Введение 3
1. Теоретические основы горнолыжного туризма как специального вида
зимнего туризма 7
1.1. Понятие горнолыжного туризма и его особенности 7
1.2. Мировые центры горнолыжного туризма 13
1.3. Развитие горнолыжного туризма в России 28
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Лайф-Тур Центральный регион» 35
2.1. Организационно-экономическая характеристика турфирмы 35
2.2. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности 41
2.3. Анализ целевого сегмента и привлекательности рынка 55
3. Разработка и обоснование проекта организации горнолыжного тура 63
3.1. Выбор направления горнолыжного отдыха 63
3.2. Разработка проекта молодежного горнолыжного тура 73
3.3. Оценка эффективности проектных мероприятий 84
Заключение 90
Список использованных источников 95
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
На сегодняшний день горнолыжные туры занимают второе место по популярности среди туристов всего мира. Поэтому, горнолыжные курорты представляют собой самые современные и высококлассные курорты мира. В основе современного горнолыжного туризма лежат потребности людей в восстановлении физических и душевных сил, что характеризует этот горнолыжный туризм как разновидность рекреационного туризма.
Рекреационный вид туризма очень многообразен и включает в себя следующие программы: зрелищно-развлекательные, занятия по интересам; обучающие; этнические и бытовые; туристско-оздоровительные. Основными задачами горнолыжного туризма являются:
- гармоническое физическое развитие и содействие всестороннему развитию человека;
- укрепление здоровья и предупреждение заболеваний;
- обеспечение полноценного отдыха для людей разного возраста и профессий;
- поддержание высокой работоспособности человека;
- достижение активного творческого долголетия.
Таким образом, под горнолыжным туризмом будем понимать разновидность рекреационного туризма, предполагающую спуск с гор по естественным снежным склонам и специально подготовленным трассам на лыжах в оздоровительных целях.
В горнолыжном туризме большую роль в стоимостном отношении играет ассортимент дополнительных услуг: услуги инструктора, прокат снаряжения, скипасс. Особое значение для горнолыжного туризма имеет медицинское страхование. Как правило, страховая премия в 2,5 раза больше, чем при обычных видах туризма. Несмотря на то, что горнолыжный туризм
4 относится к достаточно дорогим видам туризма, с каждым годом растет число туристов, увлекающихся данным видом.
В России горнолыжный туризм в последние десятилетия развивается быстрыми темпами. По различным оценкам, сегодня в России насчитывается более 3 млн. любителей горнолыжного отдыха с ежегодным приростом их числа примерно на 8%. Оборот отечественной горнолыжной индустрии превышает 5 миллиардов евро в год.
Государство и бизнес прилагает совместные усилия для развития горнолыжных комплексов, положительно оценивая дальнейшую перспективу развития данной отрасли в России. Сегодня в России официально более 200 горнолыжных центров, их обслуживают целые поселки и города.
В Российской Федерации имеется целый ряд благоприятных и подходящих мест, где функционируют горнолыжные комплексы. Развитию горно-лыжного туризма в России способствуют благоприятные природные условия. Среди них наличие разнообразных по высоте и рельефу горных сооружений - Кавказа, Урала, Алтая, Саян, Хибин и др. Также для большинства горных территорий России характерны благоприятные для горнолыжного туризма климат, условия, обеспечивающие наличие плотного снежного покрова в течение 4-5 месяцев к году и больше.
Несмотря на наличие у России уникальных природно-рекреационных возможностей существует ряд проблем, тормозящих развития горнолыжной индустрии в стране, что требует необходимости разработки концепции управления развитием индустрии горнолыжного туризма. Данная концепция должна предполагать тесное взаимодействие различных субъектов туристского рынка - частного сектора и государственного, так как именно такая форма организации управления горнолыжным туризмом наиболее эффективна в России.
Проблема исследования заключается в необходимости развития горнолыжного туризма в регионах России и недостаточности разработанности указанного вопроса в практике отечественного туризма. Учитывая растущий спрос со стороны туристов на активный отдых, популярность горнолыжного туризма, тема дипломного проекта представляется актуальной.
Целью дипломного проекта является рассмотрение организационных и экономических аспектов развития горнолыжного туризма, изучение его специфических особенностей и разработка горнолыжного тура.
