ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1. Психологическая сущность и динамика развития
синдрома эмоционального выгорания 6
1.2. Факторы, влияющие на развитие синдрома
эмоционального выгорания у педагогов начальной школы 18
1.3. Профилактика и коррекция как направление
деятельности психолога образования 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 31
2.1. Диагностика признаков эмоционального
выгорания у педагогов начальной школы 31
2.2. Формы и содержание деятельности психолога по профилактике и коррекции эмоционального выгорания у педагогов начальной школы
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования проблемы профилактики и коррекции СЭВ у педагогов начальной школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1. Психологическая сущность и динамика развития
синдрома эмоционального выгорания 6
1.2. Факторы, влияющие на развитие синдрома
эмоционального выгорания у педагогов начальной школы 18
1.3. Профилактика и коррекция как направление
деятельности психолога образования 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 31
2.1. Диагностика признаков эмоционального
выгорания у педагогов начальной школы 31
2.2. Формы и содержание деятельности психолога по профилактике и коррекции эмоционального выгорания у педагогов начальной школы
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования проблемы профилактики и коррекции СЭВ у педагогов начальной школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким испытанием, как другой человек» [22]. Данная фраза послужила основой для исследования феномена синдрома эмоционального выгорания (далее по тексту СЭВ).
Актуальность проблемы состоит в том, что современный педагог, прийдя на работу, призван решать задачи, требующие серьёзных педагогических усилий. Педагог постоянно ищет эффективные пути решения, учитывая очень быстрые изменения в педагогической деятельности педагога, сделать это может психологически здоровый педагог. Также на педагога действуют многочисленные эмоциогенные факторы, вызывающие у педагога чувства неудовлетворённости работой, ухудшение самочувствия и накопление усталости.
Физиологические симптомы характеризуют напряжённость работы, что приводит к стрессам, истощению и «выгоранию». В результате этих процессов снижается качество профессиональной деятельности педагога: он не справляется со своими обязанностями, теряет творческий потенциал, деформирует свои профессиональные роли и отношения.
СЭВ является одной из распространённых преград для достижения высокого уровня профессионализма, творчеству и самореализации педагога.
«Выгорание» от части человек может дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы. Но к сожалению не все это знают и применяют на практике.
Своевременная профилактика и коррекция СЭВ способствует снижению негативных последствий СЭВ.
В психологической профилактике «выгорания» выделяют два основных направления: просвещение и тренинги, направленные на противодействие развитию «выгорания».
По мнению М. Грабе выгорание наступает тогда, когда человек на протяжении длительного времени отдаёт слишком много энергии и практически не восполняет её [21,116].
В связи с этим организация работы по сохранению психологического здоровья использует целый арсенал методов и упражнений, помогающих преодолеть СЭВ. Исследователи считают, что наилучший способ снижения СЭВ - профилактика и коррекция. Именно поэтому психологи отмечают, что специалист должен быть осведомлён необходимой базовой частью профилактики и коррекции СЭВ.
В качестве темы нашего исследования мы определили: «Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы».
Цель исследования: определение признаков профессиональной деформации как следствие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы и разработка рекомендаций по его профилактике.
Объект исследования: деятельность школьного психолога по профилактике и коррекции СЭВ у педагогов начальной школы.
Предмет исследования: формы и методы профилактической и коррекционной работы по снижению риска развития СЭВ у педагогов начальной школы.
Гипотеза исследования: мы предположили, что профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы будет успешной, если:
- будут выявлены признаки развивающегося синдрома эмоционального выгорания;
- определены факторы, способствующие его развитию;
- работа будет носить комплексный характер и осуществляться на административном, личностном и межличностном уровнях.
Для достижения цели нашего исследования решались следующие задачи:
1) На основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы раскрыть предметное значение понятия «синдром эмоционального выгорания», определить структуру и динамику его развития.
2) Рассмотреть причины и факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы.
3) Проанализировать сущность профилактической и коррекционной работы психолога образования.
4) Экспериментальным путем определить признаки синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных классов, определить факторы его вызывающие.
5) Подобрать формы и методы работы по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы, определить их эффективность.
6) Разработать рекомендации педагогам начальных классов по снижению риска у них синдрома эмоционального выгорания.
Для эффективного решения поставленных задач были использованы методы научно-педагогического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, тестирование, наблюдение.
