Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №70710

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
619
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1. Психологическая сущность и динамика развития
синдрома эмоционального выгорания 6
1.2. Факторы, влияющие на развитие синдрома
эмоционального выгорания у педагогов начальной школы 18
1.3. Профилактика и коррекция как направление
деятельности психолога образования 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 31
2.1. Диагностика признаков эмоционального
выгорания у педагогов начальной школы 31
2.2. Формы и содержание деятельности психолога по профилактике и коррекции эмоционального выгорания у педагогов начальной школы
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования проблемы профилактики и коррекции СЭВ у педагогов начальной школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ


«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким испытанием, как другой человек» [22]. Данная фраза послужила основой для исследования феномена синдрома эмоционального выгорания (далее по тексту СЭВ).
Актуальность проблемы состоит в том, что современный педагог, прийдя на работу, призван решать задачи, требующие серьёзных педагогических усилий. Педагог постоянно ищет эффективные пути решения, учитывая очень быстрые изменения в педагогической деятельности педагога, сделать это может психологически здоровый педагог. Также на педагога действуют многочисленные эмоциогенные факторы, вызывающие у педагога чувства неудовлетворённости работой, ухудшение самочувствия и накопление усталости.
Физиологические симптомы характеризуют напряжённость работы, что приводит к стрессам, истощению и «выгоранию». В результате этих процессов снижается качество профессиональной деятельности педагога: он не справляется со своими обязанностями, теряет творческий потенциал, деформирует свои профессиональные роли и отношения.
СЭВ является одной из распространённых преград для достижения высокого уровня профессионализма, творчеству и самореализации педагога.
«Выгорание» от части человек может дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы. Но к сожалению не все это знают и применяют на практике.
Своевременная профилактика и коррекция СЭВ способствует снижению негативных последствий СЭВ.
В психологической профилактике «выгорания» выделяют два основных направления: просвещение и тренинги, направленные на противодействие развитию «выгорания».
По мнению М. Грабе выгорание наступает тогда, когда человек на протяжении длительного времени отдаёт слишком много энергии и практически не восполняет её [21,116].
В связи с этим организация работы по сохранению психологического здоровья использует целый арсенал методов и упражнений, помогающих преодолеть СЭВ. Исследователи считают, что наилучший способ снижения СЭВ - профилактика и коррекция. Именно поэтому психологи отмечают, что специалист должен быть осведомлён необходимой базовой частью профилактики и коррекции СЭВ.
В качестве темы нашего исследования мы определили: «Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы».
Цель исследования: определение признаков профессиональной деформации как следствие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы и разработка рекомендаций по его профилактике.
Объект исследования: деятельность школьного психолога по профилактике и коррекции СЭВ у педагогов начальной школы.
Предмет исследования: формы и методы профилактической и коррекционной работы по снижению риска развития СЭВ у педагогов начальной школы.
Гипотеза исследования: мы предположили, что профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы будет успешной, если:
- будут выявлены признаки развивающегося синдрома эмоционального выгорания;
- определены факторы, способствующие его развитию;
- работа будет носить комплексный характер и осуществляться на административном, личностном и межличностном уровнях.
Для достижения цели нашего исследования решались следующие задачи:
1) На основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы раскрыть предметное значение понятия «синдром эмоционального выгорания», определить структуру и динамику его развития.
2) Рассмотреть причины и факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы.
3) Проанализировать сущность профилактической и коррекционной работы психолога образования.
4) Экспериментальным путем определить признаки синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных классов, определить факторы его вызывающие.
5) Подобрать формы и методы работы по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы, определить их эффективность.
6) Разработать рекомендации педагогам начальных классов по снижению риска у них синдрома эмоционального выгорания.
Для эффективного решения поставленных задач были использованы методы научно-педагогического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, тестирование, наблюдение.
База исследования: МБОУ ТСОШ №1 п. Тарасовский, Тарасовского района, Ростовской области
Практическая значимость изучения СЭВ заключается в том, что раскрывает содержание, виды, симптомы, факторы, которые влияют на развитие данного феномена. Полученные данные можно использовать в профилактической, психологической и коррекционной работе в образовательном учреждении с педагогами начальной школы. На основе полученных данных была подобрана профилактическая и коррекционная программа по снижению СЭВ у педагогов начальной школы.
Структура и объем работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и приложения. Общий объём ВКР без приложений составил 56 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе рассмотрена проблема профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы.
На этапе теоретического исследования необходимо было решить задачи:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы раскрыть предметное значение понятия «синдром эмоционального выгорания», определить структуру и динамику его развития.
