Введение 4
Глава I. Теоретические основы развития исследовательских
умений младших школьников в процессе внеурочной деятельности 8
1.1. Сущность исследовательских умений 8
1.2. Возрастные особенности развития исследовательских
умений младших школьников 15
1.3. Дидактический потенциал внеурочной деятельности в
развитии исследовательских умений младших 22 школьников
Глава II. Экспериментальная работа по развитию
исследовательских умений младших школьников в процессе внеурочной деятельности 31
2.1. Диагностика уровня развития исследовательских умений
младших школьников 31
2.2. Содержание экспериментальной работы по развитию
исследовательских умений младших школьников в процессе внеурочной деятельности 38
2.3. Динамика уровня развития исследовательских умений
младших школьников 47
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение 62
Одна из важнейших задач, определенная новым образовательным стандартом, связана с усилением воспитывающей и развивающей функции школы, причем воспитание должно охватить все виды деятельности младшего школьника: и учебную, и внеурочную. И поэтому в Федеральном
государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определяется пространство и время в образовательном процессе. При этом «важно иметь в виду, что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования» (Примерные программы внеурочной деятельности, 2011, 3).
Актуальность исследования обусловлена также тем обстоятельством, что обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающей действительности ребенком. Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Исследовательские умения как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Неоспорим тот факт, что развитие исследовательских
4 умений у младших школьников происходит как в урочной деятельности, так и во внеурочной.
В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть внеурочная деятельность, которая согласно ФГОС второго поколения становится равноправной, полноценной частью учебно -воспитательного процесса. Внеурочная деятельность создает прекрасные условия для развития потенциальных возможностей младших школьников, в результате которой ребёнок расширит свои знания в интересующих его областях, приобретёт исследовательские умения, обогатит свой исследовательский опыт. Общеизвестно, что рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией, не способствуют в полной мере раскрытию способностей ребенка. Именно внеурочная деятельность, построенная на принципах свободного выбора, взаимодействия, психологической комфортности, позволит актуализировать исследовательские возможности детей, освоить способы совместной деятельности, сформирует интерес к познанию и исследованию нового.
Вопрос об использовании во внеурочной деятельности научных методов познания и формирования исследовательских умений рассмотрен многими известными педагогами и методистами: А.В. Дудниковым, Н.Д. Десяевой, Э.В. Криворотовой, И.Я. Лернером, И.М. Подгаецкой, М.Н. Скаткиным. Проблемы исследовательской деятельности поднимаются в работах
A. Г. Виноградова, Н.Л. Головизниной, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова,
B. Д. Симоненко. Развитие исследовательских умений у младшего школьника - актуальная проблема, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования: «Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе внеурочной
деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития исследовательских умений младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Решение проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития исследовательских умений младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
исследовательских умений младших школьников в процессе неурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс развития исследовательских умений младших школьников в процессе внеурочной деятельности будет эффективен, если:
- используются специальные упражнения и задания на развитие исследовательских умений;
- учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность в соответствии с тематикой внеурочных занятий.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагает решение следующих теоретических и практических задач:
1) изучить сущность исследовательских умений и выявить возрастные особенности их развития у младших школьников;
2) проанализировать дидактически потенциал внеурочной
деятельности в развитии исследовательских умений младших школьников;
3) провести диагностику уровня развития исследовательских умений младших школьников;
4) разработать и апробировать программу внеурочных занятий, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников.
Методы исследования: теоретические: изучение педагогической,
психологической и методической литературы; эмпирические: педагогический эксперимент, беседа, анкетирование; методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Никитовская СОШ им. А.С. Макаренко» Красногвардейского р -на Белгородской обл.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2 главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, структура работы.
В первой главе рассматривается сущность понятия «исследовательские умения», возрастные особенности развития исследовательских умений младших школьников, возможности внеурочной деятельности в развитии исследовательских умений у младших школьников.
Во второй главе представлены результаты и выводы по диагностике уровня развития исследовательских умений у младших школьников, содержание экспериментальной работы, динамика уровня развития исследовательских умений у младших школьников.
В заключении сформулированы выводы по работе.
Библиографический список
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность исследовательских умений и выявлены возрастные особенности их развития у младших школьников; рассмотрены возможности внеурочной деятельности в развитии исследовательских умений у младших школьников; проведена диагностика уровня развития исследовательских умений у младших школьников; разработана и апробирована система занятий кружка «Я - исследователь» по развитию исследовательских умений у младших школьников.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили сделать вывод, что исследовательская деятельность как нельзя лучше подходит для того, что обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач. При организации исследовательской деятельности важно помнить о возрастных психологических особенностях развития у младших школьников словесно - логического мышления, произвольной смысловой памяти, произвольного внимания, письменной речи, знаково-символического мышления. Занятия внеурочной деятельностью тесно связаны с реализацией принципов исследовательской деятельности и могут выступать в качестве базы по формированию исследовательских умений и навыков на начальном этапе обучения.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен недостаточно высокий уровень развития исследовательских умений. В ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие развитию исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности. На контрольном этапе была выявлена положительная динамика уровня развития исследовательских умений у младших школьников, что говорит об эффективности проведённой работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что процесс развития исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективен, если: используются специальные упражнения и задания на развитие
исследовательских умений; учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность нашла свое подтверждение на основе проведённой системы занятий.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы развития исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности и может быть продолжено в дальнейшем.
1. Богословский В.В. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. - М.: Просвещение, 1973. - 228 с.