База исследования: МБОУ ТСОШ №1 п. Тарасовский, Тарасовского района, Ростовской области
Практическая значимость изучения СЭВ заключается в том, что раскрывает содержание, виды, симптомы, факторы, которые влияют на развитие данного феномена. Полученные данные можно использовать в профилактической, психологической и коррекционной работе в образовательном учреждении с педагогами начальной школы. На основе полученных данных была подобрана профилактическая и коррекционная программа по снижению СЭВ у педагогов начальной школы.
Структура и объем работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и приложения. Общий объём ВКР без приложений составил 56 страниц.
Актуальность проблемы состоит в том, что современный педагог, прийдя на работу, призван решать задачи, требующие серьёзных педагогических усилий. Педагог постоянно ищет эффективные пути решения, учитывая очень быстрые изменения в педагогической деятельности педагога, сделать это может психологически здоровый педагог. Также на педагога действуют многочисленные эмоциогенные факторы, вызывающие у педагога чувства неудовлетворённости работой, ухудшение самочувствия и накопление усталости.
Физиологические симптомы характеризуют напряжённость работы, что приводит к стрессам, истощению и «выгоранию». В результате этих процессов снижается качество профессиональной деятельности педагога: он не справляется со своими обязанностями, теряет творческий потенциал, деформирует свои профессиональные роли и отношения.
СЭВ является одной из распространённых преград для достижения высокого уровня профессионализма, творчеству и самореализации педагога.
«Выгорание» от части человек может дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы. Но к сожалению не все это знают и применяют на практике.
Своевременная профилактика и коррекция СЭВ способствует снижению негативных последствий СЭВ.
В психологической профилактике «выгорания» выделяют два основных направления: просвещение и тренинги, направленные на противодействие развитию «выгорания».
По мнению М. Грабе выгорание наступает тогда, когда человек на протяжении длительного времени отдаёт слишком много энергии и практически не восполняет её [21,116].
В связи с этим организация работы по сохранению психологического здоровья использует целый арсенал методов и упражнений, помогающих преодолеть СЭВ. Исследователи считают, что наилучший способ снижения СЭВ - профилактика и коррекция. Именно поэтому психологи отмечают, что специалист должен быть осведомлён необходимой базовой частью профилактики и коррекции СЭВ.
В качестве темы нашего исследования мы определили: «Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы».
Цель исследования: определение признаков профессиональной деформации как следствие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы и разработка рекомендаций по его профилактике.
Объект исследования: деятельность школьного психолога по профилактике и коррекции СЭВ у педагогов начальной школы.
Предмет исследования: формы и методы профилактической и коррекционной работы по снижению риска развития СЭВ у педагогов начальной школы.
Гипотеза исследования: мы предположили, что профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы будет успешной, если:
- будут выявлены признаки развивающегося синдрома эмоционального выгорания;
- определены факторы, способствующие его развитию;
- работа будет носить комплексный характер и осуществляться на административном, личностном и межличностном уровнях.
Для достижения цели нашего исследования решались следующие задачи:
1) На основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы раскрыть предметное значение понятия «синдром эмоционального выгорания», определить структуру и динамику его развития.
2) Рассмотреть причины и факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы.
3) Проанализировать сущность профилактической и коррекционной работы психолога образования.
4) Экспериментальным путем определить признаки синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных классов, определить факторы его вызывающие.
5) Подобрать формы и методы работы по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы, определить их эффективность.
6) Разработать рекомендации педагогам начальных классов по снижению риска у них синдрома эмоционального выгорания.
Для эффективного решения поставленных задач были использованы методы научно-педагогического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, тестирование, наблюдение.
База исследования: МБОУ ТСОШ №1 п. Тарасовский, Тарасовского района, Ростовской области
Практическая значимость изучения СЭВ заключается в том, что раскрывает содержание, виды, симптомы, факторы, которые влияют на развитие данного феномена. Полученные данные можно использовать в профилактической, психологической и коррекционной работе в образовательном учреждении с педагогами начальной школы. На основе полученных данных была подобрана профилактическая и коррекционная программа по снижению СЭВ у педагогов начальной школы.
Структура и объем работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и приложения. Общий объём ВКР без приложений составил 56 страниц.
В данной работе рассмотрена проблема профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы.
На этапе теоретического исследования необходимо было решить задачи:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы раскрыть предметное значение понятия «синдром эмоционального выгорания», определить структуру и динамику его развития.
