Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №70652

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
372
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ 12
1.1. Место духовно-нравственного воспитания личности в современном
образовании 12
1.2. Образовательное событие и его значение в духовно-нравственном
воспитании 24
1.3. Организация системы образовательных событий, направленных на
духовно-нравственное воспитание младших школьников 36
Выводы по первой главе 47
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ 52
2.1. Изучение исходного уровня духовно-нравственной воспитанности
младших школьников 52
2.2. Реализация образовательных событий, направленных на духовно-нравственное воспитание младших школьников 60
2.3. Анализ результатов и эффективности опытно-экспериментальной
работы по духовно-нравственному воспитанию с использованием системы образовательных событий 72
Выводы по второй главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 97


Проблема духовно-нравственного воспитания в современных условиях общества приобрела особое значение. Сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, происходит обесценивание традиционных духовно-нравственных ценностей общества, и наступает духовный кризис.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ» и Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» выделено приоритетное, духовно-нравственное направление, в воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений, обозначена значимость повышения уровня духовно-нравственной воспитанности у подрастающего поколения [56; 24].
Важность духовно-нравственного воспитания ежегодно отмечается в Посланиях Президента Федеральному Собранию РФ В. В. Путин говорит о том, что сплоченным обществом нас делают духовные и нравственные ценности, они нацеливают на реализацию значимых задач в сфере воспитания детей. Поскольку, экономическую, государственную и творческую жизнеспособность общества определяет нравственная основа.
В связи с этим, начальной школе принадлежит особое значение в формировании основ духовно-нравственного воспитания, так как в младшем школьном возрасте происходит процесс обогащения системы нравственных знаний, усвоения эталонов нравственных действий, социальных принципов, вступления в социальную среду и расширения сферы взаимодействия, проявления своей индивидуальности, ориентированной на нравственные и духовные принципы. Все это позволяет детям быть полноправным членом общества [12].
Проблемы духовно-нравственного воспитания связаны с тем, что ребенок живет и развивается под воздействием различных источников сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера, которые каждодневно влияют на неокрепший интеллект, чувственную сферу ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Очевидно, что перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, владеющего не только знаниями, которые ин-формируют его о нравственных ценностях, нормах и правилах поведения, принятых в современном обществе, но и обладающего позитивными чувствами и морально-нравственными качествами, так как они помогают самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
В связи с этим духовно-нравственное воспитание нужно осуществлять в педагогически инструментированном процессе активного познания и усвоения общечеловеческих ценностей, с использованием различных форм организации деятельности [20].
Вопросы о духовно-нравственном воспитании подрастающих поколений регулярно привлекают внимание исследователей. Разработкой теоретических основ духовно-нравственного воспитания занимались В. А. Беляева, И. А. Каиров, Н. В. Маслов, К. Д. Ушинский и др. Нравственные и духовные ценности рассматривались А. А. Климовой, О. А. Лукашевой, О. А. Павловской и др. В работах А. Я. Данилюк, Е. И. Ромашковой, О. Ю. Федосеевой и других сформулированы цели, принципы, охарактеризованы содержание духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы. Исследования по вопросам духовно-нравственного воспитания младшего школьника принадлежат Е. Ю. Анохиной, Л. И. Божович, Л. И. Петровой и др. Характеристика содержания, средств, форм, методов духовно-нравственного воспитания обучающихся отражена в работах А. Б. Воронцова, Д. В. Григорьева, С. Ю. Дивногорцевой и др.
Анализ научной литературы по теме исследования показывает, что проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников изучались на разных уровнях и довольно широко.
Однако, несмотря на несомненную теоретическую значимость и практическую ценность перечисленных выше научных трудов, а также имеющийся опыт духовно-нравственного воспитания младших школьников в практике образовательных организаций, мы наблюдаем слабую ориентированность на современную социальную и педагогическую действительность. Также необходимо отметить, что духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством образовательных событий не получило пока достаточного освещения в научных исследованиях и реализации в практике педагогической деятельности.
