ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВАХ .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ
КАРЬЕРЫ 8
1.1. Понятие и этапы спортивной карьеры 8
1.2. Кризисы в спортивной карьере 14
1.3. Особенности переживания и адаптация спортсменов после завершения
спортивной карьеры 22
ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Цель, задачи и организация исследования 29
2.2. Обоснование и краткая характеристика методов исследования 30
2.3. Методы обработки данных 42
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 45
3.1. Результаты диагностики доминирующего эмоционального состояния
спортсменов, переживающих кризис завершения спортивной карьеры 45
3.2. Анализ способов совладающего поведения спортсменов на этапе
завершения карьеры 50
3.3. Результаты диагностики уровня притязаний спортсменов на этапе
завершения карьеры 54
ВЫВОДЫ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Психология спортивной карьеры, и в том числе проблема кризисов спортивной карьеры, выдвинулась в число ведущих проблем психологии спорта совсем недавно - лишь в начале 90-х годов. До этого в центре внимания исследователей были проблемы спорта высших достижений, в меньшей степени - детского и юношеского спорта.
Изучение качества жизни спортсменов после завершения спортивной профессиональной карьеры занимает определенное место в современных научных исследованиях. Одной из проблем современной спортивной медицины является сохранение физического здоровья, спортивной психологии - сохранение психического здоровья, а общая задача - повышение качества жизни спортсменов, как в период профессиональной спортивной деятельности, так и после нее.
Успешная реализация в спорте позволяет человеку достигать достаточно высокого статуса в жизни, дает возможность перемещаться по всему миру, иметь много друзей из других стран и городов, дает возможность ощущать себя мобильным, нужным, позволяет находиться в хорошей физической форме. В связи с этим, завершение спортивной карьеры неизменно связано с преодолением трудностей адаптационного периода при переходе из состояния спортсмена в экс-спортсмена, т.е. переход в другой социальный статус.
Следовательно, возникает проблема преодоления спортсменами сложностей адаптационного периода по завершении ими спортивной карьеры. При этом указанную проблему можно охарактеризовать вытекающими противоречиями:
- между потребностью общества в успешной адаптации спортсменов к стремительно изменяющейся социальной реальности и отсутствием
широкого выбора доступных социальных и психологических технологий для её осуществления;
- между отсутствием экспериментальных данных о переживаниях спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры и не разработанностью приемов оказания им психологической помощи.
Большинство спортсменов являются неготовыми к уходу из большого спорта. Выделяется определенный «переходный период» от спортивной карьеры к жизни и деятельности после спорта. Этот период характеризуется как кризис, связанный с появлением необычных для спортсмена сложностей и эмоциональных волнений. Поэтому проблема изучения переживания спортсменов на этапах завершения спортивной карьеры и после ухода из спорта является столь актуальной.
Изучением проблем становления спортивной карьеры занимались Б.Г. Ананьев, В.С. Бакулин, Г.Д. Горбунов, Е.А. Лупекина, О.Н. Мельникова, А.В. Родионов, М.Е. Стаценко, И.В.Федотова, В. П. Филин и другие.
Проблемой кризиса завершения спортивной карьеры одной из первых стала заниматься Н. Б. Стамбулова. Далее данная проблема рассматривалась в трудах таких исследователей, как И. Б. Иванов, О.Ю. Сенаторова, С.Н. Шихвердиев.
Несмотря на давнее изучение проблемы становления спортивной карьеры, на современном этапе нет единой точки зрения по определению сущности данного понятия.
Кроме того необходимо отметь, что недостаточно разработана проблема индивидуально-психологических особенностей переживания кризиса завершения спортивной карьеры.
Следовательно, данная проблема требует к себе пристального внимания в силу недостаточной её разработанности.
Цель дипломной работы - изучить особенности переживания кризиса завершения спортивной карьеры спортсменами высокой квалификации.
