Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИСКУССТВЕННОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ У ЖЕНЩИН РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Работа №70403

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2020
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1239
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы прерывания беременности.... 9
1.1. Психологические аспекты абортов 9
1.2. Социально-психологические факторы, влияющие на прерывание
беременности 12
1.2.1. Индивидуально-психологические особенности женщин,
решившихся на аборт 16
1.2.2. Влияние смысложизненных ориентаций, самооценки,
особенностей базисных убеждений на выбор копинг-стратегий женщин, планирующих аборт 20
1.3. Морально-этические проблемы искусственного прерывания
беременности 23
1.4. Психологическое консультирование женщин, планирующих
искусственное прерывание беременности 26
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических факторов искусственного прерывания беременности 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.1.1. Описательный анализ особенностей психологических факторов
искусственного прерывания беременности 41
2.1.2. Результаты сравнительного анализа особенностей
психологических факторов у женщин разных возрастных групп 57
2.1.3. Характер взаимосвязи личностных особенностей, психических
состояний, копинг-стратегий, смысложизненных ориентаций, базисных убеждений и самооценки 58
2.1.4. Структура социально-психологических особенностей женщин..59
2.2. Практические рекомендации психологам доабортного
консультирования 62
Выводы по главе 2 77
Заключение 79
Литература

Один из ведущих факторов, негативно влияющих на репродуктивное здоровье, приводящих к нарушению репродуктивной функции, бесплодию, возникновению гинекологических заболеваний у женщин - это аборт. О необходимости сокращения числа абортов прямо говорится в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире проводится около 40-50 миллионов абортов. По подсчетам, это приблизительно 125 тысяч абортов на день. В 2019 году в России родилось более 1,6 миллиона детей, было сделано 567 тысяч абортов - это целое поколение не рожденных младенцев. Демографическая ситуация в современной России не может считаться благополучной, поскольку в 2019 году некоторый прирост населения в последнем десятилетии сменился тенденцией к его сокращению, что связано не только со старением трудоспособного населения, но и с тем, что сохраняется тенденция к решению проблем нежелательных беременностей посредством медицинского аборта
Основными причинами, побуждающими женщину принять решение о проведении аборта, являются социальные факторы: низкий жизненный уровень и доход семьи, отсутствие квартиры, работы и т.д. [35]. Но следует также учитывать и психологическую составляющую вопроса. Беременность представляет собой модель естественной сложной жизненной ситуации. Изменения, происходящие с беременной женщиной, затрагивают не тольк о соматическое функционирование, но и систему ценностей, отношений, социальных условий. Женщина, становясь матерью, приобретает новое положение в системе социальных связей - статус родителя - и принимает на себя новую социальную роль матери [45]. Беременность следует признать уникальным состоянием, требующим глубокого психологического исследования [3].
Изучением психологической составляющей прерывания беременности занимались: В.А. Агарков, 2010 [1]; О.С. Куценко, 2011 [14]; Малюченко, 2008 [18]; Н. Н. Петрова, 2006 [26]; В.Е. Радзинский, 2011 [29]; В.И. Якухина, 2018 [47].
Отношение к искусственному прерыванию беременности во все времена было различным. Оно зависело от особенностей государственного и общественного строя, от экономических и социальных условий жизни, от численности и плотности населения в стране, от религиозных верований [ 7]. Проблема абортов была всегда актуальна, и обсуждалась не только как медицинская и социальная проблема, а также как морально -этическая и правовая. Несмотря на многочисленные разработки проблемы профилактики прерывания беременности до сих пор не определены многие стороны этого явления. Необходимо выявить психологические факторы, влияющие на решение женщин об аборте, и с их учетом выработать рекомендации по разработке мер, направленных на снижение числа абортов, поскольку это является главной задачей в сохранении репродуктивного здоровья женщины.
Цель исследования состоит в выявлении психологических факторов, определяющих выбор женщин разных возрастных групп при принятии решения об искусственном прерывании беременности, разработке практических рекомендаций психологам доабортного консультирования.
Объектом исследования являются беременные женщины разных возрастных групп, планирующие прерывание беременности.
Предметом исследования выступают социально-психологические факторы искусственного прерывания беременности.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что социально-психологические факторы принятия решения о прерывании беременности специфичны в зависимости от возраста женщин.
Дополнительная гипотеза предполагает, что имеется взаимосвязь между копинг-стратегиями женщин, решившихся на прерывание беременности, и смысложизненными ориентациями, самооценкой личности, ее базисными убеждениями.
