ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1. Психологическая сущность и динамика развития
синдрома эмоционального выгорания 6
1.2. Факторы, влияющие на развитие синдрома
эмоционального выгорания у педагогов начальной школы 18
1.3. Профилактика и коррекция как направление
деятельности психолога образования 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 31
2.1. Диагностика признаков эмоционального
выгорания у педагогов начальной школы 31
2.2. Формы и содержание деятельности психолога по профилактике и коррекции эмоционального выгорания у педагогов начальной школы
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования проблемы профилактики и коррекции СЭВ у педагогов начальной школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким испытанием, как другой человек» [22]. Данная фраза послужила основой для исследования феномена синдрома эмоционального выгорания (далее по тексту СЭВ).
Актуальность проблемы состоит в том, что современный педагог, прийдя на работу, призван решать задачи, требующие серьёзных педагогических усилий. Педагог постоянно ищет эффективные пути решения, учитывая очень быстрые изменения в педагогической деятельности педагога, сделать это может психологически здоровый педагог. Также на педагога действуют многочисленные эмоциогенные факторы, вызывающие у педагога чувства неудовлетворённости работой, ухудшение самочувствия и накопление усталости.
Физиологические симптомы характеризуют напряжённость работы, что приводит к стрессам, истощению и «выгоранию». В результате этих процессов снижается качество профессиональной деятельности педагога: он не справляется со своими обязанностями, теряет творческий потенциал, деформирует свои профессиональные роли и отношения.
СЭВ является одной из распространённых преград для достижения высокого уровня профессионализма, творчеству и самореализации педагога.
«Выгорание» от части человек может дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы. Но к сожалению не все это знают и применяют на практике.
Своевременная профилактика и коррекция СЭВ способствует снижению негативных последствий СЭВ.
В психологической профилактике «выгорания» выделяют два основных направления: просвещение и тренинги, направленные на противодействие развитию «выгорания».
По мнению М. Грабе выгорание наступает тогда, когда человек на протяжении длительного времени отдаёт слишком много энергии и практически не восполняет её [21,116].
В связи с этим организация работы по сохранению психологического здоровья использует целый арсенал методов и упражнений, помогающих преодолеть СЭВ. Исследователи считают, что наилучший способ снижения СЭВ - профилактика и коррекция. Именно поэтому психологи отмечают, что специалист должен быть осведомлён необходимой базовой частью профилактики и коррекции СЭВ.
В качестве темы нашего исследования мы определили: «Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы».
Цель исследования: определение признаков профессиональной деформации как следствие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы и разработка рекомендаций по его профилактике.
Объект исследования: деятельность школьного психолога по профилактике и коррекции СЭВ у педагогов начальной школы.
Предмет исследования: формы и методы профилактической и коррекционной работы по снижению риска развития СЭВ у педагогов начальной школы.
Гипотеза исследования: мы предположили, что профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы будет успешной, если:
- будут выявлены признаки развивающегося синдрома эмоционального выгорания;
- определены факторы, способствующие его развитию;
- работа будет носить комплексный характер и осуществляться на административном, личностном и межличностном уровнях.
Для достижения цели нашего исследования решались следующие задачи:
1) На основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы раскрыть предметное значение понятия «синдром эмоционального выгорания», определить структуру и динамику его развития.
2) Рассмотреть причины и факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы.
3) Проанализировать сущность профилактической и коррекционной работы психолога образования.
4) Экспериментальным путем определить признаки синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных классов, определить факторы его вызывающие.
5) Подобрать формы и методы работы по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы, определить их эффективность.
6) Разработать рекомендации педагогам начальных классов по снижению риска у них синдрома эмоционального выгорания.
Для эффективного решения поставленных задач были использованы методы научно-педагогического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, тестирование, наблюдение.
База исследования: МБОУ ТСОШ №1 п. Тарасовский, Тарасовского района, Ростовской области
Практическая значимость изучения СЭВ заключается в том, что раскрывает содержание, виды, симптомы, факторы, которые влияют на развитие данного феномена. Полученные данные можно использовать в профилактической, психологической и коррекционной работе в образовательном учреждении с педагогами начальной школы. На основе полученных данных была подобрана профилактическая и коррекционная программа по снижению СЭВ у педагогов начальной школы.
Структура и объем работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и приложения. Общий объём ВКР без приложений составил 56 страниц.
В данной работе рассмотрена проблема профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы.
На этапе теоретического исследования необходимо было решить задачи:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы раскрыть предметное значение понятия «синдром эмоционального выгорания», определить структуру и динамику его развития.
