РАННЕВИЗАНТИЙСКАЯ АНТИОХИЯ В IV- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ VII в
|
Введение 3
I. Историко-топографическое описание Антиохии IV- пер. половина VII в. . 21
1.1. Географическое положение ранневизантийской Антиохии 21
1.2. Топографическое описание города 28
1.3. Природные катаклизмы в Антиохии в ранневизантийское время 43
II. Антиохия: история и развитие 54
11.1. Историческое развитие Антиохии в IV веке 54
II.2. Историческая эволюция города в V веке 61
11.3. Историческая эволюция города в VI в 66
П.4. Завершение истории Антиохии как ранневизантийского города в VII
веке 75
III. Антиохия: население и конфессии 87
111.1. Конфессиональная история ранневизантийской Антиохии 87
111.2. Греческая община 95
III.3. Сирийская община 102
III.4. Еврейская община 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 125
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Историко-топографическое описание Антиохии IV- пер. половина VII в. . 21
1.1. Географическое положение ранневизантийской Антиохии 21
1.2. Топографическое описание города 28
1.3. Природные катаклизмы в Антиохии в ранневизантийское время 43
II. Антиохия: история и развитие 54
11.1. Историческое развитие Антиохии в IV веке 54
II.2. Историческая эволюция города в V веке 61
11.3. Историческая эволюция города в VI в 66
П.4. Завершение истории Антиохии как ранневизантийского города в VII
веке 75
III. Антиохия: население и конфессии 87
111.1. Конфессиональная история ранневизантийской Антиохии 87
111.2. Греческая община 95
III.3. Сирийская община 102
III.4. Еврейская община 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 125
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Период поздней античности и ранней Византии в раз-личных его проявлениях на сегодняшний день является одной из самых актуальных и обсуждаемых в исторической литературе проблем. Определяется это, прежде всего тем, что эта эпоха представляет собой очень сложное время кардинальных изменений и трансформаций во всех сферах жизни общества. Прежде всего, он важен с точки зрения понимания механизмов трансформации античного общества в средневековое.
Во многом носителями позднеантичной культуры в этот период выступали города, в том числе, провинциальные. Одним из таких городов является Антиохия Великая. Однако, судьба этого города в ранневизантийский период практически не изучена в зарубежной историографии. Проблема заключается в том, что многие исследователи, говоря о Византийской империи, упоминают Антиохию в числе крупнейших городов, однако никем так и не предпринята попытка полноценного выяснения роли города в экономической, политической, религиозной или культурной жизни региона в указанный период.
Источниковая база исследования. Работа опирается на широкий круг источников: письменных, археологических, эпиграфических. Одно из первых упоминаний о создании Антиохии в письменных источниках относится к работе некоего Павсания. Долгое время в исторической науке не утихали споры о том, с каким Павсанием идентифицировать автора, некоторое время его пытались отнести к знаменитому античному географу. Ныне считается, что антиохийский автор не может быть идентифицирован как Павсаний Дамасский, с другими авторами известными нам под имененем Павсаний он также соотноситься не может. То есть, мы имеем дело с самостоятельным автором, анализ текста которого показал, что это сочинение датируется II или IV в. н.э.
Следующим автором, писавшим об Антиохии, является Эвфорион из Халкиды (родился около 275 г. до н.э.), библиотекарь царской библиотеки в Антиохии в период правления Антиоха Великого (224-187 г. до н.э.). Работу Эвфориона можно считать основой великой истории Посидония Апамейского, в 52 книгах (в настоящее время утрачены). Работа Посидония, в свою очередь, была одним из источников для древнегреческого географа Страбона.
Среди источников по истории Антиохии этого времени едва ли не первое место занимают произведения представителя муниципальной аристократии Антиохии, знаменитого языческого ритора Либания. 64 его речи и множество писем (1554) содержат богатейший материал, характеризующий жизнь города и его округи на протяжении более полустолетия.
Другим важнейшим источником по истории Антиохии IV в. являются произведения антиохийского пресвитера Иоанна Златоуста (347-407). Несколько сот проповедей этого блестящего христианского проповедника, впоследствии причисленного к отцам церкви, и славившегося своим умением в живой, эмоциональной форме с множеством взятых из конкретной жизни ярких примеров, излагать своим слушателям основные положения христианства, относящиеся к антиохийскому периоду его жизни (347-398 гг.), намного пополняют сведения Либания о состоянии сельского хозяйства и ремесла в Антиохии, социальных отношениях в городе и деревне, положении рабов, крестьян, бедноты, средних и крупных собственников, взаимоотношениях между ними, положении церкви и религиозной борьбе в городе, его культурной жизни. Данные Златоуста также привлекались для изучения отчасти социальной, а в основном духовной жизни Антиохии.
В совокупности произведения Либанияи и Иоанна Златоуста содержат уникальный для IV в. по обилию и разнообразию сведений материал о жизни города, еще далеко не полностью использованный исследователями. В то же время, в силу своей специфики он нуждается в особенно осторожном исследовании. Определение тенденциозности обоих авторов является сейчас основной проблемой, возникающей при оценке их материала и вызывающей наибольшие расхождения между исследователями.
Важные сведения о внутренней жизни Антиохии содержат и произведения Иоанна Малалы (491-578) - византийского хрониста, автора знаменитой «Хронографии». Хроника ориентирована в значительной степени на Антиохию и, в более поздних книгах, на Константинополь. Примечательна 18 книга, посвященная правлению Юстиниана, также освещающая официальную пропаганду того времени.
Следует упомянуть и произведения Евсевия Кесарийского. «Церковная история» Евсевия - самое раннее из дошедших до нас сочинений, описывающих историю христианской Церкви в хронологическом порядке. Евсевий предпринял попытку создания универсальной хронологии истории различных народов, в центре которой — воплощение Христа. Евсевий упоминает о христианах Газы Палестинской, о их мученичестве, о массовом обращении граждан порта Маюма в христианство.
«Жизнь Константина» Евсевия (Памфила) Кесарийского представляет собой надгробное слово по случаю смерти императора, которое фактически обращено к его сыновьям и наследникам. В этом сочинении излагается политическая теория Евсевия, прежде всего, его взгляд на христианского монарха и на проблему взаимоотношений христианской церкви и христианской империи. Здесь формулируются идеи о христианском правителе как образе Логоса и о монархической власти как образе космического единовластия Бога - идеи, послужившие основой всей тысячелетней византийской политической философии. В частности, источник интересен для исследования тем, что несет в себе информацию о получении портом Маюма независимого статуса полиса и переименовании его в Констанцию.
Аммиан Марцеллин -крупнейший римский историк IV века, для которого Антиохия являлась родиной, местом, где автор родился и вырос. Его «История» содержит ценные данные по религиозной истории ранневизантийской АнтиохииIV века.
Одним из наиболее известных литературных источников, связанных с Антиохией, является «Речь к антиохийцам», или «Мисопогон (враг бороды)» - сатира на жителей Антиохии, написанная императором Юлианом Философом во время своего пребывания в городе, в январе 363 года. Эта работа, вместе с письмами и распоряжениями Юлиана, которые датируются тем же периодом, дает нам значительное количество информации на фоне событий, опыта и деятельности Юлиана в Антиохии.
Произведение Сократа Схоластика охватывает 305-439 годы. Задачей автора было написать продолжение «Церковной Истории» Евсевия, и он начинает с года, на котором остановил своё повествование его предшественник. На первый план в этом труде выходят церковные разногласия, поскольку «когда Церковь в мире, церковному историку описывать нечего». Во вступлении к 5-й Книге автор также защищает взаимодействие с арианами и политиками, дословно цитирует некоторые постановления синодов и приводит списки чиновников от церкви и епископов. Современную ему историю он воспроизводит по собственным воспоминаниям.
«Церковная история» Созомена охватывает время с 306 по 439 г. (фактически сочинение заканчивается 415 г.) и посвящена преимущественно событиям, происходившим в Константинополе или вокруг столицы. Сам Созомен являлся уроженцем Вефилии, селения, лежавшего недалеко от Газы Палестинской. Притом Созомен был личным свидетелем святой жизни Зенона, занимавшего епископский престол в Маюме близ Газы. В пятой книге Церковной Истории Созомен говорит, что дед его подвигнут был к принятию христианской веры чудесным исцелением одного своего родственника Алафиана монахом Иларионом. К тому же «Церковная история» дает сведения о назначении на должность епископов Газы и их борьбе за установление христианства.
«Церковная история» Блаженного Феодорита, епископа Кирского (393-457 или 460 г.) является продолжением истории Евсевия Памфила, епископа Кесарийского, и охватывает период с 325 по 429 гг. Источниками для нее послужили труды Руфина, Сократа, Созомена и Филосторгия, а также материалы соборов, послания епископов и другие документы. Феодорит критически отнесся к своим предшественникам в области церковной историографии и уточнил, а в ряде случаев и исправил их данные, хотя и в его собственном труде ему не удалось избежать некоторых неточностей .
