ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИНСТИТУТА ОТЦОВСТВА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОТЦОВСТВА 11
РАЗДЕЛ II. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ОТЦОВСТВА НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III. АНАЛИЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СОСТОЯНИЯ И ФУНКЦИЙ ОТЦОВСТВА В
СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОТЦОВСТВА 11
РАЗДЕЛ II. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ОТЦОВСТВА НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III. АНАЛИЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СОСТОЯНИЯ И ФУНКЦИЙ ОТЦОВСТВА В
СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования проблемы отцовства обусловлена трансформацией современных социальных условий, обострением противоречий в семейных отношениях как значительной части социума.
В современном обществе кризис таких социальных институтов, как брак и семья, является общепризнанным явлением. Очевидно, что под влиянием современных социально-экономических и культурных условий происходит существенное изменение статусов и ролей матери и отца.
Как следствие, возникает стремление к переосмыслению
содержательного характера связанных с современными социальными отношениями аспектов развития семьи.
Отношения в системе «отец и ребенок» распространились за пределы биологического рода и семьи, расширившись до макросоциального уровня, обретая глобальные масштабы, международное политическое и идеологическое значение.
В наибольшей мере изменился социальный статус отца в социальном и мировоззренческом понимании. Специалисты отмечают противоречие между трудовыми и семейными обязанностями мужчины, превращение отцовской функции из обязательной в факультативную, появление новых отцовских практик и сопутствующих им социальных проблем. Все это преломляется в самосознании мужчины и его гендерной идентичности, с которой соотносится его самоуважение и личная самооценка.
Социальные перемены в современном обществе приводят к изменению гендерных ролей, в том числе и родительских. Современные мужчины несколько иначе понимают, что значит быть отцом, и часто делают для своих детей то, что обычно делали женщины. Если традиционная роль отца была связана, прежде всего, с материальным обеспечением семьи, то «новые родители» осознали свою ответственность за эмоциональное состояние детей, за их психологическое благополучие, поняли, что родительское поведение отражается на поведении детей и их будущем.
Проблема отцовства не выступала ранее специальной темой в отечественной социологии. Тема отцовства как прикладной аспект социологии, литературы, психологии и других наук требует для своего изучения методологических ориентиров и социально-философского
осмысления.
Степень разработанности темы дипломного исследования. Проблема целенаправленного развития психологической готовности к отцовству в научном плане остается открытой. При этом большинство авторов подчеркивают, что отцовство является важным условием развития ребенка и личности самого отца. По данным исследований отец влияет на:
- полоролевую идентификацию (3. Фрейд) ;
- интеллектуальное развитие (интерес к учению) (Э. Берн) ;
- усвоения нравственных норм (В.Н. Гарбузов) ;
- эмоционально-личностную сферу ребенка (Б.И. Кочубей) ;
- характерологические особенности ребенка (А.С. Красовский) .
Переход к родительству предполагает преодоление личностного кризиса мужчиной, связанной с проблемой осознания себя отцом. Некоторые аспекты деятельности института отцовства, связанные с данной проблемой, исследовали педагоги Л.Ф. Обухова, Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, Л.Г. Тархова .
Значительное влияние на формирование взглядов относительно института отцовства, отношений родителей и детей в семье, значение воспитательного воздействия института на развитие ребенка имела педагогическая деятельность И.М. Марковской и В.А. Сухомлинского .
Проблемы психологии семейных отношений, эффективности влияния института отцовства на развитие личности освещены в работах Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, И. Кона, Е.Е. Ромицыной и других 1. Деятельности института отцовства в обновленном российском обществе уделяется значительное внимание в работах И.Н. Пятницкой,
В.Н. Соколовой, Г.Я. Юзефовича .
Феномен отцовства остается одной из наиболее сложной и малоизученной темой в социологии семьи. Становление родительской сферы изучено недостаточно. Труда обобщающего характера, в котором прослеживалось бы развитие взглядов на институт отцовства в истории педагогики, социологии, психологии пока нет. Поэтому необходимо проведение теоретических исследований и специально-прикладного анализа, направленного на всестороннее изучение феномена отцовства и его влияния на становление личности. Необходимость научно-исторического анализа роли отцовства и отсутствие целенаправленных исследований, комплексно отражающих трансформацию взглядов на институт отцовства, обусловили выбор темы дипломного исследования.
