Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УРОВЕНЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СТРУКТУРА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СПОРТСМЕНОВ-ГРЕБЦОВ

Работа №70694

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СПОРТСМЕНОВ ГРЕБЦОВ 5
1.1. Основные механизмы развития стресса и стрессоустойчивость 5
1.2. Теоретический анализ взаимосвязи стрессоустойчивости
и копинг-стратегий 11
1.3. Специфика и роль стрессоустойчивости для спорта высоких достижений в
командных видах спорта 14
1.4. Копинг-стратегии у спортсменов гребцов и их роль
в преодолении стресса 19
Выводы по теоретической части 30
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Материалы исследования 32
2.2. Методы исследования 32
2.2.1. Методы сбора эмпирических данных 32
2.2.2. Методы статистической обработки 36
ГЛАВА 3.ЭКСПЕРИМЕНТАЛБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СПОРТСМЕНОВ ГРЕБЦОВ 37
3.1. Особенности стрессоустойчивости у спортсменов гребцов 37
3.2. Особенности копинг-стратегий спортсменов-гребцов 40
3.3. Особенности взаимосвязей стрессоустойчивости и копинг-стратегий
спортсменов гребцов 44
ВЫВОДЫ 47
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ


Жизнь современного человека связана со стрессом и стрессоустойчивостью, которые находят отражение в повседневной жизни, в том числе в спорте. Стресс представляет собой неспецифическую защитную реакцию организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды [32]. Стрессоустойчивость же представляет собой качество, которое позволяет любому человеку переносить различного плана нагрузки на его психику - интеллектуальные, эмоциональные или же волевые [32]. Благодаря такому качеству можно не только добиться своих целей, но и сохранить здоровье.
Поскольку деятельность спортсменов, в нашем случае спортсменов- гребцов является экстремальной, то влияние стресс-факторов на спортсменов не исключено. Одним из способов преодоления стресса является копинг-стратегии, которые напрямую связаны как со стрессом, так и со стессоустойчивостью.
Копинг представляет осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации [29, с.457]. Функции копинг-стратегии или совладения напрямую связаны с поддержанием внешнего и внутреннего благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями. Копинг-поведение зависит не только от личности субъекта, ее мыслей, чувств и действий, но и от самой ситуации, что может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровне.
Актуальность темы исследовательской работы состоит в том, что взаимосвязь стрессоустойчивости и копинг-стратегии спортсменов-гребцов не была рассмотрена комплексно, а на сегодняшний день эти два понятия приобретают особую значимость применительно к спорту. Это обусловлено спецификой спортивной деятельности, которая неизбежно связана с присутствием внешних и внутренних факторов, ее усложняющих, вызывающих развитие трудных состояний: стресса и эмоциональной напряженности, переутомления. Большое значение имеет то, насколько спортсмены будут стрессоустойчивыми, насколько им пригодятся копинг- стратегии и как это будет между собой взаимосвязано.
Теоретическую базу исследования составила теория стресса (Г. Селье) [33], модели и теории стресса (Р. Лазарус)[25], представления о копинг- стратегиях поведения (В.А. Бодрова, С.А. Хазина) [6].
Объект исследования: копинг-стратегии и стрессоустойчивость.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня стрессоустойчивости и структуры совладающего поведения у спортсменов-гребцов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью и копинг-стратегиями у спортсменов гребцов.
Цель исследования: выявить взаимосвязь стрессоустойчивости и копинг-стратегий у спортсменов гребцов.
Задачи исследования:
1) Обосновать значимость и актуальность проблемы стрессоустойчивости в спорте высоких достижений в ее взаимосвязи с копинг-стратегиями спортсменов;
2) Выявить особенности стрессоустойчивости у спортсменов-гребцов;
3) Выявить особенности копинг-стратегии у спортсменов-гребцов;
4) Изучить взаимосвязь между стрессоустойчивостью и копинг- стратегиями у спортсменов гребцов.
В соответствии с целями и задачами были использованы такие методы как: анализ, обобщение и систематизация данных психологических и педагогических исследований по проблеме стрессоустойчивости и копинг- стратегий у спортсменов гребцов, констатирующий эксперимент, метод тестирования, а также методы математической статистики.
Исследование проводилось в Центре Гребного Спорта «Энергия» в котором принимало участие 25 мужчин в возрасте от 18 до 25 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашей работе мы изучили литературу по данной теме, раскрыли понятия стрессоустойчивости и копинг-стратегии, описали особенности стрессоустойчивости и копинг-стратегии у спортсменов-гребцов и выявили взаимосвязь копинг-стратегии и стрессоустойчивости. Так, мы выяснили, что стрессоустойчивость представляет собой самооценку способности и возможности преодоления экстремальной ситуации, и связана она с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно¬функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.