Таким образом, в ходе анализа теоретических исследований и практического опыта по изучаемой проблеме выявлены существенные противоречия между:
- реальными возможностями организации духовно-нравственного воспитания детей в общеобразовательных учреждениях и запросами общества на воспитание нравственной личности, а также низким уровнем осознания важности, возникшей проблемы;
- утверждением в государственных документах целей и содержания деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание младших школь-ников и слабой ориентацией современного начального образования на осознание и присвоение личностью духовных и нравственных ценностей;
- значительной разработанностью вопросов духовно-нравственного воспитания и скудным теоретическим изучением возможностей использования образовательных событий в данном процессе;
- между возможностями использования в начальном образовании образовательных событий, направленных на духовно-нравственное воспитание и незначительной разработкой педагогических условий, форм и методов, адаптированных к начальной школе.
С учётом данных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы возможности образовательного события в обеспечении духовно-нравственного воспитания младших школьников?
Решение данной проблемы определило выбор темы работы: «Образовательное событие как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации и осуществления образовательных событий, обеспечивающие духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: образовательное событие и его роль в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
На основе сформулированной цели, выделенных объекта и предмета исследования выдвинута гипотеза: духовно-нравственное воспитание младших школь-ников будет эффективным если:
- воспитательная деятельность, ориентированная на духовно-нравственное воспитание, будет носить по преимуществу событийный характер и строиться на основе включения младших школьников в систему образовательных событий;
- образовательное событие будет пониматься и реализовываться как уникальный педагогический факт, обусловленный образовательной ситуацией, но жестко не детерминированный ею и выводящий воспитательный процесс за пределы обыденности;
- система образовательных событий будет строиться с опорой на компоненты модели духовно-нравственного воспитания младших школьников (целевой, методологический, содержательный, деятельностный и результативный) и способствовать положительной динамике в уровне их духовно-нравственной воспитанности;
- при осуществлении воспитательной деятельности, основанной на образовательных событиях, будут создаваться и реализоваться педагогические условия, направленные на повышение эффективности духовно-нравственного воспитания обучающихся.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Уточнить сущность понятия «духовно-нравственное воспитание», по отношению к младшему школьному возрасту, сформулировать его особенности.
2. Охарактеризовать образовательное событие как основу духовно-нравственного воспитания.
3. Определить уровни духовно-нравственной воспитанности младших школьников, разработать и реализовать образовательные события, направленные на его повышение.
4. Оценить эффективность духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством образовательных событий, сделать выводы.
Теоретико-методологическая основа исследования: труды ученых о проблемах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения (А. Я. Данилюк, Н. В. Маслов, Н. П. Шитяков и др.); теории нравственных ценностей и нравственного воспитания (И. А. Захарченко, А. А. Климова, В. А. Сластенин и др.); труды педагогов, описывающие возрастные особенности младших школьников (Е. Ю. Анохина, Л. И. Божович, Л. И. Петрова и др.); Исследование опирается на идеи личностно ориентированного образования, представленные в трудах Е. Л. Бондаревской, О. Л. Подлиняева, Е. Л. Федотовой, И. С. Якиманской, и др., на системно-деятельностный подход (А. Б. Воронцов, А. Я. Данилюк и др.), событийный подход к воспитанию (Д. В. Григорьев, Н. Л. Селиванова, В. И. Слободчиков и др.).
Методы исследования. Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс исследовательских методик:
1) методы сравнительно-сопоставительного анализа: анализ психолого-педагогической, социологической, философской литературы, диссертационных исследований;
2) методы практического исследования: анализ, статистический анализ изучение и обобщение педагогического опыта;
3) методы экспериментального исследования (констатирующий и формирующий эксперименты).
4) методы диагностического исследования, апробированные в психолого-педагогической практике;
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное образовательное учреждение Усть-Ордынская средняя общеобразовательная школа №2 им. И. В. Балдынова.
Организация и этапы исследования. Исследовательская работа выполнялась в течение 2017-2020 гг.
Первый этап — поисково-теоретический (2017-2018гг.). Теоретическое и практическое знакомство с проблемой исследования, изучение степени разработанности проблемы. Разработка общей концепции исследования на основе анализа психолого-педагогической, социологической, философской литературы. Были сформулированы проблема, цель и задачи исследования, другие его исходные параметры, выдвинута общая гипотеза исследования.