В соответствии с намеченной целью, в работе были поставлены и реализованы следующие задачи:
- изучить теоретические основы горнолыжного туризма как специального вида зимнего активного отдыха
- рассмотреть требования к организации горнолыжных курортов
- изучить мировые центры горнолыжного туризма
- дать оценку состояния горнолыжного туризма в Российской Федерации
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность объекта исследования;
- рассмотреть основные направления деятельности туристской фирмы с учетом потребительских предпочтений;
- изучить организационные аспекты разработки горнолыжных туров;
- разработать проектные мероприятия, направленные на развитие горнолыжного туризма;
- представить финансовое обоснование горнолыжного тура;
- оценить эффективность от внедрения проекта.
В качестве объекта дипломного исследования выступает ООО «Лайф- Тур Центральный регион» - туристическая компания, являющаяся туроператором по внутреннему туризму.
Предметом исследования является горнолыжный туризм и ресурсы для его развития в нашей стране.
Теоретической и методической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых. Наиболее значимые результаты исследований взаимодействия индустрии туризма и экономики региона представлены в работах Азар В.И., Аврах Ю.И., Амирханова М.М., Балабанова А.И., Блохина Ю.И., Богданова Ю.В., Биржакова М.Б., Винокурова В.И., Волкова B. C., Зорина И.В., Карповой Г.А., Квартальнова В.А., Кириллова А.Т., Розановой Т.П., Романовой Г.М., Татаринова A.A., Чуваткина П.П., Яковенко Г.В.
При написании дипломного проекта были использованы общенаучные методы и специальные методы анализа данных. Среди них: методы экономического анализа, методы статистической обработки информации, методы системного, логического анализа, методы проблемного и сравнительного анализа, теоретического обобщения, статистический, графический, динамические методы оценки эффективности инвестиционных проектов.
При подготовке дипломного проекта были проанализированы законодательные и нормативные документы, лежащие в основе государственной политики регулирования туристской деятельности в России, регионах России, национальный стандарт, отражающий требования к услугам горнолыжного туризма (ГОСТ Р 55881-2013), статистические материалы, издания Всемирной туристской организации, данные периодической печати.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты дипломного проекта могут быть широко использованы в практике туристских предприятий г. Белгород при формировании горнолыжных туров.
ООО «Лайф-Тур» предлагает услуги на туристском рынке внутреннего и международного туризма с 2011 года. Основными направлениями деятельности «Лайф-Тур» являются:
1) индивидуальный туризм: туры любой сложности, санаторно-курортное лечение, СПА, экзотические туры, автобусные туры, горнолыжные туры, детский отдых, пляжный отдых, круизы, свадебные путешествия и др.;
2) деловой туризм: организация тренингов и семинаров, корпоративные мероприятия, туры на событийные мероприятия, спортивные туры, туры выходного дня.
Анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности туристского агентства показал, что на протяжении исследуемого пери-ода с 2013 по 2014 гг. выручка выросла на 467 тыс. руб. (или на 13,79%). В 2015 году она составляла 6412 тыс. руб., что ниже уровня предыдущего периода на 569 тыс. руб. Снижение выручки от продаж объясняется негативной ситуацией, сложившейся в отрасли и общим спадом турпотока за рубеж.
Валовая прибыль в 2013 году составляла 978 тыс. рублей, в 2014 г. - 1068 тыс. рублей, а в 2015 г. - 1342 тыс. рублей. В процентом отношении показатель валовой прибыли увеличился на 2,76%, однако в 2015 году отмечено снижение валовой прибыли на 6% относительно предыдущего периода. Рост валовой прибыли в 2014 году обуславливается тем, что в организации увеличивалось количество клиентов. Соответственно, увеличивалась прибыль от от продаж. Кроме того, снижение управленческих и коммерческих расходов способствовало росту данного показателя.
Изменение чистой прибыли показывает конечный финансовый результат организации, который, в свою очередь, является положительным, что говорит об эффективности деятельности ООО «Лайф-Тур» и, несмотря на общую негативную ситуацию в отрасли, вызванную изменением валютного курса, опасением туристов, компания принимает достаточно эффективные управленческие решения, способствующие сохранению рынка и получению прибыли.
Анализ показал, что в исследуемом периоде (2013-2015 гг.) валюта баланса возросла на 96 тыс. рублей или на 6,42%. Анализируемое предприятие характеризуется высокой долей оборотных активов, а именно 55,18% в 2013 г., 56,5% в 2014 г. и 57,07% в 2015 г.
