ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЭКСПЕРТНО-ПРОВЕРОЧНОЙ КОМИССИИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ АРХИВОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРХИВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ з
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТНО-ПРОВЕРОЧНОЙ КОМИССИИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ АРХИВОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОТБОРА ДОКУМЕНТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ХРАНЕНИЕ 9
§ 1. Характеристика учреждения
§ 2. Статус экспертно-проверочной комиссии и нормативное правовое регулирование ее деятельности
§3. Организация работы с документами, поступающими на рассмотрение экспертно-проверочной комиссии
§4. Определение источников комплектования и состава архивных документов государственных и муниципальных архивов
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ЭКСПЕРТНО-ПРОВЕРОЧНОЙ КОМИССИИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ АРХИВОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
§ 1. Доработка административных регламентов
§ 2. Разработка памятки по подготовке положения об архиве организации 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. Роль архивов в современном обществе многопланова и многоаспектна. Их значение определяется, прежде всего, составом и содержанием хранящихся в них документов, а также выполнением тех важных задач и функций, которые возложены на них государством. Архивы, являющиеся хранилищами исторической памяти, должны постоянно пополняться архивными документами, отражающими материальную и духовную жизнь общества, имеющими историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, то есть документами, относящимися к составу Архивного фонда Российской Федерации.
Изменения общественно-политических условий в стране вызвали необходимость пересмотреть круг источников комплектования государственных архивов. Без документов, находящихся в ведении архивов, история нашего времени не может быть воссоздана с достаточной объективностью и полнотой. Комплектование документами Архивного фонда Российской Федерации выходит на первый план, как показывает исторический опыт, в первую очередь в период различных реформации, как политического, так и экономического характера, а также в кризисные периоды.
Степень изученности темы. Значительный вклад в изучение вопросов комплектования архивов и экспертизы ценности документов и создание концепции отечественного архивоведения внесли отечественные ученые:
Е.В.Алексеева, Б.В.Альбрехт, В.А.Еремченко, Т.В.Кузнецова, М.П.Жукова, Н.А.Храмцовская и др.
Нормативно-правовую базу делопроизводства в современной России составляет совокупность законодательных актов Российской Федерации, правовых и нормативных актов и методических документов, регламентирующих вопросы создания, технологию обработки и хранения управленческой документации, а также регулирующих работу служб делопроизводства на всех уровнях управления.
Значение данных правовых актов для функционирования делопроизводственной системы страны видно из самих названий этих документов. Остановимся далее на нормативных актах, имеющих в настоящее время для организации делопроизводственного обеспечения управления первостепенное значение.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации архивное дело находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также отношения в сфере управления архивным делом регулируются принятым 22 октября 2004 года Федеральным Законом «Об архивном деле в Российской Федерации». Особенность закона заключается в том, что он имеет статус федерального, и отсюда следует более детальная проработка вопросов комплектования, учета, использования и хранения архивных документов. Важнейшими являются статьи, разграничивающие право собственности на документы: документы, относящиеся к государственной собственности (ст. 7); муниципальной собственности (ст. 8); частной собственности (ст. 9). Статья 12 Закона посвящена праву собственности на архивные документы.
Вопросы сохранности документов затронуты и в других законодательных актах: ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» устанавливает минимальные сроки хранения для бухгалтерских документов; ст. 89 Закона «Об акционерных обществах» (от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ) говорит о сохранности документов акционерных обществ. В ней установлено, что «общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг». В соответствии с этой статьей Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 г. утверждено Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ.
Положение не ограничивается только сроками хранения документов, но затрагивает также вопросы организации их хранения. В основном в нем повторены общие принципы организации и хранения документов в любых организациях, как государственных, коммерческих, так и других форм собственности, отраженные в нормативно-методических актах Федеральной архивной службы России.
Кроме того, законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из принимаемых, в соответствии с выше названными законами иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. К ним относится закон Белгородской области от 3 июля 2006 года №3 «Об организации государственного управления архивным делом в Белгородской области» , регулирующий отношения, связанные с организацией государственного управления архивным делом в Белгородской области, участниками которых являются органы государственной власти Белгородской области и иные государственные органы Белгородской области, государственные архивы Белгородской области, государственные унитарные предприятия и учреждения Белгородской области.
«Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» в п. 4.2.1 указали основные критерии определения организаций-источников комплектования государственных, муниципальных архивов: функционально-целевое назначение организации и полнота отражения информации о деятельности организации в фондах других организаций.
Основное назначение перечней документов, подлежащих приему на государственное хранение, состоит в определении состава документов, которые должны пополнить Архивный фонд страны. Обязательность применения перечней в процессе проведения экспертизы ценностей документов, в том числе при установлении сроков их хранения, закреплена в Федеральном законе «Об архивном деле в Российской федерации». При этом речь идет о перечнях типовых архивных документов, утвержденных Федеральным архивным агентством (пункт 3 статья 6), или отраслевых перечнях, согласованных также с Федеральным архивным агентством (пункт 1 статья 23).
Составленный на основе единых требований к оценке документации раз-личных сфер деятельности перечень документов, подлежащих приему в государственные архивы, является нормативным документом, устанавливающим виды, разновидности и группы документов, хранение которых в государственных архивах обязательно. Перечень является официальным сводом категорий и видов документов, которые государство считает необходимым хранить .
Целью подготовленных в последнее время сотрудниками ВНИИДАД целого ряда методических рекомендаций является усовершенствование системы определения организаций - источников комплектования государственных, муниципальных архивов, сочетающую теоретические, методические, организационные аспекты. Методические рекомендации отражают: нормативно-методическую базу экспертизы ценности и отбора в состав Архивного фонда Российской Федерации документов по личному составу; состав видов документов по личному составу; принципы и критерии экспертизы ценности документов по личному составу; методику проведения отбора документов по личному составу в государственные, муниципальные архивы . Среди них следует выделить методические рекомендации «Определение организаций - источников комплектования государственных и муниципальных архивов» раскрывающие: принципы и критерии определения организаций-источников комплектования государственных, муниципальных архивов; этапы работы по их определению; примерную форму списка организаций-источников комплектования государственного, муниципального архива . Рекомендации содержат примерную классификационную схему построения данного списка.
Кроме того в работе использовались локальные нормативные акты управления по делам архивов Белгородской области, касающиеся вопросов организации работы экспертно-проверочной комиссии, анализ которых дан в первом параграфе первой главы исследования.
Объектом исследования является деятельность экспертно-проверочной комиссии органа управления архивным делом субъекта Российской Федерации.
Предметом исследования - деятельность экспертно-проверочной комиссии по формированию Архивного фонда Российской Федерации.
Цель исследования - рассмотреть организацию работы экспертно-проверочной комиссии управления по делам архивов Белгородской области по комплектованию архивов документами постоянного хранения.
Из цели вытекают следующие задачи:
- дать анализ деятельности экспертно-проверочной комиссии управления по делам архивов Белгородской области по организации отбора документов на постоянное хранение;
- наметить основные направления совершенствования работы экспертно-проверочной комиссии управления по делам архивов Белгородской области
В работе были использованы такие методы, как изучение документов, наблюдение, опрос, интервьюирование и статистический метод.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Архивы являются самой ценной частью социальной памяти, так как они долговечны, специально создаются для хранения документов и концентрируют информацию о наиболее глубинных сторонах жизни именно данного общества. Иначе говоря, архивы реализуют важнейшую социальную функцию - обеспечивают долговременную память общества. Одной из отличительных черт общественного сознания и научной культуры нашего времени, связанных с попытками осмыслить прошлое, создать объективную картину исторического развития и использовать опыт прошлого в практической деятельности, является интерес к архивам и ретроспективной документной информации. Применительно к архивной отрасли все эти процессы ставят перед экспертно-проверочной комиссией управления по делам архивов в области комплектования следующие практические задачи:
1. В современных условиях актуальность и необходимость исследования вопросов определения источников комплектования государственных архивов диктуется потребностями дальнейшего качественного комплектования Архивного фонда Российской Федерации. Упразднение старых органов власти и управления (советов народных депутатов различного уровня и их исполкомов) и создание новых (Думы, администраций, департаментов, муниципалитетов и др.), принятие законов Российской Федерации о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности, о приватизации государственных предприятий и др. стали основой реорганизации управления экономикой - «разгосударствления», т.е. разделение государственного руководства и хозяйствования. Это привело к созданию новых видов предприятий и их объединений: индивидуальные частные, различного рода товарищества (в том числе акционерные общества), а также концерны, консорциумы, ассоциации, корпорации и др. Новый правовой механизм управления меняет документационные связи, характер документирования деятельности предприятий и организаций.
