Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЕС КАК ФАКТОР МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В КОН.ХХ - НАЧ. XXI ВВ.: РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР

Работа №70464

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
373
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Энергетический фактор в экономической политике ЕС в конце XX - начале XXI вв. и его роль в системе международных связей 11
1.1. Энергетическая дипломатия: понятие, принципы, характерные черты... 11
1.2. Цели и приоритетные направления деятельности ЕС в контексте
энергетической политики 17
1.3. Инструментарий и механизмы реализации энергетической дипломатии
ЕС 29
Глава II. ЕС и РФ в энергетической сфере в к. XX - н. XXI вв.: международно-правовые основы сотрудничества 33
2.1. Правовая база взаимодействия ЕС и РФ по проблемам энергетики 33
2.2. Взаимные стратегии сотрудничества ЕС и РФ в области энергетики:
содержание и значение 41
Глава III. Энергетический диалог между ЕС и РФ на рубеже веков: практический опыт 54
3.1. Основные этапы и перспективы развития энергетического диалога по линии ЕС - РФ 54
3.2. Газовые конфликты 2005-2010гг.: позиция ЕС (на примере Германии). . 60
3.3. Роль энергетического фактора в экономической политике ЕС и РФ 65
Заключение 73
Библиография 79
Приложения

Актуальность темы работы. Известно, что на современном этапе трансформации системы международных связей в сторону полицентричности, в ней происходят значительные изменения, которые, во многом, обусловлены интеграционными процессами. Наиболее активно и ярко процессы интеграции проявляются в экономической сфере, через слияние капиталов, стандартизацию норм и показателей, унификацию способов и средств экономического «общения» государств и многое другое. СССР «подключается» к этим процессам, фактически, с середины 70-х годов XX века и достаточно быстро находит в них «свою нишу», приступив, тем самым, к сбыту энергоресурсов на мировом экономическом рынке. Результатом этого процесса стало формирование, так называемой, энергетической дипломатии в русле внешнеэкономического и внешнеполитического курсов государства.
Очевидно, что на сегодняшний день именно энергетическая сфера, по мнению большинства политиков, экономистов и аналитиков является приоритетной в силу разных обстоятельств. Во-первых, именно энергоресурсы составляют «базу современного человеческого существования», определяют границы и возможности конкретных государств в зависимости от их наличия, или отсутствия на своей. Во-вторых, нельзя отрицать факт прибыльности для ряда стран, обладающих энергоресурсами, проведения эффективной политики в данной сфере. К тому же, не секрет, что с начала XXI в. именно хорошо налаженные энергетические потоки позволяют государствам, с их помощью, транслировать свои национальные интересы.
Таким образом, в XXI веке в силу расширения возможностей торговли энергетическими ресурсами, увеличения объемов их транспортировки, перед руководством государств встает проблема обеспечения надежного функционирования энергетического сектора и транзитных маршрутов, а,
следовательно, и необходимость создать или обновить международно-правовые договоренности на многосторонней основе.
В нынешнее время проблемы международного транзита в энергетической дипломатии - это уже обыденное дело, они время от времени регулярно возникают. Также активизируются межгосударственное воздействие и регулирование в энергетическом направлении в системе отношений между государствами и для обеспечения энергетической безопасности. В силу этих обстоятельств, на наш взгляд, весьма интересно проследить обозначенные проблемы по линии связей ЕС - Россия, поскольку ресурсная база большинства государств - членов этой организации ограничена падением добычи газа на шельфе Северного моря, а значит, наблюдается резкое увеличение спроса на данный ресурс у России. Соответственно, весьма важно в рамках данной темы, проследить и проанализировать взаимные энергетические стратегии по обозначенной проблеме, основные этапы энергетического диалога ЕС - Россия, перспективы его развития и основные результаты на современном этапе развития.
Объект исследования: энергетическая дипломатия ЕС и
внешнеэкономическая политика РФ в кон. XX - нач. XXI вв.
Предмет исследования: опыт и возможности реализации
энергетической дипломатии между ЕС и Россией на рубеже веков.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить цели, направления и инструментарий осуществления энергетического диалога по линии ЕС - Россия в кон. XX - нач. XXI вв. и проанализировать его роль, основные проблемы и перспективы в контексте реализации национальных интересов РФ и стран ЕС.
Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
- изучить принципы и характерные черты энергетической дипломатии
ЕС;
- обозначить цели и приоритетные направления деятельности ЕС в контексте энергетической политики;
- рассмотреть основной инструментарий и механизмы реализации энергетической дипломатии ЕС;
- проанализировать нормативно - правовую базу сотрудничества ЕС с РФ по проблемам энергетики и выделить их взаимные стратегии сотрудничества;
- рассмотреть основные этапы энергетического диалога ЕС - Россия и перспективы его развития;
- выявить конфликтогенные источники по вопросам энергетической политики ЕС, обозначить роль и позицию Германии в газовых конфликтах 2005 - 2010 гг.;
- оценить роль энергетического фактора в экономической политике стран ЕС и РФ.
Хронологические рамки охватывают, главным образом, период конца XX века - начала XXI века, который совпал с возникновением энергодиалога между ЕС и РФ, и с приходом к власти нового поколения политической элиты и формированием обновленных подходов и принципов энергетической дипломатии в рамках проводимого внешнеполитического и экономического курсов.
Методологическая база исследования. Работа была выполнена в рамках системного подхода, которой позволил рассмотреть энергетические отношения ЕС и России и их специфику в контексте тесной взаимосвязи и взаимозависимости с мировыми экономическими процессами. Среди методов, используемых нами при подготовке работы, хотелось бы отметить общенаучные методы такие как, анализ, синтез, аналогия, компаративный метод, которые позволили более подробно рассмотреть не только сами события и факты, обуславливающие проведение энергодиалога между ЕС и РФ, но и проанализировать их эффективность. Среди специальных методов исследования - метод экспертных оценок и рассуждений, построение сценариев, проблемно-хронологический и другие, позволившие, в свою очередь, оценить как основные показатели, так и собственно положение ЕС и РФ на мировом энергетическом рынке.
