Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ: ИДЕНТИФИКАЦИЯ И МАНИФЕСТАЦИЯ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

Работа №28653

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы152
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
712
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1.1. Харизматическая личность: основные теоретические концепции 15-42
1.2. Пути и способы идентификации харизматической личности 42-60
1.3. Типы харизматической идентичности 60-78
ГЛАВА II. МАНИФЕСТАЦИЯ ХАРИЗМАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В
ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ 79-148
2.1. Политическая харизма личности в современном мире 79-95
2.2. Маргинальная харизма личности в переходном обществе 95-113
2.3. Специфика манифестации харизматической личности в современном российском обществе 113-128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129-134
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. Современное российское общество характеризуется высокой степенью нестабильности. С одной стороны, это обусловлено особенностями переживаемого нашей страной этапа транзитивного развития общества. С другой - процессами глобальной трансформации, затронувшими Россию как часть мирового сообщества. Как показывает исторический опыт, в периоды социальной нестабильности и общественных кризисов значительно возрастает роль случайных факторов, оказывающих воздействие на всю общественную систему. Зачастую в роли такой случайности выступает деятельность той или иной личности. Как правило, реальное воздействие на систему осуществляется не обычным, среднестатистическим человеком, а обладающим определенного рода выделяющими его личными качествами. К числу таких людей можно отнести так называемых «харизматических личностей» - личностей, наделенных, с точки зрения обывателя, необыкновенными способностями, воспринимаемыми как божественные. В итоге дальнейший ход истории оказывается если и не в прямой зависимости от действий такого человека, то в значительной степени модифицируется им. Причем поступки харизматических личностей нередко бывает трудно прогнозировать. Именно поэтому для стабильной жизнедеятельности общества необходимо выявлять таких людей, изучать и прогнозировать их влияние на общественный процесс. В этом и проявляется актуальность диссертационной проблематики.
обоснованности использования в научном контексте, что и актуализирует тему исследования.
Изменяющаяся картина современного мира обусловливает неоднозначность восприятия общественным сознанием личностей,
обозначаемых как выдающиеся, или харизматические. Разные социальные слои, выделяя личность с харизматическими задатками, идентифицируют с ней свои определенные, зачастую узко утилитарные интересы. При этом одни видят в харизматике мессию, способного указать человеку возможные пути выхода из той или иной тупиковой ситуации. Другие же считают харизматическую личность не более, чем изгоем, шарлатаном, ненормальным человеком. Эти обстоятельства позволяют говорить о необходимости научного анализа феномена харизматической личности.
Недостаточно исследованную и не раскрытую в полной мере проблему современной науки представляет собой само существование харизматических личностей: причины, способы проявления харизмы у личности, катализаторы этого процесса. Кроме того, современная наука до настоящего времени практически не уделяла внимания проблеме харизматической идентификации. Между тем изучение харизматической идентификации позволило бы осветить возможные направления деятельности харизматической личности, а значит, предвидеть последствия харизматической активности и алгоритм поведения ее источников.
В силу перечисленных причин личность с харизматическим статусом представляет большой интерес для науки, что и послужило причиной обращения к исследованию заявленной проблемы.
Степень исследованности проблемы. В истории философии и науки прослеживается постоянный интерес к так называемым «божественным», «выдающимся» личностям. Первый шаг в изучении этого феномена был сделан уже античной философской мыслью (Платон, Аристотель). Древние ученые стремились выявить источник появления этого божественного качества. Мыслители эпохи Возрождения также внесли свою лепту в развитие идеи «великих личностей» (Н.Макиавелли, Дж. Вико). Макиавелли обращался к проблеме выдающейся личности, ее роли в истории. Итальянский мыслитель пытался проследить зависимость между процессами, проходящими в обществе и причинами появления выдающихся людей.
В новоевропейской философии изучение харизматической личности получило свое дальнейшее развитие. Т. Гоббс рассматривал «исключительных политических деятелей», их роль в политической сфере общества, стремился определить «необходимый объем» влияния личности в политике. Б. Спиноза отмечал в своих работах значимость исследования личностей, отмеченных «божественной добродетелью». Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо исследовали влияние «выдающихся деятелей» на ход исторического процесса.
Главной заслугой немецкой классической философии (Г.Ф.В. Гегель, И. Кант, Л. Фейербах) было то, что ею были выделены этиологические основания деятельности так называемых «исторических людей», «всемирно-исторических личностей». Деятельность выдающихся личностей трактовалась данным научным направлением как заранее обусловленная, чаще всего внеличностными основаниями.
В постклассической философии (интуитивизме, экзистенциализме) также велик интерес к сущности и деятельности «выдающихся» личностей. В частности, А. Бергсон, В. Дильтей, Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет отмечали последствия деятельностной активности «великих личностей», «сверхчеловека». Такой автор как Ф. Ницше, ставил во главу угла источник, причины деятельности великих личностей с позиции их внутриличностных особенностей. Ф. Ницше выявил ценностные ориентации «сверхчеловека». В отечественной философии интерес к выдающейся, выходящей за рамки обыденности личности можно встреть у В.С. Соловьева, Н.В. Устрялова, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского. Так, например Н.О. Лосский, отмечая целостность мира, указывал, что сущность окружающей действительности составляют сверхвременные «идеальные личности», «субстанциональные деятели», связанные между собой, а также со сверхмировым началом.
Более поздняя философская традиция пыталась противопоставить «гениальных», «выдающихся личностей» их окружению и последователям, и через призму их взаимодействия выявить причины, цели деятельностной активности «гениев» (Г. Лебон, Н.К. Михайловский, Г. Тард,). Заслугой данных авторов являлась также попытка определения механизма манифестации гениальности у таких личностей.
