Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самосознание нетрадиционных религиозных сообществ в современной России

Работа №7074

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы159стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
750
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СООБЩЕСТВ
1.1. Проблема религиозного самосознания в опыте философской рефлексии
1.2. Типология нетрадиционных религиозных сообществ
1.3. Ценности и символы нетрадиционных религиозных сообществ
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО САМОСОЗНАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ СООБЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1. Влияние современной социокультурной ситуации на формирование самосознания нетрадиционных религиозных сообществ
2.2. Особенности самосознания нетрадиционных религиозных сообществ
2.3. Проблема религиозной толерантности в современной России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность темы исследования. Современный этап развития России характеризуется глубинными трансформациями в духовной сфере общества. Сложилась новая социокультурная ситуация, обусловленная подъемом национального самосознания, ростом этнических конфликтов, сопровождаемых усилением сепаратистских настроений, волной террористических актов, которым нередко придается религиозная окраска, обусловленная полиэтничностью и поликонфессиональностью нашего государства. Наряду с влиянием православия и ислама (для отдельных этнических групп - буддизма и иудаизма), являющихся традиционными религиями, усилилось влияние различных религиозных движений на социокультурную ситуацию. В этом контексте актуальным представляется изучение проблемы «нетрадиционных религиозных сообществ», специфически влияющих на духовную атмосферу в обществе.
Некоторые нетрадиционные религиозные сообщества ориентируются на полное повиновение и подчинение своих приверженцев, подавляют всякое критическое мышление, что влияет на самосознание, духовное самоопределение, самореализацию, формирование смысложизненных ценностей, поэтому в обществе, как правило, существует негативное отношение к таким религиозным объединениям. Следовательно, возникает необходимость глубокого анализа и оценки этого явления, определения его места и перспективы в духовной жизни общества, поиска наиболее конструктивных путей формирования государственной политики во взаимоотношениях с нетрадиционными религиозными сообществами. Все это не может быть решено без систематических исследований российской социокультурной действительности, учитывающих опыт мирового религиоведения.
Если изучению истории возникновения, особенностей вероучения, организации нетрадиционных религиозных сообществ уделялось в последнее время повышенное внимание со стороны научного мира, то

4
проблема самосознания нетрадиционных религиозных сообществ остается малоисследованной, хотя религиозное самосознание регулирует практически всю жизнедеятельность верующего человека. Следовательно, разработка концептуальных положений по проблеме самосознания нетрадиционных религиозных сообществ с позиций философии культуры и религиоведения, выявление особенностей религиозного самосознания, ценностей и символов являются наиболее актуальными и крайне востребованными.
Степень разработанности проблемы. Проблема самосознания нетрадиционных религиозных сообществ современного российского общества является новой формой постановки вопроса, призванного найти свое решение в рамках данного исследования. Отдельные аспекты заявленной темы, как и методологические подходы, были исследованы в работах философского, философско-культурологического, философско- религиоведческого характера.
Философский анализ феномена самосознания был предпринят философами Нового времени: Р. Декартом, Г. Лейбницем, Т. Гоббсом, Дж. Локком и другими. Так, Дж. Локк сформулировал установку на самосознание как наблюдение внутреннего опыта. Г. Лейбниц трактовал самосознание как осознание собственных содержаний сознанием.1
В дальнейшем углубленную разработку данная проблема получила в трудах И. Канта, Г. Гегеля, И. Фихте, Ф. Шеллинга. Особенно следует отметить вклад Г. Гегеля, так как именно он первым в истории проследил логику развития сознания в соответствии с событиями мировой истории. В «Философии духа» Г. Гегель переинтерпретировал проблему самосознания
1 Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х т. - М., 1964; Локк Д. Сочинения. - М., 1985; См.: Постмодернизм. Энциклопедия. - Мн., 2001; Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4-х т. - М., 1982.