«Церковная история» Евагрия, написанная в конце VI века, является ярким примером такого рода работы. «Церковная история» Евагрия Схоластика является главным источником наших знаний об истории Антиохии между 540 (конец периода, охваченного Малалой) и 593 годом, когда Евагрий заканчивает свою работу. Благодаря работе Евагрия, становится понятно, что землетресения 523 и 528 годов а также персидское завоевание 540 года не завершают существования Антиохии. Особенно ценной частью работы Евагрия является его рассказ о карьерепатриарха Григория, который показывает более подробно, чем другие источники, религиозную борьбу внутри города.
Для анализа наследия Антиохийской Богословской школы мы обратились к трудам восточных отцов церкви Диодору Тарсийскому и Феодориту- Мопсуестийскому.
Период борьбы ортодоксального православия и несториан нашел отражение в работах Леонтия Византийского
Из более поздних источников наиболее важен Феофан Исповедник, ко-торый написал «Хронографию». Рассказ преподобного Феофана начинается с 284 года — правления Диоклетиана — и доходит до 813 года — времени вступления на престол Льва V. Особенно ценна «Хронография» при изучении истории Византии в VII-VIII веках. Хронологическая система, созданная Феофаном, — явление исключительное во всей средневековой историографии. Сочинение распадается на хронологические отрезки (по годам), каждому из которых предпослана хронологическая таблица, отмечающая наряду с годом от сотворения мира и от Рождества Христова годы правления не только византийских императоров, но и персидских, а затем арабских правителей, пап и четырех патриархов.
Исключительно важные данные дает археологический материал. С 1932 по 1941 г. продолжались многолетние систематические раскопки на территории Антиохии и в ее ближайших окрестностях, материалы которых в значительной части опубликованы . Они дают возможность не только уточнить многие черты экономической жизни города, но и по-новому подойти к ряду вопросов развития его культуры. Еще с середины прошлого столетия объектом весьма внимательного археологического изучения стали и многие окружающие Антиохию районы Северной Сирии. За истекшие десятилетия издан весьма значительный материал, позволяющий восстановить многие черты жизни и быта населения этих районов в рассматриваемый период. Последней и наиболее ценной по своим выводам работой в этой области явилось исследование Ж. Чаленко, воссоздавшее в основных чертах картину экономической жизни большого горного массива Белус на востоке от Антиохии и чрезвычайно тесно с ней связанного экономически.
Раскопки проводились в самой Антиохии и непосредственной близости от города, в Дафне, знаменитом пригороде Антиохии, и в порту Селевкия- Пиерия. То обстоятельство, что часть древней Антиохии занимает современный город, а также существование во многих частях города ценных садов, означало, что систематические топографические исследования не могут быть проведены за исключением ограниченного масштаба. Исключение произошло, когда местные фермеры и строители случайно обнаружили мозаичные полы, которые затем были раскопаны и изучены.
В некоторых случаях работа была затруднена необычной глубиной (до 10 м), залегания культурного слоя города. Он был погребен под слоем селевых потоков, каждую весну сходящих с горы Сильпий; тем не менее, результаты большого значения были достигнуты в реконструкции топографии города и в открытии отдельных зданий и мозаики.
Четыре тома материалов, охватывающих археологические сезоны 1932-1939, были опубликованы по итогам раскопок.
Среди наиболее важных топографических результатов раскопок и исследования поверхностных останков было установление местонахождения главной улицы Антиохии, которая была частью одной из знаменитых дорог древности. Она проходила через город с северо-востока на юго-запад. Существование этой улицы, и ее важность в плане и в жизни города, уже известно из литературных источников (в частности, летописи Малалы и речи во славу Антиохии Либания). Отталкиваясь в своих исследованиях от главной улицы можно облегчить работу по восстановлению городской топографии.
К археологическому материалу тесно примыкают и данные надписей, трехтомное издание которых было подготовлено Л. Ялабером и Р. Мутерде и практически включило в себя все известные по год их издания надписи Сирии. В совокупности все эти данные, вместе с материалами более общего характера, превращают Антиохию и окружающую ее область в объект исключительно благоприятный для изучения.
История Антиохии неоднократно привлекала внимание исследователей, и имеется ряд ценных общих сводных работ по истории этого города, кроме того, некоторые стороны его жизни, прежде всего культурной и духовной, явились объектом специальных исследований.
Греческие и латинские монеты монетных дворов Антиохии были опубликованы в нескольких каталогах. Монетам посвящен ряд монографий и специальных исследований. В некоторых случаях, когда другие доказательства отсутствуют, монеты способны предоставить информацию первостепенной важности, и во многих случаях они предоставляют информацию, которую невозможно обнаружить ни в одном другом источнике.
Начиная с гравюр французского художника Касаса, выполненных во второй половине ХУШ века, несколько художников посвятили свои картины Антиохии, некоторые из которых изображают останки древнего города. В середине XIX века Е.Г. Рей сделал первые научные чертежи сохранившихся стен и укреплений, а позже путешественники сфотографировали останки города.
Древние стены находятся в довольно хорошем состоянии, на вершине горы, и в большинстве других мест. В некоторых случаях, в современном городе, они были включены в современные здания. Древний остров больше не существует как таковой, так как ветви реки, которая протекала между островом и основной частью города, были засыпаны в средние века, но эта часть реки может быть прослежена контурами земли, останками городских стен, ограничивающими его, а также остатками мостов.
Фотография, сделанная с воздуха французскими военными, показывает во многих местах отчетливые следы древних улиц, а иногда даже обозначает контуры зданий.
Самым необычным из источников по истории Антиохии и Дафны является отлично сохранившаяся мозаика, найденная на вилле в Якто в Дафне. По стилю исполнения мозаика датируется VB.Композиция состоит из центрального медальона, в окружении сцен охоты, которые обрамляются изображением городских зданий и сцен повседневной жизни. Эти изображения являются одним из самых ценных свидетельств такого рода, которые мы имеем.
Ученые разделились во мнении, изображает ли мозаика Антиохию и Дафну, или просто показывает характерные группы зданий и жанровых сцен. Мозаики пополняют наши знания по истории города.
В Антиохии, этом большом центре христианства, эллинская традиция сохранилась в украшениях полов жилищ, некоторые из которых, должно быть, принадлежали христианам. Довольно интересным является наличие во многих из мозаик персонификаций языческих добродетелей и абстрактных идей, представляющих некоторые из основных понятий древней философии и этики. Подобная практика сохранялась в Антиохиивплоть до царствования Юстиниана.
Помимо прочего мозаики подтверждают наличие персидского влияния на римскую культуру. Влияние Персии на римскую мысль уже давно признано в некоторых случаях, например, при заимствовании Диоклетианом определенных особенностей сасанидского придворного церемониала.
Заметное количеств антиохийских мозаик содержат персидские мотивы, как декоративные так и символические. Таким образом римско- персидское культурное взаимодействие ярче всего подтверждается материалом, найденным в Антиохии.
Выбор источников обуславливался необходимостью комплексного подхода к изучению и анализу отдельных аспектов жизни города в изучаемый период, а также необходимостью выбора доказательного конкретизирующего материала. В целом, количество и степень репрезентативности источников позволяет решить задачи исследования.
Степень изученности темы. Огромная роль, которую город играл в жизни Византии, постоянно привлекает к нему внимание исследователей. Одной из наиболее сложных проблем современного византиноведения является проблема развития византийского города в IV-пер. половине VII вв.
Что касается отечественной дореволюционной византинистики, то проблемы развития города не стояли в центре ее внимания. Однако, в той мере, в какой русские византинисты касались этих проблем, они в большинстве своем были более склонны сближать византийский город с античным, эллинистическим полисом, рассматривать его как прямое продолжение последнего.
Советские исследователи, основываясь на марксистском учении о социально-экономических формациях, создали стройную теорию перехода от рабовладения к феодализму в Византии, выявили его основные, общие с западно-европейским феодализмом, черты и его специфику. Разработка основных проблем аграрной истории Византии облегчила и изучение важнейших этапов развития византийского города. Причем, если в настоящее время некоторые западные исследователи и признают существование в Византии феодализма, хотя и в буржуазном понимании этого термина, вопрос о византийском средневековом городе как феодальном впервые был поднят в советском византиноведении.
Изучение развития экономики связано с именем М.Я. Сюзюмова, и разработанной им теорией городов-эмпориев - крупных центров товарного производства, внутренней и международной торговли, сохранивших свое значение и перешедших из рабовладельческого общества в феодальное. Придавая им определяющее значение, М.Я. Сюзюмов, в то же время, не отрицал и значения возникновения в Византии в феодальную эпоху новых городов.