2. Рассмотреть причины и факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы
3. Проанализировать сущность профилактической и коррекционной работы психолога образования.
Термин «burnout» (выгорание) в психологической науке появился сравнительно недавно в 70 г. ХХ столетия. За последние десятилетия психологическая наука стала активно изучать проблему СЭВ в разных сферах деятельности, относящихся к сфере «человек-человек».
Изучая различные подходы по изучению феномена СЭВ, мы выяснили, что согласно Всемирной организации здравоохранения «синдром эмоционального выгорания» - это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью к соматическим заболеваниям.
В структуре синдром эмоционального выгорания выделяют компоненты: однофакторная модель, которая обуславливается физическим, психическим, эмоциональным истощением; двухфакторная модель, включающая в себе эмоциональное истощение и деперсонализацию. Данный синдром развивается из-за несоответствия между ожиданиями, эмоциональными требованиями, которые предъявляются на работе.
Представители трёхфакторной модели считают, что синдром эмоционального выгорания состоит из трёх компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений.
Синдром эмоционального выгорания развивается по различным причинам: высокая эмоциональная включённость в работу, временные рамки деятельности, ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за проделанную работу, неумение регулировать собственное эмоциональное состояние, монотонность, физическое изнеможение, напряжение и конфликты в коллективе, несоответствия между ожиданиями.
На развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы влияют как внутренние так и внешние факторы. К внутренним относятся: повышенное эмоциональное чувство ответственности, склонность к эмоциональной ригидности; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация. К внешним - напряжённая психоэмоциональная деятельность, повышенная ответственность за выполняемую работу, неблагополучная эмоциональная обстановка.
На этапе эмпирического исследования необходимо было:
- экспериментальным путем определить признаки синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных классов, определить факторы его вызывающие.
- подобрать формы и методы работы по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы, определить их эффективность.
- разработать рекомендации педагогам начальных классов по снижению риска у них синдрома эмоционального выгорания.
Для осуществления диагностических целей были использованы методы: тестирование по методике В.В. Бойко по изучению уровня «Эмоционального выгорания», наблюдение, беседа.
Экспериментальное исследование СЭВ выявило, что педагоги находятся на разной стадии развития этого явления.
В фазе «напряжение» СЭВ сформировался у меньшего количества педагогов (23,1%); фаза «резистенция» сформировалась у 7,7% педагогов, находится в стадии формирования у 38,5% педагогов; фаза «истощение» не сформировалась у 92,3% педагогов, а 7,7% находится в стадии формирования. Данный факт говорит о том, что большее количество педагогов может справиться с негативным проявлением эмоционального выгорания.
При наблюдении за коллегами мы выявили ряд факторов, которые также влияют на развитие ЭВ у педагогов начальных классов:
- чрезмерная нагрузка педагогов;
- коммуникативные трудности, связанные с установлением межличностного взаимодействия с родителями, учениками, коллегами;
- неблагоприятный психологический климат в коллективе;
- нарушение педагогической этики;
- пониженная психологическая устойчивость к стрессу.
Для того чтобы, предупредить и скорректировать уровень СЭВ был подобран материал по профилактике и коррекции феномена ЭВ у педагогов начальной школы. В данной работе была задействована администрация школы, педагог-психолог и методист начальных классов. С педагогами начальных классов проводились диспуты, лектории и др. формы взаимодействия. В результате чего была сделана повторная диагностика, которая показала, что не у всех педагогов удалось скорректировать СЭВ. Далее педагогам были предложены рекомендации для минимизации развития у них синдрома эмоционального выгорания.
Мы считаем, что наша гипотеза частично подтвердилась, несмотря на то, что в фазах «напряжение» и «истощение» появился педагог со сформировавшимися фазами.
По нашему мнению педагог начальных классов со сформировавшимся СЭВ недостаточно понимает причины формирования данного феномена, не может абстрагироваться от рабочих и домашних проблем, отличается впечатлительностью, а также очень долго не может отпустить случившуюся ситуацию. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
На этапе теоретического исследования необходимо было решить задачи:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы раскрыть предметное значение понятия «синдром эмоционального выгорания», определить структуру и динамику его развития.
2. Рассмотреть причины и факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы
3. Проанализировать сущность профилактической и коррекционной работы психолога образования.