Степень изученности темы выпускной квалификационной работы. Несмотря актуальность и значимость для современной дипломатии ЕС и России выбранной нами темы исследования, ее изученность сравнительно не высокая. Во многом это связано с достаточно поздним появлением на международной арене феномена энергетической дипломатии, а также стремлением значительного количества исследователей к рассмотрению сугубо теоретических аспектов проблемы, не прибегая при этом к анализу конкретного инструментария ее осуществления и т.д.
В целом, среди изученных нами работ, на наш взгляд, уместно отметить исследования нескольких тематических блоков. Это работы общего плана - Гумаровой и С.З. Жизнина , которые позволили рассмотреть основы и содержание сущности энергетической дипломатии, а также помогли выявить место ЕС и РФ в системе глобальных экономических связей.
В рамках историографического обзора так же важно отметить и работы, авторы которых системно подошли к проблеме энергетики в политике России и европейских государств, а так же обращают внимание на особенно важный в XXI в. аспект энергетической безопасности. Среди них работы А. Барышникого , А. Шнырова , С.Ю. Черницыной , П.А. Бровина , В. Гросса , они способствовали более комплексному анализу специфики энергетической политики Российской Федерации в рамках российского внешнеэкономического курса. Вопросами энергетической политики ЕС, в свою очередь, занимались такие ученые, как Бирюков М.М. , Богучарский М.Е. и многие другие . В их работах детальный рассматриваются особенности, основные этапы формирования данного вида дипломатии в формате политики ЕС и иные вопросы.
Достаточно подробно современными исследователями рассмотрены проблемы развития энергетического сектора экономической дипломатии ЕС и РФ в контексте совместного сотрудничества , перспективы дальнейшей эволюции Топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) России , закономерности и влияние глобальных экономико-энергетических связей на российский рынок , а также интеграционные процессы между ЕС и РФ .
Таким образом, научные исследования, на базе которых была выполнена ВКР, позволяет, с одной стороны, оценить взгляды современных ученых, а с другой, сформулировать собственную позицию по изучаемым вопросам.
Источниковую базу данной выпускной квалификационной работы составили государственные документы, меморандумы, тексты двусторонних соглашений и договоров Российской Федерации и стран-членов ЕС .
Наибольшую значимость для исследования, по данной проблеме, представляет законодательная база ЕС и России, в том числе нормативно-правовые акты . Данные документы дают возможность проанализировать эволюцию энергетического диалога и этапы его становления, проследить перспективы энергетический отношений между ЕС и РФ, а также выявить основные этапы энергодиалога.
Значительное количество информации мы черпали из официальных сайтов министерств и ведомств РФ и ЕС где расположены различные отчеты, статистические материалы и т.д., что позволило получить достоверную информацию из первоисточников, а так же проанализировать ситуацию внутри ЕС и РФ, основные проблемы, которое возникли при возникновении газовых конфликтов, оценить масштабы последствий данных конфликтов на энергетические отношения между ЕС и РФ .
Кроме того, изучая проблему энергетической дипломатии между ЕС и РФ, мы неизбежно обращались к энергетическим стратегиям ЕС и РФ . В этих документах представлены цели и задачи обозначена приоритетная деятельность по урегулированию и перспективам развития энергетических ресурсов в ЕС и РФ.
Похожую группу источников составляют тексты выступлений представителей официальной власти Российской Федерации и некоторых стран-членов ЕС .
Нам так же было интересно проанализировать позиции нефтяных и газовых компаний, таких как E.ON Ruhrgas, BASF, «Газпромом», WINGAS, Gasunie . А также рассмотреть проекты газовых и нефтяных потоков, таких как «Дружба - Адрия», «Дружба - 1», «Дружба - 2», «Северный поток», «Северный поток -2», «Южный поток», «Турецкий поток», «Ямал - Европа» и их деятельность в развитии Альтернативных источников энергии и возобновляемых источников энергии . Кроме того, мы оценили деятельность новых газовых и нефтяных месторождений, из которых главным является Штокмановское газоконденсатное месторождение .
В целом, представленные группы документов позволили проанализировать энергетическую дипломатию между ЕС и РФ в конце XX - начале XXI вв.
Апробация результатов исследования. Часть результатов, к которым мы пришли в ходе проведения исследования были апробированы на V ежегодной межвузовской научно-практической конференции, которая состоялась в феврале в 2017 г. г. Белгороде и по итогам которой была опубликована статья.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Энергетический фактор в международных отношениях, на современном этапе, играет весьма значительную роль. Во многом она обусловлена сложившимися исторически хозяйственно-экономическими распределением «прав и обязанностей» между странами и регионами. Важную роль играет и факт наличия или отсутствия энергетического сырья. Именно данные факторы «заставляют» государства вступать во взаимозависимые отношения «купли и продажи» энергоресурсов.
Концепция эффективной энергетической дипломатии ЕС включает в себя анализ политико-правовой базы энергетической дипломатии стран- членов, а также их положений на мировом энергетическом пространстве, а также способность их влиять на международные процессы. Энергоресурсы, которые страны ЕС, использующие для влияния на мировую систему, могут включать совокупность ценностей, продвигаемые в моровом энергетическом пространстве.
ЕС может обладать политическим влияние в международных организациях с возможностью формирования повестки дня. Однако, кроме, ресурсов мягкой силы, стоит подчеркнуть отсутствие или наличие энергетических ресурсов для обеспечения собственных потребностей.