Исследованием внутреннего мира «выдающейся личности» с позиций психологии занимались Г. Лассуэл, Ч. Ломброзо, Р. Михелс, 5При этом, особое 6 внимание данные авторы уделяли так называемым «великим разрушителям».
Марксизм как одна из доминирующих научных парадигм конца XIX века уделил значительное внимание деятельности личности вообще и выдающейся личности в частности. Марксизм настаивал на рассмотрении роли М. Вебер обратился к анализу роли харизматической личности в истории человечества. Именно им впервые в научный оборот было введено само понятие «харизма» в работе ««Хозяйство и общество», а также были заложены концептуальные положения теории харизматической личности, изучены причины и последствия ее манифестации, взаимоотношение с остальной частью социума.
Классики структурно-функционального подхода (Р. Мертон, Т. Парсонс) рассматривали харизматическую личность через ее
противопоставление обществу. Трактуя человеческое общество как иерархическую структуру, они отводили харизматической личности свое, уникальное место.
Французский ученый П. Бурдье отмечал необходимость выделения понятия «харизма» в особое исследовательское поле. При этом он критиковал М. Вебера за чрезмерную широту употребления понятия и размытость его операциональной применимости.
Такое сравнительно новое направление в обществознании как конфликтология выявляет корреляцию между социальной нестабильностью и активностью харизматической личности. При этом, большинство ученых говорят о том, что нестабильность в обществе порождает активность харизматических личностей и играет позитивную роль (Р. Дарендорф ). Другие, отмечают, что не всегда можно говорить о позитивном влиянии харизматических личностей (например, В.А. Авксентьев ).
Представители психоаналитического (психодинамического или мотивационного) подхода к определению «гениальной», харизматической личности (Т. Адорно, Л. Берковиц, А. Ватерман, А. Джордж, Дж. Доллард, Дж. Марсиа, З. Фрейд, Э. Эриксон, и др.) указывают на необходимость поиска причин появления таких личностей в специфических особенностях психики личности. Представители этого научного направления одними из первых пытались вычленить особенности процесса идентификации выдающейся личности. Аналогичные научные изыскания проводились отечественным ученым Г.Г. Дилигенским.
Большой интерес к харизматической личности был проявлен в конце XX столетия. Такие исследователи как Ж. Блондель, М.Г. Бёрнс, Ю.Е. Милованова, С. Московичи, В.П. Шеинов, П. Штомпка, А.М. Шлезингер- младший выявляют целевую направленность поведения харизматической личности и ее отличительные признаки.
Дж.Л. Ландрам выделяет основные механизмы проявления харизмы. Я. Кершоу говорит о последствиях появления харизмы и ее конечной фазе. Л. Повель и Ж. Бержье исследуют в своей работе «Утро магов» так называемую демоническую личность.
Деятельность харизматических личностей в различных сферах общественной жизни привлекала и привлекает внимание отечественных исследователей различной дисциплинарной принадлежности. С.В. Пахомов, изучает особенности идентификации харизматической личности в религиозной сфере. Отечественный политолог и социальный психолог А. Сосланд выделяет ряд поведенческих особенностей носителей харизмы . П. С. Гурин особое внимание уделяет исследованию идентификации маргинальной личности, выявляет ее характерные поведенческие стратегии. В. И. Спиридонова рассматривает роль харизматических личностей в условиях нестабильных обществ. Политолог Т.А. Штукина исследует то положение, которое занимают харизматические личности в политосфере современной России.
Таким образом, к настоящему времени само понятие «харизматическая личность» прочно вошло в категориальный аппарат современной науки. Однако до настоящего времени не были освещены многие проблемы, связанные с процессом идентификации харизматической личности, не вычленены основные типы харизматической идентичности. Также не выявлены основные механизмы идентификации харизматической личности. Недостаточно исследованы характерные особенности деятельности харизматической личности в условиях переходного общества (в том числе в условиях современной России), что позволяет диссертанту сделать вывод о необходимости дальнейших научных исследований по избранной проблеме.
Объектом исследования является личность с харизматическими свойствами.
Предметом исследования является идентификация и социальная идентичность харизматических личностей.
Цель исследования - дать обобщенную характеристику харизматической личности в философской антропологии.
Обозначенная цель диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:
- уточнить содержание понятия «харизматическая личность» на основе анализа концепций харизмы в различных отраслях обществознания;
- выявить пути и способы идентификации харизматической личности;
- выделить критерии типологии харизматической идентичности личности и определить ее основные типы;
- раскрыть сущность харизматической идентичности современного политического деятеля в трансформирующемся мире;
- выявить характерные черты харизматической личности, типичной для переходного общества;
- определить особенности функционирования харизматической личности в современном российском обществе.
В соответствии с целями и задачами диссертационного исследования его теоретико-методологическую основу составило сочетание деятельностного, системно-структурного и синергетического подходов, через призму которых рассматривается деятельность харизматической личности. Данная методология исследования предполагает выявление внутренней структуры объекта исследования, выделение иерархичности социальной системы, в которую интегрирована харизматическая личность с акцентом на неустойчивость этой системы и способность к трансформации, в том числе по типу бифуркации.
В исследовании были использованы общелогические методы (абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, анализ и синтез),
а также методы исторического, конфликтологического, культурологического анализа.
Научная новизна диссертационного исследования.
- на основе анализа и сравнения различных концепций выдающихся личностей, а также сопоставления идей харизматической и пассионарной личности уточнено содержание понятия «харизматическая личность» и выделены его основные компоненты;
- выявлены и проанализированы способы идентификации харизматической личности, среди которых наиболее значимыми являются трансляционный, эвристический (креативный) и трансформационный;
- предложена типология харизматической идентичности на основании выделения характера влияния личности на общественную жизнь: харизматик- мессия, харизматик-милитарист, харизматик-популист, харизматик- интеллигент, харизматик-маргинал;
- выявлена специфика харизматической идентичности политического деятеля в современном мире и обоснован тезис об искусственном характере политической харизмы личности;
-обосновано, что для переходного общества наиболее типичным является харизматик-маргинал и показаны его особенности, заключающиеся в амбивалентности, высоком трансгрессивном и деструктивном потенциале;
- определены в качестве харизмообразующих три сферы российского общества: политическая, военная, религиозная, с преобладающим влиянием политической сферы и отмечено доминирование искусственной харизмы в российском социуме.