2. Рассмотреть причины и факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы
3. Проанализировать сущность профилактической и коррекционной работы психолога образования.
Термин «burnout» (выгорание) в психологической науке появился сравнительно недавно в 70 г. ХХ столетия. За последние десятилетия психологическая наука стала активно изучать проблему СЭВ в разных сферах деятельности, относящихся к сфере «человек-человек».
Изучая различные подходы по изучению феномена СЭВ, мы выяснили, что согласно Всемирной организации здравоохранения «синдром эмоционального выгорания» - это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью к соматическим заболеваниям.
В структуре синдром эмоционального выгорания выделяют компоненты: однофакторная модель, которая обуславливается физическим, психическим, эмоциональным истощением; двухфакторная модель, включающая в себе эмоциональное истощение и деперсонализацию. Данный синдром развивается из-за несоответствия между ожиданиями, эмоциональными требованиями, которые предъявляются на работе.
Представители трёхфакторной модели считают, что синдром эмоционального выгорания состоит из трёх компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений.
Синдром эмоционального выгорания развивается по различным причинам: высокая эмоциональная включённость в работу, временные рамки деятельности, ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за проделанную работу, неумение регулировать собственное эмоциональное состояние, монотонность, физическое изнеможение, напряжение и конфликты в коллективе, несоответствия между ожиданиями.
На развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы влияют как внутренние так и внешние факторы. К внутренним относятся: повышенное эмоциональное чувство ответственности, склонность к эмоциональной ригидности; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация. К внешним - напряжённая психоэмоциональная деятельность, повышенная ответственность за выполняемую работу, неблагополучная эмоциональная обстановка.
На этапе эмпирического исследования необходимо было:
- экспериментальным путем определить признаки синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных классов, определить факторы его вызывающие.
- подобрать формы и методы работы по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы, определить их эффективность.
- разработать рекомендации педагогам начальных классов по снижению риска у них синдрома эмоционального выгорания.
Для осуществления диагностических целей были использованы методы: тестирование по методике В.В. Бойко по изучению уровня «Эмоционального выгорания», наблюдение, беседа.
Экспериментальное исследование СЭВ выявило, что педагоги находятся на разной стадии развития этого явления.
В фазе «напряжение» СЭВ сформировался у меньшего количества педагогов (23,1%); фаза «резистенция» сформировалась у 7,7% педагогов, находится в стадии формирования у 38,5% педагогов; фаза «истощение» не сформировалась у 92,3% педагогов, а 7,7% находится в стадии формирования. Данный факт говорит о том, что большее количество педагогов может справиться с негативным проявлением эмоционального выгорания.
При наблюдении за коллегами мы выявили ряд факторов, которые также влияют на развитие ЭВ у педагогов начальных классов:
- чрезмерная нагрузка педагогов;
- коммуникативные трудности, связанные с установлением межличностного взаимодействия с родителями, учениками, коллегами;
- неблагоприятный психологический климат в коллективе;
- нарушение педагогической этики;
- пониженная психологическая устойчивость к стрессу.
Для того чтобы, предупредить и скорректировать уровень СЭВ был подобран материал по профилактике и коррекции феномена ЭВ у педагогов начальной школы. В данной работе была задействована администрация школы, педагог-психолог и методист начальных классов. С педагогами начальных классов проводились диспуты, лектории и др. формы взаимодействия. В результате чего была сделана повторная диагностика, которая показала, что не у всех педагогов удалось скорректировать СЭВ. Далее педагогам были предложены рекомендации для минимизации развития у них синдрома эмоционального выгорания.
Мы считаем, что наша гипотеза частично подтвердилась, несмотря на то, что в фазах «напряжение» и «истощение» появился педагог со сформировавшимися фазами.
По нашему мнению педагог начальных классов со сформировавшимся СЭВ недостаточно понимает причины формирования данного феномена, не может абстрагироваться от рабочих и домашних проблем, отличается впечатлительностью, а также очень долго не может отпустить случившуюся ситуацию. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968 - с.339
2. Бафаев, М.М., Таджиходжаева, Ш.А. Рекомендации по профилактике профессионального выгорания у педагогов [Электронный ресурс] / М.М. Бафаев, Ш.А Таджиходжаева // - Режим доступа:https://novainfo.ru/article/11363 /. - Дата обращения: 23.05.2018.
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 336 с.
