ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЕС КАК ФАКТОР МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В КОН.ХХ - НАЧ. XXI ВВ.: РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР
|
Введение 3
Глава I. Энергетический фактор в экономической политике ЕС в конце XX - начале XXI вв. и его роль в системе международных связей 11
1.1. Энергетическая дипломатия: понятие, принципы, характерные черты... 11
1.2. Цели и приоритетные направления деятельности ЕС в контексте
энергетической политики 17
1.3. Инструментарий и механизмы реализации энергетической дипломатии
ЕС 29
Глава II. ЕС и РФ в энергетической сфере в к. XX - н. XXI вв.: международно-правовые основы сотрудничества 33
2.1. Правовая база взаимодействия ЕС и РФ по проблемам энергетики 33
2.2. Взаимные стратегии сотрудничества ЕС и РФ в области энергетики:
содержание и значение 41
Глава III. Энергетический диалог между ЕС и РФ на рубеже веков: практический опыт 54
3.1. Основные этапы и перспективы развития энергетического диалога по линии ЕС - РФ 54
3.2. Газовые конфликты 2005-2010гг.: позиция ЕС (на примере Германии). . 60
3.3. Роль энергетического фактора в экономической политике ЕС и РФ 65
Заключение 73
Библиография 79
Приложения
Глава I. Энергетический фактор в экономической политике ЕС в конце XX - начале XXI вв. и его роль в системе международных связей 11
1.1. Энергетическая дипломатия: понятие, принципы, характерные черты... 11
1.2. Цели и приоритетные направления деятельности ЕС в контексте
энергетической политики 17
1.3. Инструментарий и механизмы реализации энергетической дипломатии
ЕС 29
Глава II. ЕС и РФ в энергетической сфере в к. XX - н. XXI вв.: международно-правовые основы сотрудничества 33
2.1. Правовая база взаимодействия ЕС и РФ по проблемам энергетики 33
2.2. Взаимные стратегии сотрудничества ЕС и РФ в области энергетики:
содержание и значение 41
Глава III. Энергетический диалог между ЕС и РФ на рубеже веков: практический опыт 54
3.1. Основные этапы и перспективы развития энергетического диалога по линии ЕС - РФ 54
3.2. Газовые конфликты 2005-2010гг.: позиция ЕС (на примере Германии). . 60
3.3. Роль энергетического фактора в экономической политике ЕС и РФ 65
Заключение 73
Библиография 79
Приложения
Актуальность темы работы. Известно, что на современном этапе трансформации системы международных связей в сторону полицентричности, в ней происходят значительные изменения, которые, во многом, обусловлены интеграционными процессами. Наиболее активно и ярко процессы интеграции проявляются в экономической сфере, через слияние капиталов, стандартизацию норм и показателей, унификацию способов и средств экономического «общения» государств и многое другое. СССР «подключается» к этим процессам, фактически, с середины 70-х годов XX века и достаточно быстро находит в них «свою нишу», приступив, тем самым, к сбыту энергоресурсов на мировом экономическом рынке. Результатом этого процесса стало формирование, так называемой, энергетической дипломатии в русле внешнеэкономического и внешнеполитического курсов государства.
Очевидно, что на сегодняшний день именно энергетическая сфера, по мнению большинства политиков, экономистов и аналитиков является приоритетной в силу разных обстоятельств. Во-первых, именно энергоресурсы составляют «базу современного человеческого существования», определяют границы и возможности конкретных государств в зависимости от их наличия, или отсутствия на своей. Во-вторых, нельзя отрицать факт прибыльности для ряда стран, обладающих энергоресурсами, проведения эффективной политики в данной сфере. К тому же, не секрет, что с начала XXI в. именно хорошо налаженные энергетические потоки позволяют государствам, с их помощью, транслировать свои национальные интересы.
Таким образом, в XXI веке в силу расширения возможностей торговли энергетическими ресурсами, увеличения объемов их транспортировки, перед руководством государств встает проблема обеспечения надежного функционирования энергетического сектора и транзитных маршрутов, а,
следовательно, и необходимость создать или обновить международно-правовые договоренности на многосторонней основе.
В нынешнее время проблемы международного транзита в энергетической дипломатии - это уже обыденное дело, они время от времени регулярно возникают. Также активизируются межгосударственное воздействие и регулирование в энергетическом направлении в системе отношений между государствами и для обеспечения энергетической безопасности. В силу этих обстоятельств, на наш взгляд, весьма интересно проследить обозначенные проблемы по линии связей ЕС - Россия, поскольку ресурсная база большинства государств - членов этой организации ограничена падением добычи газа на шельфе Северного моря, а значит, наблюдается резкое увеличение спроса на данный ресурс у России. Соответственно, весьма важно в рамках данной темы, проследить и проанализировать взаимные энергетические стратегии по обозначенной проблеме, основные этапы энергетического диалога ЕС - Россия, перспективы его развития и основные результаты на современном этапе развития.
