Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемы здорового образа жизни старших
подростков 6
1.1 Сущность понятия здорового образа жизни и его основные
определяющие 6
1.2 Состояние здоровья детей старшего школьного возраста в России 9
1.3 Курение как фактор риска у старших подростков 12
2. Материалы и методы исследования 15
3. Результаты исследования и их обсуждение 19
3.1 Оценка физического развития старших подростков 19
3.2 Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы подростков 23
3.3 Функциональное состояние дыхательной системы у подростков 27
3.4 Влияние курения на общее состояние здоровья старших подростков 29
3.5Функциональное состояние кардиореспираторной системы у подростков
под влиянием физической нагрузки 30
Выводы 35
Литература 36
Приложение 41
Тема укрепления, формирования и сохранения здоровья каждого индивида и нации в целом всегда была приоритетной. В русском народе издавна существовал культ здоровья, под которым подразумевалась большая работа над собой, направленная на улучшение качества жизни. Это способствовало развитию системы полного доминирования культа здоровья и постоянного применения его в повседневной жизни.
Это осуществлялось на психологическом уровне через выработку с раннего детства установки достижения здоровья в виде обычных слов: «здравствуйте», «будьте здоровы», «да здравствует». Так действовала программа защиты, основанная на самовнушении. Пожелания быть здоровым звучали каждый день, проявлялись в баснях, сказках, песнях и поговорках оказывая влияние на психику ребенка.
К сожалению, в настоящее время под действием различных факторов культ здоровья ушел на второстепенный план. Причиной этому частично является влияние зарубежной культуры, которая искореняет традиции и обычаи нашего народа. Потеря населением самобытной культуры и своего взгляда на жизнь способствует его ликвидации.
На данный момент укрепление и сохранение здоровья во многом зависит от процесса воспитания и обучения.
Старшие подростки -это наиболее активная социальная группа, которая находится в периоде общественной и физической зрелости, хорошо адаптирующейся к социальным факторам и условиям окружающей среды, но и подверженная риску нарушений в отношении состояния здоровья.
На протяжении всего процесса обучения учебная среда оказывает огромное воздействие на подрастающий детский организм - учебные нагрузки, отсутствие индивидуального подхода к каждому ученику, не соблюдение всех требований образовательного процесса. Более 80% процентов детей не могут приспособиться к таким нагрузкам и их состояние здоровья ухудшается. По статистике лишь 10% учеников после окончания обучения в школе имеют отличное здоровье (Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2000 году; В.С. Собкин, Н.И. Кузнецова 1998).
Быть здоровым - это не только не иметь никаких болезней и физических отклонений. Быть здоровым - это находится в состоянии полного физического, морального и социального благополучия. Многие подростки не достигнув совершеннолетия начинают употреблять спиртные напитки, наркотические вещества, курить. Губят свой организм с раннего возраста, не думая об последствиях, которые могут довести до летального исхода.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена необходимостью накопления физиологических данных уровня развития подрастающего поколения Краснояружского района, с целью выявления их состояния здоровья.
Цель работы: изучить значимость для старших подростков МОУ «Краснояружская СОШ №2» ведения здорового образа жизни, с целью дальнейшего формирования и применения индивидуальных педагогических и воспитательных, практических средств и приемов работы со школьниками.
Задачи исследования:
• Исследовать ценностное отношения подростков к здоровому образу жизни.
• Сформулировать основные направления формирования системы оздоровления школьников и ведения здорового образа жизни.
• Провести анализ санитарно- гигиенических условий в школе
• Оценить влияние курения на общее состояние подростков 15-16 лет.
Объект исследования - школьники 9-х классов МОУ «Краснояружская СОШ №2».
Предмет исследования - физиологическая адаптация к учебному процессу старших школьников -поселковых жителей, их физическое развитие.
Теоретико-методической основой исследования являются научные работы по изучению особенностей образа жизни подростков и ее оценки, как Р.М. Баевский (1989), Н. Н. Нежкина, О. В. Кулигин, Ф. Ю. Фомин, В.П. Казначаев (1980), А.П. Берсеньева (1991), Н.А. Агаджаняна (1998), Н.Н. Зинченко, Л.Д.Маркина, В.В. Маркин, Воронцов И.М., 1985; Гвоздев С.Г., 1987; Ендропов О.В., 1996,
В работе для изучения уровня физического развития учащихся и оценки особенностей образа жизни старших подростков использованы следующие методы:
1. Антропометрические:
• соматометрии - определение роста и веса
• физиометрии - определение в состоянии покоя жизненной емкости легких (ЖЕЛ), дыхательного объёма (ДО), частоты сердечных сокращений (ЧСС), величины артериального давления (АД) - максимального (СД) и минимального (ДД);
• оценка уровня и степени гармоничности физического развития на основе метода перцентилий.
