ФОРМИРОВАНИЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Вопросительные высказывания как структурный и функциональный
компонент диалогической речи 7
1.2. Овладение вопросительными высказываниями в онтогенезе 11
1.3. Особенности формирования вопросительных высказываний у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 16
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Анализ вопросительных высказываний у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 29
2.2. Организационно - методический аспект работы учителя-логопеда по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Вопросительные высказывания как структурный и функциональный
компонент диалогической речи 7
1.2. Овладение вопросительными высказываниями в онтогенезе 11
1.3. Особенности формирования вопросительных высказываний у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 16
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Анализ вопросительных высказываний у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 29
2.2. Организационно - методический аспект работы учителя-логопеда по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность темы нашего исследования обусловлена значимостью формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников: умение проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, активно взаимодействовать со сверстниками, достаточно хорошо владеть устной речью, проявлять и выражать свои мысли, чувства и желания, пользуясь речью, а также значимо умение проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями.
В настоящее время можно отметить тенденцию к повышению внимания социума к восстановлению культуры диалога. Зарубежные и отечественные исследователи (А.А. Ивин, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Д. Болинджер) занимаются разработкой технологий общения, создают методики обучения ведению споров, полемики. Овладение технологиями общения в числе коммуникативных способностей определяется авторами, как важное условие социальной успешности.
Несмотря на то, что в последние годы проводится множество исследований коммуникативно-речевой деятельности и диалога детей с общим недоразвитием речи, проблемы формирования вопросительных высказываний изучены недостаточно полно.
В исследованиях O.E. Грибовой Б.М. Гриншпун, P.E. Левиной, О.С. Павловой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, Е.Г. Федосеевой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и других авторов отмечается характерное для детей с общим недоразвитием речи нарушение диалогической речи коммуникативного развития и обозначена необходимость организации работы по её преодолению.
Одним из ключевых аспектов в работе по преодолению нарушений коммуникативно-речевой деятельности дошкольников, включая и детей с общим недоразвитием речи, является формирование у них вопросительных высказываний.
На современном этапе развития теории и практики образования, вопросительное высказывание рассматривается как мотивация обучения, начало и продолжение мыслительных процессов, а так же навык речевой культуры (И.А. Виноградова, Н.М. Чалов).
Изучением проблемы формирования вопросительных высказываний занимались такие авторы как В.В. Дремова, О.А. Степанова, Н.М. Путкова, В. М Снетков, И.В. Загашев и другие, выделили ряд проблем: слабо сформированы мотивы появления вопросительных высказываний, сложности с пониманием выполнения инструкций типа «спроси, задай вопрос», более поздние сроки овладения основными функциями вопросов - познавательной и коммуникативной.
Таким образом, в настоящее время работа по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, не достаточно теоретически и практически разработана. В связи с этим, проблема поиска новых эффективных подходов к работе по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи остается актуальной.
Обобщив данные, можно выделить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать
организационно-методический аспект работы учителя-логопеда по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс формирования вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - организационно-методический аспект работы учителя-логопеда по формированию вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: эффективность коррекционно-педагогической работы по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи определяется её направленностью на систематичное и поэтапное формирование функциональных типов вопросительных высказываний.
Задачи исследования:
1) теоретически обосновать проблему формирования
вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
2) подобрать диагностический инструментарий для изучения
вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи; разработать критерии и показатели сформированности вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи;
3) проанализировать особенности вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
4) разработать организационно-методический аспект работы учителя-логопеда по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения о коммуникативно-деятельностном подходе при формировании речи и коррекции ее нарушений (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Р.Е Левина, А.Н. Леонтьев Арешина Е.В., Плаксина Е.Н.); психолого-педагогические положения о деятельностном подходе к процессу обучения (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С. Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); научно¬теоретические представления о сложной структуре речевой деятельности и о взаимодействии ее операциональных звеньев (Т.В. Ахутина, JI.C. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия); научные концепции о связи деятельности и общения и их ведущей роли в развитии и формировании личности ребенка, в том числе с нарушениями речи (P.E. Левина, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина), исследования О.С. Павловой, Л.М. Чудиновой, Е.Г. Федосеевой, Н.М. Путковой и других об особенностях коммуникативно-речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи и формирования вопросительных высказываний.
Методы исследования подбирались с учетом объекта и предмета изучения, а также цели, задач и гипотезы исследования:
— теоретические: анализ лингвистической, психолингвистической, психологической, педагогической и методической литературы;
— эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирования;
— метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
общеобразовательное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка». В исследовании приняло участие 13 детей старшего дошкольного возраста, группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В настоящее время можно отметить тенденцию к повышению внимания социума к восстановлению культуры диалога. Зарубежные и отечественные исследователи (А.А. Ивин, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Д. Болинджер) занимаются разработкой технологий общения, создают методики обучения ведению споров, полемики. Овладение технологиями общения в числе коммуникативных способностей определяется авторами, как важное условие социальной успешности.
Несмотря на то, что в последние годы проводится множество исследований коммуникативно-речевой деятельности и диалога детей с общим недоразвитием речи, проблемы формирования вопросительных высказываний изучены недостаточно полно.
