ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ФАКТОРЫ РИСКА И ПРОФИЛАКТИКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ 9
ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Девиантное поведение подростков: сущность и факторы риска 9
1.2. Профилактика девиантного поведения подростков: специфика 20 и нормативно-правовые основы
2. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 29
ПОДРОСТКОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1. Субъекты профилактики девиантного поведения подростков 29 на муниципальном уровне
2.2. Изучение проблем профилактики и выявление факторов 52
риска, формирующих девиантное поведение подростков (по материалам социологического исследования)
2.3. Рекомендации по совершенствованию профилактики 67
девиантного поведения подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ 9
ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Девиантное поведение подростков: сущность и факторы риска 9
1.2. Профилактика девиантного поведения подростков: специфика 20 и нормативно-правовые основы
2. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 29
ПОДРОСТКОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1. Субъекты профилактики девиантного поведения подростков 29 на муниципальном уровне
2.2. Изучение проблем профилактики и выявление факторов 52
риска, формирующих девиантное поведение подростков (по материалам социологического исследования)
2.3. Рекомендации по совершенствованию профилактики 67
девиантного поведения подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Актуальность проблемы исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется стремительными социальными преобразованиями, ломкой социальных стереотипов, сменой нравственных идеалов. На сегодняшний день наравне с позитивными изменениями в обществе протекают и процессы с негативными тенденциями - изменение уклада и образа в жизни людей, углубление социальной дифференциации, усиление конфликтности и безнравственности, увеличение числа семей «группы риска». Подростки, как малая социальная группа, испытывают на себе прессинг от навязываемых поведенческих догматов. Сложная «конфронтация» подрастающего поколения вылилась в резкое увеличение числа подростков с девиантным поведением, подростки в наибольшей степени восприимчивы к деструктивным внешним влияниям. Собственно поэтому, актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения факторов риска, а так же разработки рекомендаций по совершенствованию профилактики девиантного поведения.
Согласно статистическим данным, в 2015 г. в Российской федерации (с учетом данных по Крымскому федеральному округу) было совершено около 62 тыс. преступлений несовершеннолетними или при их соучастии. Данные показывают, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии в 2015 г. больше чем в 2014г. на 2,3 тыс. Таким образом, проблема девиантного поведения подростков остается актуальной и требует разработать более эффективные меры профилактики.
В научной литературе выделены причины девиантности подростков: крушение прежних идеалов, переориентация не совершеннолетних на новые, до конца не осознанные идеалы, безработица, резкое ухудшение жизненных условий всего населения, падение престижа образования, культуры (отсюда снижение культурного уровня молодых людей в своей массе), крушение привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению нигилизма, агрессивности, жестокости, экстремизм.
Таким образом, девиантное поведение подростков является серьезной проблемой, и сложившаяся ситуация побуждает к разработке мер по совершенствованию профилактики девинтного поведения подростков.
Степень научной разработанности проблемы. Девиантность подростков рассматривается как сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет разноплановый и междисциплинарный характер.
Проблема девиантного поведения широко освещена зарубежными и отечественными специалистами разного профиля - социологами, психологами, психиатрами, педагогами, юристами - М.И. Бобневой, B. П. Бочаровой, Р. Гарофало, К.Ю. Добрина, Э. Дюркгейма, Л.Я. Жезлова, Н.И. Забродина, Р.К. Мертона, Р.В. Овчаровой, О.М. Овчинникова, Ф. Танненбаума, Л.К. Фортовой и другими.
Вопросы предупреждения и профилактики девиантного поведения подростков занимают одно из достойных мест в российской науке. Этой проблеме посвящены специальные работы М.А. Алемаскина, C. Л. Арзуманяна, М.М. Бабаева, В.Г. Баженова, С.А. Беличевой, Г.В. Болдырева, Г.В. Валицкас, В.Л. Васильева, А.Э. Жалинского, А.И. Миллера, Г.М. Миньковского, И.А. Невского, О.М. Овчинникова, Л.К. Фортовой, К.И. Шацева и других.
