РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ОСВЕЩЕНИЯ СПОРТИВНЫХ СОБЫТИЙ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СПОРТИВНЫЙ МЕДИАДИСКУРС: ИСТОРИЧЕСКИЕ И
ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 10
1.1. МЕСТО СПОРТИВНОЙ ТЕМАТИКИ В МЕДИЙНОЙ ПОВЕСТКЕ 10
1.2. СПОРТИВНЫЙ МЕДИАДИСКУРС: СОДЕРЖАНИЕ И ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ 12
1.3. СПОР ТИВНЫЙ МЕДИАДИСКУР С В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕР СПЕКТИВЕ 25
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I 34
ГЛАВА II. ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ И
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИАОБРАЗА.. 36
2.1. ПОНЯТИЯ «ОБРАЗ», «МЕДИАОБРАЗ», «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ» 36
2.2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ МАССМЕДИЙНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 43
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 60
ГЛАВА III. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ОБРАЗА РОССИИ В СПОРТИВНОМ
ДИСКУРСЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ 62
3.1. ОБРАЗ РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ 62
3.2. ОБРАЗ РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СМИ 78
3.3. ОБРАЗ РОССИИ В АМЕРИКАНСКИХ СМИ 92
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ III 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. СПОРТИВНЫЙ МЕДИАДИСКУРС: ИСТОРИЧЕСКИЕ И
ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 10
1.1. МЕСТО СПОРТИВНОЙ ТЕМАТИКИ В МЕДИЙНОЙ ПОВЕСТКЕ 10
1.2. СПОРТИВНЫЙ МЕДИАДИСКУРС: СОДЕРЖАНИЕ И ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ 12
1.3. СПОР ТИВНЫЙ МЕДИАДИСКУР С В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕР СПЕКТИВЕ 25
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I 34
ГЛАВА II. ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ И
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИАОБРАЗА.. 36
2.1. ПОНЯТИЯ «ОБРАЗ», «МЕДИАОБРАЗ», «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ» 36
2.2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ МАССМЕДИЙНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 43
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 60
ГЛАВА III. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ОБРАЗА РОССИИ В СПОРТИВНОМ
ДИСКУРСЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ 62
3.1. ОБРАЗ РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ 62
3.2. ОБРАЗ РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СМИ 78
3.3. ОБРАЗ РОССИИ В АМЕРИКАНСКИХ СМИ 92
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ III 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мы живем в постиндустриальном обществе, в век инновационных технологий и всеобъемлющего информационного пространства. В нашу речь все шире входит понятие «медиа», которое включает в себя не только систему расширяющихся коммуникаций, но и особую реальность, ежедневно воздействующую на наше мировосприятие.
Средства массовой информации, вначале появившиеся как чисто технические способы трансляции, фиксации, тиражировании и консервации информации и художественной продукции, очень скоро превратились в мощнейшее средство воздействия на массовое сознание. Благодаря сети Интернет СМИ в последнее время становятся единственным источником информации для подавляющего большинства, именно поэтому их роль в формировании образа повседневной действительности неуклонно растёт. Сегодня ни у кого не остаётся сомнений, что масс -медиа действительно оказывают влияние на настроение и мнение общественности. Отсюда появляется необходимость изучения сущности медийного образа как феномена, порождённого СМИ [Галинская, 2013: 91].
Спортивная информация стала частью повседневной жизни. Ежедневно мы следим за результатами прошедших соревнований, обсуждаем условия перехода любимого футболиста в новый клуб, а также интересуемся скандальными фактами из жизни спортсменов и даже спортивных федераций. Однако средства массовой информации не только освещают прошедшие спортивные соревнования, но и пропагандируют здоровый образ жизни. В последнее время занятия физической культурой становятся всё более популярными у молодёжи и старшего поколения. Родители чаще отводят своих детей в спортивные секции и сами охотно выполняют физические упражнения. А это значит, что интерес к спортивной информации с каждым годом только возрастает, заставляя медиакорпорации применять новые способы подачи информации для поддержания интереса у аудитории.
Спортивная жизнь в последнее время стала набирать всё большее влияние не только в повседневной жизни, но и на более высоком уровне. Культивирование спортивного образа жизни весьма важно и для экономики, и для обороноспособности любой страны. Именно поэтому государство старается осуществлять контроль над спортом посредством выделения финансирования, издания соответствующих государственных программ и нормативно-правовых актов.