2. Государственные и муниципальные архивы Белгородской области ведут работу по приему на постоянное хранение крупных массивов документов. В связи с этим возрастает роль экспертно-проверочной комиссии управления по делам архивов Белгородской области, от которой во многом зависят темпы и качество комплектования документами Архивного фонда Российской Федерации.
3. Отбор документов на постоянное хранение в архивы преследует целью сохранение ценной информации, отражающей разные (возможно полно) аспекты жизни общества. Хранение документов - не самоцель. Отбор доку-ментов осуществляется в целях будущего многоаспектного использования ин-формации, содержащейся в документах.
4. Формирование Архивного фонда РФ осуществляется как за счет документов государственных учреждений, организаций и предприятий, так и за счет документов коммерческих, общественных организаций негосударственной формы собственности, а также документов физических лиц.
5. Аудиовизуальные документы являются важной составляющей, неотъемлемой частью Архивного фонда Российской Федерации, так как являются не только историческими источниками, но и одним из важнейших средств массовой информации и пропаганды.
6. Включение новых организаций и исключение из списков организаций - источников комплектования являются традиционными вопросами в работе экспертно-проверочной комиссии. При пересмотре списков следует обратить внимание на необходимое условие: с организациями - источниками комплектования, относящимися к негосударственной сфере деятельности, обязательно должен быть заключён договор.
Устойчивой тенденцией стало сокращение источников комплектования государственных и муниципальных архивов области. Сокращение идет за счет общего уменьшения количества организаций - источников комплектования, что объясняется объективными причинами: оптимизацией и совершенствованием структуры органов государственной власти и управления, реформированием сельскохозяйственных организаций, а также ликвидацией организаций - источников комплектования, их реорганизацией или утратой ими юридической самостоятельности и др.
Важной задачей экспертно-проверочной комиссии управления по делам архивов Белгородской области является осуществление необходимой методической и практической помощи организациям - источникам комплектования государственных и муниципальных архивов в организации работы архивных, экспертных и делопроизводственных служб.
1. ГАБО,- Ф. Р - 1. Архивный отдел Белгородской области. - Оп. 1. - Д. 875. - Л.12; Д. 957. - Л.1; Д. 995. - Л.12; Д. 1045. - Л. 3; Д.1097. - Л.12; - Д.1127. - Л.9; Д .1173. - Л.3; Д.1199. - Л.8; Д.1650 .- Л.2-3.
2. Показатели основных направлений и результатов деятельности центра документации новейшей истории за 1 полугодие 2010 года // Документ опубликован не был.
3. Положение об управлении по делам архивов Белгородской области (утв. распоряжением правительства Белгородской области от 04.07.2011 № 320).
4. Положение об экспертно-проверочной комиссии при управлении по делам архивов Белгородской области (утв. приказом начальника управления по делам архивов Белгородской области от 03.09.2011).
5. Регламент работы экспертно-проверочной комиссии при управлении по делам архивов Белгородской области (утв. приказом начальника управления по делам архивов Белгородской области от 03.09.2011).
Опубликованные
6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ). - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: 2009.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: 2009.
9. Федеральный закон от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - Ст. 1(с изменениями).
10. Федеральный закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. -
1996. - № 3. - Ст. 145 (с изменениями).
11. Федеральный закон от 12 января 1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 148 (с изменениями).
12. Федеральный закон от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 7. - Ст. 785 (с изменениями).
13. Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822 (с изменениями).
14. Федеральный закон от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 32. - Ст. 3283 (с изменениями).
15. Федеральный закон от 22 октября 2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 43. - Ст. 4169 (с изменениями).
16. Федеральный закон от 02 марта 2016 года № 43-ФЗ «Об архив-ном деле в Российской Федерации». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 11. - Ст. 945 (с изменениями).
18. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 20. - Ст. 2290 (с изменениями).
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 26. - Ст. 2585 (с изменениями).
20. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 (в ред. от 20.02.2010) «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти». - Доступ из справ.-правовой системы «КонультантПлюс».
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2006 № 808 «Об утверждении перечня федеральных органов исполни-тельной власти и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1. - Ч. 2. - Ст. 266.
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 25. - Ст. 3060.
