Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Музеи в культурном пространстве города

Работа №7078

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы237стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
798
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Музей и город 20
§1. Музей как форма локальной культуры 20
§2. Нижний Новгород в пространственно-временном отношении 26
§3. Нижний Новгород в конце ХХ века 36
§4. Культурный потенциал города. Культурная столица или провинция? 44 §5. Нижегородские музеи в культурном пространстве города от
основания до 1985 года 53
§6. Характеристика музеев Нижнего Новгорода в 1990 -ые годы 60
Глава 2. Система государственных и муниципальных музеев Нижнего Новгорода: поиск оптимальных решений их
функционирования 96
§1. Музей в системе городских сообществ 96
§2. Социальные функции современного музея 112
§3. Музейная аудитория 130
§4. Музейные здания и состояние недвижимых памятников 154
Глава 3. Место и роль промышленных музеев в культурной жизни
Нижнего Новгорода: проблемы и перспективы 171
§1. Промышленные музеи Нижнего Новгорода - от основания до
современности 171
§2. Проект создания на базе промышленных музеев Нижнего Новгорода
«Музея города Горького» 176
Заключение 194
Список сокращений 199
Список источников и литературы 201
Приложение. Аннотированный список музеев Нижнего Новгорода... 219
2



Последние 15 лет стали для российских музеев, как и для всего российского общества, переломными. Закончил своё существование Советский Союз, а вместе с ним и выстраивавшаяся на протяжении десятилетий огромная идеологическая и пропагандистская машина, составной частью которой были музеи. Ситуацию в большинстве региональных музеев, вне зависимости от их профиля, в основном можно было охарактеризовать как «унифицированную» (похожие структуры, похожие коллекции, похожие виды деятельности, похожее положение в обществе), «закрытую», «консервативную». Соответственно новая социокультурная ситуация серьезно скорректировала работу музеев. После многих лет удручающего однообразия важной проблемой отечественных музеев стала индивидуализация, обретение ими собственного лица. Сегодня хороший музей - это музей необычный, не похожий на остальные, такой, который мог появиться лишь здесь и теперь, в конкретном регионе, конкретной местности, для решения задач культурного развития конкретных сообществ, то есть музей, неразрывно связанный с историей и культурой места. Уже недостаточно было делать музей «по методикам», универсальным рецептам из центра- какими бы они не казались удачными.
Каждый регион, каждая территория, каждый город уникальны, они обладают историко-культурным потенциалом, который может быть использован для их развития и формирования сознания людей. Необходимо определение региональным сообществом своего места во времени и пространстве. Это определение, этот поиск может происходить с помощью таких понятий, как «история», «память», «наследие», выявление «лица» и «души» территорий и местных «мифов», вовлечение в оборот историко¬культурного наследия. Важную роль в этом процессе могут и должны играть музеи. Необходимо осознать своеобразность каждого региона и согласно этому строить музей, ведь любой провинциальный музей является по своей сути - краеведческим.
3

В диссертационном исследовании рассматривается роль и место музеев в культурном пространстве крупного исторического города на примере музеев Нижнего Новгорода. Под ролью музеев понимается мера их влияния на окружающее пространство, степень участия в жизни города и его жителей, а место - это определенное положение, занимаемое музеем в культурном пространстве города. Без определения музеями своей роли и нахождения ими места в этом пространстве, невозможна их полноценная деятельность.
В течение последних 15 лет в российских музеях происходил процесс определения музеями своего места и роли в культурном пространстве города. Смена идеологических установок, и как следствие растерянность, новые экономические условия и нехватка финансирования, спад посещаемости, заставляющий переориентироваться с обслуживания туристского потока на работу с городскими сообществами, возникновение конкурирующих с музеями институций, передача церкви музеефицированных культовых зданий- со всеми этими проблемами столкнулись российские музеи.
Одновременно с этим, передовая музейная практика демонстрирует серьезный потенциал влияния музеев на современную культурную ситуацию. Сегодня многие рассматривают музей как центр информации, культурный центр, центр научной и художественной жизни, как место встречи различных возрастных, социальных, профессиональных или этнических групп, для каждой из которых посещение музея имеет свой специфический смысл, не всегда сводящийся к воспитательному. Музей перестал замыкаться в своих стенах и пытается распространить своё влияние за пределы отведённой ему территории, доказывая свою значимость. Заметен начавшийся процесс изменения социальной роли музея, перестройки форм и методов работы, направленной на повышение эффективности взаимодействия музея с обществом.
В качестве объекта исследования рассматриваются музеи Нижнего Новгорода, связанные на многих уровнях со своей средой бытования. Предметами исследования являются роль и место музеев Нижнего
4

