Введение 3
1. Теоретические основы процесса обслуживания клиентов в гостиницах 7
1.1. Понятие и виды гостиничных услуг и технологических процессов в
гостинице 7
1.2. Производственный процесс гостиничного предприятия 15
1.3. Преимущества прачечной в гостинице 21
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Гостиничный
комплекс «Лебедь» 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 28
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 40
2.3. Оценка эксплуатационной программы гостиницы 49
3. Разработка и экономическое обоснование проекта создания прачечной в ООО «Г остиничный комплекс «Лебедь» в целях совершенствования
технологии обслуживания гостей 59
3.1. Концепция прачечной для гостиницы 59
3.2. Экономическое обоснование проекта 66
3.3. Расчет экономической эффективности проекта 74
Заключение 80
Список использованных источников 84
Приложения
Отели и гостиницы бывают весьма разнообразными, но объединяет их
одно – это временное пристанище человека, который оказался в чужом городе по каким-либо причинам, и теперь ему требуется кров над головой, а также ряд услуг, которые обычно легко доступны дома, но затруднительны за
его пределами. Речь идет о питании, гигиене, а также возможности постирать
и погладить свои вещи.
Технология обслуживания в гостинице – это набор услуг, оказываемых
гостю и предоставляющихся в определенной последовательности: от бронирования номера до выписки, от трансфера до доставки еды в номер. За каждой из таких услуг стоит целая система предписанных действий и правил, не
выполняя которые сложно ожидать роста лояльности клиентов, а значит и
повышения прибыли.
В настоящее время большинство гостиниц любого уровня сервиса и
вместимости имеют в списке своих услуг для постояльцев услуги по стирке,
чистке и глажке одежды. Это своеобразный must have для всех гостиниц,
среди которых существует огромная конкуренция. Владельцу каждой гостиницы хочется предложить своим клиентам наилучший уровень сервиса, и
наличие собственной прачечной в гостинице это уровень однозначно повышает.
Общепризнанными критериями качества обслуживания клиентов в гостинице считаются: предупреждение ожиданий гостя; стабильность работы;
компетентность персонала; понимание и отзывчивость сотрудников; доступность их для контакта; своевременное информирование гостя; обеспечение
безопасности; внимательный и индивидуальный подход к каждому клиенту.
Предприятия, оказывающие услуги в гостиничном деле, стремятся к
повышению своего официального и фактического статуса. Однако, каждая
звезда на вывеске гостиницы и «других средств размещения» требует соответствия определѐнным, часто весьма жѐстким нормам. В Системе классификации гостиниц указаны периодичность смены постельного белья в номере и
полотенец, комплектности белья в номере и даже тканям белья, а также перечень услуг, предоставляемых клиентам, и требования к срокам их исполнения.
Благодаря проведенным исследованиям известно, что на завоевание
нового клиента требуется в 5 раз больше затрат, нежели на удержание прежнего. Для улучшения обслуживания клиентов в гостинице может потребоваться внедрение дополнительных услуг. Скажем, введение в средней российской гостинице онлайн-бронирования поднимает ее прибыль на 8%, рентабельность – на 24%, а доставка заказа из бара в номер (room-service) позволяет увеличить прибыль на 6%.
В настоящий момент с ростом конкуренции на гостиничном рынке
предприятия стремятся сделать все возможное для того, чтобы удержать своего клиента. В связи с этим, на наш взгляд, услуги прачечной должны обязательно предоставляться как в гостинице с номерным фондом более 200, так и
в отеле, чей номерной фонд равен 30, ведь обычно люди не берут в дорогу
много одежды, поэтому стирка становится необходимой. Работа минипрачечной на внешнего клиента теоретически возможна, но, к сожалению, в
нашей практике этого не встречается. Хотя предоставление услуг прачечной
для города позволит гостинице привлечь клиентов, а также получить дополнительный доход, который может быть использован для развития предприятия.
Актуальность и недостаточная степень теоретической и практической
разработанности проблем совершенствования технологии обслуживания
клиентов в гостиницах предопределили выбор темы, цель и задачи дипломного исследования.
Целью дипломного проекта является изучение производственных процессов в гостиницах, анализ финансового состояния ООО «Гостиничный
комплекс «Лебедь» и разработка проекта по совершенствованию технологии
обслуживания на основе открытия собственной прачечной.
