ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОЗНАНИЕ СУЩНОСТИ ОФШОРОВ 7
1.1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОФШОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ 9
1.2. ИСТОРИЯ БОРЬБЫ С ОФШОРНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ 12
1.3. ОФШОРЫ - ПРОДУКТ СУБЪЕКТИВНОГО ЗАМЫСЛА ИЛИ ОБЪЕКТИВНОЙ
ЗАКОНОМЕРНОСТИ? 16
1.4. СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ ОФШОРОВ 21
1.5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФШОРОВ 27
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОФШОРОВ 30
2.1. ВОПРОС О НЕОБХОДИМОСТИ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В
ЭКОНОМИКУ 33
2.2. ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 38
2.3. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ 44
2.4. ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ 50
3. ОФШОРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 55
3.1. ОФШОРЫ И РОССИЯ 58
3.2. ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСОБОМ ПРАВОВОМ СТАТУСЕ
ОФШОРНЫХ КОМПАНИЙ» 64
3.3. СОЗДАНИЕ «РУССКИХ ОФШОРОВ» 67
3.4. ОФШОРЫ И ВСЕЛЕННАЯ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Выбор темы исследования объясняется положительной оценкой членов комиссии моего выступления на конференции в Московском Университете, посвященному офшорам. В устном докладе были затронуты причины использования офшорных компаний и вопросы правового регулирования Российской Федерацией деятельности офшорных компаний. Даже столь узкое рассмотрение темы вызвало интерес, поскольку слушателям понравилось то, что это явление затрагивает все отрасли права.
Однако сложность и комплексность проблемы была нами недооценена. Оказалось, что это явление затрагивает большое количество отраслей не только права, но и всей науки.
Знания, полученные и систематизированные мной в ходе написания магистерской диссертации, полностью изменили мое представление о существующем мировом порядке.
Эта работа не о правах предпринимателей (хотя о них в ней тоже говорится). В широком смысле это антипредпринимательская работа.
В офшорном вопросе я выступаю за обеспечение приоритета общественных и государственных интересов над интересами отдельных экономических субъектов.
Прошлую выпускную работу я посвятила защите прав предпринимателей от действий государства. При её написании меня глубоко поразило то, как в одном узком вопросе (касающемся инвестиционных договоров) суды несправедливо вставали на сторону государства, не взирая на закон, они оставляли предпринимателей полностью без защиты.
Искреннее желание защитить слабого субъекта и доказать справедливость в отдельно найденной проблеме привело меня в магистратуру Московского Университета, на кафедру предпринимательского права, программу «право и бизнес».
К сожалению, в вопросе офшоров я не могу себе позволить встать на сторону бизнеса, защищать который считаю возможным лишь в случае, если его действия не противоречат интересам общества и государства. Действия предпринимателя, которые увеличивают его личное благосостояние, не увеличивая при этом благосостояние всего общества (тем более уменьшая его), не находят моей поддержки.
Актуальность исследования заявленной темы не вызывает сомнений ввиду высокого уровня офшоризации национальной экономики. Так, по оценке TNJ Из России за 1990-2010 годы было выведено в офшоры 798 млрд. долларов, что соответствует официальным данным Центрального банка РФ . Лидерами по инвестициям в страну также являются офшорные юрисдикции .
Автор ставит перед собой цель по формированию направлений государственной политики России в отношении офшоров с учетом сложившейся международной расстановкой сил. Для этого необходимо выполнение следующих задач:
- познание сущности офшоров;
- рассмотрение влияния офшоров на экономику;
- изучение отечественного опыта регулирования офшоров;
- изучение иностранного опыта регулирования офшоров.
Вопрос о степени регулирования офшорных компаний неоднократно раскрывался в отечественном правоведении, однако мало кто уделил должное внимание размышлениям о том, какова сущность офшоров. Создание регулирования невозможно без познания сущности.
Примечательно, что нам не удалось найти ни одного автора, исследующего вопрос о том, а нужно ли вообще регулировать деятельность офшорных компаний. Напомним, что вопрос регулирования тех или иных отношений должен носить не бездумный характер, а быть осознанным.
