Введение 3
Глава 1. Методологическое обоснование управления знаниями в крупных
коммерческих организациях 11
§1.1 Знания и их функции в системе управления 11
§1.2 Эволюция теоретических подходов в управлении знаниями 21
§ 1.3 Знания как объект экономических отношений 64
Глава 2. Анализ методов управления знаниями в крупных коммерческих
организациях 70
§ 2.1 Проблемы информационной безопасности в контексте управления знаниями 70
§ 2.2 Информационные технологии как составляющая управления знаниями 85
§ 2.3 Методы создания и обмена знаниями в компаниях 99
Глава 3. Оценка стоимости знаний в системе управления знаниями
крупной коммерческой организации 120
§3.1 Традиционные методы измерения стоимости знаний 120
§ 3.2 Современные тенденции в исследованиях методов оценки знаний 130
Заключение 154
Библиография
156
Актуальность темы исследования
Воплощение в жизнь процессов управления знаниями характеризуется значительными переменами, которые заметны уже в настоящее время в самых разных сферах общественной жизни.
Во-первых, резко возросли технологические возможности получения, передачи, хранения и использования знаний во все возрастающих объемах. Отчасти этому способствуют свойства самих знаний как товара (знания легко тиражировать, их потребление не ведет к их уменьшению, а их обмен способствует их увеличению), но в основном это вызвано быстрым развитием информационно-коммуникативных технологий.
Во-вторых, знания становятся экономической категорией. Отчетливо обособляется рынок, где знания продаются и покупаются, а операции с ними приносят прибыли и убытки. Расширяются инвестиции в знания с целью получения различного рода инноваций для извлечения дополнительной прибыли, а также для воздействия на поведение людей. В последнее время стал общепризнанным тот факт, что игнорирование компанией своих нематериальных активов может привести к серьезным отрицательным последствиям, а именно - недооценке возможностей организации со стороны инвесторов и принятию неверной стратегии деятельности. Проблема оценки нематериальных активов, частью которых является знание, уже не один год обсуждается в специальной литературе, и на текущий момент накоплено достаточно материалов, отражающих десятки субъективных мнений авторов по данной теме. Уже к девяностым годам двадцатого века стало очевидным, что традиционные подходы к измерению стоимости компании не учитывают многие скрытые факторы, во многом определяющие ценность компании и влияющие на ее будущее
развитие. Эти тенденции сделали возможными изменения даже в такой консервативной области как бухгалтерский учет.
В-третьих, увеличение потребности в знаниях, осознание их экономической значимости влекут за собой изменения социального и культурного характера. Пристальное внимание в новых условиях уделяется вопросам обмена знаниями, их преобразования из смутных неосознаваемых образов в ясные формализованные категории, готовые для анализа и распространения.
Современные информационно-коммуникационные технологии, новые подходы к оценке стоимости компаний, интенсивно развивающиеся методы информационной безопасности и добычи знаний - все это явилось элементами мозаики, из которых к настоящему времени сложилась весьма перспективная система увеличения адаптивности крупных коммерческих организаций. Речь идет о комплексном подходе к управлению знаниями, учитывающем одновременно и технологическую составляющую, и межличностные коммуникации, и экономические свойства знаний. Данный комплексный подход может значительно превосходить по эффективности используемые до настоящего времени теории управления знаниями, которые демонстрируют существенный дисбаланс в отношении того или иного аспекта. В комплексе подходов к управлению знаниями особое внимание постепенно приобретают вопросы защиты знаний, то есть технологические и юридические приемы, направленные на ограничение доступа к знаниям неправомочных потребителей.
Осознание знаний как экономического ресурса, жизненно необходимого для деятельности коммерческих компаний, является веским основанием для включения их в сферу управленческой деятельности. Не случайно управление знанием в компаниях сегодня признается как важная стратегическая задача. В обществе, ориентированном на знание как объекте экономических отношений, важнейшее значение приобретает
проблема оценки стоимости знаний. Упорядочивание существующих подходов к решению данного вопроса позволяет сделать выводы о целесообразности того или иного метода, о сферах и условиях их применения. Хотя в настоящее время разработаны методы, позволяющие бухгалтерскими методами оценивать нематериальные активы организации, пока эти методы затрагивают только те виды активов, которые на сегодняшний день можно охарактеризовать с финансовой точки зрения. Не исключено, что регулярный пересмотр и развитие методологической базы исследований позволит со временем включить в эти стандарты и те виды нематериальных богатств компании, которые в настоящее время остались вне досягаемости финансовой отчетности.
