Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников в процессе краеведческой работы 6
1.1. Экологическое воспитание в целостном
педагогическом процессе 6
1.2. История становления и развития школьного
краеведения 19
1.3. Педагогические условия экологического воспитания младших школьников в процессе краеведческой работы
по предмету «Окружающий мир» 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
по экологическому воспитанию младших школьников в процессе краеведческой работы по предмету «Окружающий мир» 37
2.1. Опыт учителей по экологическому воспитанию младших школьников в процессе краеведческой работы.... 37
2.2. Содержание экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников в процессе краеведческой работы по предмету
«Окружающий мир» 46
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложения 62
Перспективы разрешения экологических проблем на всех уровнях (мировом, региональном, локальном) зависят от всеобщей экологической грамотности населения, понимания истоков, сущности и путей разрешения современной кризисной экологической ситуации. Именно она определяет острую необходимость формирования экологического мышления, «экологизации всех наук, всех сфер человеческой деятельности». Поэтому так актуально в настоящее время экологическое воспитание подрастающего поколения, воспитание человека, способного во всех видах трудовой деятельности подчинять свои потребности идее бережного использования природных ресурсов, защите окружающей среды от разрушения.
Одним из условий формирования экологически культурной личности, является ознакомление младших школьников с экологическими проблемами и природной средой той местности, в которой они проживают. Немаловажную роль в этом процессе играет краеведческая работа в школе, которая осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время.
Проблемы экологического образования и воспитания подрастающего поколения нашли отражение в работах: Т. А. Бабаковой, О. М. Барковской, М. А. Кривошеевой, А. Н. Петина, Л. П. Салеевой, Л. П. Симоновой, И. Т. Суравегиной, Л. М. Хафизовой, В. С. Шиловой и др.
Вопросы краеведческой работы разноаспектно освещены в работах: А. А. Александрова, В. С. Беляевой, Н. В. Барабанщиковой, А. Н. Грехнева, А. Ю. Даринского, С. К. Копытова, П. А. Лярского, С. Г. Меджидова и др.
Однако, несмотря на значительный интерес исследователей к экологическому воспитанию, все ещё недостаточно разработана, на наш взгляд, методика эколого-краеведческой работы с младшими школьниками. Школа испытывает дефицит методических пособий для учителей по экологическому краеведению. Этим объясняется выбор темы нашей выпускной квалификационной работы: «Экологическое воспитание младших школьников в процессе краеведческой работы по предмету «Окружающий мир»
Проблема исследования: при каких педагогических условиях краеведческая работа является эффективным средством экологического воспитания младших школьников?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия экологического воспитания младших школьников в процессе краеведческой работы по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза: экологическое воспитание младших школьников в процессе краеведческой работы по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- комплексно использовать краеведческий материал в урочной и внеурочной деятельности;
-вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность по изучению природы родного края.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность экологического воспитания младших школьников.
2. Изучить историю становления и развития школьного краеведения.
3. Теоретически обосновать педагогические условия экологического воспитания младших школьников в процессе краеведческой работы по предмету «Окружающий мир».
4. Проанализировать опыт учителей по экологическому воспитанию младших школьников в процессе краеведческой работы по предмету «Окружающий мир».
5. Провести экспериментальную работу по экологическому воспитанию младших школьников в процессе краеведческой работы.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы, тестирование, анализ опыта учителей, эксперимент.
База исследования: 2 «Б» класс МБОУ «Лицей №9» города Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Во введении обоснована актуальность выбора темы исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассмотрена история становления и развития школьного краеведения, раскрыта сущность экологического воспитания, охарактеризованы педагогические условия экологического воспитания младших школьников в процессе краеведческой работы по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе представлен анализ опыта учителей по экологическому воспитанию младших школьников в процессе краеведческой работы, описаны ход и результаты экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников на основе краеведческой работы.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Проведенное нами исследование показало, что рассматриваемая нами проблема является актуальной для современной школы. При экологическом воспитании одним из условий формирования экологической культуры и является ознакомление младших школьников с экологическими проблемами и природной средой той местности, в которой они проживают. Немаловажную роль в этом процессе играет краеведческая работа в школе, которая организовывается как на уроках, так и во внеурочное время. Теоретический анализ литературы показал, что исследуемая нами проблема уже рассматривалась в трудах педагогов, методистов, краеведов, экологов, но всё еще недостаточно разработана методика эколого-краеведческой работы с младшими школьниками. Как показывает опыт, школа и педагогические учебные заведения испытывают дефицит соответствующих пособий для учителей и учащихся по экологическому краеведению.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование проблемы экологического воспитания младших школьников в процессе краеведческой работы имело своей целью выявить педагогические условия, способствующие эффективности этого процесса. В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи.