2. Рассмотреть причины и факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы
3. Проанализировать сущность профилактической и коррекционной работы психолога образования.
Термин «burnout» (выгорание) в психологической науке появился сравнительно недавно в 70 г. ХХ столетия. За последние десятилетия психологическая наука стала активно изучать проблему СЭВ в разных сферах деятельности, относящихся к сфере «человек-человек».
Изучая различные подходы по изучению феномена СЭВ, мы выяснили, что согласно Всемирной организации здравоохранения «синдром эмоционального выгорания» - это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью к соматическим заболеваниям.
В структуре синдром эмоционального выгорания выделяют компоненты: однофакторная модель, которая обуславливается физическим, психическим, эмоциональным истощением; двухфакторная модель, включающая в себе эмоциональное истощение и деперсонализацию. Данный синдром развивается из-за несоответствия между ожиданиями, эмоциональными требованиями, которые предъявляются на работе.
Представители трёхфакторной модели считают, что синдром эмоционального выгорания состоит из трёх компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений.
Синдром эмоционального выгорания развивается по различным причинам: высокая эмоциональная включённость в работу, временные рамки деятельности, ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за проделанную работу, неумение регулировать собственное эмоциональное состояние, монотонность, физическое изнеможение, напряжение и конфликты в коллективе, несоответствия между ожиданиями.
На развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы влияют как внутренние так и внешние факторы. К внутренним относятся: повышенное эмоциональное чувство ответственности, склонность к эмоциональной ригидности; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация. К внешним - напряжённая психоэмоциональная деятельность, повышенная ответственность за выполняемую работу, неблагополучная эмоциональная обстановка.
На этапе эмпирического исследования необходимо было:
- экспериментальным путем определить признаки синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных классов, определить факторы его вызывающие.
- подобрать формы и методы работы по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы, определить их эффективность.
- разработать рекомендации педагогам начальных классов по снижению риска у них синдрома эмоционального выгорания.
Для осуществления диагностических целей были использованы методы: тестирование по методике В.В. Бойко по изучению уровня «Эмоционального выгорания», наблюдение, беседа.
Экспериментальное исследование СЭВ выявило, что педагоги находятся на разной стадии развития этого явления.
В фазе «напряжение» СЭВ сформировался у меньшего количества педагогов (23,1%); фаза «резистенция» сформировалась у 7,7% педагогов, находится в стадии формирования у 38,5% педагогов; фаза «истощение» не сформировалась у 92,3% педагогов, а 7,7% находится в стадии формирования. Данный факт говорит о том, что большее количество педагогов может справиться с негативным проявлением эмоционального выгорания.
При наблюдении за коллегами мы выявили ряд факторов, которые также влияют на развитие ЭВ у педагогов начальных классов:
- чрезмерная нагрузка педагогов;
- коммуникативные трудности, связанные с установлением межличностного взаимодействия с родителями, учениками, коллегами;
- неблагоприятный психологический климат в коллективе;
- нарушение педагогической этики;
- пониженная психологическая устойчивость к стрессу.
Для того чтобы, предупредить и скорректировать уровень СЭВ был подобран материал по профилактике и коррекции феномена ЭВ у педагогов начальной школы. В данной работе была задействована администрация школы, педагог-психолог и методист начальных классов. С педагогами начальных классов проводились диспуты, лектории и др. формы взаимодействия. В результате чего была сделана повторная диагностика, которая показала, что не у всех педагогов удалось скорректировать СЭВ. Далее педагогам были предложены рекомендации для минимизации развития у них синдрома эмоционального выгорания.
Мы считаем, что наша гипотеза частично подтвердилась, несмотря на то, что в фазах «напряжение» и «истощение» появился педагог со сформировавшимися фазами.
По нашему мнению педагог начальных классов со сформировавшимся СЭВ недостаточно понимает причины формирования данного феномена, не может абстрагироваться от рабочих и домашних проблем, отличается впечатлительностью, а также очень долго не может отпустить случившуюся ситуацию. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.



1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968 - с.339
2. Бафаев, М.М., Таджиходжаева, Ш.А. Рекомендации по профилактике профессионального выгорания у педагогов [Электронный ресурс] / М.М. Бафаев, Ш.А Таджиходжаева // - Режим доступа:https://novainfo.ru/article/11363 /. - Дата обращения: 23.05.2018.
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 336 с.
