Введение 3
1. Теоретические основы организации и технологии розничной
торговли 6
1.1. Сущность и функции розничной торговли 6
1.2. Виды и формы розничной торговли 12
1.3. Особенности процесса организации и технологии розничной
торговли 17
2. Аналитические аспекты процесса организации и технологии
розничной торговли ХКП Пригородное Россошанского РПТК за период 2015-2017 гг 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика ХКП Пригородное
Россошанского РПТК 31
2.2. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ХКП Пригородное
Россошанского РПТК 41
2.3. Анализ процесса организации и технологии розничной торговли
ХКП Пригородное Россошанского РПТК 49
3. Проект по совершенствованию организации и технологии розничной
торговли в ХКП Пригородное Россошанского РПТК 62
3.1. Характеристика проекта 62
3.2. Состав и структура затрат на внедрение проекта 66
3.3. Показатели экономической эффективности проекта 67
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Торговля, как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворению разносторонних потребностей людей. Именно торговля, реализуя производственную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением. Осуществлять непосредственную связь производства с потреблением помогают предприятия розничной торговли, которые с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли осуществляют организацию и технологию продажи товаров. Розничная торговля на сегодняшний день занимает значительную долю в экономике страны, в связи с этим тематика исследования организации и технологии розничной торговли является актуальной и своевременной.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение практических аспектов процесса организации и технологии розничной торговли на примере предприятия - ХКП Пригородное Россошанского РПТК, основной деятельностью которого является розничная торговля.
Для достижения поставленной цели в ходе написания выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
■ рассмотрение сущности розничной торговли, ее виды и формы;
■ исследование теоретических основ процесса организации и технологии розничной торговли;
■ изучение организационно-экономической характеристики ХКП Пригородное Россошанского РПТК и оценка его финансово-хозяйственной деятельности;
■ анализ процесса организации и технологии розничной торговли ХКП Пригородное Россошанского РПТК и выявить его эффективность;
■ разработка проекта по совершенствованию технологии розничных продаж в ХКП Пригородное Россошанского РПТК.
Предметом выпускной квалификационной работы является процесс организации и технологии розничной торговли.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает ХКП Пригородное Россошанского РПТК.
Теоретической основой дипломной работы послужили труды исследователей, занимающихся проблемами организации и технологии розничной торговли Л.П.Дашкова, К.Канаян, Р.Канаян, В.К. Памбухчиянца, Л.А.Брагиной, С.А.Каплиной, Т.Н.Парамоновой, И.А.Рамазанова, И.Н.Зубковой, О.В.Памбухчиянц, А.Жигульского и многих других.
Аналитическая часть работы построена на методах выборочного наблюдения, на качественных методах маркетингового исследования, на количественных методах финансово-экономического анализа и инвестиционного анализа.
Информационной основой послужили данные бухгалтерского учета ХКП Пригородное Россошанского РПТК за 2015-2017 гг., а также устав данного предприятия.
Структура и объем дипломной работы определяется логической последовательностью исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе изучены теоретические основы организации и технологии розничной торговли, в рамках которой рассмотрено понятие розничной торговли и определена ее роль в рыночных условиях хозяйствования; изучена сущность, функции, виды и формы розничной торговли; выделены особенности процесса организации и технологии розничной торговли.
Во второй главе отражены результаты аналитических аспектов процесса организации и технологии розничной торговли ХКП Пригородное Россошанского РПТК за период 2015-2017 гг. Проанализирована организационно-экономическая характеристика предприятия, дана оценка финансового его состояния и исследованы все стадии организационно-технологического процесса.
Третья глава выпускной квалификационной работы посвящена разработке проекта по совершенствованию организации и технологии розничной торговли в ХКП Пригородное Россошанского РПТК. Дана характеристика проекта, его экономическое обоснование и представлена оценка его эффективности.
Россошанский районный потребительский кооператив основан на членстве добровольное объединение граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов.