2. Оценка состояния здоровья и резервных возможностей адаптационных систем с помощью функциональной нагрузки.
Рекомендации по применению результатов работы - передача результатов и выводов исследования в учебное учреждению с целью коррекции учебно-воспитательной работы со школьниками старших классов, проживающих в Краснояружском районе Белгородской области.
Библиографический указатель литературы включает 43 работы.
1. У старшеклассников обеих популяций выявлен средний уровень и непропорциональное физическое развитие, что в большей степени обусловлено незавершенностью у них процессов роста и дефицитом массы тела.
2. У школьников мужского пола лучше мобилизация и выше адаптация кардиореспираторной системы к физической нагрузке, поскольку у них нарастание систолического и минутного объёмов крови во время физической нагрузки выражено в большей мере.
3. У мальчиков максимальные аэробные возможности организма значительно выше в состоянии покоя и во время физической нагрузки.
4. В состоянии покоя у мальчиков более выражено вегетативное равновесие, а во время физической нагрузки их сердечная деятельность и внешнее дыхание в большей степени подвержены симпато-адреналовым влияниям.
5. Адаптивные возможности кардиреспираторной системы выше у школьников второй группы и, следовательно, цена их адаптации к обучению ниже, чем у девочек.
1. Агаджанян А.Н. Интегративная медицина и экология человека. //
А.Н Агаджанян, Ю.В. Брушков, О.А. Бутова и др. Монография. - Москва- Астрахань-Пафюс, 1998. - 365 с.
2. Агаджанян Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации. // А.Н Агаджанян, Р.М. Баевский; А.П Барсеньева. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 204.с ISBN - 5-88648-226-1
3. Алифанова Л.А. Здоровье школьников и их конституционное развитие при различной организации учебно-познавательной деятельности в школе //Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры, 2002. - № 1. - С. 36-39.
4. Научный журнал Genome Biology 2016 № 17 с -226.
5. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2000 году; В.С. Собкин, Н.И.Кузнецова 1998
6. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология, // Г.Л. Апанасенко,
Л.А. Попова / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 с.
7. В. И. Воробьев «Слагаемые здоровья» М., Интел, 2002
8. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. 280 с.
9. Баевский Р.М. Оценка адаптивных возможностей организма и риск развития заболеваний. // Р.М. Баевский, А.П. Берсенева.- М., 1997.
10. Василенко С.Г. Функциональные вазможности подростка в зависимости от индекса массы тела. // С.Г. Василенко, Г.Ф. Беренштейн // Гигиена и санитария. -2003.-№3.-С. 53-55
11. Великанова Л.К. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. // Л.К. Великанова, А.А. Гуминский, В.Н. Загорская, З.В. Любимова, Б.М. Нидерштрат, Н.П. Свинухов. Учеб. Пособие. Москва.- 1992 г.- 132
12. Галкин Р.А. Медико-демографические тенденции в сельском районе. //Р.А. Галкин, И.А. Гехт, В.В Павлов. // Здравоохранение Российской Федерации.-1997.- №3.-С. 43-45
13. Герман А.К. Нарушение вентиляционной функции легких у курящих. // А.К. Герман, Г.А. Белоблодский, В.П. Бондаренко./ Клин.мед.- 1980.- №4.-С. 33-36.
14. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2000 году.// Здравоохранение Российской Федерации.-2002.- №2. С 9-20.
15. Детская спортивная медицина/ Под ред. Тихвинского С. Б., Хрущева С.В.- Руководство для врачей.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Медицина. - 1991.- 560 с.: ил.- ISBN 5-225-01024-5
16. Журавлев В.В. Типологические особенности регуляции сердечной
деятельности и эмоционального напряжения человека в процессе
достижения результатов при тестовых нагрузках. // В.В. Журавлев, Е.П. Муртазина, Н.А. Галкин, А.В. Бурлаков // Вестник Российской академии медицинских наук. -1998.-№2.-с. 3-7
17. Здоровье студентов: Монография / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М., 1997.
18. Ильин А.Г. Функциональные возможности организма и их значение в оценки состояния здоровья подростков. // А.Г. Ильин, Л.А. Агапова. // Гигиена и санитария. -2000.- №10.-С. 43-45.
19. Казначеев В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. // В.П. Казначеев, Р.М. Баевский, А.П Берсенева. - Л.: Медицина, 1986. - 206 с.