Объект дипломного исследования - отцовство как социокультурный институт.
Предмет исследования - состояние социального института отцовства на примере Белгородской области.
Цель дипломного исследования состоит в том, чтобы изучить основные тенденции развития социокультурного института отцовства в Белгородской области.
Задачи дипломного исследования:
1. Изучить теоретические и методологические основы отцовства как социокультурного института.
2. Разработать программу социологического исследования состояние института отцовства на примере Белгородской области.
3. Провести социологический анализ состояния и функций отцовства как социокультурного института в Белгородской области.
Теоретико-методологические основы дипломного исследования. Первой влиятельной научной парадигмой, надолго определившей направление изучения семьи и семейных отношений, стал марксизм.
К. Маркс и Ф. Энгельс проводили исследование семьи с позиций экономического детерминизма. Они пришли к выводу, что отцовство, развиваясь в тесной связи с развитием форм собственности, является социально-историческим явлением .
Значительное влияние на изучение проблемы отцовства оказали исследования в области психологии и антропологии. Психоаналитическая наука выработала свой взгляд на роль отца. З. Фрейд, проведя анализ содержания бессознательных элементов психики, впервые изучал роль отца в становлении внутреннего мира ребенка. Э. Фромм, подвергая анализу социальное бессознательное, выделил характеристики отцовской и материнской любви. По мнению Э. Фромма, материнская любовь имеет безусловный характер, а любовь отца связана с выполнением детьми неких условий .
Работы М. Мид раскрывают аспекты социального характера отцовства, различия представлений о социальных функциях отца, связанные с культурой разных народов. Она отмечала, что отцовство как социально¬культурное явление, возникло лишь с появлением моногамного брака. Отцовство - это не безусловный компонент семьи, оно скорее зависимо от определенного типа культуры, а не биологической функции .
Изучение отцовства как социального института в российской науке начинается в 60-80-е годы ХХ века. Советскими учеными А.А. Бодалевым, А.И. Захаровым, В.Я. Титаренко проведены масштабные исследования, посвященные проблемам взаимодействия членов семьи, бюджетам времени супругов. Эти проекты поднимают вопросы роли отца в семье, распределения семейных функций, удовлетворенности супругов браком. Исследования проводились во многих областях, и показали значительную разницу в загруженности мужчин и женщин, ограниченность роли отца в бытовом и воспитательном процессах .
Особое место в социологической науке занимают работы И.С. Кона. Он провел социокультурный анализ института родительства, выделил его взаимосвязанные элементы: чувства, ценности, социальные установки, социальные роли, символы, стили взаимоотношений .
Существуют интересные исследования в сфере изучения истории семьи, где косвенно обсуждается преобразование отцовских ролей в различных исторических и культурных условиях, в том числе в российской культуре. Это работы Н.С. Авдеевой, Ю.В. Евсеенко, И.К. Фридмана .
Различные аспекты отцовства описываются в рамках исследований государственной и семейной политики, проведенных А.К. Кажахметовой, И.М. Марковской . Труды советских ученых позволили обозначить это явление как социальную проблему, связанную с недостаточным участием мужчины по сравнению с женщиной в организации быта семьи и воспитании детей. Такой подход, с одной стороны, выдвигал на первый план положение женщины в семье, нивелируя собственно мужские проблемы, но, с другой стороны, привел к пониманию того, что развитие института отцовства движется по направлению к формированию «нового» отца.
Для исследования обозначенной проблемы, были использованы следующие методы: наблюдение, эксперимент, тесты, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности, каждый из которых может быть применим для изучения особенностей отцовства. При помощи анкетирования и других опросных методов были определены представления испытуемых, касающиеся различных аспектов родительства и отцовства.
Эмпирическую базу дипломного исследования составили данные серии исследований, разработанных и проведенных различными авторами в течение 2013-2015 гг.
1. Данные экспертизы нормативных и законодательных актов РФ, регулирующих различные аспекты родительства, проведенного сотрудниками кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Белгородского государственного университета, под руководством заведующей кафедры М.В. Мархгейм в 2013 году .