Весомый вклад в изучение проблемы девиантного поведения подростков внесли А.И. Захаров, Л.М. Зюбин, И.С. Кон, Б.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К. Леонгард, А.Е. Личко, И.Ф.Мягков, В.Н. Мясищев, Э.Ш. Натанзон, М. Ратгер, B.C. Степанов, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и другие.
Современными исследователями проблем девиации подростков являются такие ученые как А.Л. Арефьев, Е. Вахрамов, Я.И Гилинский, Л.Б. Шнейдер, А.Г. Эфендиева, Ю. Юричка и другие.
Изучением факторов риска, формирующих девиантное поведение, уделяли внимание ученые и публицисты из разных областей науки. В частности, можно назвать работы таких авторов, как Ю.М. Антонян, А.В Гриценко, М.И. Еникеева, В.П. Михайловой, В.С. Мухиной,
Е.Н. Пашковой, Ю.И. Фролова и других.
Исследованием причин девиантного поведения подростков занимались А.А. Александров, М.И. Буянов, Ф. Вольтер, Я.И. Гилинский, Д. Дидро, Л.Я. Жезлова, К.Е. Игошев, Ш. Монтескье, Б.Ф. Райский, Д.И. Фельдштейн и другие.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: профилактика девиантного поведения подростков.
Цель исследования: рассмотреть девиантное поведение подростков в контексте выявления факторов риска и предложить рекомендации по совершенствованию профилактики девиантного поведения подростков на муниципальном уровне.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения профилактики девиантного поведения подростков.
2. Изучить проблемы профилактики и выявить факторы риска девиантности подростков.
3. Разработать социальный проект по профилактике девиантного поведения подростков в г. Белгороде.
Теоретико-методологические основы исследования: философско-
методологические теории девиации зарубежных ученых: теория социального взаимодействия А. Бандуры; теория познания (Б.Г. Ананьев, И.Д. Андреев, Л.И. Анциферова, Г.С. Батищев, A.A. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.М. Демин, A.A. Деркач); психофизиологическая теория личности (Б.С. Алякринский, В.Г. Асеев, Б.М. Бим-Бад, Б.Т. Григорьян, Э. Гюннинг, И.А. Држевецкая, H.H. Данилова, Л. Детари, В.М. Дильман, В.П. Казначеев, Н.И. Моисеева, В.И. Панкова); теория развития личности в процессе жизнедеятельности (А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, В.А. Аверин, B.C. Агапов, И.Р. Алтунина, И.В. Боев, H.H. Волоскова, A. Н. Глушко, А.Н. Леонтьев). Особое значение имеют: концепции личности как субъекта деятельности (С.Л. Рубинштейн), личности в интегральной системе человекознания (Б.Г. Ананьев), пограничной аномальной личности (O.A. Ахвердова, И.В. Боев), интегральной индивидуальности (Е.А. Климов, B. C. Мерлин, Б.А. Никитюк).
Социологические теории, направленные на изучение девиантного поведения: теория социальной аномии Э. Дюркгейма, которая рассматривает отклоняющееся поведение как следствие общественной дезорганизации, радикальных социальных перемен. Теория девиантной субкультуры А. Коэна, в которой девиантное поведение выступает как результат несоответствия между стремлением молодежи к успеху и ее реальными возможностями его достижения. Для подростков в наибольшей мере характерна потребность соответствовать нормам своей группы, поэтому формирование девиантного происходит на основе подражания.
Методы исследования: теоретический анализ литературы (позволил проанализировать особенности девиантного поведения подростков и рассмотреть специфику профилактики такого поведения), анализ нормативно-правовых документов (позволил изучить нормативно-правовую базу по теме исследования), социологические методы сбора данных (анкетирование, анализ учебно-профилактических карточек на несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних), графическая обработка и анализ эмпирических данных (IBM SPSS Statistics Base v22.0).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу составили нормативно-правовые акты РФ всех уровней: федеральный уровень (Федеральный закон 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», федеральный закон от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», федеральный закон от 24.06.1999 № 120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», постановление Правительства РФ от 13.03.2002 № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризоности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год»), региональный (закон Белгородской области от 13 декабря 2000 г. № 122 «О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области», постановление Правительства Белгородской обл. от 14.01.2013 № 4-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений, борьба с преступностью, обеспечение безопасности дорожного движения в Белгородской области на 2013 - 2020 годы»), муниципальный (приказ управления образования администрации города Белгорода от 11.04.2014 г. № 527 «Об организации работы по профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся»), локальный (приказы, распоряжения, личные дела несовершеннолетних правонарушителей, информационные материалы Отдела полиции № 1 УМВД РФ по г. Белгороду).