Объект исследования: энергетическая дипломатия ЕС и
внешнеэкономическая политика РФ в кон. XX - нач. XXI вв.
Предмет исследования: опыт и возможности реализации
энергетической дипломатии между ЕС и Россией на рубеже веков.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить цели, направления и инструментарий осуществления энергетического диалога по линии ЕС - Россия в кон. XX - нач. XXI вв. и проанализировать его роль, основные проблемы и перспективы в контексте реализации национальных интересов РФ и стран ЕС.
Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
- изучить принципы и характерные черты энергетической дипломатии
ЕС;
- обозначить цели и приоритетные направления деятельности ЕС в контексте энергетической политики;
- рассмотреть основной инструментарий и механизмы реализации энергетической дипломатии ЕС;
- проанализировать нормативно - правовую базу сотрудничества ЕС с РФ по проблемам энергетики и выделить их взаимные стратегии сотрудничества;
- рассмотреть основные этапы энергетического диалога ЕС - Россия и перспективы его развития;
- выявить конфликтогенные источники по вопросам энергетической политики ЕС, обозначить роль и позицию Германии в газовых конфликтах 2005 - 2010 гг.;
- оценить роль энергетического фактора в экономической политике стран ЕС и РФ.
Хронологические рамки охватывают, главным образом, период конца XX века - начала XXI века, который совпал с возникновением энергодиалога между ЕС и РФ, и с приходом к власти нового поколения политической элиты и формированием обновленных подходов и принципов энергетической дипломатии в рамках проводимого внешнеполитического и экономического курсов.
Методологическая база исследования. Работа была выполнена в рамках системного подхода, которой позволил рассмотреть энергетические отношения ЕС и России и их специфику в контексте тесной взаимосвязи и взаимозависимости с мировыми экономическими процессами. Среди методов, используемых нами при подготовке работы, хотелось бы отметить общенаучные методы такие как, анализ, синтез, аналогия, компаративный метод, которые позволили более подробно рассмотреть не только сами события и факты, обуславливающие проведение энергодиалога между ЕС и РФ, но и проанализировать их эффективность. Среди специальных методов исследования - метод экспертных оценок и рассуждений, построение сценариев, проблемно-хронологический и другие, позволившие, в свою очередь, оценить как основные показатели, так и собственно положение ЕС и РФ на мировом энергетическом рынке.
Степень изученности темы выпускной квалификационной работы. Несмотря актуальность и значимость для современной дипломатии ЕС и России выбранной нами темы исследования, ее изученность сравнительно не высокая. Во многом это связано с достаточно поздним появлением на международной арене феномена энергетической дипломатии, а также стремлением значительного количества исследователей к рассмотрению сугубо теоретических аспектов проблемы, не прибегая при этом к анализу конкретного инструментария ее осуществления и т.д.
В целом, среди изученных нами работ, на наш взгляд, уместно отметить исследования нескольких тематических блоков. Это работы общего плана - Гумаровой и С.З. Жизнина , которые позволили рассмотреть основы и содержание сущности энергетической дипломатии, а также помогли выявить место ЕС и РФ в системе глобальных экономических связей.
В рамках историографического обзора так же важно отметить и работы, авторы которых системно подошли к проблеме энергетики в политике России и европейских государств, а так же обращают внимание на особенно важный в XXI в. аспект энергетической безопасности. Среди них работы А. Барышникого , А. Шнырова , С.Ю. Черницыной , П.А. Бровина , В. Гросса , они способствовали более комплексному анализу специфики энергетической политики Российской Федерации в рамках российского внешнеэкономического курса. Вопросами энергетической политики ЕС, в свою очередь, занимались такие ученые, как Бирюков М.М. , Богучарский М.Е. и многие другие . В их работах детальный рассматриваются особенности, основные этапы формирования данного вида дипломатии в формате политики ЕС и иные вопросы.
Достаточно подробно современными исследователями рассмотрены проблемы развития энергетического сектора экономической дипломатии ЕС и РФ в контексте совместного сотрудничества , перспективы дальнейшей эволюции Топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) России , закономерности и влияние глобальных экономико-энергетических связей на российский рынок , а также интеграционные процессы между ЕС и РФ .
Таким образом, научные исследования, на базе которых была выполнена ВКР, позволяет, с одной стороны, оценить взгляды современных ученых, а с другой, сформулировать собственную позицию по изучаемым вопросам.
