Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Идеологизация языка в политических, авангардистских и научных текстах начала ХХ века

Работа №7083

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

филология

Объем работы192стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
793
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Принципы подхода к языку в идеологическом, метапоэтическом и научном текстах
§ 1. Язык на вооружении партийной идеологии начала ХХ века 12
§ 2. Общие принципы подхода к языку в метапоэтических текстах футуризма 33
§ 3. Лингвистическая деятельность Н.Я. Марра в контексте развития научного знания в 20-е—30-е гг. XX века 54
§ 4. Восприятие и интерпретация языковых процессов послереволюционного периода в работах лингвистов двадцатых годов ХХ века 74
Выводы по первой главе 93
Глава 2. Язык как средство реализации основных целей политики в науке и искусстве (10-30 годы ХХ века)
§ 1. Языковые особенности документов партии (на материале директив и постановлений партии о литературе и искусстве) 98
§ 2. Язык на вооружении авангардистов (манифесты, декларации, воззвания) 121
§ 3. Языковые особенности проявления лингвистического экстремизма в яфетической теории Н.Я. Марра 139
Выводы по второй главе 158
Заключение 164
Основные источники 174
Словари 175
Библиографический список 176



Актуальность исследования. В современных условиях развития общественной жизни, с ее направленностью на унификацию массового сознания, большое внимание уделяется функционированию языка, реализации его воздействующей функции. Развитие таких наук, как языкознание, психолингвистика, социолингвистика, риторика, а также исследование проблем функционирования языка в рекламной среде, в среде политической коммуникации, исследование языка предвыборных кампаний, языка политических деятелей, подтверждает тот факт, что слово продолжает восприниматься как «острейшее оружие» (В.И. Ленин). Внимание к языку как средству формирования государственной политики и выражения идеологических принципов особенно актуализируется в периоды социальных потрясений. Именно язык становится тем объектом манипулирования, который способен оказать влияние на мышление, мировоззрение населения страны, а также стереотипизировать его поведение. Любой политический режим, по верному определению Р. Барта, располагает своим письмом. Политическое письмо представляет всякую власть: что она собой являет, какой хочет казаться, какой себя представляет. В конечном счете, особенно в периоды социальных потрясений, революций, политическое, научное, а также художественное письмо становится «утопией языка» (Барт, 1983, с. 349).
Историческая эпоха начала ХХ века, становление и утверждение Советской власти, представляет собой период, когда различные сферы общественной деятельности (политика, экономика, литература, наука, культура) оказываются взаимосвязанными, находятся в связной структуре идей (эпистеме — М. Фуко). При этом язык как средство передачи информации, с одной стороны, и как средство формирования концептуальной картины мира, с другой, — является объектом пристального внимания представителей той идеологии, которая стоит у власти. Используя язык как главное орудие формирования мышления общества, то есть

4
активизируя его воздействующую функцию, власть распространяет коммунистическую идеологию на все сферы общественной и культурной жизни.
В работе предпринимается попытка исходить из связной структуры идей, которая лежала в основе взаимодействия текстов партийных документов, манифестов авангардистов начала ХХ века, некоторых лингвистических теорий, которые объявляли себя революционными. В процессе анализа текстов, реализующих связную структуру революционных идей ХХ века, обнаруживается, что и сам язык, и описание его некоторыми лингвистами, и художественные тексты основаны на мифе, то есть сознательном отрешении от реальной действительности, отсюда язык являет себя как «самозамкнутое бытие» (Фуко, 1994, с. 374 и посл.). Язык — это уровень «схватывания» и структурирования «механизма духовного производства» общества, это «лаборатория средств понимания, ресурсов культуры». Чтобы научиться действовать в настоящем, работать для будущего, человек должен понимать свое прошлое — то или иное время культуры, запечатленное в языке, текстах (речи). Можно отречься от революционной идеологии, но не так просто отказаться от языка, уже отмеченного идеологическим влиянием, от некритического отношения к стереотипам мысли, речи.
Нами анализируются тексты документов партии 1917-1932 годов, манифесты, декларации, определяющие принципы «революционного» мышления идеологов партии, авангардизма. В качестве научных текстов нами проанализированы лингвистические работы академика Н.Я. Марра периода 1929-1932 годов, которые в свое время оказали серьезное влияние на развитие научного знания, однако впоследствии были изъяты из научного обихода под влиянием коммунистической идеологии. Их анализ позволил увидеть характер взаимодействия науки и политики. В ходе исследования оказалось, что не так далеки тексты политических документов, литературные и научные тексты по своей прагматической направленности. В это же время

