ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 13
1.1 Теоретическое обоснование проблемы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях 13
1.2 Опыт реализации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях 20
1.3 Анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации в области ученического самоуправления 23
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА И ЕЕ ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ 28
2.1 Проблемное исследование целевой группы (на примере Белгородского района) 28
2.2 Паспорт проекта «Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях Белгородского района» 47
2.3 План управления проектом «Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях Белгородского района» 55
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ УЧЕНИЧЕСКОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 67
3.1 Показатели реализации проекта «Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях Белгородского района» и его социально-экономической эффективности 67
3.2 Описание мероприятий проекта «Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях Белгородского района» 68
3.3 Условия коммерциализации проекта «Развитие 71
ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях Белгородского района»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана со значительными изменениями в последнее время внешних и внутренних условий функционирования всей сферы образования, со сменой и новым пониманием идеалов, ценностей, целей и задач образовательной деятельности. В современных условиях перед общеобразовательной школой возникает много социально-педагогических проблем, одна из которых связана с низким уровнем участия обучающихся в общественной деятельности.
Вопрос качества образования также приобрел особую актуальность в связи с поиском эффективных механизмов устойчивого развития системы образования. В современном понимании качество образования - это не только соответствие знаний обучающихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого субъекта образовательного процесса (педагога, родителя и обучающегося) в направлении обеспечения качества образовательных услуг.
Одним из условий повышения социализации школьников является ученическая система самоуправления. Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 50, п. 4)1. Самоуправление также является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Несмотря на это, во многих общеобразовательных учреждениях самоуправление до сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практического использования при организации жизни школы.
Основным предназначением ученического самоуправления является удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся, направленных, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении проблем общеобразовательного учреждения. Ученическое самоуправление открывает возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах общеобразовательного учреждения.
По сути, ученическое самоуправление - это подготовка учеников к вступлению во взрослую жизнь, со своими правилами взаимоотношений, социальными институтами и различными организациями. Развитие самоуправления помогает понять всю сложность социальных отношений, сформировать гражданскую позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций, а также в выборе будущей профессии.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется:
Во-первых, особым значением ученического самоуправления в процессе развития личности обучающегося. Участие школьников в самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.
Во-вторых, проблемой практического вовлечения всех субъектов образовательного процесса в школьное самоуправление, связанной как с неготовностью учащихся принимать активное участие в нем, так и незаинтересованностью педагогов и администрации школы в развитии самоуправления. Уважительное отношение к органам самоуправления, к их представителям со стороны администрации и педагогов образовательного учреждения, понимание важности и многообразия их деятельности, умение найти компромиссное решение, моральная поддержки обучающихся - все это является важным условием создания в школе эффективной системы ученического самоуправления, где дети и подростки играют реальную роль в управлении.
В-третьих, отсутствием единой системы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. Чаще всего в школах используют разные модели самоуправления, взятые из сторонних источников. Таким образом, возникают трудности в работе органов самоуправления, поскольку эта модель не подстроена под конкретную школу и район. А ведь каждый отдельный район и область имеют свою специфику и нельзя осуществлять работу такого важного органа, как самоуправление, по шаблону.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблема реализации ученического самоуправления с различных сторон поднималась в научных трудах еще с давнего времени.
Так, еще, например, Л.Н. Толстой, будучи сторонником свободного воспитания, подчеркивал важность участия детей в устройстве своей жизни. П.Ф. Каптерев считал, что «самоуправление позволяет добиться от учащихся сознательного отношения к дисциплине, привлечь их к поддержанию норм поведения и порядка в учебном заведении».
До 20-х годов XX века идеи самоуправления получили развитие в практике педагогов, создающих сплоченные ученические и детские коллективы и предложившие практике новые формы самодеятельности учащихся (И.В. Ионин, А.С. Макаренко, С.М. Риверс, В.Н. Сорока-Росинский, Н.П. Шульман ). Однако, большинство ученых- педагогов рассматривали школьный коллектив прежде всего как объект воздействия со стороны общества, его властных структур, а не как субъект общественных отношений, неизмеримо сужая тем самым возможности самореализации школьников и изучения реальных процессов ранней социализации личности.
