Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Работа №70709

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
739
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы ресурсных возможностей чувства одиночества у подростков, склонных к аддиктивному поведению, в развитии их личности 11
1.1. Сущность понятий «чувство одиночества»,
«склонность к аддиктивному поведению» 11
1.2. Психологические особенности подросткового возраста
как предиктора формирования чувства одиночества и склонности к аддиктивному поведению 18
1.3. Положительный потенциал чувства одиночества в
развитии личности подростков, склонных к аддиктивному поведению 25
Глава 2. Эмпирическое исследование чувства одиночества как ресурса развития личности подростков, склонных к аддиктивному поведению 36
2.1. Диагностика склонности к аддиктивному поведению,
выраженности и своеобразия чувства одиночества у подростков, склонных к аддиктивному поведению
2.2. Программа развития личности подростков, склонных к
аддиктивному поведению 50
2.3. Результаты реализации программы развития личности
подростков, склонных к аддиктивному поведению 62
Заключение 73
Библиографический список 77


Современный мир характеризуется многочисленными кризисными ситуациями в различных сферах социальной жизни. Непростые социальные и экономические условия в России в значительной степени влияют на население. Происходит быстрая смена устоявшихся стереотипов, дестабилизация экономического положения и особенностей рынка труда. Данные обстоятельства способствуют уменьшению чувства безопасности у большой части населения в нашей стране, все эти факторы воздействуют особенно остро на подростков. У них возникает страх перед действительностью. Он порождает у подростков мало осознаваемые желания «убежать» от реальности.
В большей степени страху перед реальной жизнью подвержены именно подростки, так как подростковый возраст, являющийся переходным от детства ко взрослости, характеризуется низкой степенью переносимости трудностей и слабо развитыми адаптационными возможностями. В поисках средств, защищающих от дискомфорта, напряжения, стресса подростки начинают прибегать к стратегиям аддиктивного поведения.
В современном обществе, особенно у лиц юношеского возраста, происходит формирование поведения, которое характеризуется устремлением ухода от реальности. Оно включает в себя: наркотическую и алкогольную зависимость, табакокурение, гиперсексуальность, азартные игры и пристрастие к еде. Такое поведение называют аддиктивным. На его формирование может влиять множество факторов: возрастные особенности личности, неблагоприятная социально-экономическая ситуация в стране, кризис духовных ценностей, негативная атмосфера в семье и др.
Опасность аддиктивного поведения состоит в том, что оно формирует психологическую зависимость, а позднее физическую и химическую, порождая нарушение обмена веществ, поражение органов и систем органов организма, а впоследствии наблюдаются патопсихологические процессы и деградация личности.
Если мы обратимся к официальной статистике ООН и ВОЗ, то увидим, что в России явление аддиктивного поведения очень распространено. Более 2, 5 миллионов наркоманов, 3 миллиона алкоголиков состоят на учете, в реальности же их число может быть больше данных официальной статистики. Наша страна занимает одну из доминирующих позиций по данным показателям, и число лиц, употребляющих наркотики и алкоголь с каждым годом только растет. Наряду с перечисленными нередко встречаются и другие поведенческие зависимости: фанатизм (музыкальный, спортивный, религиозный), поведение, напоминающее суицидальное (увлечение на грани патологии экстремальным спортом), «паранойя здорового образа жизни» (спортивная аддикция) и др.
Для подросткового возраста свойственно состояние переживания чувства одиночества, имеющее выраженный негативный аспект. Подростки часто переживают чувство одиночества из-за неудач в общении со сверстниками. Одиночество затрудняет интеграцию личности подростка с социумом. А недостаток рефлексивных умений у подростков ведет к острому переживанию чувства одиночества и непонятости группой сверстников. Стремление избавиться от этих неприятных для них переживаний может привести подростков к формированию аддиктивных форм поведения.
Аддиктивное поведение рассматривается как форма деструктивного поведения, выражаемая в стремлении к бегству от реальной жизни при помощи изменения своего психического состояния при употреблении некоторых веществ или постоянном акцентировании внимания на каких-либо предметах или активностях, сопровождающимися интенсивными эмоциями.
