ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Принципы как методологическая основа обучения студентов и педагогическая проблема 13
1.1. Принципы как основа определения стратегии и тактики обучения в вузе 13
1.2. Принципы доступности и коммуникативной направленности обучения студентов и их реализация в инновационной образовательной среде 34
1.3. Технологический подход к обучению студентов и его осуществление на основе принципов доступности и коммуникативной направленности 50
ВЫВОДЫ 61
ГЛАВА 2. Создание и реализация дидактических информационных сред и технологических структур как условие доступности и коммуникативной направленности студентов 63
2.1. Проектирование и использование инфокоммуникационных технологий в обучении иностранному языку 63
2.2. Моделирование технологических структур обучения английскому языку 85
2.3. Методика реализации дидактических информационных сред и технологических структур обучения в условиях опытно-экспериментальной работы 109
ВЫВОДЫ 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
ЛИТЕРАТУРА 149
ПРИЛОЖЕНИЯ 169
Актуальность исследования. Истекшее столетие в науке ознаменовалось не только изменениями во взглядах на познавательную сторону человеческого бытия, но и рядом событий, качественно изменивших человеческие представления о познании. Особенно ярко такие перемены проявились в системе образования, стратегическим ориентиром которой стала концепция развивающего обучения, согласно которой происходит смещение акцентов с усвоения знаний и умений на развитие личности в обучении, повышение уровня её креативности, развитие способностей к альтернативному мышлению и др. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема реализации принципов доступности и коммуникативной направленности обучения, обеспечивающих активное и сознательное освоение студентом знаний, умений и навыков.
Необходимость и важность развития активности личности, её интеллектуальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования и само-развития рассмотрены в публикациях Н.В. Бочкиной, Е.В. Бондаревской,
З.И. Васильевой, Л.Ф. Воскресенской, В.В. Горшковой, В.И. Данильчука,
А.В. Зеленцовой, В.С. Ильина, М.В. Кларина, И.Я. Лернера, В.В. Серикова, И. С. Якиманской и др.
Способы реализации принципов доступности и коммуникативной направленности обучения получили отражение в трудах И.Н. Верещагиной, К.Б. Есипович, Г.В. Роговой, К.И. Соломатина, С.Ф. Шатилова. На их основе созданы продуктивные модели обучения, разработанные отечественными (А.А. Андреев, В.П. Кашицин, Е.С. Полат, В.И. Солдаткин, А.В. Хуторской и др.), а также зарубежными учеными (Дж. Дьюи, Г. Клаус, К.Г. Юнг и др.).
Проблемы, связанные с технологическим подходом в образовании, функционированием информационно-дидактических виртуальных сред, получили освещение в работах А.А. Андреева, Д.А. Богдановой, Я.А. Ваграменко, С. Д. Каракозова, В.Г. Кинелева, А.А. Кузнецова, В.С. Леднева, В.М. Монахова, Е.С. Полат, В.И. Солдаткина, А.Ю. Уварова, А.В. Хуторского и др. Исследованию инфокоммуникационных технологий в образовании посвящены труды В.П. Беспалько, Ю.С. Брановского, И.В. Роберт, Е.С. Полат,
А.Ю. Уварова, Е.В. Утлинского, С.А. Христочевского, А.В. Хуторского, Е.Н. Ястребцевой и др.
В последние годы опубликован ряд исследований, посвященный вопросам коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку на основе использования инфокоммуникационных технологий (Ю.В. Аксенов, Д.А. Богданова, Т.Ф. Горбунькова, А.В. Беляева, М.Ю. Бухаркина, Е.И. Дмит¬риева, В.Г. Домрачева, А.Д. Иванников, А.О. Кривошеев, М.В. Моисеева,
А.В. Петров, Е.С. Полат, А.А. Федосеева и др.).
Изучение литературы показало, что в условиях применения инфокоммуникационных технологий формирование профессиональной компетенции специалистов средствами иностранного языка есть многоаспектный феномен. Сегодня стало очевидным, что оно должно рассматриваться как интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов на основе деятельностного подхода и личностно-ориентированной образовательной технологии, требующих использования новых средств обучения.
В современной практике преподавания иностранного языка в высшей школе используются разнообразные педагогические технологии (Э.Г. Азимов, М.Ю. Бухаркина, В.И. Боголюбов, Е.И. Дмитриева, Г.А. Китайгородская, Д. Лейк, Е.С. Полат, Б. Робинсон, М. Хантер и др.). В то же время коммуникативная компетенция специалистов (грамматическая, социально¬лингвистическая, дискурсивная, стратегическая) ещё далека от совершенства, что подтверждается анализом реальной образовательной практики. Для формирования коммуникативной компетенции недостаточно заниматься только имитацией жизненных ситуаций. Необходимы специально разработанные методики организации этого процесса, позволяющие разрешить сложившиеся к настоящему времени объективные противоречия: между социальными требованиями к личности специалиста и отсутствием соответствующей профессиональной подготовки в вузе; между качественно новой потребностью вовлечения иноязычной коммуникации в образовательный процесс и отсутствием четкой системы в обучении иностранному языку; между объективным наличием многовариантных дидактических решений и недостаточным умением оптимального выбора из них; между качественно новым характером значимости коммуникативных качеств личности в условиях нынешнего общества и неадекватным отражением этого в функционировании профессионального образования и др.