Энергетическая дипломатия отдельных стран-членов ЕС формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внешним факторам относятся системно-затрагивающая роль государства в мировой энергетической системе, а также статус самой страны. Внутренними факторами являются особенности политической культуры и национальной идентичности, которые в силах оказывать влияние на реализацию внешнеполитической стратегии государств в сфере энергетики.
Главное значение имеет и деятельность ЕС в рамках энергетической направленности. Прагматизм, достижения цели малыми шагами, тщательная проработка повестки дня помогают ЕС добиться значительных успехов в
энергетической сфере. Страны-члены ЕС формируют четко выверенную скоординированную позицию по многим энергетическим вопросам. Благодаря скоординированной позиции страны-члены успешно реализуют многостороннюю и двустороннюю энергетическую политику, как между собой, так и с иностранными партнерами, где Россия является главным поставщиком энергоресурсов для ЕС.
Страны-члены ЕС рассматривают энергетику как неотъемлемую часть их суверенитета. Развитие и поддержание энергетики на достаточном уровне способно благодаря осуществлению необходимых условий
функционирования производства и сферы услуг. В основе энергетической политики ЕС лежит анализ тенденций мировой энергетики и возможностей, которые заложены особенностями энергетического развития стран-членов ЕС. Топливно-энергетический баланс является основным индикатором состояния энергетики и возможностей партнеров по сотрудничеству в данной сфере. Качество ТЭК определяется надежностью добычи энергетических ресурсов, достаточным их количеством, разнообразием, ценой, а также возможностью замены одного энергоносителя на другой в случае возникновения проблем.
Таким образом, ТЭК Евросоюза является устойчивым. Это обеспечивается благодаря тому, что в нем нет высокого использования ни одного из первичных видов энергии. В энергетических процессах Евросоюза необходимо отметить значительную долю нефти. Отсутствие конкретных показателей определяется тем, что нефтяной рынок ЕС является насыщенным и разнообразным. Нефть, в данном случае, поставляется двумя способами: морским (танкерным флотом) и сухопутным (нефтепровод). Также, в энергетической политике ЕС, значительное место занимают альтернативные источники энергии, ВИЭ и ядерная энергетика.
Согласно отчету о мировой энергетической ситуации в 2012 г. организации «BP», темпы прироста ветроэнрегетики составили 7,1% . Данные типы получение энергии в Европе недостаточно применимы. Большинство стран ЕС не имеет газовых ресурсов и вследствие этого они вынуждены его импортировать. Исключения составляют такие страны как Великобритания, Дания, Нидерланды и Норвегия. Ресурсы Норвегии оцениваются как часть внутреннего газового рынка ЕС с низкими техническими и политическими рисками. Влиятельным экспортером остаются Нидерланды. В Случае вступления в действие «резервныз соглашений», которые были подписаны Германией и Бельгией ежегодный экспорт природного газа может возрасти.
Страны ЕС, чтобы обезопасить себя от энергетических рисков, диверсифицируют поставки энергетических носителей. Разработка альтернативных нефтетранспортых и газотранспортных маршрутов занимает главное место в стратегических планах ЕС. Где Nabucco является одним из крупнейших проектов, который может диверсифицировать пути и источники природного газа и снизить геополитическую зависимость ЕС. Очень актуальным является вопрос о бесперебойных поставок энергоносителей.
Необходимость географической диверсификации ощущалась во время нефтяных кризисов. Основные усилия ЕС направлены на уменьшение зависимости от внешних поставок. Учитывая тенденции энергетического рынка ЕК вынесла на общественное обсуждение «Зеленую книгу», где главное внимание уделялось обеспечению бесперебойных поставок энергетических носителей по доступным ценам. Основная идея заключалась в минимизации рисков, которая связана с зависимостью ресурсов.
Ключевым вопросом энергетической безопасности ЕС является диверсификация источников энергоснабжения.
Значительное количество энергоресурсов, как известно, приходится на долю Российской Федерации. С момента ее выхода на энергетический рынок в 1970-е годы (еще в качестве СССР), наиболее тесные связи в этой сфере сложились с главным импортером ЕС Германией. Их сотрудничество эволюционировало от простой торговли природным газом к более сложным формам взаимодействия в нефтегазовой сфере. С учетом достаточно длинной истории взаимодействия обеих государств, в сфере энергетической политики складываются основные формы и характерные черты совместной энергодипломатии, к первым можно отнести:
- диалог в области внедрения в энергетическую сферу новых технологий и связанная с ним экологическая компонента сотрудничества;
- строительство новых магистральных газопроводов;
- совместная разработка нефтегазовых месторождений;
- долгосрочные и краткосрочные сделки.
Позиции европейских стран относительно решений проблемы энергетической зависимости разнятся.
Однако Германия понимает, что может попасть в зависимость от поставок российского газа, что не соответствует ее интересам. Этим объясняются и следующие направления энергетической политики ФРГ, которая затрагивает интересы экспорта газа:
- закрепление максимальных уровней закупок газа у одного поставщика;
- переход от практики заключения долгосрочных контрактов на к краткосрочным договоренностям;
- диверсификация поставщиков и источников сырья;
- либерализация германского газового рынка.
Германия готова продолжать заключать долгосрочные контракты на поставку энергетических ресурсов из РФ. Другие страны намерены диверсифицировать источники снабжения энергетическими ресурсами.
ЕС не в силах обеспечить себя собственными ресурсами и поэтому основная борьба состоит в построении энергетического рынка и становления системных отношений в вопросе обеспечения энергетических поставок.
Главным географическим направлением энергетической политики ЕС выступает африканских вектор, в частности, Алжир, который является третьей страной-поставщиком природного газа в ЕС, после РФ и Норвегии.
Политика, которую проводил Герхард Шрёдер и Ангела Меркель, подтверждает, что сотрудничество с Россией в сфере энергетики укрепляется.
