Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика урока-лекции при изучении экономической науки в старших классах (Методика преподавания экономики)

Работа №70509

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы50
Год сдачи2021
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
73
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения (методические материалы)

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА-ЛЕКЦИИ В СТАРШИХ 7
КЛАССАХ 7
1.1 Понятие, виды и особенности урока-лекции в старших классах 7
1.2 Основные требования к содержанию и проведению урока-лекции в 12
старшей школе 12
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА-ЛЕКЦИИ В СТАРШИХ 19
КЛАССАХ В КУРСЕ «ЭКОНОМИКА» 19
2.1 Организация деятельности учащихся старших классов на уроке-лекции 19
2.2 Методические модели применения урока-лекции в старших классах в курсе «Экономика» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38


Проблемы особенностей преподавания экономических дисциплин освещены в работах многих ученых, однако ряд вопросов, относящихся к поиску наиболее оптимальных методов обучения, особенно в условиях ограниченности времени общения на уроке, до сих пор остаются нерешенными.
Данная проблема остается недостаточно решенной, как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Большинство научных и методических разработок в данной сфере посвящено вопросам подготовки и проведения вузовской лекции. Лишь немногие авторы упоминают о специфике школьных лекций для старшеклассников. Подробные методические пособия с изложением современных подходов к организации урока-лекции при обучении старшеклассников экономике практически отсутствуют.
Цель настоящей работы заключается в характеристике урока-лекции, применяемого в процессе обучения учащихся старших классов экономике, и анализе путей его оптимизации. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Дать представление о лекции как одной из традиционных форм обучения, проанализировать классификацию уроков-лекций.
2. Рассмотреть основные требования к содержанию и проведению урока-лекции в старшей школе.
3. Раскрыть сильные и слабые стороны урока-лекции при применении его в процессе обучения старшеклассников основам экономической науки.
4. Изложить организационные аспекты деятельности учащихся старших классов на уроке-лекции.
5. Проанализировать различные модели применения урока-лекции в старших классах при изучении экономики и особенности использования инновационных подходов к организации современного урока-лекции.
Объектом исследования являются теоретические и методические основы урока-лекции в старших классах. Предмет исследования – методические аспекты применения урока-лекции в старших классах при изучении экономики.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод исторического и логического анализа, метод сбора фактов.
Теоретическо-методологической основой данной курсовой работы являются научные труды, методические разработки, учебно-методические пособия, посвященные проблемам использования традиционных и инновационных методик обучения в средней школе, а также научные статьи, содержащие обобщение практического опыта изучения эффективности лекции как формы обучения, в которых нашли отражение различные аспекты темы данного исследования.
Структура курсовой работы включает основную часть, состоящую из двух глав, каждая из которых подразделена соответственно на два параграфа, введение, заключение, список использованных источников и приложения к работе. Первая глава посвящена раскрытию теоретических аспектов урока лекции в старших классах. Вторая глава имеет практическую направленность. Она содержит описание различных моделей уроков-лекций, применяемых при обучении старшеклассников экономике, подробные материалы к которым содержатся в приложениях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании вышеизложенного, можно сформулировать следующие выводы. Лекция является традиционной формой обучения, как в высшем учебном заведении, так и в школе. Традиционные (пассивные) методы обучения, в большей степени, предполагают тиражирование информации путем передачи знаний от учителя к учащимся.
В структуре лекции выделяют три части: введение, основное содержание и заключение. Во введении устанавливается связь темы с пройденным материалом, определяются цели, задачи лекции, формулируется план лекции. В основном содержании отражаются ключевые идеи, теория вопроса. По возможности излагаются различные точки зрения. Представляются оценочные суждения педагога, формулируются выводы. В заключении проводятся обобщения и выводы в целом по теме.
Преимуществами урока-лекции являются: последовательность прямого, непосредственного изложения учебного материала; упорядочивание сложных понятий (что очень важно, в частности, при обучении старшеклассников сложной экономической науке); возможность для педагога более эффективно использовать время урока. К недостаткам традиционной лекции относятся: пассивность учащихся; недостаточность стимулов для творческой деятельности.
Общие требования к содержанию урока-лекции заключаются в следующих характеристиках:
1) лекция должна быть яркой, логичной, убедительной, грамотной;
2) лекция должна предоставлять дополнительные сведения по сравнению с учебником;
3) лекция должна активизировать мыслительные процессы учащихся, их познавательную деятельность.
При лекционном ведении урока важны и необходимы особые приемы, которые смогут сделать учащихся активными участниками процесса. В связи с такими установками, предпочтительным станет проблемное изложение материала. Проблемная ситуация возникает в результате целенаправленных действий педагога.
Содержанию экономического образования принадлежит центральная роль в процессе формирования у личности экономического мышления. Для того чтобы учащиеся старших классов познавали не только теоретическую сторону экономики, но и ее прикладной характер, необходимо использование наряду с традиционными формами изложения материала на уроке-лекции активных методов, таких, как проблемные ситуации, беседы, дискуссии и многое другое. Активные методы предполагают получение знаний, благодаря самостоятельной работе старшеклассников, взаимодействию учащихся и учителя, взаимодействию старшеклассников между собой.
Современный урок-лекция, применяемый при изучении экономики в старших классах, базируется на использовании технических средств с применением, как традиционных, так и инновационных технологий. Обучение экономике старшеклассников должно осуществляться на основе использования современных образовательных технологий, и организация урока-лекции в данной сфере должна отвечать всем требованиям к современному уроку.
В данной курсовой работе были проанализированы инновационные подходы к организации урока-лекции при изучении экономики в старших классах. На основании данного анализа можно сделать вывод о том, что сбалансированное использование элементов традиционной лекции и ее разновидностей, предполагающих активизацию слушателей, вовлечение их в учебный процесс – важное условие эффективности обучения учащихся старших классов экономической науке.