Источниковую базу данной выпускной квалификационной работы составили государственные документы, меморандумы, тексты двусторонних соглашений и договоров Российской Федерации и стран-членов ЕС .
Наибольшую значимость для исследования, по данной проблеме, представляет законодательная база ЕС и России, в том числе нормативно-правовые акты . Данные документы дают возможность проанализировать эволюцию энергетического диалога и этапы его становления, проследить перспективы энергетический отношений между ЕС и РФ, а также выявить основные этапы энергодиалога.
Значительное количество информации мы черпали из официальных сайтов министерств и ведомств РФ и ЕС где расположены различные отчеты, статистические материалы и т.д., что позволило получить достоверную информацию из первоисточников, а так же проанализировать ситуацию внутри ЕС и РФ, основные проблемы, которое возникли при возникновении газовых конфликтов, оценить масштабы последствий данных конфликтов на энергетические отношения между ЕС и РФ .
Кроме того, изучая проблему энергетической дипломатии между ЕС и РФ, мы неизбежно обращались к энергетическим стратегиям ЕС и РФ . В этих документах представлены цели и задачи обозначена приоритетная деятельность по урегулированию и перспективам развития энергетических ресурсов в ЕС и РФ.
Похожую группу источников составляют тексты выступлений представителей официальной власти Российской Федерации и некоторых стран-членов ЕС .
Нам так же было интересно проанализировать позиции нефтяных и газовых компаний, таких как E.ON Ruhrgas, BASF, «Газпромом», WINGAS, Gasunie . А также рассмотреть проекты газовых и нефтяных потоков, таких как «Дружба - Адрия», «Дружба - 1», «Дружба - 2», «Северный поток», «Северный поток -2», «Южный поток», «Турецкий поток», «Ямал - Европа» и их деятельность в развитии Альтернативных источников энергии и возобновляемых источников энергии . Кроме того, мы оценили деятельность новых газовых и нефтяных месторождений, из которых главным является Штокмановское газоконденсатное месторождение .
В целом, представленные группы документов позволили проанализировать энергетическую дипломатию между ЕС и РФ в конце XX - начале XXI вв.
Апробация результатов исследования. Часть результатов, к которым мы пришли в ходе проведения исследования были апробированы на V ежегодной межвузовской научно-практической конференции, которая состоялась в феврале в 2017 г. г. Белгороде и по итогам которой была опубликована статья.
Очевидно, что на сегодняшний день именно энергетическая сфера, по мнению большинства политиков, экономистов и аналитиков является приоритетной в силу разных обстоятельств. Во-первых, именно энергоресурсы составляют «базу современного человеческого существования», определяют границы и возможности конкретных государств в зависимости от их наличия, или отсутствия на своей. Во-вторых, нельзя отрицать факт прибыльности для ряда стран, обладающих энергоресурсами, проведения эффективной политики в данной сфере. К тому же, не секрет, что с начала XXI в. именно хорошо налаженные энергетические потоки позволяют государствам, с их помощью, транслировать свои национальные интересы.
Таким образом, в XXI веке в силу расширения возможностей торговли энергетическими ресурсами, увеличения объемов их транспортировки, перед руководством государств встает проблема обеспечения надежного функционирования энергетического сектора и транзитных маршрутов, а,
следовательно, и необходимость создать или обновить международно-правовые договоренности на многосторонней основе.
В нынешнее время проблемы международного транзита в энергетической дипломатии - это уже обыденное дело, они время от времени регулярно возникают. Также активизируются межгосударственное воздействие и регулирование в энергетическом направлении в системе отношений между государствами и для обеспечения энергетической безопасности. В силу этих обстоятельств, на наш взгляд, весьма интересно проследить обозначенные проблемы по линии связей ЕС - Россия, поскольку ресурсная база большинства государств - членов этой организации ограничена падением добычи газа на шельфе Северного моря, а значит, наблюдается резкое увеличение спроса на данный ресурс у России. Соответственно, весьма важно в рамках данной темы, проследить и проанализировать взаимные энергетические стратегии по обозначенной проблеме, основные этапы энергетического диалога ЕС - Россия, перспективы его развития и основные результаты на современном этапе развития.
Объект исследования: энергетическая дипломатия ЕС и
внешнеэкономическая политика РФ в кон. XX - нач. XXI вв.
Предмет исследования: опыт и возможности реализации
энергетической дипломатии между ЕС и Россией на рубеже веков.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить цели, направления и инструментарий осуществления энергетического диалога по линии ЕС - Россия в кон. XX - нач. XXI вв. и проанализировать его роль, основные проблемы и перспективы в контексте реализации национальных интересов РФ и стран ЕС.
Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
- изучить принципы и характерные черты энергетической дипломатии
ЕС;
- обозначить цели и приоритетные направления деятельности ЕС в контексте энергетической политики;
- рассмотреть основной инструментарий и механизмы реализации энергетической дипломатии ЕС;
- проанализировать нормативно - правовую базу сотрудничества ЕС с РФ по проблемам энергетики и выделить их взаимные стратегии сотрудничества;
- рассмотреть основные этапы энергетического диалога ЕС - Россия и перспективы его развития;
- выявить конфликтогенные источники по вопросам энергетической политики ЕС, обозначить роль и позицию Германии в газовых конфликтах 2005 - 2010 гг.;
- оценить роль энергетического фактора в экономической политике стран ЕС и РФ.
Хронологические рамки охватывают, главным образом, период конца XX века - начала XXI века, который совпал с возникновением энергодиалога между ЕС и РФ, и с приходом к власти нового поколения политической элиты и формированием обновленных подходов и принципов энергетической дипломатии в рамках проводимого внешнеполитического и экономического курсов.
Методологическая база исследования. Работа была выполнена в рамках системного подхода, которой позволил рассмотреть энергетические отношения ЕС и России и их специфику в контексте тесной взаимосвязи и взаимозависимости с мировыми экономическими процессами. Среди методов, используемых нами при подготовке работы, хотелось бы отметить общенаучные методы такие как, анализ, синтез, аналогия, компаративный метод, которые позволили более подробно рассмотреть не только сами события и факты, обуславливающие проведение энергодиалога между ЕС и РФ, но и проанализировать их эффективность. Среди специальных методов исследования - метод экспертных оценок и рассуждений, построение сценариев, проблемно-хронологический и другие, позволившие, в свою очередь, оценить как основные показатели, так и собственно положение ЕС и РФ на мировом энергетическом рынке.
Степень изученности темы выпускной квалификационной работы. Несмотря актуальность и значимость для современной дипломатии ЕС и России выбранной нами темы исследования, ее изученность сравнительно не высокая. Во многом это связано с достаточно поздним появлением на международной арене феномена энергетической дипломатии, а также стремлением значительного количества исследователей к рассмотрению сугубо теоретических аспектов проблемы, не прибегая при этом к анализу конкретного инструментария ее осуществления и т.д.
В целом, среди изученных нами работ, на наш взгляд, уместно отметить исследования нескольких тематических блоков. Это работы общего плана - Гумаровой и С.З. Жизнина , которые позволили рассмотреть основы и содержание сущности энергетической дипломатии, а также помогли выявить место ЕС и РФ в системе глобальных экономических связей.
В рамках историографического обзора так же важно отметить и работы, авторы которых системно подошли к проблеме энергетики в политике России и европейских государств, а так же обращают внимание на особенно важный в XXI в. аспект энергетической безопасности. Среди них работы А. Барышникого , А. Шнырова , С.Ю. Черницыной , П.А. Бровина , В. Гросса , они способствовали более комплексному анализу специфики энергетической политики Российской Федерации в рамках российского внешнеэкономического курса. Вопросами энергетической политики ЕС, в свою очередь, занимались такие ученые, как Бирюков М.М. , Богучарский М.Е. и многие другие . В их работах детальный рассматриваются особенности, основные этапы формирования данного вида дипломатии в формате политики ЕС и иные вопросы.
Достаточно подробно современными исследователями рассмотрены проблемы развития энергетического сектора экономической дипломатии ЕС и РФ в контексте совместного сотрудничества , перспективы дальнейшей эволюции Топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) России , закономерности и влияние глобальных экономико-энергетических связей на российский рынок , а также интеграционные процессы между ЕС и РФ .
Таким образом, научные исследования, на базе которых была выполнена ВКР, позволяет, с одной стороны, оценить взгляды современных ученых, а с другой, сформулировать собственную позицию по изучаемым вопросам.
Источниковую базу данной выпускной квалификационной работы составили государственные документы, меморандумы, тексты двусторонних соглашений и договоров Российской Федерации и стран-членов ЕС .
Наибольшую значимость для исследования, по данной проблеме, представляет законодательная база ЕС и России, в том числе нормативно-правовые акты . Данные документы дают возможность проанализировать эволюцию энергетического диалога и этапы его становления, проследить перспективы энергетический отношений между ЕС и РФ, а также выявить основные этапы энергодиалога.
