ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
|
Введение 3
1 Понятие и источники правового регулирования газовой отрасли в Российской
Федерации 7
1.1 Правовой режим газа как объекта общественных отношений 7
1.2 Общая характеристика источников правового регулирования общественных отношений в газовой отрасли 16
1.3 Содержание договорного регулирования в газовой отрасли 28
2 Проблемы реализации и совершенствования законодательства в газовой
отрасли 38
2.1 Деятельность публично-правовых субъектов в газовой отрасли 38
2.2 Правовое положение субъектов частноправовых отношений в газовой
отрасли 55
2.3 Стратегия развития и проблемы совершенствования действующего
законодательства в газовой отрасли 68
Заключение 97
Список использованных источников и литературы 100
1 Понятие и источники правового регулирования газовой отрасли в Российской
Федерации 7
1.1 Правовой режим газа как объекта общественных отношений 7
1.2 Общая характеристика источников правового регулирования общественных отношений в газовой отрасли 16
1.3 Содержание договорного регулирования в газовой отрасли 28
2 Проблемы реализации и совершенствования законодательства в газовой
отрасли 38
2.1 Деятельность публично-правовых субъектов в газовой отрасли 38
2.2 Правовое положение субъектов частноправовых отношений в газовой
отрасли 55
2.3 Стратегия развития и проблемы совершенствования действующего
законодательства в газовой отрасли 68
Заключение 97
Список использованных источников и литературы 100
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Газовая отрасль является крупнейшим источником пополнения государственного бюджета, а в силу этого имеет важное стратегическое значение в экономике и социальной сфере страны. Природный газ играет огромную роль в жизнеобеспечения населения, является важнейшей структурной составляющей развития производственных сил страны, и ее регионов.
Минерально-сырьевой комплекс России играет значительную роль в развитии страны, обеспечивая около 50% доходов бюджета Российской Федерации, более 70% экспортных поступлений, рабочие места для миллионов россиян в добывающих и смежных отраслях промышленности. Минерально - сырьевая база была и остается основой для формирования бюджета страны и сохранения экспортного потенциала на среднесрочную перспективу.
Механизм правового регулирования газовой отрасли имеет сложную структуру. Ввиду того, что в газовой отрасли отсутствует специальный закон, содержащий унифицированные нормы правового регулирования газовой отрасли, правовое регулирование данной отрасли осуществляется как общими, так и специальными источниками права. К общему законодательству следует отнести Конституцию Российской Федерации, Гражданский, Земельный, Налоговый, Бюджетный, Таможенный и другие кодексы Российской Федерации. К специальному законодательству относятся отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие конкретные аспекты правоотношений в данной отрасли. Общее и специальное законодательство имеет неразрывную связь. Также немаловажную роль играют международные договоры Российской Федерации, заключенные в газовой отрасли.
Особенности правового режима энергетических объектов газовой отрасли следует рассматривать с использованием классификации, основанной на функциональном назначении объекта, которые могут быть условно подразделены на объекты, предназначенные для добычи, переработки, транспортировки и хранения газа. Кроме того, особенностью правового режима энергетических объектов газовой отрасли является то, что данные объекты относятся к объектам топливно-энергетического комплекса, в отношении которых установлены требования об обеспечении антитеррористической защищенности.
Степень научной разработанности темы выпускной
квалификационной работы. Исследовательская работа основана на широком круге источников литературы. Основное место среди них занимают нормативно-правовые акты. Также материалом для данного исследования послужили практические и теоретические работы следующих авторов: В.В. Городов, Романова В.В., С.С. Алексеев, В.А. Горленко, П.Г. Лахно, Р.Н. Салиева.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования газовой отрасли.
Предмет выпускной квалификационной работы составляют применимые к объекту исследования различные источники энергетического права: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные правовые акты, международные конвенции.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ правового режима газовой отрасли Российской Федерации.