Положения, выносимые на защиту.
1. Харизматическая личность определяется как личность, которая обладает реальными или приписываемыми ей необыкновенными способностями, исключительной одаренностью, богоизбранностью в той или иной сфере человеческой деятельности. Содержательная сторона харизматической личности определяется уникальным сочетанием внутриличностных качеств (успешности, целенаправленности, или телеологичности, креативности в деятельностной активности,интеллектуальности и внешнего вида) и внеличностных показателей (наличие адептов, команды, последователей). Выделяются два начала, которые формируют харизматическую идентичность: рациональное и иррациональное, соответственно существуют харизма по рождению (прирожденная) и харизма по необходимости (искусственная).
2. Основными способами идентификации харизматической личности являются следующие: 1)трансляционный (функциональный) способ - личность обретает харизматическую идентичность через осуществление определенных задач, которые ставит перед ней социум; 2)эвристический (креативный) способ обретения харизматической идентичности реализуется через представление личностью обществу нового, нетипичного; 3)трансформационный способ - личность обретает харизматическую идентичность через изменение, трансформацию общественной системы, при этом полученное состояние системы не обязательно является новым, что отличает «харизматика- трансформатора» от «харизматика-модернизатора».
3. На основе анализа имеющихся в науке типологий выделяются пять базовых типов харизматической идентичности: харизматик-мессия, харизматик-милитарист, харизматик-популист, харизматик-интеллигент, харизматик-маргинал. Харизматик-мессия - тип харизматической идентичности носителя харизмы по рождению и обладающего пассионарностью; харизматик-милитарист - тип харизматической идентичности, манифестирующийся в военной среде и направленный на эндогенное разрушение; харизматик-популист представляет собой наиболее конфликтный тип харизматической идентичности и является носителем искусственной харизмы; харизматик-интеллигент - тип харизматической идентичности искусственного характера и манифестирующий в гуманитарной сфере общества; харизматик-маргинал - это тип харизматической идентичности, актуализированной в пороговой социальной среде или в период пороговой экзистенциальной ситуации.
4. Харизматическая идентичность современного политического деятеля в современном мире чаще всего является искусственным феноменом и складывается на основе современных политических технологий, с использованием разработок в области политического консалтинга, PR- технологий, имеджелогии. Политическая харизма способствует трансформации политической, а затем социальной системы общества посредством процесса институализации созданных харизматической личностью общественных и политических органов.
5. Харизматик-маргинал чаще всего проявляется в период социальных трансформаций. Маргинальная харизма - атрибут изменяющегося общества, априори ориентированная на неприятие любой инаковости и на разрушение, а также выполняет активную мобилизационную функцию. Последствия ее манифестации носят амбивалентный характер: с одной стороны, она выступает в качестве созидательного начала, так как позволяет обществу найти новые ориентиры, зачастую «методом от противного», с другой - она способна на серьезные разрушения существующей социальной системы.
6. Особенностью современных российских харизматиков является то, что они в большинстве случаев выдвиженцы элит. Большинство личностей в России, манифестирующих себя в качестве харизматиков, - харизматики, созданные искусственно с помощью специальных технологий. В России в качестве харизмообразующих доминируют три сферы общества - политическая, военная, религиозная. Частая смена общественно-политической ситуации требуют от харизматической личности смены вектора деятельности, при этом роль харизматика увеличивается в ситуациях социальной нестабильности и неопределенности.
Теоретическая и практическая значимость. Материалы и выводы диссертации расширяют предметное поле философской антропологии и представляют интерес для философов, социологов, политологов, социальных антропологов, культурологов и могут быть использованы в дальнейших исследованиях феномена идентичности, роли личности в общественных процессах. Диссертационное исследование может заинтересовать специалистов, занимающихся разработкой политических технологий, политических маркетологов, специалистов в области политической рекламы и PR. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы как для дополнения базовых курсов, так и для разработки дисциплин по выбору по философской и политической антропологии, социальной философии, культурологи, конфликтологии, транзитологии и др.
Апробация. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры.
Основные положения диссертационного исследования представлены в тезисах и докладах на научных конференциях и семинарах: II Международном конгрессе конфликтологов «Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия» (г. Санкт- Петербург, 2004 г.); межрегиональном научном семинаре «Проблемы повседневности в истории» (г. Ставрополь, 2001г.); 46-й научно-практической конференции «ХХ1 век - век образования» (Ставрополь, 2001 г.);
Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (г. Ставрополь, 2003 г.); Межвузовской научно¬практической конференции «Социально-экономическая реальность и политическая власть» (Москва-Ставрополь, 2005 г.). Отдельные положения диссертации были использованы при работе над исследовательским проектом «Деструктивный и конфликтогеный потенциал религиозной сферы», выполненным в 2003-2004гг. по заказу Правительства Ставропольского края;
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, состоящего из 207 наименований. Общий объем диссертации - 148 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Харизматическую личность следует признать уникальным феноменом человеческой цивилизации. Как правило, харизматики появляются в непростые периоды жизни общества. Однако только харизматик по рождению способен указать обществу направление его возможной трансформации. Харизматическая личность по рождению нередко задает направление общественного развития. Харизматическая личность - личность, которая обладает реальными или приписываемыми ей мнимыми необыкновенно большими способностями, исключительной одаренностью, богоизбранностью в той или иной сфере человеческой деятельности. Харизматик по рождению способен коренным образом трансформировать социальную систему.