Степень разработанности проблемы
Вопросы управления знаниями в организации активно обсуждаются мировым научным сообществом лишь в последние годы, однако предпосылки для возникновения существующих теорий возникли еще несколько десятков лет назад, с появления социально-философских работ об изменении роли знаний в обществе и экономике.
Современные исследования управления знаниями охватывают самые различные аспекты темы, начиная от вопросов вклада знания отдельно взятой компании в национальный интеллектуальный потенциал, и кончая попытками охарактеризовать процессы, происходящие в сознании отдельной личности.
К наиболее авторитетным исследователям в области общей теории управления знаниями можно отнести таких авторов, как Д.Скирм, И.Нонака, Х.Такеучи, У.Боргхофф, Г.Бхатт, Б.Лев, JI.Прусак, Т.Дэвенпорт, Б.Мильнер, В.Буковитц, Г.Кливленд, К.Фраппаоло, М.Эрл, С.Климов,
Н.Шпак, Т.Гаврилова и др.
Значительный вклад внесли в развитие дисциплины исследователи прикладных аспектов управления знаниями, в частности, авторы, предлагающие методы оценки стоимости знаний: К.Свейби, Т.Стюарт, Л.Эдвинссон, Н.Бонтис, Р.Каплан, Э.Брукинг, Е.Шипова, А.Козырев, и др.
Управление знаниями стало предметом исследования и для нового поколения ученых, таких как Т.Григорьева, Э.Топчиев, Н.Федорова, М.Ярушина и многих других. Определенный вклад в изучение управления знаниями как управленческой дисциплины внесли ученые с кафедры Теории и технологий управления, на которой готовилась данная диссертационная работа: Г.Маринко, Ю.Петрунин.
В результате диссертационного исследования были получены следующие выводы:
1. Установлено, что эффективность управления знаниями в крупной коммерческой организации напрямую зависит от возможности одновременного использования информационных технологий и методов управления человеческими ресурсами, а также учета экономических характеристик знаний в деятельности компаний.
2. Разработана модель системы управления знаниями в организации, которая может стать основой для проектирования системы управления знаниями в организации.
3. Установлено, что суть эффективного системного подхода к управлению знаниями заключается в вовлечении в деятельность организации всех имеющихся интеллектуальных ресурсов, а также в ускорении их обращения и в сокращении потерь при хранении.
4. Предлагается, чтобы платформой для создания системы управления знаний стала защита знаний, как совокупность правовых, технологических и психологических приемов.
5. Обосновано создание в структуре организации специального подразделения со штабными полномочиями, отвечающего за внедрение и последующее обслуживание системы управления знаниями.
6. Определено, что экономическая составляющая системы управления знаниями в организации включает вопросы определения ценности и стоимости знаний, формирования интеллектуальных основ деятельности организации, регулирования правовых отношений, связанных с использованием знаний. При этом на сегодняшний день указанные вопросы применимы лишь к формализованным знаниям. Доказано, что «скрытые» знания, ввиду своей эфемерной сущности, не
155
могут быть объектом экономических отношений. С этой точки зрения, измерению подлежат знания, составляющие не потенциал компании, а результат формализации этого потенциала, выраженный в том или ином виде.
7. Установлено, что в настоящее время не существует метода, способного адекватно измерить одновременно интеллектуальные активы и интеллектуальный потенциал компании, содержащийся в «скрытых» знаниях.
8. Выявлено, что наибольшую ценность для организации представляют собой знания, скрытые в сознании сотрудников. В этой связи, особое значение приобретают возможности переноса этих знаний из области исключительно личного пользования в общедоступное пространство. Перенос предполагает «извлечение» знаний сотрудников, трансформацию этих знаний из неосознаваемых образов в формализованное «явное» знание, обладающее экономическими свойствами. В конечном счете, преобразование знания из «скрытого» в «явное» служит для воплощения «скрытого» знания в каком-либо результате.