20. Калюжная Р.А. Принципы дифференцированной оценки сдвигов сердечно-сосудистой системы в процессе адаптации школьников к физическим и умственным нагрузкам //Адаптация детей и подростков к учебной и физической нагрузкам. М.:, 1979. С. 18-23.
21. Каюмов А.К. Влияние экстремальных климатических условий на морфофизиологические показатели организма // Гигиена и санитария, 2000. № 5. С. 14-17.
22. Коркушко О.В. Сердечно - сосудистая система и возраст (клинико - физиологические аспекты) / АМН СССР. - М.: Медицина, 1983, 176 с., ил.
23. Косованова Л.В. Скрининг-диагностика здоровья школьников и
студентов. Организация оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях. // Л.В. Косованова, М.М. Мельников, Р.И. Айзман. - Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2003. - 240 с.
24. Кузнецов М.В. Характеристика физического развития и состояния репродуктивного здоровья юношей - студентов ОГУ // Вестник ОГУ, 2002. №2. С.174-175.
25. Кузнецова. Т.Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. М.: Медецина, 1986. - 128 с.
26. Латышевская Н.И. Репродуктивное здоровье у девушек-подростков в
социально-гигиеническом мониторинге. // Н.И. Латышевская, Г.П. Герусова, С.В. Вдовин, Л.А. Давыденко, И.В. Макаркин. //. //
Санитария и гигиена. -2001.- №5.-с. 74-75
27. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981. - С. 232.
28. Никитюк Н.Ф. Проблема укрепления здоровья молодёжи в аспекте системы образования // Вестник ОГУ, 2002. №2. С.163-165.
29. Полянская О.В. Вариабельность сердечного ритма как метод оценки адаптированности студентов младших курсов к учебной деятельности /О.В. Полянская, М.К. Резник //Современные проблемы клинической и экспериментальной медицины: Сборник научных трудов. - Воронеж: Воронежский государственный университет. - 2001.- С. 48-49.)
30. Румянцев Г.И. Методологические основы совершенствования мониторинга влияния антропогенных факторов окружающей среды на здоровье населения. / Г.И. Румянцев, Д.А. Дмитриев. //Гигиена и санитария, 2001. №6. - С.3-5.
31. Румянцева М.Ф. Руководство к практическим занятиям по физиологии с основами анатомии человека. / М.Ф. Румянцева, Т.Н. Лосева, Т.П. Бунина. Под ред. чл.- корр. АМН СССР проф. К.В. Судакова. - М.: Медицина, 1986. - 272 с.: ил., [2] л. ил.
32. Собкин В.С. Российский подросток 90-х: Движение в зону риска. /
В.С. Собкин, Н.И Кузнецова. Аналитический доклад. - М., 1998.
33. Соколов Е.В. Внешнее дыхание: общие закономерности и особенности возрастного развития (обзор). // Новые исследования. Альманах. - 2001.- №1. С. 32-43
34. Соловьев В.Н. Психолого-педагогические и физиологические механизмы утомления при умственной деятельности и его зщначение в адаптационном процессе студентов /Успехи современного естествознания. М.: «Академия естествознания», 2002. - № 5. - С. 92-94.
35. Спицин А.П. Особенности адаптации студентов младших курсов медицинского вуза к учебной деятельности. // Гигиена и санитария. - 2002.- №1.-С. 47-49.
36. Ступаков Г.П. Метолологические основы диагностики и коррекции дозонологических форм экологически обусловленных изменений в организме человека //Гигиена и санитария, 2001. № 5. С.12-15.
37. Сухарев А.Г. Технология социально-гигиенического мониторинга детского и подросткового возраста //Гигиена и санитария, 2002. № 4. С 64.
38. Усов И.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра. - Мн.: Беларусь,
1984. - 207 с., ил.
39. Функциональные системы организма: Руководство / Под ред.
К.В. Судакова. М.: Медицина, 1987. 432 с.
40. Шафиркин А.В. Компенсаторные резервы организма населения в условиях хронических антропогенных воздействий и длительного психоэмоцилнального стресса //Физиология человека, 2003. Т. 29, № 6. С. 12-22.
41. Шеплягина Л.А. Факторы риска и формирование здоровья детей //Российский педиатрический журнал, 2002. Т. 2. С.4-6.
42. Шишкин Г.С Влияние курения табака на систему внешнего дыхания у подростков и юношей. / Г.С. Шишкин, С.Н. Гладырь, Н.В. Устюжанинова, Н.В. Уманцева, В.К. Преображенская. // Гигиена и санитария. -2000.- №10.- С. 61-64
43. Ямпольская Ю.Я. Оценка физического развития школьников Москвы в последнее десятилетия //Вестник РАМН , М.: Медицина, 2003. - № 8. -
С.10- 13