Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ И ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В НЕМЕЦКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ

Работа №70864

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
284
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Дискурс и вопросы понимания художественного дискурса 7
1.1. Подходы к определению дискурса в современной лингвистической
науке 7
1.2. Особенности немецкого художественного дискурса 14
Выводы по ГЛАВЕ I 19
ГЛАВА II. Формирование словообразовательных аспектов
существительных, прилагательных и глаголов, их функционирование в немецкоязычном художественном дискурсе 20
2.1 Способы производства слов в немецком языке 20
2.2. Роль словообразовательных элементов в процессе смыслообразования в художественном дискурсе 28
Выводы по ГЛАВЕ II 31
ГЛАВА III. Роль словообразовательных аспектов при вербализации концепта TOD в немецкоязычном художественном дискурсе 32
3.1. Вербализация концепта TOD в произведениях Фридриха Шиллера 32
3.2. Вербализация концепта TOD в произведениях Эрнста Гофмана 39
3.3. Вербализация концепта TOD в произведениях Теодора Фонтане 45
3.4. Вербализация концепта TOD в произведениях Эриха Марии Ремарка ... 49
3.5. Вербализация концепта TOD в произведениях Гюнтера Грасса 55
Выводы по ГЛАВЕ III 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность исследования. Язык находится в непрерывном движении, постоянно развивается и совершенствуется. С развитием общества появляются новые предметы, явления, которые закрепляются в языке в новых словах и значениях. Словообразовательные процессы, которые постоянно происходят в немецком языке, представляют собой важнейший источник пополнения словарного состава языка.
Область словообразования в немецком языке является одним из разделов немецкой лингвистики, который достаточно разработан. Однако остается еще ряд вопрос, которые не получили достаточного освещения.
Язык является средством вербализации концепта при наличии необходимости у говорящего выразить свою мысль в языковой форме. Хотя объективация не является обязательным условием существования концепта, именно языковое воплощение представляет собой ключ, который открывает концепт как единицу мыслительной деятельности. Слово является средством доступа к концептуальному знанию и позволяет пользоваться этим концептом в мыслительной деятельности.
Выбор концепта «TOD» также является обоснованным. Имеет смысл отметить, что осознание смертности всего живого определяет отношение человека к жизни, так как из всех живых существ только человек обладает осознание того, что его существование ограничено. Изучение концепта «TOD» представляет большой интерес, так как позволяет выстроить соответствующий фрагмент картины мира. Данный концепт принадлежит к числу базовых концептов в картине мира множества лингвокультур, обладает широкими функциональными возможностями и имеет значительный оценочный потенциал.
Объектом исследования являются словообразовательные модели, участвующие в процессе словопорождения в немецкоязычномхудожественном дискурсе.
Предметом исследования выступают особенности
словообразовательных аспектов при вербализации концептуальных признаков концепта «TOD».
Цель исследования: рассмотреть теоретическую основу
словообразовательных аспектов немецкого языка и практическим путем определить их значимость при вербализации концептуальных признаков концепта «TOD» в немецком художественном дискурсе.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач исследования:
1. классифицировать точки зрения исследователей относительно понятия «дискурс»;
2. исследовать сущность и содержание художественного дискурса;
3. выявить отличительные особенности художественного дискурса;
4. проанализировать словообразовательные модели немецкого языка;
5. выявить роль словообразовательных моделей при вербализации концептуальных признаков концепта «TOD» и определить их значение в процессе образования смыслов в немецком художественном дискурсе .
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей: О.С. Ахмановой, В.Г. Борботько, Н.Л. Галеевой, Д.Б. Гудкова, М.Я. Дымарского, В.И. Карасика, А.А. Кибрик, Е.С. Кубряковой, Н.А. Кулибиной, Е.В. Медведевой, Н.А. Николиной, Г.А. Орлова, З.Д. Поповой, В.П. Руднева, Ю. С. Степанова, М.Д. Степановой, И.А. Стерина, Е.В. Фурсовой, З.А. Харитончик, И.И. Чернышовой, K. Adamzik, D. Busse, E. Donalies, L. Eichinger., W. Fleischer, A. Gardt, S.B. Larcher, M. Lohde, V. Plath, W. Teubert, Wodak R. и др.
Фактическим материалом для исследования послужили произведения художественной литературы немецких авторов, представляющих различные литературные эпохи.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования:
- метод сплошной выборки;
- метод дистрибутивного анализа;
- описательный метод;
- контекстуальный анализ:
- лингвокогнитивный анализ.