Реализации цели исследовательской работы обусловливает решение ряда конкретных задач:
1. Рассмотреть правовой режим газа как объекта общественных отношений;
2. Определить общую характеристику источников правового
регулирования общественных отношений в газовой отрасли;
3. Изучить содержание договорного регулирования в газовой отрасли;
4. Проанализировать деятельность публично-правовых субъектов в газовой отрасли;
5. Изучить правовое положение субъектов частноправовых отношений в газовой отрасли;
6. Проанализировать стратегию газовой отрасли и выявить проблемы развития действующего законодательства в газовой отрасли.
Методологическую основу исследования составили совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания, в их числе исторический, диалектический, системно-структурный, формально-юридический методы.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что сформулированные в ней положения развивают и уточняют некоторые разделы энергетического права, в частности, посвященные правовому регулированию газовой отрасли.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Проблемные положения настоящего исследования изложены в двух научных статьях:
1. Кузиахметова К.А. Правовое регулирование газовой отрасли //
Сборник статей Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы становления системы гражданско -правового
регулирования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp7id =42874387 (дата обращения: 20.04.2020).
2. Кузиахметова К.А. Договорное регулирование в газовой отрасли //
Сборник статей Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований» [Электронный ресурс]. URL: https://ami.im/mnpk-282-elibrary-ru/ (дата
обращения: 20.04.2020).
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Минерально-сырьевой комплекс России играет значительную роль в развитии страны, обеспечивая около 50% доходов бюджета Российской Федерации, более 70% экспортных поступлений, рабочие места для миллионов россиян в добывающих и смежных отраслях промышленности. Минерально - сырьевая база была и остается основой для формирования бюджета страны и сохранения экспортного потенциала на среднесрочную перспективу.
Механизм правового регулирования газовой отрасли имеет сложную структуру. Ввиду того, что в газовой отрасли отсутствует специальный закон, содержащий унифицированные нормы правового регулирования газовой отрасли, правовое регулирование данной отрасли осуществляется как общими, так и специальными источниками права. К общему законодательству следует отнести Конституцию Российской Федерации, Гражданский, Земельный, Налоговый, Бюджетный, Таможенный и другие кодексы Российской Федерации. К специальному законодательству относятся отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие конкретные аспекты правоотношений в данной отрасли. Общее и специальное законодательство имеет неразрывную связь. Также немаловажную роль играют международные договоры Российской Федерации, заключенные в газовой отрасли.
Особенности правового режима энергетических объектов газовой отрасли следует рассматривать с использованием классификации, основанной на функциональном назначении объекта, которые могут быть условно подразделены на объекты, предназначенные для добычи, переработки, транспортировки и хранения газа. Кроме того, особенностью правового режима энергетических объектов газовой отрасли является то, что данные объекты относятся к объектам топливно-энергетического комплекса, в отношении которых установлены требования об обеспечении антитеррористической защищенности.
Степень научной разработанности темы выпускной
квалификационной работы. Исследовательская работа основана на широком круге источников литературы. Основное место среди них занимают нормативно-правовые акты. Также материалом для данного исследования послужили практические и теоретические работы следующих авторов: В.В. Городов, Романова В.В., С.С. Алексеев, В.А. Горленко, П.Г. Лахно, Р.Н. Салиева.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования газовой отрасли.
Предмет выпускной квалификационной работы составляют применимые к объекту исследования различные источники энергетического права: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные правовые акты, международные конвенции.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ правового режима газовой отрасли Российской Федерации.
Реализации цели исследовательской работы обусловливает решение ряда конкретных задач:
1. Рассмотреть правовой режим газа как объекта общественных отношений;
2. Определить общую характеристику источников правового
регулирования общественных отношений в газовой отрасли;
3. Изучить содержание договорного регулирования в газовой отрасли;
4. Проанализировать деятельность публично-правовых субъектов в газовой отрасли;
5. Изучить правовое положение субъектов частноправовых отношений в газовой отрасли;
6. Проанализировать стратегию газовой отрасли и выявить проблемы развития действующего законодательства в газовой отрасли.