Гипотезы исследования :
1. Спортсмены с невысоким уровнем притязаний и адаптивными копинг - стратегиями субъективно легче переживают кризис завершения спортивной карьеры.
2. Тип эмоционального реагирования связан с уровнем притязания личности.
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
1. Определить уровень притязаний у спортсменов, завершающих спортивную карьеру
2. Изучить особенности переживания спортсменами кризиса завершения спортивной карьеры.
3. Установить преобладающие копинг - стратегии у спортсменов.
4. Оценить взаимосвязи между копинг - стратегиями и уровнем притязания личности.
5. Выявить взаимосвязь эмоционального реагирования с уровнем притязания личности.
Объект исследования - кризис завершения спортивной карьеры.
Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности переживания кризиса завершения спортивной карьеры.
В качестве основных методов исследования использовались: беседа, анкетирование (анкета, направленная на изучения переживаний спортсменов, связанных с уходом из спорта), тестирование с использованием стандартных психодиагностических методик: шкала дифференциальных эмоций К. Изард, адаптирована А. Леоновой; опросник копинг - стратегий Р Лазарус; оценка уровня притязаний (В.К. Горбачевский).
Основные этапы дипломного исследования:
На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, был сформулирован научный аппарат исследования, подобраны диагностические материалы, определена опытно-экспериментальная база.
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование индивидуально-психологические особенности переживания кризиса завершения спортивной карьеры. Проводилась обработка, качественный и количественный анализ полученных результатов.
На третьем этапе осуществлялось осознание результатов, построение выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистических пакетов программ SPSS 17.0, Microsoft Office Excel. Был использован метод статистической обработки данных: коэффициент корреляции Спирмена.
В первой главе данной работы раскрываются теоретические аспекты изучения индивидуально-психологических особенностей переживания кризиса завершения спортивной карьеры.
Теоретический анализ литературных источников показал, что спортивная карьера представляет собой долголетнюю спортивную деятельность, устремленную на высокие спортивные достижения, предполагающую постоянное самосовершенствование индивида в одном или нескольких разновидностях спорта.
Изучение данного вопроса показало, что на современном этапе развития спортивной психологии, кризис спортивной карьеры понимается как некая переходная фаза от одного этапа к другому, которая неизменно связана с появлением противоречия в спортивной деятельности.
Показано, что переживания спортсменов, связанные с завершением спортивной карьеры, обнаруживают негативное воздействие на их социально-психологическую адаптацию в силу того, что социальные ролевые ожидания спортсмена не совпадают с его истинными возможностями.
Во второй главе представлены программа и этапы исследования, описывается выборка испытуемых, а также применяемые методы и методики исследования.
В третьей главе данной работы раскрывается содержание проведенного эмпирического исследования. В результате исследования мы пришли к выводу, что у спортсменов, завершающих спортивную карьеру, проявляются разные эмоциональные состояния. Тем не менее, преобладающим являются тревожно-депрессивные эмоциональные состояния, выражающиеся в страхе, стыде и в ощущении собственной вины во всем происходящем. Следовательно, большинство спортсменов, завершающих спортивную карьеру, испытывают сильное эмоциональное напряжение, беспокойство, нервозность.
При этом спортсмены с разными типами доминирующих эмоциональных состояний в период ухода из спорта, одинаково остро ощущают страх, связанный, вероятно, с неизвестностью перед новой профессиональной деятельностью, новой социальной ролью и т.д. Спортсмены, которые на этапе завершения карьеры обладают разными эмоциональными профилями, характеризуются различными стратегиями совладающего поведения. Так, испытуемым с общим положительным эмоциональным профилем характерен выбор продуктивных стратегий совладающего поведения, таких как стратегии «планирования решения проблем», «принятие ответственности», «положительная переоценка». Тогда как для испытуемых с резким отрицательным профилем характерны стратегии дистанцирование и конфронтации, а спортсменам с тревожно-депрессивным эмоциональным профилем наиболее свойственны стратегии «бегство - избегание» и «поиск социальной поддержки». Все это свидетельствует о применении данными испытуемыми чаще неэффективных стратегий поведения в сложных жизненных ситуациях, что приводит к задержке или уходу от разрешения проблем, к возникновению отрицательных эмоций.