Новгорода в культурном пространстве города, обеспечивающие непрерывность трансляции наследия и являющиеся элементом современной культурной инфраструктуры.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение роли и места музеев Нижнего Новгорода в культурном пространстве города дает возможность охарактеризовать деятельность большой группы музеев крупного исторического города в конце 20 -начале 21 века и выявить их место и роль в культурном пространстве города.
К началу исследуемого периода музейная система Нижнего Новгорода в основном сложилась. Она прошла характерный для российского исторического города путь: создание первых музеев силами ученых в конце 19 века, создание в предвоенные годы музеев при участии общественности, значительный рост числа музеев в послевоенный период. В середине 1980-х годов музейная сеть города была типичной для крупного областного центра РСФСР - гигантское историко-архитектурное музейное объединение, музеи известных земляков, большая группа школьных, ВУЗовских, заводских и общественных музеев. Типичной была и музейная деятельность- начавшись с просветительской в конце 19 века к середине 1980-х музей превратился в пропагандистское учреждение.
В результате проведенного исследования впервые удалось комплексно показать и изучить определенные факторы внешней среды музея, влияющие на его деятельность в культурном пространстве крупного постсоветского города. Данные факторы можно разделить на две группы: типичные для большинства российских регионов и характерные исключительно для Нижнего Новгорода. К первой группе можно отнести изменение политического строя и экономический кризис, ко второй - возникновение особого нижегородского регионализма и присвоение городу статуса административного центра (столицы) Приволжского федерального округа. Кроме того, на протяжении всего периода исследования в Нижнем Новгороде идет дискуссия о культурном «статусе» города - одни считают город «культурной провинцией», другие «культурной столицей». Как показало исследование, совокупность этих факторов привела в различных музеях к прямо противоположным результатам - одни музеи усилили свое влияние на
194

культурное пространство города, превратившись из идеологических учреждений в многофункциональные центры со специфически музейными функциями, другие же окончательно уступили свои позиции.
Роль и место музеев в культурном пространстве города изучалось по нескольким характеристикам, тесно взаимосвязанным: отношения с местными сообществами, реализация социальных функций, работа с аудиторией и состояние музейных зданий. Исследование показало, что отношения большинства музеев с местными сообществами крайне ограничены и в основном ограничиваются взаимодействием с органами управления культуры. Контакты с другими группами местных сообществ крайне ограничены из-за специфического отношения к ним музейных сотрудников большинства музеев Нижнего Новгорода, так отношение к представителям бизнеса и масс-медиа - презрительное, к неправительственным организациям - настороженное, к коллегам из других и культурных институций (в том числе музеев) - ревнивое. Соответственно музеи отгораживаются от значительной части городских сообществ и упускают возможность использования внешних материальных и интеллектуальных ресурсов для своего развития.
Социальные функции, характерные для современного музея, в музеях города реализуются в довольно искаженном виде. Функция документирования из-за сложного финансового положения реализуется в неполном объеме. Функция коммуникативной интерпретации, основанная прежде всего на экспозиции, также не реализовывается в полном объеме, так как уровень экспозиций большинства нижегородских музеев находятся на крайне низком уровне. На базе этих экспозиций предлагаются соответствующие программы, которые не соответствуют стандартам сегодняшнего дня. Музеи, в большинстве своем, буквально отвернулись от своей потенциальной аудитории, которую уже не заинтересуешь «скучным» музеем, в котором отсутствуют полноценные просветительские и развлекательные программы для различных групп аудитории. Реализация. функции моделирования действительности затруднена в связи со сложной ситуацией, сложившейся в архитектурно-градостроительной сфере города. Десятилетие закрыты здания ННГИМАМЗ и НГХМ на Волжском откосе, в крайне тяжелом состоянии находится кремль, а историческая застройка исчезает под активным натиском строительства в центре Нижнего Новгорода.



1. ГАНО. Ф. 569, оп. 1779, д.6, д.9, об.
Государственный музей А.М. Горького
2. Государственный музей А.М. Горького. Научный архив. Папка деловой документации. Концепция «Океанический человек». Проект. 2001-2002
3. Государственный музей А.М. Горького. Текущий архив. Отчет Государственного музея А.М. Горького за 2000 год. 2001.
4. Государственный музей А.М. Горького. Текущий архив. Отчет Государственного музея А.М. Горького за 2001 год. 2002.
5. Государственный музей А.М. Горького. Текущий архив. Папка «Проект «Анненковы: реалии романтической любви». 2001.
Государственный центр современного искусства. Нижегородский филиал.
6. Государственный центр современного искусства. Нижегородский филиал. Текущий архив. Папка «Арсенал», 1999-2003.
7. Государственный центр современного искусства. Нижегородский филиал. Текущий архив. Папка «Полиэкран», 2002.
Департамент Культуры г. Нижнего Новгорода
8. Департамент Культуры г. Нижнего Новгорода. Текущий архив. Отчеты о деятельности за 1995-2001 гг.
9. Департамент Культуры г. Нижнего Новгорода. Текущий архив. Папка «Программа «Год возрождения нижегородских кинотеатров». 2000.
10. Департамент Культуры г. Нижнего Новгорода. Текущий архив. Папка документации. Распоряжение Администрации г. Нижнего Новгорода от 22.07.03 № 2122-р «О создании муниципального учреждения культуры города Нижнего Новгорода "Музей истории и культуры Московского района"».
Департамент культуры Нижегородской области
11. Департамент культуры Нижегородской области. Текущий архив. Отчеты о деятельности за 1995-2001 гг.
Департамент по охране и использованию историко-культурного наследия
Нижегородской области и Нижнего Новгорода.
12. Департамент по охране и использованию историко-культурного наследия Нижегородской области и Нижнего Новгорода. Текущий архив. Концепция использования башен Нижегородского Кремля. 2002
Министерство культуры Правительства Нижегородской области
13. Министерство культуры Правительства Нижегородской области. Текущий архив. Папка «Программа «Развитие музейного дела в Нижегородской области на период 2003-2005 гг.». 2003.
201