В исследованиях O.E. Грибовой Б.М. Гриншпун, P.E. Левиной, О.С. Павловой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, Е.Г. Федосеевой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и других авторов отмечается характерное для детей с общим недоразвитием речи нарушение диалогической речи коммуникативного развития и обозначена необходимость организации работы по её преодолению.
Одним из ключевых аспектов в работе по преодолению нарушений коммуникативно-речевой деятельности дошкольников, включая и детей с общим недоразвитием речи, является формирование у них вопросительных высказываний.
На современном этапе развития теории и практики образования, вопросительное высказывание рассматривается как мотивация обучения, начало и продолжение мыслительных процессов, а так же навык речевой культуры (И.А. Виноградова, Н.М. Чалов).
Изучением проблемы формирования вопросительных высказываний занимались такие авторы как В.В. Дремова, О.А. Степанова, Н.М. Путкова, В. М Снетков, И.В. Загашев и другие, выделили ряд проблем: слабо сформированы мотивы появления вопросительных высказываний, сложности с пониманием выполнения инструкций типа «спроси, задай вопрос», более поздние сроки овладения основными функциями вопросов - познавательной и коммуникативной.
Таким образом, в настоящее время работа по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, не достаточно теоретически и практически разработана. В связи с этим, проблема поиска новых эффективных подходов к работе по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи остается актуальной.
Обобщив данные, можно выделить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать
организационно-методический аспект работы учителя-логопеда по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс формирования вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - организационно-методический аспект работы учителя-логопеда по формированию вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: эффективность коррекционно-педагогической работы по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи определяется её направленностью на систематичное и поэтапное формирование функциональных типов вопросительных высказываний.
Задачи исследования:
1) теоретически обосновать проблему формирования
вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
2) подобрать диагностический инструментарий для изучения
вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи; разработать критерии и показатели сформированности вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи;
3) проанализировать особенности вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
4) разработать организационно-методический аспект работы учителя-логопеда по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения о коммуникативно-деятельностном подходе при формировании речи и коррекции ее нарушений (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Р.Е Левина, А.Н. Леонтьев Арешина Е.В., Плаксина Е.Н.); психолого-педагогические положения о деятельностном подходе к процессу обучения (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С. Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); научно¬теоретические представления о сложной структуре речевой деятельности и о взаимодействии ее операциональных звеньев (Т.В. Ахутина, JI.C. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия); научные концепции о связи деятельности и общения и их ведущей роли в развитии и формировании личности ребенка, в том числе с нарушениями речи (P.E. Левина, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина), исследования О.С. Павловой, Л.М. Чудиновой, Е.Г. Федосеевой, Н.М. Путковой и других об особенностях коммуникативно-речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи и формирования вопросительных высказываний.
Методы исследования подбирались с учетом объекта и предмета изучения, а также цели, задач и гипотезы исследования:
— теоретические: анализ лингвистической, психолингвистической, психологической, педагогической и методической литературы;
— эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирования;
— метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
общеобразовательное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка». В исследовании приняло участие 13 детей старшего дошкольного возраста, группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель настоящего исследования заключалась в теоретическом обосновании и разработке организационно-методического аспекта работы учителя-логопеда по формированию вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретически обосновав проблему формирования вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, мы выявили, что проблема изучения вопросительных высказываний указана в трудах многих исследователей из различных областей научного знания и является междисциплинарной проблемой.
Доказано, что вопрос, как средство повышения речевой и познавательной активности ребенка в процессе обучения, является значимым звеном. В связи с этим, имеет место необходимость обучения умению вести диалог (задавать вопросы и отвечать на них) в возрасте от 4 до 7 лет.
Исходя из анализа научной литературы по теме исследования, нами были выявлены особенности вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи:
— слабая мотивация появления вопросительных высказываний, вопросительной интонации, отсутствие зрительного контакта;
— сложности с пониманием и выполнением инструкций «спроси, задай вопрос»
— не достаточная сформированность синтаксических и лексико-грамматических средства оформления вопросительных высказываний;
— более поздние сроки овладения основными функциями вопросов - познавательной и коммуникативной
Для выявления особенностей формирования вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи нами были подобраны такие методики как наблюдение за детьми в различных ситуациях общения, в ходе организованной образовательной деятельности, в свободном общении и в ходе режимных моментов; а также экспериментальная беседа.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам выявить ряд особенностей вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
При продуцировании вопросительных высказываний детьми, затруднения возникали уже на этапе мотивации и создании смысловой программы. Трудности при определении темы вопроса также были выявлены у испытуемых с общим недоразвитием речи.
На этапе лексико-грамматического развертывания вопросов затруднения или ошибки были отмечены нами у 38,5% дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе исследования, нами было установлено, что дети с недоразвитием речи в целом лучше владеют навыком постановки социально¬коммуникативных вопросов, чем познавательных. Мы смогли охарактеризовать, как сформированный, навык постановки
контактоустанавливающих вопросов только у 38,5 % детей с общим
недоразвитием речи.
