Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИНСТИТУТА ОТЦОВСТВА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №70418

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы103
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
356
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОТЦОВСТВА 11
РАЗДЕЛ II. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ОТЦОВСТВА НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III. АНАЛИЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СОСТОЯНИЯ И ФУНКЦИЙ ОТЦОВСТВА В
СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования проблемы отцовства обусловлена трансформацией современных социальных условий, обострением противоречий в семейных отношениях как значительной части социума.
В современном обществе кризис таких социальных институтов, как брак и семья, является общепризнанным явлением. Очевидно, что под влиянием современных социально-экономических и культурных условий происходит существенное изменение статусов и ролей матери и отца.
Как следствие, возникает стремление к переосмыслению
содержательного характера связанных с современными социальными отношениями аспектов развития семьи.
Отношения в системе «отец и ребенок» распространились за пределы биологического рода и семьи, расширившись до макросоциального уровня, обретая глобальные масштабы, международное политическое и идеологическое значение.
В наибольшей мере изменился социальный статус отца в социальном и мировоззренческом понимании. Специалисты отмечают противоречие между трудовыми и семейными обязанностями мужчины, превращение отцовской функции из обязательной в факультативную, появление новых отцовских практик и сопутствующих им социальных проблем. Все это преломляется в самосознании мужчины и его гендерной идентичности, с которой соотносится его самоуважение и личная самооценка.
Социальные перемены в современном обществе приводят к изменению гендерных ролей, в том числе и родительских. Современные мужчины несколько иначе понимают, что значит быть отцом, и часто делают для своих детей то, что обычно делали женщины. Если традиционная роль отца была связана, прежде всего, с материальным обеспечением семьи, то «новые родители» осознали свою ответственность за эмоциональное состояние детей, за их психологическое благополучие, поняли, что родительское поведение отражается на поведении детей и их будущем.
Проблема отцовства не выступала ранее специальной темой в отечественной социологии. Тема отцовства как прикладной аспект социологии, литературы, психологии и других наук требует для своего изучения методологических ориентиров и социально-философского
осмысления.
Степень разработанности темы дипломного исследования. Проблема целенаправленного развития психологической готовности к отцовству в научном плане остается открытой. При этом большинство авторов подчеркивают, что отцовство является важным условием развития ребенка и личности самого отца. По данным исследований отец влияет на:
- полоролевую идентификацию (3. Фрейд) ;
- интеллектуальное развитие (интерес к учению) (Э. Берн) ;
- усвоения нравственных норм (В.Н. Гарбузов) ;
- эмоционально-личностную сферу ребенка (Б.И. Кочубей) ;
- характерологические особенности ребенка (А.С. Красовский) .
Переход к родительству предполагает преодоление личностного кризиса мужчиной, связанной с проблемой осознания себя отцом. Некоторые аспекты деятельности института отцовства, связанные с данной проблемой, исследовали педагоги Л.Ф. Обухова, Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, Л.Г. Тархова .
Значительное влияние на формирование взглядов относительно института отцовства, отношений родителей и детей в семье, значение воспитательного воздействия института на развитие ребенка имела педагогическая деятельность И.М. Марковской и В.А. Сухомлинского .
Проблемы психологии семейных отношений, эффективности влияния института отцовства на развитие личности освещены в работах Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, И. Кона, Е.Е. Ромицыной и других 1. Деятельности института отцовства в обновленном российском обществе уделяется значительное внимание в работах И.Н. Пятницкой,
В.Н. Соколовой, Г.Я. Юзефовича .
Феномен отцовства остается одной из наиболее сложной и малоизученной темой в социологии семьи. Становление родительской сферы изучено недостаточно. Труда обобщающего характера, в котором прослеживалось бы развитие взглядов на институт отцовства в истории педагогики, социологии, психологии пока нет. Поэтому необходимо проведение теоретических исследований и специально-прикладного анализа, направленного на всестороннее изучение феномена отцовства и его влияния на становление личности. Необходимость научно-исторического анализа роли отцовства и отсутствие целенаправленных исследований, комплексно отражающих трансформацию взглядов на институт отцовства, обусловили выбор темы дипломного исследования.
Объект дипломного исследования - отцовство как социокультурный институт.
Предмет исследования - состояние социального института отцовства на примере Белгородской области.
Цель дипломного исследования состоит в том, чтобы изучить основные тенденции развития социокультурного института отцовства в Белгородской области.