Под склонностью к аддиктивному поведению мы понимаем пока еще неустойчивое стремление индивида к уходу от реальности через изменение своего психического состояния путем несистематического употребления психотропных веществ или акцентирования внимания на определенных предметах или активностях, вызывающих запредельные эмоциональные переживания.
Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко трактуют одиночество как один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных непривычных условиях изоляции от других людей [6].
И.С. Кон понимает одиночество как мучительное субъективное чувство духовной и душевной изоляции, непонятости, некоммуникабельности, неудовлетворенной коммуникативной потребности и человеческом тепле [17; 18].
Подростковое одиночество понимается нами как субъективное отрицательное психическое состояние, являющееся предиктором как деформированного развития личности, затрудняющее интеграцию личности подростка с социумом, так и ресурсом развития личности.
Чувство одиночества - неоднозначный психологический феномен, который содержит, с точки зрения ученых (Ясперс К., Хараш А.У., Неумоева-Колчеданцева Е.В. и др.), и ресурс развития личности, является причиной актуализации процесса самопознания и духовного развития человека при определенных условиях.
Именно в подростковый период это состояние отсутствия или потери личностно значимых связей, возникновения аффективной изоляции, ощущения своей бесполезности для других людей впервые осознается наиболее остро.
Поэтому изучение связи чувства одиночества со склонностью к аддиктивному поведению может стать важным для выстраивания стратегии развития личности подростков, склонных к аддиктивному поведению, опираясь на положительный потенциал одиночества.
Исследованиям феномена аддиктивного поведения, его особенностей, видов, условий формирования, профилактики и коррекции посвящено большое количество отечественных работ А.О.Бухановского, А.С.Андреева, Е.В.Быковской, А.В.Цветкова, Н.Я.Чернобаева, Е.А.Кущ, Е.Г.Горловой, Н.В.Дмитриевой, Ц.П.Короленко, А.Ю.Егорова, В.Ю.Завьялова, Е.В.Змановской, Л.Г.Леоновой, Г.И.Макартычевой, В.Д.Менделевича, Е.Т.Соколовой и др.
Научно-теоретические и практические подходы к обоснованию явления одиночества в подростковом и юношеском возрастах в зарубежной и отечественной психологии рассматривали К.А. Абульханова-Славская, В.В.Абраменкова, С.А.Ветров, Л.П. Гримак, О.Б.Долгинова, И.Ильин, В.Е.Каган, В.Киселева, И.С.Кон, Ю.П. Кошелева, В.И.Лебедев, С.В.Малышева, З.В.Неумоева-Колчеданцева, Н.В. Перешина, Н.Е.Покровский, Е.Розанова, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Н.В.Тулина, А.У. Хараш, Ю.М. Швалб, О.В.Данчева, Д.И.Янг, Р.Вейс, У.Садлер, Б.Джонсон, З. Фрейд, и др.
Чувство одиночества как фактор зависимого поведения у подростков рассматривается в редких исследованиях Ю.В. Железняковой, Е. И.Рогова, Т. В.Симончика. Изучение связи чувства одиночества и склонности к аддикциям в подростковом возрасте требует дополнительных исследований.
Методы профилактики аддиктивного поведения подростков в своих работах рассматривали М.А. Вострецова, Е.В. Болгарь, В.С. Битенский, О.А Аргучинская, В.А. Бакренко, В.В. Ващук, О.Б. Белова, М.И. Захарова, В.Г. Бораева, И.А. Ерина, О. А. Дементьева, О.И. Клишева, О.В. Мальцева, О.В. Кухарева, Т.Ю. Сидорова, Н.Г. Сикачева, М.Р. Хамитов и др.
Исходя из выше изученного обнаруживаются противоречия:
- между необходимостью изучения специфики чувства одиночества у подростков, склонных к аддиктивному поведению и недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса в психологической науке и практике
- между возможностью использования чувства одиночества как ресурса развития личности подростков со склонностью к аддиктивному поведению и недостаточным количеством научно-методических материалов по данной проблеме в практической психологии.
Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: какова выраженность и особенности чувства одиночества у подростков, склонных к аддиктивному поведению; каковы возможности чувства одиночества как ресурса развития личности у подростков, склонных к аддиктивному поведению?
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически выявить возможности чувства одиночества как ресурса развития личности подростков, склонных аддиктивному поведению.
Объект исследования: подростки, склонные к аддиктивному поведению.
Предмет исследования: чувство одиночества как ресурс развития личности подростков, склонных аддиктивному поведению.
Гипотезы: возможно, у подростков, склонных к аддиктивному поведению, выраженность чувства одиночества выше, чем у подростков, несклонных к аддиктивному поведению; у подростков, склонных к аддиктивному поведению, чувство одиночества по качественным характеристикам, возможно, отличается от подростков, несклонных к аддиктивному поведению; разработка и реализация программы развития личности подростков, склонных к аддиктивному поведению, возможно, будет способствовать снижению склонности к аддиктивному поведению, если она будет построена с опорой на положительный потенциал чувства одиночества как ресурса развития личности.
Задачи:
1. Изучить проблему исследования в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать понятия «чувство одиночества» и «склонность к аддиктивному поведению»; психологические особенности подросткового возраста как предиктора формирования чувства одиночества и склонности к аддиктивному поведению.
3. Осуществить диагностику склонности к аддиктивному поведению, выраженности и своеобразия чувства одиночества у подростков.
4. Разработать программу развития личности подростков, склонных к аддиктивному поведению, основанную на положительном потенциале чувства одиночества.
5. Выявить эффективность программы развития личности подростков, склонных к аддиктивному поведению.
Методологическая основа исследования: понимание одиночества как состояния духовной и душевной изоляции, непонятости, носящее как временный, так и ситуативный характер И.С. Коном; подход к одиночеству, как ресурсу развития личности в подростковом и юношеском возрасте, как условию самопознания Е.В.Неумоевой-Колчеданцевой, В.Киселевой, Ю.М.Швалба, О.В.Данчевой, А.Р.Карпиковым, Э.Эриксоном;
Понимание аддиктивного поведения как разновидности деструктивного поведения, выражающейся в стремлении «убежать» от реальности с помощью изменения своего психического состояния при употреблении некоторых веществ или постоянном акцентировании внимания на каких-либо предметах или активностях, сопровождающегося развитием запредельных эмоций Н.В. Дмитриевой, Ц.П. Короленко, А.Ю. Егоровым, В.Д. Менделевичем;
Исследования Ю.В. Железняковой, Е. И. Рогова, Т. В. Симончика по выявлению связи субъективного ощущения одиночества и аддиктивного поведения у подростков;
Подходы к профилактике аддиктивного поведения в подростковом возрасте, используемые в психокоррекционных комплексных программах О.Б.Симатовой;
М.А. Вострецовой, Е.В. Болгарь, В.С. Битенского, О.А Аргучинской, В.А. Бакренко, В.В. Ващук, М.И. Захаровой, М.Г. Васильевой.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение теоретических подходов и эмпирических исследований и обобщение в аспекте рассматриваемой проблемы;
- эмпирические: тестирование, анкетирование; психолого-педагогический эксперимент;
-количественный (U-критерий Манни-Уитни; ф-критерий углового преобразования Фишера) и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МАОУ СОШ № 31 г. Ишима. 40 учащихся 7 классов (13-14 лет) приняли участие в исследовании.
Этапы исследования:
- Постановочный этап (сентябрь-декабрь 2016). Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определение цели, гипотезы, задач, методики опытно-поисковой работы.
- Собственно-исследовательский этап. Проведение эмпирической работы по изучению выраженности чувства одиночества у подростков, склонных и не склонных к аддиктивному поведению (январь-октябрь 2017). Реализация программы развития личности подростков, склонных к аддиктивному поведению (ноябрь- декабрь 2017).
