Введение 3
1. Теоретические и методологические аспекты брендинга 6
1.1. Понятие брендинг, его цели и базовые принципы 6
1.2. Брендбук: основные определения, элементы и структура 21
1.3. Этапы разработки брендбука 27
2. Оценка брендов предприятий индустрии туризма и гостеприимства
Белгородской области 34
2.1. Статистический анализ предприятий сферы туризма и
гостеприимства 34
2.2. Эффективность маркетинговых инструментов в гостинично-ресторанном бизнесе 39
2.3. Анализ конкурентоспособности ассоциаций и объединений в сфере
туризма и гостеприимства 49
3. Разработка брендбука для Белгородской региональной ассоциации
содействия развитию сферы гостеприимства, отдыха и развлечений 54
3.1. Идеология бренда Белгородской региональной ассоциации содействия
развитию сферы гостеприимства, отдыха и развлечений 54
3.2. Проектирование брендбука для повышения узнаваемости Белгородской
региональной ассоциации содействия развитию сферы гостеприимства, отдыха и развлечений 59
Заключение 70
Список использованных источников 73
Приложения
Современный потребитель товаров и услуг – это не тот человек советской эпохи установкой, которого была идея «бери пока есть» в виду острой
нехватки (дефицита) товаров и услуг на рынке.
В условиях жесткой конкурентной среды и рыночной экономики, сегодня предпринимателям приходится бороться за потребителя не только традиционно пытаясь обеспечить высокое качество товара или услуги, но и самыми разными изощренными методами начиная от простой наружной рекламы,
заканчивая розыгрышами подарков, сертификатов, участием в программах
лояльности обеспечивающих привилегии постоянным клиентам, тем самым
повышая интерес к собственному продукту или услуги оказываемой предпринимателям.
Но все это не может дать столь эффективного результата, если она носит разовый характер, так как к этому необходимо подходить системно, выработав механизм действий для успешного создания и функционирования
предприятия.
И потому в наши дни вопрос о персональном брендбуке является очень
важным и актуальным в связи с тем, что его подготовка – это долгий и скрупулезный процесс.
Создание брендбука – может затрагивать как разработку нового бренда, так и редактирование имеющегося. Брендбук является популярной особенностью стратегии развития растущего числа компаний и других субъектов в современном экономическом пространстве. Образ бренда не может
жить сам по себе, так как он существует в сознание потребителя и представляет из себя совокупное основание, состоящее из звений образов.
Бренд должен быть хорошо понятен, однозначен, завершен. Для этого
необходимо, чтобы все его атрибутивные элементы были выдержаны в одной
стилистике. При разработке брендов предприятий создаются и их5
бренд-буки, в которых тщательно описывается проектирование основных
признаков бренда.
Брендбук – это своего рода путеводитель, который объединяет методы
вербальной и невербальной коммуникации компании. Стоит заметить, что
некоторая категория лиц инициирует создание брендбука, по такому убеждению, как: «обладать им – модно и современно».
Другим предпринимателям он бывает, необходим при необходимости
инвестиции в продукт, они не опираются на него в ведении своей деятельности и предоставляют его лишь только по требованию потенциальных инвесторов для привлечения инвестиции в свой товар или услугу.
Однако реальная потребность в разработке брендбука появляется в тот
момент, когда видятся выгоды от его применения, так как брендбук разрабатывается для того, чтобы отличиться среди конкурентов, быть узнаваемым и
вполне запоминаемым на рынке товаров или услуг.
Благодаря хорошей узнаваемости снижается количество затрачиваемых
средств необходимых на различные рода рекламные кампании, привлекающие потенциальных потребителей. Наличие высококачественного брендбука
в несколько раз увеличивает результативность рекламы.
Говоря о потребности в разработке брендбука, профессор У. Олинс писал: «если взять плохонькую, ничем не примечательную компанию и нарядить ее в одежду большой корпорации, получится плохонькая, но заметная
компания. Фирменный стиль проецируется через все возможные точки контактов с публикой».
Актуальность выбранной темы для написания выпускной квалификационной работы обусловлена потребностью в качественном и конкурентоспособном брендбуке.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы послужила Белгородская региональная ассоциация содействия в сфере гостеприимства, отдыха и развлечений.
В условиях рыночной экономики ХХI в. отечественные предприятия
туризма и гостеприимства имеют ошибочное и поверхностное представление
о истинной цели брендбука, о необходимости его разработки и активном использовании, о тех преимуществах, которые он дает, в среднесрочной и долгосрочной перспективе развития организации под влиянием устойчивого
фирменного стиля.
Обобщая проделанную работу, можно констатировать то факт, что при
разработке брендбука необходимо проведение глубоко продуманных маркетинговых исследований, исходя из вида деятельности в него входят различные методы воздействия на целевую аудиторию: визуальное, звуковое, психологическое.
Все перечисленные методы воздействия имеют единую цель, подчеркнуть уникальность и значимость предоставляемых товаров и услуг.
Грамотно продуманный и разработанный брендбук является не только
показателем уровня качества предоставляемых услуг, но и способствует укреплению в сознании потребителя приятных воспоминаний и положительных
эмоций возникающих от использования товаров и услуг выпускаемых с фирменным брендом предприятия (объединению).