В период технологизации системы развивающего образования, в условиях перехода к информационному обществу, которое характеризуется высоким уровнем развития технологических подходов, сложились предпосылки для смещения акцентов с простого усвоения знаний на формирование лингвокультурологической компетенции студентов в рамках межкультурного общения. Исследование реализации принципов повышения доступности обучения английскому языку на основе использования инфокоммуникационных технологий позволило установить, что:
Широкое использование новых педагогических технологий с инновационными дидактическими ресурсами, которые в значительной степени влияют на организацию учебного процесса, потенциально повышают доступность обучения.
Процесс реализации повышения доступности обучения необходимо рассматривать как специфический вид развития, реализуемый на принципах инновационных образовательных технологий, который может быть представлен как совместная деятельность преподавателя и студентов в рамках деятельностного подхода.
В изучении языка должны быть обеспечены доступность и посильность обучения. Применение этого принципа требует, чтобы обучение осуществлялось на уровне возможностей обучающихся, чтобы они не испытывали непреодолимых или с трудом преодолимых трудностей в овладении иностранным языком.
Проблема реализации принципов доступности и коммуникативной направленности обучения требует системного подхода. С одной стороны, доступность обеспечивается как самим материалом, его организацией, так и методикой работы с ним; а с другой - открытость и доступность образования обусловлены широким использованием инфокоммуникационных технологий, в частности, технологий Интернет.
Компьютерная телекоммуникация в создании среды общения, среды интерактивного взаимодействия партнеров в рамках общей темы определяется как необходимая категория телекоммуникационных методов формирования лингвокультурологической компетенции студентов.
Проведение занятий на основе принципа коммуникативно¬ориентированного обучения английскому языку значительно повышает доступность, мотивацию студентов и создает благоприятные условия формирования коммуникативной компетенции.
Имеющийся уровень сформированности лингвокультурологической компетенции студентов не достаточен и не способен в полной мере обеспечить культурно-ориентированную направленность студентов, их включение в диалог культур.
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994. -
334 с.
2. Абдуллина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 1993. № 3. - С. 165 - 170.
3. Азимов Э.Г. Теория и практика преподавания русского языка как ино-странного с помощью компьютерных технологий: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1996. - 38с.
4. Азимов Э. Г. Современные компьютерные технологии на уроке рус¬ского языка // Русский язык за рубежом. - 1999. - № 2. - С. 70 - 75.
5. Азимов Э.Г., Вильшинецкая Е.Н. Материалы Интернета на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 1. - С. 96 - 101.
6. Алборова С.З. Телекоммуникации как средство формирования по-знавательного интереса // Научно-метод. сб. тезисов докл. ИТО - 98-99, М.: БИТпро, 1998. - С. 29 -30.
7. Алексеев М.Н. К вопросу о методологии педагогики // Современная педагогика. - 1974. - № 4. - С. 4 - 5.
8. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. - Тюмень: Изд-во Тюменского госун-та,
1997. - С. 216.
9. Ангеловски К. Учителя и инновации. - М.: Просвещение, 1991. -
159 с.
10. Андреев А. А., Меркулов В.П. Современные телекоммуникацион¬ные системы в образовании // Педагогическая информатика. - 1995. - № 1. - С. 55 - 63.
11. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия дистанционное образование // Дистанционное образование. - 1997. - № 4. - С. 26 - 30.
150
12. Андреев А.А. Дистанционное образование - форма получения об-разования XXI века // Компьютеры в учебном процессе. - М.: ООО ИНТЕРСО- ЦИОИНФОРМ. - 1998. - № 2. - С. 65.
13. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное образование: сущ¬ность, технология и организация. - М.: МЭСИ, 1999. - 196 с.
14. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Информационные технологии. - 2001. - № 3. - С. 155 -
169.
15. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновацион¬ный курс. Книга 2. - Казань: КГУ, 1998. - 318 с.
16. Андреев В.Ю. РНБ: 5 лет в Интернете // Тез. док. Междун. конф. «Интернет. Общество. Личность - 99», 1999. - СПб.: ИОО. - С. 96 - 97.
17. Андрианова Г. А., Хуторской А.В. Дистанционный курс английско¬го языка // Эвристическое образование: Теория, методология, практика. - М.: Междун. пед. акад., 1998. - С. 249 - 251.