В целом, оборотные активы увеличились на 83 тыс. рублей (10,06%). Увеличение произошло за счет роста запасов и дебиторской задолженности. Рост дебиторской задолженности и ее доли в текущих активах (13,64%) свидетельствует о неосмотрительной кредитной политике по отношению к покупателям, что нельзя назвать положительным фактором в деятельности компании. Снижение в 2015 г., по сравнению с 2014 г., вызвано сокращением денежных средств на расчетном счете организации.
Анализ ликвидности и платежеспособности за 2013-2015 гг. показал, что баланс ООО «Лайф-Тур» недостаточно ликвиден, но организация в со-стоянии оплачивать текущие счета. Проанализировав динамику показателей рентабельности, можно сделать вывод, что деятельность ООО «Лайф-Тур» является рентабельной (прибыльной), т.к. на протяжении исследуемого периода растут коэффициенты прибыли. Анализ деловой активности показал, что значения рассчитанных показателей являются оптимальными.
Естественно, что все виды предложений на туристском рынке должны быть ориентированы на конкретного потребителя, на его потребительские предпочтения. Поэтому возникает объективная необходимость создания та-кого турпродукта, который удовлетворял бы цели путешествия потребителей, формируя при этом клиентскую лояльность и способствуя росту объемов реализации.
В структуре клиентов ООО «Лайф-Тур» значительную долю занимают клиенты, предпочитающие активные виды отдыха. При этом, их количество увеличивается из года в год.
С целью формирования предложений для активного отдыха, были изучены ресурсы горнолыжного туризма. Анализ показал, что в России достаточно большое количество горнолыжных курортов. В настоящее время про-катиться на горных лыжах предлагают горнолыжные курорты многих регионов России: очень известный горнолыжный курорт Красная Поляна, горнолыжные базы Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии, горнолыжные курорты Подмосковья, Алтая, Урала и Дальнего Востока. Российские горнолыжные курорты активно развиваются: на них устанавливаются новые подъемники, открываются отели, появляются новые трассы.
Сравнительный анализ показал, что наиболее развитые и перспективные горнолыжные комплексы расположены на территории Красной Поляны. Красная Поляна является уникальным горнолыжным курортом на Западном Кавказе, который расположен у подножья вершин Главного Кавказского хребта. Красная Поляна окружена горами разной высоты, так высотный режим колеблется от 2000-3000 метров, курорт располагается на высоте 550 метров над уровнем моря.
Учитывая спрос на горнолыжный туризм со стороны молодого поколения и интерес к горнолыжным курортам постолимпийского наследия основной ориентир взят именно на формирование горнолыжного тура на курорт «Горная карусель».
В ходе исследования также был выделен сегмент молодежи, для которых путешествия рассматриваются как стиль жизни современного развитого общества. При этом, считается, что у молодежи более свободный режим жизни в смысле наличия времени на отдых и путешествия. Учитывая, что данный сегмент достаточно емкий, было принято решение о разработке пакетного тура, ориентированного именно на молодежь, в том числе студенческую молодежь и активно продвигать его в студенческой среде, используя ресурсы профсоюзных организаций.
На основании проведенного анализа, выявленной тенденции роста спроса на отечественные горнолыжные туры, популярность данного вида туризма, а также с учетом необходимости выполнения программ развития внутреннего туризма, руководством компании было принято решение о формировании пакетного горнолыжного тура на горнолыжный курорт «Красная поляна» и горнолыжный комплекс «Горная карусель» как наиболее оптимальный по соотношению «цена-возможности» и наиболее популярный среди молодежи.
Основной акцент при формировании пакетного тура для активной молодежи сделан на снижении транспортных расходов за счет организации чартерных перевозок с возможностью перевозки спортивного снаряжения. Также для данной категории потребителей предлагаются более бюджетные отели, как правило, молодежь и студенты путешествуют группами, что дает возможность бронирования отелей со скидкой. Кроме того, предоставляются существенные льготы для совершения путешествий, устанавливаются пониженные тарифы на перевозку, приобретение ски-пассов.
До этого у компании «Лайф-Тур Центральный регион» не было наземной чартерной перевозки, но популярность курортов Краснодарского края не вызывает сомнений относительно правильности выбора железнодорожной перевозки и все договоренности с РЖД уже на стадии завершения.