23. Закон Белгородской области от 3 июля 2006 года №3 «Об организации государственного управления архивным делом в Белгородской области»(принят Белгородской областной Думой 21 июня 2006 года) ». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
24. Примерное положение об архиве государственного учреждения, организации, предприятия (утв. приказом Роскомархива 18.08.1992 № 176). - Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
25. Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления ОК 006-93 (ОКОГУ). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
26. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
27. Общероссийский классификатор управленческой документации» (в ред. от 13.10.2008 № 255-ст). - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант- Плюс».
28. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - Введ. 17. 09. 2013. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
29. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук. - М.: 2007. - 187 с.
30. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях - М.: 2015. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
31. Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения. - М.: 2007. - Доступ из справ.-правовой системы «КосультантПлюс».
32. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения. - М.: 2010. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
33. Письмо Росархива от 21 июня 2005 № 4/1232-К «О порядке взаимодействия архивных органов и учреждений с федеральными структурами, расположенными на территории субъектов Российской Федерации». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
34. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009). - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
35. Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12. 2009 № 76). - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
36. Отбор на государственное хранение управленческих документов, образующихся в деятельности негосударственных организаций (новых экономических хозяйственных структур): Методические рекомендации. - М.:
1997. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
37. Отнесение организаций и предприятий нового типа к числу источников комплектования государственных архивов: Методические рекомендации. - М.: 1993. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
38. Экспертиза ценности управленческих документов и комплектование ими государственных архивов (теория и методика). - М.: 2006. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
39. Методические рекомендации «Определение организаций-источников комплектования государственных и муниципальных архивов» (согласовано ЦЭПК при Росархиве 30.09.2012г). - URL: http://archives.ru/docu-ments/rekomend_organization-istochniki-komplektovaniya. shtml#2_( дата обращения:12.112016).
40. Административный регламент управления по делам архивов Белгородской области по предоставлению государственной услуги «Рассмотрение и подготовка заключения к проектам номенклатур дел, образующихся в процессе деятельности федеральных государственных органов и организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, предприятий Белгородской области, с указанием сроков их хранения, являющихся источниками комплектования архивов Белгородской области» (утв. постановлением Правительства Белгородской области от 20.02.2012 № 79-пп ).- Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
41. Административный регламент предоставления управлением по
делам архивов Белгородской области государственной услуги «Утверждение описей дел (документов) постоянного хранения управленческой, научно-технической, аудиовизуальной и другой специальной документации, согласование описей дел по личному составу и долговременного хранения, представленных федеральными государственными органами и организациями, органами государственной власти Белгородской области и органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями Белгородской области, являющимися источниками комплектования архивов Белгородской области» (утв. постановлением Правительства Белгородской области от 20.02.2012 № 79- пп). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
42. Административный регламент управления по делам архивов Белгородской области по предоставлению государственной услуги «Рассмотрение и подготовка заключения к проектам положений об экспертных комиссиях, архивах, инструкций по делопроизводству федеральных государственных органов и организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений и предприятий Белгородской области, являющихся источниками комплектования архивов Белгородской области» (утв. постановлением Правительства Белгородской области от 20.02.2012. № 79- пп). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Н.Литература
43. Алексеева, Е.В. Архивный фонд Российской Федерации: организация документов по архивам / Е.В. Алексеева // Делопроизводство. - 2005. - №2.-С. 66-74.
44. Алексеева, Е.В. Архивы и право: современное состояние и перспективы развития / Е.В. Алексеева // Делопроизводство. - 2008. - №2. - С. 77-84.
45. Алексеева, Е.В. Комплектование архива в современных условиях / Е.В. Алексеева // Делопроизводство. - 2002. - №4. - С. 74-82.
46. Альбрехт, Б.В. Архивы коммерческих организаций / Б.В. Альбрехт.
- М.: МЦФЭР, 2002. - 192 с.
47. Архивный Фонд Российской Федерации: организация документов в архивах / Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова, Г.А. Осичкина // Делопроизводство. - 2002. - №2. - С. 3-9.
48. Бахтеев, Ю.Д. Документационное обеспечение управления пред-приятий и организаций и архивное хранение документов: учебное пособие / Бахтеев Ю.Д., Захаров В.Ф., Наумов И.Н. - Пенза: ПГУ, 2007.- с. 125.
49. Булюлина, Е.В. Архивоведение : учеб.-метод. Пособие /Е.В. Билюлина. - Волгоград: ВолГУ, 2007. - 46.с.
