УСПЕШНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 10
1.1 Особенности ранних этапов карьерного развития молодых специалистов...10
1.2 Критерии и факторы успешности трудоустройства молодых
специалистов 17
1.3 Самопрезентация как фактор успешности трудоустройства 25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1 Постановка проблемы исследования: цель, задачи, гипотеза исследования.40
2.2 Описание выборки 41
2.3. Методы и методики исследования 43
2.4 Процедура исследования 53
2.5 Математико-статистические методы обработки данных 54
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 56
3.1 Оценка успешности трудоустройства молодых специалистов по
объективному и субъективному критериям в зависимости от пола и образовательного профиля 56
3.2 Оценка субъектных особенностей самопрезентации молодых специалистов
разных полов и образовательных профилей 66
3.3 Взаимосвязь субъектных особенностей самопрезентации и успешности
трудоустройства молодых специалистов 72
3.4 Самопрезентация как предиктор успешности трудоустройства молодых
специалистов 86
ВЫВОДЫ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 10
1.1 Особенности ранних этапов карьерного развития молодых специалистов...10
1.2 Критерии и факторы успешности трудоустройства молодых
специалистов 17
1.3 Самопрезентация как фактор успешности трудоустройства 25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1 Постановка проблемы исследования: цель, задачи, гипотеза исследования.40
2.2 Описание выборки 41
2.3. Методы и методики исследования 43
2.4 Процедура исследования 53
2.5 Математико-статистические методы обработки данных 54
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 56
3.1 Оценка успешности трудоустройства молодых специалистов по
объективному и субъективному критериям в зависимости от пола и образовательного профиля 56
3.2 Оценка субъектных особенностей самопрезентации молодых специалистов
разных полов и образовательных профилей 66
3.3 Взаимосвязь субъектных особенностей самопрезентации и успешности
трудоустройства молодых специалистов 72
3.4 Самопрезентация как предиктор успешности трудоустройства молодых
специалистов 86
ВЫВОДЫ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ
О наличии проблем с трудоустройством у молодежи, в частности, молодых специалистов, свидетельствует официальная статистика. Согласно данным, представленным в распоряжении Правительства РФ об утверждении и размещении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013¬2020 годы, около одной трети представителей российской молодежи не могут приспособиться к современной экономической ситуации и реализовать свой профессиональный потенциал. Их доля среди официально зарегистрированных безработных в российских регионах колеблется от 20 до 57 % (в среднем - 37 %) (Правительство России: [ h ttp ://g o ve rnm e n t. r u/] . URL: http://government.ru/docs/3342/).
Данный документ определяет миссию образования как реализацию каждым гражданином своих социальных, экономических возможностей, и в конечном итоге - социально-экономическое развитие России. Одним из основных видов раскрытия человеческого потенциала является профессиональная сфера. А на раннем этапе развития карьеры имеющиеся у специалиста возможности реализуется в трудоустройстве. «Современный рынок труда, выставляет социальный заказ не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников, востребует их личностные качества и ориентирует на раскрытие имеющихся ресурсов» (Савин В. А., 2012, с. 55).
Раскрытие потенциала молодого специалиста осуществляется благодаря самопрезентации, она играет роль сквозного навыка, позволяющего создавать образ, который демонстрирует обладание всеми необходимыми компетенциями. Опыт работы, отсутствие которого является существенным барьером на пути к трудоустройству выпускника, может компенсироваться именно за счет самопрезентации. С одной стороны, с помощью самопрезентации специалист раскрывает свой потенциал. С другой стороны, она позволяет работодателю оценить своего работника и соответствующим образом повлиять на его карьеру. Таким образом, данную компетенцию можно назвать своеобразным связующим
звеном между работодателем и специалистом и основой конкурентоспособности последнего на современном рынке труда. Отметим, что самопрезентация имеет особую важность именно для выпускников, поскольку, в большинстве случаев образование и умение должным образом представить его наличие - это единственные рабочие инструменты в арсенале молодого специалиста, находящегося в поисках работы.