Второй этап — экспериментальный (2018-2019 гг.). В ходе формирующего эксперимента, направленного на внедрение в воспитательный процесс системы образовательных событий проводилась проверка гипотезы. Это позволило теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Третий этап — обобщающий (2020 гг.). Уточнение теоретических положений, анализ и обобщение результатов исследования, интерпретация результатов, полученных на первом и втором этапах работы; систематизация, анализ и обработка и экспериментального исследования. Оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнено понятие «духовно-нравственное воспитание» применительно к новым формам организации воспитательной деятельности;
- раскрыта сущностная характеристика образовательных событий как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников;
- разработана система образовательных событий, направленных на духовно-нравственное воспитание младших школьников;
- обоснована и реализована совокупность педагогических условий духовно- нравственного воспитания младших школьников посредством образовательных событий.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- уточнена педагогическая составляющая понятий «духовно-нравственное воспитание», «образовательное событие»; раскрыта сущностная характеристика духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности;
- разработана система образовательных событий, направленных на духовно-нравственное воспитание младших школьников;
- определены критерии, показатели, уровни духовно-нравственной воспитанности младших школьников;
- определен компонентно-целевой состав модели духовно-нравственного воспитания посредством образовательных событий.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в качестве теоретической и практической основы для организации работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников посредством образовательных событий, применения отобранного диагностического инструментария для выявления уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников, организовывать разработанную систему образовательных событий, ориентированных на духовно-нравственное воспитание в начальной школе.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования; разнообразием методов и диагностик, соответствующих предмету и задачам исследования; положительными результатами экспериментальной работы, которые подтверждены методами статистической обработки полученных данных.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективность процесса духовно-нравственного воспитания опосредуется системой образовательных событий, которые ориентированы на усвоение и принятие обучающимися культурных, духовных и нравственных ценностей, обеспечивают общественно значимую мотивацию и устойчивую ориентацию младших школьников в разнообразных жизненных ситуациях, обусловливающих их поведение и поступки.
2. Образовательное событие, направленное на духовно-нравственное воспитание обучающихся — это определяемый образовательной ситуацией, но жестко не детерминированный ею уникальный педагогический факт, позволяющий выводить воспитательный процесс за границы обыденности, создавая тем самым благоприятные условия для формирования и развития личности ребенка.
3. Совокупность образовательных событий (события-знания, события- отношения, события-опыт), подчиненных одной воспитательной цели и находящихся между собой в сложной, иерархичной связи, выступает целостным воспитательным комплексом, позволяющим качественно влиять на уровень духовно-нравственной воспитанности обучающихся.
4. Педагогическая деятельность, направленная на духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством приобщения их к системе образовательных событий, строится на основе специально разработанной модели и с необходимостью включает в себя следующие блоки: целевой, методологический, содержательный, деятельностный и результативный.
5. Педагогическими условиями, обеспечивающими повышение уровня духовно-нравственной воспитанности обучающихся посредством включения их в образовательные события, являются:
- обеспечение ведущей роли образовательных событий в духовно - нравственном воспитании как продуктивного способа организации воспитательной деятельности и значимого средства повышения уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников;
- научно-методическая подготовка учителя, способного осознавать значимость образовательных событий в духовно-нравственном воспитании обучающихся, уметь организовывать воспитательное взаимодействие с детьми, направленное на становление их нравственных ценностей.
- последовательное включение младших школьников в систему образовательных событий (события-знания, события-отношения, события-деятельность) в соответствии с основными компонентами духовно-нравственной воспитанности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в выступлениях с докладами на всероссийской и международной научно-практических конференциях: «Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт» (г. Иркутск, 27 марта 2019 г.), «Образование в XXI веке» (г. Москва, 28-29 февраля 2020 г.), а также в четырех публикациях автора:
1. Татаринова А. Е. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях / Е. А. Татаринова, С. С. Якимова // Вопросы педагогики. - 2018. - №12. - С. 85-87. - URL :https://elibrary.ru/item.asp?id=36738408
2. Татаринова А. Е. Современные тенденции духовно-нравственного воспитания и их учет в работе с младшими школьниками / А. Е. Татаринова, С. С. Якимова // Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт. - 2019. - С. 163-169. - URL :https://elibrary.ru/item.asp?id=39229384
3. Татаринова А. Е. Инновации в духовно-нравственном воспитании: организация образовательных событий / А. Е. Татаринова // Образование в XXI веке. - 2019. - С. 621- 625. - URL :https://elibrary.ru/item.asp?id=38254629
4. Татаринова А. Е. Система образовательных событий как средство духов-но-нравственного воспитания младших школьников / А. Е. Татаринова // Образование в XXI веке. - 2020. - С. 292- 297.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В тексте работы имеет 10 рисунков и 4 таблицы. Общий объем диссертации составляет 100 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования были выполнены поставленные задачи и получены результаты, подтверждающие основные положения выдвинутой гипотезы. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Теоретический анализ педагогической литературы позволил охарактеризовать основные понятия духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством образовательных событий: «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «событие», «образовательное событие»; рассмотреть содержание данного процесса.