Анализ основных концепций, исследующих харизматических личностей, позволяет констатировать наличие различных оснований харизматической идентичности, а именно - рациональные и иррациональные. Хотелось бы отметить тот факт, что существовали в прошлом и существуют в настоящее время личности, у которых можно уже в юности выявить качества, относящиеся к харизматическим. При этом основным отличием харизматических личностей по-рождению от так называемых искусственных харизматиков является тот факт, что искусственно созданная харизма всегда продукт технологий. В нее вкладывались и вкладываются огромные деньги в надежде на скорые дивиденды. Ранее обретенная искусственная харизма, а затем исчезнувшая не способна на новое возрождение. История показывает, что, как правило, исключений из данного правила не бывает. Исключение возможно только в том случае, если перед обществом встанет серьезная внешняя угроза. Только в этом случае утраченная харизма способна на возрождение. Истинная харизма (харизма по рождению) как правило, манифестируется в переломные периоды жизни общества. В данном случае, бывает трудно определить, какой из процессов является приоритетным - процесс формирования харизматической идентичности или же начавшиеся изменения в обществе, так как данные процессы существенно детерминируют друг друга.
Основные способы идентификации харизматической личности необходимо свести к следующим их видам: 1) трансляционный
(функциональный) механизм - личность осуществляет выполнение определенных задач, которые ставит перед ней социум; 2) эвристический (креативный) механизм идентификации - личность модернизирует общество, предлагая нечто нетипичное, новое; 3) трансформационный - харизматик- трансформатор не является слепым орудием в руках масс, а изменяет систему, трансформирует.
Обществознание весьма неоднозначно решает проблему харизматической идентичности. Часть ученых усматривают причины манифестации того или иного типа харизматической идентичности во внутриличностных психологических основаниях. Другие (их гораздо меньше) видят эти причины во внешнем окружении харизматической личности. Однако не следует редуцировать причины харизматической активности личности только к одной группе причин. Природу манифестации того или иного типа харизматической идентичности следует искать во внутриличностных основаниях. В данном случае очень большое значение имеют природные задатки личности. Существуют пять базовых типов харизматической идентичности: харизматик-мессия, харизматик-милитарист, харизматик- популист, харизматик-интеллигент, харизматик-маргинал.
В современном мире процесс формирования и манифестации политической харизмы - интегративный процесс, на который оказывают влияние многочисленные факторы: общественное окружение личности, ее личные качества, ее психологическое самочувствие, особенности культуры, носителем которой является харизмоноситель.
Политическая харизма способствует трансформации политической и социальной системы общества посредством процесса институциализации созданных харизматиком общественных и политических структур. Важнейшее значение для возникновения харизматических отношений в политике имеет не столько само обладание харизмой, сколько признание харизматика его потенциальными адептами. Политик может и не обладать харизматической идентичностью, однако, если существует факт признания его как носителя харизматической идентичности, то политик неизменно наделяется харизматическими свойствами. Различия между подлинной харизмой (харизмой по рождению) как «Божьим даром» и искусственной в лице лидера- демагога, харизматика-политика весьма зыбка. Очевидно, что основным отличием политической харизмы от остальных образов харизматической идентичности является ее целевая направленность. Харизматик в политической сфере вынужден заботиться о реализации конкретной политической идеи.
Если говорить о маргинальной харизме, то следует указать, что это не единственный атрибут нестабильного общества. Она, как правило, манифестируется в непростые периоды жизни общества, в ситуации общественного кризиса, экзистенциального коллапса, исторического перехода. Чаще всего этому способствуют не одна причина, а следует говорить о комплексе причин: социального, политического, экономического, культурного, цивилизационного, субъективно-личностного характера. При этом последствия их появления для общества также весьма неоднозначны, так как неравнозначны для каждого из уровней самоорганизации общества. Вместе с тем, наличие в обществе маргинального харизматика есть один из признаков нарушения социальной стабильности. Такое нарушение может быть количественным - обратимым и качественным - необратимым. В первом случае, оно носит ситуативный характер и преодолевается методами социального управления, во втором - перерастает в социальный кризис. Именно в этот промежуток времени возможно проявление маргинальной харизматичности. Нередко маргинальная харизма способна осуществлять активную этномобилизационную функцию уже фактом своего присутствия в социуме. При этом можно выявить корреляцию: чем выше степень этнической аффилиации, тем активнее проявляется ее этномобилизующий характер. Такой характер активности харизматической
Маргинальная харизматическая личность в отличие от «просто» харизматической личности - это личность, возникшая в пограничной социальной среде в пограничных исторических условиях. Появление маргинальной харизматической личности обусловлено телеологическими основаниями. Зачастую маргинальный харизматик - это орудие разрушения. В большинстве случаев все маргинальные харизматики - это личности, обладающие низкими коммуникативными свойствами, и не способные к конструктивной деструкции (т.е. разрушению системы, которое позволило бы ей в последствии трансформироваться в новое более жизнеспособное качество). Маргинальные харизматические личности (особенно в религиозной и этнической среде) не способны на восприятие любой «инаковости», что представляется весьма опасным для жизни общества. Деструктивное начало у такого рода личностей преобладает над всеми остальными свойствами и, как правило, это деструкция ради деструкции.