Вначале XXI в. энергетическое развитие будет определяться решением проблем, которые связаны с транзитом энергетических ресурсов. Среди проблем, можно выделить развитие способа транспортировки, а также рост политических рисков, а также технологические, энергетические и экономические риски. Главной проблемой может стать то, что между транзитными странами существует конкурентная борьба за экспортные маршруты. Страны Восточной Европы считали и до сих пор считают свой регион - регионом геополитического противостояния Востока и Запада, а также пытаются играть на этих противоречиях когда речь идет о поставках энергетических ресурсов. В связи с этим, в Восточной Европе происходили газовые войны, которые сыграли важную роль в развитии энергодиалога между Германией и Россией. ФРГ и Российская Федерация играют главную роль в Восточном регионе, поэтому вопросы, которые связаны с их сотрудничеством во внешней политике остро воспринимаются странами Восточной Европы, а энергетическое сотрудничество перетекает в геополитическую плоскость, где сталкиваются интересы разных государств.
Таким образом, договоренности по инвестированию компаниями ЕС в разработку газовых и нефтяных месторождений - достигнуты. Энергетическая политика ЕС сосредотачивает свое внимание на вопросах диверсификации поставок. Главным приоритетом в направлении минимизации зависимости выступают положения Зеленой книги. Она обозначила ключевые направления ЕС в поисках и создании эффективной энергетической политики. ЕС находятся в зависимости от РФ сфере энергетики, поэтому если правильно построить сотрудничество, то можно способствовать повышению надежности инвестиций и энергосбережения стран ЕС. А также уменьшатся риски, которые возникли при транзите энергетических ресурсов, на данный момент это важно, так как восточные страны являются нестабильными.



1. Директива № 2003/55/ЕС «Об общих правилах для внутреннего
рынка природного газа и об отмене Директивы 98/30/ЕС», принятая Европейским Парламентом от 26.06. 2003 г. // Международные документы и законопроекты [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.pravo.ru/document/view/17308167/14949104/ (дата обращения:
02.04.2017).
2. Директива n 2003/55/ЕС, принятая Европейским Парламентом и
Советом ЕС «Об общих правилах для внутреннего рынка природного газа и об отмене Директивы 98/30/ЕС». г. Брюссель, 26.06.2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/abrolaw/6297 (дата
обращения: 02.04.2017).
3. Договор о Европейском Союзе. Маастрихт, 07.02.1992 г. (в
редакции Лиссабонского договора 2007 г.). Консолидированный текст.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://base.garant.ru/2566557/#ixzz4WgT3Nf1o (дата обращения: 27.03.2017).
4. Договор об учреждении европейского объединения угля и стали
(ЕОУС). г. Париж, 18.04.1951 г. (с внесен. изм. и доп. на февраль 1986 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://old.lawru.info/legal2/se11/pravo 11451/index.htm (дата обращения: 12.02.2017).
5. Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной
энергии (консолидированный текст с учётом Ниццких изменений). г. Рим, 05.03.1957 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/uchred_docs/euratom_nice.htm (дата обращения: 25.12.2016).
6. Договор об учреждении европейского экономического сообщества (в ред. на февраль 1986 г.). г. Рим, 25. 03. 1957 г. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=26343 (дата
обращения: 20.01.2017).
7. Доклад - выступление Владимира Саенко. 8.12.11 г. // Официальные документы и статистические данные Министерства Энергетики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/activity/statistic (дата обращения: 01.12.2016).
8. Доклад Межправительственной группы экспертов по изменению
климата, озвученный на 21-я сессии Конференции сторон (КС) Рамочной конвенции ООНаций об изменении климата (РКООНИК). г. Париж, 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.un.org/sustainabledevelopment/ru/cop21 / (дата обращения:
23.02.2017).
9. Дорожная карта энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 г. // Промежуточный этап. Отчет экспертов от 29.07.2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/node/1527 (дата обращения: 14.02.2017).
10. Дружба - Адрия // Официальные ресурсы TRANSPETROL. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.transpetrol.sk/en/home/ (дата обращения: 09.02.2017).
11. «Единый европейский акт» (ЕЕА) / Вместе с «Заключительным
актом» и «Декларациями». г. Люксембурге, 17.02.1986; г. Гаага, 28.02.1986 г. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=INT&n=15943&req= doc#0 (дата обращения: 19.02.2017).
12. Закон РФ N 2395-1 «О недрах» от 21.02.1992 г. (вкл. измен. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343/ (дата обращения: 03.01.2017).
13. Интервью с Зам. Министра энергетики России В. М. Азбукиным // Законодательство, 2010. № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/press/fold15 (дата обращения: 16.02.2017).
14. Киотский протокол к Рамочной конвенции организации ООН об
изменении климата. Киото. 16.03.1998 г. - 15.03. 1999 г. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/kyoto .pdf (дата
обращения: 29.12.2016).
15. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12
февраля 2013 г. // Утверждена Президентом РФ В.В. Путиным (в соответствии с Указом Президента РФ от 30.11. 2016 г. №640 утратила силу). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.mid.rU/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6 BZ29/content/id/122186 (дата обращения: 12.02.2017).
16. Меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере
энергетики в рамках Энергодиалога Россия - ЕС. г. Москва, 16.11.2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://minenergo.gov.ru/upload/medialibrary/656/6566442b1b008b56a46557475c6 81c94.pdf (дата обращения: 03.03.2017).
17. Мюнхенская речь Путина. 10.02.2007 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://maxpark.com/community/politic/content/2362131 (дата обращения: 20.01.2017).
18. Официальные опубликованные документы Генерального
директора по энергетике и транспорту ЕС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/energy/russia/overview/index_en.htm (дата
обращения: 15.04.2017).