4. Воробьева, М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания [Текст]: Автореферат канд. псих. наук Екатеринбург, 2008
5. Гнездилова, О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога [Текст] // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4
6. Губина, С.Т. Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью музыкальных психологических средств воздействия [Текст]: Автореферат дис. канд. псих. наук. Ижевск, 2006
7. Ерилова, С.М. Профилактика эмоционального выгорания [Электронный ресурс] / С.М. Ерилова // - Режим доступа:http://www.samson-corp.ru/Developments/MM18/mm18-10.pdf/. - Дата обращения: 15.12. 2016.
8. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия [Текст] / под ред. Е.А. Левановой - СПб.: Питер, 2006.- 208 с.
9. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст]. - СПб: Питер, 2001. - 752 с., с. 225
10. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса.
Психологическая антропология стресса [Текст]. - М.:
Академический Проект. 2009. - 943с., с.742
11. Комаревцева, И.В. Психологические особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов системы специального образования [Текст]: Автореф. дис. ...канд. псих. наук/ И.В. Комаревцева Ставрополь, 2014. - 172 с.
12. Коновальчук, А.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей [Текст]: Автореф. дис. .. канд. псих. наук Нижний Новгород, 2008. -195 с.
13. Крапинина, О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих [Текст]: Автореферат дис. канд. псих. наук Тамбов, 2004
14. Кузнецова, Е.В., Петровская, В.Г., Рязанцева, С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания [Текст]: учеб. пособ. для студентов факультета психологии. / Е.В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. - Куйбышев, 2012. - 96с., с. 41
15. Малкина - Пых, И.Г. Техники позитивной терапии и НЛП [Текст]. - М.: Эксмо, 2008. -416с.
16. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 - 320 с.
17. Ожогова, Е.Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ [Текст]: Автореферат дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. Саратов, 2008. С.26
18. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика в образовании [Текст] // Вопросы психологии. - 2002. - №6 с. 103-113
19. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика в образовании [Текст] //Вопр. психол. - 2002. - № 1. - С. 38-44
20. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования [Текст]: Учебное пособие. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 208с., с. 7
21. Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч.конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.) [Текст]. - Челябинск: Два комсомольца, 2014, - vi, 192 с.
22. Подсадный, С.А., Орлов, Д.Н. Развитие научных представлений о синдроме выгорания [Текст] // Современные проблемы исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография/ под ред. В.В. Лукьяновой, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова; Курск. Гос.ун-т, - Курск, 2008 с.13-35, с. 28-33
23. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе [Текст] / авт.-сост. Е.А. Шкуринская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 158 с., с.116
24. Салогуб, А.С. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных учёных [Текст] // Молодой учёный 2014 №5 с. 459-461
25. Самоукина, Н.В. «Игры, в которые играют ...». Психологический практикум [Текст]. - г. Дубна, «Феникс+», 2000. - 128 с.
26. Сюртукова, Е.Ю. Организационные и личностные детерминанты психического выгорания в деятельности педагога в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Е.Ю. Сюртукова, Ярославль, 2014. - 234 с., с. 21
27. Толковый словарь русского языка: 120000 слов и фразеологических выражений [Текст] / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «А ТЕМП», 2016. - 896 с., с.423
28. Тренинг педагогического общения [Текст]: Учеб. пособие вузов / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2003. - 304 ил.
29. Чевокина, Е.А. Занятие с элементами тренинга для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» /Е.А. Чевокина// - Режим доступа:Ьир8://ши1иигок.ги/Ше8/7атаи1е-8-e1iemientami-trieningha-d1ia-piedaghog.html/. - Дата обращения: 15.11.2018
30. Черкашина, Е.М. Релаксационные занятия с педагогами для профилактики эмоционального выгорания [Электронный ресурс] /Е.М. Черкашина// - Режим доступа: http://sibiryachok.bdu.su/wp-content/up1oads/sites/100/2016/11/релаксационное-заняти-с-педагогами-октябрь-2018Лосх/. - Дата обращения: 10.10.2018
31. Чувашова, И.А. Содержание характеристики временной перспективы личности как фактор эмоционального выгорания субъектов профессиональной образовательной деятельности [Текст]: Автореф. дис. канд. псих. наук / И. А. Чувашова Кемерово, 2014. - 185 с.
32. Чутко, Л. С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты [Текст] / Л. С. Чутко, Н. В. Козина. - 2-е изд. - М.: МЕДпресс - информ, 2014. - 256 с.
33. Эмоциональное выгорание педагогов начальных классов [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://infourok.ru/statya-po-psihologii-na-temu-emocionalnoe-vigoranie-uchiteley-nachalnih-klassov-1050723.html/. - Дата
обращения: 21.11.2016


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