2. Духовно-нравственное воспитание рассматривается нами как целенаправленный педагогический процесс, нацеленный на формирование нравственного облика, посредством усвоения и принятия обучающимся системы базовых национальных ценностей, которые находят отражение в образе жизни человека. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие установки и ориентиры, которые определяют отношение к действительности, регулируют поведение и деятельность человека.
Отмечаем, что рассмотренный процесс является значимым для развития ученика начальной школы, т.к. способствует развитию необходимых социальных и духовно-нравственных качеств личности.
3. Выделены и обоснованы компоненты и показатели духовно-нравственного воспитания младших школьников: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный. Их учет в работе способствует приобретению школьниками нравственных знаний, получению опыта переживания и позитивного отношения к ценностям, проявлению нравственного поведения.
4. Под событием понимается такое явление, которое, свершаясь, приобретает уникальное ценностное значение в жизни обучающихся и осознается как неповторимое, особенное. Образовательное событие, направленное на духовно-нравственное воспитание обучающихся, понимается как определяемый образовательной ситуацией, но жестко не детерминированный ею уникальный педагогический факт, позволяющий выводить воспитательный процесс за границы обыденности, создавая тем самым благоприятные условия для формирования и развития личности ребенка.
Образовательное событие — это значимая часть воспитательного процесса, результат предшествующих событий и причина для новых. Событие более значимо, если имеет больше связей. Образовательное событие становится способом создания эффективных условий, которое направлены на повышение вероятности проявления индивидуальных особенностей его участников, а также максимально повышают эффективность духовно-нравственного воспитания.
5. Организационная составляющая образовательных событий как воспитательная форма представляет собой определенную систему этапов, направленных на духовно-нравственное воспитание. Данная система спроектирована на основе этапов воспитательного процесса, которые были представлены И. П. Подласым.
В своем развитии образовательные события в воспитательном процессе проходит определенные этапы:
I этап — осознание младшими школьниками выдвигаемых правил поведения нравственных норм;
II этап — знания переходят в убеждения: происходит детальное осознание именно такого, а не иного типа поведения.
Представленным этапам соответствуют образовательные событие-знания, которые нацелены на формирование когнитивного компонента. Объединение двух этапов, говорит о том, что знания и убеждения находятся в тесной связи и не могут существовать друг без друга.
III этап — воспитание чувств, формирование ценностного отношения.
На данном этапе происходит субъективное осознание ценностей в эмоциональной или рациональной форме. Поэтому, мы предлагаем организовывать образовательные события-отношения, направленные на формирование эмоционально-ценностного компонента.
IV этап — главный этап воспитательного процесса — деятельностный. Сколько бы ни было нравственных бесед, занятий, направленных на формирование знаний, мы не сможем достичь практического результата, если у школьников будут ограничены возможности проявления самостоятельной свободы. Для формирования деятельности необходимо организовывать образовательные события- опыт, которые будут ориентированы на формирование деятельностного компонента.
В практике воспитания этапы не существует изолированно, а всегда сливаются с формированием взглядов, убеждений, чувств или деятельности. Воспитательный процесс должен пройти через все этапы, только тогда можно надеяться, что он будет эффективным. Система образовательных событий представляет сложную, иерархичную связь и имеет возможность качественно повысить уровень духовно-нравственной воспитанности, так как они выступают одним воспитательным комплексом, преследующих одну цель.
