Повышение эффективности деятельности гостиничного предприятия, за счет расширения ассортимента предоставляе-мых услуг (на примере ООО «Г остиница «Патриот»)
Введение 3
1. Теоретические основы эффективности деятельности гостиничных предприятий 6
1.1. Деятельность гостиничных предприятий, как вид экономической деятельности 6
1.2. Технология организации деятельности гостиничного предприятия 16
1.3. Основные показатели и критерии оценки эффективности деятельности гостиничных предприятий 28
2. Анализ деятельности ООО «Патриот» и разработка мероприятий по повышению ее эффективности 36
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 36
2.2. Оценка эффективности деятельности предприятия 47
2.3. Разработка бизнес проекта по развитию услуг питания в гостиниц за счет открытия столовой 53
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложения 74
Индустрия туризма, несомненно, является одной из самых специфических отраслей экономики. Несмотря на ряд препятствующих глобальных факторов, таких как, нестабильная политическая, экономическая обстановка в мире, капризы природы и сезонность, туризм продолжает развиваться стремительными темпами.
В современной литературе все чаще встречается термин «индустрия туризма и гостеприимства». Задачей гостеприимства является удовлетворение потребностей и запросов не только туристов, но и потребителей вообще. Отправляясь на отдых, турист желает получить только положительные впечатления и уверенность в том, что потратившись на покупку готового тура, его с комфортом доставят к месту назначения, хорошо покормят и, конечно же, не оставят без крыши над головой.
Деятельность гостиничных предприятий заключается в организации краткосрочного проживания за денежное вознаграждение. Услуги, оказываемые гостиничными предприятиями, являются неотъемлемой частью сферы услуг в туризме. Предоставление такого рода услуг показывает готовность принимающей туристов стороны обеспечить путешественника всем необходимым для комфортного отдыха, так как, зачастую, современный гостиничный комплекс может удовлетворить как первостепенные потребности туриста в проживании и качественном питании, так и ряд второстепенных потребностей. В настоящее время, сектор средств размещения представлен разнообразными типами гостиничных предприятий. В современном понимании гостиницей можно считать средство размещения, которое состоит из определенного количества номеров, обладает единым руководством, предоставляет установленный комплекс услуг и предназначается для обслуживания индивидуальных и организованных групп туристов.
Гостиничная индустрия в своем развитии прошла большой путь и с каждым годом продолжает набирать темпы. Каждое государство, привлекательное в определенной степени для туризма, обязательно имеет свой туристический символ, которым может являться и гостиничное предприятие. Не¬обычные средства размещения появляются в разных точках планеты: под¬водные отели, капсульные гостиницы, отели на деревьях и т.д. Оснащенность и инфраструктура современных гостиниц удивляет своей полнотой и может включать в себя: деловые центры, пункты обмена валюты, прачечные и химчистки, спортивные залы, магазины сувенирной продукции, рестораны и многое другое. Поэтому, гостиничные предприятия помимо основных услуг по размещению гостей могут заниматься и другими видами экономической деятельности, например, организацией общественного питания.
Несмотря на стремительное развитие, сфера гостеприимства не совершенна. Это связано с трудностями, возникающими в отдельных ее отраслях. В России остро стоит проблема создания предприятий общественного питания, обладающих соответствующим уровнем обслуживания и высоким качеством приготавливаемой продукции. Наличие в инфраструктуре гостиничного комплекса такого предприятия, несомненно, даст дополнительное конку¬рентное преимущество, позволит улучшить обслуживание потребителей и расширить перечень оказываемых услуг, путем предоставления качественных услуг питания своим постояльцам. Актуальность и практическая значимость рассматриваемой проблемы определили выбор темы выпускной квалификационной работы, постановку цели и задач исследования.
Объектом исследования является деятельность ООО «Гостиница «Патриот».
Предметом исследования являются услуги, предоставляемые гостиницей «Патриот».
Цель выпускной квалификационной работы - экономическое обоснование расширения ассортимента предоставляемых услуг гостиничного предприятия, для повышения эффективности деятельности и создания дополнительного конкурентного преимущества.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующий
комплекс задач:
- рассмотреть деятельность гостиничных предприятий, как вид экономической деятельности;
- изучить технологию организации деятельности гостиничного пред-приятия;
- рассмотреть основные показатели и критерии оценки эффективности деятельности гостиничных предприятий;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- оценить эффективность деятельности предприятия;
- разработать бизнес проект по развитию услуг питания в гостинице за счет открытия столовой.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы являются исследования отечественных и зарубежных ученых, таких как: Азоев А. Г., Балашова Е. А., Мусакин А. С., Портер М. Ю, Уокер Дж. Р. И. и т.д.