2. Дискурс-анализ репрезентаций отцовства в рекламных роликах, вышедших в эфир на федеральных каналах в 2013-2015 гг. (N=90), проведенного фондом «Общественное мнение» в рамках социологической экспертизы, под руководством Н.Н. Логиновой .
3. Исследование представлений родителей о мужских ролях, родительских функциях мужчин методом группового интервью (2015 г. N=100). Исследование проводилось Московским педагогическим государственным университетом, кафедрой теоретической и специальной социологии, под руководством заведующей кафедры Е.Н. Юдиной .
4. Авторское социологическое исследование «Основные тенденции развития социокультурного института отцовства (на примере Белгородской области)». Первый этап: Анкетирование родителей с помощью опросника «Мера заботы». В опросе участвовали мужчины - работники ОАО «Ракитянский арматурный завод», имеющие детей, в возрасте от 20 до 62 лет. Количество опрошенных составило 30 человека. Второй этап: Психологическая методика «Подростки о родителях». В опросе участвовали школьники учебных заведений поселка Ракитное в количестве 269 человек. Третий этап: Аналитический опрос «Каким должен быть настоящий отец?». В исследовании приняли участие 303 студента Белгородского государственного университета мужского пола.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается тем, что теоретические и методологические основания не противоречат эмпирическим методам исследования. В работе комплексно используются теоретические подходы, соотносятся данные авторских качественных экспериментов с данными количественных исследований, выполненных другими исследователями, корректно выбраны способы интерпретации полученных эмпирических данных.
Научно-практическая значимость дипломного исследования состоит в рассмотрении конструирования отцовских практик, как непрерывного процесса взаимовлияния и согласования ментальных структур и социальных действий. Полученные результаты могут быть использованы при анализе изменений, происходящих в современной семье и институте родительства. Материалы дипломного исследования могут быть включены в содержание вузовских курсов по социологии семьи, социологии молодежи, социологии гендерных отношений.
Апробация дипломного исследования. Выводы и рекомендации дипломного исследования нашли отражение в публикации статьи «Институт отцовства в современном мире» в сборнике статей IX Международной студенческой научно-практической конференции «Научное сообщество студентов», центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»; а также в публикации статьи «Становление и развитие взглядов ученых на отцовство» на сайте «Социальная сеть работников образования».
В современном обществе кризис таких социальных институтов, как брак и семья, является общепризнанным явлением. Очевидно, что под влиянием современных социально-экономических и культурных условий происходит существенное изменение статусов и ролей матери и отца.
Как следствие, возникает стремление к переосмыслению
содержательного характера связанных с современными социальными отношениями аспектов развития семьи.
Отношения в системе «отец и ребенок» распространились за пределы биологического рода и семьи, расширившись до макросоциального уровня, обретая глобальные масштабы, международное политическое и идеологическое значение.
В наибольшей мере изменился социальный статус отца в социальном и мировоззренческом понимании. Специалисты отмечают противоречие между трудовыми и семейными обязанностями мужчины, превращение отцовской функции из обязательной в факультативную, появление новых отцовских практик и сопутствующих им социальных проблем. Все это преломляется в самосознании мужчины и его гендерной идентичности, с которой соотносится его самоуважение и личная самооценка.
Социальные перемены в современном обществе приводят к изменению гендерных ролей, в том числе и родительских. Современные мужчины несколько иначе понимают, что значит быть отцом, и часто делают для своих детей то, что обычно делали женщины. Если традиционная роль отца была связана, прежде всего, с материальным обеспечением семьи, то «новые родители» осознали свою ответственность за эмоциональное состояние детей, за их психологическое благополучие, поняли, что родительское поведение отражается на поведении детей и их будущем.
Проблема отцовства не выступала ранее специальной темой в отечественной социологии. Тема отцовства как прикладной аспект социологии, литературы, психологии и других наук требует для своего изучения методологических ориентиров и социально-философского
осмысления.