Относительно данного подхода в рамках Санкт-Петербургского государственного университета важно отметить, что сегодня вуз начинает активную работу по содействию выпускникам в успешном трудоустройстве. О взаимодействии СПбГУ с рынком труда свидетельствует внедрение таких мероприятий, как оценивание потенциальными работодателями ответов студентов на экзаменах, ВКР и магистерских диссертаций на защите дипломов. Сюда также можно отнести изменения в виде внесения дополнительной информации в диплом - это ФИО, ученые звания и степени всех преподавателей дисциплин, информацию о практической значимости темы ВКР с точки зрения конкретного работодателя, специальный код, который позволяет удостовериться в подлинности диплома (Санкт-Петербургский государственный университет: [http ://spbu.ru/].U R L : http://spbu.ru/news-spsu/25849-o-vypusknike-spbgu- rasskazhet-qr-kod.html). В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» и Ассоциацией выпускников Санкт-Петербургского государственного университета, повышение востребованности выпускников на рынке труда входит в круг общих интересов университета и Ассоциации его выпускников (Ассоциация выпускников СПбГУ: [http://alumnispbu.net/ ] .URL: http://alumnispbu.net/documents/?ELEMENT ID=75) .Кроме того, члены Ассоциация выпускников, участвуя в формировании образовательных программ СПбГУ, выдвигают идею по внедрению курса, обучающего общим «надпредметным компетенциям», которыми должен владеть каждый выпускник СПбГУ, а также специальным, которые необходимы в рамках конкретной профессии. В общие надпредметные компетенции входят и навыки по самопрезентации, необходимые для современного молодого специалиста.
Все это говорит о том, что сегодня успешно трудоустраиваются те выпускники, которые оперативно реагируют на изменения внешней среды, а именно, специфику рынка труда, особенности конкретной сферы, организации и работодателя и в соответствии с этим организуют процесс предъявления информации о себе. Организация поведения соискателя-выпускника подразумевает под собой умелое представляют своих достоинств, основным из которых является наличие диплома, и маскировка недостатков, к примеру, отсутствия опыта работы.
Практическая новизна
Во-первых, мы обратились к рассмотрению успешности трудоустройства выпускников петербургских вузов в контексте психологии. Данная тема, с учетом ситуации на современном рынке труда и социально-экономической обстановкой в нашей стране в целом, является на сегодняшний день малоизученной.
Во-вторых, в данной работе представлены эмпирические данные, основанные на математико-статистических методах проверки научной гипотезы о влиянии особенностей самопрезентации на успешность трудоустройства.
Данный документ определяет миссию образования как реализацию каждым гражданином своих социальных, экономических возможностей, и в конечном итоге - социально-экономическое развитие России. Одним из основных видов раскрытия человеческого потенциала является профессиональная сфера. А на раннем этапе развития карьеры имеющиеся у специалиста возможности реализуется в трудоустройстве. «Современный рынок труда, выставляет социальный заказ не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников, востребует их личностные качества и ориентирует на раскрытие имеющихся ресурсов» (Савин В. А., 2012, с. 55).
Раскрытие потенциала молодого специалиста осуществляется благодаря самопрезентации, она играет роль сквозного навыка, позволяющего создавать образ, который демонстрирует обладание всеми необходимыми компетенциями. Опыт работы, отсутствие которого является существенным барьером на пути к трудоустройству выпускника, может компенсироваться именно за счет самопрезентации. С одной стороны, с помощью самопрезентации специалист раскрывает свой потенциал. С другой стороны, она позволяет работодателю оценить своего работника и соответствующим образом повлиять на его карьеру. Таким образом, данную компетенцию можно назвать своеобразным связующим
звеном между работодателем и специалистом и основой конкурентоспособности последнего на современном рынке труда. Отметим, что самопрезентация имеет особую важность именно для выпускников, поскольку, в большинстве случаев образование и умение должным образом представить его наличие - это единственные рабочие инструменты в арсенале молодого специалиста, находящегося в поисках работы.