Задачи дипломного исследования:
1. Изучить теоретические и методологические основы отцовства как социокультурного института.
2. Разработать программу социологического исследования состояние института отцовства на примере Белгородской области.
3. Провести социологический анализ состояния и функций отцовства как социокультурного института в Белгородской области.
Теоретико-методологические основы дипломного исследования. Первой влиятельной научной парадигмой, надолго определившей направление изучения семьи и семейных отношений, стал марксизм.
К. Маркс и Ф. Энгельс проводили исследование семьи с позиций экономического детерминизма. Они пришли к выводу, что отцовство, развиваясь в тесной связи с развитием форм собственности, является социально-историческим явлением .
Значительное влияние на изучение проблемы отцовства оказали исследования в области психологии и антропологии. Психоаналитическая наука выработала свой взгляд на роль отца. З. Фрейд, проведя анализ содержания бессознательных элементов психики, впервые изучал роль отца в становлении внутреннего мира ребенка. Э. Фромм, подвергая анализу социальное бессознательное, выделил характеристики отцовской и материнской любви. По мнению Э. Фромма, материнская любовь имеет безусловный характер, а любовь отца связана с выполнением детьми неких условий .
Работы М. Мид раскрывают аспекты социального характера отцовства, различия представлений о социальных функциях отца, связанные с культурой разных народов. Она отмечала, что отцовство как социально¬культурное явление, возникло лишь с появлением моногамного брака. Отцовство - это не безусловный компонент семьи, оно скорее зависимо от определенного типа культуры, а не биологической функции .
Изучение отцовства как социального института в российской науке начинается в 60-80-е годы ХХ века. Советскими учеными А.А. Бодалевым, А.И. Захаровым, В.Я. Титаренко проведены масштабные исследования, посвященные проблемам взаимодействия членов семьи, бюджетам времени супругов. Эти проекты поднимают вопросы роли отца в семье, распределения семейных функций, удовлетворенности супругов браком. Исследования проводились во многих областях, и показали значительную разницу в загруженности мужчин и женщин, ограниченность роли отца в бытовом и воспитательном процессах .
Особое место в социологической науке занимают работы И.С. Кона. Он провел социокультурный анализ института родительства, выделил его взаимосвязанные элементы: чувства, ценности, социальные установки, социальные роли, символы, стили взаимоотношений .
Существуют интересные исследования в сфере изучения истории семьи, где косвенно обсуждается преобразование отцовских ролей в различных исторических и культурных условиях, в том числе в российской культуре. Это работы Н.С. Авдеевой, Ю.В. Евсеенко, И.К. Фридмана .
Различные аспекты отцовства описываются в рамках исследований государственной и семейной политики, проведенных А.К. Кажахметовой, И.М. Марковской . Труды советских ученых позволили обозначить это явление как социальную проблему, связанную с недостаточным участием мужчины по сравнению с женщиной в организации быта семьи и воспитании детей. Такой подход, с одной стороны, выдвигал на первый план положение женщины в семье, нивелируя собственно мужские проблемы, но, с другой стороны, привел к пониманию того, что развитие института отцовства движется по направлению к формированию «нового» отца.
Для исследования обозначенной проблемы, были использованы следующие методы: наблюдение, эксперимент, тесты, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности, каждый из которых может быть применим для изучения особенностей отцовства. При помощи анкетирования и других опросных методов были определены представления испытуемых, касающиеся различных аспектов родительства и отцовства.
Эмпирическую базу дипломного исследования составили данные серии исследований, разработанных и проведенных различными авторами в течение 2013-2015 гг.
1. Данные экспертизы нормативных и законодательных актов РФ, регулирующих различные аспекты родительства, проведенного сотрудниками кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Белгородского государственного университета, под руководством заведующей кафедры М.В. Мархгейм в 2013 году .
2. Дискурс-анализ репрезентаций отцовства в рекламных роликах, вышедших в эфир на федеральных каналах в 2013-2015 гг. (N=90), проведенного фондом «Общественное мнение» в рамках социологической экспертизы, под руководством Н.Н. Логиновой .
3. Исследование представлений родителей о мужских ролях, родительских функциях мужчин методом группового интервью (2015 г. N=100). Исследование проводилось Московским педагогическим государственным университетом, кафедрой теоретической и специальной социологии, под руководством заведующей кафедры Е.Н. Юдиной .