Для проверки изложенных гипотез и достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы прерывания беременности, отраженной в психологических исследованиях.
2. Выявить выраженность различных социально-психологических факторов прерывания беременности у женщин.
3. Установить специфику социально-психологических факторов прерывания беременности у женщин разных возрастных групп.
4. Рассмотреть характер взаимосвязи личностных особенностей, психических состояний, копинг-стратегий, смысложизненных ориентаций, базисных убеждений и самооценки.
5. Выявить структуру социально-психологических особенностей
женщин.
6. Разработать практические рекомендации психологам доабортного консультирования.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы и методики:
1. Теоретические: анализ научной психологической литературы по
проблеме социально-психологических факторов искусственного прерывания беременности, анализ нормативно-законодательных документов Министерства здравоохранения РФ, обобщение и синтез научных данных.
2. Комплекс эмпирических методов:
- для выявления социально-психологических факторов, сопровождающих принятие решения о прерывании беременности, использована «Анкета для беременных в ситуации репродуктивного выбора» [15];
- для выявления личностных особенностей испытуемых использован Гиссенский личностный опросник [51];
- для определения уровня самооценки личности использован тест- опросник С.В. Ковалева [44];
- для оценки уровня психических состояний (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность) применен тест самооценки психических состояний Айзенка [30];
- для измерения глубинных представлений личности об окружающем мире и о себе, применена методика исследования базисных убеждений личности (Ронни Янофф-Бульман, адаптация и рестандартизация М.А. Падун, А.В. Котельниковой) [24];
- для определения копинг-механизмов (способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг - стратегий), использован опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) [12];
- для изучения смысложизненных ориентаций использован «Тест смысложизненные ориентации» (методика СЖО) (Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптация А. Леонтьева) [16];
3. Методы математико-статистической обработки данных (SPSS 22.0): частотный анализ; сравнительный анализ; корреляционный анализ; факторный анализ [21].
В исследовании приняли участие две группы женщин, подобранных методом случайной выборки, имевшие в анамнезе один и более медицинских аборта, в возрасте от 20 до 45 лет (n=30): первая группа - женщины от 20 до 35 лет, вторая - женщины от 36 до 45 лет.
Учитывая современную тенденцию позднего формирования семей, женщины 30-34 лет были объединены с женщинами в возрасте от 20 лет [27].
База исследования: ГБУЗ Псковская межрайонная больница.
Научная новизна исследования заключается в конкретизации научного представления о социально-психологических факторах искусственного прерывания беременности. Определены и обоснованы индивидуально-психологические особенности, копинг-стратегии, базисные убеждения, самооценка и психическое состояние женщин, взявших направление на процедуру прерывания беременности. Предложен комплекс методов исследования психологических факторов женщин, решившихся прервать беременность. Данные станут основой для более углубленного изучения психологии беременной женщины.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты имеют значение для осуществления профилактики проявления негативных психологических, личностных, ситуативных причин, провоцирующих принятие женщинами решения о прерывании беременности. Это позволит осуществлять более целенаправленное и адресное консультирование как самих женщин, планирующих прерывание беременности, так и медицинского персонала женских консультаций. Материалы исследования могут быть полезны при разработке лекционных курсов и спецкурсов по психологии развития психологии семейных отношений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (47 отечественных источников, 4 иностранных источника), приложения. Работа содержит 10 рисунков. Общий объём - 85 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Материнство всегда было и будет главной составляющей жизнедеятельности женщины. В нём осознание её высшего предназначения и смысла жизни во всей его полноте. Поэтому проблема прерывания беременности была и останется актуальной всегда.
Целью нашего исследования было выявление социально - психологических факторов, определяющих выбор женщин разных возрастных групп при принятии решения об искусственном прерывании беременности и разработке практических рекомендаций психологам доабортного консультирования.
Конкретизировано научное представление о социально-психологических факторах искусственного прерывания беременности. Определены и обоснованы индивидуально -психологические особенности, копинг-стратегии, базисные убеждения, самооценка и психическое состояние женщин, взявших направление на процедуру прерывания беременности. Предложен комплекс методов исследования психологических факторов женщин, решившихся прервать беременность. Данные станут основой для более углубленного изучения психологии беременной женщины.
Полученные результаты имеют значение для осуществления профилактики проявления негативных психологических, личностных, ситуативных причин, провоцирующих принятие женщинами решения о прерывании беременности. Это позволит осуществлять более целенаправленное и адресное консультирование как самих женщин, планирующих прерывание беременности, так и медицинского персонала женских консультаций. Материалы исследования могут быть полезны при разработке лекционных курсов и спецкурсов по психологии развития психологии семейных отношений.