Кооператив является юридическим лицом - некоммерческой корпоративной организацией и действует на основании своего Устава. Организационно-правовой формой кооператива является потребительский кооператив. Кооператив создан баз ограничения срока деятельности.
Для выполнения указанной цели, согласно Уставу организации, кооператив может осуществлять такие виды деятельности как розничная и оптовая торговля; закупка и реализация ликеро-водочных и табачных изделий; услуги в сфере общественного питания; производство продуктов питания и товаров народного потребления; оказание автотранспортных услуг, погрузо-разгрузочных работ; оказание бытовых услуг; строительная, ремонтно-строительная деятельность; торговля лекарственными препаратами через аптеки и аптечные пункты; эксплуатация инженерных систем городов и населённых пунктов; открытие магазинов, кафе, ресторанов, баров, киосков; закупка, заготовка, хранение, переработка сельскохозяйственной продукции; реализация сельскохозяйственных продуктов и продукции сельхозпереработки; операции с недвижимым имуществом, предоставление имущества в аренду; привлечение заёмных средств; осуществление всех иных видов хозяйственной деятельности, а также других работ и оказание услуг, соответствующих целям, ради которых создан Кооператив, не запрещенных и не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Как показало наше исследование, основным видом деятельности ХКП Пригородное Россошанского РПТК выступает розничная торговля. Рассматривая организационную структуру управления ХКП Пригородное Россошанского РПТК, было отмечено, что структура управления имеет тип линейно организационной, которая предполагает линейную форму отношений «руководитель-подчиненный». Директор осуществляет стратегическое руководство деятельностью общества, в том числе без доверенности действует от имени общества, несет персональную ответственность за обеспечение и учет документов по личному составу.
Анализируя экономический аспект деятельности ХКП Пригородное Россошанского РПТК, было отмечено, что за период 2015-2017 гг. данная организация имеет положительные результаты. Так, например, выручка от продаж ХКП Пригородное Россошанского РПТК в 2015 году. была равна 108066445 руб., в 2016 г. произошло увеличение данного показателя на на 36,1 %, что в суммарном выражении составило 147074982 руб. В 2017 г. наблюдалось небольшое снижение величины выручки - на 2399675 руб. или на 1,63 %, что в целом не отразилось негативно на общую динамику работы предприятия, так как за 2015-2017 гг. темп рост выручки в целом составил 133,88%.
Положительная тенденция была отмечена и в таких важнейших показателях как прибыль от продаж и чистая прибыль. Темп их роста за весь исследуемый период составил соответственно 202,57% и 405,19%, что характеризует работу ХКП Пригородное Россошанского РПТК как эффективную.
Оценка финансово-хозяйственной деятельности показала, что ХКП Пригородное Россошанского РПТК является организацией с динамикой увеличения операционного и финансового циклов, что может приводить к снижению эффективности управления дебиторской задолженностью и запасами организации, а также к росту цен в розничной торговле. Вместе с этим, анализ ликвидности баланса показал недостаточную его структуру, но не смотря на это, организация является финансово устойчивой, рентабельной и с оптимальным соотношением в портфеле собственных и заемных средств.
Так, например, исследовав показатели рентабельности, нами было выявлено, что например, на 1 рубль стоимости текущих активов в 2015 году приходилось 2 рубля 25 копеек прибыли от продаж, а в 2017 - уже 3 рубля 40 копеек. На 1 руб. себестоимости продукции в 2015 году приходилось 2 рубля 99 копеек прибыли от продаж, а в 2017 году - уже 4 рубля 55 копеек. В показателях рентабельности собственного капитала, чистой рентабельности и экономической рентабельности активов также наблюдался существенный рост. К 2017 году по сравнению с 2014 годом их темпы роста составили 213,2%, 302,6% и 255,4% соответственно. Так, в 2017 году на 1 рубль собственного капитала ХКП Пригородное Россошанского РПТК пришлось 40 рублей 71 копейка чистой прибыли; на 1 рубль выручки пришлось 2 рубля 25 копеек чистой прибыли; на 1 рубль стоимости активов пришлось 13 рублей 3 копейки чистой прибыли.