Стоимость перевозки чартерным рейсом при выкупе 36 мест в одном чартерном купейном вагоне составит в среднем 151200 руб. Сумма прямых затрат на группу из 36 человек составляет 719660 руб. Исходя из планируемой нормы прибыли 35% стоимость обслуживания группы составит 971541 руб. Тогда стоимость одного пакета услуг 26987,25 руб.
Предприятием по итогам реализации проекта может быть получена положительная чистая современная стоимость будущих денежных потоков
94 NPV в размере 3535,283 тыс. руб. По данному критерию (по проекту NPV>0), проект следует принимать. Индекс рентабельности инвестиций проекта составляет 2,8. Это означает, что на 1 рубль вложенных средств можно получить 1,8 рубля прибыли или 2,8 руб. возврата средств. Полученный индекс рентабельности больше 1, что подтверждает экономическую эффективность проекта.
Внутренняя норма дохода предлагаемого инвестиционного проекта достаточно высокая для предприятий сферы туризма и для проектов такого рода (108,25%) и выше принятой нормы дисконта (25%), что положительно характеризует проект.
Срок окупаемости проекта: PP=1 год и DPP=2 года. Чаще во внимание принимается дисконтный срок окупаемости, так как он отражает временной характер денежного потока.
Также по итогам реализации проекта повысится сумма налоговых выплат в бюджет за счет увеличения суммы налога на прибыль за прогнозируемый период реализации проекта 4 года на 2048,813 тыс. руб. и сумма отчислений от заработной платы за весь период 150 тыс. руб. Бюджетная эффективность проекта: 2048,813+150=2198,813 тыс. руб.
При оценке основных показателей деятельности предприятия по итогам реализации проекта, а в частности показателей доходности можно отметить положительную динамику их значений, чистая прибыль от дополнительных туров уже в первый год будет выше среднегодовой в предыдущие периоды, так как на рынке нет конкурентов, в том числе прямых.
Реализация проекта позволит ООО «Лайф-Тур Центральный регион» стать компанией, ориентированной на сегмент молодых активных людей и предлагающей доступный пакетный горнолыжный тур, уникальность которого заключается в минимизации издержек путем использования чартерной железнодорожной перевозки. Доступность тура для молодежи является ценовым конкурентным преимуществом компании и, в свою очередь, позволяет сгладить сезонные колебания спроса на туруслуги, сохранить определенную долю туристского рынка, повысить эффективность работы турфирмы.
1. Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Текст] Части первая, вторая и третья: по состоянию на 1 февр. 2011 г : офиц. текст / М-во юстиции Рос. Федерации. - М. : Юрайт, 2011. - 480 с. - (Правовая б-ка).
2. Российская Федерация. Государственная Дума. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Текст] Части первая, вторая и третья: по состоянию на 12 февр. 2011 г : офиц. текст / М-во юстиции Рос. Федерации. - М. :Юрайт, 2011. - 524 с. - (Правовая б-ка).
3. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 30, ч. II. - Ст. 3127.
4. О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 24, ч. II. - Ст. 3017
5. Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года [Текст] : постановление Правительства РФ: от 31 дек. 2004 года № 901 (в ред. от 29.05.2008 № 411) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство».
6. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Текст] : постановление правительства Белгородской области : от 25 янв. 2010 года № 27 - пп. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Ин-форм. банк «Регион. вып. Белгородская область».
7. ГОСТ 50644-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов [Текст]. - Введ. 1994-07-01. - М. : Изд-во стандартов, 2004. - 96 с.
8. ГОСТ Р 55881-2013 Туристские услуги. Общие требования к услугам горнолыжного туризма [Текст]. - Введ. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013года № 2077-ст. - М. : Изд-во стандартов, 2014. - 87 с.
9. Аминова, Р. К. Методические основы оценки и направления повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма [Текст] : автореф. дис.канд. экон. наук / Р.К. Аминова. - Махачкала, 2010. - 22 с.
10. Александрова, А. Ю. Международный туризм [Текст] : учеб. пособие / А. Ю. Александрова. - М. : Аспект Пресс, 2014. - 464 с.
11. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма [Текст] : учеб. пособие / А. В. Бабкин. - Ростов-на/Д., 2011. - 119 с.
12. Бариленко, В. И. Анализ финансовой отчетности [Текст] : учеб. пособие / В. И. Бариленко, С. И. Кузнецов, Л. К. Плотникова, О. В. Кайро; под общей редакцией В. И. Бариленко. - 2-е изд., переработанное - М. : КНО- РУС, 2010. - 416 с.
