ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретический аспект проблемы развития коммуникативных
умений у младших школьников посредством сказкотерапии 7
1.1 Понятия «коммуникативные умения» и «сказкотерапия» 7
1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 17
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2 Результаты эмпирического исследования развития
коммуникативных умений у младших школьников посредством сказкотерапии 30
2.1 Анализ результатов эмпирического исследования по развитию
коммуникативных умений у младших школьников с помощью сказкотерапии 30
2.2 Рекомендации педагога - психолога по развитию коммуникативных умений в
младшем школьном возрасте 40
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данной темы исследования состоит в том, что степень развития коммуникативных умений влияет не только на результаты обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями, так как это сенситивный период для обучения. Дети на этом возрастном этапе особенно чутки к языковым явлениям, у них превалирует интерес к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика - актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, в федеральном государственном образовательном стандарте ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию. Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. А значит, перед педагогами ставится такая задача, как организация наиболее подходящих условий для развития творческого потенциала ребенка, чтобы он смог правильно принимать предлагаемую ему информацию.
Одной из причин необщительности ребенка и недостаточной развитости коммуникативных умений стал технический прогресс, который предоставил человеку удаленное общение, при котором дети и взрослые живое общение заменяют электронным, упуская при этом получение необходимого социального опыта.
Последний педагогический опыт показывает, что ребенок, приходящий в школу, зачастую не знает, что такое живое общение, так как ранее не развил коммуникативные навыки до достаточного уровня, что привело к затруднениям в построении межличностного взаимодействия с другими детьми, а также установлению социальных контактов и отношений в микрогруппах. Так же следует заметить, что от уровня развитости коммуникативных умений человека зависит его положение и адаптация в социальной среде.
Проблемой изучения коммуникативного процесса занимались многие известные педагоги-психологи. Так, в исследованиях А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина коммуникация рассматривается, как средство связи любых объектов материального и духовного мира; передача и обмен информацией в обществе в целях воздействия на него; как процесс общения, то есть передача информации от человека к человеку.
Иногда у детей возникают трудности в общении. Возникновение трудностей связанно с формированием человеческой общности и развитием личности в социальной среде. Трудности в общении интенсивно исследовали на протяжении последних лет.
Пристальное внимание ученых в этой сфере поясняется сложностью феномена затрудненного общения, многогранностью его форм и сфер проявления. Нарушения, барьеры, появившиеся в процессе общения, оказывают влияние на характер отношений и на особенности развития личности как школьника. Эту проблему рассматривали такие ученые как Д. Кати, Л.Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, В.Ф. Ломов, А.А. Климов.
В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы. Одной из таких форм сегодня стала сказкотерапия. Использование сказок берет свое начало еще из глубины веков - той поры, когда существовало устное народное творчество. Сказки являлись своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психотерапии задолго до того, как психологическая наука получила официальный статус. Сказкотерапия - это метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при построении процесса коммуникации. Слушая или читая сказки, ребенок накапливает в своем бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». Важнейшим принципом сказкотерапии является целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого, забота о душе и есть терапия). Сказка несет в себе мировоззрение своего периода, культуру. К сожалению, поколение нынешних детей воспитываются на современных мультфильмах, а не на русско-народных сказках. Детские психологи полагают, что это является существенным упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а высказываются целыми предложениями на хорошем литературном языке. В системе методов и средств воспитания добрых чувств, сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания[41].
Влияние сказки на развитие личности ребенка мы находим в трудах таких ученых как: Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М.Л. фон Франц, Э. Фромм. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.В. Гнездилов, Т.М. Грабенко, Н. Погосова, Т. Сергеева, М.А. Поваляева, Г.Г. Чебанян, Д.Ю. Соколов, О.В. Защиринская, С.А. Черняева и многие другие. Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской подобраны замечательные логосказки, игры и упражнения, основанные на взаимодействии ребенка со сказкой. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды, влияющие на выражение и проявление различных эмоций, дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Изучая сказки, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов, создавая при этом простор творчеству. Эмоционально расслабляясь, сбрасывая зажимы, «обыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, волнение, агрессию, чувство вины, дети смягчаются, становятся добрее, проявляют уверенность, становятся восприимчивее к людям и окружающему миру, а, следовательно, справляются с психологической боязнью перед самостоятельным высказыванием.
Младший школьный возраст является наиболее важным этапом школьного детства.
Ему посвящены работы таких психологов как: Д.Б. Эльконин, Л.С Выготский и др., которые отмечали, что высокая чувствительность этого возрастного этапа помогает определить потенциал и возможности разностороннего развития ребенка. Главные достижения этого возраста определены характером ведущей деятельности, которой на данном возрастном этапе является учебная, и во многом определяют последующие годы обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Исходя из выше изложенного, была сформирована цель исследования: проанализировать содержание работы педагога-психолога по развитию коммуникативных умений в младшем школьном возрасте посредством сказкотерапии.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте посредством сказкотерапии.
Предмет исследования: сказкотерапия как средство развития коммуникативных умений у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных умений у младших школьников посредством сказкотерапии будет эффективным если:
- учитывать возрастные особенности младшего школьного возраста;
- использовать интересные формы и методы работы педагога-психолога по развитию коммуникативных умений с помощью сказкотерапии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «коммуникативные умения» и «сказкотерапия».
2. Дать характеристику возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать эмпирическое исследование по развитию коммуникативных умений у младших школьников посредством сказкотерапии.
4. Рассмотреть рекомендации педагога- психолога по развитию коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.
Методы исследования: для решения поставленных задач использовались комплекс теоретических методов; изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме; применение эмпирических методов (наблюдение, опрос, тестирование и т.п.).
База исследования: МАБОУ СОШ №22 г. Таганрога Ростовской области. Ученики 3 «В» класса.
