Введение 3
Глава 1. Теоретические основы брендинга территории 7
1.1. Регион как объект брендинга 7
1.2. Технологии и инструменты брендинга территорий. Результаты и
оценка эффективности 15
1.3. Целевые аудитории брендинга. Влияние внутренних аудиторий на
формирование бренда региона 30
Глава 2. Модели взаимодействия бизнеса, общества и власти в создании бренда региона: международный и отечественный опыт 36
2.1. Модели взаимодействия власти, бизнеса и общества в российских
регионах 36
2.2. Модели взаимодействия бизнеса, общества и власти в создании
бренда региона 38
2.3. Модели взаимодействия бизнеса, общества и власти в создании
бренда территории: отечественный и иностранный опыт 40
Глава 3 Модели взаимодействия бизнеса, общества и власти в формировании бренда Крыма 56
3.1. Общие характеристика социально-экономического положения Крыма 56
3.2. Характеристика общества, бизнеса и власти в Крыму 70
3.3. Модель взаимодействия власти, бизнеса и общества в создании
бренда Крыма 83
Заключение 89
Список использованных источников и литературы 91
Приложение 1 99
Приложение 2 101
Приложение 3 103
Приложение 4
Развитие современных внутригосударственных регионов характеризуется наличием двух взаимодополняющих процессов: глокализации и глобализации.
Согласно Большой Российской энциклопедии, термин глобализация трактуется как: «современный этап интернационализации международных отношений, экономических, политических и социокультурных процессов, отличающейся особой интенсивностью . Другими словами, глобализация означает унификацию экономической, политической, социальной и культурной жизни всех стран мира.
Во многом процесс глокализации противоположен глобализации. Для него характерно отстаивание, как национальными государствами, так и регионами своих, в первую очередь, культурных особенностей с одной стороны, и попытка занять свое место в новом глобальном мире с другой.
В этой связи для полноценного развития регионов, привлечения инвестиций, создания благоприятного имиджа среди внешних и внутренних целевых аудиторий требуется использование современных маркетинговых инструментов, среди которых наиболее важным является брендинг.
Объектом исследования данной работы является взаимодействие бизнеса, общества и власти в создании бренда региона.
Предметом - взаимодействие бизнеса, общества и власти в формировании бренда Республики Крым.
Цель работы - определить модель взаимодействия бизнеса, власти и общества в создании бренда Крыма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать теоретико-методологические основания брендинга территорий.
2. Охарактеризовать существующие политические модели коммуникации бизнеса, общества и власти.
3. Сделать анализ отечественного и зарубежного опыта взаимодействия бизнеса, общества и власти в создании бренда территории.
4. Провести анализ социально-экономического положения Крыма и исследовать состояние трех общественных секторов полуострова.
5. Выявить и охарактеризовать модель коммуникации власти, бизнеса и общества при формировании и поддержании бренда Крыма.
Актуальность темы данного исследования состоит в недостаточной изученности роли моделей коммуникации между общественными секторами в создании эффективного бренда. Актуальна работа также для создания бренда Крыма, где этот процесс по сути только начинается.
В процессе написания работы использовались такие методы исследования: анализ литературы, контент-анализ, аналогия и обобщение.
Эмпирической базой для исследования послужили опросы внешней (студенты СПбГУ, СПбГПУ, СПбГАСУ) и внутренней аудитории (студенты КФУ и КГМТУ), экспертное интервью, а также анализ вторичных источников.
Структура диссертации определяется целью и поставленными задачами и состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе «Теоретические основы брендинга территорий» автором был проведен анализ литературы по имеджмейкингу, брендингу и маркетингу территорий, выделены дефиниции, обобщены основные концепции.
Во второй главе «Модели взаимодействия бизнеса, общества и власти: международный и отечественный опыт» были рассмотрены и охарактеризованы модели взаимодействия трех секторов (бизнес, власть и общество) в создании бренда, проведен анализ отечественного и иностранного опыта брендинга территорий с точки зрения различных моделей.
В третьей главе «Модель взаимодействия бизнеса, общества и власти в создании бренда Крыма» была дана характеристика современному социально-экономическому положению Крыма, рассмотрены бизнес, власть и гражданское общество республики, дана оценка политической модели взаимодействия бизнеса, власти и общества, проанализирован опыт брендинга региона, выделена возможная модель взаимодействия трех секторов в построении бренда региона, намечены перспективы брендинга Крыма.