Однако этим социально-политические функции спорта не ограничиваются. Победа спортсмена на крупном международном чемпионате или проведение престижного состязания активизируют патриотические чувства граждан, сплачивают нацию, а также выступают как эффективное средство воспитания общества. Всё это позволяет использовать спорт как средство политического влияния и воздействия на массы. Проведение крупного международного соревнования в стране также позволяет отвлечь внимание от внутригосударственных социальных, экономических и других проблем. Спорт также может использоваться как одна из составляющих предвыборной кампании политических партий или отдельных личностей [Нуждёнов, 2002: 3].
В последние десятилетия всё чаще спортивные соревнования международного масштаба (Олимпиады, Чемпионаты мира,
континентальные чемпионаты и т.д.) интегрируются в глобальную политическую повестку. Международные конфликты, сложные геополитические отношения, напряжённые отношения между отдельными странами часто влияют на ход и содержание спортивных соревнований. Медийное освещение околоспортивных скандалов, как правило, затрагивает не только имидж спортсменов и тренеров, но и государства, которое они представляют. Так, санкционный режим, введённый международным сообществом против России, коснулся в том числе и спорта. Серия антидопинговых скандалов, связанных с российскими спортсменами, широко и активно обсуждается в мировых СМИ, составляет часть медиаобраза государства и не может не сопровождаться реакцией со стороны российских СМИ. Мы убеждаемся, что государство является важным элементом спортивной медийной повестки. И если репрезентации государства в спортивном медиадискурсе носят в той или иной степени ангажированный и мотивированный характер, то, по всей видимости, существуют различия в медиаобразах государства в зависимости от типа СМИ и его государственной принадлежности.
Учитывая все приведённые выше аспекты, представляется актуальным в рамках магистерской работы изучить медиарепрезентацию Российской Федерации в контексте спортивного дискурса.
Новизна работы обусловлена недостаточной изученностью темы. В последнее время появился ряд исследований, посвящённых образу России. Однако большинство работ изучает его в рамках литературной деятельности. В свою очередь, образ страны в контексте журналистики на сегодняшний день не изучен, во многом это происходит из -за того, что недостаточно полнораскрыто понятие «медиаобраз», а также его место в журналистике и других науках. Отсутствуют масштабные исследования, где бы определялись его основные функции по отношению к целостному образу государства в массовом сознании. Не осмыслена структура, а также не выявлено, как в ней соотносятся элементы, отражающие объективную реальность, и элементы, через которые выражается субъективное мнение авторов журналистских произведений [Богдан, 2010: 4].
Объектом нашего исследования выступает медиарепрезентация государства в спортивном дискурсе.
Предметом — анализ медиарепрезентации Российской Федерации в российских и зарубежных средствах массовой информации, освещающих спортивную тематику.
Россия всегда славилась своими спортивными достижениями, российские атлеты известны на весь мир и пользуются большой популярностью как у соотечественников, так и у иностранных болельщиков. В последние годы наша страна также приняла ряд крупнейших международных спортивных состязаний, среди которых летняя Универсиада в Казани (2013), зимние Олимпийские игры в Сочи (2014), Чемпионат мира по хоккею (2016), Кубок конфедераций (2017), российский этап Гран -при Формулы 1 (2014-2017), а в ближайшее время наша страна станет хозяйкой Чемпионата мира по футболу (2018) и зимней Универсиады: в Красноярске (2019).
В связи с ростом интереса аудитории к спортивной тематике международные СМИ всё чаще публикуют в своих изданиях отчёты о прошедших соревнованиях, интервью со звёздами спорта, очерки и заметки. В связи с этим обозначим цель работы — выявить стратегии и методы формирования медиаобраза России в отечественных и зарубежных средствах массовой информации, освещающих спортивные события.
Цель определяет основные задачи исследования, решаемые в ходе данной курсовой работы:
1. Определить место спортивной тематики в современной системе СМИ;
2. Раскрыть содержание и жанрово-тематические характеристики понятия «спортивный медиадискурс»;
3. Изучить развитие спортивного медиадискурса в мировой и российской журналистике;
4. Раскрыть содержание понятий «образ», «медиаобраз» и «репрезентация»;
5. Изучить средства и методы массмедйной репрезентации действительности;
6. Проанализировать медиарепрезентацию Российской Федерации в российской общественно -политической и спортивной прессе;
7. Проанализировать медиарепрезентацию Российской Федерации в зарубежной общественно -политической и спортивной прессе.