Термин «burnout» (выгорание) в психологической науке появился сравнительно недавно в 70 г. ХХ столетия. За последние десятилетия психологическая наука стала активно изучать проблему СЭВ в разных сферах деятельности, относящихся к сфере «человек-человек».
Изучая различные подходы по изучению феномена СЭВ, мы выяснили, что согласно Всемирной организации здравоохранения «синдром эмоционального выгорания» - это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью к соматическим заболеваниям.
В структуре синдром эмоционального выгорания выделяют компоненты: однофакторная модель, которая обуславливается физическим, психическим, эмоциональным истощением; двухфакторная модель, включающая в себе эмоциональное истощение и деперсонализацию. Данный синдром развивается из-за несоответствия между ожиданиями, эмоциональными требованиями, которые предъявляются на работе.
Представители трёхфакторной модели считают, что синдром эмоционального выгорания состоит из трёх компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений.
Синдром эмоционального выгорания развивается по различным причинам: высокая эмоциональная включённость в работу, временные рамки деятельности, ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за проделанную работу, неумение регулировать собственное эмоциональное состояние, монотонность, физическое изнеможение, напряжение и конфликты в коллективе, несоответствия между ожиданиями.
На развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы влияют как внутренние так и внешние факторы. К внутренним относятся: повышенное эмоциональное чувство ответственности, склонность к эмоциональной ригидности; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация. К внешним - напряжённая психоэмоциональная деятельность, повышенная ответственность за выполняемую работу, неблагополучная эмоциональная обстановка.
На этапе эмпирического исследования необходимо было:
- экспериментальным путем определить признаки синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальных классов, определить факторы его вызывающие.
- подобрать формы и методы работы по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы, определить их эффективность.
- разработать рекомендации педагогам начальных классов по снижению риска у них синдрома эмоционального выгорания.
Для осуществления диагностических целей были использованы методы: тестирование по методике В.В. Бойко по изучению уровня «Эмоционального выгорания», наблюдение, беседа.
Экспериментальное исследование СЭВ выявило, что педагоги находятся на разной стадии развития этого явления.
В фазе «напряжение» СЭВ сформировался у меньшего количества педагогов (23,1%); фаза «резистенция» сформировалась у 7,7% педагогов, находится в стадии формирования у 38,5% педагогов; фаза «истощение» не сформировалась у 92,3% педагогов, а 7,7% находится в стадии формирования. Данный факт говорит о том, что большее количество педагогов может справиться с негативным проявлением эмоционального выгорания.
При наблюдении за коллегами мы выявили ряд факторов, которые также влияют на развитие ЭВ у педагогов начальных классов:
- чрезмерная нагрузка педагогов;
- коммуникативные трудности, связанные с установлением межличностного взаимодействия с родителями, учениками, коллегами;
- неблагоприятный психологический климат в коллективе;
- нарушение педагогической этики;
- пониженная психологическая устойчивость к стрессу.
Для того чтобы, предупредить и скорректировать уровень СЭВ был подобран материал по профилактике и коррекции феномена ЭВ у педагогов начальной школы. В данной работе была задействована администрация школы, педагог-психолог и методист начальных классов. С педагогами начальных классов проводились диспуты, лектории и др. формы взаимодействия. В результате чего была сделана повторная диагностика, которая показала, что не у всех педагогов удалось скорректировать СЭВ. Далее педагогам были предложены рекомендации для минимизации развития у них синдрома эмоционального выгорания.
Мы считаем, что наша гипотеза частично подтвердилась, несмотря на то, что в фазах «напряжение» и «истощение» появился педагог со сформировавшимися фазами.
По нашему мнению педагог начальных классов со сформировавшимся СЭВ недостаточно понимает причины формирования данного феномена, не может абстрагироваться от рабочих и домашних проблем, отличается впечатлительностью, а также очень долго не может отпустить случившуюся ситуацию. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы и методы его профилактики
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ - ТРУДОГОЛИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Групповое консультирование как психологическая помощь врачам, переживающим синдром эмоционального выгорания
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая программа профилактики эмоционального выгорания педагогов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021 - Проявление синдрома профессионального выгорания у педагогов с различным типом характера
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Занятие творчеством преподавателей высших учебных заведений как фактор совладания с эмоциональным выгоранием
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Гендерные особенности эмоционального выгорания у педагогов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023



