Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования
орфографического навыка младших школьников средствами метода алгоритмов на уроках русского языка 8
1.1. Понятие об орфографическом навыке в методической
литературе 8
1.2. Метод алгоритмов и его возможности в формировании
орфографического навыка у младших школьников на уроках русского языка 16
1.3. Анализ опыта учителей по проблеме исследования 22
Глава II. Экспериментальная работа по формированию
орфографического навыка младших школьников средствами метода алгоритмов на уроках русского языка 30
2.1. Диагностика уровня сформированности орфографического
навыка у младших школьников 30
2.2. Проектирование работы по формированию
орфографического навыка младших школьников средствами метода алгоритмов на уроках русского языка 36
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложение
Язык является важным средством человеческого общения, с помощью языка формируется духовное развитие личности. Именно начальной школе принадлежит решающая роль в реализации целей и задач по изучению родного языка. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что ученик должен знать те языковые факты, законы и правила, которые позволили бы свободно, грамотно и выразительно общаться на русском языке (ФГОС, 2018).
Русская начальная школа накопила богатый теоретический опыт обучения русскому языку, нашедший отражение в трудах
М.Л. Закоружникова, Д.И. Тихомирова и многих других.
Нынешние требования общества к личности вызвали необходимость совершенствования системы образования. Формирование всесторонне развитой личности - ориентир в работе любой школы. Перед современным учителем стоит задача - поиск новых способов интенсивного обучения, повышение качества обучения школьников.
В современной школе одной из главных задач обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической компетенции. Она считается одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, является изучение родного языка. Формирование орфографической грамотности в современной школе в условиях ФГОС - одна из главнейших задач обучения русскому языку младших школьников. Орфографическая грамотность является одной из составных частей языковой культуры личности, которая обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Орфографическая грамотность - это способность учащихся правильно писать самостоятельно или под диктовку при условии возможности проверить написанное любым способом. Основы орфографической грамотности закладываются в начальных классах. На самых ранних ступенях обучения школьников есть своя специфика, которая определяется с учетом возраста детей, а также полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.
Одним из условий формирования орфографического навыка является формирование орфографической зоркости. Слабая сформированность орфографических навыков является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок. Поэтому достижение высокого уровня сформированности орфографического навыка было и остается одной из наиболее сложных задач начального языкового обучения.
Авторами, разрабатывавшими проблему речевого развития младшего школьника, повышения уровня их грамотности, являются Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, Н.Л. Росина, А.В. Рыбакова, Л.В. Савельева, З.А. Савинова, Е.Ю. Салина. Проблема формирования орфографического навыка не теряет своей актуальности и в настоящее время, несмотря на то, что ученые методисты и учителя занимаются давно повышением уровня грамотности младшего школьника. Как показывают результаты работ учащихся, они по- прежнему допускают достаточно большое количество ошибок.
Применение метода алгоритмов в обучении русскому языку младших школьников предоставляет большие возможности для формирования орфографического навыка, поскольку алгоритм помогает обучающемуся осмыслить правило, заставляет анализировать каждую выполняемую операцию, содействует развитию навыков логического мышления, вооружает учащихся средствами самопроверки в случаях затруднения, способствует формированию и осознанию понятий, определений.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, орфографический навык выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность в выражении мыслей и взаимопонимание в письменном общении и требует целенаправленной и систематической работы учителя с целью его формирования и совершенствования.
Проблема исследования: каковы методические условия
формирования орфографического навыка младших школьников средствами метода алгоритмов на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования орфографического навыка младших школьников.
Предмет исследования: методические условия формирования
орфографического навыка младших школьников средствами метода алгоритмов на уроках русского языка.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование орфографического навыка младших школьников средствами метода алгоритмов на уроках русского языка будет успешным, если:
1) используются разные виды алгоритмов;
2) при изучении орфографических правил учитываются этапы работы с алгоритмом.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить понятие об орфографическом навыке в методической литературе.
2. Рассмотреть метод алгоритмов и его возможности в формировании
орфографического навыка младших школьников на уроках
русского языка.
3. Организовать и провести экспериментальную работу по
формированию орфографического навыка младших школьников средствами метода алгоритмов на уроках русского языка.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение
педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Экспериментальная база исследования - учащиеся 3 «Б» класса
МБОУ «СОШ № 2» г. Шебекино, Белгородской области.
