МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ АДАПТАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ
|
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические особенности обучения
английскому языку детей с нарушением зрения 8
1.1. Психолого-педагогические основы обучения детей с нарушением
зрения
1.2. Организационно-педагогическое обеспечение
специальных условий обучения иностранному языку детей с нарушением зрения
Выводы по главе 20
Глава 2. Пути обеспечения образовательных потребностей детей с нарушением зрения при изучении некоторых аспектов английского языка 22
2.1. Анализ УМК «Spotlight 6» (В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, Ю.Е. Ваулина) и УМК «Rainbow English 6» (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова) с точки зрения возможности использования при обучении слабовидящих
школьников 22
2.2. Методические рекомендации для создания
адаптационной среды при обучении английскому языку слабовидящих учащихся
2.3. Методика проведения констатирующего и формирующего экспериментов по определению эффективности применения методических условий для обучения слабовидящих учеников английскому языку на среднем этапе
Выводы по главе 53
Заключение
Список использованной литературы
Глава 1. Психолого-педагогические особенности обучения
английскому языку детей с нарушением зрения 8
1.1. Психолого-педагогические основы обучения детей с нарушением
зрения
1.2. Организационно-педагогическое обеспечение
специальных условий обучения иностранному языку детей с нарушением зрения
Выводы по главе 20
Глава 2. Пути обеспечения образовательных потребностей детей с нарушением зрения при изучении некоторых аспектов английского языка 22
2.1. Анализ УМК «Spotlight 6» (В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, Ю.Е. Ваулина) и УМК «Rainbow English 6» (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова) с точки зрения возможности использования при обучении слабовидящих
школьников 22
2.2. Методические рекомендации для создания
адаптационной среды при обучении английскому языку слабовидящих учащихся
2.3. Методика проведения констатирующего и формирующего экспериментов по определению эффективности применения методических условий для обучения слабовидящих учеников английскому языку на среднем этапе
Выводы по главе 53
Заключение
Список использованной литературы
В современном обществе растёт количество детей с особыми образовательными потребностями. Для них освоение общеобразовательных программ происходит достаточно трудно, если обучение проходит без специальных условий воспитания и обучения.
В категорию детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с дефектологической классификацией входят дети с различными нарушениями развития: Дети с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями в развитии входят, где в соответствии с дефектологической классификацией по различным нарушениям развития, таким как: с сенсорными нарушениями (слуха и зрения); с нарушениями речи, с задержкой психического развития; с множественными (сложными) нарушениями развития и др.
Особые образовательные потребности предполагают создание условий для эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, а также успешной социализации и обеспечения полноценного участия в жизни общества, что немаловажно. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.
Ограниченный доступ к информации показывает специфику обучения слабовидящих учеников. Для их обучения необходима специальная система мер и специфические дидактические материалы. И тогда можно прийти к выводу, что существует острая необходимость поиска новых подходов создания рациональных методик обучения, коррекции и реабилитации детей с плохим зрением.
Актуальность данной работы обусловлена мало изученностью области, которая специализируется на обучение иностранному языку незрячих и слабовидящих учеников в средней школе. Оно представляет собой проблему для учителя и стимулирует его творческий потенциал, в связи с недостаточным теоретическим и практическим материалом. Таким образом, задачи нахождения новых средств и методов в обучении незрячих и слабовидящих учащихся английскому языку являются особо актуальными в современной системе образования.
Объект исследования - процесс формирования лексических и грамматических навыков учащихся с нарушением зрения на уроках английского языка на среднем этапе общеобразовательной школы.
Предмет исследования - технология формирования грамматических и лексических навыков учащихся с нарушением зрения на уроках английского языка на среднем этапе общеобразовательной школы.
Целью исследования - теоретическое обоснование путей обеспечения образовательных потребностей учащихся с нарушением зрения при изучении английского языка на среднем этапе.
Гипотеза исследования - ввиду ограниченности зрительного восприятия учащихся, появляется проблема противоречий между программными требованиями для уровня усвоения языка и развитием этого уровня у слабовидящих детей. Это противоречие не может быть разрешено в нынешней системе обучения на уроках английского языка и требует разработки теоретико-методических подходов к организации и содержанию методического сопровождения учебной деятельности детей с нарушениями зрения. Только при соблюдении выделенных нами методических условий можно добиться эффективности при обучении слабовидящих английскому языку на среднем этапе. Они включают в себя:
1) Организация обучения английскому языку в соответствии с особенностями развития ребёнка и его возможностями здоровья. Главная проблема - удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того, что дети с нарушениями здоровья отличаются, необходимо представлять материал в зависимости от их компенсаторных возможностей.