Апробация работы. Материалы исследования нашли отражение в статье «Словообразовательные аспекты при вербализации концептуальных признаков концепта TOD в немецком художественном дискурсе», а также в рамках студенческой конференции был сделан доклад по теме «Особенности словообразовательных аспект при вербализации концепта TOD в немецком художественном дискурсе».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотренная нами тема представляет большой интерес и значимость, так как словообразование является главным источником пополнения словарного состава языка. Постоянное изучение словообразовательной системы современного немецкого языка позволяет проследить за процессом его развития, выявить и определить новые тенденции в образовании слов.
Проведя анализ определений дискурса различных авторов, мы можем утверждать, что в современной лингвистике понятие «дискурс» близко по своему значению к понятию «текст», но следует подчеркнуть, что дискурс включает в себя динамический процесс языковой деятельности, которая вписана в ее социальный контекст и результат этой деятельности, то есть текст. Текст же представляется только как статический объект, результат языковой деятельности.
Основываясь на предыдущем определении, можно утверждать, что художественный текст и художественный дискурс обладают неразрывной связью и при анализе художественного произведения стоит учитывать обе эти категории.
Художественный дискурс - это социокультурное взаимодействие, происходящее между читателем и писателей, вовлекающее в свою область эстетические, социальные, культурные ценности, а также личные знания и представления об окружающем мире, отношение к нему, совокупность убеждений, взглядов, верований и представляющее собой стремление оказать влияние и изменить духовную составляющую человека, вызвать у него эмоциональный отклик.
Существует 13 основных моделей, которые используются в немецком языке. Самыми продуктивными и эффективными, по мнению многих авторов, являются безаффиксальное словопроизводство, суффиксальное словопроизводство, детерминативные сложные слова, образованный с помощью словосложения, а также сложносокращенные и усеченные слова. Корневые и производные слова покрывают всю окружающую внеязыковую действительность своеобразной «сетью», состоящей из названий отдельных предметов, явлений, действий, состояний и их взаимосвязей.
Проведя анализа немецких художественных произведений пяти авторов, мы убедились, что в немецком языке главным способом обогащения словарного состава языка является словосложение, в особенности при образовании существительных и прилагательных. Вдобавок мы убедились в эффективности суффиксального и префиксального способов
словопроизводства, а также безаффиксального. Однако сложносокращенные и усеченные слова, которые считаются авторами в настоящее время одними из самых продуктивных, не были обнаружены при анализе выбранных художественных произведений.
На основе анализа словообразовательных моделей, использованных в немецких художественных произведения, были эксплицированы различные концептуальные признаки концепта «TOD», которые порождают индивидуальные, в некоторых случаях уникальные смыслы, вложенные автором в лексемы, образованные по различным словообразовательным моделям. В основе семантики производных единиц лежат когнитивные модели, которые можно рассматривать не только в качестве моделей порождения производных слов, но также моделей предвосхищения и моделей выбора.
Тем не менее, нельзя делать вывод только на основе предложенных произведений и утверждать, что мы рассмотрели все существующие словообразовательные аспекты, служащие для порождения различных смыслов и для вербализации концептуальных признаков, поэтому перспективным является дальнейшее исследование словообразовательных аспектов на материале произведений других авторов, способствующие порождению новых смыслов.



1. Бабина Л.В. Проблема концептуальной деривации // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2007. - № 4. - С. 86-91.
2. Борботько В.Г. Общая теория дискурса. Принципы формирования и смыслопорождения: дис. ... д-ра филол. наук. - Краснодар, 1998. - 250 с.
3. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От
психолингвистики к лингвосинергетике. - М.: Либроком, 2011. - 288 с.
4. Бочарникова Е.А. О соотношении понятий «текст» и «дискурс» в лингвистике. //Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2010. - № 1. - С. 50-52.
5. Воронцова С.С. Концепт «Смерть» в фольклорной лирике (на материале русского, английского и немецкого языков) // Теория языка и межкультурная коммуникация: межвуз. сб. науч. тр. - 2009. - №2. - С. 21-25.
6. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст в политическом дискурсе. -
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.philology.ru/linguistics1/voroshilova-07b.htm (дата обращения:
17.06.2017).
7. Галеева Н.Л. Параметры художественного текста и перевод. - Тверь: ТГУ, 1999. - 520 с.
8. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации: Курс лекций. - Москва: Гнозис, 2003. - 286 с.