Структура данного исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении представлены актуальность проблемы и обозначен научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, структура исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования орфографического навыка младших школьников средствами метода алгоритмов на уроках русского языка» рассмотрено понятие об орфографическом навыке в методической литературе; описан метод алгоритмов и выявлены его возможности в формировании орфографического навыка у младших школьников на уроках русского языка; представлен анализ опыта учителей по проблеме исследования.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию орфографического навыка младших школьников средствами метода алгоритмов на уроках русского языка» была проведена диагностика уровня сформированности орфографического навыка у младших школьников; описано проектирование работы по формированию орфографического навыка младших школьников средствами метода алгоритмов на уроках русского языка.
В заключении обобщены результаты данного исследования.
В рамках нашего исследования было необходимо рассмотреть актуальную проблему формирования орфографического навыка у младших школьников средствами метода алгоритмов. В рамках темы исследования было раскрыто понятие орфографии как раздела науки о языке, который изучает и организует систему правил и единообразие написания. Этот раздел науки включает в себя несколько принципов: морфологический;
фонетический; исторический; дифференцирующий.
Также мы определили, что грамотное письмо - это особая речевая деятельность, которая предполагает овладение орфографическим навыком. Орфографический навык был определен с психолого-педагогической точки зрения, а именно, как автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности, который включает в себя: навык письма; умение
анализировать слово с фонетической стороны; умение установить морфемный состав слова и выделить из слова орфограмму, которая требует проверки и определить необходимое правило. Данный навык формируется в несколько ступеней. Особым этапом формирования навыка грамотного письма является работа над ошибками.
Знание структуры орфографического навыка дает возможность организовать педагогическую деятельность так, чтобы процесс формирования навыка был наиболее эффективным для учащихся.
В ходе исследования была определена роль и возможности метода алгоритмов в обучении русскому языку в частности. Использование метода алгоритмов позволяет сделать процесс обучения орфографии более эффективным, разнообразным и интересным. Применение алгоритма позволяет выработать необходимые навыки гораздо быстрее и закрепить их.
Анализ педагогического опыта по теме исследования показал, что формирование орфографического навыка у младших школьников на уроках русского языка в начальной школе действительно является важной проблемой. Многие методисты считают, что процесс формирования орфографического навыка у учащихся начальной школы будет более эффективным при использовании метода алгоритмов.
Проведенная нами экспериментальная работа показала, что проблема формирования орфографического навыка у младших школьников с использованием метода алгоритмов является актуальной и значимой в современной школе.
В нашем исследовании мы предприняли попытку разработать комплекс упражнений по формированию орфографического навыка у младших школьников с использованием метода алгоритмов. Проведенная нами экспериментальная работа позволила убедиться в правильности выдвинутых положений гипотезы.
Мы пришли к выводу, что решили поставленные задачи и достигли цели исследования. Наша работа не претендует на окончательное решение проблемы эффективного формирования орфографических умений и навыков у младших школьников средствами метода алгоритмов.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы учителями в учебно-воспитательном процессе, что доказывает практическую значимость проведенного исследования.
1. Андреева С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми- дизорфографиками / С.Л. Андреева // Учитель - ученик: проблемы, поиски, находки. - М., 2013. - С. 76-84.
2. Антипова М.Б. Роль звуко-буквенного разбора в речевом развитии и повышении орфографической грамотности учащихся / М.Б. Антипова // Пачатковая школа. - 2012. - № 4. - С. 42-45.
3. Антипова М.Б. Русский язык: учеб. для 2-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 2 / М.Б. Антипова, А.В. Верниковская, Е. С. Грабчикова. - Минск: Нац. ин-т образования, 2011.
- 128 с.
4. Бакулина Г.А. Выполнение текстовых упражнений по русскому языку средствами субъективизации. 1 - 2 классы / Г.А. Бакулина. - М.: Владос, 2015. - 234 с.
5. Баранов М.Т.Педагогика начального образования / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская - М.: Академия, 2011. - 368 с.
6. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. - 2013.
- № 4. - С. 39-46.
7. Гимпель И.А. Новые диктанты по русскому языку для начальных классов / И.А. Гимпель. - Мн.: ООО «Юнипресс», 2013. - 288 с.
8. Глазкова Е.В. Русский язык на «отлично» / Е.В. Глазкова. - Изд. 2-е. - Минск: Харвест, 2013. - 320 с.