19. Официальные опубликованные документы Министерства энергетики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/node/494 (дата обращения: 27.04.2017).
20. Официальные опубликованные документы МИД РФ // Архив: Энергетическая дипломатия России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.mid.ru/ (дата обращения: 20.03.2017).
21. Официальные опубликованные документы председательства Российской Федерации в «Группе восьми». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://g8russia.ru/docs/russia_and_g8/history.html (дата обращения: 16.04.2017).
22. Официальные опубликованные документы по проекту Турецкий
поток // Официальный сайт «Турецкий поток»: Заключение договора 10.10.2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://turkstream.info/ru/project/ (дата обращения: 20.04.2017).
23. Официальные опубликованные документы по проекту Южный поток // Официальный сайт «Южный поток»: Начало строительства 7.12.2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://south-stream.net/ (дата обращения: 17.04.2017).
24. Приказ Минэнерго России от 04.04.2016 N 261 (ред. от
24.01.2017) «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по утверждению нормативов технологических потерь углеводородного сырья при добыче, транспортировке сырья и продуктов его переработки трубопроводным транспортом» // Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 N 42743. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201015/ (дата обращения: 17.03.2017).
25. Проект Федерального закона «О магистральном трубопроводном
транспорте нефти и нефтепродуктов, а также о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подготовлен Минэнерго России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.07.2016). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
82
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=149351#0 (дата обращения: 28.03.2017).
26. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от
08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (вместе с
«Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e 8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 17.03.2017).
27. Россия и ЕС-27: основные статистические показатели // Eurostat // Your key to European statistic. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat (дата обращения: 14.02.2017).
28. Северный поток // Официальные ресурсы Nord Stream. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nord-stream.com/ru/ (дата обращения: 10.03.2017).
29. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и РФ.
20.06.1994 г. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:https://russiaeu.ru/userfiles/file/partnership_and_cooperation_agreement_ 1997_russian.pdf (дата обращения: 17.04.2017).
30. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. от 12 мая
2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения: 05.12.2016).
31. Стратегия ЕС в отношении РФ: 2002-2006 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. delrus .ec. europa. eu/ru
32. Стратегия развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу: 2000-2010 гг.. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. delrus .ec. europa. eu/ru
33. Текст выступления Герхарда Шрёдера «Газовая география». ФРГ, г. Кассель, 29.06.2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.warandpeace.ru/ (дата обращения: 02.04.2017).
34. Текст выступления заместителя председателя комитета по энергетике РФ А.Б. Чиркина «Международное энергетическое сотрудничество в ХХ! в.» // Документы и материалы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Дальневосточного международного экономического форума, 2007 г. http://www.energosovet.ru/stat488.html (дата обращения: 06.03.2017).
35. Федеральный закон РФ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 №
35-ФЗ (действующая редакция, 2016). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/ (дата
обращения: 14.03.2017).
36. Федеральный закон РФ «О теплоснабжении». Принят
Государственной Думой 9.07.2010 г. Одобрен Советом Федерации 14.07.2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=209088&d st=0&profile=0&mb (дата обращения: 09.02.2017).
37. Федеральный закон РФ «О безопасности» от 25.12.1992 № 4235¬1 (последняя редакция: 28.12.2010). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 20.02.2017).
38. Федеральный закон РФ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» от 03.12.2011 N 382-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122558/ (дата обращения: 24.04.2017).
39. Федеральный закон РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/ (дата обращения: 17.04.2017).
40. Федеральный закон РФ от 18 июля 2006 г. N 117-ФЗ «Об экспорте газа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12148416/#ixzz4WaIbIaLu (дата обращения: 12.02.2017).
41. Федеральный закон РФ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 N 35-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/ (дата обращения: 06.04.2017).
42. Федеральный закон РФ от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от
05.12.2016) «О газоснабжении в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& (дата обращения: 01.03.2017).
43. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности». Принят Государственной Думой РФ от 17.05.1996 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n =200932&dst (дата обращения: 21.12.2016)
44. Федеральный закон РФ от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об использовании атомной энергии». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=200911&dst=0&profile (дата обращения: 07.01.2017).
45. Федеральный закон РФ «О естественных монополиях» от
17.08.1995 г. N 147-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/ (дата
обращения: 24.03.2017).
46. Федеральный закон РФ от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/104571/#ixzz4WaKHIdPO (дата обращения: 06.04.2017).
47. Федеральный закон РФ от 18 июля 2006 г. № 117-ФЗ «Об
экспорте природного газа». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102108018&rdk=&backlink=1 (дата обращения: 24.04.2017).
48. Федеральный закон РФ от 25.06.2014 г. «О стратегическом
планировании в Российской Федерации» (с изменениями на 3 июля 2016 года). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/420204138 (дата обращения: 26.04.2017).
49. Штокмановское газоконденсатное месторождение //
Официальные ресурсы Штокман. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.shtokman.ru/ (дата обращения: 10.03.2017).
50. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года // Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. N 1234-р г. Москва. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rg.ru/2003/09/30/energeticheskaj astrategij a. html (дата обращения: 14.03.2017).
51. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. г.
Москва. Май 2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения: 15.03.2017).
52. Ямал-Европа // Официальные ресурсы Газпрома. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/active/yamal-evropa/ (дата обращения: 07.12.2016).
53. An Energy Policy for EU (2007) // Communication from the
Commission to the European Council and the European Parliament.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ec.europa.eu/energy/energy_policy/doc/01_energy_policy_for_europe_en.pd f (дата обращения: 20.04.2017).
54. BP Statistical Review of World Energy 2012. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.bp.com/
sectionbodycopy.do?categoryId=7500&contentId=7068481 (дата обращения: 12.01.2017).