6. Целесообразность системной организации образовательных событий объясняется следующими причинами, которые отражают достоинства такой организации:
- личность младшего школьника должна развиваться в целостном интегрированном воспитательном процессе, в котором все компоненты духовно-нравственного воспитания взаимосвязаны;
- происходит объединение усилий всех участников воспитательного процесса, что способствует повышению эффективности влияния на личность ребенка;
- созданная система образовательных событий позволяет развиваться педагогическому коллективу;
- специально моделируются условия для самовыражения и самореализации и личности обучающегося, родителей, учителя, что способствует их творческому личностному росту, самовыражению, гуманизации межличностных и деловых отношений;
- организация системы образовательных событий в воспитательном процессе включает в себя освоенную коллективом образовательного учреждения социальную и нравственную среду, позволяет расширить диапазон воспитательного воздействии наличность;
- организация системы образовательных событий способствует оптимальному использованию кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов учебного заведения.
7. По результатам изучения уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников были сделаны следующие выводы: у большинства испытуемых недостаточно сформированы выделенные нами критерии. Сформированность когнитивного компонента у обучающихся экспериментальной группы соответствует среднему уровню — 42%, эмоционально-ценностный компонент у большинства детей сформирован на низком уровне 46%, но разница между сред-нем и низким уровнем небольшая, деятельностный компонент соответствует низ-кому уровню — 48% (по двум методикам). В контрольной группе выделенные компоненты сформированы на среднем уровне: когнитивный — 46%, эмоционально-ценностный — 50%, деятельностный — 40%. Таким образом, у обучающихся экспериментальной и контрольной групп был выявлен недостаточно сформированный общий уровень духовно-нравственной воспитанности по компонентам.
7. На основе модели духовно-нравственного воспитания разработана система образовательных событий для младших школьников во внеурочной деятельности. В ходе осуществления экспериментальной работы мы формировали все три компонента духовно-нравственного воспитания младших школьников. Ценность же реализованной системы заключается в том, что они создают целостное единство воспитательного процесса, включают в себя разнообразные методы и приемы организации, позволяют соблюдать следующие педагогические условия: обеспечение ведущей роли образовательных событий в духовно-нравственном воспитании; научно-методическая подготовка учителя; последовательное включение младших школьников в систему образовательных событий, а их содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной и эмоциональной сфере.
В образовательном событии также представлена целостная картина личностных и межличностных качеств младшего школьника — это целеустремленность, работоспособность, творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Отсюда следует, что это творческий процесс и совместная деятельность всех участников образовательного события, где каждый находит свое место и познает новые возможности своих личностных качеств. Реализованная система образовательных событий предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу, направленную на формирование определенных ценностных установок, норм и правил, помогающих осваивать пространство неизвестного. Таким образом, преимущества организации образовательных событий для повышения уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников очевидны. Образовательное событие — эффективный способ, интересно организовать школьную жизнь детей на высоком культурном и интеллектуальном уровнях.
8. Результаты контрольного этапа исследования показывают положительную динамику уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Сформированность когнитивного компонента у обучающихся экспериментальной группы соответствует высокому уровню — 50%, эмоционально-ценностный компонент у большинства детей сформирован также на высоком уровне и составляет 46%, деятельностный компонент сформирован соответствует высокому уровню — 41% (по двум методикам). В контрольной группе произошли единичные изменения и выделенные компоненты сформированы на среднем уровне: когнитивный — 46%, эмоционально-ценностный — 46%, деятельностный — 44%. Мы выявили, что младшие школьники после реализации системы образовательных событий демонстрируют разносторонние, полные знания, стараются применять их на практике. Интерес к духовно-нравственным знаниям устойчив и разносторонен. Ребята проявляют устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям, демонстрируют убежденность в необходимости следовать им в повседневной жизни. У детей имеется практический опыт нравственной деятельности в реальном поведении, они легко оценивают правильность поведения окружающих с позиции духовно-нравственных знаний и ценностей.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа способствовала повышению уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников посредством образовательных событий.