Сфера гостеприимства – это комплекс отраслей, основная задача которых связано с обслуживанием туристов во время их пребывания вне места
постоянного жительства. К ней, согласно определениям ведущими их специалистов, относятся гостиничный и ресторанный бизнес, предприятия транспортного обслуживания, своеобразные развлечения. Гостиничная сфера в
структуре индустрии гостеприимства выполняют ключевые функции, так как
предлагает посетителям комплекс услуг, в формировании и реализации которых принимают участие все секторы и элементы индустрии гостеприимства
В настоящий момент с ростом конкуренции на гостиничном рынке
предприятия стремятся сделать все возможное для того, чтобы удержать своего клиента. В связи с этим, на наш взгляд, услуги прачечной должны обязательно предоставляться как в гостинице с номерным фондом более 200, так и
в отеле, чей номерной фонд равен 30, ведь обычно люди не берут в дорогу
много одежды, поэтому стирка становится необходимой.
Гостиничные прачечные имеют ряд особенностей. Прежде всего, это
значительный ежедневный объем стирки, зависящий как от количества номеров и категории гостиницы, так и от состава, ассортимента и объема белья на
один номер. Далее – качество стирки, особенное внимание которому уделяется в высококлассных отелях, где используется наиболее дорогое белье,
требующее и профессионально подобранных высококачественных химикатов, и специального, более аккуратного и бережного воздействия в процессе
обработки. Третья особенность гостиничных прачечных - это небольшие
производственные площади.
При организации прачечной в гостиничном комплексе на начальном
этапе необходимо найти помещение требуемой площади, провести ремонтные работы, выбрать фирму – поставщика оборудования, определить перечень необходимого профессионального оборудования для прачечной, закупить оборудование, установить его, нанять и обучить персонал, закупить не81
обходимые средства и материалы для функционирования профессионально
оборудования.
Для достижения цели дипломного проекта были решены следующие
задачи: изучены теоретические основы процесса обслуживания клиентов в
гостиницах, рассмотрены виды гостиничных услуг и технологических процессов в гостинице, производственный процесс гостиничного предприятия,
преимущества прачечной в гостинице, проанализированы показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Гостиничный комплекс «Лебедь»,
сделать анализ показателей эксплуатационной программы гостиницы и разработан проект создания прачечной в гостинице.
На показатели эксплуатационной программы гостиничного комплекса
влияют многие факторы, среди которых можно выделить следующие: разрядность гостиницы; количество мест; структура номерного фонда по категориям; контингент гостей; продолжительность проживания; продолжительность капитального и текущего ремонта; качество обслуживания; этап жизнедеятельного цикла услуги; программа маркетинговой коммуникации и др.
В процессе анализа номерного фонда и эксплуатационной программы
рассчитывают основные оперативные показатели в средствах размещения,
определяемые за небольшой промежуток (день, неделя) и используемые для
оперативного управления загрузкой номерного фонда.
1. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ [Текст] : Поста-новление правительства от 25.04.1997 г. № 490 // Справочная правовая си-стема «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Вер¬сия Проф».
2. ГОСТ Р 51185-98 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования [Текст] : Государственный стандарт РФ, принят постановлением Госстандарта РФ от 9.07.1998 г. № 286. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
3. Порядок классификации объектов туристской индустрии, включа-ющих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пля-жи, осуществляемой аккредитованными организациями [Текст] : утверждены приказом Министерства культуры РФ от 11.07.2015 г. № 1215 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
4. Арбузова, Н. Ю. Технология и организация гостиничных услуг [Текст] : учеб. пособие / Н. Ю. Арбузова. - М. : «Академия», 2011. - 224 с.
5. Асанова, И. М. Деятельность службы приема и размещения [Текст] : учеб. пособие / И. М. Асанова, А. А.Жуков. - М. : «Академия», 2014. - 288 с.
6. Балашова, Е. А. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса [Текст] / Е. А. Балашова. - М. : Вершина, 2013. - 176 с.
7. Барчуков, И. Методы научных исследований в туризме [Текст] : учеб. пособие / И. Барчуков. - М. : Академия, 2015. - 224 с.
8. Борисовсккий, А. Менеджеры гостиничного бизнеса в России [Текст] / А. Борисовский // Гостиничное дело. - 2014. - № 1. - С. 37-38.
9. Бургонова, Г. Н. Гостиничный и туристический бизнес: особенно-сти бухгалтерского учета и налогообложения [Текст] : учебник / Г. Н. Бурго¬нова, Н. А. Каморджанова. - М. : Финансы и статистика, 2011. - 351 с.
10. В Европе ожидается рост гостиничного бизнеса в 2015 и 2015 го-дах, согласно результатам исследования PwC [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://moscomtour.mos.ru/presscenter/news/detail/1010525.html (дата обращения 11.03.2015)
11. Виноградова, М. В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса [Текст] / М. В. Виноградова, З. И. Панина. - М. : Дашков и К, 2013. - 464 с.
