СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ- СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 9
1.1. Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей: сущность и специфика 9
1.2. Структура социально-педагогического сопровождения детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования 19
2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОГАПОУ «ШЕБЕКИНСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ РЕМЕСЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ») 28
2.1. Анализ опыта ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный
техникум» по социально-педагогическому сопровождению обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 28
2.2. Социально-педагогические проблемы обучающихся ОГАПОУ
«Шебекинский агротехнический ремесленный техникум» из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 41
2.3. Программа социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 9
1.1. Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей: сущность и специфика 9
1.2. Структура социально-педагогического сопровождения детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования 19
2. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОГАПОУ «ШЕБЕКИНСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ РЕМЕСЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ») 28
2.1. Анализ опыта ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный
техникум» по социально-педагогическому сопровождению обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 28
2.2. Социально-педагогические проблемы обучающихся ОГАПОУ
«Шебекинский агротехнический ремесленный техникум» из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 41
2.3. Программа социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность темы исследования. В ситуации серьезных социально-экономических перемен, происходящих в современном российском обществе, проблемы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их интеграции в общество становятся особенно актуальными.
Исследователи проблемы сиротства отмечают, что эта социальная категория оказывается наиболее уязвимой в период вхождения во взрослую самостоятельную жизнь, так как без поддержки родных и близких людей большинство из них не способно успешно преодолеть возникающие адаптивные барьеры. В этот жизненный период дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают значительные трудности с получением жилья, составлением собственного бюджета, обустройством быта, получением профессионального образования. Существующее противоречие между имеющимся у них небольшим, зачастую негативным, социальным опытом, и реально складывающейся ситуацией, приводит к тому, что дети-сироты сложно адаптируются в жизненном и образовательном пространстве.
Как показывает практика, процесс адаптации студентов-сирот к новым условиям жизни и деятельности в образовательном учреждении является для них сложным этапом социализации в условиях учреждений среднего профессионального образования. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ставшие первокурсниками, отличаются от своих сокурсников не только в социальном плане, но и, возможно, в образовательном, так как, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачисляют в число студентов на льготных условиях [3].
При отсутствии в учреждениях среднего профессионального образования системы социально-педагогического сопровождения детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает риск отчисления таких студентов. Проблемы, возникающие у сирот в данной ситуации, способны повлечь за собой тяжёлые последствия для формирующейся личности, породить состояние безысходности, чувство собственной неполноценности, ущербности, стать причиной бездомности, безработицы и даже суицида.
Таким образом, решение проблем социальной адаптации и интеграции в общество студентов-сирот невозможно без организации социально-педагогического сопровождения и разработки технологической и программно-методической обеспеченности данного процесса в условиях учреждений среднего профессионального образования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблематика сиротства занимает значительное место в системе научного знания, являясь предметом изучения социологии, педагогики, психологии, права, экономики и других наук.
Исследователи проблемы сиротства (И.Ф. Дементьева,
М.Ю. Кондратьев, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Л.М. Шипицина) отмечают, что данная социальная категория граждан оказывается наиболее уязвимой в период вхождения во взрослую самостоятельную жизнь, так как при отсутствии соответствующей помощи и поддержки большинство из детей- сирот не способно успешно преодолевать возникающие трудности.
Особый интерес для настоящего исследования представляют идеи и концепции социально-педагогического сопровождения и поддержки, отраженные в трудах О.С. Газмана, М.А. Галагузовой, Е.И. Казаковой, Л.В. Мардахаева, М.И. Рожкова, Т.Н. Сапожниковой.
Работы Л.Г. Семушкиной, И.В. Тесленко, О.В. Щиповой,
Н.Г. Ярошенко посвящены изучению содержания обучения в средних специальных учебных заведениях, анализу компонентов социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования.
Проблемы социально-педагогического сопровождения детей-сирот и лиц из их числа в период обучения в учреждениях среднего профессионального образования освещены в трудах Н.А. Волковой, В.И. Ермошина, Л.А. Жилиной, Т.А. Михайловой.
Немаловажное значение для нашего исследования представляют труды Ю.А. Володиной, посвященные анализу психологического сопровождения детей-сирот в профессиональных учебных заведениях; Н.В. Присяжной, рассматривающей проблемы постинтернатного жизнеустройства детей- сирот; М.Л. Спириной, раскрывающей специфику социально-педагогической защиты детей-сирот современной России.