1. Ардовская Р.В. Лекции и дистанционное обучение / Р.В. Ардовская // Высшее образование сегодня. – Москва: – 2006. –№ 2. – С. 56-59.
2. Бессонов А.А. Вузовская лекция: Памятка начинающему лектору / А.А. Бессонов. – Челябинск. – 2014. – 118 с.
3. Бойко В.В. Диалог лектора со слушателями: психологические аспекты / В.В. Бойко. – Ленинград: Наука, 1987. – 179 с.
4. Горбич О.И. Вузовские технологии обучения в школе / О.И. Горбич. – Москва: ВЛАДОС, 2009. – 246 с.
5. Гулая Р.В. Современный урок и его особенности / Р.В. Гулая // Инновационная наука. – 2015. – № 5. – С.196-197.
6. Зылева Н.В. Лекция-провокация или использование педагогического приема «запланированная ошибка» в преподавании экономических дисциплин / Н.В. Зылева // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Гуманитарные исследования – 2015. – №2. – С. 214–226.
7. Иванов А.Н. Из практики проведения урока-лекции / А.Н. Иванов // Русский язык в школе. – 1987. – №8. – С. 18-20.
8. Иссерс О.С. Речевое воздействие: учебное пособие для студентов / О.С. Иссерс. – Москва: Гардарики, 2009. – 290 с.
9. Казакова В.А. Методика преподавания уголовно-правовых дисциплин / В.А. Казакова // Юридическое образование и наука. – 2012. – № 4. – С. 32-35.
10. Капариха М.П. Смартфоны как образовательный инструмент / М.П. Капариха // Электронный вестн. Ростов. социально-экономического ин-та. Выпуск № 2 (апрель-июнь). – 2016. – № 4. – С. 223-227.
11. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – Санкт-Петербург: Питер, – 2005. – 370 с.
12. Колычев Н.М., Семченко В.В., Левкин Г.Г., Сосновская Е.В. Лекция о лекции: учебное пособие / Н.М. Колычев, В.В. Семченко, Г.Г. Левкин. – 4-е изд., испр. и доп. – Омск. – 2015. – 261 с.
13. Конфедератов И.Н. Лекция и учебник / И.Н. Конфедератов // Вестник высшей школы. –2005. – № 9. – С. 36–39.
14. Котова Н.С., Котов Г.С. Высшее образование через дистанционные технологии (зарубежный опыт) / Н.С. Котова, Г.С. Котов // Теория и методика современного учебно-воспитательного процесса: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции / под. ред. Н.А. Красновой, Т.Н. Плесканюк. – Нижний Новгород. – 2016. – С. 51-54.
15. Криницин Д.Я. Методика построения и чтения лекции / Д.Я. Криницин. – Омск. – 1972. – 270 с.
16. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 141 с.
17. Методика преподавания правовых и экономических дисциплин: учебно-метод. пособие / Е.В. Евплова, Е.В. Гнатышина, М.В. Чередникова. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 151с.
18. Мисько О.Н. Актуальные проблемы преподавания экономической истории в высшей школе / О.Н. Мисько // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. – 2013. – № 2-4. – С.64-66.
19. Митусова О.А. Современная методика преподавания экономики / О.А. Митусова // Электронный вестн. Ростов. социально-экономического ин-та. Выпуск № 2 (апрель-июнь). – 2016. – № 4. – С. 193-198.
20. Савельева Ю.В. Проблемная лекция – как один из методов активного обучения / Ю.В. Савельева. – Новосибирск. – 2006. – 205 с.
21. Цой Н.В. Профессиональные компетенции педагогов в системе электронного обучения / Н.В. Цой // Вестник-kst. – 2014. – № 4 (6). – С. 105-108.
22. Чиняков О.С. Проблемы преподавания уголовного права в вузе и пути их решения / О.С. Чиняков // Мир науки и образования. – 2015. – № 1. – С.2-5.
23. Адамбекова Б. М. Blended Learning [Электронный ресурс] - режим доступа: http://portal.kazntu.kz/files/publicate/2013-02-26-10649_0.pdf
24. Гребенников О.В. Актуальные вопросы экономического образования в школе / О.В. Гребенников // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15902
25. Инновационный проект по апробации и внедрению в педагогическую практику средних учебных учреждений Ростовской области технологии смешанного обучения [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.openclass.ru/node/430807/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