2. Боровская Н.Н. Учебные экологические проекты в современном образовании / Н.Н. Боровской, Н.В. Шарыгина, А.П. Кирилова. - Архангельск, 2005. - 54 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
4. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №4. - С. 91-94.
5. Гладкова А.П. Формирование исследовательских умений младшего
школьника во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Александра Петровна Гладкова. - Волгоград: ВГСПУ
«Перемена», 2013. - 26 с.
6. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания личности / Н.Л. Головизнина // Дополнительное образование. - 2002. - №8. - С. 6-9.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
8. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
9. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. - СПб.: Культ- Информ-Пресс, 2008. - 385 с.
10. Истомина Н.Б. Общеинтеллектуальное направление внеурочной
56 деятельности / Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова // Начальная школа. - 2015. - №8. - С. 36-38.
11. Коваленко О.А. Методы формирования исследовательских умений младших школьников / О.А. Коваленко // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 34-37.
12. Конобеева Т.А. Проблемы планирования и организации внеурочной деятельности младших школьников / Т.А. Конобеева // Начальная школа.
- 2015. - №7. - С. 23-25.
13. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. - 294 с.
14. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии / А.В. Леонтович // Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 152-158
15. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
16. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
17. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1998. - 291 с.
18. Микушева Т.П. Организация внеурочной деятельности в сельской школе / Т.П. Микушева // Начальная школа. - 2015. - №8. - С. 27-30
19. Митрохина С.В. Межпредметный проект как одна из форм коммуникативного обучения / С.В. Митрохина // Наука и школа. - 2007.
- № 5. - С. 41-43.
20. Молчанова А.В. Внеурочна деятельность обучающихся начальной
школы: основные подходы, условия и модели организации /
А.В. Молчанова // Начальная школа. - 2015. - №8. - С. 52-54.
21. Мошер Ф.А. Исследование развития познавательной деятельности / Ф.А.
Мошер, Д.Р. Хорнсби. - М.: Педагогика, 1971. - 193 с.
22. Мухамадиярова Г.Ф. Анализ разных подходов к определению понятия «исследовательские умения» / Г.Ф. Мухамадиярова // Человек. Общество. Образование: сб. материалов Междунар. науч. -практ. конф.: в 2 ч. Ч. I. - Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2010. - С. 107-110.
23. Немов Р.С. Психология в 3-х т. T. 1. / Р.С. Немов. - M.: Просвещение, 1993. - 325 с.
24. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А.С. Обухов // Народное образование. - 1999. - №10. - С. 158-161.
25. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.:
Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
26. Поддъяков А.Н. Дети как исследователи / А.Н. Поддъяков // Магистр. - 1999. - № 1. - С. 85-97.
27. Подласый И.П. Педагогика. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 574 с.
28. Пономарёва Т.Ю. Исследовательская деятельность учащихся на уроках
химии как элемент технологии деятельностного подхода / Хостинг документов для учителей и учеников [Офиц. сайт]. URL:
http://doc4web.ru/himiya/issledovatelskaya-deyatelnost-uchaschihsya-na- urokah-himii-kak-e.html (дата обращения: 09.02.2016).
29. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / Общественная экспертиза нормативных документов в области образования [Офиц. сайт]. URL: http://edu.crowdexpert.ru/results- noo (дата обращения: 13.02.2016).
30. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова / сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. - 144 с.
31. Резник И.А. Развитие исследовательских умений студентов -
экономистов / Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья [Офиц. сайт]. URL:
http://www.orenport.ru/docs/281/work_stud (дата обращения: 09.02.2016).
32. Ротенберг В.С. Поисковая активность и адаптация / В.С. Ротенберг,
B. В. Аршавский. - М.: Наука, 1984. - 192 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1 /
C. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 378 с.
34. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. - 285 с.
35. Савенков А.И. Развитие исследовательских умений школьников / А.И. Савенков // Школьный психолог. - 2008. - №8. - С. 92-106.
36. Савенков А.И. Учебные исследования в начальной школе / А.И. Савенков // Начальная школа. - 2000. - №12. - С. 101-108.
37. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. - 4-е изд. / А.И. Савенков. - Самара: Издательство дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2013. - 32 с.
38. Сборник программ внеурочной деятельности: 1 -4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168 с.
39. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2005. - 535 с.
40. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семёнова // Начальная школа. - 2007. - №2. - С. 14-17.
41. Словарь учителя-экспериментатора / МБОУ «СОШ № 15 г. Гусь -
Хрустальный» [Офиц. сайт]. URL: www.stupeni15.edusite.ru (дата обращения: 09.02.2016).
42. Суворова Е.П. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности - условие повышения качества образовательных результатов / Е.П. Суворова, М.П.
Воюшина // Начальная школа. - 2015. - №8. - С. 17-19.
43. Трифонова Л.Т. Организация сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / Л.Т. Трифонова // Начальная школа. - 2013. - №4. - С. 25-27.
44. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие /
Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1998. - 298 с.
45. Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды. В 2 т. Т. 2 / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1954. - 361 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2016. - 32 с.
47. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
48. Харсеева Т.Н. Организация внеурочной деятельности в начальной школе
в рамках ФГОС / Социальная сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: http://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/02/12
(дата обращения: 10.02.2016).
49. Цветкова Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореферат дис... канд. психол. наук: 13.00.01 / Галина Александровна Цветкова. - Екатеринбург, 2002. - 26 с.
50. Организация внеурочной деятельности младших школьников: Сборник инструктивно-методических материалов / под ред. Т.А. Файн. - Биробиджан: ОблИПКПР, 2011. - 17 с.