Теория М.Я. Сюзюмова вызвала возражения А.П. Каждана. На основании изучения ряда данных об известном упадке городов Византии в VII-VIII вв. А.П. Каждан пришел к выводу о том, что большинство из них фактически утратило в период конца античности свое экономическое значение, и по существу византийский средневековый город, так же, как и западно-европейский, в основном, возник и складывался в феодальную эпоху. Эта теория, по существу, сняла вопрос о преемственности в развитии античного и феодального города Византии.
В работах Н. В. Пигулевской, М. В. Левченко, М. Я. Сюзюмова, Е. Э. Липшиц, З. В. Удальцовой и других основные вопросы разложения рабовладельческих отношений, развития товарного производства в Византии IV-VI вв. разработаны достаточно подробно для изучения проблемы развития ран-невизантийского города.
Экономика ранневизантийского города изучалась, главным образом, с точки зрения изучения его торгово-ремесленного значения, как центра то-варного производства, т.е., по линии исследования того общего, что связывает античный город с феодальным. Именно на этом материале в основном и сложилась теория М. Я. Сюзюмова о городах-эмпориях с присущими им сильнейшими пережитками рабовладельческих отношений в ремесле и торговле. В первом варианте его теории - по существу, говорится о рабовладельческом городе, перешедшем из античного общества в феодальное и наложившем свой отпечаток на все его дальнейшее развитие .
Сохранение в Византии IV-VI вв. многочисленных, многолюдных городов с развитыми ремеслом и торговлей на фоне быстрого упадка городов Запада, создавало известную иллюзию застойности в развитии византийского города. Как справедливо отмечалось в одной из обзорных работ, город этого времени рассматривался в отечественной историографии как неизменный рабовладельческий город.
Опубликованные в течение 2-й пол. ХХ в. крупные исследования по социально-экономической истории Римской империи II-IV вв. отчетливо показали недостаточность изучения города эпохи разложения рабовладельческих отношении только как центра товарного производства, показали значение его античных, полисных основ. И в этот период город продолжал оставаться в основе своей античным полисом, т. е., «городом, основанным на земельной собственности и земледелии», коллективом землевладельцев и рабовладельцев, «основной общественной ячейкой рабовладельческого общества».
Е. Э. Липшиц выдвинула новую точку зрения о времени перехода Византии к феодализму. Она рассматривает Византию IV-VI вв. как формирующееся феодальное государство . При всей спорности основных положений Е. Э. Липшиц о византийском обществе IV-VI вв. как феодальном, несомненное положительное значение ее работ, с нашей точки зрения, заключается в том, что в них впервые были систематически рассмотрены черты нового, развивавшиеся в византийском обществе.
Изучение Н. В. Пигулевской и другими исследователями путей развития ближневосточного и византийского города также показывает, что на всем Ближнем Востоке крушение рабовладельческого города происходило параллельно с зарождением и развитием феодального.
Из представленного историографического обзора отечественной литературы следует, что в советский период исследователи в основном обращались к экономическому развитию Антиохии.
В настоящее время имеется довольно небольшое количество исследований, посвященных специально ранневизантийской Антиохии. Как правило, большинство работ представляют нам информацию справочного характера . Антиохия Великая была одним из крупнейших христианских центров, в связи с этим, большое количество информации содержится в литературе, посвященной конфессиональной истории ранней Византии.
Известный российский византолог Г. Л. Курбатов является автором двух книг, рассказывающих об истории Антиохии. В исследованиях Курбатова можно получить ценные факты и оценки по истории города периода расцвета (IV век), и вплоть до его арабского завоевания.
Самым крупным исследователем ранневизантийской Антиохиив зарубежной историографии является Карл Отфрид Мюллер (1797-1840), чей труд «Античная Антиохия» является первой работой посвященной изучению города, а также одной из лучших монографий по истории этого древнего города. Мюллер никогда не посещал Антиохии, однако ему удалось, путем тщательного изучения древних текстов и отчетов путешественников, реконструировать план античного города, до сих пор являющийся очень достоверным. Собрание сочинений Мюллера представляет собой огромное количество исторического материала. Его работа была и остается основной для всех исследователей по этому вопросу, все ученые, которые изучают любой аспект истории Антиохии, обязательно обращаются к работам Мюллера.
В 1896 г., с 18 по 29 марта, Ричард Форстер из Бреслау посетил Антиохию, тщательно изучил окрестности города, и сделал фотографии надписей, скульптур и других остатков города, которые сумел обнаружить. Его статья «Антиохия на Оронте», посвященная памяти Мюллера , служит продолжением книги Мюллера, а также предоставляет огромное количество информации. Интерес Форстера к Антиохии начался с подготовки к новому изданию произведений Либания, которые он начинает публиковать в 1903 году.
В 1927 г. Вильгельм Вебер посетил Антиохию, и в результате опубликовал исследование, посвященное различным проблемам, связанным с хроникой Иоанна Малалы. Результатом исследования стало издание книги 1ХХроники Иоанна Малалы учеником Вебера Александром Шенком, графом фон Штауфенберг в 1931 г.
И, наконец, уместно упомянуть о работе Поля Жако, опубликованной в 1931 г. В ней было собрано большое количество материала, в том числе, иллюстраций, эскизов и карт. Работа охватывает город Антиохию и его окрестности и является полезным источником практической информации, на основе близкого знакомства, накопленного в ходе военной службы автора.
Теория плавного, эволюционного развития византийского города поддерживается большинством ведущих византинистов Запада - Ф. Дэльгером и его школой, П. Лемерлем и многими другими.
В то же время, сохранение в византийском городе развитого товарного производства, его большая роль в экономической жизни страны послужили особенно благоприятной почвой и для распространения различных теорий «капитализма» в византийском городе.
Известный немецкий экономист Л. Брентано даже обнаруживал в Византии капиталистическую систему хозяйства. В настоящее время большинство западных исследователей, даже тех, которые прямо и не говорят о «капитализме» в Византии, фактически стоят на близких к этому позициях, так как считают, что в Византии господствовало «денежное хозяйство», и ее экономика была «денежной», в отличие от «натуральной» экономики Запада.
История Антиохии от её истоков до арабских завоеваний содержится в книге «A historyofAntiochinSyria: fromSeleucustotheArabconquest» Гленна Дауни. Автор показывает Антиохию как главный город на Ближнем Востоке, который являлся колыбелью язычников и христиан. Данная работа является одной из основополагающих при изучении ранневизантийской Антиохии.
Целью работы является изучение Антиохии Великой в IV - первой половине VII в.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть географическое положение города и составить его историко-топографическое описание;
2) охарактеризовать место города в системе провинциального управления в III - V вв.;
3) описать эволюцию города в рамках общевизантийской истории;
4) проанализировать различные аспекты существования в городе этно- конфессиональной группы ;
5) изучить характерные черты функционирования в городе еврейской общины;
6) проследить особенности формирования и усиления в городе грече-ской общины;
7) исследовать роль сирийской общины в истории ранневизантийской Антиохии.
Хронологические рамки - IVu. - первая половина VII в.
Географические границы исследования ограничены территорией города Антиохия Великая, расположенного в юго-западной части равнины Амук, на левом берегу реки Оронт у подножия горы Сильпий.
Объект исследования- ранневизантийский город Антиохия Великая.
Предмет исследования- историческая эволюция отдельных аспектов, связанных с историей города.
Научная новизна. Исследование представляет собой первый систематический очерк истории Антиохии Великой в IV-пер.пол. VII в. в отечественной историографии.
Теоретическая и практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в разработке современных учебных курсов по истории, культуре, церкви Поздней античности, ранней Византии и раннего средневековья в истории Западной Европы.
Методологической основой исследования являются принципы историзма и объективности, а также социально-антропологический и модернизационный подходы на основе теории локальных цивилизаций. Выбор данной методологической основы обусловлен тем, что в процессе исследования объектом является ранневизантийский город Антиохия Великая. Применение данной методологической основы позволяет комплексно изучить проблемы развития города в рассматриваемый период.
В данном исследовании использовались следующие методы: среди общенаучных методов следует назвать методы дедукции и индукции, а также метод теоретического анализа. Из исторических методов следует назвать историко-генетический, историко-сравнительный методы, в совокупности с комплексным анализом источников. Также, при работе с большим количеством источников и их разнообразии, использовался историко-типологический метод, для выявления общих черт в работах разных авторов.
Положения, выносимые на защиту:
1. В работе мы доказываем, что город Антиохия в ранневизантийский период сохранял самоуправление, несмотря на то, что был также столицей провинции и региональным центром Восточного Средиземноморья.
2. Этно-конфессиональный состав населения города был сложным, но преобладали в нем грекоязычные эллинизированные сирийцы.