Копинг представляет собой более совершенный, чем психологическая защита, механизм гармонизации взаимодействия субъекта с экстремальной ситуацией, основанный на осознанном, произвольном установлении им желаемого равновесия со средой на уровне энергии и информации.
Как вид спорта, гребля способствует появлению стрессоустойчивости, также как и копинг-стратегия, определяющая успешную или неуспешную адаптацию.
Гребля вызывает как психологические, так и физиологические стрессоры. К психологическим стрессорам спортсмена-гребца относят: результаты каждодневного анализа крови на лактат; соревнования;
постоянную смену места проживания и т.д. Наиболее интенсивному воздействию психологических стрессоров спортсмен подвергается на соревнованиях.
Теоретическую базу исследования составила теория стресса (Г. Селье) [33], модели и теории стресса (Р. Лазарус)[25], представления о копинг- стратегиях поведения (В.А. Бодрова, С.А. Хазина) [6].
Объектом исследования б ы л и копинг-стратегии и стрессоустойчивость.
Предметом исследования б ы л а взаимосвязь уровня стрессоустойчивости и структурой копинг-стратегий у спортсменов- гребцов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и копинг-стратегиями у спортсменов гребцов.
Цель исследования: выявить взаимосвязь стрессоустойчивости и копинг-стратегиями у спортсменов гребцов.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1) Обосновать значимость и актуальность проблемы стрессоустойчивости в спорте высоких достижений в ее взаимосвязи с копинг-стратегиями спортсменов;
2) Выявить особенности стрессоустойчивости у спортсменов-гребцов;
3) Выявить особенности копинг-стратегии у спортсменов-гребцов;
4) Изучить взаимосвязь между стрессоустойчивостью и копинг- стратегиями у спортсменов гребцов.
В соответствии с целями и задачами были использованы такие методы как: анализ, обобщение и систематизация данных психологических и педагогических исследований по проблеме стрессоустойчивости и копинг- стратегий у спортсменов гребцов, констатирующий эксперимент, метод тестирования, а также методы математической статистики.
Исследование проводилось в Центре Гребного Спорта «Энергия» в котором принимало участие 25 мужчин в возрасте от 18 до 25 лет.
Исследование было проведено с помощью четырех психодиагностических методик: опросник Способы совладающего поведения Р. Лазаруса, методика «Прогноз», перцептивная оценка типа стрессоустойчивости (Фетискин Н.П.) и копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой).
Полученные данные свидетельствуют о том, что в группе спортсменов-гребцов большинство имеют средний или высокий уровень стрессоустойчивости не расположены к нервно-психическим срывам.
У спортсменов-гребцов выявлена высокая напряженность по копингу положительной переоценки и поиска социальной поддержки. Это характеризует спортсменов-гребцов как ориентированных на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием. Также поиск социальной поддержки свидетельствует об ориентированности спортсменов на взаимодействие с другими людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи от них. Доминирующими копинг-стрессовыми поведенческими стратегиями спортсменов являются отвлечение и социальное отвлечение от проблемы.
Показатель уровня нервно психической устойчивости и перцептивной оценки отрицательно взаимосвязан с копинг-стратегиями принятие ответственности и планирования решения проблемы. Также уровень стрессоустойчивости отрицательно взаимосвязан со стратегией решения задачи, то есть чем более склонны спортсмены-гребцы к нервно-психическим срывам, тем менее они настроены на решение задачи и проблемы в стрессовой ситуации, в то время как спортсмены с высоким уровнем стрессоустойчивости настроены на решение проблемной ситуации и принятие ответственности за проблемную ситуацию.
Таким образом, существует взаимосвязь копинг-стратегии и стрессоустойчивости у спортсменов-гребцов. Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась.
На основе результатов исследования были сформулированы рекомендации по работе со спортсменами, которые включали регулярную психокоррекционную и психопрофилактическую работы, направленную на оптимизацию их эмоционального состояния и повышение стрессоустойчивости.



1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб., 2004. - 163 с.
2. Акжигитов Р.Ф., Истомина Т.В., Карамышева Т.В. Методика диагностики и повышения стрессоустойчивости спортсменов / Известия ЮФУ. Всероссийская научная школа для молодежи. Тезисы трудов. Ростов-на-Дону. Изд-во ЮФУ, 2011, с.8-11.