55. Common Strategy of the European Union of 4 June 1999 on Russia //
Official Journal. N'157. 24.06.1999. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2003/november/tradoc_114137.pdf (дата
обращения: 06.03.2017).
56. Council Decision 88/ 345/EEC of 22 June 1988 on the conclusion of the Joint Declaration on the establishment of official relations between the European Economic Community and the Council for Mutual Economic Assistance // Official Journal. № 157. 24.06.1988. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content (дата обращения: 03.03.2017).
57. Energy Policy for EU. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/energy/energy_policy/doc/01_energy_policy_for_europe_en.pd f (дата обращения: 08.02.2017).
58. Energy Policies of IEA Countries. Germany, 2013. - 206 р.
59. Energy 2020. A Strategy for Competitive, Sustainable and Secure
Energy. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee of the Regions. European Commission. Brussels, 10.11.2010. COM (2010) 639 final. {SEC (2010) 1346}. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ec.europa.eu/energy/energy2020/energy2020_en.htm (дата обращения: 20.02.2017).
60. Energy Efficiency and its contribution to energy security and the 2030 Framework for climate and energy policy. {SWD (2014) 255 final}, {SWD (2014) 256 final}. Brussels, 23.7.2014 COM (2014) 520 final. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.foreignpolicy.ru/analyses/energeticheskaya-strategiya-es-do-2030- goda/ (дата обращения: 03.01.2017).
61. European Energy Security Strategy. COM (2014) 330 final. Brussels,
28.5.2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eur-
lex. europa.eu/legaдcontent/EN/ALL/?uri=CELEX :52014DC0330&qid=14078556 11566 (дата обращения: 17.03.2017).
62. Europe’s Energy Portal // Energy prices from past to present. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.energy.eu/ (дата обращения: 17.04.2017).
63. Eurostat // Your key to European statistic. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat (дата обращения: 01.02.2017).
64. Energy road map 2050. COM (2011) 885 final. Brussels, 15.12.2011.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/2012_energy_roadmap_205 0_en.pdf (дата обращения: 01.04.2017).
65. Green Paper. A European Strategy for Sustainable, Competitive and
Secure Energy. COM (2006) 105 final. Brussels, 8.3.2005. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.epsu.org/article/epsu-position-eu-green- paper-european-strategy-sustainable-competitive-and-secure-energy (дата
обращения: 19.03.2017).
66. Nord LB: Energiepolitische Alternativen vor dem Hintergrundsteigen der Rohstoffpreise. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nordlb.de/Einzelansicht (дата обращения: 16.02.2017).
67. Report from the commission to the European Parliament and the
Council № 791/2013 // of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/com_2013_791_en.pdf (дата обращения: 18.04.2017).
68. Presidency Conclusions. 775/1/06 REV1. Brussels, 23-24.3.2006.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://fire.pppl.gov/eu_council_032604.pdf (дата обращения: 09.02.2017).
69. Renewable energy // Topics. Moving towards a low carbon economy.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ec.europa.eu/energy/en/topics/renewable-energy (дата обращения:
20.01.2017).
70. Statistical Review of World Energy // British Petroleum. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bp.com/en/global/corporate/energy- economics/statistical-review-of-world-energy.html (дата обращения: 15.02.2017).
71. Summaries of EU legislation // directive 98/70/EC of the European
parliament and of the council. Relating to the quality of petrol and diesel fuels and amending Council Directive 93/12/EEC. 13 October 1998. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?Uri=celex:01998L0070-20151005 (дата обращения:
19.02.2017).
72. Treaty on European Union / Official Journal.№ 191/01.29.07.1992. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content;
73. TGA-Basis-Letter: Erneuerbarelegten 2006 kraftigzu. TGA-Basis- Letter: 20.07.2007. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.tga- fachplaner.de (дата обращения: 20.02.2017).
74. World Nuclear Association. Energy Subsidies and External Costs.
Updated October 2013. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.world-nuclear.org/info/Economic-Aspects/Energy-
Subsidies-and-External-Costs/ (дата обращения: 24.04.2017).
75. White paper. An Energy Policy For the European Union. COM (95) 682 final. Brussels, 13.12.1995. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aei.pitt.edu/1129/ (дата обращения: 03.03.2017)
76. Deutsch-russische Wirtschaftsbeziehungen weiter auf gutem Weg. German Business Portal Bundesagentur fur AuBenwirtschaft. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bfai.de/fdb-SE,MKT (дата обращения: 15.03.2017).
77. DE Statis Statistishes Bundesamt. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.destatis.de (дата обращения: 26.12.2016).

1. Алиев А. Royal Dutch-Shell «Огазпромился» // «Эксперт Online».
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.expert.rU/articles/2006/12/11/sakhalin-2 (дата обращения:
20.01.2017).
2. Барышников А. Обеспечение энергетической безопасности России // Электронный журнал Деловой квадрат. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www/d-kvadrat.ru/dk/info/16759.html (дата обращения: 24.04.2017).
3. Бирюков М.М. Европейская интеграция, Евроконституция и международное право. М.: Научная книга, 2006. - 256 с.
4. Богучарский М.Е. Энергетическая дипломатия Европейского союза: Дис.... канд.полит. наук: 23.00.04 Москва, 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/162591.html (дата обращения: 14.03.2017).
5. Бренер В. Третий энергетический пакет 2009 ЕС: Вызов для
России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.imemo.ru/files/File/ru/conf/2016/29042016/01_08_Brenner.pdf (дата обращения: 19.02.2017).
6. Бровин П.А. Динамика российско-германских отношений в начале XXI в.: политические аспекты экономических связей. М.: Ладомир. 2007. - 168 с.