3. Город стал одним из важнейших центров распространения христиан-ства; язычество здесь не сохранило заметных позиций.
Апробация материалов и выводов диссертации осуществлялись в виде докладов на различных научных конференциях в Воронеже (2017, 2018), Пскове (2017), Белгороде (2016 - 2018), а также в публикациях:
1. Антиохия: к истории ранневизантийского города//Классическая византийская традиция - 2016. - Белгород,2016. - С. 92-101.
2. Антиохия в годы правления Юлиана Отступника// Классическая византийская традиция - 2017. - Белгород, 2017. - С. 145-150.
3. Религиозная жизнь в Антиохии в ранневизантийское время// Молодежь - науке - 2017. - Псков, 2017 - С. 127-131.
4. Катаклизмы в Антиохии Великой в ранневизантийское время. Влияние на жизнь города // Личность в социуме, государстве, истории. - Воронеж, 2017 - С. 214-218.
5. Еврейская община в ранневизантийской Антиохии.// Традиционные культуры народов мира: история, интерпритация, восприятие. - Белгород,2018 - С. 33 -41.
Во многом носителями позднеантичной культуры в этот период выступали города, в том числе, провинциальные. Одним из таких городов является Антиохия Великая. Однако, судьба этого города в ранневизантийский период практически не изучена в зарубежной историографии. Проблема заключается в том, что многие исследователи, говоря о Византийской империи, упоминают Антиохию в числе крупнейших городов, однако никем так и не предпринята попытка полноценного выяснения роли города в экономической, политической, религиозной или культурной жизни региона в указанный период.
Источниковая база исследования. Работа опирается на широкий круг источников: письменных, археологических, эпиграфических. Одно из первых упоминаний о создании Антиохии в письменных источниках относится к работе некоего Павсания. Долгое время в исторической науке не утихали споры о том, с каким Павсанием идентифицировать автора, некоторое время его пытались отнести к знаменитому античному географу. Ныне считается, что антиохийский автор не может быть идентифицирован как Павсаний Дамасский, с другими авторами известными нам под имененем Павсаний он также соотноситься не может. То есть, мы имеем дело с самостоятельным автором, анализ текста которого показал, что это сочинение датируется II или IV в. н.э.
Следующим автором, писавшим об Антиохии, является Эвфорион из Халкиды (родился около 275 г. до н.э.), библиотекарь царской библиотеки в Антиохии в период правления Антиоха Великого (224-187 г. до н.э.). Работу Эвфориона можно считать основой великой истории Посидония Апамейского, в 52 книгах (в настоящее время утрачены). Работа Посидония, в свою очередь, была одним из источников для древнегреческого географа Страбона.
Среди источников по истории Антиохии этого времени едва ли не первое место занимают произведения представителя муниципальной аристократии Антиохии, знаменитого языческого ритора Либания. 64 его речи и множество писем (1554) содержат богатейший материал, характеризующий жизнь города и его округи на протяжении более полустолетия.
Другим важнейшим источником по истории Антиохии IV в. являются произведения антиохийского пресвитера Иоанна Златоуста (347-407). Несколько сот проповедей этого блестящего христианского проповедника, впоследствии причисленного к отцам церкви, и славившегося своим умением в живой, эмоциональной форме с множеством взятых из конкретной жизни ярких примеров, излагать своим слушателям основные положения христианства, относящиеся к антиохийскому периоду его жизни (347-398 гг.), намного пополняют сведения Либания о состоянии сельского хозяйства и ремесла в Антиохии, социальных отношениях в городе и деревне, положении рабов, крестьян, бедноты, средних и крупных собственников, взаимоотношениях между ними, положении церкви и религиозной борьбе в городе, его культурной жизни. Данные Златоуста также привлекались для изучения отчасти социальной, а в основном духовной жизни Антиохии.
В совокупности произведения Либанияи и Иоанна Златоуста содержат уникальный для IV в. по обилию и разнообразию сведений материал о жизни города, еще далеко не полностью использованный исследователями. В то же время, в силу своей специфики он нуждается в особенно осторожном исследовании. Определение тенденциозности обоих авторов является сейчас основной проблемой, возникающей при оценке их материала и вызывающей наибольшие расхождения между исследователями.
Важные сведения о внутренней жизни Антиохии содержат и произведения Иоанна Малалы (491-578) - византийского хрониста, автора знаменитой «Хронографии». Хроника ориентирована в значительной степени на Антиохию и, в более поздних книгах, на Константинополь. Примечательна 18 книга, посвященная правлению Юстиниана, также освещающая официальную пропаганду того времени.
Следует упомянуть и произведения Евсевия Кесарийского. «Церковная история» Евсевия - самое раннее из дошедших до нас сочинений, описывающих историю христианской Церкви в хронологическом порядке. Евсевий предпринял попытку создания универсальной хронологии истории различных народов, в центре которой — воплощение Христа. Евсевий упоминает о христианах Газы Палестинской, о их мученичестве, о массовом обращении граждан порта Маюма в христианство.
«Жизнь Константина» Евсевия (Памфила) Кесарийского представляет собой надгробное слово по случаю смерти императора, которое фактически обращено к его сыновьям и наследникам. В этом сочинении излагается политическая теория Евсевия, прежде всего, его взгляд на христианского монарха и на проблему взаимоотношений христианской церкви и христианской империи. Здесь формулируются идеи о христианском правителе как образе Логоса и о монархической власти как образе космического единовластия Бога - идеи, послужившие основой всей тысячелетней византийской политической философии. В частности, источник интересен для исследования тем, что несет в себе информацию о получении портом Маюма независимого статуса полиса и переименовании его в Констанцию.
Аммиан Марцеллин -крупнейший римский историк IV века, для которого Антиохия являлась родиной, местом, где автор родился и вырос. Его «История» содержит ценные данные по религиозной истории ранневизантийской АнтиохииIV века.
Одним из наиболее известных литературных источников, связанных с Антиохией, является «Речь к антиохийцам», или «Мисопогон (враг бороды)» - сатира на жителей Антиохии, написанная императором Юлианом Философом во время своего пребывания в городе, в январе 363 года. Эта работа, вместе с письмами и распоряжениями Юлиана, которые датируются тем же периодом, дает нам значительное количество информации на фоне событий, опыта и деятельности Юлиана в Антиохии.
Произведение Сократа Схоластика охватывает 305-439 годы. Задачей автора было написать продолжение «Церковной Истории» Евсевия, и он начинает с года, на котором остановил своё повествование его предшественник. На первый план в этом труде выходят церковные разногласия, поскольку «когда Церковь в мире, церковному историку описывать нечего». Во вступлении к 5-й Книге автор также защищает взаимодействие с арианами и политиками, дословно цитирует некоторые постановления синодов и приводит списки чиновников от церкви и епископов. Современную ему историю он воспроизводит по собственным воспоминаниям.
«Церковная история» Созомена охватывает время с 306 по 439 г. (фактически сочинение заканчивается 415 г.) и посвящена преимущественно событиям, происходившим в Константинополе или вокруг столицы. Сам Созомен являлся уроженцем Вефилии, селения, лежавшего недалеко от Газы Палестинской. Притом Созомен был личным свидетелем святой жизни Зенона, занимавшего епископский престол в Маюме близ Газы. В пятой книге Церковной Истории Созомен говорит, что дед его подвигнут был к принятию христианской веры чудесным исцелением одного своего родственника Алафиана монахом Иларионом. К тому же «Церковная история» дает сведения о назначении на должность епископов Газы и их борьбе за установление христианства.
«Церковная история» Блаженного Феодорита, епископа Кирского (393-457 или 460 г.) является продолжением истории Евсевия Памфила, епископа Кесарийского, и охватывает период с 325 по 429 гг. Источниками для нее послужили труды Руфина, Сократа, Созомена и Филосторгия, а также материалы соборов, послания епископов и другие документы. Феодорит критически отнесся к своим предшественникам в области церковной историографии и уточнил, а в ряде случаев и исправил их данные, хотя и в его собственном труде ему не удалось избежать некоторых неточностей .
«Церковная история» Евагрия, написанная в конце VI века, является ярким примером такого рода работы. «Церковная история» Евагрия Схоластика является главным источником наших знаний об истории Антиохии между 540 (конец периода, охваченного Малалой) и 593 годом, когда Евагрий заканчивает свою работу. Благодаря работе Евагрия, становится понятно, что землетресения 523 и 528 годов а также персидское завоевание 540 года не завершают существования Антиохии. Особенно ценной частью работы Евагрия является его рассказ о карьерепатриарха Григория, который показывает более подробно, чем другие источники, религиозную борьбу внутри города.
Для анализа наследия Антиохийской Богословской школы мы обратились к трудам восточных отцов церкви Диодору Тарсийскому и Феодориту- Мопсуестийскому.
