Введение……………………………………………………………..……… 3
1. Теоретические основы маркетинговой деятельности туристских
организаций………………………………………………………................ 6
1.1. Концептуальные основы развития маркетинга предприятий туризма…........................................................................................................ 6
1.2. Принципы и функции маркетинга на предприятиях сферы туризма. 13
1.3. Использование инструментов маркетинга для эффективной деятельности туристских организаций…………………………………… 20
2. Анализ маркетинговых инструментов и их влияние Финансово-экономические показатели туристской организации на примере
ООО «СП Сандали»………………………………..……….…… 30
2.1. Общая характеристика турфирмы……………………….…………… 30
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности турфирмы…..…... 44
2.3. Анализ маркетинговой деятельности турфирмы ………………...… 55
3. Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности ООО «СП Сандали»……………...……………………...... 60
3.1 Продвижение туристского продукта и услуг турфирмы при помощи
контекстной рекламы……………………………………………………… 60
3.2. Продвижение услуг турфирмы в социальных сетях………………… 64
3.3. Экономическая оценка эффективности от мероприятий по совершенствованию систем продвижения в сети Интернет для туристского агентства…………………………...…………………….…… 76
Заключение…………………………………………………………………. 80
Список используемых источников …………………...…...……………… 82
Приложение
Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых
населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность занятия спортом, участия в культурномассовых мероприятиях и др., сочетая в себе экономический, социальный,
гуманитарный, политический, воспитательный и эстетический факторы. Во
множестве стран туризм играет значительную роль в формировании ВВП,
создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения,
активизации внешнеторгового баланса. Неудивительно стремительное развитие отрасли, как в национальной экономике России, так и в мировом масштабе. Именно поэтому такая важная роль отводится продвижению (маркетингу)
туристских услуг. Маркетинговая деятельность одна из важнейших функций
в сфере туризма, обеспечивает устойчивое, конкурентоспособное функционирование и развитие на рынке с учетом состояния внутренней и внешней
среды. Продвижение предполагает проведение маркетинговых исследований
и на их основе разработку стратегии и программу мероприятий, которые используются в целях повышения производительности фирмы и эффективности
удовлетворения потребности конечного потребителя или клиента.
Актуальность темы исследования. Актуальность темы вызвана тем,
что отправной точкой деятельности любого предприятия должны быть нужды и потребности его потребителей.
Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой творческую управленческую деятельность, задача которой заключается в развитии
рынка товаров, услуг и рабочей силы, путем оценки потребностей потребителей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения
этих потребностей.. В настоящее время ни одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом
все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Организация маркетинговой деятельности на предприятии представляет собой сложную задачу,
так как нужно увязать между собой в динамическом равновесии внутренние
ресурсы компании и требования внешней среды.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является туристское агентство ООО «СП САНДАЛИ», на основе данных которой
проводились исследования с целью достижения поставленной цели.
Предметом исследования является совершенствование маркетингового инструментария на данном предприятии.
Целью исследования выпускной квалификационной работы разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности в туристской организации
Основные задачи данной выпускной квалификационной работы:
1) рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности
предприятия;
2) провести анализ организационной структуры и экономической деятельности ООО «СП САНДАЛИ»;
3) предложить разработку новой маркетинговой информационной
системы для ООО «СП САНДАЛИ»;
4) проанализировать финансово-экономическую ситуацию на предприятии ООО «СП Сандали»;
5) провести маркетинговый анализ предприятия;
6) проанализировать эффективность используемых методов продвижения на предприятии ООО «СП Сандали»;
7) разработать проект мероприятий по продвижению сайта туристского агентства ООО «СП Сандали» посредством поискового продвижения и
контекстной рекламы;
8) разработать план продвижения в социальных сетях.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в уникальном анализе маркетинговой деятельности туристской организации и разра5
ботке, практических рекомендаций для популяризации и увеличения продаж
в данном агентстве на рынке туризма в Белгородской области.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что рекомендации по внедрению и продвижению маркетинговых инструментов туристского агентства, сформулированные в процессе
анализа данной проблемы, можно применять в реальных условиях деятельности туристского предприятия.
Теоретической и методологической базой исследования послужили
российские и иностранные издания, посвященные маркетингу и маркетинговой деятельности на предприятии. Методологией исследования являются
труды зарубежных и российских ученых. Вопрос относительно планирования
маркетинговой деятельности в странах с рыночными отношениями освещен в
работах зарубежных авторов Ф. Котлера, Г. Армстронга, Дж. Сондерса, В.
Вонг, из отечественных авторов П. С. Завьялов.
Методы исследования, использованные в проекте: общенаучный, статистический, сравнительный, экономического анализа.
Информационной основой для написания выпускной квалификационной работы послужили следующие документы: Федеральный закон №132–
ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ГОСТ
Р50690–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги.