7. Буторина О.В. Стратегические вызовы Евросоюза в XXI веке и перспективы развития отношений ЕС и СНГ // Европейские страны СНГ:
место в "Большой Европе". М.: Международные отношения, 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=21903539
8. Бушуев В.В. Поставка электроэнергии - это услуга, а не товар //
Политэкономика. 2009. Вып. № 10-11 (23-24) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politekonomika.ru/000013/?cat=11 (дата обращения:
28.04.2017).
9. Бушуев В., Громов А., Троицкий А. Топливно-энергетический комплекс России. 2000-2007 гг. (справочно-аналитический обзор). М.: Энергия. 2008. - 432 с.
10. Бушуев В., Громов А., Троицкий А. ТЭК и экономика России. Вчера. Сегодня. Завтра. Взгляд из 2009 г. М.: Энергия. 2004. - 120 с.
11. Быков А.Г. Интервью журналу «Энергетическое право». 2008. № 1. - 18 с.
12. Быков А. Г., Шалманов Г. Г., Толченков Н. И. Нормативно - правовое обеспечение Энергетической стратегии России // Энергетическая политика.1995. Вып. 1. - 52 с.
13. Вальде Т. Международные инвестиции в соответствии с Договором к Энергетической хартии 1994 г. // Договор к Энергетической Хартии: путь к инвестициям и торговле для Востока и Запада. Москва, 2002.¬409 с.
14. Вершинин А. П. Энергетическое право. М.: Ладомир. 2007. - 247 с.
15. Габуев А. «Недоговоренности на высшем уровне» //
Коммерсант. ru. Приложения №84 от 15.04.2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/1165444 (дата обращения:
16.03.2017).
16. Виноградова. Газ России: отраслевой обзор // Нефтегазовая Вертикаль // Национальный отраслевой журнал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ngv.ru/ (дата обращения: 12.02.2017).
17. Возрождение «Южного потока». Согласится ли ЕС на строительство газопровода // Аргументы и Факты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aif.ru/ (дата обращения: 26.04.2017).
18. Воробьева Т.А., Антонова А.М. Анализ эффективности угольных ТЭС Г ермании в условиях становления рынка СО2 сертификатов в Евросоюзе // XIII Международная научно-практическая конференция «Современные техника и технологии». Томск: Изд-во ТПУ, Т. 3. 2007. - 547 с.
19. Гудков И. В., Лахно П. Г. Энергетическая стратегия России в системе программных документов: внутригосударственные и международно - правовые аспекты. Энергетическое право. 2010. № 1. - 45 с.
20. Гудков И. В. Российский концептуальный подход и Договор к Энергетической хартии // Нефть, газ и право. 2009. № 6.; 2010. № 1. - 97 с.
21. Гумарова И. Приоритеты энергетической дипломатии России. Нефтегазовый аспект. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e- libra.ru/read/159755-33.html (дата обращения: 03.03.2017).
22. Гросс В. Состояние германской энергетики. Политика и
экономика. М.: Ладомир. 2003. - 112 с.
23. Денчев К. Мировая энергетическая безопасность: история и
перспективы // Новая и новейшая история. №2, 2010. - 139 с.
24. Единая энергетическая политика ЕС в отношении России //
Лента, новости. Источник: BBC Russian.com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rodon.org/polit-080522124848 (дата обращения:
24.04.2017).
25. Емельянова Н.Н. Россия и Евросоюз. Соперничество и партнерство. М.: Международные отношения, 2009. - 168 с.
26. Ергин Д. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. М.: «Альпина Паблишер», 2011. - 677 с.
27. Ершов Ю., Яковлева Е. Двусторонние соглашения РФ с зарубежными странами о поощрении и взаимной поддержке капиталовложений. 2000. - 459 с.
28. Жизнин С.З. Российская энергетическая дипломатия и
международная энергетическая безопасность (геополитика и экономика). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://journals.kantiana.ru/upload/ilock/085/ufbcrsglbyef/pdf (дата обращения: 02.02.2017).
29. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М.: ООО «ИстБрук», 2005. - 640 с.
30. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия и модернизация ТЭК России // Международная жизнь, - 2012. - №4. - 67 с.
31. Зеленский М., Полеванов А. Конфликт России и Белорусии.
03.02.2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://meduza.io/feature/2017/02/03/rossiya-ssoritsya-s-belorussiey (дата
обращения: 18.04.2017).
32. История договора к Энергетической Хартии. Энергетическая политика // International Energy Charter. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.encharter.org/ (дата обращения: 11.11.2016).
33. Каминская Я. Энергетика России. Взгляд в будущее. М.: Энергия, 2012. - 212 с.
34. Косов Ю., Торопыгин А. СНГ. Институты, интеграционные конфликты и парламентская дипломатия. М.: Аспект Пресс, 2009.
35. Лахно П. Г. Энергетический кодекс Российской Федерации - основополагающий юридический документ, регулирующий отношения в ТЭК. Энергетика и право. Под ред. П. Г. Лахно, М., 2008. - 578 с.
36. Лахно П. Г. Становление и развитие энергетического законодательства РФ // Государство и право на рубеже веков: Матлывсерос. конф. М., 2001. - 678 с.
37. Мастепанова А. Золотые страницы нефтегазового комплекса России. Люди, события, факты. М.: Энергия. 2004. - 596 с.
38. Очередная встреча РФ-ЕС-Украина по газовым вопросам пройдет в Берлине // Интерфакс. Экономика (26 сентября 2014). [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http:ZZwww.interfax.ru/business/398825 (дата
обращения: 01.12.2016).
39. Плакиткин Ю.А. Закономерности развития мировой энергетики и их влияние на энергетику России. М.: Энергия. 2006. - 53 с.
40. Попондопуло В. Ф. Энергетическое право и энергетическое
законодательство: общая характеристика, тенденции развития //
Правоведение. 2007. № 3. - 397 с.