- Заключительный этап (январь-май 2018). Включает в себя обработку, обобщение и систематизацию материала, полученных результатов, оформление ВКР.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
- выявлена взаимосвязь между выраженностью, видом чувства одиночества и склонностью к аддиктивному поведению у подростков 13-14 лет;
- подтвержден положительный потенциал чувства одиночества в развитии личности подростков, склонных к аддиктивному поведению.
Практическая значимость: результаты исследования и развивающая программа могут быть использованы классными руководителями, социальным педагогом, педагогом-психологом и администрацией школы - для выстраивания стратегии развития личности подростков, склонных к аддиктивному поведению, опираясь на положительный потенциал одиночества.
Апробация работы: осуществлялась в процессе участия в международной студенческой научно-практической конференции «Студенты вузов - школе и производству» (18-19 апреля 2017 г., г. Ишим); в XXIII научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 27 апреля 2017 г., г. Макеевка, Макеевский экономико-гуманитарный институт); на региональном конкурсе студенческих научных работ (секция "Психология"), ноябрь 2017 г., ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ - диплом за 2 место, в международной практической конференции "Студенты вузов - школе и производству", 19 апреля 2018 г., г. Ишим - 2 место в конкурсе студенческих научных докладов "Психолого-педагогические аспекты социализации личности в современном социуме" (19 апреля, г. Ишим, в рамках конференции "Студенты вузов - школе и производству"). материалы выступлений изданы в трех сборниках конференций.
Структура работы: ВКР структурировано на введение, 2 главы, заключение, список литературы (54 источника), приложения. Общий объем работы составляет 81 страниц печатного текста без приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социально-экономическое положение России, происходящие изменения в области образования и связанная с этим сложная позиция подростков актуализируют проблему подросткового одиночества и аддиктивного поведения и указывают на необходимость поиска связей чувства одиночества со склонностью к зависимому поведению в подростковом возрасте и позитивных ресурсных возможностей чувства одиночества в развитии личностных особенностей подростков-аддиктов.
В рамках нашего исследования мы обосновали подходы к пониманию склонности к зависимому поведению как пока еще неустойчивого стремления индивида к уходу от реальности через изменение своего психического состояния посредством несистематического употребления психоактивных веществ или акцентирования внимания на определенных предметах или активностях, вызывающих запредельные эмоциональные переживания, также к пониманию одиночества, как неоднозначного, психологического феномена, который содержит и ресурс развития личности.
Противоречия между необходимостью изучения специфики чувства одиночества у подростков, склонных к аддиктивному поведению и недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса в психологической науке и практике, и между возможностью использования чувства одиночества как ресурса развития личности подростков со склонностью к аддиктивному поведению и недостаточным количеством научно-методических материалов по данной проблеме в практической психологии, определили проблему нашего исследования, которой стала разработка программы психолого-педагогической помощи в развитии личности подростков, склонных к аддиктивному поведению, через создание условий для актуализации положительного потенциала одиночества.
Как показало наше исследование, одиночество характерно для подросткового возраста, оно является значительным переживанием. Важнейшей особенностью подросткового одиночества, по сравнению с другими возрастными этапами, выступает степень его обостренности. Это связано с тем, что в 13-14 лет активно запускаются механизмы полового созревания, подростки резко меняются по своему внешнему облику, не все положительно воспринимают эти изменения.
Как комплексный психологический феномен одиночество отражается в особенностях отношения и восприятия к себе и поведения личности и оказывает на них свое влияние. Негативными аспектами одиночества у подростков, склонных к аддиктивному поведению, являются: возбудимость, тревожность, циклотимность характера, низкая эмпатия, противоборство в конфликтах, выраженная неспособность к сотрудничеству, подозрительность и зависимость в межличностных отношениях, потеря значимых связей и контактов, интимности, приватность в общении, способность к единению. Позитивная сущность одиночества заключается в том, что оно является неким «индикатором» неудовлетворенности человека своим положением, который пробуждает рефлексию и поиск своей идентичности с помощью отождествления себя с различными группами, приводя, тем самым, к личностному развитию. Диалектическое понимание связи положительно и отрицательного аспектов одиночества позволяет говорить о том, что при определенных условиях отрицательные проявления одиночества могут приобрести положительных характер.