Общие требования», Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта на современном рынке требует активного использования последним маркетинговых технологий, что в свою очередь, повысит количество и качество выпускаемой продукции, усилит конкурентные позиции продукции и предприятия
в целом. Вследствие этого одной из приоритетных задач в системе управления любой организацией является выбор эффективных маркетинговых инструментов, правильная расстановка во времени, сбор и анализ информации о
потребителях и формирование предпочтений потребителей к товару или услуге. Сфера услуг на современном этапе развития отечественной экономики
является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей
экономики. Существующие на рынке услуги, в свою очередь, разнородны и
разнообразны. Так, рынок услуг распадается на более узкие рынки, которым
присущи определенные услуги: транспорт, связь, торговля, бытовые и коммунальные услуги, финансы, образование, спорт, туризм и др. При этом
именно туристическая отрасль в последнее время приобретает все большую
популярность и это обоснованно множеством факторам.
Маркетинговые технологии в сфере туризма играют важнейшую роль
в образовании, функционировании и развитии любой туристской организации. Именно маркетинговые технологии позволяют сделать туристское
предприятие конкурентоспособным, а его туристский продукт востребованным на рынке. Вследствие этого эффективная рыночная деятельность, ведение целенаправленной конкурентной борьбы требует от туристских организаций владения технологиями осуществления маркетинговой деятельности.
Однако использование маркетинговых технологий в сфере туризма на разных уровнях экономической системы не одинаково, они имеют свою специфику. Туристское агентство ООО «СП Сандали» успешно ведет свою деятельность и имеет свою клиентскую базу. На предприятии используются методы продвижения в социальных сетях и по средствам сайта.81
В результате проделанной работы, были изучены основные аспекты
систем продвижения, удалось выявить несколько основных методов продвижения: поисковое продвижение, контекстная реклама и реклама в социальных сетях. Дана оценка методам продвижения, используемым на предприятии ООО «СП Сандали». После проведенного анализа и исследований
стало ясно, что методы, которые используются для данного туристского
агентства не в полной мере эффективны. Для продвижения товаров и услуг,
на предприятии используется сайт и реклама в социальных сетях. Что же качается сайта туристского агентства, так как, поисковая оптимизация сайта не
проводится, а конкуренция очень высока, сайт в поисковых системах имеет
очень низкие позиции. А именно, пользователи поисковых систем не видят
сайт. Следовательно, компания упускает высокий процент потенциальных
клиентов. Через поисковые системы группу кампании в социальных сетях
посещает 1,51 % пользователей. В ходе проведенных исследований и анализа были предложены методы по совершенствованию систем продвижения.
Разработан проект мероприятий по продвижению сайта туристского агентства ООО «СП Сандали» посредством поискового продвижения и контекстной
рекламы. Приведены подробные рекомендации для воплощения предложенных мер, а также рассчитан бюджет, который требуется для их выполнения.
Так же разработан план продвижения в социальных сетях. Данная мера
позволит повысить репутацию компании и поможет вызвать наибольшее доверие у потенциальных клиентов. Исходя из всего вышесказанного можно
сделать вывод, что все поставленные задачи выполнены и цель выпускной
квалификационной работы достигнута достигнута.
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст] :федер. закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ // Российская газета. - 2007. - 9 фев.
2. О защите прав потребителей [Текст] : закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «За¬конодательство» .
3. ГОСТ Р 50690-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Ту-ристские услуги. Общие требования [Текст] : Постановление Госстандарта РФ от 29 июня 1994 г. № 180. - М. :Изд-во стандартов, 2001. - 9 с.
4. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование турист-ских услуг. Общие требования [Текст]: национальный стандарт РФ от 30.11.2010 г. № 580-ст // Техэксперт: электронный фонд правовой и норма-тивно-технической документации [Электронный ресурс]: официальный пор-тал. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 6 с.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы : распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2567-р // Гарант [Электронный ресурс] : Режим доступа: http: //base.garant.ru/70291902/#Ь1оск_124000.
6. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст] :федер. закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ // Российская газета. - 2007. - 9 фев.
7. О защите прав потребителей [Текст] : закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «За¬конодательство».
8. ГОСТ Р 50690-94. Туристско -экскурсионное обслуживание. Ту-ристские услуги. Общие требования [Текст] : Постановление Госстандарта РФ от 29 июня 1994 г. № 180. - М. :Изд-во стандартов, 2001. - 9 с.
9. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование турист-ских услуг. Общие требования [Текст]: национальный стандарт РФ от 30.11.2010 г. № 580-ст // Техэксперт: электронный фонд правовой и норма-тивно-технической документации [Электронный ресурс]: официальный пор-тал. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 6 с.
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы : распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2567-р // Гарант [Электронный ресурс] : Режим доступа: http: //base.garant.ru/70291902/#Ь1оск_124000.