3. Алиева М. Тренинг развития стрессоустойчивости / М. Алиева, Е. Трошихина. - СПб.: Речь, 2012. - 145 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. - 2000. - 384 с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология DOC. М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.
6. Бодров В. А. Психология стресса: развитие и преодоление / Бодров В. А. - М.: Пер-Сэ, 2006. - С. 218- 223.
7. Босенко Ю.М. Особенности копинг-стратегий у спортсменов разной квалификации и пола специализирующихся в командных и индивидуальных видах спорта // Спортивный психолог. - 2012.- № 1 (25). - С. 27-32.
8. Босенко Ю.М. Психологический тренинг как способ формирования конструктивных реакций на успехи и неудачи у высококвалифицированных спортсменов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. 2011. - №2. - С. 84-92.
9. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. - М.: 2010 - С.24.
10. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии / Ф.Е. Василюк; МГППУ - М.: Смысл, 2003. - 240 с.
11. Вахрамеев П.Л., Огородова Т.В. Исследование стрессоустойчивости молодых спортсменов. // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 19-21 мая 2011 г.: В 3 ч. Ч. III; Российский фонд фундаментальных исследований. - Ярославль: ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2011. - 696 с.
12. Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: Автореферат дисс. - М, 2007.- 27 с.
13. Визитова С.Ю. Психологический стресс: диагностика и коррекция: методическое пособие / С.Ю. Визитова. - Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2010. - 48 с.
14. Водопьянова Н.В. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 226 с.
15. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Вяткин Б. А. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 112 с.
16. Гиссен Л.Д. Психический стресс в спорте / Л. Д. Гиссен, М. П. Мирошноков, С. И. Мухина - М.: [б. и.], 2001. - 340 с.
17. Гребной спорт: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Михайлова, А.Ф. Комаров, Е.В. Епищев; под ред. Т.В. Михайловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.
18. Гринберг Дж. С. Управление стрессом / Гринберг Дж. С. - СПб. : Питер, 2004. - 496 с.
19. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость // в кн.: Очерки психологии труда. - М.: Наука, 1994. - С.138.
20. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
21. Калинина С.А. Роль социально-психологических факторов в формировании профессионального стресса при нервно-эмоциональных нагрузках. Автореферат дисс- М, 2009.- 24 с.
22. Карпова О. П. Экстремальные виды спорта как модель адаптации в условиях психоэмоционального стресса [Электронный ресурс] // Новости украинской психиатрии. - Харьков, 2001. - Режим доступа: http://www.psychiatry.ua/articles/paper033.htm (дата обращения: 03.04.15).
23. Китаева М.В. Психология победы в спорте: учебное пособие / М.В.Китаева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 208 с.
24. Курепов В.А. Большая энциклопедия спорта. - М.: Спорт, 2002. - 211 с.
25. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования /Р.Лазарус // Эмоциональный стресс. - Л., 1990. - С. 178-208.
26. Ложкин Г.В., Колосов А.Б. Есть ли «дух» спортивной команды? //Спортивный психолог. - 2011.- №2.- С.5-12.
27. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер. - 2010. - 688 с.
28. Психология стресса и совладающего поведения : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 26-28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В., Сапоровская, С. А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. - Т. 1. - 284 с.
29. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом / Учебно-методическое пособие — Казань, 2003 - 98 с.
30. Писаренко В.М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований // Пути достижения трудной цели в спорте. - М., 2009. - с.12.
31. Проблема комплексной интегральной оценки для управления спортивной деятельностью / Е.А. Грозин [и др.] // Спорт - науке, наука - спорту: Тез. докл. Всесоюз. конф., Новосибирск, 20-24 авг. 1984 г. / Акад. наук СССР Сиб. отделение. - Новосибирск, 1984.
32. Психологический словарь/ Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2007. - 672 с.
33. Селье Г. Стресс без дистресса/Г.Селье. - М.: Прогресс, 1982. - 128 с.
34. Спортивная психология: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. В. А. Родионова, А. В. Родионова, В. Г. Сивицкого. — М. : Издательство Юрайт, 2014
35. Таймазов В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена: методы оценки и коррекции / В.А. Таймазов, Я.В. Голуб. - СПб. : [б.и.], 2004. - 400 с.
36. Хайм Э., Блазер А., Рингер X., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход. - М., 2007 - с.54.
37. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога/ В.Б. Шапарь. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2004. - 734 с.
38. Яковлев Б.П. Основы спортивной психологии: учеб. пособие/ - М.: Советский спорт, 2010. - 208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