Теоретическая база настоящего исследования подразделена в зависимости от конкретных рассматриваемых в магистерской работе аспектов проблемы:
• спортивная журналистика: С.А. Михайлов, А.Г. Мостов, С.А. Кудрин, К.А. Алексеев, Е.А. Войтик, В.В. Баранов, М.Д. Лагутина, Р.М. Гатаулин, К.В. Киуру, Ю.П. Лукосяк, и др;
• медиаобраз: М.С. Волуйской, Л.В. Хочунской, Е.Г. Малышевой, К.А. Полеевой, Т.Н. Галинской, А.П. Короченского, Е.Н. Богдан, Д.Д. Целюрик и др.;
• репрезентация: Е.А. Кожемякина, М.А. Новак, Л.А. Микешина, М. Вартофского, С. Холла, О.С. Волковой, Т.В. Дубровской, Дж. Гибсон, М. Стенвалл и др.
Остальные аспекты нашего исследования нашли отражение в работах И.В. Арнольд, В.Н. Телия, Д.С. Лихачёва, В.В. Виноградова, Е.Г. Малышевой, К.В. Сняткова, А.Б. Зильберт, А.В. Чечулиной, Е.Н. Савиновой,
З.Е. Пинчук, А.Ф. Лосева, Н. Стейн, М.Поликастро, М.П. Бочаровой, Н.Г. Комлева, З.Р. Гулямовой, Н.Д. Голева, Д.Н. Веселовского и других исследователей.
Эмпирической базой исследования послужили публикации общественно-политических изданий «Российская газета», The Times, New York Times, а также специализированной спортивной прессы — Sports.ru, SkySports.com и Sports Illustrated. Всего было изучено 2127 публикаций.
Методы, использованные в данной научной работе, определены предметом, объектом, целью, задачами и включают в себя:
1. Реферативно-аналитический, индуктивно -дедуктивный и
сравнительный методы для систематизации теоретического и эмпирического материала;
2. Для выявления жанровых особенностей был применён метод типологизации;
3. Для систематизации фактов и их описания нами был применён описательный метод;
4. Исторический подход применялся для изучения истории формирования спортивного медиадискурса в масс -медийной повестке;
5. Метод контент-анализа, который позволит определить частоту упоминаний Российской Федерации в текстах российских и зарубежных СМИ, проследить и интерпретировать полученные числовые закономерности;
6. Метод сравнительного анализа, благодаря которому можно определить конкретные параметры, отличающие медиарепрезентацию в российской и зарубежной прессе.
Апробация результатов исследования. По теме магистерской диссертации было опубликовано 2 статьи в научных журналах, в которые вошли промежуточные результаты исследования:
1. Покидова В.О. Понятие «образ», «медиаобраз» и «репрезентация» в рамках масс -медийного дискурса // Теория и практика современной науки. — № 1(31). — 2018. (в печати).
2. Покидова В.О. Репрезентация России в контексте спортивного дискурса российских СМИ (на примере «Российской газеты» и интернет - портала Sports.ru) // Современный дискурс -анализ. — 2018. — №1 (18) (в печати).
Структура магистерской работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, основную часть (три главы и выводы к ним), заключение, список использованной литературы..
Во введении определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, даётся характеристика методов и теоретической базы, раскрываются научная новизна, практическая значимость работы .
В первой главе «Спортивный медиадискурс: исторические и жанрово- тематические аспекты» рассматривается место спортивного дискурса в современной масс-медийной повестке, раскрывается определение понятия «спортивный медиадискурс», а также определяются его жанрово - тематические особенности, приводится историческая справка развития спортивной журналистики в российской и зарубежной прессе.
Во второй главе «Понятийно-терминологическая и методологическая база исследования медиаобраза» рассматриваются понятия «образ», «медиаобраз» и «репрезентация». Определяются основные методы и средства репрезентации.