В нынешней России влияние харизматических личностей в наибольшей степени общество ощущает в политической сфере. Российские политики- харизматики в абсолютном большинстве случаев - это выдвиженцы политической элиты. В российских условиях частая смена политической ситуации требует от политика-харизматика правильного определения вектора деятельностной активности, что заставляет его нередко изменять свои взгляды на прямо противоположные в течение довольно короткого промежутка времени. Политик в России, чтобы быть всегда в авангарде политической жизни и свести к минимуму возможность рутинизации собственной харизмы (если таковая имеется), должен демонстрировать следующие особенности поведения, навыки и качества: способность к пониманию, образованность, интеллект, опыт, ум, а также моральную чистоту (неподкупность, некоррумпированность), должен обладать даром предугадывания чаяний своих нынешних и потенциальных приверженцев, гибкостью, умением прислушиваться и приспосабливаться к голосам избирателей, особенностям политического момента. Именно в этом кроется залог его выживания как политика и как харизматической личности. При этом складывается парадоксальная ситуация: вместо того, чтобы пытаться изменить status quo, для обычного политика гораздо безопаснее плыть по течению политических событий.
В условиях современной России при рассмотрении особенностей идентификации харизматической личности прослеживается следующая тенденция: для современного российского общества характерно стремление создать определенному политику, общественному, религиозному деятелю имидж харизматической личности, что нередко не соответствует действительности. Коллективная природа акцентуации харизматической идентичности придает харизматической личности в российском обществе дополнительную значимость, и в большинстве случаев повышает социальный статус данной харизматической личности.
В демократическом обществе, построение которого декларируется в современной России, неизбежна борьба харизм. Поэтому процесс харизматической идентификации зачастую имеет незавершенный характер, так как потенциальной харизматической личности не удается обрести даже половины необходимых харизматических качеств.
Следует уточнить, что харизматическая личность в большинстве случаев не просто реагирует на изменения внешних условий, но адекватно на них воздействует. Харизматик как идеальный тип всегда активен, а не реактивен, поэтому обладает способностью преобразования действительности, выступает одним из главных инициаторов изменений, выдвигая и реализуя различного рода идеи и предложения, формируя новые нормы и ценности, адаптируя политическую систему к изменившейся социально-экономической среде. Роль харизматической личности заметно возрастает в ситуациях нестабильности и неопределенности, а в переломные моменты развития общества может быть определяющей.
В завершении хотелось бы отметить, что не все проблемы, касающиеся деятельности харизматических личностей, нашли свое отражение в данной работе, в силу тех ограничительных требований, предъявляемых к объему диссертации на соискание кандидата философских наук. В частности не раскрыта проблема уровней харизматической идентификации, не выявлена и не раскрыта проблема харизматической самоидентификации, соотношения харизматической идентификации и самоидентификации. Признание данных фактов позволяется говорить о достаточно обширном поле, в рамках которого возможны дальнейшие научные изыскания.



1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. - Ставрополь: Изд-во СГУ,1996, Ч.1. - 153 с.
2. Авксентьев ВА, Бабкин И.О., Медведев Н.П., Хоц А.Ю., Шнюков В.В.
Ставрополье: этноконфликтологический портрет. Коллективная
монография /Предисл. и научная редакция доктора социологических наук, профессора В.А.Шаповалова. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.
3. Авцинова Г.А. Политическое лидерство //Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. - Самара: Бахрах, 1999. Т.1. - 608 с.
4. Агеев В.С., Толмасова А.К.Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Бахрах, 2003. - 671 с.
5. Адлер А. Наука жить. - Киев: Port-Royal, 1997. - 288 с.
6. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии для врачей, психологов, учителей. - М.: Изд-во ин-та психологии, 2002. - 212 с.
7. Азаров Н.И. Политическая психология личности и масс // Социально-политический журнал. 1997. - №2. - С.116-126
8. Аренд Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И.В.Борисовой, Ю.А. Кимелева, А.Д.Ковалева, Ю.Б. Мишкенене, Л.А.Седовой. Послесл. Ю.Н.Давыдова / Под ред. М.С.Ковалевой, Д.М.Носова. - М.: Центр-Ком, 1996. - 672 с.
9. Аристотель. Политика. - М.: ЭКСМО; Спб.: Terra Fantastica, 2003. - 829с.
10. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.: Текст, Риф, 1993. - 301 с.
11. Арон Р. Мир и война между народами / Под общ. ред. канд. полит.
наук В.И. Даниленко - М.: Nota Bene, 2000. - 880 с.
12. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 516 с.
13. Атоян А.И. Социальная маргиналистика. О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза // Полис. - №6. - 1993. - С.29-38
14. Ашин Г.К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. - М.: Мысль, 1978. - 256 с.
15. Ашин Г.К. Современные теории элиты: критический очерк. - М.: Международные отношения, 1985. - 216 с.
16. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. - М.: Ин-т философии РАН, 1993. - 183 с.
17. Барт Р. Camera lucida. - М.: Ad marginem, 1997. - 223с.
18. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, Универс Рея, 1994. - 615с.
19. Барт Р. Мифология. - М.: Изв-во Сабашниковых, 2000. - 314с.
20. Башикрова Е.И., Лайдинен Н.В. Каким видят россияне президента //Социс. - 2000. - №5. - С.19-24
21. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Изд-во Московского философского фонда, 1995. - 322с.
22. Блондель Ж. Политическое лидерство. - М.: Б.и., 1992. - 135 с.
23. Блоцкий О.М. Владимир Путин. История жизни. - М.: Осмос Пресс, 2003. - 335 с.
24. Бурдье П. Социология политики. - М.: Socio-Logos, 1993. - 333с.
25. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория социальной самоорганизации. - СПб.: Лань,1999. - 478 с.
26. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 804с.
27. Вебер М. Харизматическое господство // Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. - Самара: Бахрах, 1999. Т.2. - 576с.
28. Вебер М. Харизматическое господство // Социс. - 1988. - №5. - С.37¬52
29. Великанова О.В. Функции образа лидера в массовом сознании. Гитлеровская Германия и советская Россия // ОНС. - 1997. - №6. - С.32¬41
30. Гаджиев К.С. Политическая философия. - М.: Экономика, 1999. - 606 с.
