Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность познавательного интереса к природе 7
1.2. Особенности организации нетрадиционных уроков
по предмету «Окружающий мир» 14
1.3. Педагогические условия формирования у младших
школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» 24
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» 34
2.1. Диагностика уровня сформированности у младших
школьников познавательного интереса к природе 34
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию
у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» 40
Заключение 49
Библиографический список 52
Приложение 58
В современных городах не всегда есть возможность пообщаться с живой природой: выйти в лес, в парк, понаблюдать за растениями и животными. В результате дети мало общаются с природой, не замечают её красоты, не интересуются тем, что нас окружает вокруг. Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное формирование познавательного интереса к природе младших школьников на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир». Нестандартная форма таких уроков - это не просто новая разновидность: она несёт в себе определённое содержание. Это общение и взаимодействие; младший школьник становится соучастником коллективной работы. На таких уроках создаются благоприятные условия для коллективного творчества, индивидуализации обучения, самореализации личности, формирования познавательного интереса к изучаемому материалу.
Проблема формирования познавательного интереса младших школьников в процессе обучения возникла давно и является одной из самых глобальных психолого-педагогических проблем. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов.
Актуальность развития познавательного интереса на сегодняшний день связана с предъявляемым обществом заказом на личность, способную к самообучению, саморазвитию и самовоспитанию. Кроме того, познавательный интерес - важный фактор успешного обучения и развития личности.
Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо владеть.
Проблеме формирования познавательного интереса уделяли внимание многие психологи и педагоги: Л.И. Божович, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и др. Они указывали, что интересом называют различные состояния человека: и увлечение делом, и любовь к деятельности, и склонность к различным профессиям, то есть любое положительное отношение к деятельности, к предмету, к любому объекту.
Методы и приёмы формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на уроках «Окружающего мира» разрабатывали Г.Н. Аквилева, Н.Ф. Виноградова, З.А. Клепинина, А.В. Миронов, А. А. Плешаков и др.
Несмотря на интерес ученых к исследуемой нами проблеме, она требует дальнейшей разработки, поэтому нами выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Формирование у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников познавательного интереса к природе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- организовывать исследовательскую деятельность учащихся по изучению объектов природы (проводить уроки-исследования);
- использовать игру как метод или форму организации урока (проводить уроки-игры);
- проводить урок в природных условиях или живом уголке (проводить уроки-экскурсии).
Задачи исследования:
1. Выявить сущность познавательного интереса к природе.
2. Раскрыть особенности организации нетрадиционных уроков по предмету «Окружающий мир».
3. Охарактеризовать педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Проанализировать диагностику по формированию познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
5. Раскрыть содержание экспериментальной работы по формированию у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, метод создания педагогической ситуации.
База исследования: 2 класс МОУ «Готовская ООШ им. А.Н. Маснева» Красненского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
В первой главе раскрыта сущность познавательного интереса к природе, определены критерии его сформированности у детей младшего школьного возраста, выявлены особенности организации нетрадиционных уроков по предмету «Окружающий мир», охарактеризованы педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе представлены ход и результаты диагностики уровня сформированности познавательного интереса младших школьников к природе, содержание экспериментальной работы по формированию у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
В заключении содержатся выводы по результатам выпускной квалификационной работы.
Библиографический список включает 60 источников.
В приложении помещены разработки нетрадиционных уроков по предмету «Окружающий мир» для 2 класса по программе «Школа России».
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы убедились в её актуальности. Познавательный интерес к природе - один из главных путей создания радостной и гуманной обстановки учения. Он положительно влияет на протекание психических процессов и результаты учебной деятельности младших школьников.
В ходе исследования установлено, что познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным, и глубоким знаниям. Этому, на наш взгляд, способствует использование нетрадиционных уроков в обучении младших школьников.
Теоретический анализ литературы показал, что мнения педагогов на нетрадиционные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Изучив теорию по проблеме исследования и апробировав на практике педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе, мы пришли к выводу, что нетрадиционные уроки по предмету «Окружающий мир» могут быть эффективны для ознакомления младших школьников с природным окружением. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся на таких уроках - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности в учебном процессе. Нетрадиционные уроки строятся на активном взаимодействии педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке различных приёмов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Смена привычной обстановки на нетрадиционных уроках целесообразна, поскольку она создает атмосферу погружения в природу, праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, порой возникающий в условиях традиционного урока из-за боязни ученика совершить ошибку. Преимущество этих уроков и в том, что они осуществляются при обязательном участии всех учащихся класса, реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, характерные для нетрадиционных уроков, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять напряжение на уроке.