Период борьбы ортодоксального православия и несториан нашел отражение в работах Леонтия Византийского
Из более поздних источников наиболее важен Феофан Исповедник, ко-торый написал «Хронографию». Рассказ преподобного Феофана начинается с 284 года — правления Диоклетиана — и доходит до 813 года — времени вступления на престол Льва V. Особенно ценна «Хронография» при изучении истории Византии в VII-VIII веках. Хронологическая система, созданная Феофаном, — явление исключительное во всей средневековой историографии. Сочинение распадается на хронологические отрезки (по годам), каждому из которых предпослана хронологическая таблица, отмечающая наряду с годом от сотворения мира и от Рождества Христова годы правления не только византийских императоров, но и персидских, а затем арабских правителей, пап и четырех патриархов.
Исключительно важные данные дает археологический материал. С 1932 по 1941 г. продолжались многолетние систематические раскопки на территории Антиохии и в ее ближайших окрестностях, материалы которых в значительной части опубликованы . Они дают возможность не только уточнить многие черты экономической жизни города, но и по-новому подойти к ряду вопросов развития его культуры. Еще с середины прошлого столетия объектом весьма внимательного археологического изучения стали и многие окружающие Антиохию районы Северной Сирии. За истекшие десятилетия издан весьма значительный материал, позволяющий восстановить многие черты жизни и быта населения этих районов в рассматриваемый период. Последней и наиболее ценной по своим выводам работой в этой области явилось исследование Ж. Чаленко, воссоздавшее в основных чертах картину экономической жизни большого горного массива Белус на востоке от Антиохии и чрезвычайно тесно с ней связанного экономически.
Раскопки проводились в самой Антиохии и непосредственной близости от города, в Дафне, знаменитом пригороде Антиохии, и в порту Селевкия- Пиерия. То обстоятельство, что часть древней Антиохии занимает современный город, а также существование во многих частях города ценных садов, означало, что систематические топографические исследования не могут быть проведены за исключением ограниченного масштаба. Исключение произошло, когда местные фермеры и строители случайно обнаружили мозаичные полы, которые затем были раскопаны и изучены.
В некоторых случаях работа была затруднена необычной глубиной (до 10 м), залегания культурного слоя города. Он был погребен под слоем селевых потоков, каждую весну сходящих с горы Сильпий; тем не менее, результаты большого значения были достигнуты в реконструкции топографии города и в открытии отдельных зданий и мозаики.
Четыре тома материалов, охватывающих археологические сезоны 1932-1939, были опубликованы по итогам раскопок.
Среди наиболее важных топографических результатов раскопок и исследования поверхностных останков было установление местонахождения главной улицы Антиохии, которая была частью одной из знаменитых дорог древности. Она проходила через город с северо-востока на юго-запад. Существование этой улицы, и ее важность в плане и в жизни города, уже известно из литературных источников (в частности, летописи Малалы и речи во славу Антиохии Либания). Отталкиваясь в своих исследованиях от главной улицы можно облегчить работу по восстановлению городской топографии.
К археологическому материалу тесно примыкают и данные надписей, трехтомное издание которых было подготовлено Л. Ялабером и Р. Мутерде и практически включило в себя все известные по год их издания надписи Сирии. В совокупности все эти данные, вместе с материалами более общего характера, превращают Антиохию и окружающую ее область в объект исключительно благоприятный для изучения.
История Антиохии неоднократно привлекала внимание исследователей, и имеется ряд ценных общих сводных работ по истории этого города, кроме того, некоторые стороны его жизни, прежде всего культурной и духовной, явились объектом специальных исследований.
Греческие и латинские монеты монетных дворов Антиохии были опубликованы в нескольких каталогах. Монетам посвящен ряд монографий и специальных исследований. В некоторых случаях, когда другие доказательства отсутствуют, монеты способны предоставить информацию первостепенной важности, и во многих случаях они предоставляют информацию, которую невозможно обнаружить ни в одном другом источнике.
Начиная с гравюр французского художника Касаса, выполненных во второй половине ХУШ века, несколько художников посвятили свои картины Антиохии, некоторые из которых изображают останки древнего города. В середине XIX века Е.Г. Рей сделал первые научные чертежи сохранившихся стен и укреплений, а позже путешественники сфотографировали останки города.
Древние стены находятся в довольно хорошем состоянии, на вершине горы, и в большинстве других мест. В некоторых случаях, в современном городе, они были включены в современные здания. Древний остров больше не существует как таковой, так как ветви реки, которая протекала между островом и основной частью города, были засыпаны в средние века, но эта часть реки может быть прослежена контурами земли, останками городских стен, ограничивающими его, а также остатками мостов.
Фотография, сделанная с воздуха французскими военными, показывает во многих местах отчетливые следы древних улиц, а иногда даже обозначает контуры зданий.
Самым необычным из источников по истории Антиохии и Дафны является отлично сохранившаяся мозаика, найденная на вилле в Якто в Дафне. По стилю исполнения мозаика датируется VB.Композиция состоит из центрального медальона, в окружении сцен охоты, которые обрамляются изображением городских зданий и сцен повседневной жизни. Эти изображения являются одним из самых ценных свидетельств такого рода, которые мы имеем.
Ученые разделились во мнении, изображает ли мозаика Антиохию и Дафну, или просто показывает характерные группы зданий и жанровых сцен. Мозаики пополняют наши знания по истории города.
В Антиохии, этом большом центре христианства, эллинская традиция сохранилась в украшениях полов жилищ, некоторые из которых, должно быть, принадлежали христианам. Довольно интересным является наличие во многих из мозаик персонификаций языческих добродетелей и абстрактных идей, представляющих некоторые из основных понятий древней философии и этики. Подобная практика сохранялась в Антиохиивплоть до царствования Юстиниана.
Помимо прочего мозаики подтверждают наличие персидского влияния на римскую культуру. Влияние Персии на римскую мысль уже давно признано в некоторых случаях, например, при заимствовании Диоклетианом определенных особенностей сасанидского придворного церемониала.
Заметное количеств антиохийских мозаик содержат персидские мотивы, как декоративные так и символические. Таким образом римско- персидское культурное взаимодействие ярче всего подтверждается материалом, найденным в Антиохии.
Выбор источников обуславливался необходимостью комплексного подхода к изучению и анализу отдельных аспектов жизни города в изучаемый период, а также необходимостью выбора доказательного конкретизирующего материала. В целом, количество и степень репрезентативности источников позволяет решить задачи исследования.
Степень изученности темы. Огромная роль, которую город играл в жизни Византии, постоянно привлекает к нему внимание исследователей. Одной из наиболее сложных проблем современного византиноведения является проблема развития византийского города в IV-пер. половине VII вв.
Что касается отечественной дореволюционной византинистики, то проблемы развития города не стояли в центре ее внимания. Однако, в той мере, в какой русские византинисты касались этих проблем, они в большинстве своем были более склонны сближать византийский город с античным, эллинистическим полисом, рассматривать его как прямое продолжение последнего.
Советские исследователи, основываясь на марксистском учении о социально-экономических формациях, создали стройную теорию перехода от рабовладения к феодализму в Византии, выявили его основные, общие с западно-европейским феодализмом, черты и его специфику. Разработка основных проблем аграрной истории Византии облегчила и изучение важнейших этапов развития византийского города. Причем, если в настоящее время некоторые западные исследователи и признают существование в Византии феодализма, хотя и в буржуазном понимании этого термина, вопрос о византийском средневековом городе как феодальном впервые был поднят в советском византиноведении.
Изучение развития экономики связано с именем М.Я. Сюзюмова, и разработанной им теорией городов-эмпориев - крупных центров товарного производства, внутренней и международной торговли, сохранивших свое значение и перешедших из рабовладельческого общества в феодальное. Придавая им определяющее значение, М.Я. Сюзюмов, в то же время, не отрицал и значения возникновения в Византии в феодальную эпоху новых городов.
Теория М.Я. Сюзюмова вызвала возражения А.П. Каждана. На основании изучения ряда данных об известном упадке городов Византии в VII-VIII вв. А.П. Каждан пришел к выводу о том, что большинство из них фактически утратило в период конца античности свое экономическое значение, и по существу византийский средневековый город, так же, как и западно-европейский, в основном, возник и складывался в феодальную эпоху. Эта теория, по существу, сняла вопрос о преемственности в развитии античного и феодального города Византии.
В работах Н. В. Пигулевской, М. В. Левченко, М. Я. Сюзюмова, Е. Э. Липшиц, З. В. Удальцовой и других основные вопросы разложения рабовладельческих отношений, развития товарного производства в Византии IV-VI вв. разработаны достаточно подробно для изучения проблемы развития ран-невизантийского города.