В качестве информационной базы выпускной квалификационной работы была использована нормативная документация гостиницы «Патриот», бухгалтерская отчетность предприятия (Форма № 1 «Бухгалтерский баланс», Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»). Период исследования - 3 года.
Методологической базой исследования послужили методы экономического и статистического анализа, количественные и качественные методы, сравнительный и комплексный анализ, а так же методы классификации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанного бизнес проекта для повышения эффективности деятельности гостиничного предприятия «Патриот».
Структура выпускной квалификационной работы последовательно решает все поставленные задачи. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников из 55 наименований и 11 приложений. Работа изложена на 74 страницах. Количество таблиц - 31, количество рисунков - 6.
Гостиничное хозяйство складывается из ряда составляющих: размещение, питание, развлечение и дополнительное обслуживание. Каждый из вышеперечисленных элементов необходимо успешно реализовать, чтобы до-биться эффективного функционирования всего гостиничного комплекса.
Центральное место в сфере услуг размещения занимает гостиничное предприятие, которое предназначено для того, чтобы обеспечить людей, находящихся вне дома всем тем, что необходимо для полного чувства ком-форта и уюта. С этой целью гостиницы оказывают своим постояльцам ряд основных и широкий спектр дополнительных услуг. От того, как будут оформлены и скомбинированы эти услуги в единый комплекс, складывается определенный тип предприятия: отель-люкс, гостиница среднего или эконом класса, гостиница-апартамент и т.д. Успешное функционирование гостиничного комплекса, в условиях рыночной экономики, требует от его руководства постоянного совершенствования деятельности предприятия, на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, использования эффективных форм управления и расширения спектра оказываемых услуг.
В выпускной квалификационной работе была проанализирована деятельность ООО «Гостиница «Патриот». Данное предприятие - коммерческая организация, оказывающая гостиничные услуги и выполняющая работы с целью получения прибыли. В ходе анализа была дана организационно-экономическая характеристика предприятия, где рассматривалась структура клиентской базы, основные службы, обеспечивающие функционирование гостиницы. Оценивая финансово-экономическое положение предприятия, был осуществлен горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса, который показал, что предприятие эффективно функционирует, повышая свой экономический потенциал.
Далее была произведена оценка эффективности деятельности предприятия (анализ структуры номерного фонда, расчет показателя RevPAR, оценка
69 движения и состояния основных фондов). Все показатели имеют положи-тельную динамику, что свидетельствует о стабильно улучшающемся положении предприятия на рынке туристских услуг.
Изучая деятельность ООО «Гостиница «Патриот», было выяснено, что на его территории отсутствует предприятие общественного питания, это значительно снижает конкурентоспособность гостиницы. Для расширения ас-сортимента предоставляемых услуг и повышения эффективности деятельности ООО «Патриот» был предложен проект по открытию столовой «Щедрая душа» на базе гостиницы. Основные параметры будущей столовой: 90 посадочных мест, площадь - 250 кв.м., обслуживание по системе фрифло. Пред-полагаемая дата открытия: февраль 2017 года. Период февраль-март 2017 г. - время для регистрации и организации основной деятельности, включая ре-монт помещения, монтаж оборудования и подбор персонала. Общая сумма единовременных затрат - 1 219 590 руб. Финансирование проекта будет осуществляться за счет кредита в размере 1 220 000 руб. под 20 % годовых сроком на 4 года. При разработке проекта были проведены расчеты таких показателей, как чистая текущая стоимость (5 516 033,389 руб. > 0), индекс рентабельности (5, 52, каждый вложенный в проект рубль окупит себя и принесет 5,52 руб.), период окупаемости (1,6, разработанный проект полностью окупится через 1,6 года функционирования). Результаты расчетов показали, что проект является экономически выгодным, его реализация будет эффективна и в социальном плане. Это связано с предоставлением новых рабочих мест, что способствует снижению уровня безработицы в регионе.
Таким образом, все показатели работы гостиницы находятся в стабильном улучшающемся состоянии. ООО «Патриот» предоставляет стандартный ассортимент основных услуг. Чтобы привлечь дополнительных клиентов и улучшить свое финансовое положение, этот ассортимент необходимо расширять, в частности за счет предоставления качественных услуг питания постояльцам. Открытие столовой позволит получить дополнительную прибыль и занять желаемую нишу на рынке оказываемых услуг.
1. Об основах туристской деятельности в РФ [Текст] : федер.закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 05.02.2007) // Собрание законодательства Российской федерации. - 1996. - № 30, гл. IV. - Ст. 9.
2. ГОСТ Р 51185-2008. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования [Текст]. - Введ. 2008-11-30. - М. : Из-во стандартов, 2008.
3. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ [Текст] : поста-новление правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 (ред. от 01.02.2005) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 49. - Ст. 47.