2) Использование здоровье-сберегающих технологий, адаптированной программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей с ОВЗ.
3) Все средства наглядности, которые используются при обучении слабовидящих учащихся, должны отвечать определенным дидактическим требованиям.
4) Использование информационно-коммуникационных технологий, что позволяет «особенному» ребенку с удовольствием заниматься английским языком.
5) Использование различных подходов для введения и отработки новых лексических единиц: тактильные ощущения, вкус, запах, объяснение, флеш-карточки и др.;
6) Грамматический материал должен преподноситься в виде работы с реальными объектами, приём полной физической реакции и замещения, пальчиковые игры и другие.
Задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся с нарушениями зрительных функций средних классов средней общеобразовательной школы;
2) Определить пути обеспечения образовательных потребностей детей с нарушением зрения при изучении английского языка;
3) Проанализировать УМК «Spotlight 6», авторы: В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, Ю.Е. Ваулина;
4) Разработать методические рекомендации для работы по развитию и тренировке лексико-грамматических навыков в работе с учащимися с нарушением зрения;
5) Применение разработанных методических
рекомендаций на практике с учениками 6 классов в основной общеобразовательной школе №58.
В соответствии с характером поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) Анализ научной и методической литературы по работе со слабовидящими учащимися;
2) Разработка методических рекомендаций для работы со слабовидящими учащимися;
3) Проведение констатирующего и формирующего эксперимента для определения эффективности использования методических условий.
Теоретическая значимость заключается в анализе существующих учебных пособий и структуризации теоретического материала и методического опыта для организации уроков английского языка у слабовидящих учащихся 6-х классов.
Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций и возможности применения полученных, в ходе исследования, результатов для создания более эффективного образовательного процесса, что также может поспособствовать повышению интереса к изучению английского языка.
Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили научные труды и исследования следующих авторов: Брызгаловой С.О., Гудонис В., Денискиной В.З., Зарубиной И.Н., Квасюк Е.Н., Климентенко А.Д., Пассова Е.И., Постульгиной Е.В., Рочевой Н.И., Солововой Е.Н., Шибаевой Д.Д., Яковлевой О.А., и другие, которые выполнены на тему работы со слабовидящими учащимися на уроках английского языка.
Апробация результатов исследования: результаты работы были изложены в докладе на научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов Социально-гуманитарного института «Молодая наука Заполярья» в 2017 г., секция «Актуальные проблемы методики преподавания иностранных языков». По итогам доклада на конференции была подготовлена к публикации статья по исследуемой теме (в соавторстве с научным руководителем - к.п.н., доцентом кафедры иностранных языков МАГУ Квасюк Е.Н.). И также доклад о проделанной работе был презентован на научно-практической конференции, в той же самой секции в 2019 г.
Представленные цели и задачи определили структуру и объем дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Общий объем работы составляет 72 страницы.
В категорию детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с дефектологической классификацией входят дети с различными нарушениями развития: Дети с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями в развитии входят, где в соответствии с дефектологической классификацией по различным нарушениям развития, таким как: с сенсорными нарушениями (слуха и зрения); с нарушениями речи, с задержкой психического развития; с множественными (сложными) нарушениями развития и др.
Особые образовательные потребности предполагают создание условий для эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, а также успешной социализации и обеспечения полноценного участия в жизни общества, что немаловажно. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.
Ограниченный доступ к информации показывает специфику обучения слабовидящих учеников. Для их обучения необходима специальная система мер и специфические дидактические материалы. И тогда можно прийти к выводу, что существует острая необходимость поиска новых подходов создания рациональных методик обучения, коррекции и реабилитации детей с плохим зрением.
Актуальность данной работы обусловлена мало изученностью области, которая специализируется на обучение иностранному языку незрячих и слабовидящих учеников в средней школе. Оно представляет собой проблему для учителя и стимулирует его творческий потенциал, в связи с недостаточным теоретическим и практическим материалом. Таким образом, задачи нахождения новых средств и методов в обучении незрячих и слабовидящих учащихся английскому языку являются особо актуальными в современной системе образования.
Объект исследования - процесс формирования лексических и грамматических навыков учащихся с нарушением зрения на уроках английского языка на среднем этапе общеобразовательной школы.
Предмет исследования - технология формирования грамматических и лексических навыков учащихся с нарушением зрения на уроках английского языка на среднем этапе общеобразовательной школы.