9. Грушевская М.С. Нарушения письма младших школьников / М.С. Грушевская // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 35-36.
10. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 159 с.
11. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина - М.: «Ось-89», 2007. - 224 с.
12. Капранова И.А. Словарно-орфографическая работа как
средствоинтеллектуального развития учащихся /И.А. Капранова //Начальная школа. -2009. - №12. - С. 18 - 23.
13. Каренко Н.А. Методика изучения орфографии и морфологии в схемах и таблицах // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 4 (6). - С. 19-23.
14. Кашина О. Безударные гласные в корне слов / О. Кашина //Начальная школа. - 2011. - № 10 - С. 21 - 24.
15. Кирилина Г.В. Развитие познавательных и творческихспособностей при запоминании словарных слов / Г.В. Кирилина // Начальная школа. - 2015. - №5. - С. 41 - 45.
16. Кисарова Т.Ю. Система работы над словами с
непроверяемымнаписанием //Начальная школа. - 2013. - №10. - С. 24 - 25.
17. Кицына М. Словарно-орфографическая работа / М. Кицына // Начальная школа. - 2010. - № 13 - С. 12 - 16.
18. Климанова Л.Ф. Обучение на коммуникатив / Л.Ф. Климанова // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 39 - 44.
19. Комиссарова Л.Ю. Содержание и организация словарно-орфографической работы в непрерывном курсе русского языка / Л.Ю. Комиссарова // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №6. - С.84 - 87.
20. Концепция учебного предмета «Русский язык» на I ступени общего среднего образования / Ком. по образованию Мингроисполкома, Мин. гор. ин-т развития образования. - Минск: [б.и.], 2009 - 10 с.
21. Корниенко Т. Непроверяемые написания / Т. Корниенко // Начальная школа. - 2010. - № 13 - С. 17 - 20.
22. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - 7-е изд. / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская; под. ред. М. Р. Львова. - М., 2012. - 464 с.
23. Матекина Э.И. Русский язык в начальной школе: тестовые задания /
Э.И. Матекина. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 157 с.
24. Методические основы языкового образования и литературного
развития младших школьников / Т.Г. Рамзаева, М.П. Воюшина, Г.С. Щеглова [и др.]; Под общ. ред. Т.Г. Рамзаевой. - М., 2013. - 144 с.
25. Мишина А.П. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка / А. П. Мишина // Начальная школа. - 2007. - №8. - С. 26- 30.
26. Мурина Л.А. Методы формирования у учащихся орфографических и пунктуационных навыков / Л.А. Мурина // Русский язык и литература. - 2011. - № 7. - С. 15-22.
27. Надточий Е.Д. Орфография русского языка в алгоритмах / В.И. Гончаров. - К.: Свитогляд, 2011. - 182 с.
28. Панов М.В. Теория письма. Орфография. Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. - 2-е изд. - М. : Альянс , 2009. - 792 с.
29. Парамонова Л.Г. Как повысить грамотность учащихся / Л.Г. Парамонова. - Спб.: КАРО: Дельта, 2015. - 304 с.
30. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших
школьников / А.Г. Пачина // Начальная школа. - 2004. - № 11. - С. 31¬37.
31. Подласый И.П. Педагогика начальной школы / П.И. Подласый. - М. : Владос, 2014. - 399 с.
32. Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования
орфографического навыка / Е.С. Поль // Начальная школа. - 2007. - №1. - С. 29-31.
33. Пути решения орфографических проблем у младших школьников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XL студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М.: «МЦНО». - 2016. - №11(39). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF humanities/11 (39).pdf
34. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе : Кн. для учителя / Л. И. Разумовская. - М. : Просвещение, 1996. - 251 с.
35. Рамзаева Т.Г. Совершенствование содержания и методов обучения младших школьников русскому языку / Т.Г. Рамзаева. - СПб. : Образование, 1992. - 246 с.
36. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе / Н.С. Рождественский. - М. : Владос, 1992. - 280 с.
37. Росина Н.Л. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности / дис. канд. ... псих. наук; 19.00.07 / Н. Л. Росина. - Нижний Новгород, 2008. - 201 с.
38. Рыбакова А.В. Проблемы обучения младших школьников орфографии / А.В. Рыбакова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2015. - № 2. - С. 244-248.