Внимание отечественных ученых привлекает комплекс проблем, связанных со спецификой профессионализации и ресоциализации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ данных проблем представлен в трудах З.Г. Даниловой, З.Б. Махмутовой.
Особый интерес для исследования проблем социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, имеют диссертационные исследования Т.С. Кичигиной, посвященные проблемам профессионального образования и социализации детей-сирот; А.А. Хуако, рассматривающей организационно-педагогические условия социально-педагогической поддержки детей-социальных сирот;
Ю.О. Яблоновской, в диссертационном исследовании которой рассматриваются особенности социально-педагогической адаптации детей- сирот в условиях учреждений начального профессионального образования.
Однако, несмотря на достаточно широкое освещение в научной литературе проблем социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многие аспекты данного вида деятельности остаются недостаточно исследованными. В частности, недостаточно изучены технологические аспекты социально-педагогического сопровождения указанной категории обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
Объект исследования - социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования - особенности социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и предложить пути совершенствования данной деятельности.
Основными задачами исследования являются:
- раскрыть теоретические основы социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить опыт социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум»;
- диагностировать социально-педагогические проблемы обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и разработать программу социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют
системный подход, отражающий всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности (В.Г. Афанасьев, В.С. Лазарев), средовой подход, позволяющий рассматривать образовательную среду учреждений среднего профессионального образования в качестве сложной адаптивной среды, которая выполняет не только функцию стабилизации и самосохранения, но и созидательно- адаптирующую функцию (А.В. Мудрик); концептуальные идеи социально¬педагогической помощи и сопровождения ребенка в трудной жизненной ситуации (О.С. Газман, Е.И. Казакова), идеи и концепции социально¬педагогического сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот (М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова).
Методы исследования:
1. Анализ документов (специальной, научной литературы, нормативно-правовых, статистических, периодических источников, личных дел обучающихся), методы сравнения и типологизации, позволившие осуществить теоретико-методологическое обоснование сущности и содержания социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Анкетирование, экспертный опрос, которые позволили вывить проблемы социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
3. Методы математической статистики, послужившие для обработки результатов исследования.
Эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 273-ФЗ (ред. от 19.12.2016), ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 28.12.2016); периодические источники, отчетные документы ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум», а также результаты социологического исследования «Социально-педагогические проблемы обучающихся ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум» из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проведенного автором на базе данного учреждения; вторичный анализ результатов исследований, проведенных другими авторами по исследуемой проблеме.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении теоретических основ социально-педагогического
сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, анализе опыта ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум» по осуществлению данного вида деятельности, проведении диагностики социально-педагогических проблем обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и разработке программы социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Результаты исследования были апробированы в ходе профессиональной деятельности автора в ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум».
Исследователи проблемы сиротства отмечают, что эта социальная категория оказывается наиболее уязвимой в период вхождения во взрослую самостоятельную жизнь, так как без поддержки родных и близких людей большинство из них не способно успешно преодолеть возникающие адаптивные барьеры. В этот жизненный период дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают значительные трудности с получением жилья, составлением собственного бюджета, обустройством быта, получением профессионального образования. Существующее противоречие между имеющимся у них небольшим, зачастую негативным, социальным опытом, и реально складывающейся ситуацией, приводит к тому, что дети-сироты сложно адаптируются в жизненном и образовательном пространстве.
Как показывает практика, процесс адаптации студентов-сирот к новым условиям жизни и деятельности в образовательном учреждении является для них сложным этапом социализации в условиях учреждений среднего профессионального образования. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ставшие первокурсниками, отличаются от своих сокурсников не только в социальном плане, но и, возможно, в образовательном, так как, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачисляют в число студентов на льготных условиях [3].
При отсутствии в учреждениях среднего профессионального образования системы социально-педагогического сопровождения детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает риск отчисления таких студентов. Проблемы, возникающие у сирот в данной ситуации, способны повлечь за собой тяжёлые последствия для формирующейся личности, породить состояние безысходности, чувство собственной неполноценности, ущербности, стать причиной бездомности, безработицы и даже суицида.