18. Андрианова Г. А. Функции дистанционного учителя // На урок - в Интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года» / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000. - С. 51 - 57.
19. Апатова Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе: Автореф. дисс. ... док. пед. наук. - М.,
1994. - 34с.
20. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войкужкий А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: Психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1996. - № 4. - С. 14 - 20.
21. Артюхов М.В. Теория и практика управления развитием муници¬пальной системы образования: Автореф. ... дисс. д-ра пед. наук. - Новокузнецк,
1999. - 42 с.
22. Архангельский С.И. Лекции по дидактике высшей школы. - М.: Изд-во МГПИ, 1971. - 63 с.
151
23. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие // Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., Просвещение, 1988. - 479 с.
24. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактиче¬ский аспект). М.: Педагогика, 1997. - 255 с.
25. Бако Э.К. Структурная перестройка системы управления образова¬нием: новые принципы и подходы // Школьные технологии. - 1999. - № 3. - С. 56 - 65.
26. Бацын В.К. Реформа образования в Российской Федерации. 1990 -
1994. - М., 1995. - С. 5.
27. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Понятие информаци¬онной среды процесса обучения // Школьные технологии. - 2000. - № 2. - С.153 - 182.
28. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Калмыков А. А., Хачатуров Л. А. Опыт организации виртуальных образовательных сред // Школьные техноло¬гии. - 2000. - № 2. - С. 205 - 213.
29. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Конструирование информационных сред // Школьные технологии. - 2000. - № 2. - С. 220 - 229.
30. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Классификация обучающих сред // Школьные технологии. - 2000. - № 3. - С. 135.
31. Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. -
344 с.
32. Берукштене Ф.В. Влияние социально-педагогических факторов на развитие познавательной самостоятельности как черты личности старшекласс¬ника и студента. - Дисс. ... канд. пед. наук. - Вильнюс, 1980. - 232 с.
33. Бершадский А.М., Краевский И.Г. Дистанционное обучение - фор¬ма или метод? // Дистанционное образование. - 1998. - № 4. - С. 57.
34. Беспалько В.П. Элементарная теория управления процессом обуче¬ния. - М.: Знание, 1970. - 74 с.
152
35. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
36. Беспалько В.П. Психологические парадоксы образования // Педаго¬гика. - 2000. - № 5. - С. 13.
37. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социали¬зации. - М.: Педагогика, 1996. - С. 3 - 8.
38. Битинас Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. - Вильнюс, 1971. - 347 с.
39. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. - М., 1969. - 48 с.
40. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М., 1959. - С. 96.
41. Божович Л.И. Изучение личности школьника и проблемы воспита¬ния // Психологическая наука. Т. 2. - М., 1960.
42. Болдырев Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных мето¬дов обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 1998. - № 3. - С. 12 - 22; № 4. - С. 16 - 20.
43. Бондаревская Е.В. Целостное основание личностно¬ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29 - 36.
44. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11 - 17.
45. Бочаров М.К. Наука управления: новый подход // Знание, наука и техника управления. - М., 1990. - С.12 - 15.
46. Бочкина Н.В. Ситуация выбора в учебном процессе // Инновацион¬ные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. - Волгоград: Перемена. - 1993. - С. 90 - 95.
47. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику. Учебн. пособ. - Ставрополь: СГПУ, 1995. - 206 с.
153
48. Брановский Ю.С. Технология мультимедиа в обучении студентов гуманитарных специальностей университетов // Педагогическая информатика.
- 1998. - № 2. - С. 35.
49. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. и др. Педагогические технологии. - Ростов н/Д, 2002. - 320 с.
50. Булкин А.П. Изучение иностранных языков в России (социокуль¬турные аспекты) // Иностранные языки в школе. - 1998. - № 3. - С. 16 - 20; № 4. - С. 30 - 32.
51. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии. - 2000. - № 2. - С. 108.
52. Ваграменко Я.А., Круподеров Р.И. Телекоммуникации как средство дифференциации обучения: Автореф. дисс. ... док. пед. наук. - М., 1997. - 38 с.
53. Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному общению // Иностранные языки в школе.
- 1999. - № 2. - С. 3 - 6.
54. Васильев Ю.В. Педагогическое управление // Современная педаго¬гика. - 1982. - № 11. - С. 55 - 63.
55. Васильева З.И., Горшкова В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе: Автореф. дисс. ... док. пед. наук. - СПб. - 1992. - 37 с. 56. Витлин Ж. Л., Московкин Л.В. Международная конференция «Со¬временные методы преподавания и изучения иностранных языков» // Ино¬странные языки в школе. - 1998. - № 3. - С. 87 - 92.
57. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.,
1960. - С. 198 - 199.
58. Выготский Л.С. Сборн. соч. В 6-ти т. - М.: Педагогика, 1982. - Т 2. - С. 250 - 251.