Экономика ранневизантийского города изучалась, главным образом, с точки зрения изучения его торгово-ремесленного значения, как центра то-варного производства, т.е., по линии исследования того общего, что связывает античный город с феодальным. Именно на этом материале в основном и сложилась теория М. Я. Сюзюмова о городах-эмпориях с присущими им сильнейшими пережитками рабовладельческих отношений в ремесле и торговле. В первом варианте его теории - по существу, говорится о рабовладельческом городе, перешедшем из античного общества в феодальное и наложившем свой отпечаток на все его дальнейшее развитие .
Сохранение в Византии IV-VI вв. многочисленных, многолюдных городов с развитыми ремеслом и торговлей на фоне быстрого упадка городов Запада, создавало известную иллюзию застойности в развитии византийского города. Как справедливо отмечалось в одной из обзорных работ, город этого времени рассматривался в отечественной историографии как неизменный рабовладельческий город.
Опубликованные в течение 2-й пол. ХХ в. крупные исследования по социально-экономической истории Римской империи II-IV вв. отчетливо показали недостаточность изучения города эпохи разложения рабовладельческих отношении только как центра товарного производства, показали значение его античных, полисных основ. И в этот период город продолжал оставаться в основе своей античным полисом, т. е., «городом, основанным на земельной собственности и земледелии», коллективом землевладельцев и рабовладельцев, «основной общественной ячейкой рабовладельческого общества».
Е. Э. Липшиц выдвинула новую точку зрения о времени перехода Византии к феодализму. Она рассматривает Византию IV-VI вв. как формирующееся феодальное государство . При всей спорности основных положений Е. Э. Липшиц о византийском обществе IV-VI вв. как феодальном, несомненное положительное значение ее работ, с нашей точки зрения, заключается в том, что в них впервые были систематически рассмотрены черты нового, развивавшиеся в византийском обществе.
Изучение Н. В. Пигулевской и другими исследователями путей развития ближневосточного и византийского города также показывает, что на всем Ближнем Востоке крушение рабовладельческого города происходило параллельно с зарождением и развитием феодального.
Из представленного историографического обзора отечественной литературы следует, что в советский период исследователи в основном обращались к экономическому развитию Антиохии.
В настоящее время имеется довольно небольшое количество исследований, посвященных специально ранневизантийской Антиохии. Как правило, большинство работ представляют нам информацию справочного характера . Антиохия Великая была одним из крупнейших христианских центров, в связи с этим, большое количество информации содержится в литературе, посвященной конфессиональной истории ранней Византии.
Известный российский византолог Г. Л. Курбатов является автором двух книг, рассказывающих об истории Антиохии. В исследованиях Курбатова можно получить ценные факты и оценки по истории города периода расцвета (IV век), и вплоть до его арабского завоевания.
Самым крупным исследователем ранневизантийской Антиохиив зарубежной историографии является Карл Отфрид Мюллер (1797-1840), чей труд «Античная Антиохия» является первой работой посвященной изучению города, а также одной из лучших монографий по истории этого древнего города. Мюллер никогда не посещал Антиохии, однако ему удалось, путем тщательного изучения древних текстов и отчетов путешественников, реконструировать план античного города, до сих пор являющийся очень достоверным. Собрание сочинений Мюллера представляет собой огромное количество исторического материала. Его работа была и остается основной для всех исследователей по этому вопросу, все ученые, которые изучают любой аспект истории Антиохии, обязательно обращаются к работам Мюллера.
В 1896 г., с 18 по 29 марта, Ричард Форстер из Бреслау посетил Антиохию, тщательно изучил окрестности города, и сделал фотографии надписей, скульптур и других остатков города, которые сумел обнаружить. Его статья «Антиохия на Оронте», посвященная памяти Мюллера , служит продолжением книги Мюллера, а также предоставляет огромное количество информации. Интерес Форстера к Антиохии начался с подготовки к новому изданию произведений Либания, которые он начинает публиковать в 1903 году.
В 1927 г. Вильгельм Вебер посетил Антиохию, и в результате опубликовал исследование, посвященное различным проблемам, связанным с хроникой Иоанна Малалы. Результатом исследования стало издание книги 1ХХроники Иоанна Малалы учеником Вебера Александром Шенком, графом фон Штауфенберг в 1931 г.
И, наконец, уместно упомянуть о работе Поля Жако, опубликованной в 1931 г. В ней было собрано большое количество материала, в том числе, иллюстраций, эскизов и карт. Работа охватывает город Антиохию и его окрестности и является полезным источником практической информации, на основе близкого знакомства, накопленного в ходе военной службы автора.
Теория плавного, эволюционного развития византийского города поддерживается большинством ведущих византинистов Запада - Ф. Дэльгером и его школой, П. Лемерлем и многими другими.
В то же время, сохранение в византийском городе развитого товарного производства, его большая роль в экономической жизни страны послужили особенно благоприятной почвой и для распространения различных теорий «капитализма» в византийском городе.
Известный немецкий экономист Л. Брентано даже обнаруживал в Византии капиталистическую систему хозяйства. В настоящее время большинство западных исследователей, даже тех, которые прямо и не говорят о «капитализме» в Византии, фактически стоят на близких к этому позициях, так как считают, что в Византии господствовало «денежное хозяйство», и ее экономика была «денежной», в отличие от «натуральной» экономики Запада.
История Антиохии от её истоков до арабских завоеваний содержится в книге «A historyofAntiochinSyria: fromSeleucustotheArabconquest» Гленна Дауни. Автор показывает Антиохию как главный город на Ближнем Востоке, который являлся колыбелью язычников и христиан. Данная работа является одной из основополагающих при изучении ранневизантийской Антиохии.
Целью работы является изучение Антиохии Великой в IV - первой половине VII в.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть географическое положение города и составить его историко-топографическое описание;
2) охарактеризовать место города в системе провинциального управления в III - V вв.;
3) описать эволюцию города в рамках общевизантийской истории;
4) проанализировать различные аспекты существования в городе этно- конфессиональной группы ;
5) изучить характерные черты функционирования в городе еврейской общины;
6) проследить особенности формирования и усиления в городе грече-ской общины;
7) исследовать роль сирийской общины в истории ранневизантийской Антиохии.
Хронологические рамки - IVu. - первая половина VII в.
Географические границы исследования ограничены территорией города Антиохия Великая, расположенного в юго-западной части равнины Амук, на левом берегу реки Оронт у подножия горы Сильпий.
Объект исследования- ранневизантийский город Антиохия Великая.
Предмет исследования- историческая эволюция отдельных аспектов, связанных с историей города.
Научная новизна. Исследование представляет собой первый систематический очерк истории Антиохии Великой в IV-пер.пол. VII в. в отечественной историографии.
Теоретическая и практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в разработке современных учебных курсов по истории, культуре, церкви Поздней античности, ранней Византии и раннего средневековья в истории Западной Европы.
Методологической основой исследования являются принципы историзма и объективности, а также социально-антропологический и модернизационный подходы на основе теории локальных цивилизаций. Выбор данной методологической основы обусловлен тем, что в процессе исследования объектом является ранневизантийский город Антиохия Великая. Применение данной методологической основы позволяет комплексно изучить проблемы развития города в рассматриваемый период.
В данном исследовании использовались следующие методы: среди общенаучных методов следует назвать методы дедукции и индукции, а также метод теоретического анализа. Из исторических методов следует назвать историко-генетический, историко-сравнительный методы, в совокупности с комплексным анализом источников. Также, при работе с большим количеством источников и их разнообразии, использовался историко-типологический метод, для выявления общих черт в работах разных авторов.
Положения, выносимые на защиту:
1. В работе мы доказываем, что город Антиохия в ранневизантийский период сохранял самоуправление, несмотря на то, что был также столицей провинции и региональным центром Восточного Средиземноморья.
2. Этно-конфессиональный состав населения города был сложным, но преобладали в нем грекоязычные эллинизированные сирийцы.
3. Город стал одним из важнейших центров распространения христиан-ства; язычество здесь не сохранило заметных позиций.
Апробация материалов и выводов диссертации осуществлялись в виде докладов на различных научных конференциях в Воронеже (2017, 2018), Пскове (2017), Белгороде (2016 - 2018), а также в публикациях:
1. Антиохия: к истории ранневизантийского города//Классическая византийская традиция - 2016. - Белгород,2016. - С. 92-101.
2. Антиохия в годы правления Юлиана Отступника// Классическая византийская традиция - 2017. - Белгород, 2017. - С. 145-150.
3. Религиозная жизнь в Антиохии в ранневизантийское время// Молодежь - науке - 2017. - Псков, 2017 - С. 127-131.
4. Катаклизмы в Антиохии Великой в ранневизантийское время. Влияние на жизнь города // Личность в социуме, государстве, истории. - Воронеж, 2017 - С. 214-218.