В выпускной квалификационной работе охарактеризовано экологическое воспитание как педагогическое явление. Экологическое воспитание - создание условий для усвоения личностью экологической культуры, выработанной обществом. Оно направлено на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, которые обеспечивают ответственное отношение школьников к окружающей среде. Критериями экологической воспитанности младших школьников является сформированность экологических знаний, нравственно-экологических отношений и экологических умений.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами была раскрыта сущность краеведческой работы и определены виды краеведческой работы в начальной школе. Краеведческая работа формирует у младших школьников правильное представление об объектах и явлениях, которое служит основной для формирования понятий мировоззренческого характера, также краеведение развивает у младших школьников наблюдательность, познавательный интерес, мышление, способствует воспитанию воли и любви к родному краю.
Краеведческая работа основывается на принципах: соответствие содержания и методов краеведческой работы уровню развития и подготовки учащихся; развитие творческих способностей учащихся и привитие им навыков исследовательской деятельности; подчинение экологического краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы; комплексный подход в организации краеведческой работы по экологии; систематичность и непрерывность; поисково-исследовательский характер краеведения; общественно-полезная значимость; природоохранная направленность. Благодаря краеведению, в начальном естествознании решается важная педагогическая проблема - соединение обучение с жизнью.
Рассмотрев опыт учителей по экологическому воспитанию младших школьников в процессе краеведческой работы по предмету «Окружающий мир», мы пришли к выводу, что оно осуществляется в различных видах деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной,
коммуникативной, художественно-эстетитечской, трудовой. Педагоги считают, что именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению природы родного края, создаются условия для формирования экологической ответственности и нравственных чувств. Младший школьник на доступном для него уровне осознает ценность природного окружения, учится грамотно с ним взаимодействовать.
Важнейшими, на наш взгляд, педагогическими условиями
экологического воспитания младших школьников в процессе краеведческой работы по предмету «Окружающий мир» являются: комплексное использование краеведческого материала в урочной и внеурочной деятельности; вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность по изучению природы родного края.
Эти условия были апробированы в процессе краеведческой работы на уроках и внеурочных занятиях на этапе формирующего эксперимента.
Полученные в процессе исследования результаты свидетельствуют о положительном влиянии выделенных педагогических условий использования краеведения в экологическом воспитании младших школьников. Общее количество учащихся с высоким уровнем экологической воспитанности увеличилось с 20% до 40%, а количество с низким уровнем уменьшилось с 10% до 3%.
В ходе нашего исследования была полностью подтверждена выдвинутая гипотеза, решены поставленные задачи, цель достигнута.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов проблемы использования краеведческой работы в экологическом воспитании младших школьников. Перспективы дальнейшей разработки проблемы мы видим в детальном рассмотрении методики организации различных аспектов краеведческой работы в школе (исторического, литературного, искусствоведческого и др.).
1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепнина. - Учеб. пособие для студ. учреждений среднего проф. образования. - М.: Владос, 2001. - 240 с.
2. Александров А. А. Микроклиматические наблюдения в краеведческом кружке / А.А. Александров // География в школе. - 1961. - № 3. С. 15¬
27.
3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого
саморазвития / В.И. Андреев: 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 72.
4. Афанасьева Е.А. Экология не знает границ / Е.А. Афанасьева // Юный натуралист. - 1990. № 4. - С.30-32.
5. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими
школьниками / Бабанова Т.А. // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С.16-17.
6. Барабанщикова Н. В. Здравствуй, лето / Н. В. Барабанщикова // Начальная школа. - 1996. - № 6. - С. 56-58.
7. Белая М.С. Системный подход к экологическому воспитанию и образованию учащихся / М.С. Белая // Профессиональное образование. - 2001. - № 11. - С. 27-29.
8. Бобылев Л.Д, Бобылева О.Д. Экологическое воспитание младших школьников. Кружковая работа / Л.Д. Бобылев, О.Д. Бобылева // Начальная школа. - 2003. - № 5. - С.64-75.
9. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания / Л.Д. Бобылева // Биология в школе. - 1996. - № 3. - С.57-59.
10. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического образования младших школьников / Л.Д. Бобылева // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. - 1989. - С.77-83.
11. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская // Начальная школа. - 2002. - № 6. - с. 34-38.
12. Виноградова Н.Ф. / Н.Ф. Виноградова, Т.П. Куликова, - Дети, взрослые и мир вокруг. - М.: Просвещение, 1993. - 128 с.: ил.
13. Головко Е. В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособ. для студентов / Е. В. Головко и др. // Психолого-педагогические основы начального образования: Белгород, 2006. - С. 99 -117.
14. Голубев И.Р. Окружающая Среда и ее охрана: Книга для учащихся / И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. - М.: Просвещение, 1985. - 192 с.
15. Дагбаева Н.Ж. Мир вокруг тебя: Учителю-организатору экологического воспитания школьников / Н.Ж. Дагбаева. - Улан - Удэ: БНЦ. СО РАН, 1994. - 120 с.