Общение является важным фактором при развитии коммуникативных умений у младших школьников. Проблемой коммуникации занимались известные педагоги психологи. Так, в исследованиях А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина коммуникация рассматривается, как средство связи любых объектов материального и духовного мира; как передача и обмен информацией в обществе в целях воздействия на него; как процесс общения, то есть, передача информации от человека к человеку.
Коммуникативные умения - это умения человека правильно общаться, взаимодействовать, адекватно воспринимать и передавать полученную информацию, а также способность человека сопереживать партнеру по общению.
Сказка является одним из важных средств развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Влияние сказки на развитие личности ребенка мы находим в трудах таких ученых как: Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М.Л. фон Франц, Э. Фромм. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.В. Гнездилов, Т.М. Грабенко, Н. Погосова, Т. Сергеева, М.А. Поваляева, Г.Г. Чебанян, Д.Ю. Соколов, О.В. Защиринская, С.А. Черняева и многие другие.
Причинами неразвитости коммуникативных умений могут быть: информационные технологии, плохая обстановка в семье, боязнь идти на контакт, ранее пережитый страх. Сказкотерапия является наиболее оптимальным способом решения проблем в общении. При лечении сказкой у ребенка происходит:
- развитие воображения;
- меняется отношение к страшным сказочным героям;
- развитие коммуникативных навыков;
- дети учатся в процессе, сочинять сказки правильно и ясно выражать свои мысли;
- не восприятие детьми страхов, так эмоционально как раньше;
- развитие креативности и творческое мышление.
При развитии коммуникативных умений у младших школьников имеют большое значение такие возрастные особенности:
- социальная ситуация развития, то есть поступление ребенка в школу;
- учебная деятельность, которая становится ведущей у ребенка;
- перестройка от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению;
- развитие произвольного внимания, памяти, воли;
- рефлексия;
- изменение внутреннего плана действий.
На основе проведенного исследования были предложены практические рекомендации по развитию коммуникативных умений у младших школьников.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза и поставленные задачи были решены.
Проведенное исследование не претендует на полное и всестороннее освещение проблемы в виду ее сложности и многоаспектности. Вместе с тем оно ставит в ряд новые проблемы, требующие дальнейшего теоретического исследования.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006. - 375с.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.,2001. - 264с.
3. Атлас по психологии. Гамезо М.В., Домашенко И.А. 2004. - 276с.
4. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., О.А. Карабанова и др. Возрастно - психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб.пособие для вузов/авт.: - М.: Академия,2007-476с
5 Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. - 2-е издание. - М.,2002 - 256с.
6. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось- 89, 2007. -144 с.
7. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч.: 6 т. - М, 1984. - 296с.
8. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка, «Смысл», 2005. - 1136с.
9. Гамезо М.В., Домашенко И.А., 2001 Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
10. Деловая психология. Цель общения. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/psihologia-4/167.htm
11. Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков. - М.: Гардарики, 2003.
- 223 с.
12. Зеленкова Т. В., Копченова Е. Е. Психодиагностическое сопровождение этапов формирования межличностных отношений учащихся в классном коллективе: Методическое пособие. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. - 84с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО
«Речь», 2000. - 310с.
14. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: Речь, 2008. - 240 с.
15. Кагермазова Л.Ц. Возрастная Психология (Психология развития), 2009. -276 с.
16. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы). -М.: Просвещение, 1978. - 222с.
17. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987.
- 190 с.
18. Картотека игр на развитие коммуникативных навыков младших школьников. [электронный ресурс]. Режим доступа:http://ped-kopilka.ru/blogs/alena-sergevna-kirilovskaja/kartoteka-igr-napravlenyh-na-razvitie-komunikativnyh-navykov-mladshih- shkolnikov.html
19. Козлов Н.И., Умение слушать и слышать [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/umenie_slushat_i_slyshat
20. Коменский Я. А. Великая дидактика, Минск, 2008. - 416с.
21. Конструктор успеха: что такое инициативность или как стать инициативным человеком [электронный ресурс]. Режим доступа:http://constructorus.ru/uspex/iniciativnost.html
22. Короткова Л.Д. Сказка - для светлого ума закваска. М.: Педагогическое Общество России, 2001. -128 с.
23. Критичность - внутренняя честность [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.otkroveniya24.ru/index.php/samosovershenstvovanie/item/697-kritichnost- vnutrenniaia-chestnost
24. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1993. - 224с.
25. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. -- Ростов-на- Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
26. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А. Леонтьев. - М.: Научно-производственная фирма «Смысл», 2008. - 356с.
27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения/М.И. Лисина. -М: Педагогика- 2005-144с.
28. Лисина, М.И., Капчеля, Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Калинин, 2007. - 132с.
29. Львов М. Р. Основы теории речи., Москва, 2000. - 248с.
30. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 112 с.;
31. Немов Р. С. Психология учебник // Т. 1-2. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 640с.
32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология; Изд. ''Роспедагенство''; М., 1996. - 374с.
33. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. -- М.: Сфера, 2002 - 510 с.
34. Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. -320 с.
35. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989. - 216с.
36. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
37. Савченко С.Ф., Ивановская О.Г. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. — СПб.: Речь, 2007. - 296 с.
38. Тищенко В.А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации, Казанский педагогический журнал, 2008г.
39. Филиппова Ю.В Общение. Дети 7-10 лет/Художник Янаев В.Х. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 160с.
40. Хараш, А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности / В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / А.У. Хараш. - М., 1977. - 152 с
41. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб: Речь, 2002. -168 с.
42. Швайко Г. С., /Игры и игровые упражнения для развития речи/,
М.,Просвещение, 2008.-192с.
43. Омельченко Л. Г. Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности детей-логопатов // Молодой ученый. — 2017.
44. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.