В третьей главе «Контент-анализ образа России в спортивном дискурсе отечественных и зарубежных СМИ» проводится сравнительный контент-анализ медиарепрезентации России в рамках спортивного дискурса отечественных и зарубежных средств массовой информации.
В заключении подводится итог проделанной работы.
Средства массовой информации, вначале появившиеся как чисто технические способы трансляции, фиксации, тиражировании и консервации информации и художественной продукции, очень скоро превратились в мощнейшее средство воздействия на массовое сознание. Благодаря сети Интернет СМИ в последнее время становятся единственным источником информации для подавляющего большинства, именно поэтому их роль в формировании образа повседневной действительности неуклонно растёт. Сегодня ни у кого не остаётся сомнений, что масс -медиа действительно оказывают влияние на настроение и мнение общественности. Отсюда появляется необходимость изучения сущности медийного образа как феномена, порождённого СМИ [Галинская, 2013: 91].
Спортивная информация стала частью повседневной жизни. Ежедневно мы следим за результатами прошедших соревнований, обсуждаем условия перехода любимого футболиста в новый клуб, а также интересуемся скандальными фактами из жизни спортсменов и даже спортивных федераций. Однако средства массовой информации не только освещают прошедшие спортивные соревнования, но и пропагандируют здоровый образ жизни. В последнее время занятия физической культурой становятся всё более популярными у молодёжи и старшего поколения. Родители чаще отводят своих детей в спортивные секции и сами охотно выполняют физические упражнения. А это значит, что интерес к спортивной информации с каждым годом только возрастает, заставляя медиакорпорации применять новые способы подачи информации для поддержания интереса у аудитории.
Спортивная жизнь в последнее время стала набирать всё большее влияние не только в повседневной жизни, но и на более высоком уровне. Культивирование спортивного образа жизни весьма важно и для экономики, и для обороноспособности любой страны. Именно поэтому государство старается осуществлять контроль над спортом посредством выделения финансирования, издания соответствующих государственных программ и нормативно-правовых актов.
Однако этим социально-политические функции спорта не ограничиваются. Победа спортсмена на крупном международном чемпионате или проведение престижного состязания активизируют патриотические чувства граждан, сплачивают нацию, а также выступают как эффективное средство воспитания общества. Всё это позволяет использовать спорт как средство политического влияния и воздействия на массы. Проведение крупного международного соревнования в стране также позволяет отвлечь внимание от внутригосударственных социальных, экономических и других проблем. Спорт также может использоваться как одна из составляющих предвыборной кампании политических партий или отдельных личностей [Нуждёнов, 2002: 3].
В последние десятилетия всё чаще спортивные соревнования международного масштаба (Олимпиады, Чемпионаты мира,
континентальные чемпионаты и т.д.) интегрируются в глобальную политическую повестку. Международные конфликты, сложные геополитические отношения, напряжённые отношения между отдельными странами часто влияют на ход и содержание спортивных соревнований. Медийное освещение околоспортивных скандалов, как правило, затрагивает не только имидж спортсменов и тренеров, но и государства, которое они представляют. Так, санкционный режим, введённый международным сообществом против России, коснулся в том числе и спорта. Серия антидопинговых скандалов, связанных с российскими спортсменами, широко и активно обсуждается в мировых СМИ, составляет часть медиаобраза государства и не может не сопровождаться реакцией со стороны российских СМИ. Мы убеждаемся, что государство является важным элементом спортивной медийной повестки. И если репрезентации государства в спортивном медиадискурсе носят в той или иной степени ангажированный и мотивированный характер, то, по всей видимости, существуют различия в медиаобразах государства в зависимости от типа СМИ и его государственной принадлежности.
Учитывая все приведённые выше аспекты, представляется актуальным в рамках магистерской работы изучить медиарепрезентацию Российской Федерации в контексте спортивного дискурса.
Новизна работы обусловлена недостаточной изученностью темы. В последнее время появился ряд исследований, посвящённых образу России. Однако большинство работ изучает его в рамках литературной деятельности. В свою очередь, образ страны в контексте журналистики на сегодняшний день не изучен, во многом это происходит из -за того, что недостаточно полнораскрыто понятие «медиаобраз», а также его место в журналистике и других науках. Отсутствуют масштабные исследования, где бы определялись его основные функции по отношению к целостному образу государства в массовом сознании. Не осмыслена структура, а также не выявлено, как в ней соотносятся элементы, отражающие объективную реальность, и элементы, через которые выражается субъективное мнение авторов журналистских произведений [Богдан, 2010: 4].