Анализ организации и технологии розничной торговли в ХКП Пригородное Россошанского РПТК показал, что на данном предприятии данный процесс проходит все этапы этого единого цикла: от устройства и планировки магазинов (при их планировании и открытии) до технологии продажи и обслуживания в магазине.
Подтверждением эффективности процесса организации и технологии розничной торговли в ХКП Пригородное Россошанского РПТК послужил анализ выручки данной организации именно от розничной торговли. Проанализировав этот показатель, было установлено, что на долю выручки от розничной торговли приходилось 98,82% в 2015 году и 99,26% в 2016 и 2017 годах. В динамике значение данного показателя в стоимостном выражении возрастает: в 2015 году на 25,56% и в 2016 году - на 36,61%; в 2017 году же произошло небольшое снижение - на 1,58%. Было выдвинуто предположение, что возможно, данное снижение обусловлено появлением новых конкурентов, так как в 2016-2017 гг. на сельский рынок Воронежской области наблюдается приход такого лидера российского ритейла, как «Магнит». Результаты произведенного расчета прогноза развития выручки ХКП Пригородное Россошанского РПТК именно от розничной торговли показали, что в 2018 году существует вероятность роста данного показателя и для достижения данного роста необходимо совершенствовать процесс технологии розничной торговли.
В целях возобновления роста выручки розничных продаж ХКП Пригородное Россошанского РПТК был предложен проект по совершенствованию процесса организации и технологии розничной торговли данной кооперативной организации, суть которого заключается в изменении эстетического вида торговых залов магазинов кооператива и внедрение рекламно-информационной работы в магазинах.
Расчет экономической эффективности проекта показал, что предлагаемые мероприятия являются целесообразными. Окупаемость проекта составляет один год, а рентабельность - 63 рубля 16 копеек прибыли по проекту на 1 рубль затраченных средств.
1. Российская Федерация. Законы. Об основах государственного
регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации от 28.12.2009 года № 381-ФЗ // Нормативные документы.-
http: //www.consultant .ru.
2. Российская Федерация. Госстандарт России. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения: Постановление Госстандарта России от11.08.1999г. № 242-ст // Нормативные документы.- http://www.consultant.ru.
3. Российская Федерация. Министерство промышленности и торговли. Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года: Приказ Минпромторга от 31.03.2011г. № 422 // Нормативные документы.- http://www.consultant.ru.
4. Афасенко, И.Д. Торговое дело: Учебник для вузов [Текст] / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. - СПб.: Питер, 2015. - 384 с.
5. Барамыко, Л.В. Повышение эффективности управления товарной политикой предприятия [Текст] / Л.В. Барамыко // Российское предпринимательство, 2013. - № 24 [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-upravleniya-tovarnoy- politikoypredpriyatiya
6. Бибкова, В.В. Влияние товарной политики на экономическую эффективность хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / В.В. Бибкова // Международный научный журнал «Символ науки», 2016. - №8. - С. 77-79.
7. Большой экономический словарь [Текст] / под. ред. А. Н. Азрилияна. - 2-е изд. доп. и перераб. - М. : Институт новой экономики, 2013. - 864 с.
8. Бунеева, Р.И. Коммерческая деятельность: организация и
управление [Текст] : Учебник / Р.И. Бунеева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 450 с.
9. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность [Текст] : Учеб / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. - Мн. : Выш. шк., 2016. - 352 с.
10. Горфинкеля, В. Я. Экономика предприятия [Текст]: учебник для вузов / В. Я. Горфинкеля. - 6-е изд., перераб. и допол. - М. : ЮНИТИ-ДАНА,
2012. - 718 с.
11. Данцова, Л.В. Анализ бухгалтерской (финансовой отчетности) [Текст] : практикум / Л.В.Донцова, Н.А. Никифорова. - 5-е изд., переаб. И доп. - М.: Дело и сервис, 2015. - 160 с.
12. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли [Текст] : Учебник для вузов / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - 9-е изд., перераб. и доп.- М. : ИТК «Дашков и К°», 2013. - 696 с.
13. Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле). Учебник. 12-е издание, переработанное и дополненное [Текст] / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянс.- М. : ИТК «Дашков и К°», 2015. - 456 с.
14. Жданова, А. О. Финансовый анализ предприятия [Текст] / А. О. Жданова. - М. : Инфра-М, 2007. - 332 с.
15. Инвестиции: учеб. / А.Ю. Андрианов, С.В. Валдаейцев, П.В. Воробьев [и др.]; отв. ред. В.В. Ковалев, В.В. Иванов, В.А. Лялин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 584 с.
16. Каплина С.А. Организация и технология розничной торговли [Текст] / С.А. Каплина. - М.: Феникс, 2013. - 334 с.
17. Касьянова, Г.Ю. Торговая деятельность: учет и налообложение для индивидуальных предпринимателей [Текст] / Г.Ю. Касьянова.- М.: АБАК, 2017. - 544 с.
18. Качалов, А. М. Основы менеджмента и управленческой деятельности [Текст] : учеб. для вузов / А. М. Качалов. - Изд. 4-е, перераб. и доп. -М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 383 с.
19. Кириллова, А. Т. Менеджмент и анализ [Текст] : учеб. пособие / А. Т. Кирилова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2012. - 479 с.
20. Клименко, О.И. Экономика и управление народным хозяйством: учеб. пособие / О.И. Клименко. - Часть 1. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2016.
- 432 с.
21. Клименко, О.И. Экономика и управление народным хозяйством: учеб. пособие / О.И. Клименко. - Часть 2. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2016.
- 444 с.
22. Коротких, И.Ю. Основы коммерческой деятельности в схемах, рисунках, таблицах [Текст]: Учеб. пособие / И.Ю. Коротких.- Белгород: Кооперативное образование, 2013. - 390 с.
23. Костина, Г.Д. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг: учебное пособие [Текст] / Г.Д. Костина, Н.К. Моисеева. - М.: Омега-Л, 2013.
- 175 с.
24. Кром, О. Достижение преимущества в торговле. Перевод Самсонов П.А. / О.Кром, М.Кром. - М.: Изд-во «Попурри», 2015. - 448 с .
25. Ласковец, С.В. Товарная политика компании [Текст] : учебно-практическое пособие / С. В. Ласковец. - Москва : Евразийский открытый ин¬т, 2012. - 87 с.
26. Люкшинов, А. Н. Стратегический менеджмент на предприятиях [Текст] / А. Н. Люкшинов. - М. : Колос, 2013. - 367 с.
27. Макурин И.В. Методические подходы к организации стратегического управления розничной торговлей на основе структурно-динамического подхода [Текст] / И.В. Макурин // Теория и практика общественного развития, 2014. - № 5. -С. 182-187.
28. Непомнящий С.В. Розничные сети: логистические технологии современного развития [Текст] / С.В. Непомнящий С.В. // Международный научный журнал «Символ науки». - 2015. - №9. - С. 79-85.
29. Николаева, Т.И. Ресурсный потенциал торговой организации как основа ее развития [Текст] / Т.И. Николаева, С.Н. Лыкасова // Известия УрГЭУ. - 2013. - №3. - С. 119-124.
30. Окорокова, Л. Г. Ресурсный потенциал предприятий [Текст] / Л. Г.
Окорокова. - СПб. : С-ПбГТУ, 2013. - 293 с.
31. Олейник, К.А. Все об управлении продажами [Текст] / К.А. Олейник, С. Иванова, Д. Болдогоев. - 3-е изд. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014 г. - 331 с.
32. Пантелеева, М.С. Маркетинговая политика предприятия как основа
системного подхода к анализу его деятельности [Тескт] / М.С. Пантелеева, С.М. Бороздина // Интернет-журнал «Науковедение», 2015. - №7 Том 2. [электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/marketingovaya-politika-predpriyatiya-kak- osnova-sistemnogo-podhoda-k-analizu-ego-deyatelnosti.