4. Воробьева, М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания [Текст]: Автореферат канд. псих. наук Екатеринбург, 2008
5. Гнездилова, О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога [Текст] // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4
6. Губина, С.Т. Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью музыкальных психологических средств воздействия [Текст]: Автореферат дис. канд. псих. наук. Ижевск, 2006
7. Ерилова, С.М. Профилактика эмоционального выгорания [Электронный ресурс] / С.М. Ерилова // - Режим доступа:http://www.samson-corp.ru/Developments/MM18/mm18-10.pdf/. - Дата обращения: 15.12. 2016.
8. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия [Текст] / под ред. Е.А. Левановой - СПб.: Питер, 2006.- 208 с.
9. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст]. - СПб: Питер, 2001. - 752 с., с. 225
10. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса.
Психологическая антропология стресса [Текст]. - М.:
Академический Проект. 2009. - 943с., с.742
11. Комаревцева, И.В. Психологические особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов системы специального образования [Текст]: Автореф. дис. ...канд. псих. наук/ И.В. Комаревцева Ставрополь, 2014. - 172 с.
12. Коновальчук, А.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей [Текст]: Автореф. дис. .. канд. псих. наук Нижний Новгород, 2008. -195 с.
13. Крапинина, О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих [Текст]: Автореферат дис. канд. псих. наук Тамбов, 2004
14. Кузнецова, Е.В., Петровская, В.Г., Рязанцева, С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания [Текст]: учеб. пособ. для студентов факультета психологии. / Е.В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. - Куйбышев, 2012. - 96с., с. 41
15. Малкина - Пых, И.Г. Техники позитивной терапии и НЛП [Текст]. - М.: Эксмо, 2008. -416с.
16. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 - 320 с.
17. Ожогова, Е.Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ [Текст]: Автореферат дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. Саратов, 2008. С.26
18. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика в образовании [Текст] // Вопросы психологии. - 2002. - №6 с. 103-113
19. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика в образовании [Текст] //Вопр. психол. - 2002. - № 1. - С. 38-44
20. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования [Текст]: Учебное пособие. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 208с., с. 7
21. Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч.конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.) [Текст]. - Челябинск: Два комсомольца, 2014, - vi, 192 с.
22. Подсадный, С.А., Орлов, Д.Н. Развитие научных представлений о синдроме выгорания [Текст] // Современные проблемы исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография/ под ред. В.В. Лукьяновой, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова; Курск. Гос.ун-т, - Курск, 2008 с.13-35, с. 28-33
23. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе [Текст] / авт.-сост. Е.А. Шкуринская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 158 с., с.116
24. Салогуб, А.С. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных учёных [Текст] // Молодой учёный 2014 №5 с. 459-461
25. Самоукина, Н.В. «Игры, в которые играют ...». Психологический практикум [Текст]. - г. Дубна, «Феникс+», 2000. - 128 с.
26. Сюртукова, Е.Ю. Организационные и личностные детерминанты психического выгорания в деятельности педагога в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Е.Ю. Сюртукова, Ярославль, 2014. - 234 с., с. 21
27. Толковый словарь русского языка: 120000 слов и фразеологических выражений [Текст] / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «А ТЕМП», 2016. - 896 с., с.423
28. Тренинг педагогического общения [Текст]: Учеб. пособие вузов / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2003. - 304 ил.
29. Чевокина, Е.А. Занятие с элементами тренинга для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» /Е.А. Чевокина// - Режим доступа:Ьир8://ши1иигок.ги/Ше8/7атаи1е-8-e1iemientami-trieningha-d1ia-piedaghog.html/. - Дата обращения: 15.11.2018
30. Черкашина, Е.М. Релаксационные занятия с педагогами для профилактики эмоционального выгорания [Электронный ресурс] /Е.М. Черкашина// - Режим доступа: http://sibiryachok.bdu.su/wp-content/up1oads/sites/100/2016/11/релаксационное-заняти-с-педагогами-октябрь-2018Лосх/. - Дата обращения: 10.10.2018
31. Чувашова, И.А. Содержание характеристики временной перспективы личности как фактор эмоционального выгорания субъектов профессиональной образовательной деятельности [Текст]: Автореф. дис. канд. псих. наук / И. А. Чувашова Кемерово, 2014. - 185 с.
32. Чутко, Л. С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты [Текст] / Л. С. Чутко, Н. В. Козина. - 2-е изд. - М.: МЕДпресс - информ, 2014. - 256 с.
33. Эмоциональное выгорание педагогов начальных классов [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://infourok.ru/statya-po-psihologii-na-temu-emocionalnoe-vigoranie-uchiteley-nachalnih-klassov-1050723.html/. - Дата
обращения: 21.11.2016