31. Гайденко П., Давыдов Ю. История и рациональность: социология М.Вебера и веберов ренессанс - М.: 1991. - 366 с.
32. Гегель Г.Ф.В. Лекции по истории философии. - М.: Socio-Logos, 1993. Т.2.- 333с.
33. Гегель. Г.В.Ф. Лекции по философии истории. - Спб.: Наука Санкт- Петербург, 1994.- 394с.
34. Гилязитдинов Д.М. Интегративное маятниковое общество П. Сорокин и альтернативы развития России //Социс. - 2001. - №3. - С.15-19
35. Гоббс Т. Левиафан. - М.: Мысль, 2001. - 478 с.
36. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-на- Дону: Феникс, 1996. - 448с.
37. Гроф К., Гроф С. Неистовый поиск себя. - М.: Изд-во
Трансперсонального Института, 1996. - 345с.
38. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. - М.: Рольф, 2000. - 384 с.
39. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Спб.: ACADEMIA, 2002. - 609 с.
40. Гундарь О.Н. Политическое лидерство: социально-философские проблемы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 172с.
41. Гурин С.П. Маргинальная антропология. - Саратов, 2000. - 287 с.
42. Гурин С.П. Маргинальный феномен человеческого бытия: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Саратов: Государственный социально¬экономический университет, 2000. - 45 с.
43. Давыдов Ю.И. Макс Вебер и современная теоретическая социология: актуальные проблемы веберовского учения. - М.: Мартис, 1998. - 509 с.
44. Данилевская О.В. Теория и практика харизматического лидерства. Опыт двадцатого века: Дис... канд. полит. наук. - Санкт-Петербург, 1999. - 185 с.
45. Данилова Е.Н. Идентификационные стратегии: российский выбор //Социс. - 1995. - №6. - С. 120-130
46. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерки свободы. - М.: РОССПЭН, 1995. - 288с.
47. Деррида Ж. О грамматологии. - М.: Ad marginem, 2000. - 511 с.
48. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск: Современный литератор, 1999. - 829 с.
49. Дилегенский Г.Г. Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. - М.: РОССПЭН, 2000. - 430 с.
50. Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. - М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2002. - 284 с.
51. Дилигенский Г.Г. Психологические аспекты политического лидерства //Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. - Самара: Бахрах, 1999. Т.1. - 608 с.
52. Дробижева Л., Паин Э. Особенности этнополитических процессов и этнической политики в современной России // Политические и экономические преобразования в России и Украине. - М.: Три квадрата, 2003. - 279 с.
53. Егорова Е. Благополучный человек в политику не пойдет // Известия. 10 января, 2004 г.
54. Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. - М.: Николо-Медиа, 2002. - 236с.
55. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. - Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999. - 198 с.
56. Заславская Т.К. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. - М.: Дело, 2003. - 566 с.
57. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. - М.: Аспект-Пресс, 1995. - 317с.
58. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса: статьи и доклады 90-х годов. - М.: Наука, 1999. - 350 с.
59. Зоом Р. Церковный строй в первые века христианства / Пер. А.Петровского и П.Флоренского. - М.: Б.и., 1906. - 308 с.
60. Зубов А.Б. Харисма власти. От современности к древности: опыт архетипической реконструкции // Восток. - 1994. - №4. - С.27-35
61. Имидж лидера: психологическое пособие для политиков / Отв. ред. Е.В. Егорова-Гагтман. - М.: Общество «Знание России», Николо М, 1994.-264 с.
62. Кант И. Сочинения. В 6 т.- М.: Мысль, 1966. Т.2. - 455 с.
63. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее
социокультурной идентификации // Социс. - 1998. - №12. - С.89-94
64. Кершоу Я. Гитлер - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 320 с.
65. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от
равенства к свободе. - Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1995. - 278 с.
66. Кола Д. Политическая социология / Пер. с фр.; Предисл. А.Б.Гофмана.
- М.: Весь мир, Инфра-М, 2001. - 410 с.
67. Конфликты в современной России (проблемы анализа и
регулирования)/Под ред. Е.И.Степанова. - М.: Эдиториал УРСС,1999. - 344с.
68. Кравченко В.И. Харизматическая личность: многообразие понимания // Социс. - 2004. - №4. - С.134-137
69. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. - 601 с.
70. Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс,1998. - 588 с.
71. Краткий словарь современных понятий и терминов / Ред. В.А. Макаренко - М., 1993. - 509 с.
72. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления). - М.: ИГПАН, 1992. - 133с.
73. Ландрам Дж Н. Тринадцать мужчин, которые изменили мир. - Ростов- на-Дону: Феникс, 1997. - 448 с.
74. Лебон Г. Психология народов и масс. - Спб.: Макет, 1995. - 311 с.
75. Левашов В.К. Устойчивое развитие общества: парадигма, модели, стратегия. - М.: Academia, 2001. - 176с.
76. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство / Общ. ред. и предисл. проф. Л.П. Примака. - М.: Республика, 1995. - 398с.
77. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство // Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство; Женщина преступница и проститутка; Любовь у помешанных: Сборник. - Минск: ООО Попурри, 2000. - 576 с.
78. Луман Н. Власть / Пер. с нем. А.Ю. Антоковского. - М.: Праксис,2001. - 256с.
79. Макиавелли Н. Государь. Размышления над первой декадой Тита Ливия. - Минск: Харвест, 2003. - 567 с.
80. Манякина Е.И. Политический лидер: процесс формирования имиджа. Дис. канд. полит. наук. - М., 1994.
81. Маргинальность в современной России: общие тенденции, региональная специфика. - М.: Моск. общ. науч. Фонд 2000.
82. Маргинальность.//Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - 840с.
83. Маргинальность //Политология. Энциклопедический словарь. - М.: Изд-во Московского коммерческого университета, 1993. - 432с.