4. Авторское социологическое исследование «Основные тенденции развития социокультурного института отцовства (на примере Белгородской области)». Первый этап: Анкетирование родителей с помощью опросника «Мера заботы». В опросе участвовали мужчины - работники ОАО «Ракитянский арматурный завод», имеющие детей, в возрасте от 20 до 62 лет. Количество опрошенных составило 30 человека. Второй этап: Психологическая методика «Подростки о родителях». В опросе участвовали школьники учебных заведений поселка Ракитное в количестве 269 человек. Третий этап: Аналитический опрос «Каким должен быть настоящий отец?». В исследовании приняли участие 303 студента Белгородского государственного университета мужского пола.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается тем, что теоретические и методологические основания не противоречат эмпирическим методам исследования. В работе комплексно используются теоретические подходы, соотносятся данные авторских качественных экспериментов с данными количественных исследований, выполненных другими исследователями, корректно выбраны способы интерпретации полученных эмпирических данных.
Научно-практическая значимость дипломного исследования состоит в рассмотрении конструирования отцовских практик, как непрерывного процесса взаимовлияния и согласования ментальных структур и социальных действий. Полученные результаты могут быть использованы при анализе изменений, происходящих в современной семье и институте родительства. Материалы дипломного исследования могут быть включены в содержание вузовских курсов по социологии семьи, социологии молодежи, социологии гендерных отношений.
Апробация дипломного исследования. Выводы и рекомендации дипломного исследования нашли отражение в публикации статьи «Институт отцовства в современном мире» в сборнике статей IX Международной студенческой научно-практической конференции «Научное сообщество студентов», центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»; а также в публикации статьи «Становление и развитие взглядов ученых на отцовство» на сайте «Социальная сеть работников образования».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Интерес исследования особенностей института отцовства в России обусловлен ростом негативных тенденций в развитии семьи. Особенно тревожными фактами являются увеличение числа детей, воспитанных матерями в одиночку, распространение насилия со стороны мужчин семье.
В таких условиях особенно актуализируется проблема организации психологической, педагогической, социальной поддержки отцовства. Выбор данной тематики нашего исследования обусловлен тем, что на сегодняшний день вопросы взаимоотношений отцов и детей слабо освещены в современной научной литературе. Однако в развитии таких социальных институтов, как отцовство, брак и семья имеют место кризисные явления, которые Россия не может преодолеть с начала 90-х годов ХХ века. Причиной этого является трансформация социальных статусов и роли матери и отца под влиянием текущих социально-экономических и социокультурных условий. Именно поэтому необходимо переосмысление содержательного характера аспектов семейных взаимоотношений детей и родителей.
По итогам проведенного нами изучения законодательства и научной литературы по выбранной тематике дипломного проекта можно сделать следующие выводы.
Отцовство как социокультурный институт - это система взаимоотношений, регулируемых нормами законодательства, и связанных с выполнением мужчиной функций, прав и обязанностей отца.
Отцовство является высшим уровнем развития личности мужчины и его становления как члена общества. Человек сможет стать отцом только тогда, когда он имеет зрелое сознание и самосознание. Статус отца очень высок, поэтому его достижение требует большого внутреннего, духовного труда.
В структуру отцовства входят следующие компоненты:
- потребностно-эмоциональный, в который включаются биологические, социальные и психологические аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания;
- операциональный, который сочетает знание и умение, навыки по уходу за ребенком, общения с ним;
- ценностно-смысловой, который включает в себя отношение отца к ребенку с экзистенциальными переживаниями относительно своего отцовства.
Социально-психологическими факторами принятия человеком роли отца есть собственный положительный опыт общения со своим отцом или с человеком, который его заменял; активная эмоциональная позиция относительно беременной жены; присутствие при рождении ребенка; первый эмоционально-положительный контакт с ним; личное желание человека быть отцом; его возраст и гармоничность супружеских взаимоотношений.
Отцы играют важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Через слова и поведение родителей формируется отношение ребенка к определенным событиям или поступкам людей, моделям поведения.
Особую роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации. К важным качествам отцов, влияющим на развитие ребенка относятся: излишняя строгость, импульсивность, мнительность и т.д.
Отцовскую роль в семье и воспитании детей определяют следующие факторы:
- доступность для ребенка;
- включенность в совместную деятельность с ребенком;
- ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка.