4. Азоев, А. Г. Управление организацией [Текст] / А. Г. Азоев // Центр. - 2012. - № 15. - С. 8-16.
5. Балашова, Е. А. Гостиничная индустрия [Текст] : учеб.пособие / Е. А. Балашова. - М. : Из-во Вершина, 2010. - 168 с.
6. Балашова, Е. А. Как достичь безупречного сервиса [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Балашова. - М. : Из-во Вершина, 2011. - 176 с.
7. Барчуков, И. М. Индустрия размещения туристов [Текст] : учеб. пособие / И. М. Барчуков. - М. : Из-во КноРус, 2012. - 168 с.
8. Бондаренко, Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов [Текст] / Г. А. Бондаренко // Новое знание. - 2011. - № 7. - С. 7-10.
9. Брашнов, Д. Г. Гостиничный сервис и туризм [Текст] : учеб.пособие / Д. Г. Брашнов. - М. : Из-во Альфа-М, 2011. - 154 с.
10. Быстров, С. А. Макроэкономика и микроэкономика в туризме [Текст] : учеб.пособие / С. А. Быстров. - СПб. : Из-во Герда, 2008. - 400 с.
11. Ваген, Л. Г. Гостиничный бизнес и туризм [Текст] : учеб.пособие / Л. Г. Ваген. - М. : Из-во Феникс, 2014. - 471 с.
12. Васильева, Л. C. Финансовый анализ [Текст] : учеб.пособие / Л. C. Васильева. - М. : Из-во КНОССРТ, 2012. - 544 с.
13. Васильев, И. Л. Особенности рынка общественного питания [Текст] / И. Л. Васильев // Турбизнес. - 2011. - №11. - С. 25-29.
14. Гермалович, Н. А. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
[Текст] : учеб.пособие / Н. А. Гермалович. - М. : Из-во ФИС, 2012. - 346 с.
15. Гиляровская, Л. Т. Анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учеб.пособие / Л. Т. Гиляровская. - М. : Из-во Проспект, 2012. - 360 с.
16. Голубева, И. А. Современное состояние туристической отрасли и основные направления ее развития [Текст] / И. А. Голубева // Российское предпринимательство. - 2010. - № 12. - С. 85-88.
17. Грачева, О. Ю. Организация гостиничного дела [Текст] : учеб. пособие / О. Ю. Грачева. - М. : Из-во Дашков и Ко, 2010. - 41 с.
18. Грачева, А. Т. Индустрия гостеприимства: [Текст] / А. Т. Грачева // Пять звезд. - 2011. - № 7. - С. 4-15.
19. Грибов, В. Д. Экономика на предприятиях сервиса [Текст] : учеб.пособие / В. Д. Грибов. - М. : Из-во КРОНУС, 2010. - 340 с.
20. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг в сфере гостеприимства [Текст] : учеб.пособие / Е. А. Джанджугазова. - М. : Из-во Академия, 2013. - 224 с.
21. Дмитриев, М. Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] : учеб.пособие / М. Н. Дмитриев. - М. : Из-во Юнити, 2010. - 400 с.
22. Егорова, О. И. Проблемы оценки туристической торговой организа¬ции [Текст] / О. И. Егорова // ИНФА. - 2012. - № 4. - С. 7-10.
23. Елканова, Д. И. Основы индустрии гостеприимства [Текст] : учеб.метод. пособие / Д. И. Елканова, Д. А. Осипов, В. В. Романов, под общ. ред. Д. И. Елкановой. -М. : Из-во ИНФА-М, 2014. - 207 с.
24. Ехина, М. А. Организация обслуживания в гостиницах [Текст] : учеб.пособие / М. А. Ехина. - М. : Из-во Академия, 2014. - 235 с.
25. Ефимова, О. П. Экономика гостиниц и ресторанов [Текст] : учеб.метод. пособие / О. П. Ефимова. - М. : Из-во ИНФА-М, 2014. - 57 с.
26. Жукова, М. А. Менеджмент в туристском бизнесе [Текст] : учеб.пособие / М. А. Жукова. - М. : Из-во КНОРУС, 2008. - 395 с.
27. Зайцева, Н. В. Туризм и гостиничное дело [Текст] : учеб.пособие /
72 Н. В. Зайцева. - М. : Из-во Высшее образование, 2013. - 278 с.
28. Исмаев, Д. К. Организация туризма в Российской Федерации [Текст] : учеб.пособие / Д. К. Исмаев. - М. : Из-во МАТГР, 2010. - 207 с.
29. Карпова, Г. А. Экономика современного туризма [Текст] : учеб.пособие / Г. А. Карпова. - СПб. : Из-во Герда, 2010. - 340 с.
