Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Харизматическая личность: идентификация и манифестация в трансформирующемся мире

Работа №7080

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы152стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
776
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-14
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ТИПОЛОГИЗАЦИИ ХАРИЗМАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 15-78
1.1. Харизматическая личность: основные теоретические концепции 15-42
1.2. Пути и способы идентификации харизматической личности 42-60
1.3. Типы харизматической идентичности 60-78
II. МАНИФЕСТАЦИЯ ХАРИЗМАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ 79-148
2.1. Политическая харизма личности в современном мире 79-95
2.2. Маргинальная харизма личности в переходном обществе 95-113
2.3. Специфика манифестации харизматической личности в современном российском обществе 113-128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129-134
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 135-148



Актуальность темы исследования. Современное российское общество характеризуется высокой степенью нестабильности. С одной стороны, это обусловлено особенностями переживаемого нашей страной этапа транзитивного развития общества. С другой - процессами глобальной трансформации, затронувшими Россию как часть мирового сообщества. Как показывает исторический опыт, в периоды социальной нестабильности и общественных кризисов значительно возрастает роль случайных факторов, оказывающих воздействие на всю общественную систему. Зачастую в роли такой случайности выступает деятельность той или иной личности. Как правило, реальное воздействие на систему осуществляется не обычным, среднестатистическим человеком, а обладающим определенного рода выделяющими его личными качествами. К числу таких людей можно отнести так называемых «харизматических личностей» - личностей, наделенных, с точки зрения обывателя, необыкновенными способностями, воспринимаемыми как божественные. В итоге дальнейший ход истории оказывается если и не в прямой зависимости от действий такого человека, то в значительной степени модифицируется им. Причем поступки харизматических личностей нередко бывает трудно прогнозировать. Именно поэтому для стабильной жизнедеятельности общества необходимо выявлять таких людей, изучать и прогнозировать их влияние на общественный процесс. В этом и проявляется актуальность диссертационной проблематики.
В настоящее время понятия «харизма», «харизматическая личность» стали широко использоваться в различных контекстах, вошли в политический, журналистский, искусствоведческий и даже спортивный лексикон. С харизматиками зачастую безосновательно отождествляются люди, чем-либо выделяющиеся из своего круга. Такое расширительное толкование данного термина требует его экспликации, уточнения и дополнения, определения

4
обоснованности использования в научном контексте, что и актуализирует тему исследования.
Изменяющаяся картина современного мира обусловливает неоднозначность восприятия общественным сознанием личностей, обозначаемых как выдающиеся, или харизматические. Разные социальные слои, выделяя личность с харизматическими задатками, идентифицируют с ней свои определенные, зачастую узко утилитарные интересы. При этом одни видят в харизматике мессию, способного указать человеку возможные пути выхода из той или иной тупиковой ситуации. Другие же считают харизматическую личность не более, чем изгоем, шарлатаном, ненормальным человеком. Эти обстоятельства позволяют говорить о необходимости научного анализа феномена харизматической личности.
Недостаточно исследованную и не раскрытую в полной мере проблему современной науки представляет собой само существование харизматических личностей: причины, способы проявления харизмы у личности, катализаторы этого процесса. Кроме того, современная наука до настоящего времени практически не уделяла внимания проблеме харизматической идентификации. Между тем изучение харизматической идентификации позволило бы осветить возможные направления деятельности харизматической личности, а значит, предвидеть последствия харизматической активности и алгоритм поведения ее источников.
В силу перечисленных причин личность с харизматическим статусом представляет большой интерес для науки, что и послужило причиной обращения к исследованию заявленной проблемы.
Степень исследованности проблемы. В истории философии и науки прослеживается постоянный интерес к так называемым «божественным», «выдающимся» личностям. Первый шаг в изучении этого феномена был сделан уже античной философской мыслью (Платон, Аристотель).1 Древние ученые
1 Платон. Государство. Законы. Политик. - М., 1998. С.229; Аристотель. Политика. М., Спб., 2003. - С..376