Недостатком существующих работ является также и то, что авторы пишут об офшорах лишь через призму своей науки - будь то экономика или юриспруденция, не пытаясь использовать иные имеющиеся у них знания и представления о мире, который намного сложнее, чем кажется.
Наша работа станет попыткой посмотреть на офшоры с различных углов, рассуждения, изложенные в ней, могут положить начало использования офшоров в интересах Российской Федерации.
В первой главе мы постарались максимально абстрагироваться от рассмотрения феномена офшоры глазами юриста, чтобы лучше понять его суть. Автор пытается разобраться в сущности офшоров, обращаясь к истории создания офшорных юрисдикций и истории борьбы с ними. Далее автор выделяет сущностные признаки офшоров, а в последнем параграфе, который является переходным к следующей главе, причины их использования и вред, который наносят офшоры.
Вторая глава посвящена деятельности офшорных компаний и носит в большей степени юридический и экономический характер. В первом параграфе автор рассуждает о том, нужно ли государству вмешиваться в деятельность офшорных компаний и какова должна быть степень вмешательства. Далее автор рассуждает о законодательном регулировании офшоров Российской Федерацией и другими странами.
Третья глава обобщает выводы, которые были получены в первых двух главах, а также предлагает выгодное России направление внутренней и внешней офшорной политики.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам, которые должны определять направления антиофшорной политики Российской Федерации:
1. Создание офшоров лоббировали крупные финансисты и банкиры Великобритании, интересы которых представлял Банк Англии. Ему противостояло Министерство Финансов Англии, представляющее государственные интересы.
2. Борьбу с офшорными территориями осуществляют международные организации
- ФАТФ и ОЭСР.
3. Для борьбы с офшорными территориями международные организации осуществляют контроль и мониторинг законодательств других стран, дают им обязательные указания и предписания, независимо от членства государств в указанных организациях. В связи с этим есть все основания говорить о появлении новой ступени власти и потери государствами внутреннего и внешнего суверенитета.
4. Офшоры возникли в результате столкновения взаимоисключающих интересов различных корпораций. Офшоры представляют собой продукт синтеза конкуренции и сотрудничества.
5. Сущностными признаками офшоров являются:
- регулирование;
- конкуренция;
- конкурентные преимущества в битве за ресурсы;
- закрытость.
6. Цели использования офшоров в России:
- защита собственности;
- конфиденциальность владения бизнеса;
- оптимизация налоговых платежей;
- криминальный денежный оборот.
7. Вред от использования офшоров:
- непрозрачная система владения и собственности;
- подконтрольность национальных компаний и ресурсов западным финансистам;
- недополучение налогов бюджетом ;
- офшоры способствуют легализации незаконно полученных доходов российскими коррупционерами и прочими преступниками;
- офшоры позволяют западным странам финансировать институты, подрывающий наш государственный строй.
7. Офшоры противоречат существующей экономической модели, нарушают конституционные права субъектов экономического оборота, а также вступают в конфликт с интересами общества и государства, поэтому требуют вмешательства государства.
8. Принятые Российской Федерацией меры по деофшоризации экономики не обладают признаками системности и эффективности.
9. В связи с этим мы считаем необходимым принятие федерального закона, ограничивающего деятельность офшорных компаний в нашей экономике. Необходимо также усиление роли России в международных антиофшорных организациях.
Сложно писать, не имея абсолютно никакой уверенности в реальности существующего мира. Сложно предлагать изменения, переживая полное разочарование в предположительно сложившемся мировом порядке и устройстве жизни.
На момент окончания написания работы произошло событие, которое не оставило никого равнодушным - пандемия коронавируса.
18 марта 2020 года многие страны закрыли свои границы на въезд и выезд. Разорвали экономические отношения. Происходит активное вмешательство государств в экономические процессы внутри страны.
Укрепилась тенденция, обратная процессу глобализации. Указанная тенденция наметилась давно и выражается брекситом, приходом к власти Д. Трампа, торговыми войнами.