На основе экспериментально доказанных данных о том, что на переживание одиночества оказывают влияние: неудовлетворенность своим положением, отсутствие или недостаточность признания, принятия, самоутверждения; бегство от реальной жизни, нарушенная адаптация, тревожность, дефицит глубоких позитивных чувств, ощущение внутренней пустоты и бессмысленности; поверхностность непосредственных межличностных связей, выявлены внутренние условия актуализации положительного потенциала одиночества. К таким условиям мы отнесли: осознание подростками чувства одиночества; повышение ценности собственной личности и формирование позитивного отношения к самому себе; формирование позитивного самовосприятия, принятие личной ответственности за свою жизнь и актуализация активной позиции относительно чувства одиночества; формирование позитивного отношения и восприятия к себе; формирование активной позиции относительно чувства одиночества; повышение уровня коммуникативной компетентности и получение/ актуализация позитивного опыта совладания с объективными трудностями и отрицательными переживаниями; осознание изменений, произошедших в переживании чувства одиночества, в отношении и восприятии себя.
С целью создания внешних условий, необходимых для актуализации положительного потенциала одиночества, была разработана и реализована программа психолого-педагогической помощи в развитии личности подростков, склонных к аддиктивному поведению, включившая в себя: создание благоприятного фона для позитивных эмоционально-ценностных переживаний и чувств; создание условий для экстернализации внутренних противоречий личности подростка; использование таких форм работы, как индивидуальное и групповое консультирование, психологический тренинг.
Реализованная программа психолого-педагогической работы с подростками оценена как результативная на основании данных математической обработки результатов и наблюдений за учащимися, полученных по завершении экспериментальной работы и при сравнении их с результатами первичной диагностики. Созданные условия, в рамках данной программы, способствовали актуализации положительного потенциала одиночества: снижению склонности к аддиктивному поведению у подростков; снижению уровня и глубины переживания чувства одиночества у подростков, склонных к аддиктивному поведению; актуализации у подростков положительных эмоционально-ценностных переживаний; осознанию подростками чувства одиночества и необходимости саморазвития личности; повышению ценности собственной личности и формированию позитивного отношения к самому себе; формированию у подростков позитивного самовосприятия, принятию личной ответственности за свою жизнь и актуализации активной позиции относительно чувства одиночества; повышению у подростков уровня коммуникативной компетентности и актуализации позитивного опыта совладания с объективными трудностями и отрицательными переживаниями; нахождению подростками баланса между одиночеством и поддержанием межличностных отношений через соотнесение мотивов одиночества с иными их жизненными ценностями.
Следовательно, в рамках настоящего исследования, на основе понимания сущности феномена одиночества, показана возможность использования его положительного потенциала в развитии личности подростков, склонных к аддиктивному поведению.



1) WebUrok.com[Электронный ресурс] / Сценарий группового психологического тренинга овладения способами преодоления одиночества. - Режим доступа :https://weburok.com/1481477/--/(дата обращения: 15.03.17)
2) Абрамова, С.М. Возрастная психология [Текст] / С.М. Абрамова. - М.: Высшая школа, 2001. - 319с.
3) Аскевис-Леерпе, Ф. Психология: краткий курс[Текст] / Ф. Аскевич-Леерпе, К. Барух, А.Картрон; пер. с франц. М.Л. Какрачун. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 155 с.
4) А-Я Психология [Электронный ресурс] / Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. - Режим доступа:http://www.azps.ru.(дата обращения: 30.12.2016).
5) Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. 446 с.
6) Большой психологический словарь[Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-пресс, 2003. - 666с.
7) Волков, Б. С. Психология подростков [Текст] / Б. С. Волков. - СПб.: Питер, 2010. - 240 с.