Нами была проделана успешная работа в области разработки брендбука
для Белгородской региональной ассоциации содействия развитию сферы гостеприимства, отдыха и развлечений.
Для того чтобы выполнить поставленную задачу в первой главе были
изучены теоритические и методологические аспекты брендинга. После чего
была сформирована структура брендбука.
Во второй главе был проведен анализ брендов предприятий индустрии
туризма и гостеприимства Белгородской области.
Были изучены положительные и отрицательные примеры разработки
брендбуков предприятий индустрии туризма и гостеприимства для после72
дующего использования полученных знаний при разработке нашего
брендбука.
В третей главе с учетом был разработан брендбук для Белгородской региональной ассоциации содействия развитию сферы гостеприимства, отдыха
и развлечений.
Создание целостного бренда Белгородской региональной Ассоциации
содействия в сфере гостеприимства, отдыха и развлечений представляет из
себя довольно сложный и длительный процесс, главными условиями которого являются исследование идентичности предприятий, входящих в состав ассоциации.
В последние годы все больше предприятий и ассоциации начало уделять внимание разработки брендбука, на наш взгляд это связано с высокой
конкуренцией на рынке, ростом числа предприятий, так как наличие брендбука помогает поддерживать конкурентоспосоность, а также экономит финансовые затраты на рекламу и пиар компании.
Если же говорить с точки зрения взаимодействия с окружающим миром, то на наш взгляд при появлении брендбуку в объединении можно поднять качество коммуникации между членами ассоциаци, а также партнѐрами,
клиентами на принципиально новый уровень.
Ассоциация «БелАгор» при дальнейшем увеличении числа участников
может стать одним из столпов индустрии туризма и гостеприимства Белгородской области.
Разработанный брендбук для Белгородской региональной Ассоциации
содействия в сфере гостеприимства, отдыха и развлечений в условиях высокой конкурентной среды поможет молодой ассоциации повысить узнаваемость среди предприятий индустрии туризма и гостеприимства, тем самым
привлечь новых потенциальных членов объединения.
Ассоциации БелАгор необходимо налаживать интенсивные контакты с
другми аналогичными ассоциациями, функционирующими в других регио73
нах Российской Федерации, а перспективе и выход на налаживание контактов с иностранными ассоциациями ведущих туритических держав, для обмена опытом и внедрения новых технологий в сфере гостеприимства, отдыха и
развлечении.
1. О рекламе [Текст] : федер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 12, ч. I. - Ст. 1232.
2. Олинс, У.О. брендинге территорий [Текст] : учебник / У.О. Олинс. - СПб. : Питер, 2014. - 43 с.
3. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент [Текст] : учебник / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. - Спб. : Питер, 2013. - 214 с.
4. Аакер, Д.А. Создание сильных брендов [Текст] : учебник / Д. Аакер. - М. : Издательский дом Гребенникова, 2013. - 456 с.
5. Бердников, И.П. PR-коммуникации [Текст] : практ. пособие / И.П. Бердников. - М. : Дашков и К, 2012. - 207 с.
6. Домнин, В.Н. Брендинг [Текст] : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.Н. Домнин. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 46 с.
7. Карпова, С.В. Брендинг [Текст] : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С.В. Карпова, И.К. Захаренко. - М. : Юрайт, 2014. - 134 с.
8. Рюмин, М.Ю. Маркетинг для профессионалов. Практический курс [Текст] : учебник и практикум / М.Ю. Рюмин. - М. : Юрайт, 2014. - 480 с.
9. Коллинз, Д.К. От хорошего к великому. Почему одни совершают прорыв, а другие нет [Текст] : учебник / Д.К. Коллинз. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 305 с.
10. Кузякин, А.П. Реклама и PR в мировой экономике [Текст] : учеб. пособие / А.П. Кузякин, М.А. Семичев. - М. : Экспо, 2013. - 288 с.
11. Коллинз, Д.К. От хорошего к великому. Почему одни совершают прорыв, а другие нет [Текст] : учебник / Д.К. Коллинз. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 305 с.
12. Тульчинский, Г.Л. Бренд-менеджмент. Брендинг и работа с персо-налом [Текст] : учебник / Г.Л. Тульчинский. - М. : Юрайт, 2018. - 78 с.
13. Добробабенко, Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки [Текст] : учебник / Н.С. Добробабенко. - М. : Инфра-М., 2014. - 256 с.
14. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования [Текст] : учебник / Е.П. Голубков. - М. : Дроба, 2014. - 222 с.
15. Герасимов, Б.И. Маркетинг [Текст] : учебник / Б.И. Герасимов. - М. : Форум, 2013. - 333 с.
16. Чернышева, А.М. Брендинг [Текст] : учебник / А.М. Чернышева. - М. : Юрайт, 2014. - 512 с.
17. Домнин, В.И. Брендинг: новые технологии в России [Текст] : учеб¬ник / В.И. Домин. - СПб. : Питер, 2013. - 160 с.