Подобный распад неизбежно привёл бы к кризису, однако теперь последний будет вызван скорее пандемией.
В связи с этим российскому государству как никогда важно вернуть свою позицию сильнейшей корпорации как внутри страны, так и на международной арене.
В эти трудные для нашей страны времена мы не имеем права совершать действия, которые ставят существование нашего государства под угрозу, даже если требования, которые мы предъявляем, оправданы.
Усиление российского государства должно происходить параллельно с принятием программы, направленной на возвращение доверия народа к власти.
В.А. Томсинов справедливо рассуждает, ссылаясь на И.А. Ильина, что причина распада государства кроется в дефектах правосознания, в связи с этим обязанностью государственной власти является поддержание в народе уважения к ней .
Преступное бездействие власти может привести к очередному развалу нашей страны.
Полагаем, что закрытие офшорной лазейки, которая позволяет разворовывать нашу страну, к тому же ставя её в зависимость от западных капиталистов, могло бы быть одним из пунктов программы, направленной на возвращения доверия народа.
Президенту необходимо начать с народом диалог, признав тот факт, что нашу страну обворовывали. После этого признания следует произвести кардинальную чистку государственного аппарата, далее через СМИ объяснить народу сложную международную обстановку и предложить меры, которые защитят наш народ от коррупционных чиновников и власти западных финансистов.
Одной из таких мер должно стать принятие Федерального Закона, запрещающего деятельность офшорных компаний в нашей экономике.
Уничтожение офшоров нанесёт сильнейший удар коррупции и международным финансистам. В то же время удар будет нанесён и нашей экономике, что должно быть оценено скорее экономистами.
Возможно доверие народа настолько подорвано, что сделать это придётся новому в системе человеку, который будет обладать высокими моральными качествами, целью жизни которого станет сохранение российского государства и увеличение благосостояния российского народа.
Наша страна богата на ресурсы и российский народ, которому посчастливилось родиться на этой территории, имеет право пользоваться её благами.
Западные государства ведут двойную игру и заявляют о демократии, защите прав, справедливости, вреде протекционизма и свободной экономике лишь когда им это выгодно.
Так, для США позволительно с одной стороны обвинять ОПЕК в создании картеля и угрожать ему судом, а с другой стороны позволить Рокфеллеру, вступая в картельный сговор, взять под контроль всю мировую нефть.
Для Д. Трампа приемлемо в начале президентского срока угрожать введением санкций против «преступного картеля - ОПЕК», а в апреле 2020 года под страхом санкций заставлять Россию и Саудовскую Аравию договориться об очередном снижении добычи нефти в рамках ОПЕК +.
Д. Трамп позволяет себе обвинять Китай в манипулировании курсом июаня и в то же время ругать ФРС за слишком сильный доллар.
Для США приемлемо заявлять о демократии, вторгаясь на территории суверенных государств под предлогом её защиты, и в то же время оставлять без внимания убийства Саудовской Аравией (которая является союзником США) оппозиционного журналиста, ущемление прав женщин, экспроприацию собственности, пытки, финансирование терроризма.
Великобритания позволяет себе заявлять о борьбе с грязными русскими деньгами, при том, что отмываются они через механизмы, которые были созданы ей же. Через подконтрольные ей же территории.
Европа осуждает действия России, вводя очередные санкции, но полностью игнорирует аналогичные действия со стороны США.
В этой враждебной и неблагородной международной обстановке наша страна не может позволить себе тратить силы на внутренние конфликты.
Мы не считаем возможным создание новой офшорной сети, подконтрольной России, поскольку её основными бенефициарами всегда будут выступать финансисты. Усиление власти бизнеса приводит к потери власти государства. Кого больше заботит судьба народа? Государство или бизнес?
В то же время мы не против создания на территории внутри страны режима, который мог бы защитить наш бизнес и ресурсы нашей страны от власти западных финансистов.
Представляется важным участие в международных организациях по борьбе с офшорами с целью получения возможности принятия решений, которые становится обязательными для всего мира.