Экспериментальное исследование во 2 классе МОУ «Готовская ООШ им. А.Н. Маснева» Красненского района Белгородской области определило, что для большинства младших школьников (50%) характерен средний уровень познавательного интереса к природе, у 33% - высокий и у 17% - низкий. Уровень познавательного интереса к природе у младших школьников выше по эмоционально-ценностному критерию, ниже по когнитивному, ещё ниже по практическому критерию. Мы сделали вывод, что младшие школьники эмоционально направлены на изучение природы, но у них недостаточно знаний и практических умений для того, чтобы проявился более глубокий познавательный интерес к ней.
В ходе исследования были теоретически обоснованы и практически апробированы педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир».
Мы убедились, что эффективно организовать процесс формирования познавательного интереса к природе на нетрадиционных уроках по предмету «Окружающий мир» можно, если: организовывать на этих уроках исследовательскую деятельность учащихся по изучению объектов природы (проводить уроки-исследования); использовать игру как метод или форму организации урока (проводить уроки-игры); организовывать уроки в природных условиях или живом уголке (проводить уроки-экскурсии).
В ходе исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи.
Разработанные и апробированные на практике уроки позволяют сделать вывод, что методически эффективными для формирования познавательного интереса младших школьников к природе являются урок- праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок- исследование. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только повысить интерес учащихся к природе, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками информации.
Следует отметить, что нетрадиционные формы уроков обогащают младших школьников новыми впечатлениями, придают уроку привлекательность, создавая положительный психологический климат в классе, способствуют лучшему запоминанию тематического материала, развивают речевую активность и самостоятельность учащихся, и, что очень важно, позволяют реализовать воспитательные цели обучения, повышают мотивацию учащихся к учению, активизируют память и развивают личность ребенка.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов интересующей нас проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в детальном рассмотрении методики организации отдельных форм нетрадиционных уроков по изучению природы.
1. Абдуллаева С.Ш. Формирование познавательных интересов у слабоуспевающих школьников / С.Ш. Абдуллаева. - Курган-Тюбе, 2009. - 252 с.
2. Аквелева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г. Н. Аклеева, З.А. Клепинина. - М.: Академия 2004. - 251 с.
3. Алиева Л.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития личности ребенка / Л.В. Алиева. - Л.: Подразделение оперативной печати, 2013. - 128 с.
4. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учебное пособие / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 500 с.
5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2007. - 334 с.
6. Бахарева А.С. Элементы занимательности на уроках природоведения / А.С. Бахарева - М.: Просвещение, 2006. - 187 с.
7. Бахарева А.С. Игра на уроках природоведения / А.С. Бахарева - М.: Просвещение, 2006. - 187 с.
8. Бахарева А.С. Развитие познавательных интересов младших школьников: автореф. дис. ... кан. пед. наук: 03.04.03 / Анна Семёновна Бахарева. - Курган-Тюбе, 2006. - 211 с.
9. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников / Э.А. Баранова - М: Изд-во Речь, 2004. - 128 с.
10. Богданова M.B. Формирование познавательных интересов сельских школьников в опытнической деятельности: дис. . кан. пед. наук: 04.05.05 / Марина Владимировна Богданова. - Ставрополь, 2004. - 196 с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Педагогика. 2007. — 324 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - М.: Педагогика. 2008. - 237 с.
13. Божович Л.И. Развитие мотивов учения у школьников / Л.И. Божович, Н.А. Морозова, Л.А. Славина // Вопросы психологии школьника.
2002. - №12136. - С. 29- 105.
14. Бондаренко Т.Н. Загадки природы и человека / Т.Н. Бондаренко, И.В. Ткаченко. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 231 с.
15. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2005. - 513 с.
16. Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. - М.: Владос, 2012. - 198 с.
17. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». / Н.Т. Брыкина, Л.П. Барылкина, О.Е. Жиренко. - М.: Вако, 2008. - 174 с.
18. Вахрушев А.А. Окружающий нас мир: учебник - тетрадь для первого класса четырех лет. нач. шк. Я и мир вокруг нас. Часть 1./ A.A. Вахрушев. - М.: Баллас, 2007. - 64 с.
19. Вербовая Н.Н. Формирование познавательных интересов школьников как одно из условий осуществления всеобщего среднего образования / Н.Н. Вербовая. - М.: Просвещение, 2004. - 80 с.
20. Виноградова Н.Ф. Oкружaющий мир. Методика обучения / Н.Ф. Виноградова. - М.: Изд. центр Вентана - Граф, 2012 - 240 с.
21. Вороновская Н.И. Формирование познавательных интересов младших школьников: На материале историко-культурного краеведения: автореф. дис., кан. пед. наук: 05.05.06 / Н.И. Вороновская - Калининград,
2003. - 321 с.
22. Гайдина Л.И. Изучаем «Oкружaющий мир» с увлечением. / Л.И. Гайдина, А. А Кочергина. - М.: Просвещение, 2009. - 224 с.
23. Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников: автореф. дис., кан. пед. наук: 13.03.01 / Н.В. Грачева. - Киров, 2003. - 237 с.
24. Горбунов Н.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Пособие для учителей начальной школы и учащихся педагогических училищ / Н.А. Горбунов. - М.: Просвещение, 2007. -182 с.
25. Горощенко В.П. Книга по природоведению. Основы и методика природоведения: Учеб. пособ. для педагогических училищ / В.П. Горощенко,
А.М. Матвеева, С.А. Павлович. - М.: Просвещение, 2008. - 210 с.
26. Горчинская А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: автореф. дис., кан. пед. наук: 09.09. 04 /
A. А. Горчинская. - Челябинск, 2009. - 481 с.
27. Губанова О.В. Использование игровых приемов на уроках / О.В. Губанова, И.И. Левкина // Начальная школа. - 2007. №07. - С. 12- 16.
28. Гузеев В.В. Методы обучения и организационные формы уроков /
B. В. Гусев. - М.: Знание, 2009. - 97с.
29. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2006. - 240 с.
30. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. - М.: Вербум, 2001. - 48 с.
31. Денисова В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательных интересов учащихся: автореф. дис., кан. пед. наук: 03.02.02. / В.Г. Денисова. - Волгоград, 1996. - 394 с.
32. Дусавицкий А.К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения / А.К. Дусавицкий,
В.В. Репкин // Вопросы психологии. - 2005. - №03. - С. 92- 102.
33. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 2007. -18 с.
34. Ильин Г.Л. Теоретичесике основы проективного образования: дис. . ..канд. пед. наук: 13.00.01 / Георгий Леонидович Ильин. - Казань, 1995. - 390 с.
35. Кайдаш ЕГ. Развитие познавательных интересов младших школьников в учебно-познавательном процессе школы: автореф. дис. кан. пед. наук: 03.05.05 / Е.Г. Кайдаш. - Москва, 1995 - 382 с.
36. Конев А.Н. Изучение познавательных процессов у школьников 1 класса / Н.А. Конев. - Волгоград: ВГПИ, 2011. - 72 с.
37. Корсун Р.П. Методические пути формирования познавательных интересов младших школьников (на материале изучения материалов об исторических личностях) / Р.П. Корсун // Клио. - 2007. - №03. - С. 236 - 243.
38. Кропочёва Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе»/ Т.Б. Кропочёва // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С. 57-63
39. Кульневич C.B. Нетрадиционные уроки в начальной школе: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК /
С.В. Кульневич. - Воронеж: Учитель, 2002. - 175 с.
40. Лебедева А.В. Уровни развития познавательных интересов у младших школьников / А.В. Лебедева // - 2010. - №02. - С. 62- 64.
41. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 2010. - 191с.
42. Миленький А.Я. Формирование у младших школьников познавательного интереса к учению / А.Я. Миленький. - Минск, 1969. - 542 с.
43. Миронов А.В. / Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А.В. Миронов - М.: Педагогическое общество России,
2012. - 351с.
44. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 2009. - 47с.
45. Новицкая М.А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. / М.А. Новицкая, А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009. - 216 с.
46. Новицкая М.А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса. / М.А. Новицкая, А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2010. - 228 с.
47. Нефедова Е.А. Тесты по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А. Плешакова «Oкружaющий мир» за 3 класс / Е.А. Нефедова, O.A. Узорова. - М.: Издательство Астрель, 2007. - 89 с.
48. Oбухoвa Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Oбухoвa. - М.: Просвещение, 2010. - 216 с.
49. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теорет.-эксперим. Исслед / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 2010. - 240с.
50. Плешаков А.А. Программа и тематическое планирование по уроку окружающего мира / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2008. - 62с.
51. Плешаков А.А. Когда младший школьник активен: методы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мир /
А.А. Плешаков // Начальная школа. - 2007. - №021. - С. 3- 9.
52. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса нач.шк. Ч. 1. / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.
53. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса нач.шк. Часть 2 /А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2005. - 160 с.
54. Погорелова, Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе. / Н.А. Погорелова. - Свердловск: Свердловский пед. инт., 2003. - 219 с.
55. Психологический словарь / под. ред. В.С. Зинченко. - М.: Педагогика-Пресс, 2006. - 440 с.
56. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1976. - 279 с.
57. Скаткин М.Н. Методика естествознания в начальной школе / М.Н. Скаткин. - М.: Просвещение, 2002. - 216 с.
58. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. - М.: Просвещение, 2001. - 104 с.
59. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2006. - 216 с.
60. Щукина Г. И Пути формирования познавательных интересов учащихся на уроке в процессе сообщения новых знаний: ученые записки / Г. И. Щукина. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2005. - 100 с.