Целью исследования - теоретическое обоснование путей обеспечения образовательных потребностей учащихся с нарушением зрения при изучении английского языка на среднем этапе.
Гипотеза исследования - ввиду ограниченности зрительного восприятия учащихся, появляется проблема противоречий между программными требованиями для уровня усвоения языка и развитием этого уровня у слабовидящих детей. Это противоречие не может быть разрешено в нынешней системе обучения на уроках английского языка и требует разработки теоретико-методических подходов к организации и содержанию методического сопровождения учебной деятельности детей с нарушениями зрения. Только при соблюдении выделенных нами методических условий можно добиться эффективности при обучении слабовидящих английскому языку на среднем этапе. Они включают в себя:
1) Организация обучения английскому языку в соответствии с особенностями развития ребёнка и его возможностями здоровья. Главная проблема - удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того, что дети с нарушениями здоровья отличаются, необходимо представлять материал в зависимости от их компенсаторных возможностей.
2) Использование здоровье-сберегающих технологий, адаптированной программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей с ОВЗ.
3) Все средства наглядности, которые используются при обучении слабовидящих учащихся, должны отвечать определенным дидактическим требованиям.
4) Использование информационно-коммуникационных технологий, что позволяет «особенному» ребенку с удовольствием заниматься английским языком.
5) Использование различных подходов для введения и отработки новых лексических единиц: тактильные ощущения, вкус, запах, объяснение, флеш-карточки и др.;
6) Грамматический материал должен преподноситься в виде работы с реальными объектами, приём полной физической реакции и замещения, пальчиковые игры и другие.
Задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся с нарушениями зрительных функций средних классов средней общеобразовательной школы;
2) Определить пути обеспечения образовательных потребностей детей с нарушением зрения при изучении английского языка;
3) Проанализировать УМК «Spotlight 6», авторы: В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, Ю.Е. Ваулина;
4) Разработать методические рекомендации для работы по развитию и тренировке лексико-грамматических навыков в работе с учащимися с нарушением зрения;
5) Применение разработанных методических
рекомендаций на практике с учениками 6 классов в основной общеобразовательной школе №58.
В соответствии с характером поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) Анализ научной и методической литературы по работе со слабовидящими учащимися;
2) Разработка методических рекомендаций для работы со слабовидящими учащимися;
3) Проведение констатирующего и формирующего эксперимента для определения эффективности использования методических условий.
Теоретическая значимость заключается в анализе существующих учебных пособий и структуризации теоретического материала и методического опыта для организации уроков английского языка у слабовидящих учащихся 6-х классов.
Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций и возможности применения полученных, в ходе исследования, результатов для создания более эффективного образовательного процесса, что также может поспособствовать повышению интереса к изучению английского языка.
Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили научные труды и исследования следующих авторов: Брызгаловой С.О., Гудонис В., Денискиной В.З., Зарубиной И.Н., Квасюк Е.Н., Климентенко А.Д., Пассова Е.И., Постульгиной Е.В., Рочевой Н.И., Солововой Е.Н., Шибаевой Д.Д., Яковлевой О.А., и другие, которые выполнены на тему работы со слабовидящими учащимися на уроках английского языка.
Апробация результатов исследования: результаты работы были изложены в докладе на научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов Социально-гуманитарного института «Молодая наука Заполярья» в 2017 г., секция «Актуальные проблемы методики преподавания иностранных языков». По итогам доклада на конференции была подготовлена к публикации статья по исследуемой теме (в соавторстве с научным руководителем - к.п.н., доцентом кафедры иностранных языков МАГУ Квасюк Е.Н.). И также доклад о проделанной работе был презентован на научно-практической конференции, в той же самой секции в 2019 г.
Представленные цели и задачи определили структуру и объем дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Общий объем работы составляет 72 страницы.
Цель данной работы являлось теоретическое обоснование и проверка на практике эффективности разработанных нами методических рекомендаций при обучении учащихся с нарушениями зрения.
Смотря на нынешнюю систему образования, на современном этапе она ставит целью всестороннее развитие личности каждого ребёнка в соответствии с особенностями его физического и психического здоровья, его возможностями и способностями, которые напрямую зависят от этого. Говоря об этом, невозможно не отметить, что коррекционная направленность общеобразовательного процесса, в этом случае, приобретает особую социальную и педагогическую значимость в процессе обучения детей. Усвоение и работа по всем предметам в школе должна строиться на основе вариативной и личностно-ориентированной модели специального и/или инклюзивного образования, что требует от учителя разработки новых оригинальных приемов и методов обучения детей с нарушением зрения. Английский язык не является исключением из предметов, он так же подчиняется современным тенденциям, проявляющимся в обществе.
