ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы исследуемой проблемы 6
1.1 Понятие десятичных дробей. Чтение и запись десятичных дробей 6
1.2 Основные проблемы при изучении темы «Умножение и деление
десятичных дробей» 92
2 Опытно - экспериментальная работа по выявлению проблем у учащихся при изучении десятичных дробей в школьном курсе математики. 16
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению проблем у учащихся
при изучении десятичных дробей в школьном математики курсе 5-го класса 16
2.2 Описание методик формирования умений умножения и деления
десятичных дробей 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ
В наши дни вопросам обучения математике в образовательном учреждении стали проявлять значительное внимания, т.к. эти вопросы устанавливают связь с научно-техническим прогрессом и становлением наукоемких производств. Технические науки, в центре внимания которых бурно развертываются и имеют большое практическое значение другие науки, такие как электроника, информационные технологии и др., невообразимы без математики.
Основа для математической грамотности обучающихся является одной из главных задач качественного математического образования и этому проявляется пристальное внимание. Математика дает возможность для изучения других дисциплин, как в пределах школы, так и за ее пределами. Изучение математики закаляет характер обучающихся, акцентирует их внимание, расширяет кругозор и т.д. [2, 119].
В нашей работе мы рассмотрим проблемы, возникающие у обучающихся при изучении десятичных дробей в школьном курсе математики 5-го класса и методики, которые учитель может использовать в своей работе для устранения этих проблем.
Тот материал, который обучающиеся изучают в этот период, имеет достаточно большое значение в школьном курсе математики, т.к. вводимые в 5 классе понятия являются базисными для формирования у обучающихся понимания предмета математики в будущем.
Успешность обучения математики, как и остальных предметов школьной программы, определяют многие факторы, среди которых выделяют выбор методики преподавания. Собственно от правильного выбора методов и приемов преподавания каждой темы курса, их удачного сочетания, зависит уровень понимания материала обучающимися.
Методика обучения математике- это наука о математике как о научном предмете и закономерностях обучения математике обучающимися разных возрастных групп. Методика обучения математике базируется на различные психолого-педагогические, математические основы и обобщения практического опыта работы учителей математиков.
Таким образом, все вышесказанное определило актуальность нашей работы и тему «Методика изучения десятичных дробей в школьном курсе математики».
Цель данной работы - методика изучения десятичных дробей в школьном курсе математики.
Объектом исследования является процесс изучения десятичных дробей.
Предметом исследования является методика изучения десятичных дробей в школьном курсе математики 5-го класса.
В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза: использование различных методик на уроках математики повышает интерес у обучающихся при изучении темы «Десятичные дроби. Умножение и деление десятичных дробей».
С учетом проблемы исследования и для проверки достоверности выдвинутой гипотезы потребовалось решить следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу;
2. Изучить возможности использования различных методик на уроках математики.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по использования различных методик на уроках математики в пятом классе.
4. Сделать выводы.
Методы исследования:
• анализ научно-методической литературы;
• беседа;
• тестирование;
• метод математической обработки данных.
База исследования: муниципальное образовательное учреждение «СОШ № 36» г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования и описан методологический аппарат исследования.
В первой главе раскрыта сущность понятия десятичных дробей. Чтение и запись десятичных дробей. Приводится обзор основных проблем при изучении темы «Умножение и деление десятичных дробей» в процессе обучения математике.
Во второй главе описываются возможности использование различных методик на уроках математики повышает интерес у обучающихся при изучении темы «Десятичные дроби. Умножение и деление десятичных дробей» в 5-м классе. Описывается проведение экспериментальной работы по теме исследования.
В заключении сформулированы выводы о проделанной работе.
В приложении содержаться материалы, подтверждающие проведение опытно-экспериментальной работы, планы уроков, рабочая программа.
Исследование десятичных дробей дает возможность закрепить знания учащихся о целых числах, лучше осознать принцип десятичной системы счисления, поместное значение цифр в числе, закрепить навыки выполнения арифметических действий, глубже осознать свойства, преобразования и действия с дробями вообще. Кроме того, это дает возможность обобщить знания обучающихся обо всех изученных числах.
Десятичные дроби чаще, чем обыкновенные, используются в жизни и имеют большое практическое применение. С десятичными дробями обучающиеся будут встречаться и в учебных мастерских, и на производстве, и в быту.
Последовательность изучения десятичных дробей такова: получение и запись десятичных дробей, преобразование, сравнение, арифметические действия, запись чисел, полученных при измерении величин, в виде десятичной дроби и наоборот.
В выпускной квалификационной работе проведен анализ методик при изучении десятичных дробей в школьном математики курсе 5-го класса.
Для проверки гипотезы исследования проведена опытно- экспериментальная работа. На констатирующем этапе эксперимента по итогам тестирования были определены экспериментальная и контрольная группа, разница в показателях была незначительной.
На формирующем этапе в экспериментальной группе была проведена серия заранее подготовленных уроков с использованием различных методик при изучении десятичных дробей в школьном математики курсе 5-го класса, также было проведено контрольные и тренировочные тесты.
На контрольном этапе эксперимента была проведена контрольная работа, состоящая из теоретической и практической частей. Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе повысилось качество знаний.
Для достижения наиболее эффективного изучение десятичных дробей, умножение и деление десятичных дробей обучающимися, учителю следует сочетать различные методики, которые должны строиться с учетом уровня интеллектуального развития и мировоззрения обучающихся.
1. Алгебра и теория чисел/ Под ред. Виленкина Н.Я. - М., 1984 - 192 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. - М., 1977. - 256 с.
3. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. - М.: Просвещение, 1984. - 64 с.
4. Варпаховский Ф.Л., Гальперин Г.А., Гисин В.Б. Алгебра и теория чисел. - М., 1994. - 223 с.
5. Виленкин Н.Я. Из истории дробей. / Квант, 1987 - №5.- 118 с.
6. Выгодский М. Я. Арифметика и алгебра в Древнем мире - Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит. - 2013 - 376 с.
7. Гиршович В.С. Виды самостоятельных работ. // Математика в школе. 1998, №3. С. 37- 43.
8. Демидов И.Т. Основания арифметики. - М., 1962. - 160 с.
9. Депман И.Я., Виленкин Н.Я.. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5—6 классов средней школы. М.: Просвещение, 1989 - 294 с.
10. Доровской А.И Дидактические основы развития Одаренности учащихся. - М., 1998. - 209 с.
11. Единая коллекция: цифровых образовательных ресурсов.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://demo.ischool.informika.ru/.
12. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости, М.,1981. - 200 с.
13. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976. - 144 с.
14. Математика 5 класс Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, 30-е издание, исправленное — М.: Мнемозина, 2012. - 284 с.
15. Математика 5 класс И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, 14-е
издание, исправленное — М.: Мнемозина, — 2013 — 272 с.
16. Метельский Н.В. Пути совершенствования обучения математике. Минск, 1989. - 158 с.
17. Педагогика: Учебное пособие. / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.,1997. - 512 с.
18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р г. Москва «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы».
19. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
20. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя М., 1991. - 184 с.
21. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: уч. Пособие. / М.Б. Челышкова - М.: Логос. - 2002 432 с.
22. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике - M., 1994. - 222 с.
23. www.pedsovet.org.mtree.task.viewlink_id.4556.Itemid.1181-51 k.
24. http://ruscopybook.com/mathematics/5_class/3641.
25. https://moluch.ru/archive/196/48699.
26. http://standart.edu.ru.
27. http://school-collection.edu.ru.
28. http://videouroki.net.
29. http://www.uchportal.ru.