Значительное количество информации мы черпали из официальных сайтов министерств и ведомств РФ и ЕС где расположены различные отчеты, статистические материалы и т.д., что позволило получить достоверную информацию из первоисточников, а так же проанализировать ситуацию внутри ЕС и РФ, основные проблемы, которое возникли при возникновении газовых конфликтов, оценить масштабы последствий данных конфликтов на энергетические отношения между ЕС и РФ .
Кроме того, изучая проблему энергетической дипломатии между ЕС и РФ, мы неизбежно обращались к энергетическим стратегиям ЕС и РФ . В этих документах представлены цели и задачи обозначена приоритетная деятельность по урегулированию и перспективам развития энергетических ресурсов в ЕС и РФ.
Похожую группу источников составляют тексты выступлений представителей официальной власти Российской Федерации и некоторых стран-членов ЕС .
Нам так же было интересно проанализировать позиции нефтяных и газовых компаний, таких как E.ON Ruhrgas, BASF, «Газпромом», WINGAS, Gasunie . А также рассмотреть проекты газовых и нефтяных потоков, таких как «Дружба - Адрия», «Дружба - 1», «Дружба - 2», «Северный поток», «Северный поток -2», «Южный поток», «Турецкий поток», «Ямал - Европа» и их деятельность в развитии Альтернативных источников энергии и возобновляемых источников энергии . Кроме того, мы оценили деятельность новых газовых и нефтяных месторождений, из которых главным является Штокмановское газоконденсатное месторождение .
В целом, представленные группы документов позволили проанализировать энергетическую дипломатию между ЕС и РФ в конце XX - начале XXI вв.
Апробация результатов исследования. Часть результатов, к которым мы пришли в ходе проведения исследования были апробированы на V ежегодной межвузовской научно-практической конференции, которая состоялась в феврале в 2017 г. г. Белгороде и по итогам которой была опубликована статья.
Энергетический фактор в международных отношениях, на современном этапе, играет весьма значительную роль. Во многом она обусловлена сложившимися исторически хозяйственно-экономическими распределением «прав и обязанностей» между странами и регионами. Важную роль играет и факт наличия или отсутствия энергетического сырья. Именно данные факторы «заставляют» государства вступать во взаимозависимые отношения «купли и продажи» энергоресурсов.
Концепция эффективной энергетической дипломатии ЕС включает в себя анализ политико-правовой базы энергетической дипломатии стран- членов, а также их положений на мировом энергетическом пространстве, а также способность их влиять на международные процессы. Энергоресурсы, которые страны ЕС, использующие для влияния на мировую систему, могут включать совокупность ценностей, продвигаемые в моровом энергетическом пространстве.
ЕС может обладать политическим влияние в международных организациях с возможностью формирования повестки дня. Однако, кроме, ресурсов мягкой силы, стоит подчеркнуть отсутствие или наличие энергетических ресурсов для обеспечения собственных потребностей.
Энергетическая дипломатия отдельных стран-членов ЕС формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внешним факторам относятся системно-затрагивающая роль государства в мировой энергетической системе, а также статус самой страны. Внутренними факторами являются особенности политической культуры и национальной идентичности, которые в силах оказывать влияние на реализацию внешнеполитической стратегии государств в сфере энергетики.
Главное значение имеет и деятельность ЕС в рамках энергетической направленности. Прагматизм, достижения цели малыми шагами, тщательная проработка повестки дня помогают ЕС добиться значительных успехов в
энергетической сфере. Страны-члены ЕС формируют четко выверенную скоординированную позицию по многим энергетическим вопросам. Благодаря скоординированной позиции страны-члены успешно реализуют многостороннюю и двустороннюю энергетическую политику, как между собой, так и с иностранными партнерами, где Россия является главным поставщиком энергоресурсов для ЕС.
Страны-члены ЕС рассматривают энергетику как неотъемлемую часть их суверенитета. Развитие и поддержание энергетики на достаточном уровне способно благодаря осуществлению необходимых условий
функционирования производства и сферы услуг. В основе энергетической политики ЕС лежит анализ тенденций мировой энергетики и возможностей, которые заложены особенностями энергетического развития стран-членов ЕС. Топливно-энергетический баланс является основным индикатором состояния энергетики и возможностей партнеров по сотрудничеству в данной сфере. Качество ТЭК определяется надежностью добычи энергетических ресурсов, достаточным их количеством, разнообразием, ценой, а также возможностью замены одного энергоносителя на другой в случае возникновения проблем.
Таким образом, ТЭК Евросоюза является устойчивым. Это обеспечивается благодаря тому, что в нем нет высокого использования ни одного из первичных видов энергии. В энергетических процессах Евросоюза необходимо отметить значительную долю нефти. Отсутствие конкретных показателей определяется тем, что нефтяной рынок ЕС является насыщенным и разнообразным. Нефть, в данном случае, поставляется двумя способами: морским (танкерным флотом) и сухопутным (нефтепровод). Также, в энергетической политике ЕС, значительное место занимают альтернативные источники энергии, ВИЭ и ядерная энергетика.