Не стоит забывать и о трудностях, с которыми могут столкнуться, как и учителя, организующие учебный процесс, так и сами ученики, участвующим в этом процессе. Нельзя не принимать по внимание особенности организма слабовидящих учащихся, необходимо помнить об ограничениях, которые не дают им в полной мере погрузиться в учебный процесс, как это происходит в обычной средней школе. То, что обучение такому предмету, как английский язык отличается от всех остальных, может помешать эффективному усвоению нового материала и тренировке навыков, необходимых дальнейшего изучения языка. В этом предмете важен баланс в изучении каждого аспекта языка, поскольку предмет изучается как единое целое, все темы в нём связаны и, начиная с основ, дальнейшее усвоение будет зависеть от того, что учащийся запомнил и как в течение первых лет изучения английского языка. Для формирования практических навыков общения, необходим большой словарный запас вкупе со знанием построения фраз и предложений, поэтому формирование грамматико-лексических навыков является одной главных целей в обучении и одной из ведущих проблем в современной методике преподавания иностранных языков. Анализ существующих УМК «Spotlight 6», авторов - В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, Ю.Е. Ваулина, разработанных для работы в средней общеобразовательной школе показал, что данные методические материалы не подходят учащимся с нарушением зрения, так как они рассчитаны на детей без каких-либо проблем с органами зрения. Однако на основе этого методического комплекса можно разработать материал, который подходил бы и слабовидящим учащимся. Использовав скорректированный материал, возможно извлечь пользу из разнообразия заданий, которые может предложить учебный методический комплекс.
На сегодняшний день существует множество технологий и методов обучения лексике и грамматике, при использовании которых можно решить проблему. Также ведётся и разработка новых методов для того, чтобы не отставать от изменяющихся тенденций в системе современного образования и решать появляющиеся педагогические задачи. Для достижения положительного результата при обучении английскому языку, у слабовидящих учащихся необходимо применять не только методически-выверенные приемы преподавания, но и учитывать ряд моментов, связанных с особенностями каждого учащегося, с организацией учебного пространства, подготовкой учебного материала в доступном для учащихся формате, с использованием специальных технических средств и оборудования, которые помогли бы в процессе и, к тому же, способствовали корректировке подачи информации в более доступной форме.
Анализ результатов педагогического эксперимента на предмет использования особых методических рекомендаций для стимулирования активности учащихся 6-х классов на уроках английского языка, позволяет нам утверждать, что гипотеза о том, что особый подход к подбору и обработке материала может положительно сказываться на динамике эффективности обучения, может быть подтверждена. Эксперимент, проведённый во время производственной практики в средней общеобразовательной школе г. Мурманска, показал, что создание адаптационной среды для слабовидящих учащихся в течение занятия, сказывается положительно не только на успехах в изучении иностранного языка, но и при работе с остальными предметами в школе. Одновременно с английским языком, учитель показывает детям, как можно подойти к процессу обучения без вреда для собственного здоровья.
Разработка методических материалов, как и подбор средств, для использования при обучении в течение урока важны для повышения интереса к усвоению того материала, который требует современная школьная программа. Кроме того, проблемой так же считается отсутствие мотивации для изучения английского языка, или иностранных языков в целом. Для повышения мотивации учащихся имеет значение коммуникативное поведение учителя, тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к учащимся, умение поддержать контакт с ними, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речь они перешли с младшей ступени, на среднюю. Так как у них присутствуют проблемы со зрением, такие учащиеся, взамен, фокусируются на других органах чувств, поэтому возникает необходимость грамотного стимулирования учащихся на работу опираясь на новые подходы. Это поможет им развиваться в более равномерной манере и даст возможность слабовидящим учащимся успевать за остальными учениками по школьной программе.
В итоге, обеспечение образовательных потребностей детей с нарушением зрения, это главная задача учителя. Его грамотный подход может изменить не только отношение учащегося к изучению английского языка как предмета, но и вызвать желание к дальнейшему самообразованию, несмотря на какие-либо психические или физические ограничения. Дети сами научатся распределять свои усилия и достигать успехов в учебной деятельности, если подойдут к этому грамотно.