Обзор литературы. С конца XXB.вопрос продвижения территорий маркетинговыми способами начал активно обсуждаться сначала в зарубежной, а затем и в отечественной научной среде.
Среди иностранных ученых исследующих маркетинг территорий можно обозначить: Ф. Котлера, КАсплунда и других. Наиболее значительные российские ученые А.П. Панкрухин, Т.В.Сачук, Д.В. Визгалов.
В 2002 году впервые была написана работа использующая термин «брендинг территорий »Саймоном Анхольтом. С того времени вышло большое количество англоязычных
исследований, посвященных брендингу территорий(С. Анхольт, К. Динни и др.).
Среди российских исследователей брендинга имиджа территорий можно также выделить: Д. П. Гавру, А.В. Чечулина Д.Визгалова, А.К. Стася, И.В. Логунцову Н.Ю. Никифорову.
Модели взаимодействия бизнеса, власти и общества в российских регионах составляли и анализировали такие российские ученые: Р.Туровский, Н. Лапина, А.Чирикова, В.Якимец.
Некоторые аспекты брендинга Крыма, рассматривали В.Шарафутдинов и Е. Онищенко
В результате проведенной работы автор пришел к следующим выводам:
1. В современных условиях, чтобы динамично развиваться и быть конкурентоспособным, региону нужно осваивать новые способы представления идентичности целевым аудиториям. Одним из таких способов является брендинг.
2. Процесс формирования бренда региона не должен игнорировать негативные стороны идентичности, а напротив, - предусматривать план действий по их анализу и исправлению, с обязательным включением этого плана в стратегию развития региона
3. Для формирования эффективного бренда необходимо качественное взаимодействие различных категорий населения региона - субъектов брендинга. В то же время, одним из главных факторов успеха в брендинге является координация процесса одним из субъектов.
4. Политическая модель коммуникации в регионе между бизнесом, обществом и властью оказывает значительное влияние на создание и продвижения бренда региона. Наиболее эффективной моделью для создание сильного бренда региона является модель социального партнерства
5. На модель коммуникации между ключевыми стейкхолдерами брендинга региона влияют такие факторы:
• Политическая модель коммуникации между секторами.
• Размер и географическое положение.
• Уровень социальной активности граждан и степень их лояльности к региону.
• Конкурентные преимущества и экономическая специализация.
6. Для социально-экономического развития Крыма характерны такие особенности: дотационность, масштабные инфраструктурные проекты, призванные преодолеть дефицит электроэнергии и воды на полуострове и подтянуть транспортную инфраструктуру до уровня РФ, действие санкций, ограничивающих эффект свободной экономической зоны, сильная «политизированность» экономических и социальных аспектов развития полуострова.
7. Для Крыма характерна модель патронажа при взаимодействии власти и бизнеса. Гражданское общество на полуострове развито очень слабо. Отмечается низкое качество политической элиты, высокая степень коррумпированности и относительная самостоятельность по отношению к федеральной власти, стремление к контролю денежных потоков, выделяющихся в рамках ФЦП. Не смотря на налоговые свободы, бизнес на полуострове недостаточно развит, что объясняется отсутствием качественной банковской системы и затянувшимся переходом в российское правовое пространство.
8. В существующих условиях на полуострове возможна только административная модель брендинга, однако ее эффективность существенно ограничена «политическим» подходом и непониманием возможностей брендинга со стороны власти.
1. Аксенов настаивает на единоличной ответственности за реализацию ФЦП по
Крыму и готов ответить перед президентом на претензии федеральных чиновников // ИА «Крыминформ». URL: http://www.c-
inform.info/news/id/36563 (дата обращения: 04.05.2016).
2. Аксенов уверен, что Крым до конца года успеет освоить 30 млрд руб на 300 объектов федеральной целевой программы // ИА «Крыминформ». URL: http://www.c-inform.info/news/id/37309(дата обращения: 04.05.2016).