88. Медведев Р.А. Время Путина? Россия на рубеже веков. - М.: АСТ, Харьков: Фолио, 2002. - 367с.
89. Мид Д. Аз и я // Американская социологическая мысль. - М.: МГУ,
1994. - 495 с.
90. Мид Д. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. - М.: МГУ, 1994. - 495 с.
91. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. - М.: МГУ, 1994. - 495 с.
92. Михайловский Н.К. Сочинения. - Спб.: Вольф, 1896. Т.2
93. Московичи С. Век толп. - М.: Б.и., 1996 - 579с.
94. Московичи С. Век толп.// Психология масс. Хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2001. - 592с.
95. Московичи С. Машина, творящая богов. - М.: Центр психологии и психотерапии, КСП+,1998. - 560с.
96. Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? /Под ред. В.Н. Садовского и В.А. Ядова. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 176с.
97. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М.: Сирин, 1990. Кн. 1. - 259 с.
98. Ожиганов Э. Политическая теория М. Вебера: критический анализ. - Рига: Зинатне, 1986. - 156с.
99. Олпорт Г.Личность в психологии. - М., 1998. - 219 с.
100. Опперман Г. Цезарь // Гамн Ф., Опперман Г., Виттенгоф Ф. Создатели империй. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 314 с.
101. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. - Спб.: Издательство АСТ, 2002. - 512с.
102. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический проект, 2000. - 880с.
103. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева / Под ред. М.С. Ковалевой. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 270с.
104. Парсонс Т. Функциональная теория изменения. - М.: Аспект-Пресс, 1994. - 564 с.
105. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. - М.: 1992. - 208 с.
106. Паулсен Т.Б. Мифологическая и философская интерпретация сущности харизмы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М.: Российский университет дружбы народов, 2002. - 30с.
107. Платон. Государство. Законы. Политик. - М.: Мысль, 1998. - 478с.
108. Плутарх. Цезарь // Плутарх. Избранные жизнеописания. - М.: Правда, 1987. - 608с.
109. Повель Л., Вержье Ж. Утро магов. Посвящение в фантастический реализм. - Киев, Port-Royal, 1994. - 80с.
110. Политическое лидерство и в советском обществе // Общественные науки. - 1989. - №5. - С.56-61
111. Полуэктов В. Полевые и манипулятивные технологии. Настольная книга менеджера избирательных кампаний. - М.: Русская панорама, 2003. - 354с.
112. Помазан А.Н., Седунова А.В., Ядова Е.Н. Социальный ресурс личности и идентификационные ориентации россиян //Социс. - №2. -2002.- С.122-130
113. Рар А. Владимир Путин. «Немец» в Кремле. - М.: Олма-Пресс, 2002. - 318с.
114. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: Высшая школа, 2000. - 302 с.
115. Скирбек Г., Гилье Н. История философии. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 798с.
116. Скрынникова Т.Д. Харизма власти в эпоху Чингисхана. М.: 1997. - 276с.
117. Слепцов Н.С., Куколев И.В., Рыскова Т.М. Лидеры российских регионов: испытание плебистцитом //Социс. - 1998. - №7. - С.118-128
118. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 751с.
119. Современный словарь иностранных слов. - СПб., 1994. 669 с.
120. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. - М.: Весь мир, 2001. - 272с.
121. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. - М.: 1992. - 314 с.
122. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. - Минск: Литература, 1998. - 527 с.
123. Спиридонова В.И. Бюрократия и реформа (анализ концепции М. Крозье). - М.: ИФ РАН, 1997. - 201 с.
124. Тард Г. Личность и толпа. - Спб.: Изд-во А. Большакова и Д. Голова, 1903. - 178с.
125. Тард Г. Общественное мнение и толпа. - М., 1902
126. Тард Г. Социальная логика. - Спб., 1901.
127. Туманов С.В., Гаспаришвили, Митеева Л.Д. Политическое харизматическое лидерство в России: мифы и реалии //Социс. - 2003. - №3. - С.12-19
128. Тэрнер В. Символ и ритуал. - М., 1983.
129. Ферреро Г. Юлий Цезарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 576с.
130. Фест Й.К. Гитлер. В 3 т. - Пермь: Алетейя, 1993. Т.1. - 480 с.
131. Философский словарь./ Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Республика, 2001.
- 721с.
132. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 576 с.
133. Францисканская харизма / Пер.: Т.Урбанович, Ю.Лазовский. - М.: Издательство Францисканцев, 2002. - 54с.
134. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Преступная толпа. - М., 1998. - 486 с.
135. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. - М.: ЭКСМО, Харьков: ФОЛИО, 2002.
- 862с.
136. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М. - Назрань, АСТ, 1998. - 670 с.
137. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990. - 269 с.
138. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - 414 с.
139. Фрейк Н. Политическая харизма: версии проблемы // Социс. - 2003. - №12. - С.3-10
140. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности.
- М.: Изд-во дома Касталь школы культурной политики, 1996. - 446 с.
141. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - Спб.:
Университетская книга, 1997. - 576 с.
142. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. - М.: Ad marginem, 1999. - 460 с.
143. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - Спб.: A¬CAD, 1994. - 405 с.
144. Фундаментализм. - М.: Ин-т востоковедения РАН, Изд-во Крафт,
2003. - 264с.
145. Хавеши М.А. Толпа, массы, политика: историко-философский очерк. - М.: ИФ РАН, 2001. - 224с.
146. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: AD MARGINEM,1997. - 451с.
147. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Высшая школа, 1991. - 190с.
148. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / Пер., сост. и Х 35 вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича - М.: Прогресс, 1992. - 464 с.
149. Хорни К. Невроз и личностный рост. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Бахрах, 1997. - 672с.
150. Хофман Н., фон. Выявление и создание лидеров. - М.: Национально-демократический институт международных отношений, 1995. - 189 с.