5
стремились выявить источник появления этого божественного качества.1 Мыслители эпохи Возрождения также внесли свою лепту в развитие идеи «великих личностей» (Н.Макиавелли, Дж. Вико). Макиавелли обращался к проблеме выдающейся личности, ее роли в истории. Итальянский мыслитель пытался проследить зависимость между процессами, проходящими в обществе и причинами появления выдающихся людей.
В новоевропейской философии изучение харизматической личности получило свое дальнейшее развитие. Т. Гоббс рассматривал «исключительных политических деятелей», их роль в политической сфере общества, стремился определить «необходимый объем» влияния личности в политике.4 Б. Спиноза отмечал в своих работах значимость исследования личностей, отмеченных «божественной добродетелью».5 Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо исследовали влияние «выдающихся деятелей» на ход исторического процесса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Харизматическую личность следует признать уникальным феноменом человеческой цивилизации. Как правило, харизматики появляются в непростые периоды жизни общества. Однако только харизматик по рождению способен указать обществу направление его возможной трансформации. Харизматическая личность по рождению нередко задает направление общественного развития. Харизматическая личность - личность, которая обладает реальными или приписываемыми ей мнимыми необыкновенно большими способностями, исключительной одаренностью, богоизбранностью в той или иной сфере человеческой деятельности. Харизматик по рождению способен коренным образом трансформировать социальную систему.
Анализ основных концепций, исследующих харизматических личностей, позволяет констатировать наличие различных оснований харизматической идентичности, а именно - рациональные и иррациональные. Хотелось бы отметить тот факт, что существовали в прошлом и существуют в настоящее время личности, у которых можно уже в юности выявить качества, относящиеся к харизматическим. При этом основным отличием харизматических личностей по-рождению от так называемых искусственных харизматиков является тот факт, что искусственно созданная харизма всегда продукт технологий. В нее вкладывались и вкладываются огромные деньги в надежде на скорые дивиденды. Ранее обретенная искусственная харизма, а затем исчезнувшая не способна на новое возрождение. История показывает, что, как правило, исключений из данного правила не бывает. Исключение возможно только в том случае, если перед обществом встанет серьезная внешняя угроза. Только в этом случае утраченная харизма способна на возрождение. Истинная харизма (харизма по рождению) как правило, манифестируется в переломные периоды жизни общества. В данном случае, бывает трудно определить, какой из процессов является приоритетным - процесс формирования харизматической идентичности или же начавшиеся

134
изменения в обществе, так как данные процессы существенно детерминируют друг друга.
Основные способы идентификации харизматической личности необходимо свести к следующим их видам: 1) трансляционный (функциональный) механизм - личность осуществляет выполнение определенных задач, которые ставит перед ней социум; 2) эвристический (креативный) механизм идентификации - личность модернизирует общество, предлагая нечто нетипичное, новое; 3) трансформационный - харизматик- трансформатор не является слепым орудием в руках масс, а изменяет систему, трансформирует.
Обществознание весьма неоднозначно решает проблему харизматической идентичности. Часть ученых усматривают причины манифестации того или иного типа харизматической идентичности во внутриличностных психологических основаниях. Другие (их гораздо меньше) видят эти причины во внешнем окружении харизматической личности. Однако не следует редуцировать причины харизматической активности личности только к одной группе причин. Природу манифестации того или иного типа харизматической идентичности следует искать во внутриличностных основаниях. В данном случае очень большое значение имеют природные задатки личности. Существуют пять базовых типов харизматической идентичности: харизматик-мессия, харизматик-милитарист, харизматик- популист, харизматик-интеллигент, харизматик-маргинал.
В современном мире процесс формирования и манифестации политической харизмы - интегративный процесс, на который оказывают влияние многочисленные факторы: общественное окружение личности, ее личные качества, ее психологическое самочувствие, особенности культуры, носителем которой является харизмоноситель.
Политическая харизма способствует трансформации политической и социальной системы общества посредством процесса институциализации созданных харизматиком общественных и политических структур. Важнейшее

135
значение для возникновения харизматических отношений в политике имеет не столько само обладание харизмой, сколько признание харизматика его потенциальными адептами. Политик может и не обладать харизматической идентичностью, однако, если существует факт признания его как носителя харизматической идентичности, то политик неизменно наделяется харизматическими свойствами. Различия между подлинной харизмой (харизмой по рождению) как «Божьим даром» и искусственной в лице лидера- демагога, харизматика-политика весьма зыбка. Очевидно, что основным отличием политической харизмы от остальных образов харизматической идентичности является ее целевая направленность. Харизматик в политической сфере вынужден заботиться о реализации конкретной политической идеи.



1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. - Ставрополь: Изд-во СГУ,1996, Ч.1. - 153 с.
2. Авксентьев ВА, Бабкин И.О., Медведев Н.П., Хоц А.Ю., Шнюков В.В. Ставрополье: этноконфликтологический портрет. Коллективная монография /Предисл. и научная редакция доктора социологических наук, профессора В.А.Шаповалова. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.
3. Авцинова Г. А. Политическое лидерство //Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. - Самара: Бахрах, 1999. Т.1. - 608 с.
4. Агеев В.С., Толмасова А.К.Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Бахрах, 2003. - 671 с.
5. Адлер А. Наука жить. - Киев: Port-Royal, 1997. - 288 с.
6. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии для врачей, психологов, учителей. - М.: Изд-во ин-та психологии, 2002. - 212 с.
7. Азаров Н.И. Политическая психология личности и масс // Социально-политический журнал. 1997. - №2. - С.116-126
8. Аренд Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И.В.Борисовой, Ю.А. Кимелева, А.Д.Ковалева, Ю.Б. Мишкенене, Л.А.Седовой. Послесл. Ю.Н. Давыдова / Под ред. М.С.Ковалевой, Д.М.Носова. - М.: Центр-Ком, 1996. - 672 с.
9. Аристотель. Политика. - М.: ЭКСМО; Спб.: Terra Fantastica, 2003. - 829с.
10. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.: Текст, Риф, 1993. - 301 с.