3. Анализ социально-экономического, ресурсного и экологического состояния
Республики Крым. Министерство Экономического Развития Республики Крым. URL:
http://minek.rk.gov.ru/file/File/2015/docs/strateg/strateg_konc/strateg_pr1 .pdf
4. Анализ экономического положения, угроз и перспектив развития Крыма после присоединения к России. Информационно-аналитический доклад. URL:
http ://crimeagreeneconomy. ru/images/data/gallery/1_9014_Analiz_ekonomichesk ogo_polozheniya_Krima.pdf
5. Анхольт С. Брендинг: дорога к мировому рынку. - М: Кудиц-образ,2004.
6. Анхольт С., Хильдерт Дж. Бренд "Америка": мать всех брендов. - М.: ООО "Издательство" Добрая книга",2010.
7. Большая Российская энциклопедия. Т.7. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2007.
8. Бредовый бренд Крыма. Журналистское расследование о фирме- разработчикестатья // Информационный портал «События Крыма». URL: http://www.sobytiya.info/public/11/11773(дата обращения: 04.05.2016).
9. Бусыгина И.М. Российские регионы в международном сотрудничестве// Современные международные отношения и мировая политика: учебник/под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение,2004.
10. Визгалов Д. В. Брендинг города. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. - 158с.
11. Визгалов Д. В. Маркетинг города./Д.В. Визгалов - М.: Фонд «Институт экономики города» 2008. - 110 с.
12. Вице-премьер: малый и средний бизнес принес бюджету 5 млрд // РИА Крым. URL: http://crimea.ria.ru/politics/20150821/1100777911.html(дата обращения: 04.05.2016).
13. В Крыму не оценили логотип Лебедева для полуострова// Русская служба новостей. URL: http://rusnovosti.ru/posts/367382(дата обращения: 04.05.2016).
14. В Крыму создана Дирекция по управлению ФЦП - Сергей Аксенов // Глава
Республики Крым Сергей Аксенов. URL:
http://glava.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/332761.htm(дата обращения: 04.05.2016).
15. В Крыму решили продвигать бренд «Вежливый Крым» // Новости Крыма - крымская служба новостей. URL: http://news.allcrimea.net/news/2016/4/27/v- krymu-reshili-prodvigat-brend-vezhlivyi-krym-57634/(дата обращения: 04.05.2016).
16. Владимир Борисов: В Крыму наблюдается высокая степень концентрации
коррупционных явлений // Новости Крыма - крымская служба новостей. URL: http ://news. allcrimea. net/news/2016/1/26/vladimir-borisov-v-krymu-
nabljudaetsya-vysokaya-stepen-kontsentratsii-korruptsionnyh-yavlenii-52720/ (дата обращения: 04.05.2016).
17. В правительстве начали обсуждать ликвидацию Министерства по делам
Крыма // РБК. URL:
http://www.rbc.ru/politics/30/06/2015/55929f4d9a794738450abb49(дата обращения: 04.05.2016).
18. В России запретили меджлис крымских татар // РИА Новости. URL: http://ria.ru/society/20160426/1420428908.html(дата обращения: 04.05.2016).
19. Гавра Д.П. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве: учеб.пособие/ Д.П. Гавра, Ю.В. Таранова. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т. , Ин-т "Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций",2013. - 155 с.
20. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы // Министерство сельского хозяйства Республики Крым. URL: http://msh.rk.gov.ru/rus/info.php?id=606870(дата обращения: 04.05.2016).
21. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики/Под. ред. КейтаДинни; пер.с англ. Веры Сеченой. - М. Манн, Иванов и Фербер,2013. - 336с.
22. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Республики Крым в 2013 году. URL: http://meco.rk.gov.ru/rus/file/doklad_eco_2013.pdf
23. Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым «О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2015 году». URL: http://www. opcrimea. ru/assets/files/Ejegodniy_Doclad_OPRK_2015. pdf.
24. Елена Дудченко: «Гражданское общество в Республике Крым активно
формируется» // Официальный сайт межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление». URL:
http://soprotivlenie.org/news/elena-dudchenko-grazhdanskoe-obshhestvo-v- respublike-krym-aktivno-formiruetsya/(дата обращения: 04.05.2016).
25. Есть ли предел у беспредела? Преступления крымской власти // facenews. Новости Украины и мира. URL: http://www.facenews.ua/articles/2014/237755/(дата обращения: 04.05.2016).
26.За полгода в Крыму стало почти вдвое больше ИП // РИА Крым URL: http://crimea.ria.ru/economy/20151031/1101378741.html(дата обращения: 04.05.2016).