12. Волков, Ю. Ф. Технология гостиничного обслуживания [Текст] : учеб. пособие / Ю. Ф. Волков. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 384 c.
13. Волков, Ю. Ф. Экономика гостиничного бизнеса [Текст] : учеб. по¬собие / Ю.Ф. Волков. - М. : Финансы и статистика, 2011. - 380 c.
14. Гостиничный рынок Москвы и Санкт-Петербурга. Результаты 2015
года [Электронный ресурс] - Режим доступа :
http://www.accordmg.ru/novosti/gostinichnyi-rynok-moskvy-i-sankt-peterburga- rezultaty-2015-goda.html (дата обращения 21.03.2015)
15. Гостиничный рынок подводит итоги года [Электронный ресурс] -
Режим доступа : http://delonovosti.ru/business/2847-gostinichnyy-rynok-
podvodit-itogi-goda.html (дата обращения 23.03.2015)
16. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства [Текст] / Е. А. Джанджугазова. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 224 с.
17. Ефимова, О. П. Экономика гостиниц и ресторанов [Текст] : учеб. пособие / О. П. Ефимова, Н. А. Ефимова; Под ред. Н. И. Кабушкина. - М. : Новое знание, 2013. - 392 с.
18. Ехина, М. А. Организация обслуживания в гостиницах [Текст] / М. А. Ехина. - М. : «Академия», 2013. - 208 с.
19. Замуруева, Е. Франчайзинг, аутсорсинг, ценообразование в гости¬ничном бизнесе [Текст] / Е. Замуруева // Гостиничное дело. - 2014. - № 3. -
С. 19-23.
20. Какое должно быть постельное белье для гостиниц [Электронный
86 ресурс] - Режим доступа : http://xn—7sbaby7acrgbi8af6a1a5e.xn-- p 1 ai/stati/kakoe-dolzhno-byt-postelnoe-bele-dlya-gostinits/ (дата обращения 11.03.2015)
21. Ковбасюк, М. Р. Анализ финансовой деятельности предприятия [Текст] : учеб. пособие / М. Р Ковбасюк. - М. : Изд-во Финансы и статистика, 2011. - 314 с.
22. Компактная прачечная? Это возможно // Современный отель. Март 2008 [Электронный ресурс] - Режим доступа : http: //www.delinform.ru/article.php?numn=174
23. Концепция как один из способов повысить эффективность отеля [Текст] // Гостиничное дело. - 2013. - № 10. - С. 20-27.
24. Корнеев, Н. В. Технология гостиничного сервиса [Текст] / Н. В. Корнеев, Ю. В. Корнеева, И. А. Емелина. - М . : Академия, 2015. - 272 с.
25. Королева, Л. Управление гостиничным объектом [Текст] / Л. Коро¬лева // Гостиничное дело. - 2011. - № 11. - С. 28-31.
26. Кристофер Холловей, Дж. Туристический бизнес [Текст] : учебник / Дж.Кристофер Холловей, Нейл Тейлор. - Киев : Знання, 2014. - 798 с.
27. Кукушкина, Л. П. Особенности ведения бухгалтерского учета в гостиничном бизнесе [Текст] / Л. П. Кукушкина. - М. : Аудитор, 2015. - 80 с.
28. Кусков, А. С. Гостиничное дело [Текст] : учеб. пособие / А. С. Кус¬ков. - М. : Дашков и К, 2013. - 328 с.
29. Лесник, А. Л. Гостиничный маркетинг: Теория и практика макси-мизации продаж [Текст] : учеб. пособие / А. Л. Лесник. - М. : Кнорус, 2014. - 232 с.
30. Ляпина, И. Ю. Индустриальная база гостиниц и туристских ком-плексов / С. В. Безрукова, И. Ю. Ляпинов, Т. Л. Игнатьева. - М. : «Акаде-мия», 2013. - 272 с.
31. Ляпина, И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания [Текст] : учеб. пособие / И. Ю. Ляпина. - М. : ПрофОбрИздат,
2014. - 208 с.
32. Медлик, С. Гостиничный бизнес [Текст] : учебник / С. Медлик, Х.
Инграм. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 239 с.
33. Мусакин, А. А. Малый отель: с чего начать, как преуспеть. Советы владельцам и управляющим [Текст] / А. А. Мусакин. - СПб. : Питер, 2014. - 320 с.