41. Портал информационных проектов по энергосбережению энергосервисной компании «Экологические Системы // Мир энергосбережения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://esco.co.ua (дата обращения: 03.01.2017).
42. Региональный энергетический рынок // Региональные рынки
электроэнергии в станах ДЭХ. Секретариат Энергетической Хартии, октябрь 2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http:ZZwww.encharter.orgZfileadminZDocumentsMediaZThematicZRegional_Electtic ity_Markets_2003_ru.pdf (дата обращения: 25.03.2017).
43. Скорлыгина Н. России больше нет места в парадигме // Коммерсантъ Business Guide. № 109. - 20.06.2006 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/682132 (дата обращения: 13.03.2017).
44. Тарасенко П. Европарламент утвердил новый состав
Еврокомиссии // Коммерсант. ru. №23 от 10.02.2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/1319429 (дата обращения:
27.03.2017).
45. Торгово-промышленная палата РФ: Внешнеэкономические связи
// Ежемесячный бюллетень. Вып. Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://permtpp.ru/upload/iblock/28c/daydzhest_benilyuks_frantsiya.pdf (дата
обращения: 16.02.2017).
46. Торкунов А.В., Салыгин В.И., Лаверов Н.П., Жизнин С.З., Корягина Д.М. Внешняя энергетическая политика России. М.: МГИМО (У) МИД России, 2003. - 782 с.
47. Хрилев Л. С., Давыдов Б. А., Орлов Р. В. Актуальность создания системы энергетического законодательства в России // Энергетическая политика. 1999. Вып. 4, 5. - 172 с.
48. Черницына С.Ю. Роль энергетической дипломатии в формировании внешней политики России на современном этапе // «Международник» МГИМО. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mgimo.ru/files2/y02_2015/267745/thesis-chernitzyna.pdf (дата обращения: 24.04.2017).
49. Шныров А. Энергетический фактор во внешней политике России.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://observer/materik/ry/observer/N9-10_2004/9-10_05.html (дата обращения: 30.03.2017).
50. Штокман: последствия политической игры // Нефтегазовая вертикаль // Национальный отраслевой журнал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ngv.ru/ (дата обращения: 02.03.2017).
51. Энергетическая политика. Энергодиалог Европейский союз - Российская Федерация. Вектор развития Евросоюза. М.: ГУИЭС Минэнерго России. 2007. - 144 с.
52. Яновский А. Б., Барон Ю. Л. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года и нормативное правовое обеспечение её реализации. Энергетическое право. 2010. № 1. - 194 с.
53. A Report by The American Nuclear Society Special Committee on Fukushima. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fukushima.ans.org/ (дата обращения: 17.03.2017).
54. Adomeit Hannes Germany's Policy on Russia: End of the Honeymoon? Research Program Russia. - NIS, IFRI, 2005. - 128 р.
55. Andresen S., Agrawala S. (2002). Leaders, pushers and laggards in the making of the climate regime. Global Environmental Change. 12: - 78 p.
56. Anholt S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions. - London: Palgrave Macmillan, 2007. - 256 p.
57. Byron Ch. Yes. There is An Energy Crisis. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
http://content.time.com/time/magazine/article/0,9171,915580,00.html
58. Gazprom’s officiall website // Gas reserves. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom.com/eng/articles/article23674.shtml (дата обращения: 17.03.2017).
59. Gazprom raises Wingas stake to 50% in asset swap with BASF, 2007.
23 Oct. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://russogasoil.blogspot.com/2007_10_01_archive.html (дата обращения: 06.02.2017).
60. Lakhno P. Adjusting the course. Legal aspects of Russia’s new energy strategy // Oil of Russia. 2004. № 1. - 347 р.
61. Lakhno P., Belitskaya A. Basis of the Investment Climate // Oil of Russia. 2008. № 4. - 357 р.
62. Lakhno P. On the stage of development. Newlegislation for the energy sector is consistently shape in Russia // Ibid. 2006. № 2. - 397 р.
63. Milov V. The EU-Russia Energy Dialogue: Competition Versus Monopolies, Russie. Nie. Vision No. 13, September 2006, - 234 р.
64. Nikitenko A. Russia and the European Union in a New Stage of Cooperation: Towards a «Strategic Partnership».2007. - 697 р.
65. Presentation by Jeff Piper, Coordination Cell EU-Russia Energy
Dialogue. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://iea.org/textbase/work/2003/soyuzgaz/proceedings/Piper_slides.pdf (дата обращения: 20.02.2017).
66. Rahr Alexander Germany and Russia: A Special Relationship, The Center for Strategic and International Studies and the Massachusetts Institute of Technology, 2007. - 279 p.
67. Stern Jonathan Gas pipeline co-operation between political adversaries: examples from Europe., Royal Institute of International Affairs (Chatham House), January 2005. - 367 p.
68. TNK-BP paid ist debt of $1.5 billion, Oil Ressources Info. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oilresources.info/archives/676
69. Tomberg. Oil Pipeline in the Far East: Economics and Geopolitics, in 25 General Asia and the Caucasus, - 294 p.
70. Bundesministerium fur Wirtschaft und Technologic (ed.):
Kurzbericht. Verfugbarkeit und Versorgung mite nergierohstoffen. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.bmwi.de/BMWi/Navigation/Presse/pressemitteilungen,did=127764.ht ml (дата обращения: 20.03.2017).
71. Brossler, Daniel, Kilz, Hans Werner: Interview mit Vladimir Putin.
Diese Leute sind Provokateureo der sehr dumm // Sueddeutsche Zeitung. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.sueddeutsche.de/ausland/artikel/274/88186/ (дата обращения: 06.02.2017).
72. Sander M. The German Policy of Energy Security within the EU and Importance of Russia: The European Union’s Quest for a Common Energy Foreign Policy, Volume 8 - Issue 20, Trier, 2007.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