18. Филатова, О.Г. Социальная реклама и PR-поддержка программ раз¬вития информационного общества [Текст] : учебное пособие / О.Г. Филатова.
- СПб. : НИУ ИТМО, - 2013. - 76 с.
19. Ягодкина, М.В. Реклама в коммуникационном процессе. Стандарт третьего поколения [Текст] : учебное пособие / М.В. Ягодкина. - СПб. : Пи¬тер, 2013. - 149 с.
20. Максимов, М.Ю. Разработка бренда для организации [Текст] : учебное пособие / М.Ю. Максимов. - М. : Лаборатория книги, 2014. - 77 с.
21. Грошев, И.В. Системный бренд-менеджмент [Текст] : учебник / И.В. Грошев. - М. : Лаборатория книги, 2014. - 256 с.
22. Старов, С.А. Управление брендами [Текст] : учебник / С.А. Старов.
- СПб. : Высшая школа менеджмента, 2013. - 349 с.
23. Макашева, 3.М. Брендинг [Текст] : учеб. пособие / 3.М. Макашева,
- СПб. : Питер, 2015. - 288 с.
24. Эриашвили, Н.Д. Страховой маркетинг [Текст] : учебное пособие / Н.Д. Эриашвили. - М. : Юнити-Дана, 2014. - 303 с.
25. Пономарева, Е.А. Выбор стратегии брендинга // Kant. - 2014. - № 1.
- C. 78-82.
26. Ретюхина, А.А. Формирование приверженности бренду посредст-вом влияния на потребительские переживания // Новая наука: От идеи к ре-зультату. - 2017. - № 2. - С. 147-150.
27. Сарилова, О.А. Роль бренд-маркетинга в деятельности предприятий малого бизнеса // Фундаментальные исследования. - 2017. - С. 199-203.
28. Грибова, Н.А. Фирменный стиль в ресторанном бизнесе [Текст] : учебное пособие / Н.А. Грибова. - М.: Мир науки, 2015. - 49 с.
29. Ромат, Е.В. Реклама [Текст] : Учебник для вузов / Е.В. Ромат. - СПб.: Питер, 2013. - 512 с.
30. Баумгартен, Л.В. Сущность, особенности разработки и использова¬ния фирменного стиля гостиничного предприятия в качестве маркетингового инструмента // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - № 1. - С. 33-45.
31. Петраков, В.С. Оптимизация брендбука как инструмента развития фирменного стиля // PR и реклама: традиции и инновации. - 2014. - № 14-2. - С. 319-322.
32. Шидакова, Е.Е. Проблемы использования брендинга в России // Ак¬туальные проблемы современной науки. - 2016. - С. 155-158.
33. Старкова, Н.О. Теоретические аспекты брендинга региона // Aus-trian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2017. - № 4. - С. 57-60.
34. Випперфюрт, А. Вовлечение в бренд. Как заставить покупателя ра¬ботать на компанию [Текст] : учебник / А.И. Кириченко. - СПб.: Комерсантъ, 2014. - 144 с.
35. Дэвид, Э. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера [Текст] : учебник / Э. Дэвид. - СПб.: Питер, 2016. - 216 с.
36. Форд, М. Технологии, которые изменят мир [Текст]: учебник / М. Форд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 253 с.
37. Quelch, J. Global brands: Taking stock // London Business School Re¬view. - 2014. - № 1. - С. 1-14.
38. Keller, K. Building Strong Brands in a Modern Marketing Communica¬tions Environment // Journal of Marketing Communications. - 2014. - С. 139-155.
39. Rooney, J. Branding: A Trend for Today and Tomorrow // Journal of Product and Brand Management. - 2013. - № 3. - С. 48-55.
40. Keller, K. The Brand Report Card // Harvard Business Review. - 2013. - С. 147-157.
41. Levitt, T. The Globalization of Markets // Harvard Business Review. - 2014. - С. 38-41.
42. Schroeder, J. E. Corporate branding in perspective: a typology // Euro¬pean Journal of Marketing. - 2017. - С. 122-129.
43. Dinnie, K. Nation branding: Concepts, issues, practice [Текст] : учеб¬ник / K. Dinnie. - London: Routledge, 2015. - 132 с.
44. Aaker, D. Aaker on branding: 20 principles that drive success [Текст] : учебник / D. Aaker. - Virginia: Morgan James Publishing, 2014. - 78 с.
45. Bradley, F. International Marketing Strategy [Текст] : учебник / F. Bradley. - London: Pearson Education Limited, 2013. - 103 c.
46. Kotler, P. B2B Brand Management. [Текст] : учебник / P. Kotler. - Berlin: Springer, 2014. - 156 c.
47. Принципы брендинга : [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.advesti.ru/publish/brending/190405 13princip/ (дата обращения 30.05.2018)
48. Назайкин, А.Н. Брендинг : понятие, цель, процесс : [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.nazaykin.ru/ br branding.htm (дата обращения 30.05.2018)
49. Разработка брендбука : [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.dizkon.ru/blog/brendbuk-razrabotka (дата обращения 04.06.2018)
50. Федотов, Е.В. Современные логотипы : [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://logobrand.ru/chto-takoe-brif.php (дата обращения 04.06.2018)