33. Правила оказания услуг и продажи. Закон РФ «О защите прав потребителей [Текст]. - М.:Изд-во «Норматика», 2017. - 350с.
34. Раицкий К.А. Экономика и управление в организациях торговли [Текст] : учеб. пособие для вузов / К.А. Раицкий. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 192 с.
35. Раицкий, К. А. Экономика организации (предприятия) [Текст] : учебник / К. А. Раицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 1012 с.
36. Савицкая, Г.В. Экономический анализ [Текст] : учеб. / Г.В.
Савицкая. - 12-е изд., испр. и доп. - М. : Новое знание, 2013. - 651 с.
37. Савицкая, Г.В. Экономический анализ [Текст] : учеб. / Г.В.
Савицкая. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Новое знание, 2016. - 651 с.
38. Сорокина, М.В. Менеджмент в торговле: учебник для вузов [Текст] / М.В. Сорокина. - М.: СПб.: Питер, 2017 г. - 722 с.
39. Староверова, Г.С. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие / Г.С. Староверова, А.Ю. Медведев, И.В. Сорокина. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 312 с.
40. Сысоева, С.В. Оперативное управление в розничной торговле [Текст] / С.В. Сысоева, Н.П. Новоселова. - СПб.: Питер, 2016. - 288 с.
41. Тарасов, Е.О. Анализ маркетинговой деятельности предприятия [Текст] / Тарасов Е. О. - Москва : Лаборатория Книги, 2015. - 80 с.
42. Технологии маркетинговых исследований рынков товаров и услуг [Текст] : монография / Чвякин В.А., Шаройко Ф.В., Архипова О.Н., Глебова И.А.; Социально-правовой ин-т экономической безопасности (СПИЭБ). - Курск : Социально-правовой ин-т экономической безопасности, 2016. - 151с.
43. Товарная политика как основной элемент оперативного маркетинга [Текст]: Учеб. пособие / А.А. Минофьев, Н.В. Евстафьева, Н.А. Минофьева, С.Н. Хрипунов; [Науч. ред. Ю.В. Павлов]; М-во образования Рос. Федерации. Иван. гос. текстил. акад. - Иваново : Иван. гос. текстил. акад., 2012. - 103 с.
44. Хазбулатова, Б.М. Концептуальные подходы к определению маркетинговой и товарной политике предприятия [Текст]/ Б.М. Хазбулатова // Теория и практика общественного развития, 2014. - № 16. - С. 91-94.
45. Халявина, М.Л. Ассортиментная политика предприятий: анализ
основных взглядов [Текст] / М.Л. Халявина // Научный журнал КубГАУ,
2012. - № 84 (10) [электронный ресурс]. - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZvZassortimentnaya-politika-predpriyatiy-analiz- osnovnyh-vzglyadov
46. Хойер, Д. Война за клиента. Лояльность раз и навсегда [Текст] / Д. Хойер; пер. с англ. И.В. Гродель. - Минск: «Попурри», 2016. - 112 с.
47. Шейнов, В.П. Искусство торговли: эффективная продажа товаров и
услуг [Текст] / В.П. Шейнов. - М.: Харвест. - Серия «Библиотека
практической психологии», 2016. - 416 с.
48. Шереметьева, Е.Н. Товарная политика розничного торгового предприятия [Текст] / Е.Н. Шереметьева, Т.Е. Степанова // Российское предпринимательство, 2013. - №4. - С. 38-43.
49. Шнорр Ж.П. Основные признаки классификации современных организаций розничной торговли [Текст] / Вестник КемГУ, 2013. - № 2 (252) Т.1. - С. 318-323.
50. Шохина, Е. И. Финансовый менеджмент [Текст] : учебное пособие
/ Е. И. Шохина. - М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2011. - 408 с.
51. Экономика, анализ и планирования на предприятии торговли: учебник для вузов [Текст]. - СПб.: Питер, 2016. - 560 с.