Таким образом, решение проблем социальной адаптации и интеграции в общество студентов-сирот невозможно без организации социально-педагогического сопровождения и разработки технологической и программно-методической обеспеченности данного процесса в условиях учреждений среднего профессионального образования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблематика сиротства занимает значительное место в системе научного знания, являясь предметом изучения социологии, педагогики, психологии, права, экономики и других наук.
Исследователи проблемы сиротства (И.Ф. Дементьева,
М.Ю. Кондратьев, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Л.М. Шипицина) отмечают, что данная социальная категория граждан оказывается наиболее уязвимой в период вхождения во взрослую самостоятельную жизнь, так как при отсутствии соответствующей помощи и поддержки большинство из детей- сирот не способно успешно преодолевать возникающие трудности.
Особый интерес для настоящего исследования представляют идеи и концепции социально-педагогического сопровождения и поддержки, отраженные в трудах О.С. Газмана, М.А. Галагузовой, Е.И. Казаковой, Л.В. Мардахаева, М.И. Рожкова, Т.Н. Сапожниковой.
Работы Л.Г. Семушкиной, И.В. Тесленко, О.В. Щиповой,
Н.Г. Ярошенко посвящены изучению содержания обучения в средних специальных учебных заведениях, анализу компонентов социально-педагогического сопровождения студентов учреждений среднего профессионального образования.
Проблемы социально-педагогического сопровождения детей-сирот и лиц из их числа в период обучения в учреждениях среднего профессионального образования освещены в трудах Н.А. Волковой, В.И. Ермошина, Л.А. Жилиной, Т.А. Михайловой.
Немаловажное значение для нашего исследования представляют труды Ю.А. Володиной, посвященные анализу психологического сопровождения детей-сирот в профессиональных учебных заведениях; Н.В. Присяжной, рассматривающей проблемы постинтернатного жизнеустройства детей- сирот; М.Л. Спириной, раскрывающей специфику социально-педагогической защиты детей-сирот современной России.
Внимание отечественных ученых привлекает комплекс проблем, связанных со спецификой профессионализации и ресоциализации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ данных проблем представлен в трудах З.Г. Даниловой, З.Б. Махмутовой.
Особый интерес для исследования проблем социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, имеют диссертационные исследования Т.С. Кичигиной, посвященные проблемам профессионального образования и социализации детей-сирот; А.А. Хуако, рассматривающей организационно-педагогические условия социально-педагогической поддержки детей-социальных сирот;
Ю.О. Яблоновской, в диссертационном исследовании которой рассматриваются особенности социально-педагогической адаптации детей- сирот в условиях учреждений начального профессионального образования.
Однако, несмотря на достаточно широкое освещение в научной литературе проблем социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многие аспекты данного вида деятельности остаются недостаточно исследованными. В частности, недостаточно изучены технологические аспекты социально-педагогического сопровождения указанной категории обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
Объект исследования - социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования - особенности социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и предложить пути совершенствования данной деятельности.
Основными задачами исследования являются:
- раскрыть теоретические основы социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей;
- изучить опыт социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум»;
- диагностировать социально-педагогические проблемы обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и разработать программу социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют
системный подход, отражающий всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности (В.Г. Афанасьев, В.С. Лазарев), средовой подход, позволяющий рассматривать образовательную среду учреждений среднего профессионального образования в качестве сложной адаптивной среды, которая выполняет не только функцию стабилизации и самосохранения, но и созидательно- адаптирующую функцию (А.В. Мудрик); концептуальные идеи социально¬педагогической помощи и сопровождения ребенка в трудной жизненной ситуации (О.С. Газман, Е.И. Казакова), идеи и концепции социально¬педагогического сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот (М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова).
Методы исследования:
1. Анализ документов (специальной, научной литературы, нормативно-правовых, статистических, периодических источников, личных дел обучающихся), методы сравнения и типологизации, позволившие осуществить теоретико-методологическое обоснование сущности и содержания социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Анкетирование, экспертный опрос, которые позволили вывить проблемы социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
3. Методы математической статистики, послужившие для обработки результатов исследования.
Эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 273-ФЗ (ред. от 19.12.2016), ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 28.12.2016); периодические источники, отчетные документы ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум», а также результаты социологического исследования «Социально-педагогические проблемы обучающихся ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум» из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проведенного автором на базе данного учреждения; вторичный анализ результатов исследований, проведенных другими авторами по исследуемой проблеме.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении теоретических основ социально-педагогического
сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, анализе опыта ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум» по осуществлению данного вида деятельности, проведении диагностики социально-педагогических проблем обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и разработке программы социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Результаты исследования были апробированы в ходе профессиональной деятельности автора в ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум».
Проблема социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет немалый исследовательский интерес.
Актуальность исследования определена, с одной стороны, недостаточным изучением специфики социально-педагогического сопровождения студентов-сирот, с другой - необходимостью выработки научно-обоснованных практических рекомендаций и мер, направленных на совершенствование социально-педагогического сопровождения
обучающихся из числа детей-сирот в условиях учреждений среднего профессионального образования.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи. Во-первых, раскрыты теоретические основы социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, изучен опыт социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум». В-третьих, диагностированы социально¬
педагогические проблемы обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и разработана программа социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по нашему мнению, представляет собой взаимодействие социального педагога (сопровождающего, субъекта сопровождения) и воспитанника (сопровождаемого, объекта сопровождения) на основе прогнозирования социальным педагогом перспектив поведения и самопроявления воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социально-педагогическое сопровождение направлено на разрешение возникающих у детей-сирот проблем в общении, содействие в успешном продвижении в обучении, жизненном и профессиональном самоопределении, побуждение к самостоятельности ребенка-сироты в преодолении трудностей.
Социально-педагогическое сопровождение является интегративной технологией, включающей комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной адаптации студентов- сирот к образовательной среде учреждения среднего профессионального образования.
Установлено, что в ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум» созданы оптимальные условия для индивидуального и профессионального развития личности студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшению социального статуса данной категории обучающихся. Однако в результате проведенного социологического исследования выявлены социально-педагогические проблемы обучающихся из числа детей-сирот, среди которых можно выделить трудности в освоении учебной программы техникума, бытовые проблемы, сложности во взаимоотношениях с педагогами техникума, проблемы организации собственного досуга, проблемы одиночества, сложности во взаимоотношениях с одногруппниками, конфликты с соседями по общежитию.
Социально-педагогические проблемы обучающихся из числа детей- сирот возможно решить путем организации социально-педагогического сопровождения в условиях учреждения среднего профессионального
образования, путем внедрения в систему социально-педагогического сопровождения инновационных форм и методов работы. В ходе экспертного опроса выявлены проблемы социально-педагогического сопровождения студентов-сирот. Эксперты полагают, что решить проблемы социально¬педагогического сопровождения обучающихся из числа детей-сирот возможно путем повышения финансирования мероприятий, укрепления материальной базы техникума, повышения заработной платы педагогов, развития системы социального партнерства при решении социально¬педагогических проблем детей-сирот, усиления индивидуальной работы со студентами-сиротами.
Изучение теоретических основ социально-педагогического
сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, анализ опыта социально-педагогического сопровождения студентов-сирот в ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум» и результаты проведенного социологического исследования послужили основой для разработки Программы социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разработанная Программа предусматривает создание в условиях ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум» службы социально-педагогического сопровождения.
При реализации социально-педагогического сопровождения студентов- сирот в техникуме будут использоваться технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута (особенно в период адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде техникума), технология интерактивного и рефлексивного обучения.
Особенности деятельности службы социально-педагогического
сопровождения будут определяться возрастным составом обучающихся; мотивом поступления в техникум и необходимостью учета показателей обучаемости и профессиональной пригодности; потребностью развития социально значимых и профессионально важных качеств, отвечающих требованиям личности и работодателей; педагогическим составом работников (педагоги, мастера производственного обучения); социальным составом обучаемых.
Критериями эффективности социально-педагогического
сопровождения студентов-сирот выступят: успешность учебной
деятельности (высокий, средний, низкий уровень); эмоциональное состояние (благоприятное, неблагоприятное); сформированность личностных качеств обучающихся, характеризующих их как субъектов образовательного процесса (учебная мотивация, умения самостоятельной работы, коммуникативные и рефлексивные умения), способность принимать решения и противостоять негативным воздействиям окружающей среды.