Кроме того, установлено, у спортсменов с разными эмоциональными профилями реагирования на завершение спортивной карьеры преобладают различные уровни притязаний личности. Спортсмены с положительным эмоциональным профилем характеризуются умеренным уровнем притязаний, что свидетельствует о нацеленности спортсменов на реальный успех и адекватную оценку своих возможностей. Тогда как испытуемые с отрицательными эмоциональными профилями демонстрируют высокие уровни притязаний, что может быть связано с неадекватной самооценкой, и может привести к выбору слишком трудных целей, к повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, к некритичности в оценке достигнутого, к ошибочности прогноза и т.д.
Таким образом, полученные в результате анализа данные подтвердили выдвинутое предположение о том, что спортсмены с невысоким уровнем притязаний и адаптивными копинг- стратегиями, которые помогают конструктивно решить трудную ситуацию, субъективно легче переживают кризис завершения спортивной карьеры.
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 368 с.
2. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. - 262 с.
3. Александров, А.А. Психотерапия: Учебное пособие /
А. А. Александров. СПб: Питер, 2011. - 480 с.
4. Алексеев, А.В. Себя преодолеть! / А. В. Алексеев. - М.: Физкультура и спорт, 2010.-192 с.
5. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - М.: Просвещение, 2012. - 250 с.
6. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания / Отв. ред. А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова. — М. : Наука, 2001. — 277 с.
7. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М. : НИЦ Инфра-м, 2013. - 192 с.
8. Афанасьева И.А. Неспецифические показатели иммунной защиты при стрессе у спортсменов / И. А. Афанасьева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - Вып. 4 (26). - С. 7-13.
9. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - № 2. - С.113-123.
10. Бондин, В.И. Стресс, спорт, здоровье / В.И. Бондин, А.Г. Дрижика, Э. В. Мануйленко ; Южный федеральный ун-т, Ростовский гос. экономич. ун¬т, Ростов н/Д // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2007.- № 4.- С. 10-14.
11. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь.- М.: Мысль, 2011. - 211 с.
12. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г.М. Брелслав. - М. : Смысл : Academia, 2012. - 542 с.
13. Виноградов, Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки : учебник для вузов / Г. П. Виноградов. - М. : Советский спорт, 2013. - 327 с.
14. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б.А. Вяткин. - М.: «Физкультура и спорт», 1978. - 134 с.
15. Выготский Л. С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-пресс, 2010. - 1008с.
16. Гефле, О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопределенности / О.Ф. Гефле // Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, т. 2.-СП6.: СПб ГУ, 2012.-С. 319-321.
17. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. - СПб.: Питер,
2012. - 496 с.
18. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Р Голощапов. - 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2011. - 308 с.
19. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.
20. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта : учебное пособие для вузов / Г.Д. Горбунов. - М. : Советский спорт , 2007. - 294 с.
21. Загайнов Р М. Психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности) / Р.М. Загайнов. - Автореф. дис. ... д.п.н. - СПб., 1992.
22. Иванов И.Б. Психологическое консультирование как средство помощи спортсменам, завершающим и завершившим спортивную карьеру / И.Б. Иванов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №11 (45). - С. 33-36.
23. Киселев, Ю.Я. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности / Ю.Я. Киселев // Стресс и тревога в спорте: Международный сборник научных статей. М.: Физкультура и спорт, 2010. -С. 99-107.
24. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. - М. : ФиС, 1978. - 224 с.
25. Левандо, В.А. Спорт, стресс, иммунитет / В. А. Левандо ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. Культуры // Вестник спортивной науки. - 2005. - № 3 (8). - С. 33-40.
26. Малов В.И. Сто великих спортивных достижений /
В.И. Малов. - М.: «Вече», 2010. - 432 с.