30. Корнеев, Н. И. Технология гостиничного сервиса [Текст] : учеб. пособие / Н. И. Корнеев. - М. : Из-во Академия, 2011. - 272 с.
31. Кусков, А. С. Гостиничное дело в России [Текст] : учеб.пособие / А. С. Кусков. - М. : Из-во Дашков и Ко, 2012. - 257 с.
32. Котлер, Ф. Г. Маркетинг, гостеприимство, туризм [Текст] : учеб. пособие / Ф. Г. Котлер. - М. : И-во ЮНИТИ, 2010. - 23 с.
33. Любушин, Н. П. Экономический анализ [Текст] : учеб.пособие / Н. П. Любушин. - М. : Из-во Юнити, 2013. - 448 с.
34. Ляпина, И. Ю. Технология гостиничного обслуживания [Текст] : учеб.пособие / И. Ю. Ляпина. - М. : Из-во Академия, 2011. - 57 с.
35. Ляпина, И. Ю. Оособенности гостиничного дела [Текст] : учеб. пособие / И. Ю. Ляпина. - М. : Из-во Академия, 2011. - 230 с.
36. Максютов, А. А. Бизнес-план предприятия: финансовый бюджет [Текст] : учеб.пособие / А. А. Максютов. - М. : Из-во Приор, 2010. - 290 с.
37. Мельник, М. В. Анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. пособие / М. В. Мельник. - М. : Из-во ИНФРА-М, 2014. - 192 с.
38. Портер, М. Ю, Конкурентная стратегия туризма: методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] : учеб.пособие / М. Ю. Портер. - М. : Из-во Альпина Бизнес Букс, 2013. - 454 с.
39. Пястолов, С. М. Экономический анализ деятельности предприятия [Текст] : учеб.пособие / С. М. Пястолов. - М. : Из-во Проект, 2011. - 576 с.
40. Романов, В. А. Основы ресторанного бизнеса [Текст] : учеб.пособие / В. А. Романов. - М. : Из-во Феникс, 2011. - 224 с.
41. Руденко, Л. А. Технологии гостиничной деятельности [Текст] : учеб.пособие / Л. А. Руденко. - М. : Из-во Дашков и Ко, 2013. - 176 с.
42. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб.пособие / Г. В. Савицкая. - М. : Из-во Проспект, 2013. - 688 с.
43. Сорокина, А. В. Организация обслуживания в гостиницах [Текст] : учеб.пособие / А. В. Сорокина. - М. : Из-во Альфа, 2013. - 303 с.
44. Сухова, А. Ф. Разработка бизнес-плана [Текст]: учеб.пособие / А. Ф. Сухова. - М. : Из-во Из-во ФиС, 2010. - 250 с.
45. Турковский, М. Н. Менеджмент гостиниц [Текст] : учеб.пособие / М. Н. Турковский. - М. : Из-во Финансы и статистика, 2012. - 296 с.
46. Уокер, Дж. Р. Введение в гостеприимство [Текст] : учеб.пособие / Дж. Р. Уокер. - М. : Из-во ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 736 с.
47. Филиппоский, Е. Е. Гостиничное хозяйство [Текст] : учеб.пособие / Е. Е. Филиппоский. - М. : Из-во ФИС, 2010. - 200 с.
48. Черкасова, И. О. Анализ финансового состояния предприятия [Текст] : учеб.пособие / И. О. Черкасова. - СПб. : Из-во Нева, 2014. - 192 с.
49. Шеремет, А. Д. Анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. пособие / А. Д. Шеремет. - М. : Из-во ИНФРА-М, 2012. - 415 с.
50. Щеникова, Н. Б. Основы туризма и индустрии гостеприимства [Текст] : учеб.пособие / Н. Б. Щеникова. - М. : Из-во ИНФА, 2014. - 172 с.
51. Щетинина, Е. Б. Основы менеджмента гостиничных услуг [Текст] : учеб.пособие / Е. Б. Щетинина. - М. : Из-во Равновесие, 2012. - 149 с.
52. Яглова, М. К. Маркетинг в ресторанном и гостиничном бизнесе [Текст] : учеб.пособие / М. К. Яглова. - М. : Из-во Проспект, 2014. - 98 с.
53. Яковлев, Г. А. Экономика гостиничного хозяйства [Текст] : учеб. пособие / Г. А. Яковлев. - М. : Из-во ЮНИТИ, 2011. - 328 с.
54. Imkeep, E. Tourism Planning. An Integrated and Sustainable Develop-ment Approach [Text]: textbook for students / E, Imkeep. - NY. : Publishing house AAUP, 2009. - 125 р.
55. Mill, R. Resorts: Management and Operation [Text] / R, Mill // Traveler. - 2012. - № 55. - pp.7-10.