Актуальность исследования определена, с одной стороны, недостаточным изучением специфики социально-педагогического сопровождения студентов-сирот, с другой - необходимостью выработки научно-обоснованных практических рекомендаций и мер, направленных на совершенствование социально-педагогического сопровождения
обучающихся из числа детей-сирот в условиях учреждений среднего профессионального образования.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи. Во-первых, раскрыты теоретические основы социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, изучен опыт социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум». В-третьих, диагностированы социально¬
педагогические проблемы обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и разработана программа социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по нашему мнению, представляет собой взаимодействие социального педагога (сопровождающего, субъекта сопровождения) и воспитанника (сопровождаемого, объекта сопровождения) на основе прогнозирования социальным педагогом перспектив поведения и самопроявления воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социально-педагогическое сопровождение направлено на разрешение возникающих у детей-сирот проблем в общении, содействие в успешном продвижении в обучении, жизненном и профессиональном самоопределении, побуждение к самостоятельности ребенка-сироты в преодолении трудностей.
Социально-педагогическое сопровождение является интегративной технологией, включающей комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной адаптации студентов- сирот к образовательной среде учреждения среднего профессионального образования.
Установлено, что в ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум» созданы оптимальные условия для индивидуального и профессионального развития личности студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшению социального статуса данной категории обучающихся. Однако в результате проведенного социологического исследования выявлены социально-педагогические проблемы обучающихся из числа детей-сирот, среди которых можно выделить трудности в освоении учебной программы техникума, бытовые проблемы, сложности во взаимоотношениях с педагогами техникума, проблемы организации собственного досуга, проблемы одиночества, сложности во взаимоотношениях с одногруппниками, конфликты с соседями по общежитию.
Социально-педагогические проблемы обучающихся из числа детей- сирот возможно решить путем организации социально-педагогического сопровождения в условиях учреждения среднего профессионального
образования, путем внедрения в систему социально-педагогического сопровождения инновационных форм и методов работы. В ходе экспертного опроса выявлены проблемы социально-педагогического сопровождения студентов-сирот. Эксперты полагают, что решить проблемы социально¬педагогического сопровождения обучающихся из числа детей-сирот возможно путем повышения финансирования мероприятий, укрепления материальной базы техникума, повышения заработной платы педагогов, развития системы социального партнерства при решении социально¬педагогических проблем детей-сирот, усиления индивидуальной работы со студентами-сиротами.
Изучение теоретических основ социально-педагогического
сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, анализ опыта социально-педагогического сопровождения студентов-сирот в ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум» и результаты проведенного социологического исследования послужили основой для разработки Программы социально-педагогического сопровождения обучающихся учреждений среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разработанная Программа предусматривает создание в условиях ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум» службы социально-педагогического сопровождения.
При реализации социально-педагогического сопровождения студентов- сирот в техникуме будут использоваться технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута (особенно в период адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде техникума), технология интерактивного и рефлексивного обучения.
Особенности деятельности службы социально-педагогического
сопровождения будут определяться возрастным составом обучающихся; мотивом поступления в техникум и необходимостью учета показателей обучаемости и профессиональной пригодности; потребностью развития социально значимых и профессионально важных качеств, отвечающих требованиям личности и работодателей; педагогическим составом работников (педагоги, мастера производственного обучения); социальным составом обучаемых.
Критериями эффективности социально-педагогического
сопровождения студентов-сирот выступят: успешность учебной
деятельности (высокий, средний, низкий уровень); эмоциональное состояние (благоприятное, неблагоприятное); сформированность личностных качеств обучающихся, характеризующих их как субъектов образовательного процесса (учебная мотивация, умения самостоятельной работы, коммуникативные и рефлексивные умения), способность принимать решения и противостоять негативным воздействиям окружающей среды.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ РЫНКА ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ КГКОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «КРАСНОЯРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №2 ИМ. И.А. ПОНОМАРЕВА»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в
специализированных учреждениях
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в
специализированных учреждениях
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Социальная адаптация выпускников организаций для детей - сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Социально-педагогическое сопровождение социально-психологической
адаптации обучающихся сирот в условиях техникума
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика социальной дезадаптации выпускников детского дома в организации среднего профессионального образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018