Степень разработанности темы дипломного исследования. Проблема целенаправленного развития психологической готовности к отцовству в научном плане остается открытой. При этом большинство авторов подчеркивают, что отцовство является важным условием развития ребенка и личности самого отца. По данным исследований отец влияет на:
- полоролевую идентификацию (3. Фрейд) ;
- интеллектуальное развитие (интерес к учению) (Э. Берн) ;
- усвоения нравственных норм (В.Н. Гарбузов) ;
- эмоционально-личностную сферу ребенка (Б.И. Кочубей) ;
- характерологические особенности ребенка (А.С. Красовский) .
Переход к родительству предполагает преодоление личностного кризиса мужчиной, связанной с проблемой осознания себя отцом. Некоторые аспекты деятельности института отцовства, связанные с данной проблемой, исследовали педагоги Л.Ф. Обухова, Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, Л.Г. Тархова .
Значительное влияние на формирование взглядов относительно института отцовства, отношений родителей и детей в семье, значение воспитательного воздействия института на развитие ребенка имела педагогическая деятельность И.М. Марковской и В.А. Сухомлинского .
Проблемы психологии семейных отношений, эффективности влияния института отцовства на развитие личности освещены в работах Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, И. Кона, Е.Е. Ромицыной и других 1. Деятельности института отцовства в обновленном российском обществе уделяется значительное внимание в работах И.Н. Пятницкой,
В.Н. Соколовой, Г.Я. Юзефовича .
Феномен отцовства остается одной из наиболее сложной и малоизученной темой в социологии семьи. Становление родительской сферы изучено недостаточно. Труда обобщающего характера, в котором прослеживалось бы развитие взглядов на институт отцовства в истории педагогики, социологии, психологии пока нет. Поэтому необходимо проведение теоретических исследований и специально-прикладного анализа, направленного на всестороннее изучение феномена отцовства и его влияния на становление личности. Необходимость научно-исторического анализа роли отцовства и отсутствие целенаправленных исследований, комплексно отражающих трансформацию взглядов на институт отцовства, обусловили выбор темы дипломного исследования.
Объект дипломного исследования - отцовство как социокультурный институт.
Предмет исследования - состояние социального института отцовства на примере Белгородской области.
Цель дипломного исследования состоит в том, чтобы изучить основные тенденции развития социокультурного института отцовства в Белгородской области.
Задачи дипломного исследования:
1. Изучить теоретические и методологические основы отцовства как социокультурного института.
2. Разработать программу социологического исследования состояние института отцовства на примере Белгородской области.
3. Провести социологический анализ состояния и функций отцовства как социокультурного института в Белгородской области.
Теоретико-методологические основы дипломного исследования. Первой влиятельной научной парадигмой, надолго определившей направление изучения семьи и семейных отношений, стал марксизм.
К. Маркс и Ф. Энгельс проводили исследование семьи с позиций экономического детерминизма. Они пришли к выводу, что отцовство, развиваясь в тесной связи с развитием форм собственности, является социально-историческим явлением .
Значительное влияние на изучение проблемы отцовства оказали исследования в области психологии и антропологии. Психоаналитическая наука выработала свой взгляд на роль отца. З. Фрейд, проведя анализ содержания бессознательных элементов психики, впервые изучал роль отца в становлении внутреннего мира ребенка. Э. Фромм, подвергая анализу социальное бессознательное, выделил характеристики отцовской и материнской любви. По мнению Э. Фромма, материнская любовь имеет безусловный характер, а любовь отца связана с выполнением детьми неких условий .
Работы М. Мид раскрывают аспекты социального характера отцовства, различия представлений о социальных функциях отца, связанные с культурой разных народов. Она отмечала, что отцовство как социально¬культурное явление, возникло лишь с появлением моногамного брака. Отцовство - это не безусловный компонент семьи, оно скорее зависимо от определенного типа культуры, а не биологической функции .
Изучение отцовства как социального института в российской науке начинается в 60-80-е годы ХХ века. Советскими учеными А.А. Бодалевым, А.И. Захаровым, В.Я. Титаренко проведены масштабные исследования, посвященные проблемам взаимодействия членов семьи, бюджетам времени супругов. Эти проекты поднимают вопросы роли отца в семье, распределения семейных функций, удовлетворенности супругов браком. Исследования проводились во многих областях, и показали значительную разницу в загруженности мужчин и женщин, ограниченность роли отца в бытовом и воспитательном процессах .