27.Запрута: национализация «Крымавтотранса» - банальный рейдерский захват // «Политнавигатор» - новости Украины и Крыма. URL: http ://www. politnavigator. net/zapruta-nacionalizaciya-krymavtotransa-banalnyjj- rejjderskijj-zakhvat.html (дата обращения: 04.05.2016).
28. Как прошла национализация украинских объектов в Крыму // РИА Новости.
URL: http://ria.ru/economy/20150227/1050081202.html(дата обращения: 04.05.2016).
29. Кожевников Н.Н. Пашкевич Н.Л. Глокализация: концепции, характерные черты, практические аспекты//Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова № 3 / том 2 / 2005.
30. Коррупция в Крыму и Севастополе на высоком уровне - опрос населения // PASMI.RU. Первое антикоррупционное СМИ. URL: http://pasmi.ru/archive/127541(дата обращения: 04.05.2016).
31. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы
и страны Европы. - СПб: Стокгольмская школа экономики, 2005. - 375 с.
32. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.:Прогресс, 1990. - 647 с.
33. Крымские чиновники побеждают в противостоянии с Москвой? // ИноСМИ.
URL: http://inosmi.ru/country_russia/20160102/234978527.html(дата
обращения: 04.05.2016).
34. «Культурный герой» из «русского Гренобля» // Компания (деловой ежедневник). URL: http://ko.ru/articles/23955(дата обращения: 21.04.2016).
35. Лапина Н., Чирикова А. Региональные элиты в Российской федерации: модели поведения и политические ориентации/ ИНИОН РАН 1999. Центр научн.-информ. исслед. глобальных и региональных проблем. Отв. ред..: Микульский К.И. - М., 1999. - 192 с.
36. Логотип Крыма // Студия Артемия Лебедева. URL:
http://www.artlebedev.ru/everything/crimea/(дата обращения: 04.05.2016).
37. Логунцова И.В. Особенности территориального брендинга в российских условиях/И.В. Логунцова.- М.:ИД КДУ,2013.
38. Марат Гельман и Пермский культурный проект. Почему не получилось? // Artyou (портал о культуре и искусстве). URL: http://artandyou.ru/category/practice/post/marat_guelman_i_proekt_permm_poche mu_ne_poluchilos (дата обращения: 21.04.2016).
39. Мещеряков Т.В. Концептуальные положения по управлению
территориальным маркетингом: институциональный подход: Препринт. - СПб.: Изд-во СЗГТУ, 2010.
40. Никифорова Т.Ю. Оценка эффективности брендинга территорий.
Автореф.канд.дис.экон.наук. - СПб.,2011.
41.Олег Савельев: Коррупция считается уже неприличной - «Интервью» // Новости Крыма. URL: http://novosti-krim.ru/intervyu/13373-oleg-savelev- korrupciya-schitaetsya-uzhe-neprilichnoy-intervyu.html(дата обращения: 04.05.2016).
42. Петрова Е.А. Имидж России и ее территорий сегодня - чему нас учит Омский опыт// PR и реклама в системе территориального маркетинга: матер. Междунар. науч.-практ.конф. (29-30 ноября 2012 г.)./ отв. ред.-сост. Д.П.Гавра. - СПб.:Филол. ф-т СПбГУ, 2012.
43. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. 2е издание.СПб: Питер, 2006. - 412 с.
44. Перепись населения в Республике Крым 2014 // Крымстат. URL: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/census_and_researchin g/census/crimea_census_2014/score_2010/ (дата обращения: 04.05.2016).
45. Пикулева О. К вопросу о маркетинге и брендинге территорий. URL: http://www.teleskop- journal.spb.ru/files/dir_2/article_content1381307741383035file.pdf
46. Подписан Указ об упразднении Министерства по делам Крыма // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49998(дата обращения: 04.05.2016).
47. Постановление ВР АРК «О гарантиях восстановления прав
крымскотатарского народа и его интеграции в крымское сообщество» // Государственный Совет Республики Крым. URL:
http://crimea.gov.ru/act/11727(дата обращения: 04.05.2016).