Объектом нашего исследования выступает медиарепрезентация государства в спортивном дискурсе.
Предметом — анализ медиарепрезентации Российской Федерации в российских и зарубежных средствах массовой информации, освещающих спортивную тематику.
Россия всегда славилась своими спортивными достижениями, российские атлеты известны на весь мир и пользуются большой популярностью как у соотечественников, так и у иностранных болельщиков. В последние годы наша страна также приняла ряд крупнейших международных спортивных состязаний, среди которых летняя Универсиада в Казани (2013), зимние Олимпийские игры в Сочи (2014), Чемпионат мира по хоккею (2016), Кубок конфедераций (2017), российский этап Гран -при Формулы 1 (2014-2017), а в ближайшее время наша страна станет хозяйкой Чемпионата мира по футболу (2018) и зимней Универсиады: в Красноярске (2019).
В связи с ростом интереса аудитории к спортивной тематике международные СМИ всё чаще публикуют в своих изданиях отчёты о прошедших соревнованиях, интервью со звёздами спорта, очерки и заметки. В связи с этим обозначим цель работы — выявить стратегии и методы формирования медиаобраза России в отечественных и зарубежных средствах массовой информации, освещающих спортивные события.
Цель определяет основные задачи исследования, решаемые в ходе данной курсовой работы:
1. Определить место спортивной тематики в современной системе СМИ;
2. Раскрыть содержание и жанрово-тематические характеристики понятия «спортивный медиадискурс»;
3. Изучить развитие спортивного медиадискурса в мировой и российской журналистике;
4. Раскрыть содержание понятий «образ», «медиаобраз» и «репрезентация»;
5. Изучить средства и методы массмедйной репрезентации действительности;
6. Проанализировать медиарепрезентацию Российской Федерации в российской общественно -политической и спортивной прессе;
7. Проанализировать медиарепрезентацию Российской Федерации в зарубежной общественно -политической и спортивной прессе.
Теоретическая база настоящего исследования подразделена в зависимости от конкретных рассматриваемых в магистерской работе аспектов проблемы:
• спортивная журналистика: С.А. Михайлов, А.Г. Мостов, С.А. Кудрин, К.А. Алексеев, Е.А. Войтик, В.В. Баранов, М.Д. Лагутина, Р.М. Гатаулин, К.В. Киуру, Ю.П. Лукосяк, и др;
• медиаобраз: М.С. Волуйской, Л.В. Хочунской, Е.Г. Малышевой, К.А. Полеевой, Т.Н. Галинской, А.П. Короченского, Е.Н. Богдан, Д.Д. Целюрик и др.;
• репрезентация: Е.А. Кожемякина, М.А. Новак, Л.А. Микешина, М. Вартофского, С. Холла, О.С. Волковой, Т.В. Дубровской, Дж. Гибсон, М. Стенвалл и др.
Остальные аспекты нашего исследования нашли отражение в работах И.В. Арнольд, В.Н. Телия, Д.С. Лихачёва, В.В. Виноградова, Е.Г. Малышевой, К.В. Сняткова, А.Б. Зильберт, А.В. Чечулиной, Е.Н. Савиновой,
З.Е. Пинчук, А.Ф. Лосева, Н. Стейн, М.Поликастро, М.П. Бочаровой, Н.Г. Комлева, З.Р. Гулямовой, Н.Д. Голева, Д.Н. Веселовского и других исследователей.
Эмпирической базой исследования послужили публикации общественно-политических изданий «Российская газета», The Times, New York Times, а также специализированной спортивной прессы — Sports.ru, SkySports.com и Sports Illustrated. Всего было изучено 2127 публикаций.
Методы, использованные в данной научной работе, определены предметом, объектом, целью, задачами и включают в себя:
1. Реферативно-аналитический, индуктивно -дедуктивный и
сравнительный методы для систематизации теоретического и эмпирического материала;
2. Для выявления жанровых особенностей был применён метод типологизации;
3. Для систематизации фактов и их описания нами был применён описательный метод;
4. Исторический подход применялся для изучения истории формирования спортивного медиадискурса в масс -медийной повестке;
5. Метод контент-анализа, который позволит определить частоту упоминаний Российской Федерации в текстах российских и зарубежных СМИ, проследить и интерпретировать полученные числовые закономерности;
6. Метод сравнительного анализа, благодаря которому можно определить конкретные параметры, отличающие медиарепрезентацию в российской и зарубежной прессе.