Относительно данного подхода в рамках Санкт-Петербургского государственного университета важно отметить, что сегодня вуз начинает активную работу по содействию выпускникам в успешном трудоустройстве. О взаимодействии СПбГУ с рынком труда свидетельствует внедрение таких мероприятий, как оценивание потенциальными работодателями ответов студентов на экзаменах, ВКР и магистерских диссертаций на защите дипломов. Сюда также можно отнести изменения в виде внесения дополнительной информации в диплом - это ФИО, ученые звания и степени всех преподавателей дисциплин, информацию о практической значимости темы ВКР с точки зрения конкретного работодателя, специальный код, который позволяет удостовериться в подлинности диплома (Санкт-Петербургский государственный университет: [http ://spbu.ru/].U R L : http://spbu.ru/news-spsu/25849-o-vypusknike-spbgu- rasskazhet-qr-kod.html). В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» и Ассоциацией выпускников Санкт-Петербургского государственного университета, повышение востребованности выпускников на рынке труда входит в круг общих интересов университета и Ассоциации его выпускников (Ассоциация выпускников СПбГУ: [http://alumnispbu.net/ ] .URL: http://alumnispbu.net/documents/?ELEMENT ID=75) .Кроме того, члены Ассоциация выпускников, участвуя в формировании образовательных программ СПбГУ, выдвигают идею по внедрению курса, обучающего общим «надпредметным компетенциям», которыми должен владеть каждый выпускник СПбГУ, а также специальным, которые необходимы в рамках конкретной профессии. В общие надпредметные компетенции входят и навыки по самопрезентации, необходимые для современного молодого специалиста.
Все это говорит о том, что сегодня успешно трудоустраиваются те выпускники, которые оперативно реагируют на изменения внешней среды, а именно, специфику рынка труда, особенности конкретной сферы, организации и работодателя и в соответствии с этим организуют процесс предъявления информации о себе. Организация поведения соискателя-выпускника подразумевает под собой умелое представляют своих достоинств, основным из которых является наличие диплома, и маскировка недостатков, к примеру, отсутствия опыта работы.
Практическая новизна
Во-первых, мы обратились к рассмотрению успешности трудоустройства выпускников петербургских вузов в контексте психологии. Данная тема, с учетом ситуации на современном рынке труда и социально-экономической обстановкой в нашей стране в целом, является на сегодняшний день малоизученной.
Во-вторых, в данной работе представлены эмпирические данные, основанные на математико-статистических методах проверки научной гипотезы о влиянии особенностей самопрезентации на успешность трудоустройства.
В рамках исследования проведен теоретический анализ публикаций по теме самопрезентации в системе профессионального становления, определены критерии успешности трудоустройства молодых специалистов и индивидуально-психологические особенности их самопрезентации; оценены успешность трудоустройства и особенности самопрезентации молодых специалистов в зависимости от пола и образовательного профиля; выявлены взаимосвязи между успешностью трудоустройства и индивидуально-психологическими особенностями самопрезентации молодых специалистов; изучено влияние особенностей самопрезентации на успешность трудоустройства. Таким образом, все поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута. На основании полученных результатов мы можем утверждать, что гипотеза о влиянии самопрезентации на объективную и субъективную успешность трудоустройства подтвердилась.
Прикладная значимость работы заключается в том, что данное исследование может быть полезно нынешним студентам, будущим молодым специалистам, поскольку оно аккумулирует опыт выпускников нескольких вузов. В связи с этим данная работа может послужить основой для мероприятий, проводимых Центрами карьер вузов, Ассоциациями выпускников. К примеру, членам Асссоциации выпускников СПбГУ на сегодняшний день данная работа может быть интересна в рамках участия в формировании образовательных программ СПбГУ. Напомним, что
представители Ассоциации выдвигают идею по внедрению курса, обучающего общим «надпредметным компетенциям», которыми должен владеть каждый выпускник СПбГУ, а также специальным, которые необходимы в рамках конкретной профессии. В общие надпредметные компетенции входят и навыки по самопрезентации, необходимые для современного молодого специалиста.