Особое место в социологической науке занимают работы И.С. Кона. Он провел социокультурный анализ института родительства, выделил его взаимосвязанные элементы: чувства, ценности, социальные установки, социальные роли, символы, стили взаимоотношений .
Существуют интересные исследования в сфере изучения истории семьи, где косвенно обсуждается преобразование отцовских ролей в различных исторических и культурных условиях, в том числе в российской культуре. Это работы Н.С. Авдеевой, Ю.В. Евсеенко, И.К. Фридмана .
Различные аспекты отцовства описываются в рамках исследований государственной и семейной политики, проведенных А.К. Кажахметовой, И.М. Марковской . Труды советских ученых позволили обозначить это явление как социальную проблему, связанную с недостаточным участием мужчины по сравнению с женщиной в организации быта семьи и воспитании детей. Такой подход, с одной стороны, выдвигал на первый план положение женщины в семье, нивелируя собственно мужские проблемы, но, с другой стороны, привел к пониманию того, что развитие института отцовства движется по направлению к формированию «нового» отца.
Для исследования обозначенной проблемы, были использованы следующие методы: наблюдение, эксперимент, тесты, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности, каждый из которых может быть применим для изучения особенностей отцовства. При помощи анкетирования и других опросных методов были определены представления испытуемых, касающиеся различных аспектов родительства и отцовства.
Эмпирическую базу дипломного исследования составили данные серии исследований, разработанных и проведенных различными авторами в течение 2013-2015 гг.
1. Данные экспертизы нормативных и законодательных актов РФ, регулирующих различные аспекты родительства, проведенного сотрудниками кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Белгородского государственного университета, под руководством заведующей кафедры М.В. Мархгейм в 2013 году .
2. Дискурс-анализ репрезентаций отцовства в рекламных роликах, вышедших в эфир на федеральных каналах в 2013-2015 гг. (N=90), проведенного фондом «Общественное мнение» в рамках социологической экспертизы, под руководством Н.Н. Логиновой .
3. Исследование представлений родителей о мужских ролях, родительских функциях мужчин методом группового интервью (2015 г. N=100). Исследование проводилось Московским педагогическим государственным университетом, кафедрой теоретической и специальной социологии, под руководством заведующей кафедры Е.Н. Юдиной .
4. Авторское социологическое исследование «Основные тенденции развития социокультурного института отцовства (на примере Белгородской области)». Первый этап: Анкетирование родителей с помощью опросника «Мера заботы». В опросе участвовали мужчины - работники ОАО «Ракитянский арматурный завод», имеющие детей, в возрасте от 20 до 62 лет. Количество опрошенных составило 30 человека. Второй этап: Психологическая методика «Подростки о родителях». В опросе участвовали школьники учебных заведений поселка Ракитное в количестве 269 человек. Третий этап: Аналитический опрос «Каким должен быть настоящий отец?». В исследовании приняли участие 303 студента Белгородского государственного университета мужского пола.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается тем, что теоретические и методологические основания не противоречат эмпирическим методам исследования. В работе комплексно используются теоретические подходы, соотносятся данные авторских качественных экспериментов с данными количественных исследований, выполненных другими исследователями, корректно выбраны способы интерпретации полученных эмпирических данных.
Научно-практическая значимость дипломного исследования состоит в рассмотрении конструирования отцовских практик, как непрерывного процесса взаимовлияния и согласования ментальных структур и социальных действий. Полученные результаты могут быть использованы при анализе изменений, происходящих в современной семье и институте родительства. Материалы дипломного исследования могут быть включены в содержание вузовских курсов по социологии семьи, социологии молодежи, социологии гендерных отношений.
Апробация дипломного исследования. Выводы и рекомендации дипломного исследования нашли отражение в публикации статьи «Институт отцовства в современном мире» в сборнике статей IX Международной студенческой научно-практической конференции «Научное сообщество студентов», центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»; а также в публикации статьи «Становление и развитие взглядов ученых на отцовство» на сайте «Социальная сеть работников образования».