Можно сказать, что проблема школьного и ученического самоуправления начала подниматься лишь в 20-30-х годах и среди имеющейся научной литературы, прежде всего, следует отметить работы советских педагогов-ученых: К.Н. Вентцеля, Н.К. Крупской, A. B. Луначарского, А.П. Пинкевича, М.М. Пистрака, С.Т. Шацкого.
В трудах этих авторов пристальное внимание уделялось процессу развития ученического самоуправления, осуществлению экспериментальной работы в этой области, изучению первого опыта самодеятельности и саморегуляции ребят в труде, создания органов самоуправления школьного коллектива.
В 30-50-е годы в этом аспекте можно выделить педагогические концепции Л.Ю. Гордина, Т.Е. Конниковой, З.А. Мальковой, B. М. Опалихина, Ю.П. Сокольникова.
Однако труды данных авторов при значительном объеме "теоретического и эмпирического материала несут на себе «печать» исторической ограниченности. В большинстве из них, даже при наличии анализа сложностей развития ученического самоуправления, нередко преобладали оптимистические прогнозы, желаемое выдавалось за действительное, явно завышалась оценка достигнутых результатов. В педагогической литературе преобладал описательный метод лучшего опыта работы по организации самоуправления.
Поиск путей применения метода самоуправления в образовательных учреждениях был продолжен в 50-90-х годов педагогами и исследователями, стремившимися организовать жизнь детей с учетом их интересов и потребностей (Н.П. Аникеева, Ф.Ф. Брюховецкий, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, В.Д. Иванов, В.А. Караковский, В.М. Коротов, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, В.А. Сухомлинский, Л.И. Уманский, А.С. Чернышов).
В годы перестройки исследования проблемы ученического самоуправления несколько активизировались. Определенное развитие получают методики, разработанные еще в 20-е годы. В частности, И.П. Ивановым пересматриваются подходы к организации ученического самоуправления в сторону большей вариативности и гибкости его структур, учета способностей и интересов учащихся, приоритета содержания над формами.
Вместе с тем во многих научных работах этих лет недостаточно внимания уделено рассмотрению таких вопросов, как установление взаимосвязи между самоуправлением и сложными процессами, происходящими в школе и в обществе в целом, фактически нет полного анализа причин, сдерживающих инициативу и самодеятельность учащихся в современных условиях, не изучена роль самоуправления в реализации социальных функций школы, не находят воплощения практические результаты исследований, содержащие конструктивные выводы и предложения.
Современные научные труды об ученическом и школьном самоуправлении представлены следующими авторами: А.А. Корозниковой, А.С. Прутченковым, Е.В. Радомыльской, В.Л. Холод, Н.Н. Шевелевой . Однако, эти работы не несут в себе никакой новой научной разработанности, а лишь повторяют взгляды работ XX века.
Анализ научных работ, посвященных проблеме самоуправления, позволяет сделать вывод о том, что при общем интересе к данному вопросу, он до сих пор не решен на уровне теоретического знания. Многие положения остаются недостаточно разработанными и носят дискуссионный характер.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью развития ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях и отсутствием теоретического обоснования и конкретных методических разработок с целью их использования.
Объектом исследования является система ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях.
Предметом исследования выступает процесс развития ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях.
Цель исследования заключается в разработке проекта по организации ученического самоуправления в Белгородском районе.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы исследования ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях.
2. Проанализировать проблему ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях Белгородского района и разработать ее проектное решение.
3. Описать мероприятия проекта «Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях Белгородского района» и обосновать его социальную эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи субъектно-деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский ); теории личности и мотивации (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, П.М. Якобсон ); теории отношений (Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев ); теории социального и педагогического взаимодействия (Л.В. Байбородова, А.А. Бодалев, М.С. Каган ); теории социализации человека (И.С. Кон, А.В. Мудрик, Т.М. Трегубова ).
В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы научного познания: системный анализ источников и научной литературы, изучение и обобщение практического опыта, анализ документов, вторичный анализ социологических исследований, анкетирование, социальное проектирование.