Методологическую основу исследования составили совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания, в их числе исторический, диалектический, системно-структурный, формально-юридический методы.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что сформулированные в ней положения развивают и уточняют некоторые разделы энергетического права, в частности, посвященные правовому регулированию газовой отрасли.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Проблемные положения настоящего исследования изложены в двух научных статьях:
1. Кузиахметова К.А. Правовое регулирование газовой отрасли //
Сборник статей Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы становления системы гражданско -правового
регулирования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp7id =42874387 (дата обращения: 20.04.2020).
2. Кузиахметова К.А. Договорное регулирование в газовой отрасли //
Сборник статей Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований» [Электронный ресурс]. URL: https://ami.im/mnpk-282-elibrary-ru/ (дата
обращения: 20.04.2020).
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
На основании проведенного в настоящей выпускной квалификационной работе исследования можно сделать следующие выводы.
1. На сегодняшний день развитие газовой отрасли Российской Федерации является очень актуальной темой, так как именно она является крупнейшим источником пополнения государственного бюджета, а в силу этого имеет важное стратегическое значение в экономике и социальной сфере страны. Природный газ играет огромную роль в жизнеобеспечения населения, является важнейшей структурной составляющей развития производственных сил страны, и ее регионов.
2. Общественные отношения в газовой отрасли регулируются различными источниками энергетического права: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные правовые акты, а также международные соглашения Российской Федерации о сотрудничестве в газовой отрасли. На основе источников правового регулирования общественных отношений в газовой отрасли был определен правовой режим газа в качестве товара, объекта биржевой торговли; объекта отношений по транспортировке магистральным трубопроводным транспортом, объекта внешнеэкономических сделок.
3. В газовой отрасли используются различные соглашения как публично¬правового, так и гражданско-правового характера, условно их можно классифицировать на: договоры, регулирующие отношения по поставке газа; договоры, регулирующие отношения по транспортировке газа; договоры на технологическое присоединение к газораспределительным, газотранспортным сетям; соглашения о разделе продукции; концессионные соглашения; договоры на хранение газа; договоры о техническом обслуживании газового оборудования.
4. Государственное регулирование в топливно -энергетическом комплексе осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование, следует отнести Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и другие ведомства.
5. Между компаниями, занимающимися добычей, переработкой, поставкой и транспортировкой газа, а также между энергетическими компаниями и потребителями газа складываются частноправовые отношения. Любые коммерческие организации, допущенные в установленном порядке на рынок газовой отрасли, могут быть субъектами частно-правовых отношений в данной отрасли.
Субъектами газоснабжения выступают: производители газа
газотранспортные организации, газоснабжающие организации, потребители газа, газораспределительные организации.
Крупнейшей газотранспортной компанией Российской Федерации является ПАО «Газпром». Кроме того, данная организация является собственником Единой системы газоснабжения Российской Федерации.
6. Задачи развития газовой отрасли закреплены в различных документах стратегического планирования: ежегодном послании Президента Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года.
7. По нашему мнению, развитие газовой отрасли Российской Федерации осложняется комплексом производственных и экономических ограничений: снижение добычи разрабатываемых месторождений и рост издержек ввиду освоения новых районов газодобычи; износ материально-технической базы всей инфраструктуры; низкая доходность поставок на внутренний рынок; медленный рост газификации регионов России; появление альтернативных
альтернативных каналов поставок снижает
конкурентоспособность российского газа; нестабильная внешнеэкономическая ситуация в мире.
8. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, о необходимости развития отечественного законодательства в газовой отрасли в следующих направления: снижение налоговой нагрузки и стимулирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих добычу углеводородного сырья на континентальном шельфе; совершенствование законодательства в сфере ценообразования на внутреннем рынке газа; упрощение процедуры подключения к газотранспортной инфраструктуре; реализация защиты прав и законных интересов поставщиков газа (проблема неплатежей); введение в правовое поле понятие «интеллектуальная система учета газа - совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета газа, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета газа, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета газа, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета газа, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах газа»;унификация национального законодательства в рамках соглашения «О формировании единого рынка газа ЕАЭС».