Интерес исследования особенностей института отцовства в России обусловлен ростом негативных тенденций в развитии семьи. Особенно тревожными фактами являются увеличение числа детей, воспитанных матерями в одиночку, распространение насилия со стороны мужчин семье.
В таких условиях особенно актуализируется проблема организации психологической, педагогической, социальной поддержки отцовства. Выбор данной тематики нашего исследования обусловлен тем, что на сегодняшний день вопросы взаимоотношений отцов и детей слабо освещены в современной научной литературе. Однако в развитии таких социальных институтов, как отцовство, брак и семья имеют место кризисные явления, которые Россия не может преодолеть с начала 90-х годов ХХ века. Причиной этого является трансформация социальных статусов и роли матери и отца под влиянием текущих социально-экономических и социокультурных условий. Именно поэтому необходимо переосмысление содержательного характера аспектов семейных взаимоотношений детей и родителей.
По итогам проведенного нами изучения законодательства и научной литературы по выбранной тематике дипломного проекта можно сделать следующие выводы.
Отцовство как социокультурный институт - это система взаимоотношений, регулируемых нормами законодательства, и связанных с выполнением мужчиной функций, прав и обязанностей отца.
Отцовство является высшим уровнем развития личности мужчины и его становления как члена общества. Человек сможет стать отцом только тогда, когда он имеет зрелое сознание и самосознание. Статус отца очень высок, поэтому его достижение требует большого внутреннего, духовного труда.
В структуру отцовства входят следующие компоненты:
- потребностно-эмоциональный, в который включаются биологические, социальные и психологические аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания;
- операциональный, который сочетает знание и умение, навыки по уходу за ребенком, общения с ним;
- ценностно-смысловой, который включает в себя отношение отца к ребенку с экзистенциальными переживаниями относительно своего отцовства.
Социально-психологическими факторами принятия человеком роли отца есть собственный положительный опыт общения со своим отцом или с человеком, который его заменял; активная эмоциональная позиция относительно беременной жены; присутствие при рождении ребенка; первый эмоционально-положительный контакт с ним; личное желание человека быть отцом; его возраст и гармоничность супружеских взаимоотношений.
Отцы играют важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Через слова и поведение родителей формируется отношение ребенка к определенным событиям или поступкам людей, моделям поведения.
Особую роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации. К важным качествам отцов, влияющим на развитие ребенка относятся: излишняя строгость, импульсивность, мнительность и т.д.
Отцовскую роль в семье и воспитании детей определяют следующие факторы:
- доступность для ребенка;
- включенность в совместную деятельность с ребенком;
- ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка.
С целью выявления особенностей института отцовства в Белгородской области нами было проведено социологическое исследование с использованием следующего инструментария:
1. Анкетирование родителей с помощью опросника «Мера заботы», с целью выявления достоинств и недочетов воспитательной позиции родителей.
2. Психологическая методика «Подростки о родителях». Методика позволяет объективно и надежно диагностировать особенности воспитательной практики родителей с точки зрения детей и подростков.
3. Аналитический опрос «Каким должен быть настоящий отец?». Вопросы для анкеты разработаны нами самостоятельно с учетом положений о диагностике детско-родительских отношений, представленных в монографии И.М. Марковской.
В результате проведенных мероприятий можно сделать следующие выводы:
1. В большинстве современных семей Белгородчины существуют большие трудности в общении детей с родителями, причина которых - самоустранение родителей от общения с ребенком и его воспитания. Методы отцовского воспитания на сегодняшний день приобретают некоторые радикальные черты, такие как: деспотизм, насилие, непредсказуемость действий, отсутствие нормального общения с собственным ребенком.
2. Представления мужчин разных возрастных групп о воспитании детей существенно отличаются, что свидетельствует о трансформации представлений об отцовстве у молодого поколения, изменении роли отца в современной семье. Также существует различие в воспитании отцами своих сыновей и дочерей. При воспитании сыновей родители более лояльны, а в отношениях с дочерью проявляют авторитарность.
3. В российской системе образования и воспитания молодых людей отсутствуют курсы подготовки мужчин к выполнению роли отца. Необходима реализация мероприятий по психологической, религиозной и юридической поддержке отцовства в нашем регионе.