50. Величко, В.П. Муниципальные архивы / В.П.Величко.-М.:
ЮНИТИ.- 2010. -250 с.
51. Вербицкий, Н.Ф. Информационные технологии в решении проблем в работе с архивами документов / Н.Ф. Вербицкий // Архивы России. - 2009. - №4.- С.10-12.
52. Вербицкий, Н.Ф. Концепция автоматизации архивного дела в России /Н.Ф. Вербицкий // Архивы России. - 2009. - №3. - С.4-7.
53. Гармаш, В.Н. Современные требования к архивным зданиям / В.Н Гармаш, Е.Э. Дубова // Отечественные архивы. - 2004. - №3. - С.15-17.
54. Давыдова, Э.Д. Организация работы архива / Э.Д Давыдова, К.А. Жукова // Архивы и делопроизводство. - 2008. - №3. -14 с.
55. Еремченко, В.А. К вопросу о стратегии формирования Архивного фонда Российской Федерации / В.А. Еремченко, К.Ж. Харитонова // Отечественные архивы. - 2010. - №1.- С. 22-23.
56. Жукова, М.П. Экспертиза ценности и комплектование госархивов управленческими документами (теоретико-методический аспект)/ М.П.Жукова // Отечественные архивы. - 2005. - № 62. - С.14-16.
57. Зудин, Н.А. Противопожарная безопасность должна быть надежной и безопасной / Н.А Зудин, Т.И. Харитонова // Отечественные архивы. - 2009.
- №2. - 110 с.
58. Кирсанов, М.В. Использование документов Архивного фонда Российской Федерации / М.В. Кирсанова // Архивы России. - 2007. - №12. - С.4¬7.
59. Киселев, И.Н. Архивные информационные технологии на современном этапе / И.Н.Киселев // Архивы России, 2009. - №2. - С. 7-15. - ISBN 556357-415-6.
60. Козлов, В.П. Перспективы развития нормативной базы делопроизводства и архивного дела в РФ / В.П. Козлов // Секретарское дело. - 2006. - №4.
- С.14-17.
61. Котлова, Т.Н. Электронные описи ГА РФ / Т.Н.Котлова // Вестник архивиста. - М.: 2006. - №1.- 130 с.
62. Кузнецова, Т. В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления) 5-е изд., испр. и дополн / Т.В.Кузнецова. - М.: ЮНИТИ. - 2007. -275 с.
63. Кузнецова, Т.В. Вопросы документирования в законодательных ак-тах Российской Федерации / Т.В. Кузнецова // Делопроизводство. - 2007. - № 1. - С. 3-7; № 2. - С. 3-7.
64. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления): 5-е издание, испр. и дополн. / Т.В.Кузнецова - М.: ООО «Журнал Управление персоналом», 2007. - 528 с.
65. Кузнецова, Т.В. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти / Т.В.Кузнецова // Делопроизводство.- 2009.- № 4. - С.13-16.
66. Мещерина, Т.А. Проблемы комплектования Архивного фонда Российской Федерации на современном этапе» /Т.А.Мещерина. - URL: http://archives.ru/coordination/nms/URFO_170610_report.shtml ( дата обращения:12.112016).
67. Надершина, М.Д. Порядок и сроки хранения документов коммерческих организаций в современном российском законодательстве / М.Д. Надершина, У.Ф. Тарасова // Секретарское дело. - 2003. - №12. - С. 6-8.
68. Попова, Е.Н. Обеспечение сохранности в ведомственных архивах / Е.Н Попова, К.В. Лодова // Секретарское дело. 2009. - №2. - С. 65.
69. Распутина, В.В. Архивисты учатся / В.В. Распутина Е.А., Ульянова // Отечественные архивы. - 2006. - №1. - С.4-7.
70. Тихонов, В.И. Организация архивного хранения электронных документов: проблемы, практика, рекомендации / В.И. Тихонов // Секретарское дело. - 2008. - №3. - С.19-23.
71. Храмцовская, Н.А. Архивное хранение электронных документов глазами министерств и ведомств / Н.А. Храмцовская // Архивное дело. -2006. - №8. - С. 19-24.
72. Храмцовская, Н.А. Проблемы архивного хранения документов федеральных органов власти/ Н.А. Храмцовская // Архивное дело. -2006. - №9. - С. 38-47.