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором дипломной работы прикладного социологического исследования «Изучение проблем профилактики и выявление факторов риска, формирующих девиантное поведение подростков» (январь-май 2016г.), посредством анкетирования инспекторов по делам несовершеннолетних на базе Отдела полиции №1 УМВД России по городу Белгороду и специалистов МБОУ «Лицей №10» города Белгорода (n=15); анкетирования подростков, состоящих на внутришкольном учете МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода, а так же подростков, состоящих на учебно-профилактическом учете ПДН ОП №1 УМВД России по городу Белгороду (n=102); контент-анализа учебно-профилактических карточек на несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОП №1 УМВД России по городу Белгороду (n=10).
Теоретико-практическая значимость исследования. Изучение проблем профилактики и выявление факторов риска, формирующих девиантное поведение подростков, позволило: выявить факторы риска, формирующих девиантное поведение; определить проблемы профилактики девиантного поведения подростков на муниципальном уровне; разработать рекомендации по совершенствованию профилактической деятельности. На основе проведенного теоретического и эмпирического исследования разработан социальный проект, позволяющий совершенствовать профилактику девиантного поведения подростков на муниципальном уровне.
Целесообразным может стать применение полученных данных в процессе изучения учебных дисциплин «Девиантология», «Психология социальной адаптации личности», «Психолого-педагогическая диагностика и семейное консультирование», «Опыт работы территориальных органов социальной защиты семьи и детей», «Активные формы профилактики алкоголизма и наркомании в молодежной среде», «Психолого-педагогическая диагностика и семейное консультирование», «Социальная педагогика» по направлению подготовки «Социальная работа».
Апробация результатов исследования. Положения и результаты исследования были апробированы в ходе прохождения производственной и преддипломной практик на базе ПДН Отдела полиции № 1 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Белгороду.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Согласно статистическим данным, в 2015 г. в Российской федерации (с учетом данных по Крымскому федеральному округу) было совершено около 62 тыс. преступлений несовершеннолетними или при их соучастии. Данные показывают, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии в 2015 г. больше чем в 2014г. на 2,3 тыс. Таким образом, проблема девиантного поведения подростков остается актуальной и требует разработать более эффективные меры профилактики.
В научной литературе выделены причины девиантности подростков: крушение прежних идеалов, переориентация не совершеннолетних на новые, до конца не осознанные идеалы, безработица, резкое ухудшение жизненных условий всего населения, падение престижа образования, культуры (отсюда снижение культурного уровня молодых людей в своей массе), крушение привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению нигилизма, агрессивности, жестокости, экстремизм.
Таким образом, девиантное поведение подростков является серьезной проблемой, и сложившаяся ситуация побуждает к разработке мер по совершенствованию профилактики девинтного поведения подростков.
Степень научной разработанности проблемы. Девиантность подростков рассматривается как сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет разноплановый и междисциплинарный характер.
Проблема девиантного поведения широко освещена зарубежными и отечественными специалистами разного профиля - социологами, психологами, психиатрами, педагогами, юристами - М.И. Бобневой, B. П. Бочаровой, Р. Гарофало, К.Ю. Добрина, Э. Дюркгейма, Л.Я. Жезлова, Н.И. Забродина, Р.К. Мертона, Р.В. Овчаровой, О.М. Овчинникова, Ф. Танненбаума, Л.К. Фортовой и другими.