5. Еврейская община в ранневизантийской Антиохии.// Традиционные культуры народов мира: история, интерпритация, восприятие. - Белгород,2018 - С. 33 -41.
Проведенное в выпускной квалификационной работе исследование имело основной целью комплексное изучение проблем, связанных с жизнью города Антиохия, столицы провинции Сирия в ХУ-первой половине VII вв.
В соответствии с задачами исследования, в первой главе были рассмотрены вопросы географическое положение и природных ресурсов ранневизантийской Антиохии, топографическое описание города, а также влияние при-родных катаклизмовна жизнь города в рассматриваемый период.
Антиохия Великая, основанная Селевком I Никатором, была расположена в юго-западной части равнины Амук, в том месте, где река Оронт, протекая вдоль Южного края равнины, пересекает горы, впадая в Средиземное море.
Окрестности Антиохии, в том числе, долина Оронтаи равнина Амук, были необычайно плодовиты, благодаря благоприятным природным условиям. Пригородные фермы и сады вокруг города снабжали Антиохию различными продуктами, но не в достаточном количестве, чтобы покрыть все потребности города. Металлообработка, особенно изделия из золота и серебра, и кузнечное ремесло, занимали важное место в ремесленном производстве города. На основе такого развития ремесла можно судить о легком доступе металлов, однако до сих пор нет прямых доказательств того, что металлы были найдены вблизи Антиохии. В источниках можно найти упоминания о выращивании в Антиохии и ее округе различных домашних животных и птиц: гусей, свиней, овец, и др. Довольно разнообразны были рыба и моллюски, которых можно было поймать в озере недалеко от города на равнине Амук, в реке и в море.
Местоположение Антиохии по настоящему уникально. Горы следуют по левому берегу реки весь путь от моря и завершаются великолепной горой Сильпий, которая поднимается до 506 м над уровнем моря. Близкое положение города к горе и частые ливневые дожди в период с ноября по март создавали проблему схода селевых потоков. В дополнение к потокам ила с горы в районе Антиохии постоянно ощущалась сейсмическая активность.
Задача второй главы заключалась в изучении истории ранневизантийской Антиохии в IV-первой половине VII века. Перед собой мы ставили цель проследить историю развития раневизантийского города от момента наивысшего расцвета в IVвеке, до завершения позднеантичного этапа в истории Антиохии в VII веке после арабского завоевания.
В течение второй половины IV века Антиохия приобрела роль крупнейшего культурного и интеллектуального центра римско-византийского Востока. Здесь процветала риторическая школа Либания, одним из воспитанников которой стал св. Иоанн Златоуст. С Антиохией был связан происхождением крупнейший позднеримский историк Аммиан Марцеллин. Здесь же жил и работал автор «Хронографии» от Сотворения мира до Юстиниана Иоанн Малала (VI в.).
В городе существовала интенсивная муниципальная жизнь, конкурировали местные «партии цирка», продолжали устраиваться конские ристания и другие зрелища. Здесь были воздвигнуты величественные христианские храмы, в том числе «Великая церковь», освященная в 341 г., а также храм св. Феклы, мартирий мученика Вавилы и др. В пригородном районе Дафны были построены многочисленные виллы богатых горожан, украшенные велико-лепными мозаиками.
Отправной точкой постепенного угасания Антиохии Великой является 540 г. когда город был взят персидскими войсками шаханшаха Хосрова I Ануширвана. Жителей увели в плен, а город вновь почти полностью оказался разрушен. Император Юстиниан прилагал огромные усилия, чтобы восстановить Антиохию после всех ее бедствий. Городские храмы и общественные здания отстраивались с еще большей роскошью, жители получали освобождение от податей, однако вернуть городу его прежнее значение уже не удалось: сильно сократилась численность населения, начала сужаться заселенная территория.
Кроме этого большое влияние на развитие Антиохии оказывали стихийные бедствия. Согласно сообщениям Иоанна Малалы, в рассматриваемый период пережила около десяти крупных землетрясений.
История Антиохии как ранневизантийского города завершается в первой половине VII века в период правления императора Ираклия. В 637 г. Антиохия была на длительное время захвачена арабами-мусульманами.
Третья глава работы была посвящена этно-конфессиональной структуре города в изучаемый период. В этническом плане население Антиохии было довольно пестрым. Если в целом охарактеризовать население диоцеза Восток, то следует сказать, что основную массу населения диоцеза Восток составляли арамеисирийцы, более или менее эллинизированные, в зависимости от региона проживания и социального положения.
В больших городах превалировали греки, хотя население этих полисов было очень разнородным (впрочем, как и вся провинция). Здесь жили и крупные еврейские общины, уроженцы Грузии и Армении, а также говорившие по-латыни европейцы. Антиохия как и многие города восточных провинций имела преобладающее греческое население. Иоанн Малала в своей «Хронографии» сообщает, что после основания Антиохии Великой и уничтожения Антигонии, Селевк разрешил афинянам, которыми заселили Антигонию, переселиться в город, который он построил. Антигон оставил в Антгонии сына Деметрия и некоторых других македонцев - в общей сложности 5300 чел.
Таким образом, в своем этническом составе Антиохия, во время основания, представляет собой типичный пример политики Селевкидов по расселению македонцев и греков в стратегических точках на вновь завоеванной территории, в целях обеспечения безопасности нового государства. Можно заметить, что господство города над округой во многом являлось господством греков над сирийцами, которые, в свою очередь, составляли абсолютное большинство сельского населения.
Сирийцы составляли в Антиохии значительную, но, вероятно, не особенно большую часть ее населения. Некоторые из них были купцами, но основную массу составляла торгово-ремесленная беднота и поденщики. Либаний о сирийцах в городе упоминает лишь один раз, когда он с презрением говорит о каком-то бедняке-сирийце, бродячем ремесленнике, занимавшемся починкой посуды.
В IV в, происходил значительный приток в Антиохию сирийских эле-ментов из округи. Иоанн Златоуст во второй половине IV в. постоянно жалуется на те языковые трудности, с которыми он сталкивался как дьякон. Большинство священников ближайших от Антиохии деревень нередко не знало греческого языка. Этот приток сирийцев разного положения - от бедняков и крестьян до богатых торговцев, детей трактирщиков из-под Самосаты, стремившихся к чиновной карьере и оседавших в Антиохии, не мог не оказать большого влияния на культурную жизнь города в период, когда ос-новы старой языческой культуры были подорваны христианством .
Для муниципальной аристократии Антиохии было чрезвычайно характерно стремление ограничить проникновение в город сирийского населения. В этом отношении активно проводившаяся антиохийской курией поли-тика недопущения в свой состав представителей торгово-ростовщических кругов весьма характерна. С этой же целью греческая муниципальная аристократия поддерживала дружественные отношения с иудейской общиной Антиохии, стремясь иметь в ней союзника против местного сирийского населения, а также старалась разжечь антагонизм между иудеями и сирийцами.
Еврейская община Антиохии впервые упоминается в годы правления Антиоха 1У.Еще при Селевке I евреи, предположительно бывшие наемные солдаты, обосновались в городе. Новые жители могли получить гражданские права при условии поклонения городским богам и отказа от своей веры. Размеры еврейской общины в период правления Селевкидов точно не известны. Однако, косвенные данные письменных источников указывают, что Антиохия была крупным центром еврейского населения Востока.
В ранневизантийское время в городе существовала процветающая еврейская община. Именно привлекательность иудаизма стала для некоторых народов одним из факторов, которые делали из Антиохии особенно крупный центр ранних христианских миссий среди Gentiles (неевреев).
Историки отмечают близость между арианами, язычниками, и иудеями. Во время гонений на арианскую церковь, иудаизм, с его акцентом на монотеизм, привлек к себе интерес некоторых ариан. Кроме этого, с ранневизантийской Антиохией связана деятельность нескольких выдающихся раввинов.
О близости антиохийской муниципальной аристократии с верхушкой иудейской общины говорит тот факт, что некоторые представители последней учились вместе с антиохийскими куриалами в муниципальной школе и получали высшее греческое образование. Племянник патриарха иудеев Гамалиила был одним из любимых учеников Либания. Не случайно и реставрация Юлиана сопровождалась поддержкой иудейских культов в Антиохии.
Таким образом, при помощи поставленных задач удалось добиться реализации основной цели нашего исследования: проанализировать отдельные аспекты исторической эволюции такого центра позднеантичной культуры, как Антиохия Великая.
В соответствии с задачами исследования, в первой главе были рассмотрены вопросы географическое положение и природных ресурсов ранневизантийской Антиохии, топографическое описание города, а также влияние при-родных катаклизмовна жизнь города в рассматриваемый период.