Согласно отчету о мировой энергетической ситуации в 2012 г. организации «BP», темпы прироста ветроэнрегетики составили 7,1% . Данные типы получение энергии в Европе недостаточно применимы. Большинство стран ЕС не имеет газовых ресурсов и вследствие этого они вынуждены его импортировать. Исключения составляют такие страны как Великобритания, Дания, Нидерланды и Норвегия. Ресурсы Норвегии оцениваются как часть внутреннего газового рынка ЕС с низкими техническими и политическими рисками. Влиятельным экспортером остаются Нидерланды. В Случае вступления в действие «резервныз соглашений», которые были подписаны Германией и Бельгией ежегодный экспорт природного газа может возрасти.
Страны ЕС, чтобы обезопасить себя от энергетических рисков, диверсифицируют поставки энергетических носителей. Разработка альтернативных нефтетранспортых и газотранспортных маршрутов занимает главное место в стратегических планах ЕС. Где Nabucco является одним из крупнейших проектов, который может диверсифицировать пути и источники природного газа и снизить геополитическую зависимость ЕС. Очень актуальным является вопрос о бесперебойных поставок энергоносителей.
Необходимость географической диверсификации ощущалась во время нефтяных кризисов. Основные усилия ЕС направлены на уменьшение зависимости от внешних поставок. Учитывая тенденции энергетического рынка ЕК вынесла на общественное обсуждение «Зеленую книгу», где главное внимание уделялось обеспечению бесперебойных поставок энергетических носителей по доступным ценам. Основная идея заключалась в минимизации рисков, которая связана с зависимостью ресурсов.
Ключевым вопросом энергетической безопасности ЕС является диверсификация источников энергоснабжения.
Значительное количество энергоресурсов, как известно, приходится на долю Российской Федерации. С момента ее выхода на энергетический рынок в 1970-е годы (еще в качестве СССР), наиболее тесные связи в этой сфере сложились с главным импортером ЕС Германией. Их сотрудничество эволюционировало от простой торговли природным газом к более сложным формам взаимодействия в нефтегазовой сфере. С учетом достаточно длинной истории взаимодействия обеих государств, в сфере энергетической политики складываются основные формы и характерные черты совместной энергодипломатии, к первым можно отнести:
- диалог в области внедрения в энергетическую сферу новых технологий и связанная с ним экологическая компонента сотрудничества;
- строительство новых магистральных газопроводов;
- совместная разработка нефтегазовых месторождений;
- долгосрочные и краткосрочные сделки.
Позиции европейских стран относительно решений проблемы энергетической зависимости разнятся.
Однако Германия понимает, что может попасть в зависимость от поставок российского газа, что не соответствует ее интересам. Этим объясняются и следующие направления энергетической политики ФРГ, которая затрагивает интересы экспорта газа:
- закрепление максимальных уровней закупок газа у одного поставщика;
- переход от практики заключения долгосрочных контрактов на к краткосрочным договоренностям;
- диверсификация поставщиков и источников сырья;
- либерализация германского газового рынка.
Германия готова продолжать заключать долгосрочные контракты на поставку энергетических ресурсов из РФ. Другие страны намерены диверсифицировать источники снабжения энергетическими ресурсами.
ЕС не в силах обеспечить себя собственными ресурсами и поэтому основная борьба состоит в построении энергетического рынка и становления системных отношений в вопросе обеспечения энергетических поставок.
Главным географическим направлением энергетической политики ЕС выступает африканских вектор, в частности, Алжир, который является третьей страной-поставщиком природного газа в ЕС, после РФ и Норвегии.
Политика, которую проводил Герхард Шрёдер и Ангела Меркель, подтверждает, что сотрудничество с Россией в сфере энергетики укрепляется.
Вначале XXI в. энергетическое развитие будет определяться решением проблем, которые связаны с транзитом энергетических ресурсов. Среди проблем, можно выделить развитие способа транспортировки, а также рост политических рисков, а также технологические, энергетические и экономические риски. Главной проблемой может стать то, что между транзитными странами существует конкурентная борьба за экспортные маршруты. Страны Восточной Европы считали и до сих пор считают свой регион - регионом геополитического противостояния Востока и Запада, а также пытаются играть на этих противоречиях когда речь идет о поставках энергетических ресурсов. В связи с этим, в Восточной Европе происходили газовые войны, которые сыграли важную роль в развитии энергодиалога между Германией и Россией. ФРГ и Российская Федерация играют главную роль в Восточном регионе, поэтому вопросы, которые связаны с их сотрудничеством во внешней политике остро воспринимаются странами Восточной Европы, а энергетическое сотрудничество перетекает в геополитическую плоскость, где сталкиваются интересы разных государств.