9. Разработанная и реализованная модель духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством образовательных событий способствовала эффективному духовно-нравственному воспитанию. Модель включает целевой, методологический, содержательный, деятельностный и результативный блоки. В модели определены методы, формы работы, направленные на повышение уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников, представлена возможность активизации позиции ребенка и инициирования его деятельности. Использование модели в деятельности педагога позволяет младшему школьнику принять духовно-нравственные ценности на основе познавательного интереса к их изучению, их эмоционально-чувственного восприятия на позитивном уровне, способствует становлению личностной значимости и дальнейшей трансформации в самостоятельно выбранных способах поведения в соответствии с нравственными нормами. В модели представлены этапы формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников в соответствии со структурными компонентами духовно-нравственного воспитания. Доказана перспективность ее использования в воспитательном процессе.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтверждена.



1. Анисимов С. Ф. Духовные ценности, производство и потребление / С. Ф. Анисимов. - М. : Москва, 2016. - 240 с.
2. Аннушкин Ю. В. Дидактика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Аннушкин, О. Л. Подлиняев. - М. : Изд-во Юрайт, 2019. - 165 с.
3. Анохина Е. Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Е. Ю. Анохина. 2-е изд. - М. : ФЛИНТА, 2015. - 210 с.
4. Антология гуманной педагогики: Ушинский / сост. П. А. Лебедев. - М. : Издательский дом Ш. Амонашвили, 2018. - 223 с.
5. Аплетаев М. Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения / М. Н. Аплетаев. - Омск : ОГПИ, 2014. - 89 с.
6. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. - М. : МГУ, 2013. - 104 с.
7. Бабанский Ю. К. Педагогика: курс лекций / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 2009. - 356 с.
8. Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 240 с.
9. Барабанщиков В. А. Восприятие и событие / В. А. Барабнщиков. - СПб. : Алетейя, 2012. - 512 с.
10. Беляева В. А. Духовно-нравственное воспитание личности в школе: монография / В. А. Беляева, А. А. Кухтин. - Рязань : РИМ, 2012. - 145 с.
11. Бесконечная Е. Л. Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе / Е. Л. Бесконечная // Культура. Наука. Интегра¬ция. - 2017. - № 1 (9). - С. 78-89.
12. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Современные научные исследования. - 2013. - № 3. - С. 18-22.
13. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2015. - 400 с.
14. Болотова М. И. Технология ценностного самоопределения воспитанника в событии: методич. пособие / М. И. Болотова, А. М. Щетинская. - Оренбург : Детство, 2010. - 118 с.
15. Бондаревская Е. В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д. : ДОН, 2008. - 126 с.
16. Волкова Н. В. Образовательная событийность инновационного опыта Гуманитарной школы / Н. В. Волкова. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 316 с.
17. Волкова Н. В. Технология проектирования образовательных событий / Н. В. Волкова // Образование и наука. - 2017. - Т. 19, № 4. - С. 184-200.
18. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2014. - 135 с.
19. Воронцов А. Б. Деятельностный аспект процесса обучения / А. Б. Воронцов. - М. : Педагогика, 2015. - 156 с.
20. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
21. Григорьев Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие / Д. В. Григорьев // Вопросы воспитания. - 2007. - № 1. - С. 90-91.
22. Гусейнов А. А. Этика: Учебник / А. А. Гусейнов. - М. : Юрайт, 2015. - 472 с.
23. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А. Я. Данилюк // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 63-88.
24. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2011. - 23 с.
25. Деркач А. А. Акмеологический словарь / А. А. Деркач. - М. : РАГС,2015.- 161 с.
26. Джишкариани Т. Д. Духовно-нравственное воспитание школьников. Педагогическое образование / Т. Д. Джишкариани. - Шуя : ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2015. - 172 с.
27. Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях образовательного учреждения / С. Ю. Дивногорцева. - М. : ПСТГИ, 2015. - 52 с.
28. Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика / С. Ю. Дивногорцева. - М. : ПСТГУ, 2015. - 195 с.
29. Ермаков С. В. Образовательное событие как единица обучения / С. С. Ермаков, А. А. Попов. - М. : Педагогика, 2014. - 154 с.
30. Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 9-12.
31. Жуков А. Д. Образование в России : Проблемы и решения / А. Д. Жу-ков. - М. : ЭКМОС, 2017. - 154 с.
32. Захарченко М. В. Воспитание младших школьников / М. В. Захарченко. - М. : Просвещение, 2017. - 234 с.
33. Захарченко М. В. Теория и практика духовно-нравственного развития и воспитания школьников / М. В. Захарченко. - СПб. : Изд-во СПб А1111О, 2014. - 184 с.
34. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О. Л. Зверева. - М. : Издательство, 2015. - 58 с.
35. Зосимовский A. B. Критерии нравственной воспитанности / A. B. Зосимовский // Педагогика. - 2009. - № 11-12. - С. 22-25.
36. Илалтдинова Е. Ю. Проектирование событийного образовательного пространства / Е. Ю. Илалтдинова // Школьная пресса. - 2017. - № 3. - С. 16-20.
37. Каиров И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И. А. Каиров. - М. : Просвещение, 2015. - 213 с.
38. Калюжный А. А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников / А. А. Калюжный. - М. : Просвещение, 2013. - 187 с.
39. Кириленко Г. Г. Мировоззрение и формирование ценностно-ориентированной личности / Г. Г. Кириленко. - М. : Знание, 2018. - 40 с.
40. Кирьякова А. В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / А. В. Кирьякова ; Пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 2005. - 445 с.
41. Кислякова П. А. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога / П. А. Кислякова. - Орел : Изд-во Аплит, 2016. - 83 с.
42. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания / О. В. Лишин. - М. : ИКЦ «Академкнига», 2009. - 480 с.
43. Лукашева О. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека / О. Лукашева, О. Дьяченко. - Беларусь : Белорусская наука,2016.- 452 с.
44. Макаренко А. С. Как правильно воспитывать детей? / Под ред. Е. Н. Монусовой. - М. : АСТ, 2015. - 320 с.
45. Маркович В. Событие и событийность / В. Маркович, В. Шмид. - М. : Интрада, 2014. - 304 с.
46. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. - М. : Просвещение, 2014. - 475 с.
47. Маслов Н. В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания / Н. В. Маслов. - М. : Самшит-издат, 2013. - 384 с.
48. Матвеева Л. И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. Изд. 2-е доп. и перераб. / Л. И. Матвеева. - М. : Цифра, 2012. - 126 с.
49. Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 144 с.
50. Мижериков В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В. А. Мижериков. - Ростов н/Д. : ДОН, 2008. - 268 с.
51. Миронова И. Ю. Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС / И. Ю. Миронова. - СПб. : ГОСТ, 2014. - 190 с.
52. Морозова Т. А. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе / Т. А. Морозова // Педагогика. - 2018. - № 4. - С. 45-53.
53. Неводова Д. П. О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности / Д. П. Неводова // Молодой ученый. - 2016. - № 8. - С. 25-27.
54. Нечаев М. П. Диагностика воспитанности школьников / М. П. Нечаев. - М. : Феникс, 2015. - 130 с.
55. Новиков Н. И. О воспитании и наставлении детей / Н. И. Новиков. - М. : Директ-Медиа, 2015. - 213 с.
56. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон. - М. : Проспект, 2016. - 160 с. (Законы Российской Федерации).
57. Остапенко А. А. Событийный подход воспитании / А. А. Остапенко. - М. : Просвещение, 2010. - 142 с.
58. Павлов В. Г. Духовно-нравственное воспитание / В. Г. Павлов // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 12-2. - С. 213-220.
59. Павлов В. И. Педагогические технологии формирования духовно-нравственной культуры / В. И. Павлов. - Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2009. - 257 с.
60. Павловска О. А. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека / О. А. Павловская. - М. : Наука, 2011. - 520 с.
61. Петракова Т. И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации / Т. И. Петракова. - М. : МГУ, 2017. - 103 с.
62. Петрова А. А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание» / А. А. Петрова // Научный журнал. - 2015. - № 1. - С. 41-44.
63. Петрова Л. И. Воспитание младшего школьника / Л. И. Петрова. - М. : Феникс, 2008. - 347 с.
64. Пирогов Н. И. Основы духовно-нравственного воспитания / Н. И. Пирогов. - М. : Просвещение, 2017. - 168 с.
65. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС-пресс, 2014. - 365 с.
66. Ромашкова Е. И. Картотека форм нравственного воспитания учащихся / Е. И. Ромашкова. - М. : Сфера, 2005. - 192 с.
67. Рябчикова С. Б. Духовно-нравственные традиции русской культуры / С. Б. Рябчива. - Ярославль : ЯГУ, 2016. - 442 с.