Познавательные вопросы 23% детей с общим недоразвитием речи признаны нами сформированными. Однако имеют место сведения о том, что процесс формирования познавательной функции вопросов не заканчивается в дошкольном возрасте, а продолжается при переходе к школьному обучению.
Выявлено, что дети с недоразвитием речи используют стереотипию вопросительных высказываний. Также им свойственна стереотипия использования вопросов о предметах и явлениях, месте и причине. Вопросы, относящиеся к количественной и качественной характеристике предметов и явлений (какой?, сколько?, чей?) наиболее редко используются детьми с общим недоразвитием речи и вызывают наибольшее количество затруднений.
Наше исследование позволило установить неоднородность группы детей с общим недоразвитием речи в зависимости от уровня сформированности вопросительных высказываний.
На основании этих данных, нами были разработаны основные направления работы по формированию вопросительных высказываний, в основе которых положены принципы коммуникативно - деятельностного подхода, системного подхода, комплексности, дифференцированного подхода и онтогенетический. Направления работы, нами были выделены такие:
— формирование умения воспринимать и понимать вопросительные высказывания;
— формирование умения задавать вопросы.
Нами была разработана система примерного календарно-тематического планирования работы учителя-логопеда по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Работа строилась с учётом задач, поставленных нами на каждом этапе примерного календарно-тематического планирования работы учителя-логопеда и расписана нами на период с ноября по март. Задания были подобраны исходя из уровня сформированности вопросительных высказываний, возможностей и особенностей детей.
Теоретически обосновав проблему формирования вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, мы выявили, что проблема изучения вопросительных высказываний указана в трудах многих исследователей из различных областей научного знания и является междисциплинарной проблемой.
Доказано, что вопрос, как средство повышения речевой и познавательной активности ребенка в процессе обучения, является значимым звеном. В связи с этим, имеет место необходимость обучения умению вести диалог (задавать вопросы и отвечать на них) в возрасте от 4 до 7 лет.
Исходя из анализа научной литературы по теме исследования, нами были выявлены особенности вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи:
— слабая мотивация появления вопросительных высказываний, вопросительной интонации, отсутствие зрительного контакта;
— сложности с пониманием и выполнением инструкций «спроси, задай вопрос»
— не достаточная сформированность синтаксических и лексико-грамматических средства оформления вопросительных высказываний;
— более поздние сроки овладения основными функциями вопросов - познавательной и коммуникативной
Для выявления особенностей формирования вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи нами были подобраны такие методики как наблюдение за детьми в различных ситуациях общения, в ходе организованной образовательной деятельности, в свободном общении и в ходе режимных моментов; а также экспериментальная беседа.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам выявить ряд особенностей вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
При продуцировании вопросительных высказываний детьми, затруднения возникали уже на этапе мотивации и создании смысловой программы. Трудности при определении темы вопроса также были выявлены у испытуемых с общим недоразвитием речи.
На этапе лексико-грамматического развертывания вопросов затруднения или ошибки были отмечены нами у 38,5% дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе исследования, нами было установлено, что дети с недоразвитием речи в целом лучше владеют навыком постановки социально¬коммуникативных вопросов, чем познавательных. Мы смогли охарактеризовать, как сформированный, навык постановки
контактоустанавливающих вопросов только у 38,5 % детей с общим
недоразвитием речи.
Познавательные вопросы 23% детей с общим недоразвитием речи признаны нами сформированными. Однако имеют место сведения о том, что процесс формирования познавательной функции вопросов не заканчивается в дошкольном возрасте, а продолжается при переходе к школьному обучению.
Выявлено, что дети с недоразвитием речи используют стереотипию вопросительных высказываний. Также им свойственна стереотипия использования вопросов о предметах и явлениях, месте и причине. Вопросы, относящиеся к количественной и качественной характеристике предметов и явлений (какой?, сколько?, чей?) наиболее редко используются детьми с общим недоразвитием речи и вызывают наибольшее количество затруднений.
Наше исследование позволило установить неоднородность группы детей с общим недоразвитием речи в зависимости от уровня сформированности вопросительных высказываний.
На основании этих данных, нами были разработаны основные направления работы по формированию вопросительных высказываний, в основе которых положены принципы коммуникативно - деятельностного подхода, системного подхода, комплексности, дифференцированного подхода и онтогенетический. Направления работы, нами были выделены такие:
— формирование умения воспринимать и понимать вопросительные высказывания;
— формирование умения задавать вопросы.
Нами была разработана система примерного календарно-тематического планирования работы учителя-логопеда по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Работа строилась с учётом задач, поставленных нами на каждом этапе примерного календарно-тематического планирования работы учителя-логопеда и расписана нами на период с ноября по март. Задания были подобраны исходя из уровня сформированности вопросительных высказываний, возможностей и особенностей детей.
Подобные работы
- Особенности вопросительных высказываний детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Формирование интонационных средств у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Формирование интонационных средств у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СКАЗОК
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Методическое обеспечение логопедической работы по развитию диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи II-III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016