5
как процессуальность саморазвертывания духа в его рефлексии о самом себе. У И. Фихте сознание реализуется «в» и «через» самосознание.1
Проблематикой самосознания активно занимались и занимаются психологи. Следует выделить работы У. Джеймса, который попытался выстроить целостное видение проблемы самосознания, а его широкая перспектива видения этой проблемы в дальнейшем повлияла на развитие различных психологических теорий, описавших данный феномен. Проблемы самосознания рассматривались в трудах А. Адлера, С. Грофа,
В.П. Зинченко, И.С. Кона, А. Маслоу, К.К. Платонова, О. Ранка, В.В. Столина, Д.М. Угриновича, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни, К.Г. Юнга.
В отечественной философии изучением религиозного сознания и самосознания занимались Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, Вл. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, А.С. Хомяков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


За последние пятнадцать лет в России произошли кардинальные изменения практически во всех сферах жизни, в том числе и в религиозной. Во-первых, значительные изменения претерпели взаимоотношения религии и государства. Во-вторых, изменилось соотношение между верующими людьми и неверующими. В-третьих, во много раз возросло количество конфессий и церковных организаций. В- четвертых, увеличивается количество неправославных верующих. Современная религиозная ситуация открывает многочисленные возможности, предлагая потенциальному адепту примкнуть к тому или иному религиозному объединению.
Нетрадиционные религии обозначаются целым спектром понятий - «секты», «тоталитарные секты», «деноминации», «конфессии», «культы», «нетрадиционные религиозные движения», «Нью-Эйдж» и т.д. Разнообразие этой терминологии, с одной стороны, свидетельствует о богатстве исследуемых явлений, о различных подходах к их изучению. С другой стороны, наличие различного набора терминов, обозначающих нередко однотипные явления, порождает их неадекватное применение, вносит неоднозначность в научное мышление, поэтому автор диссертационного исследования придерживалась термина «нетрадиционные религиозные сообщества».
Разнообразие типологий, создающее определенные проблемы для научного исследования, представляет еще большие проблемы для религиоведения. Научный плюрализм, благоприятствующий в целом развитию теоретических исследований в этой области социогуманитарного знания, осложняется неоднозначностью и недостаточной разработанностью многих научных понятий и концепций. Не существует универсальной типологии, так как многие нетрадиционные религиозные сообщества сочетают в себе различные признаки того или иного типа

140
учения. Следовательно, типология всегда будет условна, и классифицировать эти сообщества следует на основе того, что является основополагающей доминантой в учении, в вере. На основании этого их можно подразделить на 5 условных типов: неохристианство, неоориентализм, синтетические религии, мистическая терапевтика, сатанизм.
Принадлежность человека к определенному нетрадиционному сообществу предполагает специфичность его самосознания.
Для выявления этой специфичности были проанализированы сущность, основные характеристики и закономерности развития самосознания, религиозного сознания и религиозного самосознания.
Самосознание - это сторона, момент в пространственно-временном развитии, осознание личностью своего места и роли в действительности. Самосознание обнаруживает себя в стремлении мыслить мир в максимальной мере, мир как таковой, то есть между самосознанием и миром создается отношение постоянного тождества-различия. Только через отождествление с миром «Я» становится именно «Я», то есть равным самому себе, что и характеризует ситуацию самосознания. В то же время достижение тождества становится и моментом полагания истинного различия, несводимости «Я» к миру, присутствия в нем собственного содержания.



1. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь: Кн. изд- во, 1973. - 166 с.
2. Авксентьев А.В. Коран, шариат и адаты. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1966. - 144 с.
3. Авксентьев В.А. Культура конфликта и формирование толерантных установок в российском обществе / Совместные действия ученых и религиозных деятелей в решении современных проблем Юга России. Тезисы научно-практической конференции. - Ставрополь: СКГТУ, СЕУ, 2001. - С. 25-29.
4. Адлер А. О нервическом характере. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 388 с.
5. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. - М.: «Когито- Центр», 2002. - 220 с.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: ПИТЕР, 2001. - 272 с.
7. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. - Л.: Лениздат, 1974. - 171 с.
8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. - 255 с.
9. Анисимов С.Ф. Нравственный прогресс и религия. - М.: Мысль, 1965. - 183 с.
10. Апресян Р.Г. Проблема «другого Я» и моральное самосознание личности // Философские науки. 1986. № 6. - С. 53-59.
11. Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М.: Знание, 1978. - 64 с.
12. Асмолов А.Г. Слово о толерантности // Век толерантности. - 2001. № 1. - С. 2-4.

