Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста
1.1. Сущность и значение познавательных универсальных учебных
действий в начальной школе 6
1.2. Особенности анализа художественного текста на уроках
литературного чтения в начальной школе с точки зрения проблемы исследования
1.3. Педагогические условия формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста
Глава 2. Методические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста
2.1. Анализ передового педагогического опыта по проблеме исследования. 36
2.2. Диагностика исходного уровня познавательных универсальных
учебных действий у младших школьников 40
2.3. Содержание работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения при анализе художественного текста у младших школьников
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение 62
Задача современной начальной школы - развивать ребенка как неповторимую индивидуальность, формировать у него творческий потенциал, стремление к самостоятельной познавательной деятельности.
Уровень сформированности учебно-познавательной компетентности напрямую зависит от характера познавательных универсальных учебных действий учащихся. Универсальные учебные действия (УУД) - это умение учиться, способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
УУД принято классифицировать на четыре группы, при этом одним из типов универсальных учебных действий являются познавательные, которые и стали предметом изучения в данной работе.
Проблеме изучения УУД в целостном педагогическом процессе были посвящены работы таких ученых, как А.Г. Асмолов., Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, С.Г. Воровщиков, О.А. Карабанова, Н.Г. Ковалева, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов, Д.В. Татьянченко.
В методике литературного чтения этой проблеме уделяли внимание М.П. Воюшина, Л.А. Горбушина, О.И. Колесникова, З.Д. Кочаровская, А.И. Липкина и другие теоретики и методисты.
Курс литературного чтения является начальным в целостной непрерывной системе школьного литературного образования. Он основывается на принципах компететностного подхода и направлен на достижение младшими школьниками предметных, метапредметных и личностных результатов.
Обновленное содержание литературного материала, который всесторонне охватывает сферу интересов младших школьников, его новизна, художественное оформление, интересные формы и методы работы с текстами произведений и детскими книгами с предоставлением преимущества проблемным, творческим задачам
Все сказанное выше и обусловливает актуальность нашей выпускной квалификационной работы.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста.
Цель работы: выявить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста.
Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста.
Гипотеза исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий при анализе художественного текста на уроках литературного чтения будет эффективным, если
- разработать задания, направленные на развитие логических познавательных универсальных учебных действий;
- систематически включать в структуру урока творческие задания на основе анализа художественного текста.
Задачи исследования: 1) раскрыть сущность и значение познавательных УУД в начальной школе; 2) выявить особенности анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе с точки зрения проблемы исследования; 3) обосновать педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста; 4) определить методические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что в ней обосновываются педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста, к которым относятся разработка заданий, направленных на развитие логических познавательных универсальных учебных действий и включение творческих заданий в структуру урока. Они могут быть использованы учителями начальных классов на уроках литературного чтения.
Новизна исследования состоит в особенностях эксперимента, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения при анализе художественного текста.
Структура исследования обусловлена его целью и задачами: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении указываются цель и задачи исследования, его предмет и объект, гипотеза, актуальность исследования. Первая глава посвящена теоретическим основам формирования познавательных УУД при анализе художественного произведения на уроках литературного чтения. Вторая глава имеет практический характер и содержит результаты эксперимента, проведенного во 2 классе МБОУ «СОШ № 24 им. Героя Советского Союза И.П. Крамчанинова» г. Белгорода.
Завершают работу заключение, библиографический список (44 источника) и приложение (диагностика уровня сформированности познавательных УУД, технологические карты уроков).
Разработчиками российских образовательных стандартов второго поколения еще в начале 2000х годов была высказана идея о необходимости формирования у школьников универсальных учебных действий (УУД). С тех пор методическая наука уделяет пристальное внимание этому вопросу.
Если общеучебные умения трактуют как умения, универсальные для всех школьных предметов и основных сфер человеческой деятельности, то универсальные учебные действия (УУД) - это обобщенные действия, обеспечивающие умение учиться. Развитие системы универсальных учебных действий обеспечивает решение задач общекультурного, ценностно - личностного, познавательного развития учащихся, способствует формированию у них ключевых компетенций и компетентностей.