34. Нератов, Д. Малая гостиница для бизнесмена [Текст] / Д. Нератов // Бизнес для всех. - 2015. - № 43. - С. 20-23.
35. Овчинников, В. Обзор зарубежной практики [Текст] / В. Овчинни¬ков // Гостиничное дело. - 2015. - № 8. - С. 26-29.
36. Организация мини-прачечной [Электронный ресурс] - Режим до-ступа : http://www.dist-cons.ru/modules/bmod/laundry/section3.html
37. Организация своей прачечной — необходимые требования [Элек-тронный ресурс] - Режим доступа : http://laudator.ru/biz/prachechnaya-kak- perspektivnyj -biznes.html
38. Основные аспекты развития гостиничных технологий [Текст] // Отель. - 2015. - № 2. - С. 12-18.
39. Папирян, Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: отели и рестораны [Текст] : учеб. пособие / Г. А. Папирян. - М. : Экономика, 2014. - 207 с.
40. Первое впечатление или как создать положительный имидж гости¬ницы в глазах гостей [Текст] // Гостиничное дело. - 2014. - № 3. - С. 46-53.
41. Прокопов, С. Отель: формула гостиничного успеха [Текст] / С. Прокопов // Гостиничное дело. - 2013. - № 11. - С. 22-27.
42. Романов, В. А. Гостиничные комплексы. Организация и функцио-нирование [Текст] / В. А. Романов, С. Н. Цветкова, Т. В. Шевцова, В. В. Ка- ращенко. - М. : МарТ, Феникс, 2015. - 224 с.
43. Рост в Европе: гостиничный рынок ожидает подъем в 2015-2015
годах [Электронный ресурс] - Режим доступа :
http://zeppelinmedia.biz/about/reviews/read/27 (дата обращения 12.04.2015)
44. Саак, А. Э. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и
88 рестораны) [Текст] : учеб. пособие / А. Э. Саак, М. В. Якименко. - СПб. : Пи¬тер, 2013. - 432 с.
45. Скобкин, С. С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе [Текст] : учеб. пособие / С. С. Скобкин. - М. : Юристъ, 2014. - 222 с.
46. Смирнова, М. Управленческие компании в гостиничном бизнесе [Текст] / М. Смирнова // Пять звезд. - 2013. - № 8. - С. 15-19.
47. Сорокина, А. В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах [Текст] / А. В. Сорокина. - М. : «Альфа-М», 2014. - 351 с.
48. Стадник, А. А. Технология приема и обслуживания туристов в гос¬тинице [Текст] : учеб. пособие / А.А. Стадник. - М. : Финансы и статистика,
2015. - 240 с. - 160 с.
49. Технологии в гостиничном бизнесе [Текст] // Отель. - 2014. - № 3. - С. 14-16.
50. Технологии обслуживания в гостинице. Повышаем лояльность кли¬ентов [Электронный ресурс] - Режим доступа :
http://www.kp.ru/guide/obsluzhivanie-v-gostinitsakh.html (дата обращения
12.04.2015)
51. Туризм и гостиничное хозяйство [Текст] : учеб. пособие / под ред. Л. П. Шматько. - М. : Ростов н /Д : Марат, 2013. - 352 с.
52. Управление отелем: учебник [Текст] / под общ. Ред. А. А. Мусаки- на. - М. : Бонниер Бизнес Пресс, 2011. - 924 с.
53. Филипповский, Е. Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства [Текст] : учеб. пособие / Е. Е. Филипповский, Л. В. Шмарова. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 176 с.
54. Финансы и бухгалтерский учет в туризме [Текст] : учебник / О. И. Солодухина. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 327 с.
55. Фунтусова, С. Российская туриндустрия [Текст] / С. Фунтусова // Турбизнес. - 2014. - № 13 - С. 12 - 14.
56. Шувалова, Е. Гостиничная отрасль: оценка ситуации и прогнозы
[Текст] / Е. Шувалова // Гостиничное дело. - 2014. - № 4. - С. 4-8.
57. Яковлев, Г. Экономика гостиничного хозяйства [Текст] : учебное пособие / Г. Яковлев. - М. : РДЛ, 2013. - 328 с.
58. Ingram, P. L. The Rise of Hotel Chains in the United States, 1896-1980 / P. L. Ingram. - New York; London: Garland Publishing, Inc., 2014. - 159 p.
59. Martorell Cunill О. The Growth Strategies of Hotel Chains: Best of Business Practices by Leading Companies / O. Martorell Cunill. - New York: Ha¬worth Hospitality Press, 2011. - 213 p.