Эмпирическая база исследования включает:
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации, ее субъектов, регулирующие вопросы образовательной сферы1.
2. Вторичный анализ данных социологических исследований:
— «Мониторинг взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления »». Руководителем исследования является З.И. Пойманова. Число участников опроса - 400 человек. Анкетный опрос респондентов Центрального, Уральского и Сибирского федерального округов2;
— «Школьное самоуправление: мнения старшеклассников». (2005г.) Авторы: Е.В. Николашина, В.С. Собкин. Число респондентов - 2105 человек. Анкетирование учащихся школ г. Москва3.
3. Результаты авторского исследования «Развитие ученического самоуправления в Белгородском районе». Выборка - целевая. Число участников опроса - 182 человек. Анкетирование учеников общеобразовательных школ Белгородского района.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Потребности развития современного российского общества выдвигают перед образовательными учреждениями требования подготовки выпускников школ, готовых к преобразованиям окружающей природной и социальной среды, способных к управлению на разных уровнях и в разных сферах, компетентных при принятии решений, за которые они несут ответственность.
Преобразования в Российской Федерации, затронувшие все сферы жизнедеятельности, стали значимым фактором смены подходов к социальному воспитанию на всех уровнях: от федерального до муниципального.
Образовательные учреждения, встав на путь отказа от авторитарных методов управления, начали отбор наиболее эффективных моделей самоуправления учащихся.
Проблема развития ученического самоуправления во образовательных учреждениях актуальна с точки зрения социального становления личности, развития у учащихся основ демократической культуры, навыков лидерства, социального творчества и т.д.
Гуманистическое воспитание рассматривает ребенка как главную ценность в системе человеческих отношений. Оно направлено и ориентировано на создание в образовательном учреждении обстановки социальной защищенности и отношений содружества всех субъектов образовательного процесса. Гуманистическая воспитательная система создает возможности для развития и саморазвития личности, способствует поиску своей индивидуальности и самоактуализации.
Участвуя в деятельности ученического самоуправления, обучающиеся включаются в разнообразные внеурочные мероприятия, деловое общение со взрослыми на основе партнерских отношений, получают возможность влиять на процесс разработки локальных нормативно-правовых актов образовательных учреждений, отстаивать права и интересы субъектов образовательного процесса, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самореализации. Все это свидетельствует о широких возможностях ученического самоуправления для социализации подрастающего поколения, накопления им социального опыта, подготовки к решению социально-значимых задач различной сложности.
В ходе проведения исследования были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретико-методологические основы исследования проблемы развития ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях, представлен обобщенный перечень всех характеристик, функций, компетенций, ожидаемых результатов, полученных в процессе формирования и развития ученического самоуправления в школе. В работе был проанализирован опыт реализации самоуправления в регионах, а также проекты, которые реализуются в Белгородской области и Белгородском районе в частности. Нами также был проведен анализ законодательства в области ученического самоуправления.
2. В результате проведенного авторского исследования был представлен анализ основных проблем развития ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. Было выявлено, что ученическое самоуправление в Белгородском районе не сильно развито. Во многих школах существует система самоуправления, однако, ее можно назвать фиктивной, поскольку она ограничивается лишь «Днем дублера» и решением школьников, когда будет проходить дискотека. Мы выяснили, что учащимся школ интересно было бы принять участие в мероприятиях по развитию ученического самоуправления, а также научиться его основам. Основываясь на данных экспертного опроса, было выяснено, что проблема ученического самоуправления является актуальной в Белгородском районе. Эксперты, исходя из ответов, изъявили свое желание и готовность поддерживать ученическое развитие в школах и принимать в нем участие как кураторы. Полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы для корректировки и совершенствования системы ученического самоуправления.
3. Разработан проект «Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях», как один из методов совершенствования и упорядочения всей системы ученического самоуправления в Белгородском районе. Реализация идеи данного проекта возможна не только в Белгородском районе, но и в других районах, а также областях, где нет единой выстроенной системы ученического самоуправления. Для достижения цели данного проекта будет проведена школа актива, где для лидеров школ будут проведены лекции, тренинги, обучающие игры, а также конференция президентов школ района, в ходе которой будут разработаны методические рекомендации по выстраиванию единой системы ученического самоуправления в Белгородском районе.