8) Воробьева, Т.В. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Особенности работы с подростками группы риска [Текст] / Т.В. Воробьева, А.В. Ялтонская. - М.: РФ, 2008. - 300с.
9) Вострокнутов, Н.В. Семья и проблемы отклоняющегося поведения в современном обществе [Текст] / Н.В. Вострокнутов // Сборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). - М.: Академия, 2001. - 208 с.
10) Гагарин А. С. Одиночество как феномен человеческого бытия // Рациональность иррационального / под. ред. В.И. Колосницына. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. С. 77-109 (Серия «Философия религии». Вып. 2).
11) Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А.В. Гоголева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 240с.
12) Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студентов ВУЗов - 2-е изд., испр. [Текст] / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2004. -288с.
13) Иванченко, Г.В. Универсум одиночества: социологические и
психологические очерки [Текст]/ Г.В. Иванченко, Н.Е. Покровский. - М.: Университетская книга, Логос, 2008. - 371 с.
14) Каган В.Е. Мастерская одиночества // Психологическая газета. 1996 (ноябрь). № 11/38. С. 26-27.
15) Карпиков, А.Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте [Текст] / А.Р. Карпиков. - М.: Академия, 2002. - 450 с.
16) Киселева, В. Подростковое одиночество [Текст] // Школьный психолог. - 2002. - № 8. - С. 56-59.
17) Киселева, В. Подростковое одиночество: причины и последствия [Текст] // Воспитание школьников. - 2003. - №6. - С.47-52.
18) Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов [Текст] / Ю.А. Клейберг. - М.: Академия, 2001. - 450 с.
19) Колмогорова, Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. психологов / Л. С. Колмогорова. - М.: Владос - Пресс, 2002. - 360 с.
20) Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. - М., 2000. Приложение 1. К приказу Минобразования России от 28.02.2000 № 619.
21) Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / З.В. Коробкина, В.Л.Попова. - М.: Академия, 2002. - 400 с.
22) Корчагина, С. Г. Психология одиночества: учебное пособие [Текст] / С.Г. Корчагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 350 с.
23) Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. - Новосибирск: Наука, 1998. - 381 с.
24) Леонтьев, Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. С. 372-377.
25) Лозовая, Г. В. Признаки нефармакологических зависимостей // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 30-й научной конференции [Текст] / Г.В. Лозовая.- СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта.- 2003. -20 с.
26) Неумоева-Колчеданцева, Е.В. Одиночество как психический феномен и
ресурс развития личности в юношеском возрасте [Текст]: монография / Е.В.Неумоева-Колчеданцева. - Тюмень: Издательство Тюменского
государственного университета, 2010. - 184 с.
27) Павлов А.В. Взаимопонимание в контексте российского межцивилизационного периода // Вестник ТюмГУ. 1999. № 1. С. 16-27.
28) Панина, А.Ю. Личностно ориентированный подход к профилактике зависимости / Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов [Текст]/ А.Ю. Панина. - СПб.: СПб ГУ, 2003 - 257с.
29) Пантелеев, С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантелеев. - М.: Смысл, 1993.- 32с.
30) Педагогическая психология: учеб. пособие [Текст] / под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. - СПб.: Питер, 2010. - 416 с.
31) Перлман Д., Пепло Л.Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества: сборник статей / под ред. Н.Е. Покровского М.: Прогресс, 1989. С. 152-168.
32) Перлман, Д. Теоретические подходы к одиночеству [Текст] / Д. Перлман, Л.Э. Пепло // Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 2010. - 624 с.
33) Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения у подростков [Электронный ресурс] / Аргучинская О.А. Профилактика игромании подростков в учреждении дополнительного образования - Режим доступа: http://prophylactik.68edu.ru/wp-content/uploads/2017/02/0217-II.pdf.(дата обр.: 27.09.16)
34) Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения у подростков [Электронный ресурс] / Болгарь Е.В., Вострецова М.А. Педагогическое общение как фактор профилактики аддиктивного поведения у подростков - Режим доступа:http://prophylactik.68edu.ru/wp-content/uploads/2017/02/0217-
II. pdf.(дата обращения: 27.09.16)
35) Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения у подростков
[Электронный ресурс] / Бораева В.Г. Основные психопрофилактические формы работы по предупреждению зависимого поведения несовершеннолетних подростков - Режим доступа:
http://prophylactik.68edu.ru/wp-content/uploads/2017/02/0217-II.pdf. (дата
обращения: 27.09.16)
36) Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения у подростков
[Электронный ресурс] / Ерина И.А. Профилактика компьютерной аддикции у подростков в общеобразовательных учреждениях - Режим доступа: http://prophylactik.68edu.ru/wp-content/uploads/2017/02/0217-II.pdf. (дата
обращения: 27.09.16)
37) Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения у подростков
[Электронный ресурс] / Дементьева О.А. Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения у подростков - Режим доступа: http://prophylactik.68edu.ru/wp-content/uploads/2017/02/0217-II.pdf. (дата
обращения: 27.09.16)
38) Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения у подростков
[Электронный ресурс] / Васильева М.Г. Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения подростков, состоящих на учёте в ПДН - Режим доступа: http://prophylactik.68edu.ru/wp-content/uploads/2017/02/0217-II.pdf.
(дата обращения: 27.09.16)
39) Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения у подростков [Электронный ресурс] / Бакренко В.А. Система работы по профилактике употребления алкогольных, наркотических веществ и ПАВ среди учащихся МКОУ ООШ 14 г. Тавда - Режим доступа:http://prophylactik.68edu.ru/wp-content/uploads/2017/02/0217-II.pdf. (дата обращения: 27.09.16)
40) Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения у подростков
[Электронный ресурс] / Ващук В.В. Профилактика алкогольной зависимости подростков в сельской местности- Режим доступа:
http://prophylactik.68edu.ru/wp-content/uploads/2017/02/0217-II.pdf. (дата
обращения: 27.09.16)
41) Психологический словарь [Текст] / под общ. ред. П.С. Гуревича.- М.: OJIMA Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007.- 800 с.
42) Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты [Текст]/ под редакцией А. А. Реана.- М.: Прайм-Еврознак, 2007.- 128с.
43) Сельченок, К. В. Психология зависимости. Хрестоматия [Текст]/ К.В. Сельченок. - Минск.: Харвест, 2005-596с.
44) Слободчиков, И. М. Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста. (фрагмент) // Психологическая наука и образование [Текст] / И.М. Слободчиков. - 2005. - № 1. - С.19-24.
45) Смагин, С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение [Текст] / С.Ф. Смагин. - СПб.: МИПУ, 2000. - 250с.
46) Старовойтова Л. И. Одиночество: соц. филос. анализ: дис. ... канд. филос. наук. М., 1995. 126 с.
47) Старшенбаум, Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия
зависимостей [Текст] / Г.В. Старшенбаум. - М.: Академия, 2006. - 280с.
48) Тихонов Г.М. Феномен одиночества: опыт философско-
социологического анализа: фвтореф. дис. ... канд. Филос. наук / Урал. гос. ун¬т А.М. Горького. Екатеринбург, 1992. 19с.
49) Тулина Н.В. Одиночество: Социально-политический аспект // Вестник Московского университета. Сер. 12, Социально- политические исследования. 1992. № 3. С. 51-58.
50) Хараш, А.У. Психология одиночества [Текст] / А.У. Хараш // Педология/новый век. - 2000. - № 4. - С.102 - 104.
51) Шаповалов В.Ф. Творчество. Борьба. Духовное одиночество // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 1992. № 6. С. 71-79.
52) Швалб Ю. М., Данчева О.В. Одиночество: соц. психол. пробл. Киев.: Изд-во «Украина», 1991. 270 с.
53) Швалб Ю. М., Данчева О.В. Социокультурные истоки одиночества // Философская и социологическая мысль. 1990. № 9. С. 117-130.
54) Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.: Интербук, 1990. 152с. (Серия «Страницы мировой философии»).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