В результате проведенного исследования, гипотеза о том, что на решение о прерывании беременности оказывают влияние социально-психологические факторы и личностные характеристики женщин, планирующих прерывание беременности; что на копинг-стратегии женщин, решившихся на прерывание беременности, влияют смысложизненные ориентации, самооценка личности, базисные убеждения; что у женщин разных возрастных групп меняется соотношение психологического, личностного и ситуативного обуславливания принятия решения об искусственном прерывании беременности; что решения об искусственном прерывании беременности обусловлено спецификой эмоциональной сферы, подтвердилась полностью, а разработанные рекомендации психологам доабортного консультирования, будут способствовать повышению компетентности специалистов и приобретению навыков эффективного взаимодействия с клиентами.
Таким образом, проблемой является не столько сама беременность, сколько отношение к ней. Поэтому задача психолога или врача акушера - гинеколога заключается в представлении нежеланной беременности с потенциально положительной стороны, подчеркивая в первую очередь радости материнства и стремясь максимально расширить поле восприятия ситуации и видение имеющихся возможностей её разрешения.
По полученным данным были составлены практические рекомендации психологам доабортного консультирования, так как проблемой является не столько сама беременность, сколько отношение к ней. Поэтому первая задача предабортного консультирования - отделить в сознании женщины беременность от предшествующих и сопутствующих проблем. Беременность не создаёт проблем жизни женщины, а только вскрывает те проблемы, которые уже давно существовали. Вторая задача консультирования - выявить истинные мотивы прерывания и сохранения беременности. Третья задача - это совместный анализ личностных и средовых ресурсов беременной, увидеть как женщина оценивает свои ресурсы, в чём видит самую проблемную сторону, и в чём - опору(сильная сторона ситуации).



1. Агарков В.А. Базовые принципы психотерапии последствий психической травмы. Нарушение регуляции возбуждения // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2010. № 1. С. 11-16.
2. Адлер А. О нервическом характере. СПб.: Изд-во, 1997- 338 с.
3. Айвазян Е.Б. и др. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2002. №3. С. 3-9.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. 4¬е изд, испр. И доп. М.: Эксмо, 2009. - 551 с.
5. Белкина Е.А. Этико-философский анализ специфики дилемм биоэтики на примере проблемы прерывания беременности // Научные ведомости Белгородского государственного университета, 2011, №20, С. 243 - 247.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры или Games People Play. What Do You Say After You Say Hello? - М.: ЭКСМО- Пресс, Апрель Пресс, 2001. - 640с.
7. Гасратова А.И., Леут Е.В., Актуальность проблемы аборта. Медицинская и социальная значимость // Международный студенческий научный вестник, 2016, С. 1-10.
8. Гроф С. Холотропное сознание. Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь. - М.: АСТ, 2002. - 272 с
9. Дементий Л.И., Василевская Ю.Г. Особенности копинг-стратегий беременных с разным типом психологического компонента гестационной доминанты / Л.И. Дементий, Ю.Г. Василевская // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2013. - № 1.С. 6-12.
10. Дойч Х. Психоанализ женских сексуальных функций. — М.: ERGO, 2013. - 108с.
11. Колесов Д. В. Нравственность и пол: психологические аспекты. М.: МСПИ: Флинта, 2000. 232 с.
12. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112.
13. Куликов Л. В. Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
14. Куценко О.С. Аборт или Рождение? Две чаши весов. / Пособие для психологов и других специалистов, работающих с женщиной и ее семьей в ситуации репродуктивного выбора. СПб: Любавич, 2011. - 392 с.: с илл.
15. Куценко О.С. Отношение матери беременной женщины как фактор, влияющий на решение о рождении ребенка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Социальная психология. 2010. Выпуск № 136. С. 163 - 173.
16. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 2000. -18 с.
17. Летягина С.К. Сравнительный анализ социально -психологических факторов удовлетворительности браком в русских и осетинских семьях. Изв. Сарат. ун-та. 2012. Т. 1. Сер. Акмеология образования. Психология развития, вып. 3. С. 36-40.
18. Малюченко И.Ю. Психологическая помощь при постабортном синдроме и перинатальных потерях // Перинатальная психология и психология родительства. 2008. № 2. С. 84-92
19. Методическое письмо Минздрава России от 17.07.2017 № 15-4/10/2-4792 «Психологическое консультирование женщин, планирующих искусственное прерывание беременности».