Для преодоления негативных тенденций в развитии института отцовства в Белгородской области предлагается внедрение комплексного проекта под названием «Академия отцовства». Целью проекта является повышение роли отца в социализации детей и укреплении института семьи, возрождении и сохранении духовно-нравственных традиций и семейных отношений.
Планируется реализация мероприятий по таким основным направлениям, как формирование атмосферы доверия и взаимопонимания в отношениях отцов и детей с раннего возраста, устранение насилия в семье со стороны отца, активизация различных форм сотрудничества семьи, школы, местных органов власти и общественных организаций.
Проект «Академия отцовства» включает следующие мероприятия:
1. Организация концерта ко Дню семьи в пос. Ракитное.
2. Открытие Клуба отцов, основной задачей которого будет психологическое консультирование, осуществляемое психологом с семьей, в ходе которого проводится диагностика и последующая коррекция детско- родительских отношений.
3. Встречи и беседы с отцами детей, посещающих школьные и дошкольные учреждения пос. Ракитное.
4. Открытые совместные уроки для детей и отцов, посвященные Дню защитника Отечества.
5. Туристические походы и поездки на природу, с целью обеспечения участия отцов в воспитании собственных детей и общения с ними, пропаганды здорового образа жизни.
6. «Урок труда с папой».
По нашему мнению, реализация проекта «Академия отцовства» позволит решить следующие задачи:
1. Обеспечение позитивного развития института отцовства в
Ракитянском районе.
2. Популяризация отцовства как неотъемлемого фактора в
жизненной самореализации каждого мужчины.
3. Психологическая и педагогическая поддержка родителей-отцов в
Ракитянском районе.
4. Подготовка будущих отцов к выполнению роли главы семьи.
5. Налаживание нормального общения между родителями и детьми школьного и дошкольного возраста.
Дальнейшая реализация проекта «Академия отцовства» обеспечит взаимодействие органов государственной власти, трудовых коллективов образовательных учреждений и родителей в решении проблем института отцовства в Белгородской области.
В таких условиях особенно актуализируется проблема организации психологической, педагогической, социальной поддержки отцовства. Выбор данной тематики нашего исследования обусловлен тем, что на сегодняшний день вопросы взаимоотношений отцов и детей слабо освещены в современной научной литературе. Однако в развитии таких социальных институтов, как отцовство, брак и семья имеют место кризисные явления, которые Россия не может преодолеть с начала 90-х годов ХХ века. Причиной этого является трансформация социальных статусов и роли матери и отца под влиянием текущих социально-экономических и социокультурных условий. Именно поэтому необходимо переосмысление содержательного характера аспектов семейных взаимоотношений детей и родителей.
По итогам проведенного нами изучения законодательства и научной литературы по выбранной тематике дипломного проекта можно сделать следующие выводы.
Отцовство как социокультурный институт - это система взаимоотношений, регулируемых нормами законодательства, и связанных с выполнением мужчиной функций, прав и обязанностей отца.
Отцовство является высшим уровнем развития личности мужчины и его становления как члена общества. Человек сможет стать отцом только тогда, когда он имеет зрелое сознание и самосознание. Статус отца очень высок, поэтому его достижение требует большого внутреннего, духовного труда.
В структуру отцовства входят следующие компоненты:
- потребностно-эмоциональный, в который включаются биологические, социальные и психологические аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания;
- операциональный, который сочетает знание и умение, навыки по уходу за ребенком, общения с ним;
- ценностно-смысловой, который включает в себя отношение отца к ребенку с экзистенциальными переживаниями относительно своего отцовства.
Социально-психологическими факторами принятия человеком роли отца есть собственный положительный опыт общения со своим отцом или с человеком, который его заменял; активная эмоциональная позиция относительно беременной жены; присутствие при рождении ребенка; первый эмоционально-положительный контакт с ним; личное желание человека быть отцом; его возраст и гармоничность супружеских взаимоотношений.
Отцы играют важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Через слова и поведение родителей формируется отношение ребенка к определенным событиям или поступкам людей, моделям поведения.
Особую роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации. К важным качествам отцов, влияющим на развитие ребенка относятся: излишняя строгость, импульсивность, мнительность и т.д.