5
формировалась серьезная оппозиция в среде лингвистов, которые указывали на пагубные процессы, происходящие как в самом языке, так и в науке о нем (лингвистике). Работы Г.О. Винокура, А.М. Селищева, С.И. Карцевского, Е.Д. Поливанова также входят в эпистему начала ХХ века, их анализ позволяет рассмотреть функционирование языка, его эксплуатацию в единстве взаимодействия политического, литературного и научного типов текстов, говорить о проявлении языкового экстремизма, наиболее яркие черты которого представлены в текстах 20-30-х годов ХХ века. Этим определяется актуальность исследования.
Объект исследования — партийные документы периода 1917-1932 годов, тексты авангардистов программного характера 1910-1920-х годов (манифесты, декларации, воззвания), лингвистические исследования Н. Я. Марра 1929-1932 годов, работы лингвистов-оппозиционеров.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Язык является предметом изучения многих наук (лингвистики, философии, социологии, психологии и др.), поэтому связь языка с культурой народа является объектом внимания лингвистов, политологов, психологов, социологов. Языковая система, согласно принципу лингвистической относительности Б. Уорфа, оказывает влияние на мышление человека, его поведение, формирует его мировоззрение. Данное свойство языка в настоящее время активно используется в политике, рекламе, агитации в целях управления общественным сознанием. В основе принципа. лингвистической относительности лежит деятельностная концепция языка, основу которой заложили работы В. фон Гумбольдта, А. А. Потебни.
Внимание к языку как средству формирования государственной политики и выражения идеологических принципов особенно актуализируется в периоды социальных потрясений. Сознание, как индивидуальное, так и общественное, материализуется в языке. Язык, будучи связанным с функционированием политической идеологии, является средством формирования в сознании людей определенных стереотипов. Через язык осуществляется воздействие на сознание социума. Языковые единицы в процессе функционирования способны подчеркнуть и выдвинуть на первый план отдельные признаки, явления, оставить в тени другие.
Историческая эпоха начала ХХ века, становление и утверждение Советской власти, представляет собой период, когда различные сферы общественной деятельности (политика, экономика, литература, наука, культура) оказываются взаимосвязанными, находятся в связной структуре идей, или, по терминологии М. Фуко, эпистеме. При этом язык как средство передачи информации, с одной стороны, и как средство формирования концептуальной картины мира, с другой, — является объектом пристального внимания представителей той идеологии, которая стоит у власти. Используя язык как главное орудие формирования мышления общества, то есть,

165
«эксплуатируя» его воздействующую функцию, власть распространяет коммунистическую идеологию на все сферы общественной и культурной жизни. Изменение сознания происходит за счет распространения активности, влияния специализированных групп людей — идеологов, «аппарата», занимающегося пропагандой и агитацией, — на широкие слои населения, которые продолжают оставаться объектом и «материалом» для манипулирования. Именно поэтому в революционный период наиболее распространенными жанрами речи являются постановления, резолюции, директивы, речи, доклады, лекции. Это обусловлено тем, что характер отбора стилистических средств языка при производстве высказывания обусловлен взаимодействием адресата и адресанта, то есть лица, порождающего документы, и лиц, которым эти документы адресованы, а также задачами, которые перед ними поставлены. Стиль, а соответственно и жанр, выражает отношение субъекта высказывания к адресату. Это отношение регламентируется той социальной ролью, в которой выступают субъекты коммуникации.
Наряду с публичными выступлениями представителей коммунистической партии, художественное творчество писателей начала ХХ века также оказывается одним из важнейших орудий на пути к автоматизации «нового» языка. Особенность языка художественных произведений определяется духом революционного времени: важно было привлечь на свою сторону массы любыми средствами, в том числе и поэтической агитацией, которая в данном контексте оказывалась литературной формой выражения идеологических лозунгов. Ведь, как отмечает Б. Гройс, за искусством признается не только конструктивная, организующая, но и агитационная функция, поскольку и в этой своей функции оно не просто отражает жизнь, а реально способствует ее перестройке. Таким образом, в речевой деятельности представителей власти язык оказывается основным средством распространения принципов партийной идеологии.