Смотря на нынешнюю систему образования, на современном этапе она ставит целью всестороннее развитие личности каждого ребёнка в соответствии с особенностями его физического и психического здоровья, его возможностями и способностями, которые напрямую зависят от этого. Говоря об этом, невозможно не отметить, что коррекционная направленность общеобразовательного процесса, в этом случае, приобретает особую социальную и педагогическую значимость в процессе обучения детей. Усвоение и работа по всем предметам в школе должна строиться на основе вариативной и личностно-ориентированной модели специального и/или инклюзивного образования, что требует от учителя разработки новых оригинальных приемов и методов обучения детей с нарушением зрения. Английский язык не является исключением из предметов, он так же подчиняется современным тенденциям, проявляющимся в обществе.
Не стоит забывать и о трудностях, с которыми могут столкнуться, как и учителя, организующие учебный процесс, так и сами ученики, участвующим в этом процессе. Нельзя не принимать по внимание особенности организма слабовидящих учащихся, необходимо помнить об ограничениях, которые не дают им в полной мере погрузиться в учебный процесс, как это происходит в обычной средней школе. То, что обучение такому предмету, как английский язык отличается от всех остальных, может помешать эффективному усвоению нового материала и тренировке навыков, необходимых дальнейшего изучения языка. В этом предмете важен баланс в изучении каждого аспекта языка, поскольку предмет изучается как единое целое, все темы в нём связаны и, начиная с основ, дальнейшее усвоение будет зависеть от того, что учащийся запомнил и как в течение первых лет изучения английского языка. Для формирования практических навыков общения, необходим большой словарный запас вкупе со знанием построения фраз и предложений, поэтому формирование грамматико-лексических навыков является одной главных целей в обучении и одной из ведущих проблем в современной методике преподавания иностранных языков. Анализ существующих УМК «Spotlight 6», авторов - В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, Ю.Е. Ваулина, разработанных для работы в средней общеобразовательной школе показал, что данные методические материалы не подходят учащимся с нарушением зрения, так как они рассчитаны на детей без каких-либо проблем с органами зрения. Однако на основе этого методического комплекса можно разработать материал, который подходил бы и слабовидящим учащимся. Использовав скорректированный материал, возможно извлечь пользу из разнообразия заданий, которые может предложить учебный методический комплекс.
На сегодняшний день существует множество технологий и методов обучения лексике и грамматике, при использовании которых можно решить проблему. Также ведётся и разработка новых методов для того, чтобы не отставать от изменяющихся тенденций в системе современного образования и решать появляющиеся педагогические задачи. Для достижения положительного результата при обучении английскому языку, у слабовидящих учащихся необходимо применять не только методически-выверенные приемы преподавания, но и учитывать ряд моментов, связанных с особенностями каждого учащегося, с организацией учебного пространства, подготовкой учебного материала в доступном для учащихся формате, с использованием специальных технических средств и оборудования, которые помогли бы в процессе и, к тому же, способствовали корректировке подачи информации в более доступной форме.
Анализ результатов педагогического эксперимента на предмет использования особых методических рекомендаций для стимулирования активности учащихся 6-х классов на уроках английского языка, позволяет нам утверждать, что гипотеза о том, что особый подход к подбору и обработке материала может положительно сказываться на динамике эффективности обучения, может быть подтверждена. Эксперимент, проведённый во время производственной практики в средней общеобразовательной школе г. Мурманска, показал, что создание адаптационной среды для слабовидящих учащихся в течение занятия, сказывается положительно не только на успехах в изучении иностранного языка, но и при работе с остальными предметами в школе. Одновременно с английским языком, учитель показывает детям, как можно подойти к процессу обучения без вреда для собственного здоровья.
Разработка методических материалов, как и подбор средств, для использования при обучении в течение урока важны для повышения интереса к усвоению того материала, который требует современная школьная программа. Кроме того, проблемой так же считается отсутствие мотивации для изучения английского языка, или иностранных языков в целом. Для повышения мотивации учащихся имеет значение коммуникативное поведение учителя, тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к учащимся, умение поддержать контакт с ними, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речь они перешли с младшей ступени, на среднюю. Так как у них присутствуют проблемы со зрением, такие учащиеся, взамен, фокусируются на других органах чувств, поэтому возникает необходимость грамотного стимулирования учащихся на работу опираясь на новые подходы. Это поможет им развиваться в более равномерной манере и даст возможность слабовидящим учащимся успевать за остальными учениками по школьной программе.
В итоге, обеспечение образовательных потребностей детей с нарушением зрения, это главная задача учителя. Его грамотный подход может изменить не только отношение учащегося к изучению английского языка как предмета, но и вызвать желание к дальнейшему самообразованию, несмотря на какие-либо психические или физические ограничения. Дети сами научатся распределять свои усилия и достигать успехов в учебной деятельности, если подойдут к этому грамотно.
Подобные работы
- АРТ-ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