9. Дейк Т.А. Ван К определению дискурса. - [Электронный ресурс]:
Режим доступа: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm (дата
обращения 17.06.2017).
10. Демьянков В. З. Политический дискурс как предмет политологической филологии - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.infolex.ru/PolDis.html (дата обращения: 16.06.2017).
11. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы 19-20 вв.) / М. Я. Дымарский. - СПб.: Изд- во СПб. ун-та, 1999. - 284 с.
12. Жельвис В.И. Смерть в немецких эвфемизмах //Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 4 - С. 168-174.
13. Журавлева Т.В. Дискурс и вопросы понимания художественного
текста: к разграничению понятий и постановке проблемы // Вестник
Иркутского государственного лингвистического университета. - 2008. - №1(1). - С.14-21.
14. Карасик В.И. О категориях дискурса. - [Электронный ресурс]: Режим
доступа: http://homepages.tversu.ru/~ips/JubKaras.html (дата обращения:
18.06.2017).
15. Карасик В.И. О типах дискурса. - [Электронный ресурс]: URL: http://rus-lang.isu.ru/education/discipline/philology/disrurs/material/material2/ (дата обращения: 18.06.2017).
16. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 390 с.
17. Кибрик, А.А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе: автореф. дис. ... д-ра. филол. наук: 10.02.19. М., 2003. 90 с.
18. Кубрякова Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике // Дискурс, речь, речевая деятельность: Сб. обзоров. - М.: ИНИОН, 2000. - 331 с.
19. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование - Москва: Наука, 1965. - 78 с.
20. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. - М., 2004. - 556 с.
21. Кулибина Н.В. Художественный дискурс как актуализация художественного текста в сознании читателя // Мир русского слова. - 2001. №1
- [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=78661 (дата обращения: 18.06.2017).
22. Лекарева Е. В. Метафорическая репрезентация Тони Блэра в политическом дискурсе британских и российских СМИ // Актуальные проблемы лингвистики и теории преподавания языков и культур: материалы междунар. науч.-практ. конф. - М.:Шадринск, 2009. - С. 299-304.
23. Леонтьева Е.Ю. Философия, культура, религия. Рациональность и
«дискурс» (к постановке проблемы). - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/sources/article.jsp?id=2800039 (дата обращений
16.06.2017).
24. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. СПб.: Искусство-СПб, 1996. - 846 c.
25. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.
- 280 с.
26. Медведева Е.В. Лексикология немецкого языка: Лекции, семинары, практические занятия. Учебное пособие. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 448 с.
27. Николина Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.
28. Николина, Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Н.А. Николина; 3 -е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.
29. Олизько Н.С., Художественный дискурс как полилог автора, читателя и текста // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - №3. - С.164-166.
30. Попов З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: АСТ: Восток-запад, 2007. - 314 с.
31. Руднев В.П. Теоретико-лингвистический анализ художественного дискурса: автореф. дисс.на соискание науч. степени доктора филол.наук. - Москва, 1996. - 210 с.
32. Самарская Т.Б. Художественный дискурс: специфика составляющих и особенности организации художественного текста. // Электронный журнал Краснодарского филиала РГТЭУ. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:ZZjournal.kfrgteu.ru/files/1Z2012.10.20.pdf (Дата обращения 19.06.2017).
33. Самойлова А. Д. Дискурс: к проблеме определения понятия. -
[Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.ruslang.com/education/discipline/philology/disrurs/material/material10/ (дата обращения: 18.06.2017).
34. Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистические аспекты / К. Ф. Седов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. - 179 с.
35. Сердюк Е.Н. К проблеме определения признаков художественного
дискурса. - [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.readera.org/article/k-probleme-opredelenyeja-pryeznakov- khudozhestvennoho-dyeskursa-10185999.html (дата обращения: 19.06.2016).
36. Середа Е. Вербализация концепта «смерть» в английском языке (на материале паремиологических единиц) // Филологические науки. Вопросы теории и практики - 2015. - № 5. - С. 173-176.
37. Середа Е. Опыт семантического анализа английских фразеологических единиц, вербализующих концепт смерть // Филологические науки. Вопросы теории и практики - 2015. - № 1. - С. 178-181.
38. Слышкин Г.Г. Аксиология языковой личности и сфера наивной лингвистики // Социальная власть языка: сб. науч. тр. - Воронеж, 2000. - С. 87¬90.
39. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца XX века. Сб. статей. - М.: РГГУ, 1995. - 432 с.