Вопросы предупреждения и профилактики девиантного поведения подростков занимают одно из достойных мест в российской науке. Этой проблеме посвящены специальные работы М.А. Алемаскина, C. Л. Арзуманяна, М.М. Бабаева, В.Г. Баженова, С.А. Беличевой, Г.В. Болдырева, Г.В. Валицкас, В.Л. Васильева, А.Э. Жалинского, А.И. Миллера, Г.М. Миньковского, И.А. Невского, О.М. Овчинникова, Л.К. Фортовой, К.И. Шацева и других.
Весомый вклад в изучение проблемы девиантного поведения подростков внесли А.И. Захаров, Л.М. Зюбин, И.С. Кон, Б.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К. Леонгард, А.Е. Личко, И.Ф.Мягков, В.Н. Мясищев, Э.Ш. Натанзон, М. Ратгер, B.C. Степанов, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и другие.
Современными исследователями проблем девиации подростков являются такие ученые как А.Л. Арефьев, Е. Вахрамов, Я.И Гилинский, Л.Б. Шнейдер, А.Г. Эфендиева, Ю. Юричка и другие.
Изучением факторов риска, формирующих девиантное поведение, уделяли внимание ученые и публицисты из разных областей науки. В частности, можно назвать работы таких авторов, как Ю.М. Антонян, А.В Гриценко, М.И. Еникеева, В.П. Михайловой, В.С. Мухиной,
Е.Н. Пашковой, Ю.И. Фролова и других.
Исследованием причин девиантного поведения подростков занимались А.А. Александров, М.И. Буянов, Ф. Вольтер, Я.И. Гилинский, Д. Дидро, Л.Я. Жезлова, К.Е. Игошев, Ш. Монтескье, Б.Ф. Райский, Д.И. Фельдштейн и другие.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: профилактика девиантного поведения подростков.
Цель исследования: рассмотреть девиантное поведение подростков в контексте выявления факторов риска и предложить рекомендации по совершенствованию профилактики девиантного поведения подростков на муниципальном уровне.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения профилактики девиантного поведения подростков.
2. Изучить проблемы профилактики и выявить факторы риска девиантности подростков.
3. Разработать социальный проект по профилактике девиантного поведения подростков в г. Белгороде.
Теоретико-методологические основы исследования: философско-
методологические теории девиации зарубежных ученых: теория социального взаимодействия А. Бандуры; теория познания (Б.Г. Ананьев, И.Д. Андреев, Л.И. Анциферова, Г.С. Батищев, A.A. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.М. Демин, A.A. Деркач); психофизиологическая теория личности (Б.С. Алякринский, В.Г. Асеев, Б.М. Бим-Бад, Б.Т. Григорьян, Э. Гюннинг, И.А. Држевецкая, H.H. Данилова, Л. Детари, В.М. Дильман, В.П. Казначеев, Н.И. Моисеева, В.И. Панкова); теория развития личности в процессе жизнедеятельности (А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, В.А. Аверин, B.C. Агапов, И.Р. Алтунина, И.В. Боев, H.H. Волоскова, A. Н. Глушко, А.Н. Леонтьев). Особое значение имеют: концепции личности как субъекта деятельности (С.Л. Рубинштейн), личности в интегральной системе человекознания (Б.Г. Ананьев), пограничной аномальной личности (O.A. Ахвердова, И.В. Боев), интегральной индивидуальности (Е.А. Климов, B. C. Мерлин, Б.А. Никитюк).
Социологические теории, направленные на изучение девиантного поведения: теория социальной аномии Э. Дюркгейма, которая рассматривает отклоняющееся поведение как следствие общественной дезорганизации, радикальных социальных перемен. Теория девиантной субкультуры А. Коэна, в которой девиантное поведение выступает как результат несоответствия между стремлением молодежи к успеху и ее реальными возможностями его достижения. Для подростков в наибольшей мере характерна потребность соответствовать нормам своей группы, поэтому формирование девиантного происходит на основе подражания.