1. Адлер Ю.П. Наука? Что еще за штука?// Стандарты и качество, №2, 2000
2. Андриессен Д., Тиссен Р. Невесомое богатство. М.: Олимп-Бизнес, 2004
3. Барышева Г.А. Интеллектуальный ресурс и вовлечение продукта науки в рыночный оборот. Дис. д-ра экон. наук. 2002
4. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М.: 1993
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988
6. Бобылева А.З. Финансовые управленческие технологии. М.: Инфра-М, 2004
7. Бронников М. К вопросу о цене информации // Проблемы теории и практики управления, №1, 1999
8. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб.: Питер, 2001
9. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М.: 1989
10. Величковский Б.М. Когнитивная психология. М.: Наука, 1987
11. Веревченко А. Информационные ресурсы. Ростов-на-Дону: 1995
12. Гаврилова Т.А., Червинская К.Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь, 1992
13. Григорьева Т.Б. Организация управления знаниями на предприятии для повышения его конкурентоспособности. Дис. канд. экон. наук. 2003
157
14. Друкер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Под ред. Иноземцева В.Л. М.: Academia, 1999
15. Женчур М.А. Роль и функции информационного менеджера в организации // Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Выпуск 7. М.: 2002
16. Женчур М.А. Методы оценки интеллектуального капитала организации // Теория и практика управления: новые подходы. Вып. третий, 2004
17. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: основные понятия и принципы. М.: Университетский гуманитарный лицей, 2001
18. Иванцов В.А. Интеллектуальный потенциал, факторы его использования. Дис. канд. экон. наук. 2003
19. Интеллект нации - конкурентное преимущество России // Проблемы теории и практики управления, №1, 2004 [http://www.ptpu.ru/issues/l_04/19_l_04.htm]
20. Информационные технологии в экономике // Под редакцией Ю.Ф.Симионова. Ростов н/Д.: Феникс, 2003
21. Казиев В., Информация: понятия, виды, получение, измерение и проблема обучения // Информатика и образование, №4, 2000
22. Коршунов А. М., Манталов В.В. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1988
23. Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М.: 1997
24. Котлер Ф., Основы маркетинга М.: 1995
25. Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного интеллекта // Аннотации докладов междунар. конф. по иск. интеллекту. Репино: 1977
158
26. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Таллинн: 1993
27. Маринко Г.И. Современные модели и школы в управлении знанием // Вестник МГУ, Серия 21, Управление (государство и общество), №2 2004
28. Марьясин Д.С. Управление знаниями: системная интерпретация. Дипл. работа. 2002
29. Масленников Е.В. Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании. М.: 1992
30. Мельчук И. А. Опыт теории лингвистических моделей «Смысл - Текст». М.: Наука, 1974
31. Мильнер Б.З. Управление знаниями. М.: Инфра-М, 2003
32. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979
33. Мироничева М. 10 общепринятых заблуждений об управлении знаниями [http://www.proteu.ru/150403_article_8.html]
34. Митричева М. Знания как объект системного управления организацией. Автореферат диссертации на звание канд. экон. наук., М.: Соцветие красок, 2005
35. Митричева М. Этапы становления современной концепции управления знаниями. // Вестник МГУ, серия 21, №2 2004
36. Никифоров А. Г., Семенов В.Е. Метод наблюдения в социально-психологических исследованиях. JL: 1987
37. Отчет АО «АВТОВАЗ» за 2002 год
38. Отчет АО «АВТОВАЗ» за 2003 год
39. Отчет ОАО «Газпром» за 2003 год
40. Пахчанян А. Обзор систем электронного документооборота // Директор Информационной службы, №8, 2001
41. Петров Ю.А. Методологические проблемы теоретического познания. М.: 1986
159
42. Петрунин Ю.Ю. Искусственный интеллект: история, методология, философия. М.: Звездопад, 2002
43. Петрунин Ю.Ю. Современное состояние и тенденции развития анализа данных // Ученые труды ФГУ, №2, М.: 2003
44. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985
45. Политические коммуникации // Под ред. Соловьева А.И. М.: Аспект Пресс, 2004
46. Прокушева А.П. Экономика информатики. М.: 2001