48. Приложение 5. Результаты проведения социологического исследования экспертного и общественного мнения об уровне социально-экономического
развития Республики Крым. - URL:
http ://minek. rk. gov. ru/file/F ile/2015/docs/strateg/strateg_konc/strateg_pr5. pdf 49..Пустовалов А.В. Пермь «чиркуновского периода»: имидж конструируемый
и реальный // PR и реклама в системе территориального маркетинга: матер. Междунар. науч.-практ.конф. (29-30 ноября 2012 г.)./ отв. ред.-сост. Д.П.Гавра. - СПб.:Филол. ф-т СПбГУ, 2012.
50. Результаты проведения социологического исследования экспертного и
общественного мнения об уровне социально-экономического развития Республики Крым. Министерство Экономического Развития Республики Крым. URL:
http ://minek. rk. gov. ru/file/F ile/2015/docs/strateg/strateg_konc/strateg_pr5. pdf
51. Рейтинг влиятельности крымских политиков // Официальный сайт
Крымской республиканской научно-исследовательской общественной организации «Региональный институт политических коммуникаций». URL: http ://ripc. at. ua/index/rejting_vlijatelno sti_krymskikh_politikov/0-8 (дата
обращения: 04.05.2016).
52. Сачук Т.В. Поведение потребителей в территориальном маркетинге /Т.В. Сачук. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2005 - 157с.
53. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг / Т.В. Сачук. - СПб.: Питер, 2009. - 368с.
54. Смирнягин Л. О региональной идентичности // Пространство и время мировой политике и международных отношениях: Материалы 4 Конвента РАМИ: в 10 т. / под ред. А. Ю. Мельвиля. Рос. ассоциация международных исследований. - М.: МГИМО-Университет, 2007. Т 2: Идентичность и суверенитет: новые подходы к осмыслению понятий / под ред. И. М. Бусыгиной.
55. Смищенко Р.С. Регионализм и модели регионализации в сравнительной перспективе // журнал теоретических и прикладных исследований «Известия» Алтайского Государственного Университета, 4-2(72), 2011. - с.278.
56. Стась А. К. Новая геральдика. Как страны, регионы и города создают и развивают свои бренды/А.К. Стась. - М.: Группа ИТД,2009. - 208с.
57. Токарев А.А. Электоральная история постсоветского Крыма: от УССР до
России. URL:
http ://www. vestnik.mgimo. ru/sites/default/files/pdf/004_istoriya_tokarevaa. pdf
58. Туровский Р.Ф. Региональные модели взаимодействия между деловыми и властными элитами // Политком^и. URL: http://politcom.ru/8474.html(дата обращения: 21.04.2016).
59. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства за счет средств государственного бюджета // Информационно-консультационный портал для предпринимателей Республики Крым. URL: http://www.business- rk.ru/(дата обращения: 04.05.2016).
60.Чечулин А.В. Маркетинговые коммуникации территорий: учеб.пособие/А.В. Чечулин. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т. , Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций»,2015. - 102с.
61.Экономика Крыма без мифов. Крымский туризм в черноморском контексте
// BlackSeaNews. URL: http://www.blackseanews.net/read/18349(дата обращения: 04.05.2016).
62. Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В. Проблемы совершенствования технологии брендинга региональных турпродуктов (на примере Крыма и Краснодарского Края) // Крымский научный вестник. - №4 - 2015 г., Том 1.
«Экономические науки», с. 202-225. URL:
http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SharafutdinovVN-OnishchenkoEV.pdf
63. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство в России: определение,
механизмы, лучшие практики. URL:
http://www.kdobru.ru/materials/Межсекторное социальное партнерство в России определение, механизмы, лучшие практики Якимец В.Н. pdf
64. Ben Somerset. City Brand Leaders - Edinburgh. URL:
http://www.creativebrief.com/blog/2012/11/20/city-brand-leaders-%E2%80%93- edinburgh-2/(дата обращения: 21.04.2016).
65. Tentative Lists. UNESCO World Heritage Centre. URL:
http://whc.unesco.org/en/tentativelists/state=ua(дата обращения: 04.05.2016).
66. Rainisto S.K. Success factors of place marketing: A study of place marketing practices in Northern Europe and the United States, Doctoral Dissertation / Helsinki University of Technology, Institute of Strategy and International Business. URL: http://lib.tkk.fi/Diss/2003/isbn9512266849/isbn9512266849.pdf