Методы исследования: теоретический анализ литературы (позволил проанализировать особенности девиантного поведения подростков и рассмотреть специфику профилактики такого поведения), анализ нормативно-правовых документов (позволил изучить нормативно-правовую базу по теме исследования), социологические методы сбора данных (анкетирование, анализ учебно-профилактических карточек на несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних), графическая обработка и анализ эмпирических данных (IBM SPSS Statistics Base v22.0).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу составили нормативно-правовые акты РФ всех уровней: федеральный уровень (Федеральный закон 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», федеральный закон от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», федеральный закон от 24.06.1999 № 120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», постановление Правительства РФ от 13.03.2002 № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризоности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год»), региональный (закон Белгородской области от 13 декабря 2000 г. № 122 «О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области», постановление Правительства Белгородской обл. от 14.01.2013 № 4-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений, борьба с преступностью, обеспечение безопасности дорожного движения в Белгородской области на 2013 - 2020 годы»), муниципальный (приказ управления образования администрации города Белгорода от 11.04.2014 г. № 527 «Об организации работы по профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся»), локальный (приказы, распоряжения, личные дела несовершеннолетних правонарушителей, информационные материалы Отдела полиции № 1 УМВД РФ по г. Белгороду).
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором дипломной работы прикладного социологического исследования «Изучение проблем профилактики и выявление факторов риска, формирующих девиантное поведение подростков» (январь-май 2016г.), посредством анкетирования инспекторов по делам несовершеннолетних на базе Отдела полиции №1 УМВД России по городу Белгороду и специалистов МБОУ «Лицей №10» города Белгорода (n=15); анкетирования подростков, состоящих на внутришкольном учете МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода, а так же подростков, состоящих на учебно-профилактическом учете ПДН ОП №1 УМВД России по городу Белгороду (n=102); контент-анализа учебно-профилактических карточек на несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОП №1 УМВД России по городу Белгороду (n=10).
Теоретико-практическая значимость исследования. Изучение проблем профилактики и выявление факторов риска, формирующих девиантное поведение подростков, позволило: выявить факторы риска, формирующих девиантное поведение; определить проблемы профилактики девиантного поведения подростков на муниципальном уровне; разработать рекомендации по совершенствованию профилактической деятельности. На основе проведенного теоретического и эмпирического исследования разработан социальный проект, позволяющий совершенствовать профилактику девиантного поведения подростков на муниципальном уровне.
Целесообразным может стать применение полученных данных в процессе изучения учебных дисциплин «Девиантология», «Психология социальной адаптации личности», «Психолого-педагогическая диагностика и семейное консультирование», «Опыт работы территориальных органов социальной защиты семьи и детей», «Активные формы профилактики алкоголизма и наркомании в молодежной среде», «Психолого-педагогическая диагностика и семейное консультирование», «Социальная педагогика» по направлению подготовки «Социальная работа».
Апробация результатов исследования. Положения и результаты исследования были апробированы в ходе прохождения производственной и преддипломной практик на базе ПДН Отдела полиции № 1 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Белгороду.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Проблема девиантного поведения подростков резко обострилась в России. Подростковая преступность, наркомания и алкоголизм вызывают особую тревогу. Чтобы снизить подростковую девиантность необходимо усовершенствовать методы профилактической деятельности.
Перед нами стояла цель рассмотреть девиантное поведение подростков в контексте выявления факторов риска и разработать проект по совершенствованию профилактики девиантного поведения подростков на муниципальном уровне.
Рассмотрев теоретические основы изучения девиантности подростков, мы выделили следующие факторы риска: биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические, морально-этические факторы. Так же нами были выделен ряд причин, которые оказывают влияние на формирование девиантного поведения подростков. А именно: индивидуально-психологические особенности подростков, акцентуации характера, подростковый кризис, негативное влияние группового общения в формировании личности, социально-педагогические причины и школьная дезадаптация.
Что касается нормативно-правовой базы профилактики девиантного поведения подростков, то она имеет всесторонний характер, и включает в себя как законодательные акты федерального уровня, так и регионального.
Система профилактики девиантного поведения подростков в Российской Федерации представляет собой взаимосвязь учреждений и органов, занимающихся превенцией общественно-опасного поведения, включая: КДН и ЗП; органы управления социальной защитой населения; органы, осуществляющие управление в сфере образования; органы опеки и попечительства и другие. Участвуют в деятельности по профилактике девиантного поведения подростков органы и учреждения культуры, физической культуры, спорта и туризма, другие органы и учреждения, а также общественные объединения в пределах их компетенции и порядке, установленном законодательством.