68. Сафронова Е. М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания: Монография / Е. М. Сафронова. - Волгоград : Перемена, 2004. - 333 с.
69. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике / Н. Л. Селиванова. - М. : УРАО ИТИП, 2010. - 168 с.
70. Слободчиков В. И. Духовные проблемы человека в современном мире / В. И. Слободчиков // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 33-39.
71. Слободчиков В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. - 395 с.
72. Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка / Под ред. Л. И. Скворцова. - М. : Оникс, 2010. - 736 с.
73. Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. М. Ю. Жилиной, Н. Б. Крыловой. - Саратов : Эстамп, 2010. - 145 с.
74. Соловцова И. А. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход / И. А. Соловцова. - Волгоград : Учитель, 2004. - 157 с.
75. Соловьев Г. Е. Событийный подход в воспитании школьников / Г. Е. Соловьев // Вестник Удмурского университета. - 2009. - Вып. 2. - С.103-111.
76. Солодова Е. А. Проблемы образования и новые модели образовательных процессов / Е. А. Солодова. - М. : Либерком, 2016. - 179 с.
ТТ. Степанчук З. А. Событийность образовательного процесса в начальной школе / З. А. Степанчук // Педагогическое мастерство. - 2012. - № 1. - С. 140— 143.
Т8. Сухомлинский В. А. О воспитании детей / Сост. Т. Н. Осина. - М. : Дрофа, 2011. - 170 с.
Т9. Толковый словарь Даля / под ред. Г. Генниса. - М. : АСТ, 2017. - 640 с.
80. Трофимова Н. Б. Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся в образовательном процессе школы (психолого-педагогический аспект) : Монография / Н. Б. Трофимова. - Воронеж : ВГПУ, 2013. - 283 с.
81. Утёмов В. В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников. ФГОС начального образования / А. А. Климова, В. В. Утёмов. - М. : МЦИТО, 2017. - 90 с.
82. Ушинский К. Д. Моя система воспитания. О нравственности / В. О. Гусакова. - М. : АСТ, 2018. - 567 с.
83. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Под ред. А. А. Казаковой. - М. : Просвещение, 2019. - 53 с.
84. Федосеева О. Ю. Духовно-нравственное воспитание младших школьников / О. Ю. Федосеева. - Молдова : LAP, 2013. - 329 с.
85. Федотова Е. Л. Продуктивное взаимодействие как основа современного образовательного процесса / Е. Л. Фетодова // Гуманитарный вектор. - 2015. - Выпуск 1 (41). - С. 35-41.
86. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образова¬ния. - 2011. - № 4. - С. 3-12.
8Т. Черникова Т. В. Инновационный подход к воспитанию духовно-нравственной культуры личности школьника / Т. В. Черникова // Известия Волго-градского государственного педагогического университета. - 2015. - № 7. - С. 141¬146.
88. Шитякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии / Н. П. Шитякова, И. В. Верховых. - Челябинск : Изд- во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 197 с.
89. Шишков Г. Е. Образование за пределами обыденного. Событие действия, событие учения - событие себя / Г. Е. Шишков. - СПб. : Авторский клуб,
2017. - 256 с.
90. Шустова И. Ю. Детско-взрослая общность - значимое условие воспитания юношества // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 230-239.
91. Щуркова Н. Е. Нежная педагогика / Н. Е. Щуркова. - М. : Педагогический поиск, 2014. - 164 с.
92. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова. - М. : Педагогический поиск, 2010. - 80 с.
93. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. / Б. Д. Эльконин. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 144 с.
94. Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. - М. : Книга, 2016. - 650 с.
95. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 2012. - 96 с.
96. Яковлева С. В. Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования / С. В. Яковлева. - М. : Инфра- М, 2017. - 137 с.
97. Ярулов А. А. Работа классного руководителя с семьей /А. А. Ярулов. - М. : Народное образование, 2013. - 156 с.
98. Allan C. Foundations of Education / C. Allan, A. Ornstein. - Geneva : Houghton Mifflin Company, 2015. - 641 p.
99. Diane E. A Child’s World: infancy through Adolescence / E. Diane, D. Papalia. - San Francisco : McGraw-Hill Publishing Company, 2011. - 593 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