В СМИ отмечается, что М.В. Мишустин попросил подчиненных подготовить план по восстановлению связей с ОЭСР. Источники не исключили, что Россия может предпринять новую попытку вступления в ОЭСР. В марте 2014 года ОЭСР приостановила вступление России в организацию .
Мы согласна с новым премьер министром считаем важным для России закрепить свои позиции в таких организациях, как МВФ, ОЭСР и ФАТФ.
Действия по запрету участия офшорных компаний в нашей экономике могут быть негативно восприняты международным сообществом и привести к большей изоляции России.
Однако представляется, что международное сообщество, которое ставит перед собой цель по уничтожению офшоров, не вправе наказывать страну за слишком активные действия по достижению поставленной им же цели.
В любом случае постоянные санкции, принимаемые в отношении России, уже достаточно изолировали и обособили нашу страну.
В случае усиления изоляции ресурсов нашей страны должно хватить для обеспечения развития и благосостояния нации.
Отметим, что России необходим надежный союзник, экономика которого не будет завязана исключительно на экспорте, делающего его зависимым от западных рынков.
Однако найти такого союзника в условиях подконтрольности почти всех государств западным финансистам не представляется возможным.
Не исключено, что популяризация мер по запрету деятельности офшорных компаний в экономиках различных государств привела бы к восстановлению их суверенитета и возможности налаживания диалога с Россией.
Существующая тирания западных капиталистов должна быть подорвана усилением власти государств и обеспечением эффективного и справедливого распределения ресурсов планеты.
Необходим новый мировой порядок и Россия может нам его предложить.
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
2. Баглай. М.В. Конституционное право Российской Федерации: М.: Норма, 2007.
3. Бодров А.Г. О роли и факторах офшорных зон в мировой финансовой системе послевоенного периода // Экономические отношения N 1, 2018.
4. Бранденбургер А., Нейлбафф Б. Co-opetition. Конкурентное сотрудничество в бизнесе. М.: Кейс, 2012.
5. Бранский В.П. Социальная синергетика и акмеология // Акмеология, 2002.
6. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Общественные науки и современность N 6, 1999.
7. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии N 4, 2000.
8. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.
9. Воронина А. М. Место и роль оффшорного бизнеса в современной мировой экономике : дисс... канд. экон. Наук. М.: 2008.
10. Глазьев С.Ю. Стариков Н.В. и др. Деофшоризация российской экономики. Пути и меры. Экспертный доклад. Изборский клуб. [Электронный ресурс]. URL: https:// izborsk- club.ru/2701 (дата обращения: 15.03.2020).
11. Гринспен А. Эпоха потрясений. Проблемы и перспективы мировой финансовой системы. М.:Альпина Паблишер, 2017.
12. Захаров А. Погоня за деньгами: мир против оффшоров // Forbes, 2012.
13. Иванов. В.Г. Политические элиты: от национального к транснациональному уровню. М.: Рудн, 2008.
14. Кочетков А.П. Влияние транснациональных элит на мировой политический процесс // Власть, 2017.
15. Кутаков Р.Б. Оффшорные территории в мировой и российской практике : диссертация кандидата экономических наук, 2014.
16. Петченко М.А. «Оффшорные финансовые центры и морская деятельность» // Право и политика N 11, 2006.
17. Пожарский С.Д. Парадокс Пригожина и суператтрактор // Глобализация: синергетический подход, 2002.
18. Саргсян Л.М. Структура международной системы регулирования офшорных зон: современное состояние и преспективы развития // Вестник Московского университета, 2016.
19. Смит А. Исследование о природе и причине богатства народов. М.:Эксмо, 2007.
20. Соловьев Е.Н. Власов А.В. Оффшорный бизнес в современной структуре международных отношений // Российская академия предпринимательства, 2014.
21. Старостина М.И. Оффшорный бизнес в современном мире // Экономика и бизнес, 2014.
22. Строгалов С.Р. Мировые правящие элиты. От Адама до наших дней Ста. // Самиздат, 2013.
23. Томсинов В.А. Тема русского правосознания в творчестве Ивана Алексеевича Ильина.