В ходе социологического исследования нами были изучены проблемы профилактики девиантного поведения подростков города Белгорода и выявлены факторы риска, формирующие девиантность подростков. Исследование включало в себя массовый опрос подростков (состоящих на внутришкольном учете МБОУ «Лицей №10» города Белгорода, а так же несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних Отдела полиции №1 УМВД России по г. Белгороду), экспертный опрос (среди инспекторов по делам несовершеннолетних Отдела полиции №1 УМВД России по г. Белгороду, социального педагога, педагога- психолога, психолога и классных руководителей МБОУ «Лицей №10» города Белгорода) и анализ учебно-профилактических карточек на несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних Отдела полиции №1 УМВД России по г. Белгороду.
Нами было выявлено, что к проблемам профилактики девиантого поведения относятся: бессистемность работы, недостаточная информированность, проблемы организации межведомственного взаимодействия, некомпетентность специалистов и недостаточное финансирование.
Эксперты считают, что если организовать досуг подростков, то это снизит уровень девиантности. Так же к мерам увеличения эффективности стоит относить координацию усилий субъектов профилактики девиантного поведения.
Говоря о факторах, формирующих девиантное поведение подростков, то нами было выявлено, что социально-педагогические факторы оказывают влияние в большей степени. Об этом свидетельствует анализ учебно-профилактических карточек несовершеннолетних, массовый и экспертные опросы.
Для совершенствования профилактической деятельности девиантности подростков нами были разработан социальный проект «Сделай жизнь ярче!», целью которого является снижение уровня девиантности подростков г.белгорода в течение 2016-2017 учебного года на 20%.
Проект будет реализован в течение 2016-2017 учебного года в городе Белгороде. В ходе проекта подростки смогут научиться использовать спорт как метод снятия повышенного эмоционального состояния, реализовать свои творческие и спортивные способности.
Социальный проект «Сделай жизнь ярче!», имеет сильные стороны, а именно взаимодействие специалистов разных учреждений, финансирование за счет средств муниципального бюджета и средств спонсорской помощи, реализация творческого потенциала подростков, активный досуг подростков, привлечение родителей к проблеме девиантного поведения подростков, привлечение внимания подростков к здоровому образу жизни, многообразие мероприятий.
«Сделай жизнь ярче!», уникален и состоит из трех этапов. Первый этап социального проекта - предварительный. На этом этапе будет проведено социологическое исследования среди подростков города Белгорода, направленное на выявление девиантного поведения. Затем будет разработан и утвержден план мероприятий. Второй этап социального проекта (непосредственного осуществления намеченного) включает в себя реализацию запланированных мероприятий (агитбригада «Мы выбираем жизнь», общешкольное родительское собрание, акция «Спорт - это жизнь!», конкурс плакатов и лозунгов на тему «Мы за здоровый образ жизни» и т.д.). На третьем этапе будут подведены итоги проектной деятельности, а так же публикация материалов в СМИ (телеканал «Мир Белогорья», на сайтах Росмолодежи и Центра молодежных инициатив).
В перспективах, мы надеемся, что проект будет реализовываться в дальнейшем, не только на муниципальном уровне, но и на региональном.
Перед нами стояла цель рассмотреть девиантное поведение подростков в контексте выявления факторов риска и разработать проект по совершенствованию профилактики девиантного поведения подростков на муниципальном уровне.
Рассмотрев теоретические основы изучения девиантности подростков, мы выделили следующие факторы риска: биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические, морально-этические факторы. Так же нами были выделен ряд причин, которые оказывают влияние на формирование девиантного поведения подростков. А именно: индивидуально-психологические особенности подростков, акцентуации характера, подростковый кризис, негативное влияние группового общения в формировании личности, социально-педагогические причины и школьная дезадаптация.
Что касается нормативно-правовой базы профилактики девиантного поведения подростков, то она имеет всесторонний характер, и включает в себя как законодательные акты федерального уровня, так и регионального.