27. Мэй Р Краткое изложение и синтез теории тревожности. Тревога и тревожность : учебное пособие./ Р Мэй. - СПб.: Питер, 2011 . - 256 с.
28. Немов Р С. Общие основы психологии / Р С. Немов. - М. : Владос, 2010. - 687 с.
29.Орлов Ю.М. Оздоравливающее мышление / Ю.М. Орлов. - М.: Спайдинг, 2012. - 96с.
30. Попов А.Л. Психология: Учеб. пос. для физкультурных вузов и факультетов физического воспитания / А.Л. Попов. - М.: Флинта: Наука,
2013. - 288 с.
31. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2012. - 288 с.
32. Прохоров А.О. Психология состояний / А.О. Прохоров. - М.: Владос, 2011. - 174 с.
33. Пряхина М.В. Методология психологического исследования: учебное пособие / М.В. Пряхина, Э.С. Чугунова. - СПб.: Изд-во СПб унта МВД России, 2011. - 110 с.
34. Психология личности и спортивной карьеры / Е.А. Лупекина, О.Н. Мельникова. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. - 126 с.
35. Психологическая диагностика / М. К. Акимова. - СПб. : Питер, 2013. - 301 с.
36. Рикрофт Ч. Тревога, страх и ожидание. Тревога и тревожность: учебное пособие./ Ч. Рикрофт. - СПб.: Питер, 2011.- 350 с.
37. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов / А.В. Родионов . - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. - 570 с.
38. Родионов А.В. Психология спорта и «пожарные» // Спортивный психолог/ А.В. Родионов. - 2004. - № 2. - С. 68-71.
39. Родионов А.В. Краткий очерк истории психологии спорта в России / А.В. Родионов, В.Н. Непопалов // Олимпийский бюллетень - № 9. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - С.56-63.
40. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /
С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2012 - 712 с.
41. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей./Сост. Ю. Л.Ханин. — М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 9-17.
42. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте / В.Ф. Сопов. - М. : Академический проект, 2010. - 116 с.
43. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры / Н.Б. Стамбулова. - СПб.: Центр карьеры, 1999. - 367 с.
44. Федотова И.В. Медико-социальная адаптация спортсменов высокой квалификации в постспортивном периоде: автореферат диссертации ... кандидата медицинских наук / И.В. Федотова. - Волгоград. - 2010. - С. 26.
45. Федотова И.В., Деларю В.В., Стаценко М.Е. Основные признаки психосоциальной дезадаптации бывших спортсменов-игровиков в раннем потспортивном периоде / И.В. Федотова // Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН. - 2010. - № 3 - С.10-13.
46. Федотова И.В., Стаценко М.Е. Особенности структуры заболеваний спортсменов высокой квалификации в раннем постспортивном периоде / И.В. Федотова // Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН. - 2009. - №2. - С.10-12.
47. Филин В.П. Становление и развитие теории и методики юношеского спорта / В.П. Филин // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 2. - С. 50-56.
48. Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклонениями в поведении // Психическое формирование и развитие личности / Л.Б. Филонов. - М.: Наука, 2012 - 57с.
49. Ханин, Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии - 1978. - №6 - 1978. - С. 94-107.
50. Хронический стресс и факторы неспецифической защиты у высококвалифицированных спортсменов / Ю. К. Кульчицкая [и др.] // Термины и понятия в сфере физической культуры. Первый международный конгресс 20-22 декабря 2006 года. Россия, Санкт-Петербург : (материалы конгресса) / С.-Петерб. гос. ун-т. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб.,
2006. - С. 124-125.
51. Щеглов Л.М. Стресс и спорт // Спорт и здоровье. Второй международный конгресс 21-23 апреля 2005 года. Санкт-Петербург, Россия : материалы конгресса. - СПб., 2005. - С. 333-334.
52. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.Б. Щербатых . — СПб.: Питер, 2011. — 256 с.