2010. [Электронный ресурс]. URL:
http://tomsinov.com/Articles/Misc/tema_russkogo_pravosoznanija-pravovedenie-2010_6.pdf (дата обращения: 15.03.2020).
24. Шэксон Н. Люди, обокравшие мир. Правда и вымысел о современных офшорных зонах. М.: Эксмо, 2012.
25. Яковлев А.А. Критерии отнесения территорий и юрисдикций к офшорам // Ваш налоговый адвокат N 11, 2008.
26. Palan R., Murphy R., Chavagneux C. Tax havens. How globalization really works. // Cornell University press. 2010.
27. Robinson. W. A Theory of Global Capitalism: Production, Class, and State in a Transnational World. Boston, 2000.
28. Thurow, L. Head to head: the coming economic battle among Japan, Europe and America. 1992.
29. Weber M. Economy and Society. Vol. I. Berkeley: University of California Press. 1978.
30. Zorome A. Concept of offshore financial centers. In search of an operational definition.
Working paper no. WP/07/87 // IMF. 2007. [Электронный ресурс]: https://www.imf.org/exter- nal/pubs/ft/wp/2007/wp0787.pdf (дата обращения: 15.03.20).
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний" от 27.11.2017 N 340-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
4. Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // СПС КонсультантПлюс.
5. Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СПС КонсультантПлюс.
6. Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
7. Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс.
8. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СПС КонсультантПлюс.
9. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // СПС КонсультантПлюс.
10. Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс.
11. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
12. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" // СПС КонсультантПлюс.
13. Указание Банка России от 12.02.1999 N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" // СПС КонсультантПлюс.
14. Указание Банка России от 07.08.2003 N 1317-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)" // СПС КонсультантПлюс.
15. Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющий льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)" // СПС КонсультантПлюс.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. N 3-П.
2. Постановление Высшего Арбитражного суда РФ от 26.03.2013 г. по делу №14828/12.
ИТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
1. https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/cb-iz-rossii-v-ofshory-vyveli-$42-mlrd-za-god- 1025855305 (дата обращения: 15.03.20).
2. https://www.rbc.ru/economics/18/12/2019/5df78cc59a79470da759cc2e (дата обращения: 15.03.20).
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Международный_валютный_фонд (дата обращения: 15.03.20).
4. https://gtmarket.ru/organizations/oecd/info (дата обращения: 15.03.20).
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Международная_организация_по_налогам_и_инвестициям (дата обращения: 15.03.20).
6. https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/cb-iz-rossii-v-ofshory-vyveli-$42-mlrd-za-god- 1025855305 (дата обращения: 15.03.20).
7. https://chto-eto-takoe.ru/offshore (дата обращения: 15.03.20).
8. https://meduza.io/cards/ofshory-eto-voobsche-zakonno (дата обращения: 15.03.20).
9. https://www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2018/eng/assets/pdf/imf-annual-report-2018-ru.pdf (дата обращения: 15.03.20).
10. http://www.soldiers-mothers-rus.ru/stati/deistvitelno-li-strani-konkuriruyt-drug-s-drugom61 (дата обращения: 15.03.20).
11. http://sysanalys.ru/publikacii/deofshorizacia (дата обращения: 15.03.20).
12. https://www.kommersant.ru/doc/1962493 (дата обращения: 15.03.20).
13. https://mirec.mgimo.ru/2014-04/ofshornaya-deyatelnost-rossijskih-investorov-i-politika- gosudarstva-po-ofshornomu-voprosu (дата обращения: 15.03.20).
14. https://www.gradient-alpha.ru/offshory-novye-pravila-igry-v-rossii-i-v-2/ (дата обращения: 15.03.20).
15. http://kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения: 15.03.20).
16. https://zakon.ru/discussion/2019/03/22/vazhno_ne_stavit_vo_glavu_ugla_pravovye_tradicii_
a_reshat_ekonomicheskuyu_zadachu intervyu_s_evgeni (дата обращения: 15.03.20).