Выявленные взаимосвязи могут лечь в основу психотехнологий формирования эффективных навыков самопрезентации, необходимых при трудоустройстве молодых специалистов, что может представлять интерес для специалистов по психологии карьеры, менеджеров по персоналу.
Практическая новизна исследования выражается следующем: во-первых, мы обратились к рассмотрению успешности трудоустройства выпускников петербургских вузов в контексте психологии. Данная тема является на сегодняшний день малоизученной. Во-вторых, в работе представлены эмпирические данные, основанные на математико-статистических методах проверки научной гипотезы о влиянии особенностей самопрезентации на успешность трудоустройства.
Теоретическую значимость работы мы видим в выявленных взаимосвязях: чемменьше у молодых специалистов выражены экстрапунитивность (обвинение других) и больше уверенность (преувеличение) собственных достижений, осознанность причин своего поведения (вербализация) - качества субъектности; склонность приводить одобряемые окружением объяснения своего негативного поведения, стремление скрыть собственные недостатки либо заранее предупреждать о возможных проблемах - активность по формированию имиджа и коррекции репутации, тем они успешнее в трудоустройстве.
Из этого складывается социальная значимость исследования: для успешного трудоустройства выпускников высшее профессиональное образование должно быть ориентировано на развитие их субъектности и самопрезентационных навыков.
Прикладная значимость работы заключается в том, что данное исследование может быть полезно нынешним студентам, будущим молодым специалистам, поскольку оно аккумулирует опыт выпускников нескольких вузов. В связи с этим данная работа может послужить основой для мероприятий, проводимых Центрами карьер вузов, Ассоциациями выпускников. К примеру, членам Асссоциации выпускников СПбГУ на сегодняшний день данная работа может быть интересна в рамках участия в формировании образовательных программ СПбГУ. Напомним, что
представители Ассоциации выдвигают идею по внедрению курса, обучающего общим «надпредметным компетенциям», которыми должен владеть каждый выпускник СПбГУ, а также специальным, которые необходимы в рамках конкретной профессии. В общие надпредметные компетенции входят и навыки по самопрезентации, необходимые для современного молодого специалиста.
Выявленные взаимосвязи могут лечь в основу психотехнологий формирования эффективных навыков самопрезентации, необходимых при трудоустройстве молодых специалистов, что может представлять интерес для специалистов по психологии карьеры, менеджеров по персоналу.
Практическая новизна исследования выражается следующем: во-первых, мы обратились к рассмотрению успешности трудоустройства выпускников петербургских вузов в контексте психологии. Данная тема является на сегодняшний день малоизученной. Во-вторых, в работе представлены эмпирические данные, основанные на математико-статистических методах проверки научной гипотезы о влиянии особенностей самопрезентации на успешность трудоустройства.
Теоретическую значимость работы мы видим в выявленных взаимосвязях: чемменьше у молодых специалистов выражены экстрапунитивность (обвинение других) и больше уверенность (преувеличение) собственных достижений, осознанность причин своего поведения (вербализация) - качества субъектности; склонность приводить одобряемые окружением объяснения своего негативного поведения, стремление скрыть собственные недостатки либо заранее предупреждать о возможных проблемах - активность по формированию имиджа и коррекции репутации, тем они успешнее в трудоустройстве.
Из этого складывается социальная значимость исследования: для успешного трудоустройства выпускников высшее профессиональное образование должно быть ориентировано на развитие их субъектности и самопрезентационных навыков.
Подобные работы
- УСПЕШНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Трудоустройство молодых специалистов на региональном рынке труда
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Роль социальных сетей в стратегии поиска работы
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Трансформация трудовых ценностей поколения Z
Курсовые работы, социология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023