20. Мустафаева А., Мамедов В., Медицинское право - составная часть биоэтики и новое направление юридической науки // Журнал-Евразийская адвокатура. 2013, № 6. С. 78-86.
21. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2013. - 416 с.: ил.
22. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова- Бочавер // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 5. - С. 20-30.
23. Основы психологической безопасности [Электронный ресурс].
Часть 3. Раздел: Становление воителя. - Режим доступа:
http://becmology.ru/blog/ warrior/security_intro03.htm#m10
24. Падун М.А., Котельникова А.В. Методика исследования базисных убеждений личности. Лаборатории психологии и психотерапии посттравматического стресса ИПРАН, Москва. 2007 г. - 206 с.
25. Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела. Издательство: Восточно-Европейский Институт Психоанализа. 2000 г., - 198 с.
26. Петрова Н.Н. Психологические факторы искусственного прерывания беременности // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2006. - Сер. 11, Вып. 3. - С. 120-124.
27. Пренатальные факторы риска. Приказ Минздрава СССР от
22.04.1981 №430 «Об утверждении инструктивно-методологических
указаний по организации работы женской консультации».
28. Психологическое доабортное консультирование. Методические рекомендации. Москва: «Центр общественных инициатив», 2009. -70 с.
29. Радзинский В.Е. Акушерская агрессия. / М.: Изд#во журнала Status Praesens, 2011,- 688 c.
30. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М.: Бахрах-М, 2011.- 672 с.
31. Ранк О. Травма рождения и её значение для психоанализа. - М.: «Когито-Центр», 2009. - 239 с.
32. Саввина О.В. Причины легализации абортов в ХХ веке и современные дебаты о моральной допустимости абортов // Журнал - научная статья,2014, №3, 20-28 с.
33. Севитова Н.Е.. Право на жизнь: аборт как этическая проблема современного общества // Научный журнал NovaInfo, 2016, №48, С. 35-41.
34. Сидорова Т.В., Аборт как социальное явление // Вятский медицинский вестник, 2009, №1 , - 145 с.
35. Турецкая Г.В. Женщина и работа: Совмещение работы и семьи различными категориями работающих женщин // Социологические исследования. 2001. №1.С. 181-186.
36. Филимонов С.В., Микиртичян Г.Л., Отношение врачей и населения к проблеме аборта и статуса эмбриона // Журнал акушерства и женских болезней , 2004, №3. С. 47-51.
37. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с
38. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / пер. с нем. М.: ООО «Фирма СТД», 2003,- 623с.
39. Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. — М.: Педагогика, 1990. - 156с.; СПб.: Азбука, 2001. - 221с.
40. Хантер А. Развитие терапии родовых и внутриутробных травм / А. Хантер, Ш. Уорд // Пренатальная терапия. - М., 1998. - С. 113-145.
41. Хеллингер Б. Порядки любви. Как жизнь и любовь удаются вместе. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2013. - 360 с.
42. Хорни К. Психология женщины. Самоанализ. - СПб: Питер, 2013. - 320 с.
43. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб., 2000. - 609 с.
44. Шайгородский Ю. Ж. Точка отсчета. - Омск, 1992. - С. 19-22.
45. Эльячефф К., Эйниш Н. Дочки-матери. 3-й лишний? Институт общегуманитарных исследований: Изд - во «Кстати», 2006.- 430 с.
46. Эриксон Э. Проблема эго-идентичности // Реферативный журнал, серия «Социология». 1991. № 2. С. 159.
47. Якухина В.И. Особенности детерминации решения о прерывании
беременности у женщин разных возрастных групп // Вестник ГУУ. 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-determinatsii-resheniya-o-
preryvanii-beremennosti-u-zhenschin-raznyh-vozrastnyh-grupp (дата обращения: 06.10.2019)
48. Epstein S. Cognitive-experiential, an integrative psychodynamic theory of personality // Bulletin of the Academy of Clinical Psychology. 2003. V.9. P.5¬10.
49. Janoff-Bulman R. Rebuilding shattered assumptions after traumatic life events: coping processes and outcomes // Coping: The psychology of what works / Ed. C.R. Snyder. NY: Ox-ford University Press, 1998.
50. Maslow A.H. Neurosis as a Failure of Personal Growth // Humanitas. - 1966, III.
51. Psylab.info - энциклопедии психодиагностики. Гиссенский личностный опросник.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