17. https://ru.wikipedia.org/wiki/Экономическое_неравенство#cite_note-25 (дата обращения: 15.03.20).
18. https://www.oxfam.ru/news/795/ (дата обращения: 15.03.20).
19. https://nauchkor.ru/pubs/zaschita-prav-investorov-pri-prekraschenii-investitsionnyh- otnosheniy-na-osnovanii-aktov-publichnyh-organov-5b28f26d7966e104dde4e5d3 (дата обращения: 15.03.20).
20. https://www.oecd-ilibrary.org/taxation/harmful-tax-competition_9789264162945-en (дата обращения: 15.03.20).
21. https://www.imf.org/external/np/mae/oshore/2000/eng/back.htm (дата обращения: 15.03.20).
22. https://www.oecd.org/countries/monaco/list-of-unco-operative-tax-havens.htm (дата обращения: 15.03.20).
23. https://www.fatf-gafi.org/publications/high-risk-and-other-monitored- jurisdictions/documents/increased-monitoring-february-2020.html (дата обращения: 15.03.20).
24. https://freshgeek.ru/deofshorizaciia-gotovimsia-vse/ (дата обращения: 15.03.20).
25. http://vote.duma.gov.ru/vote/13268 (дата обращения: 15.03.20).
26. https://torg94.ru/articles/vyzhivut-bez-goszakazov-ofshory-ne-sdayutsya-2017-04-06/ (дата обращения: 15.03.20).
27. http://www.vsrf.ru/documents/thematics/28357/ (дата обращения: 15.03.20).
28. https://www.fontanka.ru/2019/10/23/017/ (дата обращения: 15.03.20).
29. https://mirec.mgimo.ru/2014-04/ofshornaya-deyatelnost-rossijskih-investorov-i-politika- gosudarstva-po-ofshornomu-voprosu (дата обращения: 15.03.20).
30. https://home.treasury.gov/about/offices/tax-policy/foreign-account-tax-compliance-act (дата обращения: 15.03.20).
31. https://www.rbc.ru/politics/22/12/2017/5a3d2c2b9a794748bfab819c (дата обращения: 15.03.20).
32. https://ec.europa.eu/taxation_customs/tax-common-eu-list_en#heading_3 (дата обращения: 15.03.20).
33. https://www.kommersant.ru/doc/1962493 (дата обращения: 15.03.20)
34. https://mirec.mgimo.ru/2012-04/politika-es-v-otnoshenii-offshorov (дата обращения: 15.03.20).
35. https://ria.ru/20130618/943664597.html (дата обращения: 15.03.20).
36. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/ALL/?uri=CELEX%3A32011L0016 (дата обращения: 15.03.20).
37. http://www.odnako.org/blogs/rusal-rusgidro-i-kamaz-vozvrashchayutsya-v-rossiyu-iz- ofshorov/ (дата обращения: 15.03.20).
38. https://iz.ru/863876/dmitrii-migunov/dai-trillion-kak-amerikanskie-korporatcii-sbezhali-ot- trampa-v-ofshory (дата обращения: 15.03.20).
39. https://mirec.mgimo.ru/2012-04/politika-ssha-v-otnoshenii-offshorov (дата обращения: 15.03.20).
40. https://www.bbc.com/russian/features-44200841 (дата обращения: 15.03.20).
41. https://publications.parliament.uk/pa/cm201719/cmselect/cmfaff/932/932.pdf (дата обращения: 15.03.20).
42. http://thingx.ru/lifestyle/pyat-princzipov-majera-rotshilda/ (дата обращения: 15.03.20).
43. http://sysanalys.ru/publikacii/deofshorizacia/142-deofshorizaciaparlamentskie.htm (дата обращения: 15.03.20).
44. https://iz.ru/948116/2019-11-27/stoimost-aktcii-iandeksa-pobila-istoricheskii-rekord (дата обращения: 15.03.20).
45. http://www.demoscope.ru/weekly/023/biblio02.php (дата обращения: 15.03.20).
46. кирз://гихрег1.ги/Деофшоризация_Б_Роееии (дата обращения: 15.03.20).