13. Баринов, В. А. Особенности развития спортивно-оздоровительного туризма в регионе [Текст] / В. А. Баринов, В. Л. Харченко // Российское предпринимательство. - 2010. - № 14 (421). - С. 237-239.
14. Билет всюду: как зимние курорты в Альпах договорились о едином ски-пассе [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rbc.ru/magazine/2016/03/cdd41 a9a79478601346801
15. Богинский, К. А. Использование потенциала спортивного туризма в формировании комплексного туристского продукта дестинации [Текст] : автореф. дисс. ...уч. ст. канд. экон. наук / К. А. Богинский. - Санкт-Петербург, 2011. - 22 с.
16. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб. пособие / Т. Б. Бердникова. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 215 с.
17. Бурменко, Т. Д. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг [Текст] : учеб. пособие / Т. Д. Бурменко. - Ростов-на-Дону : КноРус, 2010. - 422 с.
18. Быстров, С. А. Организация туристской деятельности [Текст] : учеб. пособие / С. А. Быстров. - М . : Форум, 2013. - 400 с.
19. Волков, Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса [Текст] : учеб. пособие / Ю.Ф. Волков. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 384 с.
20. Восколович, Н.А. Маркетинг туристских услуг [Текст] : учеб. пособие / Н.А. Восколович. - М. : ТЕИС, 2014. - 167 с.
21. Гвозденко, А. А. Страхование в туризме [Текст] : учебное пособие / А.А. Гвозденко. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 256 с.
22. Волков, А.В. Развитие спортивного туризма за рубежом [Текст] / А.
B. Волков, С. В. Черемшанов // Известия Сочинского государственного университета. - 2012. - № 4 (22). - С. 30-36.
23. Галева, Р.Б. Маркетинговый подход к развитию спорта в регионе / Р.Б. Галеева // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 4. -C.63-67.
24. Гольдштейн, Г. Я. Основы менеджмента: Учебник [Текст] / Г. Я. Гольдштейн. - М. : ООО «Издательство ЭЛИТ», 2014. - 618 с.
25. Грачев, А. В. Развитие регионального туризма в современных условиях [Текст]: учеб.-практическое пособие / А. В. Грачев. - М. : Дело и Сервис, 2010. - 192 с.
26. Горный туризм : сайт путешественников караванеров любителей
отдыха и туризма[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http: //www.lifeintravel .ru/gorniy-turizm/
27. Дугельный, А. П. Управление на предприятиях туризма [Текст] : учебно-практическое пособие для студентов и преподавателей экономических вузов / А. П. Дугельный, В. Ф. Комаров. - М. : Дело, 2010 - 332 с.
28. Евреинов, О.Б. Комплексное развитие и совершенствование инфраструктуры туризма в регионе (на примере Санкт-Петербурга) [Текст] : автореф. дис.канд. экон. наук / О. Б. Евреинов. - СПБ. : НОУ ВПО Балтийская академия туризма и предпринимательства, 2012. - 23 с.
29. Долгова, Г.В. Индустрия туризма [Текст] / Г.В. Долгова, О.Н. Попова. - Волгоград : Издательство ВГПУ «Перемена», 2014. - 152 с.
30. Жукова, М. Индустрия туризма: менеджмент, организация [Текст] / М.Жукова. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 234 с.
31. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и ту-ризме [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Зайцева.- М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 224 с.
32. Кулишкин, Д.Ю. Постолимпийский период: реализация наследия, пути развития, оценка потенциала (на примере г. Сочи) / Д.Ю. Кулишкин // Известия Сочинского государственного университета. - 2015. - № 2 (35) - С. 69-73.
33. Коновалов, А. В. Проблемы и возможности развития спортивно-событийного туризма [Текст] / А. В. Коновалов // Сборник научных статей и докладов Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы развития туризма и туристского сервиса». - СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2010. - 294 с.
34. Коновалов, А. В. Оценка социально-экономической эффективности развития спортивно-событийного туризма [Текст] / А. В. Коновалов // Проблемы современной экономики.- 2011.- №2.- С. 123-127.