Система профилактики девиантного поведения подростков в Российской Федерации представляет собой взаимосвязь учреждений и органов, занимающихся превенцией общественно-опасного поведения, включая: КДН и ЗП; органы управления социальной защитой населения; органы, осуществляющие управление в сфере образования; органы опеки и попечительства и другие. Участвуют в деятельности по профилактике девиантного поведения подростков органы и учреждения культуры, физической культуры, спорта и туризма, другие органы и учреждения, а также общественные объединения в пределах их компетенции и порядке, установленном законодательством.
В ходе социологического исследования нами были изучены проблемы профилактики девиантного поведения подростков города Белгорода и выявлены факторы риска, формирующие девиантность подростков. Исследование включало в себя массовый опрос подростков (состоящих на внутришкольном учете МБОУ «Лицей №10» города Белгорода, а так же несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних Отдела полиции №1 УМВД России по г. Белгороду), экспертный опрос (среди инспекторов по делам несовершеннолетних Отдела полиции №1 УМВД России по г. Белгороду, социального педагога, педагога- психолога, психолога и классных руководителей МБОУ «Лицей №10» города Белгорода) и анализ учебно-профилактических карточек на несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних Отдела полиции №1 УМВД России по г. Белгороду.
Нами было выявлено, что к проблемам профилактики девиантого поведения относятся: бессистемность работы, недостаточная информированность, проблемы организации межведомственного взаимодействия, некомпетентность специалистов и недостаточное финансирование.
Эксперты считают, что если организовать досуг подростков, то это снизит уровень девиантности. Так же к мерам увеличения эффективности стоит относить координацию усилий субъектов профилактики девиантного поведения.
Говоря о факторах, формирующих девиантное поведение подростков, то нами было выявлено, что социально-педагогические факторы оказывают влияние в большей степени. Об этом свидетельствует анализ учебно-профилактических карточек несовершеннолетних, массовый и экспертные опросы.
Для совершенствования профилактической деятельности девиантности подростков нами были разработан социальный проект «Сделай жизнь ярче!», целью которого является снижение уровня девиантности подростков г.белгорода в течение 2016-2017 учебного года на 20%.
Проект будет реализован в течение 2016-2017 учебного года в городе Белгороде. В ходе проекта подростки смогут научиться использовать спорт как метод снятия повышенного эмоционального состояния, реализовать свои творческие и спортивные способности.
Социальный проект «Сделай жизнь ярче!», имеет сильные стороны, а именно взаимодействие специалистов разных учреждений, финансирование за счет средств муниципального бюджета и средств спонсорской помощи, реализация творческого потенциала подростков, активный досуг подростков, привлечение родителей к проблеме девиантного поведения подростков, привлечение внимания подростков к здоровому образу жизни, многообразие мероприятий.
«Сделай жизнь ярче!», уникален и состоит из трех этапов. Первый этап социального проекта - предварительный. На этом этапе будет проведено социологическое исследования среди подростков города Белгорода, направленное на выявление девиантного поведения. Затем будет разработан и утвержден план мероприятий. Второй этап социального проекта (непосредственного осуществления намеченного) включает в себя реализацию запланированных мероприятий (агитбригада «Мы выбираем жизнь», общешкольное родительское собрание, акция «Спорт - это жизнь!», конкурс плакатов и лозунгов на тему «Мы за здоровый образ жизни» и т.д.). На третьем этапе будут подведены итоги проектной деятельности, а так же публикация материалов в СМИ (телеканал «Мир Белогорья», на сайтах Росмолодежи и Центра молодежных инициатив).
В перспективах, мы надеемся, что проект будет реализовываться в дальнейшем, не только на муниципальном уровне, но и на региональном.
Подобные работы
- Профилактика девиантного поведения подростков «группы риска»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2021 - ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Первичная профилактика девиантного поведения подростков
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3400 р. Год сдачи: 2020 - Фрустрация как предиктор риска девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция девиантного поведения подростков (Брянский Государственный Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2015 - Гендерные особенности девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025



