 - 121.
86. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. - М.:
Академический проспект, 2007. - 288 с.
III. Интернет - ресурсы.
87. Булава // Большая советская энциклопедия: в 30-ти тт. 3-е изд. / Гл. ред.
А.М. Прохоров. - М., 1969 - 1978. - URL: http://bse.sci-
lib.com/article001880.html
88. Копьё // Большая советская энциклопедия: в 30-ти тт. 3-е изд. / Гл. ред.
А.М. Прохоров. - М., 1969 - 1978. - URL: http://bse.sci-
lib. com/article064494.html
89. Меч // Большая советская энциклопедия: в 30-ти тт. - 3-е изд. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1969 - 1978. - URL: http://bse.sci-lib.com/article076167.html
90. Описание картины «Богатыри (Три богатыря)» Васнецова, 1898. - URL: https: //muzei-mira. com/kartini_russkih_hudojnikov/1321 -opisanie-kartiny- bogatyri-tri-bogatyrya-vasnecova-1898.html
91. Палица // Большая советская энциклопедия: в 30-ти тт. 3-е изд. / Гл. ред.
А.М. Прохоров. - М., 1969 - 1978. - URL: http://bse.sci-
lib.com/article086415.html
92. Палица, булава, шестопёр. - URL: http://slavyanskaya-
kultura.ru/slavic/tradition/palica-bulava-shestoper.html
93. Радзивиловская летопись. - URL: http://andcvet.narod.ru/BGK/RA/sam1.html
94. Русский боевой лук. - URL: http://rusdarpa.ru/?p=363
95. Сабля // Большая советская энциклопедия: в 30-ти тт. - 3-е изд. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1969 - 1978. - URL: http://bse.sci-lib.com/particle024388.html
96. Секирич, Е. Язык символов - язык вечности / Е. Секирич. - URL: http://www.manwb.ru/articles/simbolon/simbol_lengua/Simbols_lingva_ES/
97. Топор // Большая советская энциклопедия: в 30-ти тт. 3-е изд. / Гл. ред.
А.М. Прохоров. - М., 1969 - 1978. - URL: http://bse.sci-
lib.com/article111391 .html
98. Топор // Оружие Древней Руси. - URL:
http://historicaldis.ru/blog/43278188142/Oruzhie-Drevney-Rusi
99. Шестопёр // Большая советская энциклопедия: в 30-ти тт. 3-е изд. / Гл. ред.
А.М. Прохоров. - М., 1969 - 1978. - URL: http://bse.sci-
lib.com/article123758.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