Таким образом, проблема исследования, которая заключалась в противоречии между необходимостью развития ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях и отсутствием теоретического обоснования и конкретных методических разработок с целью их использования, в ходе реализации разработанного проекта будет решена.
1. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/. - Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огег
2. Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/. - Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огег
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explоrer.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=19473. - Систем.
требования: IBM PC, Internet Ехр1огег
5. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы от 1.06.2012 г. №761 [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/.- Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огег
6. Основные принципы единой трудовой школы [Электронный ресурс] //
Режим доступа к изд.:
http: //narodnoe. org/old/lib/Science/Lunach/Lunacharskiy_AV_Main_principel s_of_united_labour_School.htm. - Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огег
7. Абульханова-Славская, К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 123 с.
8. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
9. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
10. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 1976. - 158 с.
11. Байбородова, Л.В. Взаимодействие школы и семьи [Текст] / Л.В. Байбородова. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 349 с.
12. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
13. Бодалев, А.А. Теоретические основы социальной психологии [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 1996. - 96 с.
14. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] /
Л.И. Божович. - М.: МПСИ, 1995. - 356 с.
15. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта [Текст] /
А.В. Брушлинский. - М.: Институт психологии РАН, 1994. - 109 с.
16. Брюховецкий, Ф.Ф. Некоторые вопросы работы ученического комитета в школе. Опыт внутришкольного руководства [Текст] / Ф.Ф. Брюховецкий. - М.: АПН РСФСР, 1955. - 266 с.
17. Вентцель, К.Н. Борьба за свободную школу [Текст] / К.Н. Вентцель. - М.: Пробуждение, 1906. - 291 с.
18. Вентцель, К.Н. Новые пути воспитания и образования детей [Текст] / К.Н. Вентцель. - М.: Земля и фабрика, 1923. - 149 с.
19. Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии [Текст] / Б.З. Вульфов. - М.: Магистр, 1995. - 92 с.
20. Газман, О.С. Неклассическое воспитание [Текст] / О.С. Газман. - М.: Новый учебник, 2003. - 165 с.
21. Гордин, Л.Ю. Организация классного коллектива [Текст] / Л.Ю. Гордин. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
22. Иванов, В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологам и документами [Текст] / В.Д. Иванов. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
23. Иванов, И.П. Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников [Текст] / И.П. Иванов. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. - 83 с.
24. Каган, М.С. Системный подход как основа в исследовании человеческой деятельности [Электронный ресурс] / М.С. Каган // Режим доступа к изд.: http://www.arh.ru/~condortn/statl.htm. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
25. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П.Ф. Каптерев. - М.: Педагогика, 1982. - 654 с.
26. Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования [Текст] / В.А. Караковский. - М.: Вентана-граф, 1992. - 208 с.
27. Кон, И.С. НТР и проблемы социализации молодежи [Текст] / И.С. Кон. - М.: Педагогика, 1987. - 91 с.
28. Конникова, Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе [Текст] / Т.Е. Конникова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 400 с.
29. Корозникова, А.А. Развитие школьного ученического самоуправления / А.А. Корозникова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - №3. - С. 38-41.
30. Коротов, В.М. Самоуправление школьников [Текст] / В.М. Коротов. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.
31. Крупская, Н.К. Вопросы народного образования [Текст] /
Н.К. Крупская. - М.: Коммунист, 1918. - 286 с.
32. Левитов, Н.Д. Психологическая лаборатория и школьная практика [Текст] / Н.Д. Левитов. - М.: Госиздат, 1923. - 89 с.
33. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: АПН РСФСР, 1947. - 374 с.
34. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
35. Луначарский, А.В. Народное образование в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства / А.В. Луначарский // Стенограммы и резолюции VII Всесоюзного съезда профсоюза работников просвещения СССР. - 1929. - 27 с.
36. Макаренко, А.С. Собрание сочинений в 7 т. [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: АСТ, 1980. - 1005 с.
37. Малькова, З.А. Образование [Текст] / З.А. Малькова. - М.:
Педагогика, 1985. - 108 с.