С целью выявления особенностей института отцовства в Белгородской области нами было проведено социологическое исследование с использованием следующего инструментария:
1. Анкетирование родителей с помощью опросника «Мера заботы», с целью выявления достоинств и недочетов воспитательной позиции родителей.
2. Психологическая методика «Подростки о родителях». Методика позволяет объективно и надежно диагностировать особенности воспитательной практики родителей с точки зрения детей и подростков.
3. Аналитический опрос «Каким должен быть настоящий отец?». Вопросы для анкеты разработаны нами самостоятельно с учетом положений о диагностике детско-родительских отношений, представленных в монографии И.М. Марковской.
В результате проведенных мероприятий можно сделать следующие выводы:
1. В большинстве современных семей Белгородчины существуют большие трудности в общении детей с родителями, причина которых - самоустранение родителей от общения с ребенком и его воспитания. Методы отцовского воспитания на сегодняшний день приобретают некоторые радикальные черты, такие как: деспотизм, насилие, непредсказуемость действий, отсутствие нормального общения с собственным ребенком.
2. Представления мужчин разных возрастных групп о воспитании детей существенно отличаются, что свидетельствует о трансформации представлений об отцовстве у молодого поколения, изменении роли отца в современной семье. Также существует различие в воспитании отцами своих сыновей и дочерей. При воспитании сыновей родители более лояльны, а в отношениях с дочерью проявляют авторитарность.
3. В российской системе образования и воспитания молодых людей отсутствуют курсы подготовки мужчин к выполнению роли отца. Необходима реализация мероприятий по психологической, религиозной и юридической поддержке отцовства в нашем регионе.
Для преодоления негативных тенденций в развитии института отцовства в Белгородской области предлагается внедрение комплексного проекта под названием «Академия отцовства». Целью проекта является повышение роли отца в социализации детей и укреплении института семьи, возрождении и сохранении духовно-нравственных традиций и семейных отношений.
Планируется реализация мероприятий по таким основным направлениям, как формирование атмосферы доверия и взаимопонимания в отношениях отцов и детей с раннего возраста, устранение насилия в семье со стороны отца, активизация различных форм сотрудничества семьи, школы, местных органов власти и общественных организаций.
Проект «Академия отцовства» включает следующие мероприятия:
1. Организация концерта ко Дню семьи в пос. Ракитное.
2. Открытие Клуба отцов, основной задачей которого будет психологическое консультирование, осуществляемое психологом с семьей, в ходе которого проводится диагностика и последующая коррекция детско- родительских отношений.
3. Встречи и беседы с отцами детей, посещающих школьные и дошкольные учреждения пос. Ракитное.
4. Открытые совместные уроки для детей и отцов, посвященные Дню защитника Отечества.
5. Туристические походы и поездки на природу, с целью обеспечения участия отцов в воспитании собственных детей и общения с ними, пропаганды здорового образа жизни.
6. «Урок труда с папой».
По нашему мнению, реализация проекта «Академия отцовства» позволит решить следующие задачи:
1. Обеспечение позитивного развития института отцовства в
Ракитянском районе.
2. Популяризация отцовства как неотъемлемого фактора в
жизненной самореализации каждого мужчины.
3. Психологическая и педагогическая поддержка родителей-отцов в
Ракитянском районе.
4. Подготовка будущих отцов к выполнению роли главы семьи.
5. Налаживание нормального общения между родителями и детьми школьного и дошкольного возраста.
Дальнейшая реализация проекта «Академия отцовства» обеспечит взаимодействие органов государственной власти, трудовых коллективов образовательных учреждений и родителей в решении проблем института отцовства в Белгородской области.


1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). - 1996. - № 34.
2. Авдеева, Н.С. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве [Текст] / Н.С. Авдеева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С. 117-122.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г Ананьев. - М. : Педагогика, 1980. - 344 с.
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы [Текст] / Э. Берн. - СПб. : Питер, 1992. - 216 с.
5. Бернс, Р.С. Кинетический рисунок семьи: Введение в понимание детей через кинетические рисунки [Текст] / Р.С. Бернс, С.Х. Кауфман. - М. : Инфра-М, 2014. - 146 с.
6. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения [Текст] /
А.А. Бодалев // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 122-127.
7. Бодалев, А.А. Общение и развитие психики [Текст] /
А.А. Бодалева. - М. : издание АПНСССР, 1986. - 176 с.