Апробация результатов исследования. По теме магистерской диссертации было опубликовано 2 статьи в научных журналах, в которые вошли промежуточные результаты исследования:
1. Покидова В.О. Понятие «образ», «медиаобраз» и «репрезентация» в рамках масс -медийного дискурса // Теория и практика современной науки. — № 1(31). — 2018. (в печати).
2. Покидова В.О. Репрезентация России в контексте спортивного дискурса российских СМИ (на примере «Российской газеты» и интернет - портала Sports.ru) // Современный дискурс -анализ. — 2018. — №1 (18) (в печати).
Структура магистерской работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, основную часть (три главы и выводы к ним), заключение, список использованной литературы..
Во введении определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, даётся характеристика методов и теоретической базы, раскрываются научная новизна, практическая значимость работы .
В первой главе «Спортивный медиадискурс: исторические и жанрово- тематические аспекты» рассматривается место спортивного дискурса в современной масс-медийной повестке, раскрывается определение понятия «спортивный медиадискурс», а также определяются его жанрово - тематические особенности, приводится историческая справка развития спортивной журналистики в российской и зарубежной прессе.
Во второй главе «Понятийно-терминологическая и методологическая база исследования медиаобраза» рассматриваются понятия «образ», «медиаобраз» и «репрезентация». Определяются основные методы и средства репрезентации.
В третьей главе «Контент-анализ образа России в спортивном дискурсе отечественных и зарубежных СМИ» проводится сравнительный контент-анализ медиарепрезентации России в рамках спортивного дискурса отечественных и зарубежных средств массовой информации.
В заключении подводится итог проделанной работы.
Термин «спорт» зародился в Англии в XVIII веке, однако упоминания о физических соревнованиях появляются ещё в исторических источниках периода Древней Греции. За это время спорт достиг некоторых изменений: появились новые виды занятия физической культурой, большое количество различных соревнований, в том числе возрождение Олимпийских игр. Изменилась и журналистика. Если в начале XVIII века упоминания о спорте появлялись лишь изредка в некоторых периодических изданиях, то на сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч
специализированных изданий, посвящённых спорту в целом и отдельным его видам (футбол, хоккей и др.).
В связи с развитием материально -технической базы, появление радио и телевидения, появились и новые виды подачи информации. Спортивные соревнования теперь можно смотреть в прямом эфире, а также послушать мнения экспертов в дневниках соревнований сразу же после состязания. А с появлением сети Интернет, следить за ходом и результатами матчей и состязаний можно, не отвлекаясь от домашний дел, периодически прочитывая текстовые онлайн-трансляции.
Изменились и тематические предпочтения, если всё мировое сообщество с большим интересом следило за боксёрскими поединками, то сейчас миллионы зрителей предпочитают смотреть футбольные матчи. Популярностью у аудитории пользуются и Олимпийские игры. Причём следить за их ходом начинают задолго до начала соревнований — под пристальным вниманием проходит подготовка к Олимпийским играм (строительство инфраструктуры, предварительные отборочные состязания и т.д.). А за проведением самих соревнования, начиная с Церемонии открытия, следят миллионы зрителей по всему миру. Большой популярностью
пользуются и скандалы, связанные с олимпийскими чемпионами: коррупционные махинации, применение допинга и др.
Изменения коснулись и жанровой составляющей, если раньше спортивная информация появлялась в СМИ исключительно в виде небольших заметок, то сейчас в спортивной журналистике развилась своя система жанров
Современный спорт даёт большое количество информационных поводов, которые очень популярны у аудитории. Внимание читателя в последнее время всё чаще привлекают скандалы, связанные с миром спорта. Допинговые и криминальные конфликты приковывают внимание зрителя к экранам телевидения, заставляют искать новую информацию и следить за развитием событий. Однако интерес к соревнованиям не угасает, как и к личной жизни спортсмена.