Музей истории ОАО «ГАЗ»
14. Музей истории ОАО «ГАЗ». Текущий архив. Папка «Проект «ГАЗ- Ford- Ostins- история сотрудничества». Концепция проекта. 2000.
Музей Нижегородского государственного университета им. Н.И.
Лобачевского
15. Музей Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Текущий архив. «Справка по Проекту "Создание музея науки и техники"», 2001.
16. Музей Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Текущий архив. Устав общественного объединения Региональная общественная организация «Нижегородский центр поддержки и развития музеев», 1999.
Музей Нижегородской интеллигенции
17. Музей Нижегородской интеллигенции. Текущий архив. Папка «Проектные предложения по созданию «Центра иностранного туризма»,
2001.
Нижегородская государственная областная научная универсальная библиотека (НГОНУБ) им. Ленина
18. Нижегородская государственная областная научная универсальная библиотека (НГОНУБ) им. Ленина. Данные мониторинга сектора информации по культуре и искусству.
Нижегородский мемориальный музей-квартира А. Д. Сахарова
19. Нижегородский мемориальный музей-квартира А. Д. Сахарова. Текущий архив. Папка деловой документации. Информация о попечительском совете, 2000 год.
Нижегородский мемориальный музей Н.А. Добролюбова
20. Нижегородский мемориальный музей Н.А. Добролюбова. Текущий архив. Папка «Проект «Романтики подслеповаты: очки и очкарики сквозь линзу Времени» на Красноярской музейной биеннале», 2001.
Опубликованные источники
Официальные документы
21. Инвестиционный проект « Нижегородский государственный
художественный музей. Реставрация здания на В.Волжской набережной, 3 ». Официальный сайт Правительства Нижегородской области. [on-line]. 2003. [Цит. 17 ноября 2003 г.]. Метод доступа
.Инвестиционный проект «Нижегородский государственный историко-архитектурный музей- заповедник. Реставрация главного здания». Официальный сайт
202

Правительства Нижегородской области. [on-line]. 2003. [Цит. 17 ноября 2003 г.]. Метод доступа .
23. Кириенко Сергей. У Нижнего Новгорода есть серьезные основания побороться за звание «Культурная столица Поволжья 2005». Официальное сообщение пресс-службы Полномочного представителя Президента в ПФО от 17 ноября 2003 года. Официальный сайт Полномочного представителя Президента в ПФО. [on-line]. 2003. [Цит. 17 ноября 2003 г.]. Метод доступа .
24. О социальных нормативах. Циркулярное письмо МК РФ от 27. 05. 1996. Цит. По Сундиева А. А., Каулен М., Чувилова И. - Деятельность музеев: музеи РФ в на рубеже тысячелетий (аналитический обзор) ГИВЦ МК РФ, РИК - М. 2001 -С. 5.
25. Отчет о работе министерства культуры Нижегородской области за 2003 год. Официальный сайт Правительства Нижегородской области. [on-line]. 2003. [Цит. 30 декабря 2003 г.]. Метод доступа .
26. Программа развития города «Нижний Новгород - столица Поволжья». Официальный информационный портал администрации города Нижнего Новгорода [on-line]. 2003. [Цит. 1 мая 2003 г.]. Метод доступа .
27. Программа развития города «Нижний Новгород - столица Поволжья». Раздел «Культура города». Официальный информационный портал администрации города Нижнего Новгорода [on-line]. 2003. [Цит. 1 мая 2003 г.]. Метод доступа .
28. Указ Президиума Верховного совета РСФСР «О переименовании города Горький в Нижний Новгород» от 22 октября 1990 года.
29. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». // «Российская газета», 2003, 15 января, N° 5 (3119).
30. Федеральный закон от 24 апреля 1996 г. № 54 -ФЗ «О музеях и музейном фонде Российской Федерации». // Информационный бюллетень российского комитета ИКОМ, 1996, №2 - С. 1-15.
31. Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»// Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3430.
Официальные сайты (страницы в сети Интернет) музеев Нижнего Новгорода
32. Вестник культуры Нижегородской области. 1998, Издание Департамента культуры и искусства Администрации Нижегородской области.
33. Государственный музей Горького. Официальный сайт. [on-line]. 1999-2003. [Цит. 9 ноября 2003 г.]. Метод доступа .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