8. Борисенко, Ю.В. Психология отцовства [Текст] / Ю.В. Борисенко // Журнал практической психологии. - 2013. - № 1. - С. 3-7.
9. Борисенко, Ю.В. Проблема отцовства в современном обществе [Текст] / Ю.В. Борисенко, А.Г. Портнова // Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 122-130.
10. Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка. Психологическая диагностика в медико-педагогической практике [Текст] / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. Учебное пособие для вузов. - СПб. : Речь, 2011. - 256 с.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - 368 с.
12. Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - 327 с.
13. Гарбузов, В.Н. Воспитание ребенка [Текст] / В.Н. Гарбузов. - СПб. : «Дельта», 2013. - 239 с.
14. Гончаров, В.В. Роль семьи как социального института в сохранении и развитии российской государственности [Текст] /
В. В. Гончаров // Семейное и жилищное право. - 2010. - № 1. - С. 34-38.
15. Гурко, Т.А. Родительство: социологические аспекты [Текст] / Т.А. Гурко. - М. : Институт социологии РАН, 2003. - 176 с.
16. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б. Дарвиш. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 264 с.
17. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования [Текст] / И.Ф. Девятко. - Екатеринбург : Прима, 2012. - 412 с.
18. Демиденко, М.В. Педагогическая психология: Методики и тесты [Текст] / М.В. Демиденко. - Самара : ИД БАХРАХ-М, 2014. - 144 с.
19. Десятникова, Ю.М. Психологическое состояние
старшеклассников при изменении социального окружения [Текст] / Ю.И. Десятникова // Вопросы психологии. - 1995. - № 5. - С. 18-25.
20. Думитрашку, Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности [Текст] / Т.А. Думитрашку // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 135-142.
21. Дюркгейм, Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение [Текст] / Э. Дюркгейм. - М. : Канон, 1995. - 187 с.
22. Евсеенко, Ю.В. Система отношений в диаде отец -ребенок как фактор развития личности [Текст] / Ю.В. Евсеенко // Семейная психология и семейная терапия. - 2014. - № 4. - С. 30-48.
23. Елизаров, А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов [Текст] / А.Н. Елизоров // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 38-49.
24. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров. - М. : Просвещение, 1986. - 128 с.
25. Зурабов, А. Отец и дочь [Текст] / А. Зурабов // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - С. 117-120.
26. Кажахметова, А.К. Роль социологического исследования ценностных ориентаций семей в совершенствовании деятельности комплексного центра социального обслуживания [Текст] / А.К. Кажахметова // Работник социальной службы. - 2012. - № 6. - С. 81-89.
27. Кле, М. Психология подростка (психосексуальное развитие) [Текст] / М. Кле. - М. : Педагогика, 1991. - 254 с.
28. Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [Текст] / Н.В. Клюева. - Ярославль : Славия, 2012. - 235 с.
29. Кон, И.С. Отцовство как социокультурный институт [Текст] / И.С. Кон // Педагогика. - 2015. - № 9. - С. 34-39.
30. Кон, И.С. Пол и идентификация [Текст] / И.С. Кон // Психология индивидуальных различий. - 2012. - № 4. - С. 23-46.
31. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М. : Политиздат, 1989. - 342 с.
32. Кон, Н.С. Психология старшеклассника [Текст] / Н.С. Кон. - М. : Просвещение, 1980. - 446 с.
33. Кочубей, Б.И. Мужчина и ребёнок [Текст] / Б.И. Кочубей. - М. : Знание, 2010. - 421 с.
34. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб. : Питер,
2015. - 834 с.
35. Красовский, А.С. Будущий муж и отец [Текст] / А.С. Красовский. - Минск : Народная асвета, 2011. - 197 с.
36. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М. : Педагогика, 2015. - 232 с.
37. Логинова, Н.Н. Проблемы семейной политики в Российской Федерации [Текст] / Н.Н. Логинова. - Саранск : 2013. - 152 с.
38. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб. : Речь, 2013. - 190 с.
39. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений [Текст] / И.М. Марковская. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2014. - 91 с.
40. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И.М. Марковская. - СПб. : Речь, 2015. - 150 с.
41. Маркс, К. Сочинения. Изд. 2. Том 16 [Текст] / К. Маркс,
Ф. Энгельс. - М. : Канон, 1991. - 530 с.
42. Мархгейм, М.В. Институт отцовства в России: проблемы
конституционно-правовой теории и практики [Текст] / М.В. Мархгейм. - Ростов н/Д. : 2012. - 278 с.