Как отмечалось ранее, тенденция к оперативной подаче информации заставляют СМИ придумывать новые формы подачи. На помощь к ним приходит Интернет со своими информационными заметками. Не смотря на то, что периодические издания уступают в скорости распространения информации Интернету и телевидению, в них в большей степени нашли своё отражение аналитические материалы. В свою очередь на радио и телевидении популярностью пользуются репортажи и трансляции спортивных соревнований в прямом эфире.
Журналистский медиатекст — вторичен по отношению к окружающей действительности. Медиатекст представляется нам результатом познания внешнего мира журналистом. Отсюда можно предположить, что механизм познания журналистом окружающего мира в процессе написания текста и есть моделирование языковой картины мира. Любая реальность, которая по своей природе носит сложный, запутанный характер, журналисту приходится упрощать или приспосабливать для связного изложения.
Всю информацию корреспондент получает из окружающей действительности, интерпретирует её и воссоздаёт для аудитории, при этом он использует определённые методы, искусственно создавая представление о реальном явлении, объекте или процессе. Образы, которые возникают как реакция, могут сильно различаться у разных людей.
Чтобы наиболее полно рассказать о ситуации или явлении корреспондент использует методы репрезентации, такие как фактологическое и нарративное описание, типизация, эмоционализация и др. Зачастую искажение информации происходит намеренно, чтобы вызвать определённую эмоцию или просто повлиять на мировоззрение реципиента.
В рамках нашего исследования мы провели анализ российских и зарубежных СМИ, чтобы сравнить, как в разных изданиях журналисты представляют одну и ту же информацию.
Результат исследования показал, что, несмотря на сложившееся мнение о предвзятости к российскому спорту иностранных журналистов, мы видим тенденцию к нейтральному предоставлению информации. Авторы не принимают чью-либо сторону, а рассматривают ситуацию с разных позиций, учитывают мнения экспертов, а также предоставляют аудитории возможность самой решать, какую сторону принять в той или иной ситуации.
Однако есть и такие издания, которые относятся к российскому спорту с агрессией. Американское издание New York Times зачастую в своих текстах критикует российское правительство, которое, по их мнению, спонсировало допинговую программу, также журналисты с большой радостью встретили новость об отстранении российских спортсменов от Олимпийских игр в Пхенчхане.
В свою очередь российские издания активно защищают русских спортсменов, а также позиционируют страну, как «спортивную державу». В представлении российских СМИ наши атлеты являются фаворитами и лидерами многих спортивных дисциплин, а государственные деятели ведут активную работу в развитии спорта в стране.
Своё отношение журналисты выражают через средства выразительности, такие как эпитеты, сравнения и метафоры, а также через такие лексические средства, как цитирования, номинации, риторические вопросы, антитезы и т.д
Делая выводы, можно сказать, что, несмотря на устоявшееся мнение об ангажированности западной прессы, мы наблюдаем тенденцию, когда зарубежные журналисты стараются рассматривать ситуацию с разных сторон, учитывать мнения экспертов и сохранять нейтралитет.
специализированных изданий, посвящённых спорту в целом и отдельным его видам (футбол, хоккей и др.).
В связи с развитием материально -технической базы, появление радио и телевидения, появились и новые виды подачи информации. Спортивные соревнования теперь можно смотреть в прямом эфире, а также послушать мнения экспертов в дневниках соревнований сразу же после состязания. А с появлением сети Интернет, следить за ходом и результатами матчей и состязаний можно, не отвлекаясь от домашний дел, периодически прочитывая текстовые онлайн-трансляции.
Изменились и тематические предпочтения, если всё мировое сообщество с большим интересом следило за боксёрскими поединками, то сейчас миллионы зрителей предпочитают смотреть футбольные матчи. Популярностью у аудитории пользуются и Олимпийские игры. Причём следить за их ходом начинают задолго до начала соревнований — под пристальным вниманием проходит подготовка к Олимпийским играм (строительство инфраструктуры, предварительные отборочные состязания и т.д.). А за проведением самих соревнования, начиная с Церемонии открытия, следят миллионы зрителей по всему миру. Большой популярностью
пользуются и скандалы, связанные с олимпийскими чемпионами: коррупционные махинации, применение допинга и др.