40. Степанова М.Д. Лексикология современного немецкого языка. - М.: Государственное издательство «Высшая школа», 1962. - 311 с.
41. Темнова Е.В. Современные подходы к изучению дискурса // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей - М.: МАКС Пресс, 2004. - 168 с.
42. Ухманова-Шмыгова И.Ф. Дискурс в академическом пространстве. -
[Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.dart.uni.wroc.pl/pdf/dwpa_ru.pdf (дата обращения: 16.06.2016).
43. Медведева Е.В. Когнитивно-дискурсивный анализ стилистического приема антитезы. : дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. - М., 2007. - 182 с.
44. Харитончик З.А. Лексикология английского языка. - Мн.: Вышэйшая школа, 1983. - 197 с.
45. Хурматуллин А.К. Понятие дискурса в современной лингвистике // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2009. - №6. - С.31-37.
46. Adamzik K. Textlinguistik: Grundlagen, Kontroversen, Perspektiven. - De Gruyter, 2004. - 423 S.
47. Busse D., Teubert W. Begriffsgeschichte und Diskursgeschichte. -
Westdeutscher Verlag, 1994. - 299 S.
48. Donalies E. Die Wortbildung des Deutschen. - Narr Francke Attempto, 2005 - 207 S.
49. Eichinger L. Deutsche Wortbildung: Eine Einfuhrung. - Narr Francke Attempto, 2000. - 260 S.
50. Fleischer W. Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache. - De Gruyter, 2012. - 504 S.
51. Gardt A. Diskurslinguistik nach Foucault. - Walter de Gruyter, 2007. - 27
S.
52. Larcher S.B. Linguistische Diskursanalyse: Ein Lehr- und Arbeitsbuch (Narr Studienbucher). - Narr Francke Attempto, 2015. - 256 S.
53. Lohde M. Wortbildung des modernen Deutschen. - Narr Francke
Attempto, 2006. - 330 S.
54. Plath V. Deutsche Wortbildung. - Groos, Julius, 2014. - 120 S.
55. Wodak R. Methods of Critical Discourse Analysis. - SAGE Publications Ltd, 2001. - 216 S.

1. Арутюнова Н.Д. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - 620c.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Сов.
Энциклопедия, 1966. - 571 с.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Fontane T. Cecile. - Manesse Verlag, 2006. - 320 S.
2. Fontane T. Der Stechlin. - Volk und Buch Verlag, 1952. - 399 S.
3. Fontane T. Grete Minde. - dtv Verlagsgesellschaft, 2012. - 160 S.
4. Fontane T. Irrungen, Wirrungen. - dtv Verlagsgesellschaft, 2017. - 240 S.
5. Fontane T. Unterm Birnbaum. - CreateSpace Independent Publishing Platform, 2013. - 94 S.
6. Grass G. Hermann Die Blechtrommel. - Luchterhand Verlag GmbH, 1960. - 281 S.
7. Grass G. Hundejahre. - dtv Verlagsgesellschaft, 1993. - 752 S.
8. Grass G. Katz und Maus. - dtv Verlagsgesellschaft, 2014. - 160 S.
9. Hoffmann E. T. A. Die Elixiere des Teufels. - Deutscher Klassiker Verlag im Taschenbuch, 2007. - 761 S.
10. Hoffmann E. T. A. Lebensansichten des Katers Murr. - Insel Verlag, 2001. - 358 S.
11. Hoffmann E. T. A. Meister Floh. - Aufbau-Verlag, 1982. - 171 S.
12. Remarque E.M. Arc de Triomphe. - KiWi-Taschenbuch, 2017. - 704 S.
13. Remarque E.M. Der Himmel kennt keine Gunstlinge. - KiWi-
Taschenbuch, 1990 - 320 S.
14. Remarque E.M. Der schwarze Obelisk. - Ullstein, 1963 - 350 S.
15. Remarque E.M. Zeit zu leben und Zeit zu sterben. - Rowohlt Taschenbuch Verlag, 2002. - 288 S.
16. Schiller F. Die Rauber. - Philipp Reclam jun. Verlag GmbH, 1988. - 57 S.
17. Schiller F. Kabale und Liebe. - Schoningh Verlag im Westermann Schulbuch, 2011. - 120 S.
18. Schiller F. Maria Stuart. - Schoningh Verlag im Westermann Schulbuch, 2002. - 84 S.
19. Schiller F. Wilhelm Tell. - Schoningh Verlag im Westermann Schulbuch, 1998 - 175 S.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