38. Модель развития ученического самоуправления в школе
[Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:
https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2717. - Систем. требования: IBM PC,
Internet Explorer.
39. Мудрик, А.В. Социализация человека [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Известия РАО, 2004. - 324 с.
40. Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. - М.: Психологическая наука в СССР, 1960. - 140 с.
41. Николашина, Е.В. Школьное самоуправление: мнения
старшеклассников [Электронный ресурс] / Е.В. Николашина, В.С. Собкин // Режим доступа к изд.: http://ecsocman.hse.ru/data/630/632/1219/Sobkin_13.pdf. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
42. Новиков, А.М. Как оценивать качество образования? [Электронный
ресурс] / А.М. Новиков // Режим доступа к изд.:
http://www.anovikov.ru/artikle/kacth_obr.htm. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
43. Новикова, Л.И. Самоуправление в школьном коллективе [Просвещение] / Л.И. Новикова. - М.: Просвещение, 1988. - 255 с.
44. Опалихин, В.М. Проблема руководства комсомольской организации ученическим самоуправлением в школе [Текст] / В.М. Опалихин. - М.: АПН СССР, 1987. - 202 с.
45. Официальный сайт Российского движения школьников» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: ййрз://рдш.рф. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
46. Официальный сайт «Российского союза молодежи». Центральная программа «Ученическое самоуправление» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:http://www.ruy.ru/programms/usu.html.- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
47. Пинкевич, А.П. Педагогическая энциклопедия [Текст] / А.П. Пинкевич. - М.: Наука, 1929. - 532 с.
48. Пистрак, М.М. О построении программ и методов школьной работы [Текст] / М.М. Пистрак. - Ростов н/Д.: НА РАО, 1932. - 75 с.
49. Пойманова, З.И. Мониторинг взаимодействия социальных институтов
в процессе совершенствования ученического самоуправления [Электронный ресурс] / Пойманова З.И. // Режим доступа к изд.:
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003027397#?page=222. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
50. Прутченков, А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении [Текст] / А.С. Прутченков. - М.: Коллектив авторов, 2003. - 230 с.
51. Радомыльская, Е.А. Современные аспекты формирования ученического самоуправления в детских объединениях через призму истории [Текст] / Е.А. Радомыльская. - Пермь: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. - 561 с.
52. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: Учеб.- метод. пособие. [Текст] / М.И. Рожков. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 160 с.
53. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: ИД МГУ, 1922. - 132 с.
54. Сорока-Росинский, В.Н. Путь русской национальной школы [Текст] / В.Н. Сорока-Росинский. - М.: Русская школа, 1916. - 144 с.
55. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 1997. - 67 с.
56. Сокольников, Ю.П. О системном понимании воспитания [Текст] / Ю.П. Сокольников. - М.: Прогресс, 1980. - 149 с.
57. Спирин, Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач [Текст] / Л.Ф. Спирин. - Кострома: Изд-во Костромского гос. пед. ун-та им. Н.А. Некрасова, 1994. - 211 с.
58. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения. В 5 т. [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радчанска школа, 1979. - 618 с.
59. Толстой, Л.Н. Воспитание и образование. Собрание сочинений в 22 тт. [Текст] / Л.Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1983. - 745 с.
60. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников [Текст] / Л.И. Уманский. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.
61. Холод, В.Л. Развитие личности школьника в условиях базовой школы [Текст] / В.Л. Холод. - Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012. - 166 с.
62. Чернышов, А.С. Социально-психологические основы
организованности коллектива [Текст] / А.С. Чернышов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. - 64 с.
63. Шакуров, Р.Х. Причины конфликтов в педагогических коллективах и пути их преодоления [Текст] / Р.Х. Шакуров. - Киев: Прима, 1986. - 143 с.
64. Шацкий, С.Т. Бодрая жизнь. Из опыта детской трудовой колонии [Текст] / С.Т. Шацкий. - М.: Грамотей, 1924. - 475 с.
65. Шевелева, Н.Н. Проблемы детского самоуправления в современной школе [Текст] / Н.Н. Шевелева. - М.: Образование, 2010. - 143 с.
66. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1969. - 317 с.