Антиохия Великая, основанная Селевком I Никатором, была расположена в юго-западной части равнины Амук, в том месте, где река Оронт, протекая вдоль Южного края равнины, пересекает горы, впадая в Средиземное море.
Окрестности Антиохии, в том числе, долина Оронтаи равнина Амук, были необычайно плодовиты, благодаря благоприятным природным условиям. Пригородные фермы и сады вокруг города снабжали Антиохию различными продуктами, но не в достаточном количестве, чтобы покрыть все потребности города. Металлообработка, особенно изделия из золота и серебра, и кузнечное ремесло, занимали важное место в ремесленном производстве города. На основе такого развития ремесла можно судить о легком доступе металлов, однако до сих пор нет прямых доказательств того, что металлы были найдены вблизи Антиохии. В источниках можно найти упоминания о выращивании в Антиохии и ее округе различных домашних животных и птиц: гусей, свиней, овец, и др. Довольно разнообразны были рыба и моллюски, которых можно было поймать в озере недалеко от города на равнине Амук, в реке и в море.
Местоположение Антиохии по настоящему уникально. Горы следуют по левому берегу реки весь путь от моря и завершаются великолепной горой Сильпий, которая поднимается до 506 м над уровнем моря. Близкое положение города к горе и частые ливневые дожди в период с ноября по март создавали проблему схода селевых потоков. В дополнение к потокам ила с горы в районе Антиохии постоянно ощущалась сейсмическая активность.
Задача второй главы заключалась в изучении истории ранневизантийской Антиохии в IV-первой половине VII века. Перед собой мы ставили цель проследить историю развития раневизантийского города от момента наивысшего расцвета в IVвеке, до завершения позднеантичного этапа в истории Антиохии в VII веке после арабского завоевания.
В течение второй половины IV века Антиохия приобрела роль крупнейшего культурного и интеллектуального центра римско-византийского Востока. Здесь процветала риторическая школа Либания, одним из воспитанников которой стал св. Иоанн Златоуст. С Антиохией был связан происхождением крупнейший позднеримский историк Аммиан Марцеллин. Здесь же жил и работал автор «Хронографии» от Сотворения мира до Юстиниана Иоанн Малала (VI в.).
В городе существовала интенсивная муниципальная жизнь, конкурировали местные «партии цирка», продолжали устраиваться конские ристания и другие зрелища. Здесь были воздвигнуты величественные христианские храмы, в том числе «Великая церковь», освященная в 341 г., а также храм св. Феклы, мартирий мученика Вавилы и др. В пригородном районе Дафны были построены многочисленные виллы богатых горожан, украшенные велико-лепными мозаиками.
Отправной точкой постепенного угасания Антиохии Великой является 540 г. когда город был взят персидскими войсками шаханшаха Хосрова I Ануширвана. Жителей увели в плен, а город вновь почти полностью оказался разрушен. Император Юстиниан прилагал огромные усилия, чтобы восстановить Антиохию после всех ее бедствий. Городские храмы и общественные здания отстраивались с еще большей роскошью, жители получали освобождение от податей, однако вернуть городу его прежнее значение уже не удалось: сильно сократилась численность населения, начала сужаться заселенная территория.
Кроме этого большое влияние на развитие Антиохии оказывали стихийные бедствия. Согласно сообщениям Иоанна Малалы, в рассматриваемый период пережила около десяти крупных землетрясений.
История Антиохии как ранневизантийского города завершается в первой половине VII века в период правления императора Ираклия. В 637 г. Антиохия была на длительное время захвачена арабами-мусульманами.
Третья глава работы была посвящена этно-конфессиональной структуре города в изучаемый период. В этническом плане население Антиохии было довольно пестрым. Если в целом охарактеризовать население диоцеза Восток, то следует сказать, что основную массу населения диоцеза Восток составляли арамеисирийцы, более или менее эллинизированные, в зависимости от региона проживания и социального положения.
В больших городах превалировали греки, хотя население этих полисов было очень разнородным (впрочем, как и вся провинция). Здесь жили и крупные еврейские общины, уроженцы Грузии и Армении, а также говорившие по-латыни европейцы. Антиохия как и многие города восточных провинций имела преобладающее греческое население. Иоанн Малала в своей «Хронографии» сообщает, что после основания Антиохии Великой и уничтожения Антигонии, Селевк разрешил афинянам, которыми заселили Антигонию, переселиться в город, который он построил. Антигон оставил в Антгонии сына Деметрия и некоторых других македонцев - в общей сложности 5300 чел.
Таким образом, в своем этническом составе Антиохия, во время основания, представляет собой типичный пример политики Селевкидов по расселению македонцев и греков в стратегических точках на вновь завоеванной территории, в целях обеспечения безопасности нового государства. Можно заметить, что господство города над округой во многом являлось господством греков над сирийцами, которые, в свою очередь, составляли абсолютное большинство сельского населения.
Сирийцы составляли в Антиохии значительную, но, вероятно, не особенно большую часть ее населения. Некоторые из них были купцами, но основную массу составляла торгово-ремесленная беднота и поденщики. Либаний о сирийцах в городе упоминает лишь один раз, когда он с презрением говорит о каком-то бедняке-сирийце, бродячем ремесленнике, занимавшемся починкой посуды.
В IV в, происходил значительный приток в Антиохию сирийских эле-ментов из округи. Иоанн Златоуст во второй половине IV в. постоянно жалуется на те языковые трудности, с которыми он сталкивался как дьякон. Большинство священников ближайших от Антиохии деревень нередко не знало греческого языка. Этот приток сирийцев разного положения - от бедняков и крестьян до богатых торговцев, детей трактирщиков из-под Самосаты, стремившихся к чиновной карьере и оседавших в Антиохии, не мог не оказать большого влияния на культурную жизнь города в период, когда ос-новы старой языческой культуры были подорваны христианством .
Для муниципальной аристократии Антиохии было чрезвычайно характерно стремление ограничить проникновение в город сирийского населения. В этом отношении активно проводившаяся антиохийской курией поли-тика недопущения в свой состав представителей торгово-ростовщических кругов весьма характерна. С этой же целью греческая муниципальная аристократия поддерживала дружественные отношения с иудейской общиной Антиохии, стремясь иметь в ней союзника против местного сирийского населения, а также старалась разжечь антагонизм между иудеями и сирийцами.
Еврейская община Антиохии впервые упоминается в годы правления Антиоха 1У.Еще при Селевке I евреи, предположительно бывшие наемные солдаты, обосновались в городе. Новые жители могли получить гражданские права при условии поклонения городским богам и отказа от своей веры. Размеры еврейской общины в период правления Селевкидов точно не известны. Однако, косвенные данные письменных источников указывают, что Антиохия была крупным центром еврейского населения Востока.
В ранневизантийское время в городе существовала процветающая еврейская община. Именно привлекательность иудаизма стала для некоторых народов одним из факторов, которые делали из Антиохии особенно крупный центр ранних христианских миссий среди Gentiles (неевреев).
Историки отмечают близость между арианами, язычниками, и иудеями. Во время гонений на арианскую церковь, иудаизм, с его акцентом на монотеизм, привлек к себе интерес некоторых ариан. Кроме этого, с ранневизантийской Антиохией связана деятельность нескольких выдающихся раввинов.
О близости антиохийской муниципальной аристократии с верхушкой иудейской общины говорит тот факт, что некоторые представители последней учились вместе с антиохийскими куриалами в муниципальной школе и получали высшее греческое образование. Племянник патриарха иудеев Гамалиила был одним из любимых учеников Либания. Не случайно и реставрация Юлиана сопровождалась поддержкой иудейских культов в Антиохии.
Таким образом, при помощи поставленных задач удалось добиться реализации основной цели нашего исследования: проанализировать отдельные аспекты исторической эволюции такого центра позднеантичной культуры, как Антиохия Великая.
Подобные работы
- ПРАВЛЕНИЕ РАННЕВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА ИРАКЛИЯ I
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - КЕСАРИЯ ПАЛЕСТИНСКАЯ В III - V ВВ. Н.Э.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ V-XII вв.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМА РЕЦЕПЦИЙ В КУЛЬТУРЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ РАННЕЙ ВИЗАНТИИ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - РАННЕВИЗАНТИЙСКАЯ КАРТИНА МИРА (ПО «ХРИСТИАНСКОЙ ТОПОГРАФИИ» КОСЬМЫ ИНДИКОПЛОВА)
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ФОРТИФИКАЦИОННОЙ ШКОЛЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКИХ КРЕПОСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - АЛЕКСАНДРИЯ В РАННЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ФОРТИФИКАЦИОННОЙ
ШКОЛЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКИХ
КРЕПОСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - КЕСАРИЯ ПАЛЕСТИНСКАЯ В III - V ВВ. Н.Э.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017