39. Савельева Л.В. Методическое пособие к учебникам «Русский язык». 1¬4 классы / Л.В. Савельева, Е.А. Гогун, Г.С. Щеголева. - М.: Дрофа, 2013. - 159 с.
40. Савельева Л.В. Русский язык: 2 класс : Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Ч.1 / Л.В. Савельева, Е.А. Гогун, Г. С. Щеголева. - М.: Издательство: Дрофа, 2014 . - 128 с.
41. Савельева Л.В. Стратегии овладения орфографией в начальной школе и когнитивные предпосылки их формирования / Л.В. Савельева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2006. - №14. - С. 45-49.
42. Савельева Л.В. Концептуальные основы начального курса русского языка в УМК «Диалог» / Л.В. Савельева // Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 3-6.
43. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости / З.А. Савинова // Начальная школа. - 2006. - №1. - С. 45-51.
44. Салина Е.Ю. Развитие орфографических умений на уроках русского языка / Е.Ю. Салина // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - №1. - С. 64-65
45. Селезнева Л.Б. Русская орфография и пунктуация / Л.Б. Селезнева. - М. : «Высшая школа», 2003. - 352 с.
46. Серебренникова Ю. Повышаем орфографическую грамотность младшеклассников / Ю. Серебренникова // Учитель. - 2006. - №5. - С. 86-89.
47. Смирнов В.В. Работа над орфограммами на уроках русского языка в начальной школе / В.В. Смирнов // Начальной школа плюс До и После. - 2005. - №11. - С. 50-54.
48. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик. - М. : Академия, 2007. - 523 с.
49. Сторожева Н.А. Весёлые уроки: правописание парных согласных / Н.А. Сторожева. - Минск : Пачатковая школа, 2011. - 96 с.
50. Тарасова Л.Е. Правописание безударных гласных в корне слова / Л.Е. Тарасова // Начальная школа. - 2008. - №2. - С. 90-94.
51. Текстовые упражнения для развития орфографической зоркости младших школьников. 2- 4 классы / сост. З.В. Короткевич. - 2-е изд. - Мозырь : Содействие, 2013. - 92 с.
52. Тиринова О.И. Орфографические упражнения в начальных классах / О.И. Тиринова // Начльная школа. - 2009. - № 3. - С. 30-36, 45-47.
53. Трубицына Г.Д. Орфографическая пропедевтика на уроках обучения грамоте / Г.Д. Трубицына // Начальная школа. - 2000. - №3. - С. 31-33.
54. Тутаришева М.К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. / М.К. Тутаришева. - Майкоп, 2006. - 271 с.
55. Успенский Л.В. Слово о словах/ Л.В. Успенский. - М.: Пилигрим, 2010.
- 415 с.
56. Ушакова О.Д. Словарные слова: Справочник школьника / О.Д. Ушакова. - СПб. : Литера, 2005. - 264 с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
58. Формирование общих орфографических приемов при изучении русского языка: учебное пособие / под ред. Н.Ф. Талызиной. - М.: МТО ХОЛДИНГ, 2012. - 160 с.
59. Формирование орфографического самоконтроля: Начальная школа / авт.-сост. Е.П. Овчинникова. - Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2004.
- 26 с.
60. Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте шестилетних детей / Л. А.Фролова // Начальная школа. - 2009. - №7 - С. 38-40.
61. Хритенко М.А. Резервы орфографической грамотности младшего школьника / М.А. Хритенко, М.Д. Савина // Начальная школа. - 1993.
- №2 - С. 33-38.
62.Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок / Л.Н. Чистякова // Начальная школа. - 2007. - №2. - С. 82-84.
63. Швидун В.Ю. Формирование орфографического навыка в начальных классах / В. Ю. Швидун // Новая школа. - 2012. - № 6. - С. 56-62.
64. Шилова Е.С. Интенсивные образовательные технологии в начальных классах / Е.С. Шилова // Новая школа. - 2014. - № 6. - С. 22-25.
65. Шилова Е.С. Интерактивный метод "Алфавит": изучаем словарные слова / Е. С. Шилова // Новая школа. - 2015. - № 11. - С. 3-7
66. Штец А.А. Обучение правописанию младших школьников на основе орфографических задач / А.А. Штец // VIII Международные Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения: сборник научных работ. - Севастополь : «Шико-Севастополь», 2014. - С. 227-236.
67. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками / А. Ясова // Начальная школа. - 2001. - №4. - С. 42-45.