35. Колобков, П.А. Реализация Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года как фактор системного подхода к развитию физической культуры и спорта среди населения страны в 2010-2011 годах [Текст] / П.А. Колобков // материалы междунар. спортивного форума «Россия - спортивная держава 2011» М.: СпортАкадемРеклама. 2011. - С. 10-18.
36. Лазарев, Г.И. Инновационное развитие региона: сервисный аспект и роль вузов [Текст] / Г. И. Лазарев //Территория новых возможностей: вестник ВГУЭС. -2010. - № 3 (7). - С. 98-105.
37. Лаврова, Т. А. Туристская индустрия и ее значение в отраслевой структуре экономики России [Текст] / Т. А. Лаврова // Вестник Национальной академии туризма. - 2011. - № 4 (8). - С. 94 - 97.
38. Макарьева, В. И. Анализ финансово- хозяйственной деятельности организации [Текст] : учеб. пособие / В. И. Макарьева, Л. В. Андреева. - М. : Финансы и статистика, 2015. - 264 с.
39. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент [Текст] : курс лекций / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
40. Марков, Д. Н. Экономическая оценка туристской деятельности на региональном уровне [Текст]: автореф. дис...канд. экон. наук / / Д. Н. Марков. - Владивосток : ДФУ., 2013. - 24 с.
41. Можаева, Н. Г. Организация туристской индустрии и география туризма [Текст] : учебник / Н. Г. Можаева, Г.В. Рыбачек - М. : ИД «ФО¬РУМ», 2014. - 284 с.
42. Официальный курортный сайт администрации города Сочи [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.sochiru.ru/
43. Павлов, К.А. Горнолыжные курорты России и СНГ [Текст] : путеводитель / К.А. Павлов, Л.Ю. Минина. - М: Вокруг света, 2014. - 102 с.
44. Пшеничных, Ю. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] : учеб. пособие / Ю. А. Пшеничных, А. Э. Саак. - Спб.: Питер, 2009. - 512 с.
45. Пузакова, Е. П. Международный туристический бизнес [Текст] / Е. П. Пузакова, В. А. Честникова. - М. : «Экспертное бюро», - 2011. - 176 с.
46. Перонко, И. А. Проведение Олимпийских игр - мощный стимул развития региональной экономики/ Сайт Центрального банка РФ. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.cbr.ru /publ/
moneyandcredit/peronko_02_13.pdf.
47. РЖД вводит чартерные поезда [Электронный ресурс] / Режим до-ступа: http: //www.otzyv.ru/news .php?id
48. SKI-ГИД 2008. Горнолыжные курорты России и ближнего зарубежья [Текст] / Том 2. - М. : Техника молодежи, 2008. - 128 с.
49. Салеева, Т. В. Повышение конкурентоспособности курорта Сочи с учетом Олимпийского наследия [Текст] / Т. В. Салеева // Известия Сочинского государственного университета. - 2015. - № 1 (34). - С. 172-178.
50. Уилсон, А. Мировой атлас горнолыжных курортов [Текст] / пер. с англ. К. Ткаченко / А. Уилсон. - М. : ФАИР, 2010. - 271 с.
51. Темный, Ю. В. Экономика туризма [Текст] / Ю. В. Темный, Л. Р. Темная. - М. : Инфра-М, 2010. - 218 c.
52. Ткачев А. Н. Инвестиционные возможности Краснодарского края/
Инвестиционный портал Краснодарского края.
URL: http: //www.investkuban.ru/kk5. html
53. Черемшанов, С. В. Понятие и классификационное определение спортивного туризма [Текст] / С. В. Черемшанов // Известия Сочинского государственного университета. - 2012. -№ 4 (22). - С.141-147.
54. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма [Текст] / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин. - М. : КноРус, 2012. - 448 с.
55. Чудновский, А. Д. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и основные направления реализации туристского продукта : учебное пособие / А. Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 304 с.
56. Чудновский, А. Д. Теория и методология социально¬
экономических исследований в туристской индустрии: учебное пособие / А. Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М. : КноРус, 2013. - 360 с.
57. Чикурова, Т. Ю. Социально-экономическая эффективность туристской деятельности в малых и средних городах [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Т. Ю. Чикурова. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УрГЭУ., 2011. - 25 с.
58. Юдина, Т.А. Перспективы развития горнолыжного курорта Красная Поляна в г. Сочи [Текст] / Т.А. Юдина, Е.Н. Чеснокова // Известия Сочинского государственного университета. - 2015. -№ 2 (35) - С. 180-186.