140
11. Арон Р. Мир и война между народами / Под общ. ред. канд. полит. наук В.И. Даниленко - М.: Nota Bene, 2000. - 880 с.
12. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 516 с.
13. Атоян А.И. Социальная маргиналистика. О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза // Полис. - №6.
- 1993. - С.29-38
14. Ашин Г.К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. - М.: Мысль, 1978. - 256 с.
15. Ашин Г.К. Современные теории элиты: критический очерк. - М.: Международные отношения, 1985. - 216 с.
16. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. - М.: Ин-т философии РАН, 1993. - 183 с.
17. Барт Р. Camera lucida. - М.: Ad marginem, 1997. - 223с.
18. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, Универс Рея, 1994. - 615с.
19. Барт Р. Мифология. - М.: Изв-во Сабашниковых, 2000. - 314с.
20. Башикрова Е.И., Лайдинен Н.В. Каким видят россияне президента //Социс. - 2000. - №5. - С.19-24
21. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Изд-во Московского философского фонда, 1995. - 322с.
22. Блондель Ж. Политическое лидерство. - М.: Б.и., 1992. - 135 с.
23. Блоцкий О.М. Владимир Путин. История жизни. - М.: Осмос Пресс, 2003. - 335 с.
24. Бурдье П. Социология политики. - М.: Socio-Logos, 1993. - 333с.
25. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория социальной самоорганизации. - СПб.: Лань,1999. - 478 с.
26. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 804с.

141
27. Вебер М. Харизматическое господство // Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. - Самара: Бахрах, 1999. Т.2. - 576с.
28. Вебер М. Харизматическое господство // Социс. - 1988. - №5. - С.37- 52
29. Великанова О.В. Функции образа лидера в массовом сознании. Гитлеровская Германия и советская Россия // ОНС. - 1997. - №6. - С.32- 41
30. Гаджиев К.С. Политическая философия. - М.: Экономика, 1999. - 606 с.
31. Гайденко П., Давыдов Ю. История и рациональность: социология М.Вебера и веберов ренессанс - М.: 1991. - 366 с.
32. Гегель Г.Ф.В. Лекции по истории философии. - М.: Socio-Logos, 1993. Т.2.- 333с.
33. Гегель. Г.В.Ф. Лекции по философии истории. - Спб.: Наука Санкт- Петербург, 1994.- 394с.
34. Гилязитдинов Д.М. Интегративное маятниковое общество П. Сорокин и альтернативы развития России //Социс. - 2001. - №3. - С.15-19
35. Гоббс Т. Левиафан. - М.: Мысль, 2001. - 478 с.
36. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-на- Дону: Феникс, 1996. - 448с.
37. Гроф К., Гроф С. Неистовый поиск себя. - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. - 345с.
38. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. - М.: Рольф, 2000. - 384 с.
39. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Спб.: ACADEMIA, 2002.
- 609 с.
40. Гундарь О.Н. Политическое лидерство: социально-философские проблемы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 172с.
41. Гурин С.П. Маргинальная антропология. - Саратов, 2000. - 287 с.

142
42. Гурин С.П. Маргинальный феномен человеческого бытия: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Саратов: Государственный социально¬экономический университет, 2000. - 45 с.
43. Давыдов Ю.И. Макс Вебер и современная теоретическая социология: актуальные проблемы веберовского учения. - М.: Мартис, 1998. - 509 с.
44. Данилевская О.В. Теория и практика харизматического лидерства. Опыт двадцатого века: Дис... канд. полит. наук. - Санкт-Петербург, 1999.
- 185 с.
45. Данилова Е.Н. Идентификационные стратегии: российский выбор //Социс. - 1995. - №6. - С. 120-130
46. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерки свободы. - М.: РОССПЭН, 1995. - 288с.
47. Деррида Ж. О грамматологии. - М.: Ad marginem, 2000. - 511с.
48. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск: Современный литератор, 1999. - 829 с.
49. Дилегенский Г.Г. Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. - М.: РОССПЭН, 2000. - 430 с.
50. Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. - М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2002. - 284 с.
51. Дилигенский Г.Г. Психологические аспекты политического лидерства //Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. - Самара: Бахрах, 1999. Т.1. - 608 с.
52. Дробижева Л., Паин Э. Особенности этнополитических процессов и этнической политики в современной России // Политические и экономические преобразования в России и Украине. - М.: Три квадрата, 2003. - 279 с.
53. Егорова Е. Благополучный человек в политику не пойдет // Известия. 10 января, 2004 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