145
13. Баева Л.В. Ценностное основание индивидуального и общественного бытия: опыт экзистенциальной аксиологии / Перспективы философской мысли на Юге России. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002. - С. 17-61.
14. Балагушкин А.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен // ОНС. 1996. № 5. С. 90-100.
15. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Часть I. - М.: Ин-т философии РАН, 1999. - 103 с.
16. Балагушкин Е.Г. Современные религиозно-мистические культы и молодежь / Будущее религии: проблемы и перспективы. Часть I. - М.: «Знание», 1991. - С. 130-163.
17. Бартошевич Э.М., Борисоглебский Е.И. Свидетели Иеговы. - М.: Политиздат, 1969. - 215 с.
18. Баха-Улла. - М., 1992. - 63 с.
19. Бахтин М.М. Этика словесного творчества. - СПб.: Летний Сад,
1999. - 286 с.
20. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с.
21. Берар П. Религия в современном мире. - М.: Политиздат, 1979. - 144 с.
22. Бергсон А. Собрание сочинений. Т. 1. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. - М.: Московский клуб, 1992. - 327 с.
23. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. - М.: Канон, 1999. - 464 с.
24. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 383 с.
25. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). - Москва: Книга, 1991. - 446 с.

146
26. Бибихин В.В. Философия и религии // Вопросы философии. 1992. №
7. С. 34-44.
27. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. - М.: Знание, 1981. - 64 с.
28. Борисов О.С. Религиозное сознание как объект философского исследования. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - СПб, 2000. - 16 с.
29. Борунков Ю.Ф. Религиозное сознание (философский анализ). Дисс. ... док. филос. наук. М., 1993. - 305 с.
30. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - М.: «Мысль», 1971. - 176 с.
31. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. № 1. - С. 6-13.
32. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лезова. - М.: Республика, 1995. - 464 с.
33. Будущее религии: проблемы и перспективы. Часть 1. / Отв. ред. В.П. Рачков. - М.: «Знание», 1991. - 164 с.
34. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 589 с.
35. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 415 с.
36. Введение в общее религиоведение / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 576 с.
37. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.
38. Виндельбанд В. Дух и история: Избранное. - М.: Юрист, 1995. - 687 с.
39. Воронин Л.Е. Адвентизм и реформизм. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1983. - 111 с.
40. Воронцова Л.М. Религия в современном массовом сознании // Социологические исследования. - 1995. - № 11. - С. 81-90.

147
41. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. № 3-6. - С. 23.
42. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Сапова. - М.: Республика, 1994. - 368 с.
43. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 65-68.
44. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М.: Мысль, 1988. - 420 с.
45. Галкин А.А. Социальные устои общества под натиском перемен // Полития. 1999. № 4 (14). С. 133-160.
46. Гараджа В.И. Мораль и религия // Вопросы философии. 1996. № 2. - С. 17-24.
47. Гараджа В.И. Религия и политическая система // Россия и современный мир. 1995. № 2. С. 57-60.
48. Гаражда В.И. Религия и наука о религии // Обществознание в школе.
- 1997. - № 4. - С. 2-8.
49. Гегель Г. Философия религии. Т. 1. - М.: Мысль, 1976. - 532 с.
50. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1971. - 630 с.
51. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. - М.: Мысль, 1961. - 135 с.
52. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1991. - 748 с.
53. Гольбах П. А. Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Мысль, 1963. - Т. 1 - 158 с. Т. 2 - 236 с.
54. Гордиенко Н.С. Российские Свидетели Иеговы: история и современность. - СПб.: Лимбус Пресс, 2000. - 232 с.
55. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. - Л.: Лениздат, 1987. - 302 с.
56. Государство, религия, церковь в России и за рубежом / Отв. ред. Н.А. Трофимчук. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 149 с.

148
57. Грачев В.Д. Негативные характеристики мышления (социально-философский анализ). - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - 175 с.
58. Григорьева Л.И. Религии «Нового века» и современное государство (Социально-философский очерк). - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2002. - 399 с.
59. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: интериоризация отечественной философии // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 103¬
114.
60. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. - М.: Политиздат, 1987. - 367 с.
61. Гуревич П.С. Гуманизм и вера: (Дискуссионные вопросы взаимоотношений современного религиозного сознания светской гуманистической традиции). - М.: Знание, 1990. - 64 с.
62. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. - М.: Проект, 2003.
- 336 с.
63. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. - М.: Политиздат, 1985. - 64 с.
64. Гуревич П.С. Социальная мифология. - М.: Мысль, 1983. - 175 с.
65. Гуркин В.Г. Эволюция религиозного сознания: (общесоциологический аспект анализа) - Пенза: Пензенский политехн. ин-т, 1982. - 13 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