Таким образом, договоренности по инвестированию компаниями ЕС в разработку газовых и нефтяных месторождений - достигнуты. Энергетическая политика ЕС сосредотачивает свое внимание на вопросах диверсификации поставок. Главным приоритетом в направлении минимизации зависимости выступают положения Зеленой книги. Она обозначила ключевые направления ЕС в поисках и создании эффективной энергетической политики. ЕС находятся в зависимости от РФ сфере энергетики, поэтому если правильно построить сотрудничество, то можно способствовать повышению надежности инвестиций и энергосбережения стран ЕС. А также уменьшатся риски, которые возникли при транзите энергетических ресурсов, на данный момент это важно, так как восточные страны являются нестабильными.
Концепция эффективной энергетической дипломатии ЕС включает в себя анализ политико-правовой базы энергетической дипломатии стран- членов, а также их положений на мировом энергетическом пространстве, а также способность их влиять на международные процессы. Энергоресурсы, которые страны ЕС, использующие для влияния на мировую систему, могут включать совокупность ценностей, продвигаемые в моровом энергетическом пространстве.
ЕС может обладать политическим влияние в международных организациях с возможностью формирования повестки дня. Однако, кроме, ресурсов мягкой силы, стоит подчеркнуть отсутствие или наличие энергетических ресурсов для обеспечения собственных потребностей.
Энергетическая дипломатия отдельных стран-членов ЕС формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внешним факторам относятся системно-затрагивающая роль государства в мировой энергетической системе, а также статус самой страны. Внутренними факторами являются особенности политической культуры и национальной идентичности, которые в силах оказывать влияние на реализацию внешнеполитической стратегии государств в сфере энергетики.
Главное значение имеет и деятельность ЕС в рамках энергетической направленности. Прагматизм, достижения цели малыми шагами, тщательная проработка повестки дня помогают ЕС добиться значительных успехов в
энергетической сфере. Страны-члены ЕС формируют четко выверенную скоординированную позицию по многим энергетическим вопросам. Благодаря скоординированной позиции страны-члены успешно реализуют многостороннюю и двустороннюю энергетическую политику, как между собой, так и с иностранными партнерами, где Россия является главным поставщиком энергоресурсов для ЕС.
Страны-члены ЕС рассматривают энергетику как неотъемлемую часть их суверенитета. Развитие и поддержание энергетики на достаточном уровне способно благодаря осуществлению необходимых условий
функционирования производства и сферы услуг. В основе энергетической политики ЕС лежит анализ тенденций мировой энергетики и возможностей, которые заложены особенностями энергетического развития стран-членов ЕС. Топливно-энергетический баланс является основным индикатором состояния энергетики и возможностей партнеров по сотрудничеству в данной сфере. Качество ТЭК определяется надежностью добычи энергетических ресурсов, достаточным их количеством, разнообразием, ценой, а также возможностью замены одного энергоносителя на другой в случае возникновения проблем.
Таким образом, ТЭК Евросоюза является устойчивым. Это обеспечивается благодаря тому, что в нем нет высокого использования ни одного из первичных видов энергии. В энергетических процессах Евросоюза необходимо отметить значительную долю нефти. Отсутствие конкретных показателей определяется тем, что нефтяной рынок ЕС является насыщенным и разнообразным. Нефть, в данном случае, поставляется двумя способами: морским (танкерным флотом) и сухопутным (нефтепровод). Также, в энергетической политике ЕС, значительное место занимают альтернативные источники энергии, ВИЭ и ядерная энергетика.
Согласно отчету о мировой энергетической ситуации в 2012 г. организации «BP», темпы прироста ветроэнрегетики составили 7,1% . Данные типы получение энергии в Европе недостаточно применимы. Большинство стран ЕС не имеет газовых ресурсов и вследствие этого они вынуждены его импортировать. Исключения составляют такие страны как Великобритания, Дания, Нидерланды и Норвегия. Ресурсы Норвегии оцениваются как часть внутреннего газового рынка ЕС с низкими техническими и политическими рисками. Влиятельным экспортером остаются Нидерланды. В Случае вступления в действие «резервныз соглашений», которые были подписаны Германией и Бельгией ежегодный экспорт природного газа может возрасти.