151. Хренов Н.А. Игровые проявления личности в переходные эпохи истории культуры // ОНС. - 2001. - №2. С. 167-179
152. Цуладзе А. М. Формирование имиджа политика в России. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 144с.
153. Чазова Н.В. Социальные факторы политической идентификации: Дис. канд. полит. наук. - Спб.: 2002.
154. Шеинов В.П. Психология власти. - М.: Ось-89, 2003. - 526 с.
155. Шестопал Е.Б. Психологический профиль российско й политики 1990 - х.Теоретические проблемы политической психологии. - М.: РОСПЭН, 2000 - 431с.
156. Шлезингер-мл. А.М. Циклы американской истории. - М.: Прогресс- Академи, 1992. - 688с.
157. Штомпка П. Социология социальных изменения. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 416с.
158. Штукина Т.А. Новое измерение феномена политического лидерства // Кентавр. - 1995. - №1. - С. 27-34
159. Шумпетер Й. Капитализм, социализм, и демократия. - М.: Экономика,
1995. - 539с
160. Элиаде М. Трактат по истории религий: в 2 т. - Спб.: Алетейя, 1999. Т.1 - 391 с.; Т.2 - 414 с.
161. Элиаде М. Азиатская алхимия. - М.: Янус-К, 1998. - 604с.
162. Элиаде М. Аспекты мифа. - М.: Инвест ППП, 1995. - 238 с.
163. Элиаде М. Космос и история. Избранные работы.- М.: Прогресс, 1987.
- 311 с.
164. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. - СПб.: Наука, 1998. - 287 с.
165. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. - М.: Ладомир, 1998. - 414с.
166. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. - Киев: Port-Royal, 1996. - 198 с.
167. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. - М.: Наука, 1999.
- 304 с.
168. Элиаде М. Под тенью лилии: Сборник. - М.: Энигма, 1996. - 854с.
169. Элиаде М. Священное и мирское. - М.: МГУ, 1994. - 143с.
170. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. - М.: Университет, 1999. - 356 с.
171. Элиаде М. Трактат по истории религий. В 2 т. - СПб., 1999. Т.1 - 391с.
172. Элиаде М. Трактат по истории религий. В 2 т. - СПб., 1999. Т.2 - 414с.
173. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. - Киев, Port-Royal 1998. - 213 с.
174. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.: Рудомино, Спб.: Университетская книга, 1997. - 413с.
175. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. 344 с.
176. Юнг К.Г. Психологические типы. - Спб.: Азбука, 2001. - 229 с
177. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / Пер. с нем. - М.: Энигма, 2003. - 256с
178. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичность // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Бахрах. - 672с.
179. Яницкий О.Н. Социология и рискология //Россия: риски и опасности «переходного» общества. - М.: ИС РАН, 2000. - 238с.
180. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат,1991. - 527с.
181. Bensman J., and Rosenberg B. Mass, class, and bureaucracy. The evolution of contemporary society. Englewood cliffs (N.J.), Prentice-Hall, 1965. - 614 р.
182. Bourdieu P. Espace social etfouvoir symbolique. In: P. Bourdieu. Choses dites. - Paris: Editions de Minuit, 1987. - 446 р.
183. Lippman W. The public philosophy. - London:Transaction publisher, 1992.
- 239 р.
184. Loewenstein K. Max Weber political ideas in the perspective of our time. - Massachusets, 1966. - 228 р.
185. Neuberger O. Fеhren und gefеhrt werden. - Stuttgart, - 1990.
186. Sohm R. Kirchenrecht. - Leipzig, 1892.
187. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft: Grundriss der verstehende Soziologie. - Tubingen, 1980.
188. Anthrpoogy341 //http://www.sla.purdue.edu/course/anth341/notes.html
189. Аванта+.Маргинальная личность //http://www.avanta.ru/ avantaweb. nsf/pages/ext.htm
190. Арафат умер? //http://www.mignews.com/news/world
191. Арафат: «Действия ЦАХАЛА - военное преступление» //
http://www.isra.com/news/?theme=1;
192. Васильцов С.И.Путин и харизма //http://mailto:info@cipkr.ru
193. Маргинальная личность. Словарь
//http://www.examen.ru/dlb/Examine/catdoc_id/8C54C8D57F837700C3256A 19003C5233/rootid/9327995FB7A6D40FC3256A02002CE0DA/defacto.html
194. Маргиналы, маргинальная личность //http://www.dis.ru/slovar/economic/
195. Пахомов С.В. Харизма Будды и генезис буддийской общины //http://absolutology.by.ru/article.htm
196. Платон. Государство //
http:www.philosophi.ru/library/plato/01/resp1.html#1
197. Почему Арафату все сходило с рук? //
http://chorninter.com/index.php?newlang=russian;
198. Сосланд А. Харизма современного политика и как ее создать
199. Сосланд А. Харизматическая личность в психотерапии // http://www.psylib.ukrweb.net/books/sosla01/index.htm
200. Устрялов Н. В. Понятие государства //
http:www.philosophi.allru.net/list.html
201. Фрейк Н. Политическая харизма: обзор зарубежных концепций //http.//www.sociologi.ru
202. Шерман С. Ясер Арафат //http://gazeta.lenta.ru/current.html
203. Штайрер Й. Харизма руководителя и управленческие архетипы //http://www.ptpu.ru/issues/4_01/contents.html
204. Щербаков М. Модель уровней самоидентификации личности.http://www.ipd.ru/institute/team.shtml#МихаилЩербаков
205. Ясер Арафат болен раком // http://www.mignews.com.ua/irakwar/
206. Ясер Арафат // http://www.inosmi.ru/translation/152345.html;
207. Ясер Арафат: биография в крови // http://www.palestin.by/index.htm;


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