11. Аванесова, Г. А. Туризм, гостеприимство, сервис [Текст] / Г. А. Аванесова, Л. П. Воронкова, В. И. Маслов, А. И. Фролов. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 367 с.
12. Алексеева О.В. Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона [Текст] :автореф. Алексеева Ольга Вален-тиновна ; Рос.междунар. акад. туризма. - М.,2012. - 24 с
13. Алтухов С.В. Ивент-менеджмент в спорте. Управление спортив-ными мероприятиями [Текст] : учебно-методическое пособие / С.В. Алтухов. - М. : Советский спорт, 2013. - 206 с.
14. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма [Текст] : учеб.пособие /
А. В. Бабкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 252 с.
15. Барчукова, Н. С. Международное сотрудничество государств в области туризма [Текст] / Н. С. Барчукова. - М. : Международные отноше-ния, 2011. - 173 с.
16. Биржаков, М. Б. Введение в туризм [Текст] / М. Б. Биржаков. - СПб. : «Издательский дом Герда», 2012. - 320 с.
17. Боголюбов, В. С. Экономика туризма [Текст] : учеб.пособие / В. С. Боголюбов. - М. : «Академия», 2014. - 192 с.
18. Браун, Я. Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века [Текст] / Я. Браун, В. Андерсен, В. Гордин. - СПб. : СПбГУЭФ, 2011. - 212 с.
19. Буйленко, В. Ф. Туризм [Текст] : учеб.пособие вузов / В. Ф. Буй- ленко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 416 с.
20. Бутко, И. И. Туристический бизнес: основы организации [Текст] / И. И. Бутко, Е. А. Ситников, Д. С. Ушаков. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012.
- 384 с.
21. Вавилова, Е. В. Основы международного туризма [Текст] : учеб.пособие / Е. В. Вавилова. - М. : ГАРДАРИКИ, 2013. - 160 с.
22. Вильямс, Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] : «Дашков и К°», 2014.- 656 с.
23. Власова, А. А. Туризм [Текст] / А. А. Власова, А. Г. Нагорный. - М.: «Высшая школа», 2011. - 145 с.
24. Воронин В.Г. Маркетинг территории: теоретические подходы /
В.Г. Воронин, Т.Н. Целых // Евразийский международный научно- аналити-ческий журнал «Проблемы современной экономики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ййр://’№№№.ш-есопошу.ги/аг1.рйр?пАг11б=3829.
25. Гуляев, В. Г. Организация туристической деятельности [Текст] / В. Г. Гуляев. - М. :Нолидж, 2011. - 312 с.
26. Долженко Г.П. Основы туризма: учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. - 320 с.
27. Доход от туризма в Белгородской области [Электронный ресурс]
- Режим доступа :ййр://Ье1догоб.гизр1кги/тйех/у-Ье1догобзкоу-оЬ1азй-бойоб- о1-1иг1з1оу-у-е1ош-дойи-зоз1ау11-12-ш1гй-гиЬ1еу-238411.html
28. Драчева, Е. Л. Экономика и организация туризма: Международ-ный туризм [Текст] / Е. Л. Драчева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев. - М. : КНО-РУС, 2013. - 576 с.
29. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. И доп. - Мн.: Новое знание, 2011. - 496 с.
30. Жукова, М. А. Менеджмент в туристском бизнесе [Текст] : учеб.пособие / М. А. Жукова. - М. : КНОРУС, 2011. - 192 с.
31. Зайцева Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] / Н. А. Зайцева. - М. : Академия, 2013. - 224 с.
32. Кабушкин, Н. И. Менеджмент туризма [Текст] / Н. И. Кабушкин.
- Минск : Новое знание, 2011. - 409 с.
33. Карпова, Г. А. Экономика и управление туристской деятельно-стью [Текст] / Г. А. Карпова, Л. В. Хорева. - СПб. : СПбГУЭФ, 2011. - 268 с.
34. Каурова, А. Д. Организация сферы туризма [Текст] / А. Д. Кауро¬ва. - СПб. : «Издательский дом Герда», 2013. - 320 с.
35. Квартальнов, В. А. Туризм [Текст] / В. А. Квартальнов. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 320 с.
36. Кирьянова Л.Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций : учеб.пособие для магистрантов высших учебных заведений / Л.Г.Кирьянова.
- Томск : Изд-во Томского политехнического ун-та, 2013.-263 с.
37. Коновалов А.В. Формирование условий развития спортивно- со-бытийного туризма в регионе : автореф. дис. канд. экон. наук / Коновалов Алексей Васильевич ; Санкт-Петербургский ун-т сервиса и экономики. - СПб., 2012. - 22 с.
38. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство[Текст] / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз - СПб. : Стокгольм. шк. экономики в Санкт- Петербурге,
2011. - 376 с
39. Крупнейшие фестивали мира [Электронный ресурс] - Режим дос-тупа :ййр://’№№№.’№огШ1езйуа1з.ги/1езйуа1з/
40. Лакомов Е.А. Повышение конкурентоспособности регионов Рос-сии на основе развития услуг по событийному туризму [Текст]: автореф. дис. / Лакомов Евгений Александрович ; Гос. ун-т упр. - М., 2013. - 27 с.
41. Лойко, О. Т. Туризм и гостиничное хозяйство [Текст] / О. Т. Лой- ко. - Томск: Издательство ТПУ, 2015. - 152 с.
42. Лукьянова, Л. Г. Рекреационные комплексы [Текст] / Л. Г. Лукь-янова, В. И. Цыбух. - Киев :Вища школа, 2014. - 346 с.
43. Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география ми-ра [Текст] : учеб.пособие / В. П. Максаковский. - М. : Просвещение, 2014. - 239 с.
44. Сондер М. Ивент-менеджмент [Текст]: / М. Сондер ; пер. с англ. Д.В. Скворцова. - М. : РГБ, 2011. - 506 с. 219
45. Папирян, Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства [Текст] / Г. А. Папирян. - М. : Экономика, 2011. - 207 с.
46. Прентис, Р. С. Опыт становления и развития культурного туризма [Текст] / Р. С. Прентис. - СПб. : СПбГУЭФ, 2011. - 197 с.
47. Пустовойтенко, С. И. Проблемы терминологии туризма [Текст] /
С. И. Пустовойтенко, А. А. Сарян // Российское предпринимательство. -
2012. - 138 с.
48. Родионов Д.Г. К формированию в городах России зон туристско- рекреационной и сервисной специализации [Текст] / Проблемы современной экономики. - 2014.- 256 с.
49. Ростуризм включил в Национальный событийный календарь на 2016 год четыре мероприятия Белгородской области [Электронный ресурс] - Режим доступа : ййр://Ье1догоб.Ье71Ьгша1а.ги/11з1пе’№з/гоз1ип7ш-ук1уисЫ1-у- па!сюпа1пу/41722743/.
50. Румянцева, Т. В. Перспективы развития дестинаций культурного туризма [Текст] / Т. В. Румянцева. - СПб. : СПбГУЭФ, 2013. - 203 с.
51. Самойленко, А. А. География туризма [Текст] : учеб.пособие / А. А. Самойленко. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013. - 368с.
52. Седова, Н. А. Культурно-просветительный туризм [Текст] / Н. А. Седова. - М. : КНОРУС, 2014. - 278 с.
53. Сенин, В. С. Организация международного туризма [Текст] / В. С. Сенин. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 400 с.
54. Сенин, В. С. Туризм: мини-словарь [Текст] / В. С. Сенин. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 64 с.
55. Тенденции событийного туризма в России // Российский Союз Туриндустрии [Электронный ресурс] - Режим доступа : ййр://’№№№.гиз1оигипюп.ги/радез/гиз/уз1ир1еше_у_гз1/зоЬуйутуу1_1ип7ш/.
56. Статистические данные о вьезде иностранцев [Электронный ре-сурс] - Режим доступа :http://www.gks.ru/ Росстат
57. Сущинская, М. Д. Культурный туризм [Текст] / М. Д. Сущинская. - СПб. : СПбГУЭФ, 2011. - 128 с.
58. Фестивальный календарь Белгородской области на 2016 год
[Электронный ресурс] - Режим доступа : http://bgcnt.ru/publishing-
activity/672/1001.html
59. Фролова, Т. А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма [Текст] / Т. А. Фролова. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. - 100 с.
60. Чудновский, А. Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяй-стве [Текст] : учеб.пособие / А. Д. Чудновский. - М. : КНОРУС, 2012. - 320 с.
61. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма [Текст] / А. Д. Чудновский. - М. : КНОРУС, 2011 - 448 с.
62. Шубаева В.Г. Маркетинг-менеджмент туризма [Текст] /В.Г. Шу-баева, И.О. Сердобольская. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2012. - 136 с.
63. Экономика и управление туристской деятельностью [Текст] / под общ.ред. Г.А. Карповой, Л.В. Хоревой. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 256 с.
64. ЮНВТО [Электронный ресурс] - Режим доступа : http: //www2. unwto. о rg/
65. Яковлев, Г. А. Экономика и статистика туризма [Текст] / Г. А. Яковлев. - М. : Издательство РДЛ, 2012. - 480 с.
66. Encyckpedia оf Purism / Chief ed. J. Jafari. Lоndоn ; New Yоrk : Rоutledge, 2000.
67. Event-менеджмент / У. Хальцбаур, Э. Йеттингер, Б. Кнаусе [и др.] ; пер. Т. Фоминой. М. :Эксмо, 2007.