43. Мертон, Р. Социальная структура и аномалия [Текст] / Р. Мертон, М.Н. Грецкий. - М. : Прогресс, 1966. - 313 с.
44. Мид, М. Культура и мир детства [Текст] / М. Мид. - М. : Наука, 1988. - 428 с.
45. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М. : Академия, 2011. - 504 с.
46. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М. : Инфра-М, 2013. - 374 с.
47. Овчарова, Р.В. Психология родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. - М. : Академия, 2015. - 312 с.
48. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р.В. Овчарова. - М. : Просвещение, 2011. - 325 с.
49. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения [Текст] /
С.Р. Пантилеев. - М. : Смысл, 2013. - 320 с.
50. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения [Текст] / С.Р. Пантилеев, В.В. Столин // Вестник МГУ. - 2011. - № 1. - С. 77-81.
51. Пескова, Н. Территория детства [Текст] / Н. Пескова, И. Ляпина, Л. Лишаева // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 7. - С. 76-78.
52. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 20-33.
53. Попова, М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии [Текст] / М.В. Попова. - М. : Сфера, 2012. - 150 с.
54. Попова, П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни [Текст] / П. Попова. - М. : Мысль, 1989. - 188 с.
55. Пятницкая, И.Н. Трудные дети - трудные взрослые [Текст] / И.Н. Пятницкая, А.И. Шаталов. - М. : КноРус, 2011. - 120 с.
56. Скрипкина, Т.П. Психологические особенности проявления доверия на основе интеграции внутренних ценностей на этапе ранней юности [Текст] / Т.П. Скрипкина, Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова. - М. : Инфра-М,
2016. - 202 с.
57. Смехов, В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье [Текст] / В.А. Смехов // Вопросы психологии. - 2011. - № 4. - С. 83-92.
58. Смирнова, Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2011. - № 6. - С. 76-89.
59. Соколова, В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире [Текст] / В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович. - М. : Просвещение, 2011. - 168 с.
60. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез [Текст] / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 532 с.
61. Спиваковская, А.С. Как быть родителями [Текст] /
A. С. Спиваковская. - М. : Педагогика родителям, 1986. - 202 с.
62. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст] /
B. А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 2012. - 224 с.
63. Тархова, Л.Г. Мальчик, Мужчина, Отец [Текст] / Л.Г. Тархова. - М. : Знание, 2012. - 201 с.
64. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности [Текст] / В.Я. Титаренко. - М. : Инфра-М, 2011. - 148 с.
65. Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М. : Педагогика, 1987. - 146 с.
66. Фрейд, З. Введение в психологию [Текст] / З. Фрейд. - М. : Инфра-М, 2012. - 204 с.
67. Фрейд, З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» [Текст] / З. Фрейд. - Тбилиси : Фолио, 1991. - 378 с.
68. Фридман, И.К. О контакте родителей с детьми [Текст] / И.К. Фридман // Вопросы психологии. - 2014. - № 1. - С. 93-99.
69. Фролов, Б.С. Профилактика кризиса у детей: мониторинг состояния и своевременное решение проблем несовершеннолетних [Текст] / Б.С. Фролов, Л.И. Рубина, И.В. Овечкина. - СПб. : Изд. дом СПбМАПО, 2015. - 186 с.
70. Фромм, Э. Искусство любви. Исследование природы любви [Текст] / Э. Фромм. - М. : Дашков и Ко, 2014. - 120 с.
71. Хусанова, Н.Ю. Влияние отца на формирование «Я-концепции» ребенка [Текст] / Н.Ю. Хусанова // Психотерапия. - 2012. - № 5. - С. 4-6.
72. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб. : Питер Пресс, 2015. - 608 с.
73. Шапиро, А.З. Психолого-гуманистические проблемы
позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений [Текст] / А.З. Шапиро // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 45-57.
74. Шимин, Н.Д. Семья как общественное явление: Опыт социально¬философского анализа [Текст] / Н.Д. Шимин. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 2014. - 196 с.
75. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития [Текст] / Д.Б. Эльконин. М. : Педагогика, 2014. - 243 с.
76. Юдина, Е.Н. Интерактивные опросы в телерадиоэфире : разработка сценария деловой игры [Текст] / Е.Н. Юдина // Социологические исследования. - 2005. № 1. - С. 114-117.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