16. Дерим-Оглу Е.Н. Материалы для проведения экскурсий на водоем / Е.Н. Дерим-Оглу, Н.А. Фролова // Начальная школа. - 1994. - № 4. - С.34-38.
17. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1985. - 480с.
18. Евдокимов А.Ю. Человечество и проблемы экологии /
А.Ю. Евдокимов // Образование в современной школе. - 2001. - № 12. -С. 36-37.
19. Ермакова Д.С. Экологическое образование после уроков / Ермакова Д.С. //Дополнительное образование. - 2001. - № 12. - С.15-17.
20. Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся / Н.С. Жестова // Начальная школа. - 1989. - №10. - С.78-81.
21. Захлебный А.Н. Научно-технический прогресс и экологическое образование / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина // Советская педагогика. - 1985. - № 12. - С.10-12.
22. Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина - М.: Просвещение, 1984. - 67 с.
23. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации / Захлебный А.Н. // Советская педагогика. - 1984. - № 9. - С.16-22.
24. Захлебный А.Н. Охрана природы в начальном курсе биологии / А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина - М.: Просвещение, 1977. - 206 с.
25. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе / И.Д. Зверев // Краеведческая работа в школе - М., 1974. - С.3-10.
26. Зверев И.Д. Экогласность и образование / И.Д. Зверев // Советская педагогика. - 1986. - № 1. - С.9-11.
27. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования / Зверев И.Д. - М.,1980. - 24 с.
28. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987. - № 1. - С. 29-32.
29. Иванов П.В. Современное школьное краеведение / П.В. Иванов // Советская педагогика. - 1990. - № 10. - С.27-30.
30. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе / Т.С. Иванова. - ЦГЛ. Москва, - 2003.
31. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н. Стерхова //мСепега1 and Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 8-13
32. Кириллова З.Л. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы / З.Л. Кириллова // Начальная школа. -
1989. - № 5. -С.25-27.
33. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. - М.: Академия, 2004. - 496 с.
34. Куликова Л.П. Экологическое мышление и экологическое мировоззрение, как продукт экологического образования в школе: анализ научных концепций и трактовок / Л.П. Куликова // Астраханский вестник экологического образования. - № 1. - 2012. - С. 46.
35. Лярский П.А. Краеведение: учеб. пособие / П. А. Лярский. - Минск: Высшая школа, 1966. - 215 с.
36. Меджидов С. Г. Краеведческая работа в школе / С. Г. Меджидов // География в школе. - 1970. - № 5. С. 21-36.
37. Молодцова З.В. Экология в начальных классах / З.В. Молодцова // Начальная школа. - 1997. - № 4. - С.69-70.
38. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. - 640 с.
39. Орлова Ю.Е. Актуальное наследие В.А. Сухомлинского: система педагогического образования родителей // Среднее профессиональное образование. № 12. 2012. С. 54.
40. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: учеб. пособие для студентов / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. - М.: «Академия». - 176 с.
41. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе / Л.П. Печко // Советская педагогика. - 1987. - № 3. - С.29-32.
42. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов - 100 ответов / И.П. Подласый. - М., 2001. - 119 с.
43. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе / Л.П. Салеева // Ролевые игры по охране природы в средней школе. - М.,1977. - С.14-18.
44. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе / Салеева Л.П. - М.,1978. - 49 с.
45. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студентов / Симонова Л.П. - М.: «Академия», 2000. - 160 с.
46. Скаткин М.Н. Внеклассная работа по естествознанию / Скаткин М.Н. - М.: Учпедгиз,1988. - 126 с.
47. Смирнов В. И. Краеведение — важное средство воспитания учащихся / В. И. Смирнов // Школа и производство. - 1965. - № 4. - С. 9-33.
48. Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении
природоведению. Методические рекомендации в помощь учителю начальной школы / О.М. Смирнова. - М.: Новая школа,1997. - 112 с.
49. Суворова Г.Ф. Внеклассная воспитательная работа в сельской начальной школе / Г.Ф. Суворова. - М.: Просвещение,1980.
50. Суравегина И.Т. Экологическое образование в школе /
И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич, Т.В. Кучер // Советская педагогика. -
1990. - № 12. - С.12-14.
51. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников / Хафизова Л.М. // Начальная школа. - 1989. - № 3. - С.27-32.
52. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Пособие для родителей и педагогов / Цветкова И.В. - Ярославль, 1987. - 192 с.
53. Чернова М.А. Краеведческая работа в начальных классах / М.А. Чернова. - М.: Просвещение, 1997. - С.224-226.
54. Шаталов А.А. Л.Н. Толстой о природе и природосообразном воспитании / А.А. Шаталов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. - 2013. - № 2. - С. 42.
55. Шилова В. С. Экологическое образование: учеб. пособие / В.С. Шилова: Белгородский госпедуниверситет. - Белгород: Изд-во БелГУ, 1996. - 93 с.