Проанализировав различные подходы к смысловому и структурному анализу текстов, рассмотрев творческие упражнения, которые применяют учителя для формирования как УУД в целом, так и умений анализировать произведения, мы пришли к выводу, что наиболее целесообразными упражнениями для формирования умений анализа текста в младшей школе могут быть:
• коммуникативно-репродуктивные (нацелены на осознание жанра, понимание слов и выражений, воспроизведение прочитанного по образцу или предложенным набором вопросов, выразительное чтение, чтение в лицах; выполнение упражнений «Я - учитель», «Интервью», «Ты мне, я - тебе», применение приемов «Мозговой штурм», «Ток-шоу» и тому подобное);
• коммуникативно-творческие (предполагают применение приобретенных знаний, умений и навыков в новой или измененной ситуации, составление собственного продолжения прочитанного, оценочные суждения, интерпретации вроде «что было бы, если бы ... поступил не так...», создание наборов вопросов относительно анализа предложенного произведения для характеристики героя, впечатление от прочитанного, о стиле автора, творческий пересказ, управляемое чтение, чтение с предвидением, упражнений «Все предметы фантазируют», «Ошибка героя» и др.);
• содержательно-информационные (ориентированные на осмысление текста, применение упражнений «Эстафета», «Ошибка героя» и так далее;
• тренировочно-творческие (предполагают работу учащихся как с текстом, так и с информационными средствами, справочной литературой, применение приемов «Что шаг, то мнение», «Волшебный предмет», «Вопросник» и др.).
Использование на уроках литературного чтения творческих упражнений с опорой на самостоятельную познавательную деятельность, субъективный опыт учащихся с учетом их психофизиологических особенностей развивает заинтересованность, инициативность, самостоятельность, желание учиться и, главное, способствует глубокому и осмысленному усвоению учащимися знаний, умений и навыков смыслового и структурного анализа текста, оптимизирует процесс обучения и способствует формированию познавательных УУД.
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Барышниковой О.В. «Формирование УУД на уроках литературного чтения» // Multiurok.ru: образовательная площадка [Офиииц. сайт]. URL: https://multiurok.ru/files/formirovaniie-uud-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-1/ (дата обращения: 25.01.2018).
3. Батырева С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение. 2 класс / С.Г. Батырева. - М.: Просвещение, 2013. - 97 с.
4. Беркалиев Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. - СПб.: КАРО, 2007. - 144 с.
5. Братухиной М.В. «Процесс работы над литературным
произведением» // Infourok.ru: интернет-проект [Офиц. сайт]. URL:
https://infourok.ru/process-raboti-nad-literaturnim-proizvedeniem-v-nachalnih-klassah-689868/ (дата обращения: 23.12.2017).
6. Вакуленко Е.А. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения / Е.А. Вакуленко // Начальная школа. - 2012. - №5. - С. 44-46.
7. Воровщиков С.Г. К вопросу об универсальных учебных действиях, общеучебных умениях и «бритве Оккама» / С.Г. Воровщиков // Инновационные проекты и программы в образовании - 2013. - №5. - С. 29¬37.
8. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме
«Формирование умственных действий и понятий»: [Доклад, представленный на соиск. уч. степени д-ра психол. Наук] / Моск. государств. ун-т им. М. В. Ломоносова. — М., 1998. — 51 с. — URL: http://psychlib.ru/inc/
absid.php?absid=163317 (дата обращения: 12.01.2018).
9. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание / С.В. Герасимов // Воспросы психологии - 2004. - №3. - С. 14-15.
10. Голубева Л.В. Анализ урока: типология, методики, диагностика / Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. - Волгоград: Учитель, 2012. - 121 с.
11. Давыдова Н.Н., Смирных О.В. Управление формированием универсальных учебных действий в условиях образовательного учреждения повышенного статуса. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - №2. - С. 24-30.
12. Доблаев Л.Г. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания / Л.Г. Доблаев. - М.: Педагогика, 2000. - 176 с.
13. Егорова Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егорова. - М.: Просвещение, 2007. - 161 с.
14. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2012.
15. Ефросинина Л.А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. -¬
2012. - №2. - С. 49-57.
16. Жойкин С.А. Теоретическое обоснование опыта проектирования
деятельности учителя и учащихся для формирования социально активной личности / С.А. Жойкин // Педагогика. - 2011. - №1. Эксперимент и
инновации в школе 2011/1. - С. 15-21.
17. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб.заведений. - 2-е изд., испр. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация ХХ1 век», 2005. - С. 28.
18. Калашников Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению / Т.В. Калашников // Начальная школа. - 2013. - №7. - С. 67-69.
19. Калинкина Л.А. Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения / Л.А. Калинкина // Начальная школа. - 2013. - № 10. - С 46-51.
20. Князева Н.А. «Значение универсальных учебных действий в
начальной школе для успешности обучения в основной школе» // Infourok.ru: интернет-проект [Офиц. сайт]. URL:https://infourok.ru/priemi-na-urokah-literaturnogo-chteniya-dlya-formirovaniya-uud-1009785/ (дата обращения:
02.02.2018).
21. Ковалева Г.Н. Планируемые результаты начального общего образования / Г.Н. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - С. 120.
22. Копотева Г.Л. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. - Волгоград: Учитель,
2013. - 99 с.
23. Короткова Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения / Н.В. Короткова // Начальная школа. - 2004. - №11. - С. 76-80.
24. Левашов Н.М. Проектная деятельность в начальной школе / Н.М. Левашов // Начальная школа. - 2016. - №5. - С. 48-51.
25. Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 224 с.
26. Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева; под ред. О.Б. Логиновой - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2017 - 80 с.
27. Любушкиной Л.В. «Приемы работы над художественным
произведением» // Социальная сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/06/14/priyomy-
raboty-nad-hudozhestvennym-proizvedeniem/ (дата обращения: 17.11.2017).
28. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №11. - С. 59.
29. Митичева Т.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников во внеучебной деятельности / Т.И. Митичева, В.С. Маслова, Е.А. Феоктистова // Альманах современной науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 129-131.
30. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. - 2011. - Вып. 1(3). - С. 46-54.
31. Осмоловская И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская // Начальная школа. - 2012. - №10. - С. 6.
32. Пичугин С.С. О формировании и развитии универсальных учебных действий / С.С. Пичугин // Начальная школа. - 2016. - №7. - С. 16-18.
33. Прайсман Б.Д. Понимание младшими школьниками мотивов поведения литературных персонажей // Детская психология [Офиц. сайт]. URL: http://www.childpsy.ru/upload/dissertations/%CF%F0%E0%E9%F1%EC% E0%ED_%C1_%C4_2_1953 (дата обращения: 17.11.2017).
34. Рамзаева Т.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и методика начального образования" / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. - 462 с.
35. Ревякин А.Н. Проблемы преподавания литературы. - М.:
Просвещение, 1972. - 367 с.
36. Салова З.В. Технология продуктивного чтения / З.В. Салова // Начальная школа. - 2016. - №11. - С. 28-29.
37. Селевко. Г.К Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. — М.: Народное образование, 2006 - Т. 1. - 558 с.
38. Татьяченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников / Д.В. Татьяченко, С.Г. Воровщиков // - Челябинск: ГОУ, 2001. - 296 с.
39. Тимофеев Л.Н. Основы теории литературы. - М.: Просвещение, Основы теории литературы: [Учеб. пособие для пед. ин-тов] / Л.И. Тимофеев. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 448
40. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект- Пресс, 1996. - 333 с.
41. Трофимова А.Н. Система оценивания планируемых результатов с
учетом требований ФГОС: начальная школа. Комплексно-целевые
программы. - Волгоград: Учитель, - 2013. - С. 43.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
43. Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования // Издательский дом Федоров [Офиц. сайт]. URL:https://idfedorov.ru/practice/stuff/article=1866 (дата обращения: 15.01.2018).
44. Щеулова, Е.А. Развитие познавательных УУД младших школьников техникой «зентангл» // Молодой ученый. 2016. - №11. - С. 173¬179.