Страны ЕС, чтобы обезопасить себя от энергетических рисков, диверсифицируют поставки энергетических носителей. Разработка альтернативных нефтетранспортых и газотранспортных маршрутов занимает главное место в стратегических планах ЕС. Где Nabucco является одним из крупнейших проектов, который может диверсифицировать пути и источники природного газа и снизить геополитическую зависимость ЕС. Очень актуальным является вопрос о бесперебойных поставок энергоносителей.
Необходимость географической диверсификации ощущалась во время нефтяных кризисов. Основные усилия ЕС направлены на уменьшение зависимости от внешних поставок. Учитывая тенденции энергетического рынка ЕК вынесла на общественное обсуждение «Зеленую книгу», где главное внимание уделялось обеспечению бесперебойных поставок энергетических носителей по доступным ценам. Основная идея заключалась в минимизации рисков, которая связана с зависимостью ресурсов.
Ключевым вопросом энергетической безопасности ЕС является диверсификация источников энергоснабжения.
Значительное количество энергоресурсов, как известно, приходится на долю Российской Федерации. С момента ее выхода на энергетический рынок в 1970-е годы (еще в качестве СССР), наиболее тесные связи в этой сфере сложились с главным импортером ЕС Германией. Их сотрудничество эволюционировало от простой торговли природным газом к более сложным формам взаимодействия в нефтегазовой сфере. С учетом достаточно длинной истории взаимодействия обеих государств, в сфере энергетической политики складываются основные формы и характерные черты совместной энергодипломатии, к первым можно отнести:
- диалог в области внедрения в энергетическую сферу новых технологий и связанная с ним экологическая компонента сотрудничества;
- строительство новых магистральных газопроводов;
- совместная разработка нефтегазовых месторождений;
- долгосрочные и краткосрочные сделки.
Позиции европейских стран относительно решений проблемы энергетической зависимости разнятся.
Однако Германия понимает, что может попасть в зависимость от поставок российского газа, что не соответствует ее интересам. Этим объясняются и следующие направления энергетической политики ФРГ, которая затрагивает интересы экспорта газа:
- закрепление максимальных уровней закупок газа у одного поставщика;
- переход от практики заключения долгосрочных контрактов на к краткосрочным договоренностям;
- диверсификация поставщиков и источников сырья;
- либерализация германского газового рынка.
Германия готова продолжать заключать долгосрочные контракты на поставку энергетических ресурсов из РФ. Другие страны намерены диверсифицировать источники снабжения энергетическими ресурсами.
ЕС не в силах обеспечить себя собственными ресурсами и поэтому основная борьба состоит в построении энергетического рынка и становления системных отношений в вопросе обеспечения энергетических поставок.
Главным географическим направлением энергетической политики ЕС выступает африканских вектор, в частности, Алжир, который является третьей страной-поставщиком природного газа в ЕС, после РФ и Норвегии.
Политика, которую проводил Герхард Шрёдер и Ангела Меркель, подтверждает, что сотрудничество с Россией в сфере энергетики укрепляется.
Вначале XXI в. энергетическое развитие будет определяться решением проблем, которые связаны с транзитом энергетических ресурсов. Среди проблем, можно выделить развитие способа транспортировки, а также рост политических рисков, а также технологические, энергетические и экономические риски. Главной проблемой может стать то, что между транзитными странами существует конкурентная борьба за экспортные маршруты. Страны Восточной Европы считали и до сих пор считают свой регион - регионом геополитического противостояния Востока и Запада, а также пытаются играть на этих противоречиях когда речь идет о поставках энергетических ресурсов. В связи с этим, в Восточной Европе происходили газовые войны, которые сыграли важную роль в развитии энергодиалога между Германией и Россией. ФРГ и Российская Федерация играют главную роль в Восточном регионе, поэтому вопросы, которые связаны с их сотрудничеством во внешней политике остро воспринимаются странами Восточной Европы, а энергетическое сотрудничество перетекает в геополитическую плоскость, где сталкиваются интересы разных государств.
Таким образом, договоренности по инвестированию компаниями ЕС в разработку газовых и нефтяных месторождений - достигнуты. Энергетическая политика ЕС сосредотачивает свое внимание на вопросах диверсификации поставок. Главным приоритетом в направлении минимизации зависимости выступают положения Зеленой книги. Она обозначила ключевые направления ЕС в поисках и создании эффективной энергетической политики. ЕС находятся в зависимости от РФ сфере энергетики, поэтому если правильно построить сотрудничество, то можно способствовать повышению надежности инвестиций и энергосбережения стран ЕС. А также уменьшатся риски, которые возникли при транзите энергетических ресурсов, на данный момент это важно, так как восточные страны являются нестабильными.