166
Анализ основных идеологем, используемых в партийных документах 1917-1932 годов, показывает, что большинство документов, исходящих от руководства партии, направлены на установление жесткого подчинения в обществе и устранение врага, как внешнего, так и внутреннего. Если борьба с внешним врагом представляется больше методами убеждения, разъяснения, то с внутренним врагом борьба видится через запрет изданий, наложение штрафов, судебные разбирательства, политическое заключение. Присутствие в обществе врага порождает наличие в текстах документов партии семантического поля «военный фронт». Военным фронтом представлена вся общественная деятельность страны. Страна осознается как военный лагерь, как некий субъект, имеющий свои тайны, свою стратегию борьбы с врагом. Тайна передается в документах через лексемы «осторожность», «бдительность», «секретно» и др.
Анализ лексических доминант, функционирующих в структуре текстов документов коммунистической партии, показывает направленное воздействие правящей идеологии на сознание творческой личности, на стремление стандартизировать образ его мышления, поведение, творческий процесс в целом. Следовательно, понятие «речевое воздействие» является центральной категорией партийных документов, наблюдается тенденция к установлению «эффективного речевого воздействия» (К.Ф. Седов), то есть такого, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели. Продуктивность манипуляции, то есть ее эффективность, достигается за счет наличия в текстах документов мер и средств наказания различного рода в случае невыполнения требований, изложенных в виде директив, наличия речевой агрессии по отношению к адресату. Таким образом, через воздействие словом навязываются мысли и чувства, программируется в сознании людей выгодная для партии социальная позиция. В результате творится миф о коммунизме («могучие иллюзии» — Т. Манн). Идеологи используют мифы для создания иллюзии реальности с целью интерпретации действительности в желательном для них направлении. За счет сознательного

167
отбора языковых средств создается своеобразная «виртуальная» реальность, которая от текста к тексту практически не изменяется и воплощает воздействующую функцию в различных актах коммуникации, контролируя отношения в обществе



1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 567 с.
2. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора. Материалы к словарю. — М.: Институт русского языка АН СССР, 1991. — 193 с.
3. Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 682 с.
4. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь языка Совдепии. — СПб., «Фолио-Пресс», 1998. — 704 с.
5. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1985. — 608 с.
6. Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР, ин-т русского языка; Под ред. А.П. Евгеньевой. — 3-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1985¬
1988.
7. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1953-1956.
8. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 696 с.
9. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова
— М.: Русский язык, 1978.
10. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. — М.: Большая российская энциклопедия, 2000. — 688 с.

176
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамов В.П. Семантические поля русского языка. — М.; Краснодар: Акад. Пед. и соц. наук РФ, Кубан. Гос. ун-т, 2003. — 338 с.
2. Автономова Н.С. Мишель Фуко и его книга «Слова и вещи» // Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — СПб.: A-cad, 1994.
— С. 7-27.
3. Алпатов В.М. 150 языков и политика. 1917—2000. Социолингвистические проблемы СССР и постсоветского пространства. — М.: Крафт+, Институт востоковедения РАН, 2000. — 224 с.
4. Алпатов В.М. Волошинов, Бахтин и лингвистика. — М.: Языки славянских культур, 2005. — 432 с.
5. Алпатов В.М. История одного мифа. Марр и марризм. — М.: Наука, 1991. — 240 с.
6. Алпатов В.М. Марр, марризм и сталинизм // Философские исследования, 1993.— № 4. — С. 271—288.
7. Алпатов В.М. Филология и революция (в России) // НЛО, 2002. — №
53. — С. 199-216
8. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. — М.: Наука, 1974.
9. Аптекарь В.Б. Рец. На книгу Н.Я. Марра Язык и Письмо // Русский язык в школе, 1931. — № 2-3. — С. 236-241
10. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. — М.: ЦентрКом, 1996. — 670 с.
11. Арон Р. Мнимый марксизм. — М.: Прогресс, 1993. — 382 с.
12. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. — М.: Наука, 1988. — 338 с.
13. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. — М.: Языки русской культуры, 1998. — 896 с.

177
14. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 496 с.
15. Баженова Е.А. Еще раз об оценке в научном тексте // Стереотипность и творчество в тексте: Межвузовский сборник научных трудов под ред. М.П. Котюровой. — Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2003. — Вып. 6.
— С. 172-181.
16. Байков В.Г. Манипулятивная семантика и контрпропаганда // Функционирование языка как средства идеологическоо воздействия. — Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1888. — С. 5-113.
17. Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века: Сборник. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Универс», 1993. — 368 с.
18. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1993. — 182 с.
19. Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Парламентские дебаты: традиции и новации. Современный политический язык (от ритуала к метафоре). — М.: Знание, 1991. — 63 с.
20. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс. Универс: РЕЯ, 1994. — 615 с.
21. Барт Р. Мифологии. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. — 314 с.
22. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. — М.: Радуга, 1983. — С. 306-349.
23. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. — СПб.: Азбука, 2000. — 336 с.
24. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. — Киев: NEXT, 1994. — 384 с.
25. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. — М.: Русские словари, 1997.
— Т. 5. Работы 1940-начала 1960-х годов. — 731 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