Изменения коснулись и жанровой составляющей, если раньше спортивная информация появлялась в СМИ исключительно в виде небольших заметок, то сейчас в спортивной журналистике развилась своя система жанров
Современный спорт даёт большое количество информационных поводов, которые очень популярны у аудитории. Внимание читателя в последнее время всё чаще привлекают скандалы, связанные с миром спорта. Допинговые и криминальные конфликты приковывают внимание зрителя к экранам телевидения, заставляют искать новую информацию и следить за развитием событий. Однако интерес к соревнованиям не угасает, как и к личной жизни спортсмена.
Как отмечалось ранее, тенденция к оперативной подаче информации заставляют СМИ придумывать новые формы подачи. На помощь к ним приходит Интернет со своими информационными заметками. Не смотря на то, что периодические издания уступают в скорости распространения информации Интернету и телевидению, в них в большей степени нашли своё отражение аналитические материалы. В свою очередь на радио и телевидении популярностью пользуются репортажи и трансляции спортивных соревнований в прямом эфире.
Журналистский медиатекст — вторичен по отношению к окружающей действительности. Медиатекст представляется нам результатом познания внешнего мира журналистом. Отсюда можно предположить, что механизм познания журналистом окружающего мира в процессе написания текста и есть моделирование языковой картины мира. Любая реальность, которая по своей природе носит сложный, запутанный характер, журналисту приходится упрощать или приспосабливать для связного изложения.
Всю информацию корреспондент получает из окружающей действительности, интерпретирует её и воссоздаёт для аудитории, при этом он использует определённые методы, искусственно создавая представление о реальном явлении, объекте или процессе. Образы, которые возникают как реакция, могут сильно различаться у разных людей.
Чтобы наиболее полно рассказать о ситуации или явлении корреспондент использует методы репрезентации, такие как фактологическое и нарративное описание, типизация, эмоционализация и др. Зачастую искажение информации происходит намеренно, чтобы вызвать определённую эмоцию или просто повлиять на мировоззрение реципиента.
В рамках нашего исследования мы провели анализ российских и зарубежных СМИ, чтобы сравнить, как в разных изданиях журналисты представляют одну и ту же информацию.
Результат исследования показал, что, несмотря на сложившееся мнение о предвзятости к российскому спорту иностранных журналистов, мы видим тенденцию к нейтральному предоставлению информации. Авторы не принимают чью-либо сторону, а рассматривают ситуацию с разных позиций, учитывают мнения экспертов, а также предоставляют аудитории возможность самой решать, какую сторону принять в той или иной ситуации.
Однако есть и такие издания, которые относятся к российскому спорту с агрессией. Американское издание New York Times зачастую в своих текстах критикует российское правительство, которое, по их мнению, спонсировало допинговую программу, также журналисты с большой радостью встретили новость об отстранении российских спортсменов от Олимпийских игр в Пхенчхане.
В свою очередь российские издания активно защищают русских спортсменов, а также позиционируют страну, как «спортивную державу». В представлении российских СМИ наши атлеты являются фаворитами и лидерами многих спортивных дисциплин, а государственные деятели ведут активную работу в развитии спорта в стране.
Своё отношение журналисты выражают через средства выразительности, такие как эпитеты, сравнения и метафоры, а также через такие лексические средства, как цитирования, номинации, риторические вопросы, антитезы и т.д
Делая выводы, можно сказать, что, несмотря на устоявшееся мнение об ангажированности западной прессы, мы наблюдаем тенденцию, когда зарубежные журналисты стараются рассматривать ситуацию с разных сторон, учитывать мнения экспертов и сохранять нейтралитет.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНОГО КОММЕНТАТОРА В РОССИИ И АНГЛИИ:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - ДИНАМИКА МЕДИАТЕКСТОВ О РОССИИ И СИБИРИ В БРИТАНСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОНВЕРГЕНТНОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ИЗДАНИЙ ИСПАНИИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Спортивные мегасобытия и дискурс «право на город»: практики
общественного участия горожан ( на примере города Казань)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Национальная репрезентация в символике Олимпийских игр (на примере СМИ РФ и КНР)
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2017 - Репрезентация здоровья как социальной ценности в Рунете
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Национальная репрезентация в символике Олимпийских игр
(на примере СМИ РФ и КНР)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА МИГРАНТА-МУСУЛЬМАНИНА
В ЗАПАДНЫХ МЕДИА КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017