1. На сегодняшний день развитие газовой отрасли Российской Федерации является очень актуальной темой, так как именно она является крупнейшим источником пополнения государственного бюджета, а в силу этого имеет важное стратегическое значение в экономике и социальной сфере страны. Природный газ играет огромную роль в жизнеобеспечения населения, является важнейшей структурной составляющей развития производственных сил страны, и ее регионов.
2. Общественные отношения в газовой отрасли регулируются различными источниками энергетического права: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные правовые акты, а также международные соглашения Российской Федерации о сотрудничестве в газовой отрасли. На основе источников правового регулирования общественных отношений в газовой отрасли был определен правовой режим газа в качестве товара, объекта биржевой торговли; объекта отношений по транспортировке магистральным трубопроводным транспортом, объекта внешнеэкономических сделок.
3. В газовой отрасли используются различные соглашения как публично¬правового, так и гражданско-правового характера, условно их можно классифицировать на: договоры, регулирующие отношения по поставке газа; договоры, регулирующие отношения по транспортировке газа; договоры на технологическое присоединение к газораспределительным, газотранспортным сетям; соглашения о разделе продукции; концессионные соглашения; договоры на хранение газа; договоры о техническом обслуживании газового оборудования.
4. Государственное регулирование в топливно -энергетическом комплексе осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование, следует отнести Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и другие ведомства.
5. Между компаниями, занимающимися добычей, переработкой, поставкой и транспортировкой газа, а также между энергетическими компаниями и потребителями газа складываются частноправовые отношения. Любые коммерческие организации, допущенные в установленном порядке на рынок газовой отрасли, могут быть субъектами частно-правовых отношений в данной отрасли.
Субъектами газоснабжения выступают: производители газа
газотранспортные организации, газоснабжающие организации, потребители газа, газораспределительные организации.
Крупнейшей газотранспортной компанией Российской Федерации является ПАО «Газпром». Кроме того, данная организация является собственником Единой системы газоснабжения Российской Федерации.
6. Задачи развития газовой отрасли закреплены в различных документах стратегического планирования: ежегодном послании Президента Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года.
7. По нашему мнению, развитие газовой отрасли Российской Федерации осложняется комплексом производственных и экономических ограничений: снижение добычи разрабатываемых месторождений и рост издержек ввиду освоения новых районов газодобычи; износ материально-технической базы всей инфраструктуры; низкая доходность поставок на внутренний рынок; медленный рост газификации регионов России; появление альтернативных
альтернативных каналов поставок снижает
конкурентоспособность российского газа; нестабильная внешнеэкономическая ситуация в мире.
8. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, о необходимости развития отечественного законодательства в газовой отрасли в следующих направления: снижение налоговой нагрузки и стимулирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих добычу углеводородного сырья на континентальном шельфе; совершенствование законодательства в сфере ценообразования на внутреннем рынке газа; упрощение процедуры подключения к газотранспортной инфраструктуре; реализация защиты прав и законных интересов поставщиков газа (проблема неплатежей); введение в правовое поле понятие «интеллектуальная система учета газа - совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета газа, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета газа, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета газа, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета газа, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах газа»;унификация национального законодательства в рамках соглашения «О формировании единого рынка газа ЕАЭС».
Подобные работы
- ГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ В РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование экспортных поставок газа
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ГАЗОВОГО КУСТА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2022 - Правовое регулирование иностранной инвестиционной деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы правового регулирования деятельности по разведке и освоению нефтегазовых месторождений и поиск путей их решения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Нормативно-правовое регулирование
вознаграждений работникам
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