Отцовскую роль в семье и воспитании детей определяют следующие факторы:
- доступность для ребенка;
- включенность в совместную деятельность с ребенком;
- ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка.
С целью выявления особенностей института отцовства в Белгородской области нами было проведено социологическое исследование с использованием следующего инструментария:
1. Анкетирование родителей с помощью опросника «Мера заботы», с целью выявления достоинств и недочетов воспитательной позиции родителей.
2. Психологическая методика «Подростки о родителях». Методика позволяет объективно и надежно диагностировать особенности воспитательной практики родителей с точки зрения детей и подростков.
3. Аналитический опрос «Каким должен быть настоящий отец?». Вопросы для анкеты разработаны нами самостоятельно с учетом положений о диагностике детско-родительских отношений, представленных в монографии И.М. Марковской.
В результате проведенных мероприятий можно сделать следующие выводы:
1. В большинстве современных семей Белгородчины существуют большие трудности в общении детей с родителями, причина которых - самоустранение родителей от общения с ребенком и его воспитания. Методы отцовского воспитания на сегодняшний день приобретают некоторые радикальные черты, такие как: деспотизм, насилие, непредсказуемость действий, отсутствие нормального общения с собственным ребенком.
2. Представления мужчин разных возрастных групп о воспитании детей существенно отличаются, что свидетельствует о трансформации представлений об отцовстве у молодого поколения, изменении роли отца в современной семье. Также существует различие в воспитании отцами своих сыновей и дочерей. При воспитании сыновей родители более лояльны, а в отношениях с дочерью проявляют авторитарность.
3. В российской системе образования и воспитания молодых людей отсутствуют курсы подготовки мужчин к выполнению роли отца. Необходима реализация мероприятий по психологической, религиозной и юридической поддержке отцовства в нашем регионе.
Для преодоления негативных тенденций в развитии института отцовства в Белгородской области предлагается внедрение комплексного проекта под названием «Академия отцовства». Целью проекта является повышение роли отца в социализации детей и укреплении института семьи, возрождении и сохранении духовно-нравственных традиций и семейных отношений.
Планируется реализация мероприятий по таким основным направлениям, как формирование атмосферы доверия и взаимопонимания в отношениях отцов и детей с раннего возраста, устранение насилия в семье со стороны отца, активизация различных форм сотрудничества семьи, школы, местных органов власти и общественных организаций.
Проект «Академия отцовства» включает следующие мероприятия:
1. Организация концерта ко Дню семьи в пос. Ракитное.
2. Открытие Клуба отцов, основной задачей которого будет психологическое консультирование, осуществляемое психологом с семьей, в ходе которого проводится диагностика и последующая коррекция детско- родительских отношений.
3. Встречи и беседы с отцами детей, посещающих школьные и дошкольные учреждения пос. Ракитное.
4. Открытые совместные уроки для детей и отцов, посвященные Дню защитника Отечества.
5. Туристические походы и поездки на природу, с целью обеспечения участия отцов в воспитании собственных детей и общения с ними, пропаганды здорового образа жизни.
6. «Урок труда с папой».
По нашему мнению, реализация проекта «Академия отцовства» позволит решить следующие задачи:
1. Обеспечение позитивного развития института отцовства в
Ракитянском районе.
2. Популяризация отцовства как неотъемлемого фактора в
жизненной самореализации каждого мужчины.
3. Психологическая и педагогическая поддержка родителей-отцов в
Ракитянском районе.
4. Подготовка будущих отцов к выполнению роли главы семьи.
5. Налаживание нормального общения между родителями и детьми школьного и дошкольного возраста.
Дальнейшая реализация проекта «Академия отцовства» обеспечит взаимодействие органов государственной власти, трудовых коллективов образовательных учреждений и родителей в решении проблем института отцовства в Белгородской области.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДОВ
СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ
УСТАНОВОК У МОЛОДЫХ СЕМЕЙ
(НА ПРИМЕРЕ ВОЛОКОНОВСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОПОЛЯНСКОЙ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ))
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Благотворительные организации как субъект социальной поддержки семьи
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МАТЕРЯМИ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020



